Общенаучные методы, используемые в лингвистических исследованиях
Определение 1
Методы лингвистических исследований – это детально разработанные процедуры достижения целей лингвистического исследования.
Обобщенная совокупность теоретических установок, приемов и методик исследования языка, связанных с определенной лингвистической теорией, получила название метода. В рамках отдельного метода есть свои приемы и операции, служащие инструментом для исследования того или иного аспекта языка.
Научные методы определяют пути познания и толкования фактов, а также позволяют классифицировать эти факты, получать их различные научные, логические отображения. Общенаучным методом, который широко используется в языковедческих исследованиях, является гипотетико-дедуктивный метод. Он предусматривает четкую последовательность анализа:
- сбор фактического (речевого) материала;
- построение гипотезы;
- проверка ее истинности на новых фактах.
Для лингвиста источником фактического материала служат разнообразные тексты и словари. Собранный материал обобщается путем индукции. Индуктивным называется умозаключение, в котором мысль развивается от знания единичного и частного к знанию общему. В результате индукции создается теория в виде гипотезы.
Определение 2
Под гипотезой понимают такое предвидение, которое объясняет наблюдаемое явление, но требует проверки и доказательства, чтобы стать научной теорией. Теория – это уже определенная система идей, дающих научное объяснение явлению или классу явлений.
Гипотеза уточняется путем сопоставления с известными концепциями, затем необходимо выявить материал, противоречащий признанным положениям. Происходит этап дедукции, то есть логического вывода нового знания с данных, которые признаны истинными. В завершение новая теория проверяется путем сопоставления с теми фактами, которые были получены дополнительно. Если обнаружен материал, который не укладывается в рамки предложенной гипотезы, то в теорию вносятся необходимые уточнения.
Общенаучными методами научного исследования является
- наблюдение;
- эксперимент;
- моделирование.
При изучении языковых явлений исследователи чаще всего прибегают к первому из них. Смысл лингвистического наблюдения заключается в выделении из текста определенных языковых фактов, выявлении тождественных или однотипных языковых единиц, а также установлении их специфических черт.
Примечания
*Композиция – важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому // Энциклопедический словарь. URL:/http://edudic.ru/bes/29149/. .
*Под амбивалентностью обычно понимается сложная гамма чувств, которую человек испытывает к кому-либо. Однополярность же чувств (только положительные или только отрицательные) интерпретируется скорее как проявление идеализации или обесценивания. URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/ .
*Коннотация предназначена для выражения эмоциональных или оценочных оттенков высказывания и отображает культурные традиции общества. Коннотации представляют собой разновидность прагматической информации, отражающей не сами предметы и явления, а определённое отношение к ним. URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/ .
*Специалисты по логике используютпонятие коннотативный как эквивалент понятию подразумеваемый. Таким образом, коннотативноезначение – это то, которое предполагается или подразумевается или выражаетсясловом, символом, жестом илисобытием. Коннотативные значения обычно определяют абстрактные качества, общие свойства иликлассы объектов, илиэмоциональные компоненты. Противопоставляется денотативному значению.URL:http://mirslovarei.com/content_psy/znachenie-konnotativnoe-23833. .
*Текст– это любая знаковая система, которая является носителем смысловой информации и имеет языковую природу. Текст – последовательность знаков (языка или другой системы знаков), образующая единое целое.
*Дискурс – это речевое общение; связная речь или сверхфразовое единство слов; семиотический процесс. В смысловом плане дискурс представляет собой творческий мыслительный процесс, в этом процессе смыслы выступают в качестве единиц, из которых строится рассуждение.
*Сема́нтика(отдр.-греч. Σημαντικός– обозначающий)– разделязыкознания, изучающийзначение единиц языка. URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/ .
*Слово «игра» следует понимать во всей его многозначности.
*Эмический – обладающий семиологической релевантностью (имеющий значение), не относящийся к физическим свойствам языковой материи (не этический).URL:http://perevodovedcheskiy.academic.ru/1970/ .
*Перлокутивныйречевой акт – вызывает целенаправленный эффект и выражает воздействие на поведение другого человека. (Цель – вызвать искомые последствия). Иллокутивныйречевой акт – выражает намерение другому лицу, намечает цель (выражение коммуникативной цели). URL:http://zinki.ru/book/filosofiya-v-sovremennom-mire/teoriya-rechevyh-aktov/ .
*Эссенциали́зм(отлат. Essentia– сущность)– теоретическая ифилософская установка, характеризующаяся приписыванием некоторойсущности неизменного набора качеств и свойств. URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/ .
*Юридизированность – свойство языкового знака вызывать юридическую рефлексию в сознании носителя языка.
*Юрислингвистика. URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/705328. .
*Семиотика или семиология (греч. σημειωτική, от др.-греч. σημεῖον – «знак, признак»), – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков).
*Генристика (лингвистическая генология) есть раздел коммуникативной лингвистики. Генристика изучает общие законы общения, организацию средств языковых кодов и других знаковых систем. В рамках коммуникативной лингвистики изучает речевые жанры.
Методики исследования в лингвистике
Замечание 1
Частичные методы тесно связаны с методиками – процедурами анализа, существующими в рамках соответствующих методов и использующихся в качестве способов нахождения, поиска новой информации об изучаемом предмете.
В рамках системно-функционального подхода к изучению языка наиболее актуальной считается методика контекстуального анализа. Его процедура предполагает исследование языковой единицы в составе речевого контекста, то есть той части текста, в которой реализуется ее семантика.
Кроме лингвистического контекста, на значение слова, словосочетания или предложения влияют также ситуативно-речевой и этнокультурный контексты, и поэтому системное исследование невозможно без учета тех условий коммуникации, которые определяют сдвиги в семантике слов или грамматических форм.
Выявить собственно лингвистическое окружение языковой единицы позволяет методика дистрибутивного анализа, а установить набор языковых средств, типичных для исследуемых текстов, можно с помощью методики стилистико-статистического анализа.
Контекстуальная методика применяется при семантическом анализе слов и конструкций, при установке синтагматических отношений. Если же исследуемые компоненты являются меньше языковой единицы, то исследователи прибегают к компонентному анализу, примерами которого могут быть разборы слова, предложения, толкование слов (сем в семантической структуре).
Кроме наблюдения и описания, в лингвистическом анализе важную роль играет также классификация изучаемых явлений – распределение их по классам на основании существенных (диагностических) признаков. Следует помнить, что всякая классификация должна строиться на едином принципе разделения, а для одного множества можно получить несколько классификаций, если ввести различные основания деления.
Своеобразной разновидностью научной классификации является типология, при которой систематизация объектов с общими структурными или функциональными признаками происходит на основе определенных абстрактных моделей – типов.
Замечание 2
Таким образом, современные лингвистические исследования могут быть проведены с использованием как традиционных, так и инновационных методов, позволяющих получить новые лингвистические сведения.
Методы исследования в лингвистике
Что такое методы научного исследования в лингвистике? Это общее название для теоретических принципов, приёмов, методик и средств, связанных с определённой лингвистической теорией, которые используются в изучении языковых явлений.
В научно-исследовательских проектах по лингвистике применяют разнообразные методы. Среди них есть универсальные, или общие, а также общенаучные, которые используются в курсовых и дипломных всех дисциплин. Помимо широко распространённых методологий, в языкознании также существуют и узкоспециализированные методы.
Выбор определённой методологической базы всегда зависит от целей и задач, которые студент определяет во введении к курсовой или диплому.
Общие методы лингвистических исследований
Общие, или универсальные методы исследования — это экспериментальные или практические методологии, которые составляют основу научного знания и используются во всех дисциплинах.
Для основательного исследования необходимо хорошо проработать теорию
Для изучения языка и его аспектов в лингвистике чаще всего применяют следующие методы:
- наблюдение;
- сравнение;
- моделирование.
Наблюдение — один из самых популярных способов исследовать лингвистические темы. С его помощью находят нужные языковые факты, выделяют их и устанавливают специфические черты.
Общенаучные методы исследования в лингвистике
Общенаучными методами называют те, которые также могут применяться во всех дисциплинах, но рассматривают изучаемые вопросы с теоретической точки зрения. Среди них:
- анализ;
- синтез;
- дедукция;
- индукция;
- аналогия;
- абстрагирование;
- выдвижение и проверка гипотез.
Это далеко не все научные методы, которые относятся к общенаучным. Их можно применять в лингвистических исследованиях как по отдельности, так и комбинируя между собой. Главный критерий выбора — наиболее эффективное достижение поставленных целей.
В лингвистических исследованиях чаще всего используют гипотетико-индуктивный метод. С его помощью можно собирать языковой материал и проверять его на соответствие определённой гипотезе.