Карл поланьи

Библиография

  • 1957: (en) « Семантика использования денег », «Исследования», перепечатано в Дж. Далтоне (реж.): « Примитивные, архаичные и современные экономики: эссе Карла Поланьи », Гарден-Сити, Нью-Йорк, Даблдей, 1968.
  • 1960: (en) « Сравнительный анализ экономических институтов в древности с иллюстрациями из Афин, Микен и Алаки » в CH Kraeling, RM Adams (реж.), City Invicible: симпозиум по урбанизации и культурному развитию на древнем Ближнем Востоке, Издательство Чикагского университета.
  • 1963: (en) « Торговые порты в ранних обществах », Журнал экономической истории, 23, 1963 г., напечатано в Дж. Далтоне (реж.) « Примитивная, архаическая и современная экономика», «Очерки Карла Полани», Гарден-Сити, Нью-Йорк, Даблдей, 1968 .
  • 1966: (в) « Дагомея и работорговля », в сотрудничестве с А. Ротштейном, Сиэтл, Лондон, Вашингтонский университет Press.
  • 1971: « Два значения экономики Карла Менгера » в исследовании Г. Далтона (реж.) По экономической антропологии, Вашингтон, округ Колумбия, Американская антропологическая ассоциация.
  • 1977: (en) « Средства к существованию человека », Academic Press Edition, New-York (см. Ниже французский перевод, опубликованный в 2011 году).
  • 2008: (фр) « Очерки Карла Поланьи », предисловие Микеле Кангиани и Жерома Мокуранта, постскриптум Алена Кайе и Жана Луи Лавиля, изд. du Seuil, 584 стр.,.
  • Жеральд Берта, «Экономика в вопросе — позиция Карл Поланьи», Revue дю Мосс, п о  18, старых сериях, стр.  53-105 и «Homo-polanyiensis — Дихотомия или тотальность? », Вестник МАУСС, 19, старая серия, с.  115-139, 1986.
  • Fallace экономизма, перевод выписки из средств к существованию Человек, HW Pearson, Revue дю Мосса, п о  18, старые серии, стр.  11-26 .
  • Жером Мокуран, Жан-Мишель Сервет и Андре Тиран, La modernité de Karl Polanyi, L’Harmattan, колл. «Социальная логика», 1998.
  • Жером Мокурант, «Чтение Карла Поланьи», L’Economie politique, № 12 2001/4, с.  С 90 на 106.
  • Жером Maucourant, «Карл Поланьи, интеллектуальная биография», Revue дю Мосс, п о  29 2007/1, стр.  От 35 до 62.
  • Жером Мокуран: «Вы читали Поланьи? », Champs Essais — Flammarion, ( ISBN   ) .
  • Николя Бриссет, «Назад к разочарованию: Поланьи, или экономическая наука, рассматриваемая как институт, влияющий на эволюцию экономических систем», European Journal of Social Sciences, vol. 50, п о  1, стр.  7-39 .
  • Жан-Мишель Сервет, «Денежный институт общества согласно Карлу Поланьи», Revue Economique (44), 6, ноябрь 1993 г., с.  1127-1149 .
  • Жан-Мишель Сервет (под руководством), «La modernité de Karl Polyanyi», éd. L’Harmattan, PAris, 1998 г.,
  • Айше Buğ, «Карл Поланья и институциональное разделение между политикой и экономикой,» политическими причинами, п о  20, 2005/4, стр.  37-56 .
  • Хо, Му-Чжон (2016) 170 экономистов и финансовая реформа: основы Маркса, Веблена, Грамши и Поланьи (исследование политической экономии и развития, том 001), Сеул: Booklab Publishing Co. ( ISBN  979-11-87300) -43-4 ) (93320), 382 стр.
  • Ален Кайе и Жан-Луи Laville, «Actualite де Карл Поланьи», Revue дю Мосса, п о  29 2007/1, стр.  80-109 .
  • Николас Постел и Ричард Собел, «Экономика и рациональность: вклады и пределы Polanyian подхода», Cahiers d’économie Politique, п о  54 2008/1, стр.  121 по 148.
  • Ричард Собел, «Бездумная экономика без Мосса и с Поланьей», L’Homme и др ли société, п о  156-157 2005 / 2-3, стр.  169 до 183.
  • (ru) Кари Поланьи-Левитт, Жизнь и творчество Карла Поланьи: праздник, Black Rose Books,1990 г., 264  с.

В Вене

С 1924 по 1933 год он работал старшим редактором престижного журнала Der Österreichische Volkswirt (Австрийский экономист). Именно в это время он впервые начал критиковать австрийскую школу экономистов, которые, по его мнению, создавали абстрактные модели, упускающие из виду органическую, взаимосвязанную реальность экономических процессов. Сам Поланьи увлекался фабианством и работами Г. Д. Х. Коул. Именно в этот период Поланьи заинтересовался христианским социализмом.

. Он женился на коммунистической революционерки Илоне Дучиньской польско-венгерского происхождения.

Ссылки

  • Фред Блок, «Двойное движение Поланьи и реконструкция критической теории», Revue Interventions économiques , 38 | 2008 г., mis en ligne le 01 декабря 2008 г., Consulté le 13 juillet 2021. URL: Двойное движение Поланьи и реконструкция критической теории , doi10.4000/interventionseconomiques.274
  • Макробби, Кеннет, изд. (1994), Человечество, общество и обязательства: о Карле Поланьи , Black Rose Books Ltd., ISBN 1-895431-84-0
  • Макробби, Кеннет; Поланьи-Левитт, Кари, ред. (2000), Карл Поланьи в Вене: современное значение Великой трансформации , Black Rose Books Ltd., ISBN 1-55164-142-9
  • Менделл, Маргарита; Сале, Даниэль (1991), Наследие Карла Поланьи: рынок, государство и общество в конце двадцатого века , St. Martins Press, ISBN 0-312-04783-5
  • Поланьи-Левитт, Кари, изд. (1990), Жизнь и творчество Карла Поланьи: праздник , Black Rose Books Ltd., ISBN 0-921689-80-2
  • Стэнфилд, Дж. Рон (1986), Экономическая мысль Карла Поланьи: жизнь и средства к существованию , Macmillan, ISBN 0-333-39629-4
  • Дейл, Гарет (2010), Карл Поланьи: пределы рынка , политика, ISBN 978-0-7456-4072-3
  • Дейл, Гарет (2016), Реконструкция Карла Поланьи , Pluto Press, ISBN 978-0745335186
  • Дейл, Гарет (2016), Карл Поланьи: жизнь слева , издательство Колумбийского университета, ISBN 978-0231176088

Примечания

  1. Encyclopædia Britannica (Чикаго: Encyclopædia Britannica Inc. 2003) том 9. стр. 554
  2. есть медиафайлы по теме Карла Поланьи . Оксфордский справочник . Проверено 26 июля 2021 г.
  3. Например, Моррис Сильвер, «Перераспределение и рынки в экономике Древней Месопотамии: обновление Поланьи», Antiguo Oriente 5 (2007): 89–112.
  4. «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 27 ноября 2012 г.
  5. Дейл, Гарет. 2016. Карл Поланьи: Жизнь слева. Нью-Йорк, США и Чичестер, Великобритания: издательство Колумбийского университета.
  6. Дейл, Гарет. 2016. Карл Поланьи: Жизнь слева. Нью-Йорк, США и Чичестер, Великобритания: издательство Колумбийского университета. стр. 13.
  7. Поланьи, Карл (1940). «Карл Поланьи: пять лекций о современной эпохе трансформации — список тем из серии лекций». Беннингтон Колледж. hdl11209/8502 .
  8. Ли, Роберт Д. (25 сентября 1940 г.). «Письмо президента Роберта Девора Ли Питеру Друкеру». Беннингтон Колледж. hdl11209/5449 .
  9. Ли, Роберт Д. (25 сентября 1940 г.). «Уход цивилизации 19 века (лекция № 1 из 5)». Беннингтон Колледж. hdl11209/5449 .
  10. Поланьи, Карл (1940). «Тенденция к интегрированному обществу (лекция № 2 из 5)». Беннингтон Колледж. hdl11209/8515 .
  11. Поланьи, Карл (1940). «Разрушение международной системы (лекция № 3 из 5)». Беннингтон Колледж. hdl11209/8516 .
  12. Поланьи, Карл (1940). «Америка — исключение? (Лекция № 4 из 5)». Беннингтон Колледж. hdl11209/8517 .
  13. Поланьи, Карл (1940). «Марксизм и внутренняя история русской революции». Беннингтон Колледж. hdl11209/8518 .
  14. Боас, Джордж; Фергюссон, Фрэнсис; Паттерсон, Маргарет; Чепмен, Дуайт; Хардман, Иветт; Кувенховен, Джон; Луенинг, Отто; Поланьи, Карл; Штейн, Пег; Трумэн, Дэвид; Смит, Брэдфорд; Уиттингхилл, Морис (апрель 1941 г.). «Список докладчиков и тем из серии лекций о гуманизме» . Беннингтон Колледж. hdl11209/8501 .
  15. Поланьи, Карл; Фергюссон, Фрэнсис; Мендерсхаузен, Хорст; д’Эстурнель, Поль; Друкер, Питер Ф .; Хэнкс, Люсьен; Форбс, Джон Д. (1943). «Серия лекций Беннингтонского колледжа, 1943 г. — Список докладчиков и тем серии лекций» . Беннингтон Колледж. hdl11209/8499 .
  16. Поланьи, Карл (1935). Льюис, Джон; Поланьи, Карл; Китчин, Дональд К. (ред.). «Сущность фашизма» . Христианство и социальная революция . Лондон: Виктор Голланц Лимитед. стр. 359–394.

Примечания и ссылки

  1. Academic Press Éditions, Нью-Йорк, 1977.
  2. Введение (страница IX) к его французскому переводу La Subsistence de Hommes, Paris Flammarion, 2011
  3. выражение — это название последней главы Великой трансформации op. cit
  4. Жером Мокурант, «  Карл Поланьи, интеллектуальная биография  », Revue du Mauss ,2007 г.
  5. Цитата Илоны Дучинской Поланьи в заметке о жизни Карла Поланьи (с.XXIII) в «Выживании человека» Flammarion Paris 2011
  6. Примечание Х. Пирсона стр. XXIV, в «Выживании человека», op. соч.
  7. Документы, собираем. идти. цитируется Илоной Дучинской Поланьи, op. соч.
  8. op. соч.
  9. Документ из коллекции. идти. цитирует Илона Дучинска Поланьи, op. соч.
  10. Дональд Китчен и Карл Поланьи (реж.) «Христианство и социальная революция», Лондон, 1935, Left Book Club 1937.
  11. Илона Дучинская Поланьи, op. соч.
  12. Карл Поланьи: Великая трансформация, трад К. Маламуд и М. Анджено, Париж Галлимар, 1983 г.
  13. Glecoe, III, Free Press и Falcon’s Wing Press, 1957 г.
  14. К. и А. Ривьер Париж Ларусс, 1975
  15. Илона Дучинска Поланьи, примечание в предисловии (стр. XXXIV) к введению к «La subsistence de l’Homme» Flammarion Paris 2011
  16. Современная экономическая мысль, La Documentation Française п о  363, июль-август 2011, с.  23 статья: Эволюция инакомыслия в экономике Кристофа Лавиала, Университет Орлеана
  17. ↑ и Кристоф Лавиаль, соч. соч.
  18. К. Поланьи, Великая трансформация, Галлимар, Париж, 1983, 2- я  часть, с.  121
  19. Карл Поланьи ( пер.  Кэтрин Маламуд и Морис Анжено), Великая трансформация: в политических и экономических истоках нашего времени , Пэрис, Галлимар ,1983 г., 419  с. ( ISBN  978-2-07-021332-0 ), стр.  54
  20. Франк Бессис, Изабель Хилленкамп. Социально-солидарная экономика и экономика условностей. Хиез, Дэвид; Lavillunière, Эрик;. К теории социальной и солидарной экономики, Ларсье (Брюссель), стр. 231-246, 2013, Закон и социальная и солидарная экономика, 978-2-8044-5336-7. halshs-00955820

Credits

New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:

Karl_Polanyi  history

The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:

History of «Karl Polanyi»

Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.

Publications

  • Polanyi, K. 1957 (original 1944). The Great Transformation: The Political and Economic Origins of Our Time. Beacon Press by arrangement with Rinehart & Company Inc., Boston.
  • Polanyi, K., C.M. Arensber, and Harry W. Pearson. 1957. Trade and Market in the Early Empires: Economies in History and Theory. Glencoe, Illinois: The Free Press.
  • Polanyi, K. and A. Rotstein. 1966. Dahomey and the Slave Trade: An Analysis of an Archaic Economy. George Dalton. Seattle, Wash.
  • Polanyi, K. 1967. Tribal and Peasant Economies: Readings in Economic Anthropology. George Dalton, New York.
  • Polanyi, K. 1968. Essays—Primitive, Archaic and Modern Economies: Essays of Karl Polanyi. George Dalton. Garden City, N.Y.
  • Polanyi, K. 1968. Primitive, archaic and modern economies: Essays of Karl Polanyi. Garden City, NY: Anchor Books.

Карьера[править]

Карл Поллачек родился 21 октября 1886 года в Вене в еврейской семье. Отец — Михай Поллачек родился в местечке Длха на Орави (Словакия) в богатой еврейской семье выходцев из Ужгорода, участвовал в сооружении значительной части железнодорожной системы Венгрии, в 1899 году практически обанкротился. Мать Поланьи — Сесилия Вол родилась в Российской империи. Дед по материнской линии — Андреас Вол — был раввином; отказавшись от должности главного раввина Вильнюса он оставался религиозным историком и просветителем. Младший брат — Майкл Полани — химик и философ; племянник — Джон Чарлз Полани — также химик; племянница — Ева Цайзель — скульптор и дизайнер.

В 1904 году с семьёй переехал в Будапешт, где семья изменила фамилию на венгерский манер — Полани (Поланьи) вместо Поллачек.

В 1908 году получил степени доктора философии, в 1912 году получил степень в области права в Будапештском университете.

Активно участвовал в левом молодёжном движении, был инициатором создания радикального «Клуба Галилей». Встречался с Дьёрдем Лукачем, Карлом Мангеймом и др.

В −1912 годах работал у своего дяди в юридической фирме, однако разочаровался в призвании юриста и занялся журналистикой, сотрудничал в левобуржуазном издании «Свободная мысль» (Szabadgondolat).

В 1914 году находился в числе основателей Венгерской радикальной партии и стал её секретарём.

В −1917 годах, в период Первой мировой войны служил офицером кавалерии в австро-венгерской армии, сражался на русском фронте.

Участвовал в буржуазно-демократической «революции астр», примыкал к Венгерской социал-демократической партии, поддерживал правительство Михая Каройи.

Во время Венгерской советской республики находился в Вене, где остался после установления в Венгрии режима Миклоша Хорти.

В −1933 годах работал редактором Der Oesterreichische Volkswirt, где, находясь на христианско-социалистических позициях, выступал с критикой австрийской политэкономической школы.

В 1933 годах эмигрировал из Австрии в Великобританию.

С 1937 года вёл лекции в Лондонской ассоциации рабочего движения, затем преподавал социально-экономическую историю на заочных отделениях Оксфордского и Лондонского университетов.

В 1940 году переехал в Соединённые Штаты.

В книге «Великая трансформация» 1944 года Карл Поланьи утверждает, что саморегулирующий рынок не может функционировать без рыночных механизмом, которые не могут возникнуть из саморегулирующего рынка. Возникновение рыночных механизмов из природы человека утопична, так как разделение труда обусловлено различиями, заданными полом, географией и индивидуальными способностями. Склонность человека к торгу и обмену апокрифична. Внутренняя торговля возникла благодаря вмешательству государства. Принципы поведения институционализировались не с помощью экономики, а с помощью социальной организации:

Принципы Взаимность (реципрокность) Перераспредление (редистрибуция) Домашнее хозяйство
1 Базовая модель Симметрия Центричность Автаркия
2 Сфера действия Семья Общество Замкнутая группа (семья, поселение или феодальное поместье)
3 Цель Воспроизводство семьи Воспроизводство общества Воспроизводство группы
4 Связи Родственные Территориальные Родственные и территориальные
5 Регулятор процессов Магия и традиционный этикет Обычаи и закон Глава хозяйства (в соответствии с традициями)
6 Обмен Горизонтальный Вертикальный Взаимный

В −1953 годах — преподаватель в Колумбийском университете.

Ввиду того, что жене Поланьи, революционерке Илоне Дучинской, которая принимала участие в коммунистическом движении в Венгрии, был запрещен въезд в Соединённые Штаты, Поланьи с 1950 года жил в Канаде, неподалеку от границы и ездил на работу в США.

В книге Поланьи «Экономика как институционально оформленный процесс» 1957 года выделяются 3 стадии отношений обмена:

  • реципроктность, или взаимный обмен на натуральной основе;
  • редистрибуцию как развитую систему перераспределения;
  • товарообмен, лежащий в основе рыночной экономики.

В октябре 1963 года нанёс визит в социалистическую Венгрию, где выступил в Венгерской академии наук с курсом лекций по экономической социологии.

Умер 23 апреля 1964 года в Пикеринге, провинция Онтарио.

Последняя его монография, «Дагомея и работорговля» 1966 года, была опубликована посмертно.

Biography

In continental Europe

Karl Paul Polanyi was born in Vienna, Austria, in 1886. His younger brother was Michael Polanyi, chemist and philosopher. The son of a prominent member of a Hungarian bourgeoisie, Polanyi was well educated despite the ups and downs of his father’s fortune, and he immersed himself in Budapest’s active intellectual and artistic scene.

Karl Polanyi founded the radical and influential Galilei Circle while at the University of Budapest. During this time, he was actively engaged with other notable thinkers, such as Georg Lukács, Oscar Jászi, and Karl Mannheim. Polanyi earned his Ph.D. in philosophy in 1908, and graduated in law in 1912. In 1914, he helped found the Hungarian Radical Party and served as its secretary.

He was a cavalry officer in the Austro-Hungarian army in World War I, but was discharged after an injury. After the war, he returned to Budapest where he became politically active once again. Polanyi supported the Republican government of Mihály Károlyi and its Social Democratic regime.

When Béla Kun toppled the Karolyi government, Polanyi was forced to flee to Vienna. There he worked as a journalist, writing economic and political commentary for (among others) the prestigious Der Oesterreichische Volkswirt. It was at this time that he first began criticizing the Austrian school of economists, who he felt created abstract models which lost sight of the concrete reality of economic processes. Polanyi himself was attracted to Fabianism and the works of G.D.H. Cole. During this period, Polanyi also grew interested in Christian Socialism.

In England and the United States

Polanyi fled Austria in 1933, when the short-lived Austrian Republic began to collapse and the fascist influence began to grow. He moved to London, where he earned a living working as a journalist and tutor. Polanyi also conducted the bulk of his research for what would later become The Great Transformation. He did not start writing this work until 1940, however, when he moved to New York City to take up a position at Bennington College. It was published in 1944, to great acclaim.

After the war, Polanyi received a teaching position at Columbia University. However, his wife’s background as a former communist made gaining an entrance visa in the United States impossible. As a result, they moved to Canada, and Polanyi commuted to New York City.

In the early 1950s, Polanyi received a large grant from the Ford Foundation to study the economic systems of ancient empires. His seminar in Columbia drew several famous scholars and influenced a generation of teachers, eventuating in the 1957 volume Trade and Market in the Early Empires. Polanyi continued to write in his later years and established a new journal, entitled Coexistence. He died in 1964, in Pickering, Ontario, Canada.

В Лондоне

Поланьи попросили уйти из Der Oesterreichische Volkswirt, потому что либеральный издатель журнала не смог удержать выдающегося социалиста после прихода Гитлера к власти в январе 1933 года и приостановления его полномочий. австрийского парламента нарастающей волной клерикального фашизма в Австрии. В 1933 году он уехал в Лондон, где зарабатывал на жизнь журналистом и преподавателем, а в 1936 году получил должность лектора в Рабочей образовательной ассоциации. В его лекциях содержались исследования того, что позже стало Великая трансформация. Однако он не начал писать эту работу до 1940 года, когда он переехал в Вермонт, чтобы занять должность в Беннингтон-колледже. Книга была опубликована в 1944 году и имела большой успех. В нем Поланьи описал процесс огораживания в Англии и создание современной экономической системы в начале XIX века.

Legacy

Polanyi is remembered today as the originator of a substantivist approach to economics, which emphasized the way economies are embedded in society and culture. This worked against mainstream economics, but became popular in anthropology and political science.

In the years after publication of The Great Transformation, having described the emergence of the modern economic system, Polanyi now sought to understand how «the economy» emerged as a distinct sphere in the distant past. Polanyi and a number of colleagues and students expanded his analysis of the forms of economic integration, and produced the collection of essays published as Trade and Market in the Early Empires (1957).

Both books present Polanyi’s understanding of what made the economies of the nineteenth and of the twentieth centuries so different, and with such far-reaching consequences. Polanyi created a way of thinking about economies and societies that has had substantial impact on economic history, anthropology, and the study of the ancient Mediterranean.

Despite its critics and flaws, The Great Transformation remains important as a highly original contribution to the understanding of the Western past; it has been and is important in methodological debates in the social sciences. Beyond that, Polanyi’s work is likely to remain a valuable guide to the economic history of human development.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Великая трансформация»

Карла
Поланьипрошлое, настоящее, будущее«Великая трансформация» Карла Поланьи:

прошлое, настоящее, будущее / Под общ. ред. проф. Р.М.Нуреева; Гос.

Ун-т – Высшая школа экономики. — М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006.-406 с..

Выполнил: Кохановская Юлия Э-1706

экономики по отношению в обществеВыполнил: Кохановская Юлия Э-1706Не внедренная экономика

отделена от остального общества, его политической системы. Производство и распределение благ осуществляется посредством саморегулирующейся системы рынков, руководствующейся в свою очередь законами спроса и предложения, приводится в движение перед страхом голода и стремлением к прибыли.Отличие внедренной от невнедренной экономики в общество есть вопрос степени.

человека или государства; он не нуждается ни в каких других

стимулах, кроме страха перед нищетой и стремления к законной прибыли, не требует никаких юридических предпосылок, кроме защиты собственности и выполнения контракта. Если заданы распределения ресурсов, покупательная сила, а также индивидуальные шкалы предпочтений, результатом будет оптимальное удовлетворение потребностей для всех» «Великая трансформация» Карла Поланьи: прошлое, настоящее, будущее / Под общ. ред. проф. Р.М.Нуреева; Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. — М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006., с. 105

Выполнил: Кохановская Юлия Э-1706

в то время как древнее-на статусеВыполнил: Кохановская Юлия Э-1706

und Gesellschaft»1888г.

Слайд 11Причины отсутствия концепции экономики:1. Единство и связь факторов не

отражается в сознании людейВыполнил: Кохановская Юлия Э-17062. Там, где физическая

площадка жизни человека не может быть идентифицирована с какой-либо стороной экономики, его место проживания-домашнее хозяйство с его материальным окружением-не имеет значительного отношения к экономике.

3. Отсутствие в обществе понятия количественность

Э-17065. Экономические сделки едва ли возникают в сообществах, организованных по

принципу родства

6. Услуги, а не товары составляют богатство

7. Преимущества обладания богатством:Честь и престижБезопасность жизни и сохранность тела в целостностиСобственно богатство

8. Agatha –величайшая жизненная ценность

9. Самодостаточность человеческих существ достигается, когда «предметы первой необходимости» физически доступны

существующее на разных уровнях внутри всех действующих групп людей => социологический подход.

Слайд 15Естественная торговля и справедливая цена Kapelike — коммерческая торговля

Kapelos –розничный торговец Договорные цены-результат переговоров Выполнил: Кохановская Юлия Э-1706

Слайд 16Обмен эквивалентовAllage – «обмен», но metadosis – «дать долю,

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: