Что такое бихевиоризм: 7 главных принципов, плюсы и минусы

Кто является основоположником бихевиоризма?

Согласно историческим записям, основателем бихевиоризма считается Джон Уотсон (США).

Великий учёный, Иван Павлов был одним из тех, кто задал направление будущему разделу психологии. Он посвятил жизнь изучению рефлексов и создал целую науку. Подробнее в статье эксперимент «Собака Павлова». Некоторые идеи, которые позже использовали бихевиористы были озвучены ещё в 19 веке. Э. Торндайк стал первооткрывателем «закона эффекта». Суть опытов заключалась в том, что животные искали выход из лабиринтов и получали награду. Постепенно они осваивали заученный маршрут и безошибочно решали задачу.

Позже закономерности поведения исследовали и другие учёные. Б.Ф. Скиннер основал радикальный бихевиоризм, в основу которого легло утверждение, что побуждения и мысли находятся под тем же контролем что и внешнее поведение.

В целом Бихевиоризм совмещает несколько областей: методологию, философию и психологию. Его возникновению способствовало то, что психология оказалась бессильна в некоторых случаях и в ней не находилось объяснения некоторым явлениям. Он «привязал» нерациональную науку (на тот момент психологию) к материализму. Именно поэтому поначалу идеи встретили холодно и с недоверием, но постепенно бихевиоризм завоевал весь мир.

Сначала идеи, озвученные Уотсоном и Скиннером показались чрезмерно циничными, поскольку опускали человека до «интеллектуально развитого животного», которое всё ещё живёт по диким законам природы. Ещё один минус этой философии в том что она игнорирует самоопределение, творческое начало и сознание. Все мысли, фантазии и мечты не имеют связи с реальностью и их изучение почти невыполнимо.

Суть подхода, плюсы и минусы

Теория бихевиоризма важным определяющим фактором поведенческих реакций человека и животных считает стимул, в качестве которого может выступать любое внешнее воздействие.

Со временем сторонники поведенческого подхода осознали ограниченность разработанной ими теории. Однако это направление психологии нельзя считать неактуальным. Сегодня бихевиоризм кратко применяется в психотерапии и ряде других прикладных наук, связанных с изучением социального взаимодействия людей.

Внимание! Противопоставление бихевиоризму в психологии – это концепция когнитивного подхода, где основным объектом изучения являются интеллектуальные способности и мыслительная деятельность. Как самостоятельное течение, бихевиоризм в психологии имеет следующие плюсы:. Как самостоятельное течение, бихевиоризм в психологии имеет следующие плюсы:

Как самостоятельное течение, бихевиоризм в психологии имеет следующие плюсы:

Предметом исследования данного направления являются поведенческие реакции. Для того чтобы их зафиксировать, в исследованиях применяются метод наблюдения и описательная статистика. На фоне альтернативных подходов к изучению человека бихевиоризм оперирует реальными фактами, которые исследователь видит.

Поведенческие реакции

  • Открытие нового в поведении, определение причин поведенческих реакций осуществлялись в ходе специально организованного эксперимента, где четко продумывались условия. Это давало возможность сравнения результатов у разных групп испытуемых.
  • Психологические особенности личности изучались в этой школе объективно. Наблюдение, в отличие от интроспекции, позволяло экспериментатору не вмешиваться в протекание исследования, а только констатировать и описывать увиденное.

Несмотря на ряд достоинств, данная научная концепция обладает некоторыми недостатками:

Исследователи не выделяли различий в поведении животных и человека. Определенные сходства между организацией психической жизни животных и людей есть, но это не дает права их уравнивать. Так, например, животным, как и людям, доступны некоторые эмоциональные переживания, но при этом способность к эмпатии является исключительно человеческим проявлением. Авторы подхода полностью игнорировали сознание как рациональное звено социальной активности человека. Идея концепции состояла в изучении стимулов поведения. Однако без учета способности людей к рассуждению и анализу ситуации такая схема объяснения поведения выглядит однобокой. Мотивационный блок личности и ее ценностные ориентации игнорировались. Поведение сводилось к совокупности действий человека

Его потребности, желания и эмоции не рассматривались в качестве причин тех или иных действий

Социальные основания поведенческих реакций не принимались во внимание. При этом наблюдать своеобразие поведенческих проявлений можно только в условиях межличностного взаимодействия

Если человек находится в одиночестве, он не будет проявлять эмоциональность и свойственные ему типологические особенности деятельности. Ученые полагали, что на одинаковые внешние воздействия реакции людей будут схожими. Индивидуальность личности и ее способность сознательно выбрать вариант реагирования не принимались в учет.

Бихевиоризм в социологии

был вос­при­нят в вер­сии Б. Ф. Скин­не­ра, осо­бен­но в час­ти его ме­то­до­ло­гич. раз­мышле­ний и ар­гу­мен­ти­ро­ван­ной кри­ти­ки кон­цеп­ций «ав­то­ном­но­го че­ло­ве­ка», «внут­рен­не­го го­мун­ку­лу­са», в ко­то­рых эти ме­та­фо­ры ут­вер­жда­лись в ка­че­ст­ве пер­во­при­чи­ны че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти. По его мне­нию, эти кон­цеп­ции свя­за­ны с оши­боч­ной трак­тов­кой гу­ма­низ­ма как са­мо­дос­та­точ­но­го ин­ди­ви­дуа­лиз­ма, ко­то­рая ос­но­ва­на на про­ти­во­пос­тав­ле­нии сво­бо­ды и дос­то­ин­ст­ва че­ло­ве­ка де­тер­ми­низ­му и на­ту­ра­лиз­му «нау­ки о по­ве­де­нии». Они ис­хо­ди­ли из пред­по­ло­же­ния о том, что внут­рен­ние (мен­таль­ные) при­чи­ны че­ло­ве­че­ских по­ступ­ков име­ют пря­мое от­но­ше­ние к сво­бо­де во­ли. Ины­ми сло­ва­ми, пси­хич. при­чи­ны по­лу­ча­ли не­кое мо­раль­ное пре­иму­ще­ст­во в срав­не­нии с внеш­ни­ми ус­ло­вия­ми дей­ст­вия. Но с по­мо­щью от­сы­лок к же­ла­ни­ям и убе­ж­де­ни­ям не­ви­ди­мо­го «внут­рен­не­го че­ло­ве­ка» не­воз­мож­но объ­яс­нить или пред­ска­зать ре­аль­ное по­ве­де­ние, мож­но толь­ко опи­сать его в дру­гих тер­ми­нах. Об­ра­ще­ние Б. в скин­не­ров­ском ва­ри­ан­те к при­чин­но-след­ст­вен­ным взаи­мо­свя­зям по­ступ­ков лю­дей с их ма­те­ри­аль­ным и со­ци­аль­ным ок­ру­же­ни­ем от­кры­ло пер­спек­ти­вы для со­ци­аль­ной ин­же­не­рии и на­уч. про­ек­ти­ро­ва­ния со­ци­аль­ных прак­тик и ин­сти­ту­тов (как и воз­мож­но­сти для ма­ни­пу­ли­ро­ва­ния би­хе­вио­ри­ст­ски­ми тех­но­ло­гия­ми со­ци­аль­но­го кон­тро­ля).

Скин­не­ров­ская вер­сия Б. по­лу­чи­ла раз­ви­тие в со­цио­ло­гич. тео­ри­ях об­ме­на, пре­ж­де все­го в не­оби­хе­вио­ри­ст­ской тео­рии со­ци­аль­но­го об­ме­на Дж. К. Хо­ман­са, а так­же в кон­цеп­ци­ях П. М. Блау, Р. М. Эмер­со­на (1925–82, США), Дж. С. Ко­ул­ме­на и др. Для вы­яв­ле­ния за­ко­но­мер­но­стей со­ци­аль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия на меж­лич­но­ст­ном и меж­груп­по­вом уров­не за­ко­но­мер­но­сти би­хе­вио­ри­ст­ской пси­хо­ло­гии при­ме­ня­лись к си­туа­ции, ко­гда внеш­ним ок­ру­же­ни­ем ста­но­вит­ся кон­крет­ное «со­ци­аль­ное ок­ру­же­ние» – дру­гой че­ло­век (или груп­па), а уча­ст­ни­ки взаи­мо­дей­ст­вия, об­ла­даю­щие от­ли­чаю­щи­ми­ся ре­сур­са­ми, «под­кре­п­ля­ют» друг дру­га не толь­ко ма­те­ри­аль­ны­ми, но и со­ци­аль­ны­ми бла­га­ми, в т. ч. по­хва­лой, вни­ма­ни­ем, день­га­ми, ус­лу­га­ми, ус­туп­ка­ми.

Концепция школы бихейвиоризма (по Уотсону).

Джон Бродес Уо́тсон (1878-1958) — американский психолог, основатель бихевиоризма (от англ. behavior — поведение) — одной из самых распространённых теорий в западной психологии XX века.

• «Подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения до смерти».
• Все, что происходит внутри сознания, нельзя научно зарегистрировать и измерить.
• Объективно изучать и регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и
те стимулы—ситуации, которые эти реакции обуславливают.
• Задача психологии – установить однозначные отношения между стимулами и реакциями.
• Решение этой задачи позволит предсказывать, контролировать и управлять поведением
человека.

1.Исключение сознания как предмета исследования из психологии.
2.Сознание — это термин, позволяющий сохранить в замаскированной форме старое религиозное понятие «души».
3.Явления поведения могут быть наблюдаемы так же, как и объекты других естественных наук и изучаться с помощью общих методов естественных наук: наблюдения, эксперимента.
4.При объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувством, ощущением, воображением, волей.
5.Термины старой психологии не указывают на подлинные феномены психики и должны быть исключены из описания деятельности человека.
6.Метод интроспекции не научен.
7.Человек – реактивное существо, действия и поступки которого есть реакция на внешние воздействия.

Эксперимент Уотсона

Классический пример исследований Уотсона. Исследуется реакция страха маленького мальчика, которому 11 мес. Как только Уотсон создаст реакцию, он сразу же будет её убирать. Названо по имени испытуемого, мальчика Альберта. Уотсон любил подшучивать над житейскими повериями. Скажем, что вызывает страх (темнота, высота, змеи и т.д.) Он вначале решает определить, каковы условные стимулы, вызывающие реакцию страха. Он никогда не говорит «страх». Но если и говорит, то всегда в кавычках. К психике он не обращается. Для него реакция страха – дрожь, плач, характерное изменение позы, т.е. набор двигательных реакций. Исследования выявили всего два безусловных стимула для реакции страха – громкий звук и потеря опоры. Это был удар молоточком о железную наковаленку, а потеря опоры – это выдергивание матрасика. Детей и детёнышей животных привлекает всё пушистое. У маленького Альберта сложились хорошие отношения с одним пушистым зверьком. Именно этот зверёк и стал условным стимулом. Несколько сочетаний двух стимулов – пушистый зверёк и громкий звук или потеря опоры и устанавливается условная реакция страха. Этот зверёк вызывает плач, вздрагивание, изменение позы и т.д.
Причём павловские закономерности работают и здесь – страх вызывает не только зверёк, но и вообще всё пушистое. Сразу же реакцию страха снимают.
На этой же базе создаётся другая реакция

В классическом бихевиоризме важно не снять страх, а с этим же стимулом изменить подкрепление. Пусть теперь пушистое вызывает радость (поведенческая реакция, расслабленное тело, мягкая улыбка)

Безусловная радость – это приём пищи. Ребёнок ест, а то что его пугало (пушистые предметы а в другом опыте аквариум) находится здесь же в комнате. Но на таком расстоянии, чтобы это не мешало есть, чтобы не наблюдались поведенческие реакции страха. Если длины комнаты не хватает его загораживают частично шторкой. Ребёнок ест, а пугающий предмет постепенно приоткрывают или придвигают. В какой-то момент ребёнок вздрагивает. И т.д. предмет будет постепенно придвигаться пока не встанет рядом и перестанет вызывать страх. (из лекций В.Петухова).

Скиннер.

Определение

Бихевиоризм в психологии – это направление, которое трактует поведение человека с точки зрения его внешних реакций, отрицая при этом сознательный компонент личности, ее мотивы и цели, предшествовавшие совершению действия. Представители бихевиоризма (теории среды) считают, что поведение человека формируется только социальными факторами; врожденные склонности отрицаются.

Предмет психологии, согласно теории, состоит в изучении реакции человека или животного, которая появляется в ответ на какой-либо стимул извне; общая схема поведения субъекта: S-R (стимул-реакция).

Бихевиоризм считает объективным только внешние особенности поведения, которые можно наблюдать, а психически процессы, мотивы и внутренние стремления сводятся к субъективным, не имеющим большого значения факторам. Бихевиористы не видят разницы между механизмами поведения человека и животного.

Основателем бихевиоризма является Д. Б. Уотсон, который изучал исключительно человеческие реакции на стимулы, игнорируя субъективные факторы, не поддающиеся внешнему наблюдению (мышление, эмоции, ощущение, восприятие). В дальнейшем идеи Д. Б. Уотсона стали основой для формирования необихевиоризма, основателем которого стал Б. Ф. Скиннер.

Поведенческие конструкции Скиннера отличаются от моделей классической теории среды, но суть явления осталась той же – внутренние процессы психологической структуры, которые невозможно изучить с помощью объективных методов, не могут объективно изучаться или являются недоступными для научного исследования.

Психология наиболее известного представителя необихевиоризма является наукой манипулирования поведением человека путем обнаружения механизмов стимулирования. Сам стимул создается по намеченному плану, а необходимое поведение человека формируется с помощью позитивных и негативных вознаграждений.

Бихевиоризм: определение и предмет изучения

Бихевиоризм — это направление в психологии, предметом изучения которого является поведение людей, животных посредством систематического подхода. Основная идея этого направления заключается в том, что человек ведет себя неосознанно, его поступки обуславливаются рефлексами и реакциями на триггеры окружающего мира и основаны на опыте предков. Ученые отрицали такое явление, как сознание, и утверждали, что действия человека напрямую зависят от происходящего вовне.

Психолог Джон Уотсон считается основателем бихевиоризма. Он разработал простую схему, на которой наглядно объяснил, как действует животное и человек — стимул провоцирует рефлекс. Согласно Уотсону любое поведение можно заранее предсказать и управлять им, если подобрать правильный подход к исследованию поведения. Такое доступное объяснение многим пришлось по душе

В философии также уделялось большое внимание данному направлению. Философ Джон Локк считал, что человек появляется на свет без какого-либо опыта, как чистый лист

А Томас Гоббс утверждал, что мыслящей субстанции не существует, человек является телесным существом.

Пройдите онлайн-курсы бесплатно
и откройте для себя новые возможности
Начать изучение

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм – психологическая идея социальной психологии, которая занимается изучением поведения человека. Она основывается на идеях И. Павлова, который занимался изучением реакций животных, а также Дж. Уотсона, желавший сделать психологию более точной наукой, которая имеет объективные и видимые доказательства.

Большой вклад совершил Б. Скиннер, который занимался сопоставлением поведенческих действий с умственными реакциями. Он пришел к выводу мнимости и иллюзорности свободы воли, морали и прочих высокодуховных норм, поскольку человек действует исключительно с позиции манипулирования и влияния на окружающих.

Поведение – набор поступков, реакций и эмоционального настроя, которые выражает человек в определенной ситуации. Поведение выделяет человека либо, наоборот, напоминает о других людях, с которыми вы ранее общались и наблюдали у них подобную манеру. Это компонент любого индивида, зачастую регулируемый им самим.

Почему поведение людей бывает настолько отличным или похожим друг на друга? Почему одни люди поступают так, а другие — иначе в одной и той же ситуации? Все зависит от источника. Поведение регулируется следующими факторами:

  • Мотивами человека.
  • Социальными нормами, принятыми в обществе.
  • Подсознательными программами, алгоритмами поступков, которые человек усвоил в детстве или которые продиктованы инстинктами.
  • Сознательным контролем, то есть человек понимает, что он делает, зачем и сам контролирует процесс собственного поведения.

Сознательный контроль — это высший уровень развитости человека. Люди очень редко могут контролировать свое поведение, так как зачастую включаются в эмоциональный фон происходящего, подчиняясь эмоциям, а они уже диктуют им определенную программу поведения, которую они привыкли выполнять в конкретной ситуации. Но когда человек включается в ситуацию без чувственного восприятия, тогда он способен контролировать собственное поведение.

Подсознательные программы очень важны для человека особенно на первых годах жизни. Пока индивид не достиг сознательного возраста, он руководствуется инстинктами и моделями поведения, которые наблюдает в окружающем мире. Данный способ копирования позволяет человеку выжить, отрепетировать наработанные другими способы контакта с другими людьми и определиться, какие эффективные для него, а какие нет.

Социальные нормы усваиваются человеком уже в более сознательном возрасте. Оно зачастую продиктовано лишь желанием вызвать симпатию или интерес у других людей, а также наладить с ними деловые контакты. Социальные нормы очень хороши на первых этапах знакомства с новым человеком, но затем поведение меняется в зависимости от участников знакомства.

Мотивы человека также регулируют его поведение. Они занимают фоновую позицию, когда человек делает что-то, что не противоречит его желаниям. Но когда индивид начинает «наступать себе на горло», то есть делать что-то во вред собственных интересов, тогда его мотивы начинают занимать главенствующую позицию в алгоритме поведения.

Представители бихевиоризма в психологии

Длительную историю развития и усовершенствования своих научных методов исследования и терапии имеет бихевиористский подход. Представители его начинали с изучения элементарных принципов поведения животных и пришли к системе практического применения этих знаний на человеке.

Основоположник классического бихевиоризма Д. Уотсон был приверженцем мнения, что реально только то, что можно наблюдать. Он придавал значение исследованию 4 актов поведения человека:

  • видимых реакций;
  • скрытых реакций (мышление);
  • наследственных, природных реакций (например, зевание);
  • скрытых природных реакций (внутренних процессов жизнедеятельности организма).

Он был убежден, что сила реакции зависит от силы стимула, и предложил формулу S = R.

Последователь Уотсона Э. Торндайк развил теорию дальше и сформулировал такие основные законы человеческого поведения:

  • упражнения — взаимосвязь между условиями и реакциями на них в зависимости от числа воспроизведения;
  • готовности — проведение нервных импульсов зависит от наличия внутренней готовности к этому индивида;
  • ассоциативного сдвига — если из множества стимулов индивид реагирует на один, то оставшиеся из них в дальнейшем будут вызывать аналогичную реакцию;
  • эффекта — если действие несет за собой получение удовольствия, то это поведение будет проявляться чаще.

Экспериментальное подтверждение теоретических основ данной теории принадлежит российскому ученому И. Павлову. Именно он опытным путем доказал, что у животных можно сформировать условные рефлексы, если при этом использовать определенные раздражители. Многим известен его эксперимент с формированием у собаки условной реакции на свет в виде слюноотделения без подкрепления в виде еды.

В 60-е годы развитие бихевиоризма расширилось. Если ранее оно рассматривалось как набор отдельных реакций на стимулы, то с этих пор начинается введение в эту схему других переменных. Так, Э. Толмен, автор когнитивного бихевиоризма, назвал этот промежуточный механизм когнитивным представлением. В своих опытах с мышами он показал, что животные находят выход из лабиринта на пути к корму разными способами, следуя по незнакомому ранее маршруту. Таким образом, он продемонстрировал, что цель для животного важнее механизмов ее достижения.

Достижения бихевиоризма

  1. Установлена возможность контроля над человеком, посредством стимуляторов.
  2. Возможность изучать поведение, прогнозировать характер действий, предугадывать эмоции и чувства.
  3. Прививать необходимые эмоции и чувства в зависимости от ситуации.
  4. Все эксперименты и опыты изначально проводились на животных, и искалась закономерность в их поведении. После удачного прохождения эксперимента или по достижении определенных результатов, опыты переводились на человека.

В бихевиоризме проявляемые эмоции, сказанные слова, реакции человека и его чувства находятся в зависимости и под контролем у положения (ситуации), которое воздействует или стимулирует человека. Отсюда следует, что изучение бихевиоризма позволяет сделать из человека, что-то похожее на марионетку, главное правильно разработать стратегию, и знать в какое время и за какие ниточки стоит дергать.

В современном мире бихевиоризм используется для диагностики и лечения фобий. Работа идет с сознанием пациента, где осуществляется воздействие и последовательное воспроизведение определенных или необходимых в данный момент мыслей, чувств, вызов прошлых воспоминаний, пробуждение желаний, такая техника помогает воспитывать необходимые чувства, избавлять от депрессивных состояний, повышать самооценку. Такой же метод используется на тренингах, направленных на улучшение качества работы и повышению производительности труда.

Течение бихевиоризма помогает воспитывать и прививать человеку определенные качества и навыки для улучшения его жизни, также при правильно проведенной работе можно развить склонности к профессиям.

Мотивы возникновения бихевиоризма

Бихевиоризм в психологии зародился в последние годы 19 века в результате обнаружения несовершенства интроспекции как научного метода. Известные ученые усомнились в достоверности результатов, получаемых с помощью самонаблюдения.

Необъективность самонаблюдения

Можно выделить такие мотивы возникновения поведенческого подхода в психологии, как:

  • Достижения зоопсихологии, развитие концепций детской психологии (в этих науках метод самонаблюдения не может применяться в качестве основного диагностического инструментария).
  • Положения концепции Дж. Локка в философии о том, что человек от рождения не обладает понятиями. Мыслительный компонент структуры поведения отрицался. В философии Дж. Локка поведение и деятельность человека объяснялись средой его обитания.
  • Положения биологического подхода о том, что воздействие любого стимула вызывает определенную реакцию.
  • Реакции организма на воздействие стимула поддаются измерению, их можно зафиксировать. Это значит, что эти реакции могут считаться предметом изучения науки.
  • К моменту появления бихевиоризма науке уже были известны эксперименты и выводы Павлова, который изучал рефлексы у животных.

Основные положения и особенности бихевиоризма

Рассматривая бихевиоризм в психологии в качестве фундаментального научного направления, мы можем выделить целый комплекс его основных положений. Представим их в тезисной форме (чтобы понять эту тему лучше, конечно, стоит почитать тематические книги – работы Торндайка, Уотсона и других авторов):

  • предмет изучения бихевиоризма – поведение и поведенческие реакции человека и других животных;
  • поведение и поведенческие реакции поддаются изучению посредством метода наблюдения;
  • все психические и физиологические аспекты существования человека определяются поведением;
  • поведение человека и животных – это совокупность двигательных реакций на стимулы (внешние раздражители);
  • если знать характер стимула, можно спрогнозировать и ответную реакцию;
  • предсказание действий индивида – главная задача бихевиоризма;
  • поведение людей и животных поддается контролю и формированию;
  • все реакции индивида либо передаются ему по наследству (безусловные рефлексы), либо приобретаются (условные рефлексы);
  • поведение человека является результатом обучения (благодаря многократному повторению успешные реакции закрепляются в памяти и становятся автоматическими и воспроизводимыми);
  • навыки формируются через выработку условных рефлексов;
  • мышление и речь – это навыки;
  • память – это механизм удержания приобретенных навыков;
  • психические реакции развиваются всю жизнь;
  • на развитие психических реакций влияют условия жизни, окружение и т.д.;
  • эмоции – это реакции на положительные и отрицательные стимулы извне.

Не сложно понять, почему идеи бихевиоризма оказали на общественность и научное сообщество такое влияние. И поначалу вокруг этого направления царил неподдельный энтузиазм. Но у любого направления в науке есть и преимущества, и недостатки. И вот, что мы имеем в случае с бихевиоризмом:

Для эпохи, в которую появился бихевиоризм, он был достаточно прогрессивным подходом к изучению поведения и поведенческих реакций

Беря во внимание то, что до этого ученые изучали лишь сознание человека, отделенное от объективной действительности, это вовсе не удивительно. Но представители бихевиоризма применили к расширению понимания предмета психологии однобокий подход, ведь сознание человека они не учитывали вовсе.
Вопрос изучения поведения бихевиористы поставили очень остро, но поведение индивида (не только человека, но и других животных) они рассматривали лишь во внешних проявлениях

Точно так же, как и сознание, они полностью игнорировали психические и физиологические процессы, которые не поддавались наблюдениям.
Теория бихевиоризма указывала на то, что исследователь может управлять поведением объекта, исходя из своих нужд и задач. Но подход к изучению предмета оказался механическим, а потому поведение индивида сводилось к комплексу самых простых реакций. Активная деятельная сущность человека не имела для ученых никакого значения.
Базой психологических исследований для бихевиористов послужил метод лабораторного эксперимента. Также они начали практиковать опыты над живыми существами (в том числе и над людьми). Но в то же время исследователи не видели особых различий между поведением людей, зверей и птиц.
Устанавливая механизм выработки навыков у человека, представители бихевиоризма отбросили серьезнейшие его компоненты: мотивацию и психический образ действия, служивший основой его осуществления. Кроме того, они абсолютно игнорировали еще и социальный фактор.

Наличие таких существенных с современной точки зрения недостатков привело к тому, что со временем некогда прогрессивнейшее научное направление перестало выдерживать какую бы то ни было критику. Однако итог мы пока не подводим, т.к. для полноты картины есть смысл кратко рассмотреть направления, появившиеся на основе классических бихевиористских воззрений, а также наиболее ярких их представителей.

Роль обусловливания

Бихевиоризм в психологии – это направление, основным принципом которого является закон эффекта, который был сформулирован американским психологом Эдвардом Ли Торндайком, который считал, что последовавшая за поведением реакция определяет вероятность совершения действий повторно. Это выделило подкрепление как решающую реакцию на поведение, усиливая ее связь со стимулом (S – R).

Положительное подкрепление:

  • вознаграждение;
  • похвала;
  • одобрение;
  • получение желаемого.

Отрицательное подкрепление:

  • замечание;
  • болезненные действия;
  • наказание;
  • критика;
  • отсутствие получения желаемого.

Действие подкрепление является механизмом обуславливания, которого выделяют 4 формы:

  1. Опернантное. Обуславливание происходит с помощью подкрепления определенной произвольной реакции. Поведение субъекта не вызывается; оно должно происходить до того, как будет осуществлено подкрепление.
  2. Классическое. Обуславливание является научением, при котором первоначально нейтральный стимул начинает ассоциироваться у субъекта с определенной реакцией после того, как за нейтральным стимулом многократно проявлялся другой раздражитель.
  3. Избегание. В основе этой формы обуславливания лежит подкрепление путем прекращения воздействия неприятного стимула.
  4. Контробуславливание. Метод контробуславливания основан на трудах известного русского ученого академика Ивана Павлова и его знаменитых опытах с собаками. Контробуславливание состоит в изменении эмоциональной реакции на раздражительный стимул.

Бихевиоризм: кратко о самом главном

Итак, что же такое бихевиоризм? Понятие «бихевиоризм» происходит от английского слова «behavior», означающего «поведение», и представляет собой систематический подход к изучению поведения людей (и, конечно же, других животных). Он основан на предположении, что поведение человека составляют рефлексы и реакции на какие-либо стимулы окружающего мира, а также последствия личной истории человека.

Таковыми последствиями являются подкрепление и наказание, и они действуют вместе с мотивационным состоянием человека в текущий момент времени и стимулами, контролирующими его поведение. Несмотря на то, что бихевиористы осознавали серьезную роль наследственности в поведении людей, основной интерес для них представляли факторы окружающей среды.

Сознание же как самостоятельное явление представители бихевиоризма полностью отрицали. Для них оно было не более чем поведенческими реакциями на внешние стимулы. Мысли и чувства они сводили к двигательным рефлексам, которые вырабатываются у человека по мере получения жизненного опыта.

Идеи бихевиоризма, возникшие не фоне критического отношения к главному методу изучения человеческой психики в конце 19 века – интроспекции, оказались революционными на момент их появления (первая половина 20 столетия) и на многие годы определили облик американской психологии. Все научные представления о психике в одночасье преобразовались, и ученые начали изучать не сознание, а именно поведение человека.

Недоверие к интроспекции было обусловлено недостатком объективных измерений и разноплановостью получаемых данных. Объективным же феноменом психики для психологического бихевиоризма стало поведение.

Философской базой для нового направления послужили идеи английского педагога и философа Джона Локка, настаивавшего на том, что человек появляется на свет, являясь «чистым листом», а также идеи английского философа Томаса Гоббса, отрицавшего в человеке мыслящую субстанцию как таковую.

Однако основателем бихевиоризма считается американский психолог Джон Уотсон, предложивший схему для разъяснения поведения любого животного на нашей планете, включая человека. Схема эта выглядела достаточно просто: стимул вызывает реакцию. А учитывая то, что оба этих понятия можно измерить, воззрения Уотсона быстро нашли сторонников.

По мнению Уотсона, если применить к изучению поведения правильный подход, можно будет полностью это поведение предсказывать, формировать и даже управлять им посредством продуцирования изменений в окружающей действительности. А сам механизм такого воздействия основывался на обучении через классическое обуславливание, во всех подробностях изученное русским и советским ученым Иваном Петровичем Павловым.

О теории Павлова нам тоже следует сказать несколько слов, но прежде позвольте предложить вам к просмотру видеоролик о бихевиоризме и его основателе Джоне Уотсоне

Беря во внимание то, что в статье мы рассматриваем бихевиоризм кратко, это видео послужит для нашего материала прекрасным дополнением

Основные принципы Бихевиоризма

Как было сказано выше, это течение возникло отчасти на базе идеи противостояния с психоанализом, и это противостояние в известной мере определило отношение основателя бихевиоризма Джона Бродеса Уотсона (1878 — 1958) к субъективному методу в психологии, когда в качестве опытных данных принимались результаты самонаблюдения (интроспекции).

Джон Бродес Уотсон

Разрабатывая принципы своего нового метода Уотсон предполагал, что все процессы происходящие в человеческом сознании можно было понять и описать на основании чисто физиологических, совершенно объективных данных, а базовый метод, который предполагалось использовать содержался в простой формуле «стимул — реакция» или S=>R и именно эта простейшая схема и стала ведущей в бихевиоризме на очень долгое время.

С позиций учения Уотсона личность человека рассматривалась исключительно как некая совокупность поведенческих реакций на определенные стимулы в условиях заданной окружающей среды. Отсюда и основной метод исследования живого организма, основанный на наблюдении и изучении его реагирования на различные воздействия обстоятельств этой среды. Огромное количество данных о поведенческих реакциях людей на различные раздражители собирались и подвергались математической обработке, вследствие чего выводились закономерности, на основании которых делались выводы о психологических особенностях испытуемых и их различиях.

Подобная работа, которая проводилась бихевиористами на протяжении десятилетий, позволила выявить массу полезных закономерностей в человеческом поведении.

В качестве примера использования данных исследований можно привести работу немецкого психолога Ганса Юргена Айзенка (1916 — 1997), который на их базе создал свою факторную теорию личности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: