Корпус
Пограничный столб из Перуджи
В настоящее время известно более 12 тыс. этрусских надписей, однако среди них очень немногие содержат более двадцати слов. В 1893 году надписи на этрусском языке начали собирать в «Corpus Inscriptionum Etruscarum». Надписи по их целевому назначению можно разделить на 5 категорий:
- надписи-посвящения, которые, в основном, содержатся на вазах, где указано имя владельца или дарителя, например mi Larθa — «я собственность Ларта» (T.L.E. 154), mi mamerces: artesi — «я собственность Мамеркуса Арте» (T.L.E. 338);
- надписи по обету, адресованные герою или алтарю, например, mini muluvanece Avile Vipiiennas — «Авл Вибенна мне подарил» (T.L.E. 35);
- погребальные надписи на саркофагах и гробницах, например, mi larices telaθuras suθi — «я гробница Лариса Телатура» (T.L.E. 247);
- надписи на стелах, посвящённые определённому человеку;
- длинные надписи, в которых содержатся более 20 слов — наименее многочисленные; к примеру, известно лишь 8 надписей, содержащих более 40 слов:
- Liber Linteus («Льняная книга», ок. 250 г. до н. э.) — книга, написанная на льняном полотне, содержащая около 1200 слов, в том числе 500 разных;
- Черепица из Капуи (V—IV века до н. э.) содержит надпись бустрофедоном, состоящую из 62 строк и примерно 300 слов, которые возможно прочесть;
- Пограничный столб из Перуджи (II век до н. э.) содержит информацию о разделе двух земельных участков, содержит 46 строк и 130 слов;
- свинцовая лента, найденная в святилище Минервы (V в до н. э.), содержит 11 строк и 80 слов (40 из которых можно прочитать);
- свинцовый диск из Мальяно (V в до н. э.) содержит более 80 строк;
- Арибалл (VII в до н. э.) содержит 70 слов;
- скрижали из Пирги (V в до н. э.) — три золотые пластины, две из которых содержат 52 слова на этрусском языке;
- бронзовая табличка из Кортоны (III—II в до н. э.) содержит надписи о продаже земельной собственности, выгравированные с двух сторон (32 строки с одной, 8 — с другой).
Кто таки древние этруски
Интерес к этрускам проявлял еще греческий историк Геродот. Около 500 года до нашей эры он писал, что они были мигрантами из Анатолии, которые принесли с собой особый язык и культуру. Ученые считают, что этот народ оказал колоссальное влияние на римскую цивилизацию на этапе ее зарождения. Как говорит историк Гарвардского университета Майкл Маккормик, соавтор нового исследования, первые правители Рима были этрусками. Возможно даже сам город Рим основали этруски. В результате многие римские учреждения и культурные обычаи были также заимствованы или адаптированы этрусков.
В последнее время ученые активно пытались найти ответы на загадку о происхождении этого народа. Лингвисты традиционно сосредоточились на экзотическом языке народа, тем не менее археологи заметили признаки связей с другими местными народами. По словам археолога Кембриджского университета Грэма Баркера, этрусское искусство и артефакты, похоже, являются частью давних региональных традиций, а не новинкой в этом районе.
Этруски произошли от фермеров каменного века, которые проживали в Европе
Это сложно было объяснить, пока ученые не произвели новое исследование ДНК десятков скелетов этрусской эпохи, которые были взяты из более ранних раскопок и музейных коллекций. Результаты исследований были опубликованы в журнале Science Advances. Как пишут авторы работ, этруски частично произошли от фермеров каменного века, которые жили в Европе примерно с 6000 года до нашей эры, как и их соседи по полуострову, в том числе и латиноязычные.
Более того, исследование показало наличие в их ДНК большой доли степных предков. Это говорит о том, что к 1600 году до нашей эры этруски, как и другие местные народы, поглотили приток вновь прибывших “степных” мигрантов с территорий современной России и Украины. Недавно я рассказывал о том, что степной народ, называемый «ямниками» начал мигрировать после приручения лошадей и освоения молочной диеты.
Лингвистическое описание
Фонология
В следующих таблицах указаны буквы латинского и греческого алфавитов, используемых для транскрипции этрусского языка, с последующим их произношением в API, затем соответствующий знак этрусского алфавита, который был написан справа налево.
Гласные звуки
Этрусский язык имеет простую систему гласных, состоящую из четырех отдельных гласных. Не было бы фонологического различия между гласными и , возможно, просто аллофоны одной фонемы, которые больше походили на или , основанные на соседних звуках. Это также относится к науатлю и другим языкам, которые не делают различий между и . В письменной форме используется только один знак, чтобы скрыть заимствования из греческого языка с помощью ]. (например, греческое κωθων kōthōn > этрусское qutun «кувшин»).
Предыдущий | Центральная | Задний | |
---|---|---|---|
Закрыто | я | u | |
Открыт | e | а |
Согласный звук
Этрусская система согласных в основном различает окклюзионные окклюзии с придыханием и без него. Однако нет никакой разницы между глухим и звуком, и , и сливаются, соответственно, с , и ».
Билабиальный | Стоматологический | Альвеолярный | Небный | Velar | Глобальный | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Окклюзионный | p | φ | т, д | θ | c, k, q | χ | ||
Фрикативы | f | s | ś | ч | ||||
Аффрицированный | z | |||||||
Носовой | м | п | ||||||
Боковой | l | г | ||||||
Спиранты | v | я |
Основываясь на стандартном написании этрусских сочинений, в которых не отмечаются гласные и не содержится ряд, казалось бы, невозможных для произношения согласных кластеров, в таких словах, как cl «de cette (родительный падеж)» и lautnfreeman », вполне вероятно, что «m «,» n «,» l «и» r «иногда писались с использованием звенящих слогов. Таким образом, cl / kl̩ / и lautn / ‘lɑwtn̩ /.
Этрусский — агглютинирующий язык с грамматическими падежами .
Ссылки
Общие
- Этрускология и тирренские языки
- Etruscan News Online, the Newsletter of the American Section of the Institute for Etruscan and Italic Studies.
- The Etruscan Texts Project A searchable database of Etruscan texts.
- Etruscan News back issues, Center for Ancient Studies at New York University.
- Etruscology at Its Best, the website of Dr. Dieter H. Steinbauer, in English. Covers origins, vocabulary, grammar and place names.
- Viteliu: The Languages of Ancient Italy at web.archive.org.
- The Etruscan Language, the linguistlist.org site. Links to many other Etruscan language sites.
- Etruscans on the Web.
- R. Beekes. The Origin of the Etruscans
Дешифровка
- ETP: Etruscan Texts Project A searchable database of Etruscan texts.
- Etruscan Inscriptions in the Royal Ontario Museum, article by Rex Wallace displayed at the umass.edu site.
Лексика
- An Etruscan Vocabulary at web.archive.org. A short, one-page glossary with numerals as well.
- The Languages of Ancient Italy
- Etruscan Vocabulary, a vocabulary organized by topic at etruskisch.de, in English.
Трудности перевода
Изучение этрусской письменности ведется с XVI столетия. Какие только языки не брали за основу, чтобы расшифровать этрусские надписи: древнееврейский, греческий, латинский, санскрит, кельтский, финский, даже языки индейцев Америки. Но все попытки так и не увенчались успехом. «Этрусское не читается», – заявили лингвисты-скептики.
Впрочем, определенных результатов ученые все-таки добились.
Они установили, что этрусский алфавит ведет свое начало от греческого и состоит из 26 букв.
Причем заимствованный у греков алфавит мало соответствовал особенностям фонетики этрусского языка — некоторые звуки в зависимости от контекста приходилось обозначать разными буквами. Более того, поздние этрусские тексты грешили пропуском гласных звуков, что создавало практически неразрешимую задачу по их дешифровке.
И все же некоторым лингвистам, с их слов, удалось прочитать часть этрусских надписей. Сразу трое ученых XIX столетия – поляк Тадеуш Воланский, итальянец Себастьяно Чьямпи и русский Александр Чертков – заявили, что ключ к расшифровке этрусских текстов заключается в славянских языках.
По стопам Воланского пошел российский лингвист Валерий Чудинов, который предлагает считать этрусский язык преемником «славянского рунического письма». Официальная наука скептически относится и к попыткам Чудинова «удревнить» славянскую письменность, и к его способности читать надписи там, где неискушенный человек видит «игру природы».
Современный исследователь Владимир Щербаков пытается упростить проблему перевода этрусских надписей, объясняя, что этруски писали, как слышали. При таком методе дешифровки многие этрусские слова у Щербакова звучат совершенно «по-русски»: «ита» – «эта», «ама» – «яма», «тес» – «лес».
Лингвист Петр Золин по этому поводу замечает, что любая попытка читать тексты такой давности с помощью современных слов абсурдна.
Академик РАН Андрей Зализник добавляет: «Лингвист-любитель охотно погружается в обсуждение письменных памятников прошлого, совершенно забывая (или просто ничего не зная) о том, что в прошлом знакомый ему язык выглядел совсем не таким, как теперь».
Исследователи
Об археологах и историках см. в статье Этрускология
- Немецкоязычные страны: Вильгельм Пауль Корссен, Карл Отфрид Мюллер, В. Дик, Густав Гербиг, Эмиль Феттер, Ева Физель, Отто-Вильгельм фон Вакано, Амброс Йозеф Пфиффиг, Пауль Пфистер, Карло де Симоне, Хельмут Рикс; современные: Фридхельм Прайон, Штефан Штайнгребер, Дирк Штойернагель, Корнелия Вебер-Леманн, Эрика Симон, Норберт Эттингер
- Бельгия: Франц де Рюйт
- Нидерланды: Роберт Беекес, Ламмерт Бауке ван дер Меер
- Франция: Адольф Ноэл де Вергер, Жак Хергон, Раймонд Блох, Жан Хадас-Лебель
- Великобритания: Сибилла Хейнс
- Испания: Игнасио-Хавьер Адьего
- Италия: Лучана Айгнер-Форести, Луиза Банти, Джакомо Девот, Перикл Дукати, Алессандро Франсуа, Массимо Паллоттино, Альфредо Тромбетти, Мауро Кристофани, Адольфо Дзаварони, Массимо Питтау, Карло Де Симоне, Лучано Агостиниани.
- Скандинавия: Альф Торп, O. A. Даниэльсон, Сёрен Петер Кортсен
- Россия и Советский Союз: Альберт Бекштрем, А. И. Харсекин, А. М. Кондратов, Е. В. Мавлеев; современные: Е. Д. Савенкова, С. А. Яцемирский.
Восточный народ
Есть всего 3 версии происхождения древнего народа. Тит Ливий считал, что этруски состояли в родственных связях с альпийскими ретами. Эти народы вместе проникли с севера на Апеннинский полуостров. По мнению Дионисия Галикарнасского, этруски принадлежали к итальянским аборигенам, они переняли достижения культуры Вилланова.
Материально не подтверждена «альпийская версия» происхождения древнего народа. Современные ученые связывают культуру Вилланова с италиками, но не с этрусским народом.
Историки утверждают, что этруски сильно отличались от менее развитых соседей. Эта особенность стала основой третьей версии происхождения древней цивилизации. Последняя версия гласит, что этруски пришли в Апеннины из Азии (Малой). Такую гипотезу предложил Геродот, который считал, что предки этрусков перекочевали из Лидии. Но известно, что свидетельства Геродота следует делить надвое, ведь все доступные древнему историку источники — пересказы других людей.
Несмотря на это, именно 3 версия наиболее близка к реальности, потому что есть много фактов о малоазийском происхождении древнего народа. Способ создания скульптур — лишь один из примеров. Этруски не высекали скульптуры из камней, а ваяли их из глины. Таким способом создавали скульптуры и народы Малой Азии.
Существуют другие доказательства «малоазийской версии». Не так давно (в XIX веке) на острове Лемнос, который находится около малоазийского побережья, археологи обнаружили надгробие.
Надгробная надпись была выполнена греческими буквами, но сочетались они между собой как-то странно. После того, как ученые сравнили эту надпись с текстами древнего народа, было обнаружено сходство между двумя экземплярами.
Развитием «восточной версии» занимался Владимир Георгиев — известный болгарский историк. Он считал, что этруски относятся к легендарным троянцам. Историк основывает догадки на одной легенде, по которой троянцы вместе с Энеем бежали из Трои на Апеннинский полуостров.
Владимир Георгиев в лингвистическом плане подкрепляет «восточную версию». Ученый находит некое родство между названиями «Троя» и «Этрурия». Люди, которые относятся к этой теории скептически, должны пересмотреть свои принципы. В 1972 году археологи из Италии нашли этрусскую гробницу-памятник, которая была посвящена Энею.
Примечания
- Орёл В. Э., Старостин С. А. О принадлежности этрусского языка к восточнокавказской семье. // «Кавказ и цивилизации Древнего Востока», Орджоникидзе, 1989 г., с.106.
- Lingua e cultura degli Etruschi, Giuliano e Larissa Bonfante, Editori Riuniti, 1985
- Graffiti etruschi dalla Gallia e il piombo di Pech Maho_Hommages Bats | Valentina Belfiore — Academia.edu
- Робер Ж.-Н. Этруски = Robert J.-N. Les Etrusques. — М.: Вече, 2007. — С. 226—230. — 368 с. — (Гиды цивилизаций).
- Дынников А.Н., Лопатина М.Г. Народная латынь. — 2-е изд-е, исправленное и доработанное. — Москва: Изд-во МГУ, 1998. — С. . — 256 с. — ISBN 5-211-04023-6.
- Appunti su iscrizioni etrusche arcaiche contenenti la formula della negazione, in Revue Belge de Philologie et d’Histoire, LXXIV, 1996, pp. 121—129 | Alessandro Morandi — Acad…
- (PDF) «Snuiaφ et les numéraux de 7 à 9 en étrusque» | Jean Hadas-Lebel — Academia.edu
- «Le Nombre ‘cent’ en Étrusque. À Propos de Étr. Sran, » Rasenna: Journal of the Center for Etruscan Studies: Vol. 5: Iss. 1, Article 3, 2017. | Jean Hadas-Lebel — Academia.ed…
- Facchetti G. (2002). Appunti di morfologia etrusca.
Этрусский, язык тирренцев
Лингвистическая область, объединяющая нурагическую языковую семью : палеосард, палеокорс ; и тирсеновская языковая семья : этрусская, ретийская, лемнианская, две языковые семьи, которые имеют сильное сходство.
В тиррены образуют компонент, третий и последний, из этрусских людей, исследуемыми А. Ди Марио, автор спорного тезиса о методе исследований ( так называемый «citophonetic»), через корни их языка. По его словам, тирренцы покинули Малую Азию, подтверждая тем самым легенду Энеиды, согласно которой они пришли из Трои вслед за Энеем, а точнее — из Датассы / Дархутассы, « Дарданеллы ». Они эмигрировали, пересекающих Эгейское море, оставив следы их прохождения и постоянству в Лемнос, на Крите и через Hellades, в Сардинии и Корсики, до высадки в Лацио, чтобы основать Рим там, недалеко от города. Сабиняне коренных, принося с собой свой язык, который автор определяет как анатолийский и прегреческий.
Вызывается Tyrseno ( тиррены ) их греческих соседей, они называли себя Rasna (термин свидетельствует этрусских надписей, как meχl rasnal, «Тирренского народа»).
Лингвист Гельмут Рикс также предложил объединить этрусский, лемнийский и ретийский (которые до этого считались изолированными ) в тирсеновскую семью .
Литература
- Буриан Я., Моухова Б. Загадочные этруски. пер. с чешского. изд. «Наука», М., 1970.
- Немировский А. И. Этруски: от мифа к истории. М., 1983.
- Пенни Дж. Языки Италии // Кембриджская история древнего мира. Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525—479 гг. до н. э. Под ред. Дж. Бордмэна и др. Пер. с англ. А. В. Зайкова. М., 2011. С. 852—874. — ISBN 978-5-86218-496-9
- Риджуэй Д. Этруски // Кембриджская история древнего мира. Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525—479 гг. до н. э. М., 2011. С. 754—803.
- Савенкова Е. Д. Этрусская морфемика: Опыт формального моделирования. СПб., 1996.
- Савенкова Е. Д., Великосельский О. А. К вопросу о префиксации в этрусском языке // Проблемы современного теоретического и синхронно-описательного языкознания. Лингвистика. История лингвистики. Социолингвистика. Вып.5., СПб., 2003. ISBN 5-288-03321-8.
- Тайны древних письмён. Проблемы дешифровки. Сборник. М. 1975.
- Яцемирский С. А.. Опыт сравнительного описания минойского, этрусского и родственных им языков. М.: «Языки славянской культуры», 2011. ISBN 978-5-9551-0479-9
- L’enigma svelato della lingua etrusca, Giulio M. Facchetti, Newton & Compton editori, Roma, 2000. Seconda edizione 2001.
- Il » mistero » della lingua etrusca, Romolo A. Staccioli (alla fine dell’opera è presente un glossario di vocaboli etruschi attualmente decifrati con certezza.) Newton & Compton editori, Roma, 1977. 2° édition, 1987.
- Gli Etruschi: una nuova immagine, Mauro Cristofani, Giunti , Firenze, 1984.
- L’etrusco una lungua ritrovata, Piero Bernardini Marzolla, Mondadori, Milano, 1984
- Lingua e cultura degli Etruschi, Giuliano e Larissa Bonfante, Editori Riuniti, 1985
- Rivista di epigrafia etrusca, Mauro Cristofani (nella rivista Studi Etruschi, pubblicata dall’Istituto di Studi Etruschi e Italici, Firenze)
- Fowler M., Wolfe R.G. Materials for the Study of the Etruscan Language: in 2 vols. Wisconsin, 1965.
- Rix, Helmut : Etruskische Texte, 1991, ISBN 3-8233-4240-1 (2 Bde.)
- Rix, Helmut : Rätisch und Etruskisch , Innsbruck , Inst. für Sprachwiss. , 1998 , ISBN 3-85124-670-5
- Pfiffig, Ambros Josef : Die etruskische Sprache , Verl.-Anst. , 1969
- Perrotin, Damien Erwan : Paroles étrusques, liens entre l’étrusque et l’indo-européen ancien , Paris , L’ Harmattan , 1999 , ISBN 2-7384-7746-1
- Pallottino, Massimo: La langue étrusque Problèemes et perspectives , 1978
- Guignard, Maurice : Comment j’ai déchiffré la langue étrusque , Burg Puttlingen , Impr. Avisseau , 1962
- O. Hoffmann — A. Debrunner — A Scherer: Storia della lingua greca, Napoli, 1969, vol. I, pp. 25—26.
- Il popolo che sconfisse la morte. Gli etruschi e la loro lingua, Giovanni Semerano, Bruno Mondadori, 2003.
Пример
Надгробная надпись из Тарквинии, процитированная Жан-Полем Тюилье, ясно показывает пределы того, что известно об этрусском языке, а что нет:
FELSNAS: LA: LETHES — SVALCE: AVIL: CVI — MURCE: CAPVE — TLECHE: HANIPALVSCLE
«Ларт (имя) Фелснас (фамилия), сын Леты (имя отца, которое может означать« раб »или« потомок раба »), прожил 106 лет. У него есть (х …) Капуя (у …) Ганнибала »
Если мы можем легко читать имена собственные, семейные узы и определенные социальные термины, такие как «раб», глаголы MVRCE (активный) и TLECHE (пассивный) остаются загадочными. Мы могли понять, что покойный «защищал Капую по поручению Ганнибала» (он бы сражался в качестве наемника в карфагенской армии) или «захватил Капую, завоеванную Ганнибалом» (он служил бы в вспомогательной когорте римской армии) или «восстановлен Капуа разрушен Ганнибал» (он участвовал в восстановлении города после 2 электронной войны Пунической ). Возможно, однажды мы найдем те же глаголы в другом контексте, который позволит принять решение.
Связи с другими языками
Тирренская семья
Родственными этрусскому языку являются лемносский язык (о. Лемнос) и ретский язык (восточные Альпы). Х. Рикс объединял эти языки в тирренскую семью. В рамках этой гипотетической семьи лемносский отличается от этрусского только некоторыми диалектными особенностями, тогда как ретский имеет значительные отличия, и вопрос о его взаимопонимаемости с этрусским в период Римской республики остаётся открытым.
Индоевропейские языки
Вопрос о генеалогии этрусского языка, как и тирренских языков, остаётся открытым. Гипотеза о родстве с индоевропейскими языками, популярная до середины XX века, к настоящему времени поддержкой исследователей не пользуется. Дольше других дискутировались гипотезы о родстве с палеобалканскими и анатолийскими языками (В. Георгиев). Несмотря на гипотетическое отсутствие родства, в этрусском отмечены заимствования из италийских языков — в первую очередь, из латинского — достаточно архаичные по форме (этр. nefts = лат. nepos < *nepots), что может свидетельствовать о контактах в дописьменную эпоху.
Языки Кавказа
А. Тромбетти отмечал структурное сходство этрусского языка с северокавказскими (нахско-дагестанскими). Также отмечаются некоторые морфологические и лексические совпадения с хуррито-урартскими языками.
Догреческие языки Крита и Кипра
Сторонниками родства этрусского языка с догреческими языками Крита (минойским и/или пеласгским) в настоящее время являются С. Яцемирский в России и Дж. Факкетти в Италии. Т. Джонс предложил толкование одного из этеокипрских текстов (двуязычной таблички из Аматуса) на этрусском языке, однако не был поддержан другими лингвистами.
1. Грамматика
1.1. Алфавит
Первоначально использовался стандартный западногреческий алфавит, позднее из него удалено около трети знаков и добавлен знак 8 (заимствован из одного из малоазийских алфавитов, скорее всего, лидийского) для звука f. В отдельных этрусских диалектах существовали свои оригинальные знаки.
1.2. Фонетика
Эволюция этруского алфавита
Латинская транслитерация этрусских слов передаёт много оттенков, которые никак не отражались в этрусских надписях. Так, на письме этруски не различали звонкие и глухие согласные, опускали краткие гласные (лат. Subura — этр. spur, лат. Caere — этр. cisre, лат. Minerva — этрусск. menrva и т. д.).
На письме различались 4 гласных: a, e, i, u (данная особенность свойственна и другим тирренским языкам).
В этрусском языке имелась богатая система сибилянтов.
Фонетическая система этрусского языка | |
---|---|
губные | p, ph, f |
зубные | t, th, s, ś , z(ts) |
палатальные | k, ch, h |
сонорные | r, l, m, n, i(j), v/u |
гласные | i, e, a, u |
дифтонги | ai, ei, ui, au/av, eu, uv |
1.3. Лексика
Отмечены латинские и греческие заимствования. О лексических совпадениях с хаттским языком см. в статье хаттский язык.
1.4. Морфология
Словообразование и словоизменение — исключительно суффиксальное (префиксы не отмечены). Агглютинирующий язык с сильно выраженной тенденцией к флективности.
1.4.1. Имя
Существительное и прилагательное склоняются по общей парадигме:
- номинатив-аккузатив (абсолютив): нет показателя.
- генитив I: -s ; генитив II: -(a)l.
- локатив: -i.
- аблатив I: -is ; аблатив II: -(a)ls (в некоторых публикациях называется «двойной генитив»).
- посессив I: -si ; посессив II: -(a)le.
- множественное число: -r (одуш.) ; -χva (неодуш.).
- генитив множ. числа: -ra-s (одуш.) ; -χva-l (неодуш.).
- посессив множ. числа: ra-si (одуш.) ; -χva-le (неодуш.).
- совместный падеж = «и …» (аналог латинского …que): -c (добавляется после всех прочих морфологических показателей)
Прилагательные, производные от существительных, имеют показатель -na.
1.4.2. Глагол
Глагольные суффиксы:
- настоящее время: нет показателя.
- прошедшее, актив: -ce.
- прошедшее, пассив: -χe.
- долженствование: -(e)ri.
- инъюнктив: -e.
- конъюнктив: -a.
- императив: нет показателя (по мнению А. И. Немировского — показатель -θ).
- актив. прич. наст. вр.: -as(a); -u; -θ.
- актив. прич. прош. вр.: -θas(a); -nas(a).
- пассив. прич. (а также прич. от непереход. глаг.) прош. вр.: -u; -icu; -iχu.
1.4.3. Частицы
Отрицательная частица надёжно не идентифицирована.
Предлоги, послелоги, союзы и др. не идентифицированы; предполагается, что их роль выполняли падежные показатели, а также описательные фразеологизмы. Ввиду данной особенности этрусского языка его синтаксис довольно беден.
1.4.4. Числительные
Благодаря обнаруженным игровым кубикам и многочисленным надгробным надписям система числительных в целом восстановлена, хотя продолжаются дискуссии о значении некоторых числительных:
1 θu(n)
2 zal, esal
3 ci
4 huθ
5 maχ
6 śa
7 semφ
8 cezp
9 nurφ
10 śar (сомнительно)
20 zaθrum
«-дцать» = -alχ «без …-х» = -em
Интересная особенность: числительные, оканчивающиеся на «семь», «восемь», «девять», не существовали (за исключением собственно 7, 8, 9). Так, 27 выражалось как ciem cialx, букв. «без 3-х 30», 19 как θunem zaθrum, букв. «без 1-го 20», и т. п. Отсюда особенность римских цифр, заимствованная у этрусков, когда меньшее числительное перед большим вычитается из него (напр. XIX — 19).
Символы этрусских числительных | ||
---|---|---|
Десятичная система | Этрусское название | Символ * |
1 | θu | I |
5 | maχ | Λ |
10 | šar | X |
50 | muvalχ | ↑ |
100 | ? | C , Ж |
500 | ? | (круг, внутри которого 5 точек) |
1000 | ? | (дуга, внутри которой 3 точки) |
1 thu 2 zal, es(a)l 3 ci 4 ša 5 mach 6 huth 7 semph(?) 8 cezp(?) 9 nurph(?) 10 šar |
16 huthzar 17 ciem zathrum 18 eslem zathrum 19 thunem zathrum 20 zathrum 27 ciem cealch 28 eslem cealch 29 thunem cealch 30 cialch (cealch) 40 šealch |
50 muvalch (*machalch) 60 *huthalch 70 semphalch(?) 80 cezpalch(?) 90 *nurphalch(?) 100 ? 1000 ? |
1.5. Синтаксис
Обычный порядок слов — SOV. Предложения, даже в длинных текстах, обычно краткие; в целом этрусский язык не был приспособлен к образованию сложносочинённых и сложноподчинённых предложений (см. Частицы).
1.6. Календарь
Известны названия восьми месяцев священного календаря.
- uelcitanus (lat.) = март.
- aberas (lat.) = апрель; apirase = в месяце апреле.
- ampiles (lat.) = май; anpilie = в месяце мае.
- aclus (lat.) = июнь; acal(v)e = в месяце июне.
- traneus (lat.) = июль.
- ermius (lat.) = август.
- celius (lat.) = сентябрь; celi = в месяце сентябре.
- xof(f)er(?) (lat.) = октябрь.
Информация о генетической карте
Гипотеза Геродота была проверена специалистами из Туринского университета. Для этого ученые применили генетический анализ. В ходе исследования были сопоставлены Y-хромосомы жителей Тосканы и других итальянских регионов с таким же материалом населения Турции, Балканского полуострова и острова Лемнос. Исследование показало, что в генетическом плане жители тосканских городов имеют схожесть с населением Восточного Средиземноморья.
Определенные генетические данные жителей тосканского города Мурло полностью совпадают с генетическими характеристиками турков.
Ученые из Стэндфордского университета применяли метод компьютерного моделирования для реконструкции демографических процессов, которые имеют отношение к населению Тосканы. Для исследования была задействована информация, полученная после проведения антрополого-генетической экспертизы.
Результатами были удивлены ученые. Оказалось, что нет генетической связи между этрусками и древним населением центральной Италии, а также современными жителями Тосканы. Такие данные подтверждают, что этрусков уничтожила страшная катастрофа. Возможно, этот народ представлял собой определенную социальную элиту, которая сильно отличалась от остального населения.
Антрополог Джоанна Маунтин сообщает, что этруски отличались от предков современных итальянцев во всех отношениях. Они разговаривали на языке, который не принадлежит к индоевропейской группе. Маунтин резюмирует, что языковые и культурные особенности древнего народа — тайна для исследований.
Почему язык и культура этрусков отличалась от других местных народов
Итак, загадка происхождения этрусков была раскрыта, но теперь остался второй вопрос — почему они разговаривали на своем языке, не похожем на другие? Дело в том, что везде в Европе появление степных предков совпало с появлением индоевропейских языков. Когда прибывал индоевропейский язык, он вытеснял местные языки, на который говорили раньше.
Как утверждают авторы исследования, культура и язык этрусков предшествовали приходу мигрантов из степей. По какой-то причине этруски оказались более устойчивыми в плане сохранения и языка, чем их соседи. Вместо того, чтобы перенять культуру и язык у народов, прибывших со степей, они сами их обучили своему языку. То есть, просачиваясь в Тоскану, мигранты интегрировались в этрусское общество.
Возможно, этруски являются основателями Рима
В результате на этрусском языке разговаривали и использовали его в надписях на гробницах еще 800 лет, пока не возникла Римская империя со своим латинским зыком. В результате примерно в первом веке нашей эры этрусский язык перестал существовать.
Диалекты
С XIX — го века, предложенной теория сродни этрусский рэтским, идиома не-индоевропейской в Восточных Альпах, которая имеет сходство с этрусками, но у нас слишком мало достоверных письменных источники, чтобы значительно ссылка бетонной между этими языками. По поводу этой двусмысленности в отношении этрусского диалекта историк и лингвист Жиль Ван Хемс утверждает:
— Жиль Ван Хемс.
Эти различные подходы на лингвистическом уровне предполагают постулат предшествования присутствия этрусков в южной Европе по сравнению с кельто-курсивом. По сравнению с последними этруски, следовательно, были коренными жителями Италии и впоследствии «кельтоизовались» на своем родном языке в результате торговых и культурных контактов.
Важные тайны
Еще до нашей эры государство Этрурия располагалось между итальянскими реками Арно и Тибр. Именно это государство считается колыбелью Римской цивилизации. Система управления, мозаика, инженерное искусство, погребальные обряды, гонки на колесницах, одежда — это и многое другое было позаимствовано римлянами у этрусков.
Для нас такая древняя цивилизация остается большой загадкой. Хотя об этрусках есть много свидетельств, сейчас мы не можем получить детальную и достоверную картину их жизни. Даже ученые не имеют точной информации о том, как появился древний народ, куда он исчез. Географические границы государства Этрурия не установлены, не расшифрован уникальный этрусский язык.
Большую двадцатитомную «Историю этрусков» оставил римский император Клавдий I, который правил в I столетии н. э. От него потомкам достался словарь этрусского языка. К сожалению, все труды сгорели во время пожара в легендарной Александрийской библиотеке. Возможно, рукописи смогли бы пролить свет на тайны исчезнувшей цивилизации.
«Этруск — это русский»
Этнонимы «этруски» и «русские» имеют фонетическую близость. Это дает возможность исследователям гипотезы говорить о связи двух народов. Александр Дугин считает, что «этруск — это русский». Rasenna или Raśna — название этрусков, которое может подтвердить правдоподобность версии.
«Этруск» можно сравнивать с римским названием древнего народа — «tusci». Слово «расены» связывают с греческим названием этрусков – «тирсены». В результате этого связь между древним народом и русскими становится не слишком очевидной.
Есть много свидетельств о том, что этруски могли покинуть Италию. Одна из возможных причин — изменение климата и засуха, по времени все совпадает с исчезновением древнего народа.
Предполагается, что этруски должны были эмигрировать на север, который считался более подходящим регионом для ведения хозяйства. Этот факт подтверждают обнаруженные в Германии урны, предназначенные для хранения пепла умершего. Урны похожи на артефакты древнего народа.
Частично этруски могли дойти до территории современной Прибалтики. Здесь они могли ассимилироваться с местными жителями. Но это не подтверждает версию о том, что «этруск — русский». Да и в целом вся эта гипотеза официальной наукой не признана и является ничем иным, как фолк-хистори фантазией.
Удивительно, но в этрусском языке не было букв «д», «б», «г». Объясняется отсутствие таких звуков особенным строением гортани древних жителей. Для финнов и эстонцев также характерна данная особенность голосового аппарата.
Закари Майяни считает, что современных албанцев можно назвать потомками этрусков. В качестве доказательства французский ученый приводит те данные, что Тирана (столица Албании) несет в себе наименование древнего народа — «тиррены».
Многие ученые считают, что исчезновение этрусков — следствие их малочисленности. Археологи говорят всего о 25000 человек, населявших Этрурию во времена ее расцвета.
Вместо итога
Переубедить лингвофриков очень сложно, а бороться с ними почти бесполезно, потому что поток их идей не ограничивает ничто: ни здравый смысл, ни научные данные. На любое опровержение они находят контраргументы — как правило, еще более абсурдные.
Мы можем лишь призвать тех, кто еще не заражен вирусом лжелингвистики, изолироваться от ее переносчиков и не забывать о стандартных и очень простых мерах предосторожности — логике и критическом мышлении
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ