Типы топлива: виды и сорта горючего, а также регламенты, регулирующие его качество

Маркировка бензина

На территории России для обозначения бензинов используется стандарт ГОСТ Р 54283-2010, который вводит код из трех групп букв или цифр, разделенных знаками тире. Первая группа букв указывает на тип топлива и методику определения октанового числа, которое находится во втором массиве символов. На последнем месте располагается число, указывающее на соответствие экологическим требованиями Евро. Поскольку для моторов автомобилей выпуск этилированного бензина запрещен, то из маркировки исключено упоминание о тетраэтилсвинце.

Например, расшифровка обозначения АИ-95-5 выглядит следующим образом:

  • бензин автомобильный, определение детонационных характеристик произведено по исследовательской методике;
  • антидетонационная стойкость 95;
  • соответствует классу К5 по количеству и качеству введенных присадок.

Американский стандарт определения антидетонационной стойкости основан на суммировании результатов, полученных по моторной и исследовательской технологиям. Полученная цифра делится на 2. Например, топливо с числом 87 по американскому стандарту соответствует российскому бензину А-92, а горючее с антидетонационным параметром 89 идентично АИ-95. Для моторов с турбокомпрессорами на территории США используется бензин 91, соответствующий российскому аналогу АИ-98.

Для обозначения российских авиационных бензинов используется ГОСТ 1012-72. На начало 2019 г. топливо Б-91/115 производится в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ 1012-2013. В аббревиатуре Б-91/115 литера «Б» указывает на авиационный сорт топлива, число 91 указывает на антидетонационные параметры при обедненной смеси, а цифры 115 позволяют определить устойчивость горючего к взрывному сгоранию в составе обогащенной смеси.

Технология производства дизельного топлива

Дизтопливо – это вязкая жидкость цвета, который зависит от количества смол в составе. Оттенок может быть от желтого до светло-коричневого. Горючее получают путем перегонки нефти. Сырье нагревают до нужной температуры, и из него выкипают определенные фракции, не только дизельные.

Газойлевые и керосиновые фракции – то, из чего преимущественно состоит дизельное топливо. Для них характерны высокие температуры кипения – 180-360 °C. Для каждой марки дизтоплива установлены температурные значения выкипания:

  • 50% перегоняется при температуре не выше 280 °C для летней, межсезонной и зимней марки, не выше 255 °C – для арктической;
  • 95% по объему перегоняется при температуре не выше 360 °C для всех марок дизтоплива.

Указанные температуры характеризуют фракционный состав дизельного топлива, установленный п. 5.2 ГОСТ 305-2013. Фракции определяют в соответствии с ГОСТ ISO 3405-2013. Не допускается, чтобы температуре перегонки была ниже 200 °C и выше 360 °C

Знать фракционный состав важно, поскольку это помогает определить, насколько качественно будет сгорать топливо, какой будет токсичность отработанных газов и степень дымности

Установка для производства дизельного топлива

Если говорить о том, как получается дизельное топливо, то можно выделить следующие основные этапы:

  • В ректификационных колоннах нефть делят на несколько фракций: бензиновую, керосиновую, дизельную и мазут. Колонны представляют собой аппараты для разделения жидких смесей, компоненты которых кипят при разной температуре.
  • Дизельную фракцию подвергают вторичной переработке, чтобы добиться нужного химического состава и структуры углеводородов. С помощью каталитического (высокотемпературного) или гидрокрекинга горючее очищают от избытка серы.
  • Прямогонные фракции совмещают с теми, что прошли гидроочистку, что позволяет соблюсти требования ГОСТа. В дизельное топливо высокого класса дополнительно вводят депрессорные и антидымные присадки.

Как работают ректификационные колонны

Здесь нужно сказать, что такое гидродизельное топливо. Оно представляет собой гомогенизированную (однородную) водотопливную эмульсию (ВТЭ), применение которой помогает уменьшить выбросы в атмосферу вредных веществ NO и CO и повысить коэффициент сжигания топлива.

Биодизель

Этот вид дизельного продукта заслуживает особого внимания. Это инновационная разработка европейских инженеров. Технология производства биологического дизтоплива подразумевает использование и переработку растительных масел. Главное отличие биодизеля от обычных марок ДТ — экологичность. Полный распад его продуктов сгорания без вредных последствий в природной среде происходит уже через 30 суток после попадании в почву, воду или атмосферу.

Получение биодизеля

В борьбе за экологию сейчас вынуждены выступать правительства индустриально развитых стран и специально созданные по этому вопросу международные организации. К этому времени были введены новые стандарты в производстве и эксплуатации биотоплива.

Биодизель предназначен, в первую очередь, для использования в ДВС легкового транспорта, далее — для грузовиков и в промышленности. На его основе изготавливаются обычно летние марки высококачественного ДТ. Цетановое число биодизеля 58 единиц, а температура возгорания — 100°C, у него отличные смазывающие свойства, пониженный процент выброса в атмосферу СО2. Благодаря совокупности таких характеристик, разработчики продукта предоставили возможность автолюбителям и предприятиям не только значительно увеличить ресурс ДВС и уменьшить затраты на обслуживание, ремонт, но и существенно снизить риски взрывов и пожаров.

Особенность биологического ДТ — наличие в массе растительных и животных жиров. Структура биотоплива натуральна, а сам продукт есть результат переработки таких сельскохозяйственных культур как рапс, соя и прочие маслосодержащие виды растений, жир крупного рогатого скота. Отличительные характеристики дизельного топлива данного типа в том, что его можно применять в качестве добавок к традиционным видам горючего.

Биодизель имеет специальные обозначения. К примеру, в Соединенных Штатах Америки биологическое топливо в названии включает литеру «B», за которой идет цифровое значение, указывающее на процент содержания биодобавки в общей массе топлива. Цетановое число не ниже 50 ед.

Биодизель производят по технологии, аналогичной изготовлению дизтоплива из нефти. Сегодня существуют марки биодизеля не только летние, но для условий межсезонья и зимы в умеренных широтах.

Летнее дизельное биотопливо используется только при плюсовых температурах, промежуточные марки — до -10° ниже нуля, зимний биодизель — до минус 15-20°С. Морозоустойчивость зимних марок достигается благодаря применению специальных присадок, изначально разработанных для улучшения свойств ДТ.

Марки бензинов

В СССР на заправках встречалось горючее следующих марок:

  • А-56, предназначенное для низкофорсированных моторов, выпуск прекращен в начале 60-х годов;
  • А-66, использовался в моторах со степенью сжатия не выше 6,5 единиц, поставки прекратились в конце 70-х годов;
  • А-72, предназначенный для заправки автомобилей старых моделей (степень сжатия до 7 единиц), выпуск завершили в 80-е годы;
  • А-76, созданный для моторов грузовиков и такси, во второй половине 90-х годов был вытеснен маркой АИ-80;
  • АИ-93, предназначенный для моторов со степенью сжатия от 8,0 единиц, в начале 90-х был заменен на АИ-92;
  • АИ-95 и АИ-98, ограниченно поставлялись в крупные города для автомобилей иностранных представительств и для отечественных лимузинов ЗиЛ.

В соответствии со стандартном ГОСТ 32513-2013 на территории России используются бензины:

  • АИ-80 или «нормаль» (поставки прекращены в 2014-15 гг.);
  • АИ-92 или «регуляр», предназначенный для моторов со степенью сжатия до 9 единиц;
  • АИ-95 или «премиум», используемый в атмосферных двигателях со степенью сжатия до 10 единиц;
  • АИ-95+, отличающийся введением присадок, повышающих мощность двигателя и не допускающих формирования отложений на распылителях форсунок;
  • АИ-98 или «экстра», рекомендованный для бензиновых моторов с наддувом;
  • специальные сорта горючего с октановым числом 100-102 единицы, созданные для гоночных условий (не входят в требования ГОСТ);
  • небольшими партиями по ГОСТ 51105-97 выпускался бензин АИ-91, соответствующий по антидетонационным параметрам топливу АИ-92.

Состав и плотность

Летнее дизтопливо (ДТЛ), согласно ГОСТу, предназначается для применения при температуре внешней среды выше 0° Цельсия, так как ниже этой отметки летний дизель начинает густеть, а при t° -10 — застывать. Зимний дизель (ДТЗ) рассчитан на применение в холодный период или в северных регионах до нижнего температурного предела – 20-30°С в зависимости от добавок. Арктическое горючее (ДТА) сохраняет свои свойства даже при температуре -55°С.

Основные составляющие сырья для производства дизтоплива включают сероводороды, щелочь, кислоты, воду и прочие примеси в меньшем процентном соотношении. Этих включений не должно быть в готовом продукте, так как они не позволяют использовать его в ДВС безопасно. Каждый из этих компонентов по-своему влияет на узлы и различные части, из которых состоит мотор, вызывает коррозию и изменение физико-химических свойств стали, чугуна, меди, алюминия, резины, пластика.

Свойства дизельного топлива отличаются также и по содержанию в их составе серы (количество единиц на определенный объем). В ДТЛ этот показатель составляет 0,2% на 1 л, в ДТЗ — 0,5%, в ДТА — 0,4%. Благодаря включениям серы в составе дизельного горючего, улучшается его смазывающее свойство, однако слишком большая сернистость является причиной повышенной токсичности отработанных выхлопов. На нефтеперегонных заводах процент включения серы снижают до указанных выше значений, получая, таким образом, основу для дальнейшего производства определенных марок ДТ.

Все марки топлива имеют отличия по плотности в килограммах на кубический метр (или в граммах на куб. см) с коэффициентом от 0,76 до 0,9. Чем выше температура окружающей среды, тем больший объем приобретает любая жидкость, но если говорить о нефтепродуктах в сравнении с водой, то этот показатель расширения объема выше на 15-25%. Но увеличенный объем не означает повышение массы, она остается неизменной при любых температурах.

В процессе перегонки нефти, фракции дизеля нагревают до высоких температур: ДТЛ — до 345°С; ДТА — не выше 335°С. Чем больше нагрев, тем выше будет плотность дизеля на выходе, а следовательно и предел температуры замерзания готового продукта.

Как сэкономить на бензине

  • Пользуйтесь общественным транспортом
    Поездки в больших городах на общественном транспорте дешевле, чем на машине. Ваши расходы не зависят от дальности поездки и наличия пробок. Если в городе предусмотрены бесплатные пересадки, то это сделает ваши поездки еще выгоднее.
  • Пользуйтесь альтернативным транспортом
    Для коротких поездок, особенно при перемещениях в центре города, удобно использовать велосипед или электросамокат. На таком транспорте вы быстрее преодолеете необходимое расстояние, чем по загруженным улицам на автомобиле. Еще один плюс — отсутствие необходимости платить за парковку. Такие поездки буду обходиться бесплатно в случае наличия у вас собственного двухколесного друга. С каждым годом всё больше мегаполисов предлагают жителям и туристам городской прокат велосипедов и самокатов.
  • При покупке автомобиля выбирайте экономичную модель
    Разница в расходе топлива компактной малолитражки и внедорожника с мощным мотором может составлять до 2-3 раз.
  • Делите поездки на авто с другими
    Совместные поездки снижают расходы на дорогу для каждого участника. Чем больше пассажиров — тем дешевле поездка для каждого. Если ваши коллеги или сокурсники живут рядом и едут в одно время с вами, предложите их подвезти.
  • Тщательно планируйте маршрут
    Сегодня функция навигатора присутствует в телефоне каждого водителя. Навигатор найдет кратчайший путь, а также покажет пробки и варианты объезда.

Характеристики автомобильного топлива

Теплотворная способность топлива

Обычно чистая теплотворная способность Hобуславливает энергетическое содержание топлива; она соответствует используемому количеству теплоты, выделяемому во время полного сгорания. Полная теплотворная спо­собность Hg, с другой стороны, определяет полную теплоту, включая как механически создаваемое тепло, так и тепло, выделяемое при конденсации водяных паров. Однако, этот компонент не учитывается примени­тельно к автомобилям.

Чистая теплотворная способность дизель­ного топлива, равная 42,9-43,1 МДж/кг, не­много выше, чем у бензина (40,1-41,9 МДж/кг).

Окислители, то есть, топлива или компо­ненты топлива, содержащие кислород, такие как спиртовые топлива, эфир или метиловые эфиры жирной кислоты, имеют меньшую теплотворную способность, чем чистые угле­водороды, поскольку кислород, присутству­ющий в этих соединениях, не способствует процессу сгорания. Поэтому двигатель, име­ющий сопоставимую мощность с мотором, питаемым обычным топливом, имеет повы­шенный расход топлива.

Теплота сгорания топливовоздушной смеси

Теплота сгорания топливовоздушной смеси определяет выходную мощность двигателя. При стехиометрическом соотношении воздух/топливо теплота сгорания для сжижен­ных газообразных и жидких автомобильных топлив составляет примерно 3,5-3,7 МДж/м3.

Содержание серы в автомобильном топливе

В интересах сокращения эмиссии диоксида серы SO2 и защиты каталитических нейтра­лизаторов отработавших газов, содержание серы в бензине и дизельном топливе было ограничено с 2009 года до 10 мг/кг на всей территории Европы. Топливо, соответствую­щее этому предельному значению, известно как «топливо, свободное от серы». Таким об­разом, достигается обессеривание топлива. До 2009 года для использования в Европе было разрешено, введенное в начале 2005 года, использование топлива с содержанием серы <50 мг/кг. Германия занимает лидирую­щие позиции в обессеривании топлива — уже с 2003 года, под действием мер в области на­логообложения, в этой стране используется топливо, свободное от серы.

В США, предельное значение содержания серы в бензинах, выпускаемых в промыш­ленном масштабе, с 2006 года ограничивается величиной 80 мг/кг, при этом среднее значение для общего количества проданного и импортированного топлива составляет 30 мг/кг. Отдельные штаты, например, Кали­форния, установили более низкие ограниче­ния.

Кроме того, с 2006 года в США выпуска­ется свободное от серы дизельное топливо (содержание серы составляет максимум 15 мг/кг, ULSD — дизель с ультранизким со­держанием серы). К концу 2009 года, однако, только 20% топлива имело содержание серы не более 500 мг/кг.

Содержание серы в сертифицированном топливе служит основанием для изменения регулирующих документов.

Производство

Получение топлива возможно путем перегонки, высокотемпературной обработки, т.е. крекинга, а также низкотемпературного воздействия, т.е. риформинга и т.д. Существует еще несколько методов получения бензина из сырья. После первичной обработки проводится очистка сырья и введение в состав специальных присадок, повышающих качество продукта.

Из чего делают бензин?

Главным сырьем, из которого изготавливается топливо, выступает сырая нефть. Возможно производство данного вещества путем сложной переработки каменного угля и природного газа, но данные методы используются крайне редко из-за высокой стоимости процесса.

Технология производства

Производство бензина — это технологически сложный процесс. Сначала берутся пробы сырья для определения включения в них примесей солей и серы. Измеряется объем включения легких фракции.

Наиболее простой метод получения топлива — это атмосферно-вакуумная перегонка. Она позволяет отделить легкие фракции. После этого выполняется очищение сырья от примесей солей и серы, т.к. эти вещества ухудшают качество готового продукта. Включение данных веществ в нефти, добываемой по всему миру, неоднородно. На большинстве месторождений России нефть содержит большое количество серы, поэтому ценится даже ниже, чем сырье, которое добывается в Азербайджане.

Процедуры очищения позволяют получить достаточно большое количество топлива из сырья, но оставшихся нефтяных фракций, незадействованных в процессах, сохраняется немало. Их отправляют на вторичную перегонку. Кроме того, во время данной процедуры выполняется частичный каталитический крекинг. После этого переработанное сырье подвергается каталитическому риформингу.

Подготовленное сырье подвергается крекингу. При данной процедуре в тяжелых фракциях при их нагреве до 700°C наблюдается разрыв молекулярный цепочек. Это способствует формированию вторичного продукта. При низкотемпературной обработке сырья выход конечного продукта составляет не более 20%, но при обработке при высоких температурах объем полученного готового продукта возрастает до 70%.

После этого полученный продукт обрабатывается в газофракционирующей установке. В него добавляют дополнительные компоненты, которые подразделяются на классы и сорта. После этого готовый бензин поступает на АЗС.

Из чего делают бензин

Моторное топливо получается в результате переработки жидких и газообразных углеводородов природного происхождения. Помимо нефти и газового конденсата применяются каменный уголь, горючие сланцы и синтетические вещества (получены на основе соединения атомов водорода и окиси углерода). Компоненты проходят через многочисленные циклы переработки, позволяющие отделить тяжелые фракции (используются в нефтехимической промышленности).

С начала 2000-х годов началось производство биотоплива, которое получается из целлюлозосодержащей растительной массы. Существует полимербензин, состоящий на 94% из алкенов. Топливо отличается повышенной детонационной устойчивостью (от 82 до 84 единиц по моторной методике и от 94 до 97 единиц по исследовательскому способу замера). В чистом виде не используется, вводится в состав горючего на нефтяной основе, повышая устойчивость к детонации.

⛽ Что влияет на расход бензина?

Мощность машины

Чем больше мощность двигателя, тем, соответственно, больше он потребляет топлива. Такой расход может быть в 2–3 раза больше, чем, например, у экономичным машин.

Возраст машины

Двигатели появились очень давно, еще в 19 веке, но принцип их работы не изменился и сегодня. Тем не менее, новейшие технологии постоянно совершенствуются и отличаются своей экологичностью и экономичностью. А значит автомобили, выпускаемые сегодня, выигрывают в экономичности машин, выпущенных 10 лет назад.

Выбор маршрута

Старайтесь учитывать, что при езде по трассе с отсутствием разгонов и торможений расход бензина будет намного меньше, нежели в черте города, с постоянными разгонами и частыми остановками.

Манера вождения

Помните, что максимально снижает расход топлива плавная и спокойная езда, тогда как агрессивный и динамичный стиль вождения всегда будет сопровождаться его повышенным расходом.

Исправность машины

Причиной большого расхода топлива часто может становиться наличие технических неисправностей. Если вы заметили, что ваш двигатель стал потреблять слишком много бензина, пройдите его проверку. Также всегда поддерживайте нормальное давление в шинах.

Сезонность

Нужно учитывать, что в холодное время на прогрев машины будет уходить больший расход топлива. А если совершать ежедневные поездки, то его перерасход за всю зиму будет выглядеть весьма внушительным. То же самое будет относиться и к коротким остановкам, ведь зимой, в отличие от летнего периода, двигатель никогда не глушится, чтобы была возможность поддерживать нормальную температуру в салоне.

Но летом, при коротких остановках, на расход топлива будет влиять работа кондиционера.

Наполненность машины

Чем больше пассажиров или багажа вы будете перевозить, тем интенсивнее машина будет тратить топливо. Это, в первую очередь, относится к небольшим машинам, у которых любой дополнительный багаж тут же приводит прирост к весу. Или пассажиры с большим весом могут также значительно влиять на расход топлива. Например, вес человека в 100 кг будет прибавлять к массе экономичной машины еще 10%. Именно на эту цифру будет увеличен расход топлива.

Выбор экономичной машины

На сегодняшний день самыми экономичными считаются машины с электрическим двигателем. Они способны работать от аккумуляторов, заряжаемых электричеством, что на порядок дешевле бензина.

Также выгодными в этом плане являются гибридные машины, в которых бензиновый мотор может сочетаться с электрическим. В таком варианте экономия будет очень существенная если сравнивать машины, полностью заправленные бензином.

Но в России такие машины практически не распространяются, поэтому пока придется подбирать более классический вариант. И здесь первую позицию будут занимать автомобили с наименьшим объемом и массой двигателя. Обычно производители указывают в своих характеристиках информацию, касающуюся расхода топлива. Но лучше все-таки полагаться на отзывы реальных автомобилистов.

Вопросы и ответы

А также обратите внимание на ответы на некоторые часто задаваемые вопросы относительно расхода топлива

А правда, что в пробке двигатель лучше глушить?

Это не совсем верно. Возможно, это и будет иметь смысл с точки зрения экономии бензина, но только в том случае, если машина будет стоять больше 10 минут. Если же вы будете очень часто запускать и глушить двигатель, это, наоборот, приведет к перерасходу топлива и может даже уменьшить ресурс аккумулятора и двигателя.

Нужно ли для экономии топлива разгоняться медленно?

Для того, чтобы сэкономить — нужно разгоняться плавно, а не медленно. Движение на низких передачах, наоборот, будет приводить к перерасходу топлива.

Стоит отметить, что в момент ускорения машины расход будет увеличиваться, тем не менее, чем меньше будет время разгона, тем меньше двигатель будет расходовать топливо.

Правда ли, что стоящий на месте двигатель расходует меньше бензина?

Непрогретый двигатель будет тратить больше бензина, чем прогретый, но опять же прогрев двигателя на холостом ходу влечет за собой повышенный расход бензина.

Также непрогретый двигатель способен выбрасывать в атмосферу много разных вредных веществ. Поэтому многие автопроизводители рекомендуют как можно быстрее начинать движение.

Уровень потребления топлива, актуальность производства и добычи

Ископаемые природные топлива служат основным источником энергии для современного общества. В 2010 году примерно 90% всей энергии, производимой человечеством на Земле, добывалось сжиганием ископаемого топлива или биотоплива, и, по прогнозам Управления энергетических исследований и разработок (США), эта доля не упадёт ниже 80% до 2040 года при одновременном росте энергопотребления на 56% в период с 2010 по 2040 годы. С этим связаны такие глобальные проблемы современной цивилизации, как истощение невозобновляемых энергоресурсов, загрязнение окружающей среды и глобальное потепление.

Несмотря на огромное разнообразие видов топлива, основными источниками энергии остаются нефть, природный газ и уголь. Первые два ископаемых топлива исчерпаемы в ближайшем будущем. Нефтяные топлива обладают особой ценностью для транспортных средств (основных потребителей энергии), в силу удобства перевозки, поэтому в настоящий момент ведутся исследования по использованию угля для выработки жидких топлив, в том числе и моторных. Также огромны запасы ядерного топлива, однако его использование накладывает высокие требования к безопасности, высокие затраты на подготовку, эксплуатацию и утилизацию топлива и попутных материалов.

  • Мировое потребление нефти выросло на 1,6 млн баррелей в день (Мб/д), или 1,6%, что выше 10-летнего среднего показателя (1.2%). Такой рост наблюдается второй год подряд. При этом крупнейший рост показали Китай (400,000 Б/Д) и Индия (330,000 Б/Д).
  • Мировое потребление природного газа выросло на 63 миллиарда кубических метров (млрд кубометров), или на 1,5%. Это медленнее, чем средний показатель за 10-летний период — 2,3%. При этом в странах ЕС потребление газа резко возросло на 30 млрд куб. м, или на 7,1% – самый быстрый рост с 2010 года. Однако в России было зафиксировано самое крупное падение потребления из всех стран (-12 млрд куб. м).
  • Глобальное потребление угля составило 53 млн. тонн нефтяного эквивалента (mtoe), или 1,7%. Показывает второй год подряд снижение.

За последние 20 лет мировое энергопотребление возросло на 30% (и этот рост, по-видимому, продолжится в связи ростом потребности бурно развивающихся стран азиатского региона). В развитых странах за тот же период сильно изменилась структура потребления — произошло замещение части угля (наблюдается ежегодное снижение потребления) более экологичным газом (Европа и прежде всего Россия, где доля газа в потреблении составила до 40%).

После приведения цифр стоит указать пример Австралии, в балансе которой солнечная энергетика занимает около 30%. Эту долю потребляет солевая промышленность, вырабатывающая продукцию естественным испарением на солнце.

Состав бензина

В состав бензина входит смесь жидких углеводородов, выкипающих при температуре от 33°С (пусковая фракция, отвечающая за легкость старта силового агрегата в зимний период). Конец выкипания топлива происходит при нагреве до 205°С. Температурный диапазон кипения может корректироваться в зависимости от количества и типа введенных присадок. В составе горючего присутствует сера (вредная примесь, допустимая объемная доля не превышает 0,05%) и бензол (допускается объемное содержание до 5%).

Для улучшения устойчивости к детонации в состав горючего вводят присадки. Например, в СССР для получения бензина сорта АИ-93 использовался тетраэтилсвинец. Поскольку компонент является токсичным и негативно влияет на каталитические нейтрализаторы (стали устанавливаться в Европе и США с начала 80-х годов), то его применение запретили. Монометиланилин позволяет поднять октановое число, но при сгорании образуется нагар, который оседает на клапанах и электродах свечей, выводя мотор из строя.

Для получения горючего с числом 92, 95 или 98 используются эфиры и спирты, которые могут растворять резиновые или пластиковые элементы систем впрыска. Для снижения негативного эффекта объемная доля присадок ограничивается 15% от объема горючего. При сгорании эфира и спирта образуется водяной пар и углекислый газ, нагар на компонентах выпускной системы не формируется.

В СССР в состав этилированного топлива входил краситель, предупреждавший водителя о наличии тетраэтилсвинца и позволявший армейским службам быстро определить сорт горючего. Например, А-72 отличался розовым цветом, а А-76 имел насыщенный желтый оттенок. В АИ-93 вводился краситель красно-оранжевого цвета, а АИ-98 отличался насыщенным синим цветом. Пигмент попадал в цилиндры мотора и сгорал, не оставляя нагара на стенках и выхлопных каналах.

В авиационный бензин обязательно вводятся красящие добавки и антиокислители, не позволяющие формирование осадков из соединений свинца. В горючем присутствуют компоненты, не допускающие коррозию трубопроводов подачи топлива и корпусов карбюраторов или аппаратуры впрыска бензина. Поскольку на самолете установлено несколько баков, то имеются электрические помпы для перекачки горючего в расходный резервуар. В бензине присутствуют добавки для устранения электростатического заряда.

Был ли в СССР дизель?

Тогда дизельное топливо считалось чем-то промышленным, не предназначенным для автовладельцев. АЗС не продавали дизтопливо частникам, но большой беды в этом не было, поскольку такие легковушки отсутствовали как класс. Но исключения-таки были. За рубежом появились отдельные Волги и Москвичи с дизелями Perkins, Rover и Indenor-Peugeot, которые импортеры устанавливали самостоятельно. С 1968 года на ГАЗ-21, а затем и на ГАЗ-24 устанавливали Indenor мощностью 68 л.с. Небольшое количество дизельных автомобилей ГАЗ-24 разными путями попадало в СССР, где они вызывали ажиотаж. Вопросов, где раздобыть дизтопливо, почему-то не возникало…

Применение

Бензин в основном используется в качестве топлива. Некоторые виды бензина предназначены только для заправки машин. Сейчас выпускают несколько марок топлива, качество которых различается в зависимости от октанового числа и включения присадок. Есть специальный автобензин для зимнего и летнего периода.

Производятся специальные разновидности топлива, использовать которые можно только для заправки самолетов. Осуществляется выпуск бензина, который применяется в качестве растворителя и как сырье для химической промышленности.

Бензин используется в качестве сырья для производства парафина и этилена. Применяется эта жидкость для блендинга и проведения процессов органического синтеза. Используется он для чистки и обезжиривания поверхностей и кожи. Данное вещество применяется для очищения металлических элементов. Он используется для изготовления:

  • красок;
  • лаков;
  • растворителей;
  • мастик;
  • резиновых клеевых составов;
  • конденсаторов;
  • защитных составов, образующих пленку.

Кроме того, этот продукт может применяться даже для выведения жирных пятен с разных поверхностей.

Виды дизтоплива: параметры

Нередко водители или операторы техники забывают о таком недостатке ДТ, как способность его загустевания даже при незначительном морозе. Поэтому возникают ситуации, когда двигатель не запускается, и приходится решать проблему методами нагрева топливных баков открытым огнем, что довольно небезопасно. Чтобы избежать подобных проблем, следует заблаговременно и правильно приобретать соответствующую марку дизтоплива в зависимости от погодных условий и знать ее особенности. Ниже рассмотрим характеристики ДТ по его классам.

Летние марки

Особенность ДТЛ — сохранение рабочего жидкого состояния требуемой плотности при t°= 0 и больше градусов. Основные параметры летнего дизеля следующие:

  • цетановое число — больше 51 ед. при температуре использования до 45°С окружающего воздуха;
  • плотность — 845-865 кг/м3 при t использования 20-25°С;
  • вязкость — 4-6,1 кв. мм/ с при t°=19-25°С;
  • порог замерзания — -10°С.

Однако следует учесть, что в действительности, несмотря на то, что двигатель и работает, при незначительных температурах ниже «нуля», летние марки ДТ уже теряют свои эксплуатационные качества.

К недостаткам летнего ДТ можно отнести повышенную способность образования водяного конденсата, вода внутри бака с топливом отслаивается и скапливается внизу. Сбои в работе ДВС по большей части происходят именно по причине водяных пробок, которые блокируют ТНВД. Некоторые водители, чтобы избежать проблем с забором образовавшейся воды, располагают всасывающую трубку в баке несколько выше и время от времени отвинчивают пробку на его дне для слива конденсата. Специалисты рекомендуют водителям еще задолго до наступления холодов полностью сливать летнее ДТ и даже при умеренных температурах начинать пользоваться качественными зимними сортами.

Зимнее

ДТЗ — это наиболее популярный вид горючего в России, в средней полосе его используют преимущественно всесезонно. Нижний предел замерзания ДТЗ — минус 30. Однако для полярных регионов в зимний период рисковать применять этот вид ДТ не нужно. Главные характеристики зимнего горючего следующие:

  • цетановое число — 48 единиц при t использования от минус 30°С окружающего воздуха;
  • плотность — 825-845 кг/м3 при t использования от -30 до +15°С;
  • вязкость — от 1,8 до 5.1 кв. мм/с максимум при t от -20 до +15°С.

Параметры вязкости для ДТЗ здесь имеют более широкий диапазон ввиду его использования не только в мороз, но при плюсовых весенне-осенних температурах.

Арктическое

ДТА — это незаменимый вид топлива в регионах, где температура окружающего воздуха часто опускается ниже тридцати. Этот дизель способен выдерживать даже антарктические условия зимы, а со специальными присадками сохранять рабочие свойства при температуре минус 55°С. Характерные показатели арктического топлива следующие:

  • цетановое число — 40 единиц при t использования от -30°С;
  • плотность — 760-820 кг/м3 при t использования от -30 до 0°С;
  • вязкость — от 1,45 до 4,6 кв.мм/с максимум при t -30 — 0°С.

Физические свойства и виды

Как мы упомянули, углеводородное топливо состоит из смеси углеводородов.

К его разновидностям относят:

  • Жидкое нефтяное топливо;
  • Горючие природные газы;
  • Уголь;
  • Горючие сланцы и торф.

Простыми словами – это нефть (из которой получают бензин и солярку), уголь (бурый, каменный, графит) и газ (бутан, пропан, метан, этан и их природные смеси).

От процентного соотношения главных компонентов в составе зависит детонация в двигателе. Например, парафиновые углеводороды (15-16% водорода) очень быстро окисляются, а потому детонируют при низкой степени сжатия. А ароматические (до 12% водорода) более стойкие, поэтому используются в движках с высоким уровнем сжатия. Проще говоря, чем выше процент содержания водорода, тем больше теплота сгорания. Лидером в этом вопросе является горючий газ метан, в котором указанный элемент представляет четверть всей смеси.

Между тем, важно определить и использовать правильный состав, чтобы не ухудшить эксплуатационные свойства конкретного двигателя. Углеводородное топливо обладает высокой гигроскопичностью, поглощая и растворяя воду из воздуха

Углеводородное топливо обладает высокой гигроскопичностью, поглощая и растворяя воду из воздуха.

Вспомним два основных вида углеводородного топлива: жидкое и газообразное. Интересным фактом является отсутствие конкретной температуры кипения жидкого состава, выделяют лишь диапазон, в пределах которого данный процесс и протекает.

Отдельно отметим сжиженный природный газ – это газообразное углеводородное топливо, которое транспортируется в жидком виде (для этого его охлаждают до -160° С). В таком виде оно полностью теряет свои детонационные свойства: не воспламеняется, не взрывается. Вернувшись же к нормальной температуре, смесь снова становится газом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: