Халиф

Третий праведный халиф Усман ибн Аффан

Усман ибн Аффан (575–35/656) – выдающийся политический и общественный деятель, 3-й праведный халиф, родственник и сподвижник Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Полное имя Усман ибн Аффан ибн Абу аль-Ас ибн Умейя ибн Абди аш-Шамс ибн Абд Манаф аль-Курайши аль-Умави. Мать – Арва бинт Курайз бинт Рабия бинт Хабиб бинт Абд Шамс.

Усман был одним из первых принявших Ислам. Его дядя Хакам ибн Абу аль-Ас попытался заставить племянника вернуться к языческой вере предков, но безрезультатно. Усман женился на дочери Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Рукаййе (возможно, еще до начала пророческой миссии Мухаммада, мир ему и благословение). От этого брака у Усмана родился сын Абдуллах, умерший во младенчестве.

В период гонений на мусульман Усман с женой эмигрировали в Эфиопию, затем он попытался вернуться в Мекку, вместе с другими мусульманами совершил хиджру (переселение) в Медину. Там принимал активное участие в становлении мусульманского государства, во всех сражениях, кроме битвы при Бадре (из-за смерти жены; но Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) счел Усмана принявшим участие в сражении и выделил ему часть трофеев). Затем Усман женился на другой дочери пророка Мухаммада (мир ему и благословение) – Умм Кульсум, из-за чего его стали называть Зу’н-Нурайн («обладатель 2-х светил»).

В 6 г. х. при совершении малого паломничества Усман был парламентером к мекканцам; из-за его запоздалого возвращения распространился слух о его смерти, что привело к обострению ситуации и в конечном итоге к подписанию Худайбинского договора.

Усман был состоятельным человеком, оказывал мусульманам материальную поддержку, покрыл большую часть затрат при походе мусульманской армии на Табук. Находился рядом с Пророком (мир ему и благословение) во время Прощального хаджа.

В период правления халифов Абу Бакра и Умара Усман активно поддерживал их и оказывал им помощь. После покушения на Умара в 23/644 г. по его распоряжению вошел в состав «Совета шести» и был избран халифом.

Как правитель стал продолжателем дела Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и первых халифов. Во время его правления была создана специальная комиссия по окончательной редакции Корана и размножены его экземпляры.

В период правления Усмана продолжались войны с внешними врагами Халифата и расширение его границ: был разгромлен Сасанидский Иран, присоединены Кипр, территории Сирии и Сев. Африки.

В конце правления Усмана в Халифате осложнилась внутриполитическая обстановка; возникли мятежные группировки, недовольные злоупотреблениями некоторых наместников провинций. Антигосударственная пропаганда привела к открытому мятежу. Усман отказался выполнить предъявленные требования мятежников. 18 Зульхиджа 35 г. х. заговорщики напали на Усмана и убили его. В момент смерти ему было 82 года.

Династии халифов

Большинство халифов можно отнести к суннитской ветви ислама. Основная идея суннитов заключалась в том, что пророк Мухаммед был призван по божественному повелению. А потому не мог завещать или передавать свое служение преемникам. То есть его продолжатели могли унаследовать лишь земную власть.

Завоевательную политику Праведного халифата (государства, созданного в 632 году, после смерти пророка Мухаммеда) продолжили Омейяды. Эта династия была основана в 661 году. Правили Омейяды до середины восьмого века. В 750 году эту династию свергли Аббасиды, практически все представители были уничтожены. В живых остался лишь внук халифа Хишама Абд ар-Рахмана.

Аббасидский халифат существовал с 750 по 1258 год. В его состав входили территории, на которых в наше время расположены арабские страны Азии и часть Средней Азии, Северная Африка, Иран и Египет. На протяжении двух столетий государство Аббасидов активно развивалось, однако постепенно пришла в упадок. Причиной тому стала феодальная раздробленность, рост политического влияния гвардии, в составе которой были тюркские рабы-гулямы.

Нельзя не сказать и о Фатимидском халифате. Он откололся от Аббасидского после восстания в провинции Ифрикия. В период своего расцвета он занимал территории Египта, Сирии, Магриба и Палестины. С 996 года во время правления халифа аль-Хакима начался упадок халифской власти. Фатимидский халифат был свержен Саладином. Этот военачальник был призван для организации обороны против крестоносцев в1169 году.

Последним халифатом стал Османский. Его упразднили после падения Османской империи в 1924 году. Турецкое государство, основанное Мустафой Ататюрком, уже было светским.

Халиф: определение претендентов на титул

Дабы стать правителем, нужно было соответствовать строгим правилам шариата. Согласно ему, халиф — это человек, на которого ложится обязанность охранять границы мусульманского мира, следить за качеством жизни своих подданных, пресекать преступления и прославлять ислам пред другими верами.

Так, согласно суннитским законам, халиф должен соответствовать следующим критериям.

  1. Это может быть только мужчина.
  2. Кандидат должен быть праведным мусульманином и знать все законы шариата.
  3. Иметь здравый рассудок и не иметь врожденных болезней.
  4. Обладать чувством справедливости и не бояться опасностей.

Что касается расы, то преимущество было у курайшитов, но и представители других арабских племен могли стать халифами. Более того, если среди кандидатов не было арабов, то титулом могли наградить и белого человека, лишь бы он искренне верил в Аллаха.

Значение слова «халиф» в толковом словаре

Французский писатель и литературный критик Анатоль Франс писал, что толковый словарь – это большой мир, расположенный в алфавитном порядке. Есть ли в этом мире существительное «халиф»?

В словаре, составленном Татьяной Федоровной Ефремовой, есть два значения этого слова:

  1. Халиф – это титул. Государь, носивший его, совмещал светскую власть с духовной и считался преемником Мухаммеда.
  2. Халифом именовали султанов (сначала египетских, а затем турецких), которые были духовными главами всех мусульман.

Определение слова «халиф» в словаре, составленном Дмитрием Николаевичем Ушаковым, немного отличается: здесь халиф – это верховный мусульманский глава, который совмещал духовную власть со светской в арабских государствах вплоть до 13 века. Энциклопедический словарь уточняет – в Турции титул халиф сохранялся до 1924 года. Самое полное определение слова «халиф» можно найти в словаре, выпущенном Фридрихом Брокгаузом и Ильей Ефроном. В этом издании указано, что халифами называли как преемников Мохаммеда (в духовной и политической власти), так и викариев шейхов в различных мусульманских сектах и дервишеских орденах. Кроме того, халифами могли именовать даже помощников директоров чиновнических бюро.

Шейхи Дубая

Дубай

Дубай – второй по значимости эмират ОАЭ, но первый по наличию «самых-самых» строений, объектов и достижений.

Вопрос эксперту
Если ехать в Эмираты с детьми, куда лучше отправиться?

В Дубае собраны практически все самые интересные развлекательные сооружения, достопримечательности

В этом эмирате наиболее развит туризм, уделяют внимание обеспечению потребностей путешественников самого разного уровня дохода

Правящая семья Дубая Аль-Мактум – влиятельный клан, к мнению которого прислушиваются не только в эмирате, но и всем государстве.

Шейх Мухаммед ибн-Рашид Аль-Мактум

Шейх Мухаммед ибн-Рашид Аль-Мактум

Ныне здравствующий правитель Дубая принял пост 15 июля 1949 года. За время своего правления Шейх носит неофициальный титул «Архитектора современного Дубая». Именно Шейх Мухаммед инициировал возведение множества современных объектов, показал пример гармоничного соединения семейных и государственных дел. Сегодня Шейха считают знаменитым лидером, желают дальнейшего процветания.

Мухаммед – третий сын правителя Дубая. Мать Мухаммеда – Лафита происходит из семьи правителей Абу-Даби. Как и все члены правящей семьи, Мухаммед получил военное образование в Англии, а также светское, исламское образование. После окончания Британской академии, Мухаммеда отправили в Италию, где в корпусе Монс он получил умение управлять летательными аппаратами.

В 1968 году Мухаммед присутствует на знаковой встрече отца с Шейхом Зайдом. По итогам встречи правители договорились об образовании ОАЭ. После основания государства Шейх Мухаммед получает титул Министра обороны, главы полиции эмирата Дубай.

После смерти отца власть в эмирате перешла к старшему брату Мухаммеда. Шейх Рашид ибн-Саид проявлял себя на спортивной арене, обожал коней, но политику и управление не считал своими главными занятиями. Чтобы не утратить власть, не нарушить начинания отца, брат передает правление Мухаммеду. В 1995 году наследный принц официально назначает Мухаммеда правителем Дубая.

После гибели брата от сердечного приступа, Шейх Мухаммед принимает официальный титул правителя. С его помощью и поддержкой Дубай приобрел славу «столицы шоппинга», получил множество всемирно известных объектов торговли, развлекательных учреждений. Благодаря полной диверсификации экономики эмирата, доходы от нефти составляют всего 4% ВВП, все остальное приносит туризм, доход от торговли.

Шейх Хамдан ибн-Мухаммед Аль-Мактум

Шейх Хамдан ибн-Мухаммед Аль-Мактум

Наследный принц Дубая родился в 1982 году (14 ноября). На сегодняшний день Шейх Хамдан ибн-Мухаммед Аль-Мактум является одной из знаковых фигур на мировой арене. Пока жив его отец, Хамдан может позволить себе быть поэтом, носить псевдоним Фазза, проявлять свой характер и лично лезть на верхушку Бурж Халифа, чтобы установить там флаг. Но правящему Шейху уже «далеко за …», поэтому близок час, когда наследный принц примет бразды правления.

Шейх Хамдан ибн-Мухаммед Аль-Мактум – современный человек с аккаунтом в Инстаграм, на который подписано порядка 10 млн. человек, собственной премией для фотографов, победитель международных соревнований по спорту. Его политические взгляды неизвестны, но эксперты предполагают, что это «сын своего отца» и он будет продолжать политику Шейха.

Шейх Рашид ибн-Саид Аль-Мактум

Шейх Рашид ибн-Саид Аль-Мактум

Легендарная личность эмирата, «Отец Дубая», при котором крохотное селение вдоль канала превратилось в огромный город. Шейху принадлежит высказывание: «мой отец ездил на верблюде, я езжу на Мерседесе, мой сын – на Лэнд Ровере, его сын будет ездить на Лэнд Ровере, а вот сын его сына – на верблюде». Это выражение цитируют, пересказывают при каждом удобном случае, подчеркивая, что нефть не бесконечна и если не заботиться о будущем страны сегодня, она снова может стать «крохотной деревней вдоль Канала».

Часто задаваемые вопросы
Почему известно о Дубае, Абу-Даби, а остальные эмираты не так популярны? Абу-Даби – столица ОАЭ, именно здесь находятся знаковые государственные учреждения, принимаются решения по развитию Арабских Эмиратов. Политика правящей семьи Дубая нацелена на торговлю, развлечения, туризм. Остальные эмираты придерживаются иной политики, развивают туристические направления намного медленнее.

Халиф на час: значение фразеологизма

«Халиф на час» — это крылатое выражение, которое произошло от одноименного названия волшебной сказки из сборника «1000 и одна ночь». По сюжету этой истории житель Багдада Абу-Гассан приглашает к себе незнакомца, даже не догадываясь о том, что перед ним халиф Гарун-аль-Рашид, к слову сказать – любитель разгуливать по Багдаду под видом приезжего купца. Юноша делится с новым приятелем заветной мечтой – хотя бы на короткий срок занять место правителя. Желание развлечься тут же просыпается у халифа. Он добавляет в вино Абу-Гассана снотворный порошок и дает приказ перенести его во дворец. Весь следующий день Абу-Гассан считает, что он – настоящий халиф. Свою роль в этом сыграла и свита настоящего правителя. Вечером же юноша вновь получает бокал вина со снотворным и просыпается уже дома.

То есть смысл фразеологизма «халиф на час» заключается в том, что человек, которого так называют, получил власть на короткое время. Еще одно значение – человек, который случайно стал кем-то, кто занимается несвойственным ему делом, чаще всего престижным.

Высочайшая в мире башня

Высота Бурдж-Халифы составляет 828 метров. В 2010 году башня официально получила статус самого высокого здания на планете

Дубай тут же привлек внимание всего мира

Рекорд ОАЭ не понравился принцу Саудовской Аравии. Он тут же заявил, что в его стране появится небоскреб Бурдж-Джидда высотой в милю (то есть в 1,5 раза выше Бурдж-Халифы). Позже выяснилось, что строительство такой башни технически невозможно. Предполагаемую высоту небоскреба снизили до 1 км. Однако в 2018 году строительство остановилось по финансовым причинам.

В результате «Дубайская башня» так и осталась самым высоким строением в мире. И конкурентов в обозримом будущем у нее нет.

Исторический

«Хорошо управляемый»

Согласно мусульманской историографии, после смерти Мухаммеда в 632 году его окружение назначило преемником во главе мусульман первого халифа Абу Бакра, который продолжал завоевывать Аравийский полуостров . Когда он умер в 634 году, его преемником стал его премьер-министр Омар . Он покоряет Палестину, Месопотамию, Египет и Персию  ; в 644 году он был зарезан бывшим персидским рабом. Перед смертью он назначает комитет из шести человек, который должен выбрать среди них третьего халифа, Османа (644-656). Четвертый халиф — Али (656-661). Эти первые четыре халифа называются «праведными халифами».

Раскол и кризис легитимности халифа

Портрет последнего халифа Абдулмеджита II .

Объединенный халифат заканчивается правлением Али, четвертого халифа, который столкнулся с волной протеста, возглавляемой харизматичным Муавийей, бывшим писцом самого Пророка, которого его сторонники назвали халифом. В конце концов, они столкнулись в 657 году в битве при Сиффине, которая знаменует собой первый раскол ислама между теми, кого позже называют суннитами, шиитами (сторонниками Али) и хариджитами (которые отказываются от обсуждения). Каждое из двух основных подразделений впоследствии имеет своего халифа, а иногда и несколько, в зависимости от политического раскола их империи: ни один халиф никогда не находит легитимности первого над всей уммой.

Халифы были избраны первые, но после того, как в конце I — го  века от Хиджры, Муавия I — го (или Moavian, Mu’aawiyah), первый халиф Омейядов, отменили выборы и делает халифат наследственным в его семье: это название таким образом быстро становится династическим. Первая из этих династий — это династии Омейядов (из Муавии), которые выбрали Дамаск своей столицей и, таким образом, дали название халифату . Затем идут те из Аббасидов ( одноименный халифат ), штаб-квартира которых находится в Багдаде . Они видят их авторитет под сомнение и провозглашение халифата конкурентов ( Фатимидов в Каире, омейядские ссыльные в Кордове, в новом состоянии Аль-Андалус ), так что в IX — м  веке, чуть более чем двести лет после хиджры, мусульманина мир разделен на три независимых халифата.

В средние века существовало три основных халифата:

  1. что на Востоке, чье место был первым в Медине в течение первых трех халифат, а затем в Куфе в Ираке до смерти Али, затем в Дамаске под семьей Омейядов и в Багдаде под этим Аббасиды; длится 626 лет (632-1258); вначале был единый халифат, некоторые территории впоследствии освободились от его власти, объявив себя конкурирующими халифатами;
  2. что из Фатимидов, который был основан в 909 от Убайда Аллаха аль-Махди, потомок Фатимы, дочери Магомета, и который был свергнут в 1171 году от Saladin .
  3. что из Кордовы, объявленный в 929 от Абд аль-Рахман III, в результате чего из эмирата, основанного в Аль-Андалус в 756 по Абд аль-Рахман I — го, семьи Омейядов, и расчлененным в 1031;

Халифы теряют всю светскую власть с момента создания Эмир-аль-Умры (935 г.). Однако халифы существовали до 1516 г .; В этом году, султан Османской Селим I — й, это дать халифат по последним Аббасидов, аль-Мутавакилем III . Селим I первым действительно принес мощи Мухаммеда и первых четырех халифов в Константинополь как символы своего положения в халифате.

Власть халифа с этой даты обеспечивается Османской династией до тех пор, пока Кемаль Ататюрк не отменяет халифат в 1924 году, через два года после упразднения султаната . 101 — й и последний халиф Абдульмеджит II, который отправился в изгнание во Францию. Он умер в августе 1944 года в Париже, затем был похоронен в Медине .

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

История Ислама

Мустафа Кемаль Ататюрк: Человек, который пытался разрушить Ислам

Мустафа Кемаль Ататюрк происходил из секты дёнме — группы криптоевреев, которые публично обратились в Ислам, но сохранили свои убеждения …

8 170

11 ноября, 22

Биографии учёных

Шейх Махмуд Эфенди

В нашем веке, описывая развитие Ислама, историки не могут обойти вниманием Махмуда Устаосманоглу, который также известен как Махмуд Эфенд…

3 417
2 июля, 22

Биографии учёных

Имам Мухаммад Ясин аль-Фадани

Имам, превосходный ученый, хранитель иснадов Абу Файд Аламуддин Мухаммад Ясин ибн Мухаммад Иса аль-Фадани. По происхождению он был индоне…

849
9 июня, 22

Биографии учёных

Имам Шамсуддин Мухаммад ар-Рамли

Полное имя имама: Мухаммад ибн Ахмад ибн Хамза аль-Мануфи аль-Мисри аль-Ансари. Известен как Аш-Шафии-младший, что говорит о значимом мес…

883
29 мая, 22

Биографии учёных

Имам Шихабуддин ар-Рамли

Его полное имя: Абу аль-Аббас Ахмад ибн Ахмад ибн Хамза ар-Рамли. В биографиях ученых мы часто встречаем слова о том, что тот или иной зн…

982
19 мая, 22

Общество

Распространенные бедствия среди мусульман: Причины и избавление от них

Мусульмане ежедневно сталкиваются со множеством проблем и трудностей — то и дело поступают сообщения об угнетении и варварстве в отношени…

4 110
8 мая, 22

Самая высокая смотровая

Смотровые площадки Бурдж-Халифы являются самыми высокими в мире. С них открывается лучший вид на Дубай и Аравийскую пустыню.

Число посетителей на смотровых площадках ограничено. Поэтому туристам приходится стоять в очереди сначала в кассу, а затем у входа. Билеты можно купить онлайн на официальном сайте (английский язык) или вот здесь (по тем же самым ценам и на русском языке):

Двухуровневая площадка At the Top на 124 и 125 этажах – вот тут

В 2021-2022 годах действуют следующие ограничения:

  • посетители должны соблюдать масочный режим;
  • все билеты на посещение должны быть куплены онлайн;
  • на территории Бурдж-Халифы действует только бесконтактная система оплаты услуг.

На смотровых площадках в окнах есть отверстия, через которые удобно делать снимки и любоваться городом. А на 125 этаже расположена имитация стеклянного пола.

Шейх эмирата Умм эль-Кувейн

Шейх Сауд ибн-Рашид Аль-Маулла

Правящая семья эмирата Аль-Маулла и ее представитель Шейх Сауд ибн-Рашид Аль-Маулла находятся в родстве с одной из самых влиятельных семей – эмирами Рас аль-Хайма. Нынешний правитель родился 01.10.1952, правление принял 02.01.2009 после смерти отца.

Эмират мало знаком туристам, Шейх известен своей приверженностью к национальным традициям, свято радеет о сохранении культурного наследия, обожает морскую рыбалку и гонки на верблюдах. В вопросах политики эмирата полностью поддерживает начинания отца и занимается внедрением новых технологий в систему управления, улучшением жизни граждан.

Появление первого халифа

Для того чтобы понять, что такое халиф, следует обратить свой взор к истокам мусульманского мира.

Все началось с пророка Мухаммеда, который сумел объединить враждующие племена под единым знаменем веры. За это его стали почитать, словно святого, чья сила и знания были дарованы самим Аллахом. Но, как и любого смертного, Мухаммеда ожидала смерть. После гибели пророка нужно было найти нового лидера, дабы его труды не пропали даром.

Так, в 632 году путь Мухаммеда продолжил его верный ученик — Абу Бакр. Вот только его власть продержалась всего два года, так как в 634 г. он скоропостижно умер в связи с неизлечимой болезнью.

Но все же семя было посажено. И с тех пор халиф — это титул, дающийся человеку, которого считают наместником пророка на земле. Его слова и деяния должны служить во благо всем мусульманским народам и тем самым прославлять Аллаха.

Уникальность

Бурдж-Халифа поставила десятки мировых рекордов. И не перестает удивлять эксклюзивностью. Особенности, о которых знают не все:

  • внутри башни установлена особая система, благодаря которой в Бурдж-Халифе всегда приятно пахнет;
  • существует официальный аромат Бурдж-Халифы, который можно приобрести во время посещения;
  • в вестибюлях установлены автоматы по продаже золотых слитков;
  • специально для строительства небоскреба Burj Khalifa был разработан особый сплав, который медленно нагревается под солнцем, поэтому башня нуждается в меньшем кондиционировании;
  • на Бурдж-Халифе установлены особые резервуары для сбора конденсата (это дает 40 млн дополнительных литров воды в год);
  • большая часть электричества в башне вырабатывается через солнечные панели;
  • у подножья башни расположен самый мощный в мире фонтан;
  • в Бурдж-Халифе можно попробовать уникальный двухэтажный Burger Khalifa с омаром, котлетой из говядины, черным трюфелем и фуа-гра.

ПОНРАВИЛСЯ ПОСТ? РАССКАЖИ О НЕМ ДРУЗЬЯМ!

Недавние попытки возрождения халифата

В XX — го  века

В начале XX — го  века, многие мусульмане, особенно мусульман Индии, хотел видеть шериф Мекки Хусейн ибн Али взять функцию халифа. Он стал известен после восстания арабов против турок в 1916-1918 годах. Хусейн ибн Али провозгласил в 1916 году независимость Королевства Хиджаз после битвы 10 июня в4 июля 1916 г.и сделал Мекку своей столицей. В том же году Хусейн ибн Али объявил себя королем Хиджаза (международно признанного10 августа 1920 г.). В 1924 году Хусейн ибн Али потерпел поражение во второй битве от Абдельазиза Аль Сауда, основателя третьего саудовского государства, ныне Саудовской Аравии. Затем новый суверен отменяет пост Шарифа Мекки и объявляет себя стражем двух священных мечетей, но предпочитает не рисковать претендовать на оспариваемый титул халифа.

Египетский король Фуад I сначала тоже думал о захвате халифата, но так и не смог найти достаточную легитимность за пределами своей страны. Некоторые правители, такие как король Марокко, также обладают духовной властью в своей стране как « повелитель верующих» ( Амир Аль Муминин ), но эта власть остается строго национальной.

Настоящее время

В настоящее время некоторые мусульмане , Особенно такфири, по-прежнему выступают за возвращение халифата, даже если его сила никоим образом не будет сопоставима с силой нынешнего папства . Действительно, халиф был бы представителем мусульман как на политическом, так и на религиозном уровнях и, в отличие от католицизма, не имел бы главной роли в определении Магистериума (несуществующей концепции в исламе) и единства веры, поскольку Папа делает. Теоретически это привело бы к созданию нации с населением в один миллиард человек, потенциально простирающейся от Магриба до Индонезии . Основным препятствием на пути к возвращению халифата является религиозный распад ислама: ни один духовный лидер любого течения ислама не может иметь достаточной легитимности, чтобы быть признанным одновременно шиитами, суннитами, хариджитами и ибади и их многочисленными подразделениями. . Но мы не должны забывать, что халифы Омейядов, Аббасидов и Османской империи никогда не признавались несуннитами, так же как халифы Фатимидов (правившие одновременно с Аббасидами) никогда не признавались неисмаилитами. Вдобавок харизматические религиозные лидеры различных мусульманских стран воодушевлены религиозными различиями, связанными с борьбой за власть, слишком антагонистичными, чтобы предполагать, что в среднесрочной перспективе может возникнуть какое-либо политическое и религиозное единство .

В 29 июня 2014 г., То Исламское государство в Ираке и Левант утверждает, что восстановление халифата с эмиром Абу Бакр аль-Багдади аль-Хусейни аль-Qurashi как халифа, который берет Абу Бакра, как его имя царствование, а его настоящее имя «Ибрагим Аввад», сказал Абу Дуа, однако, не получив признания большинства мусульманских властей, которые считают, что только общая воля Уммы может позволить его восстановление. После его смерти на27 октября 2019 г.,во время нападения спецназа США это место снова становится свободным, но его быстро приписывают Абу Ибрагиму аль-Хачими аль-Курачи, другому террористу.

Генри Лоран, историк арабского мира из College de France, говорит об «изобретении традиции» в том смысле, что «этот халифат так же воображаем, как и то, как Голливуд представляет средневековье мы находятся в полном второсортном воображении , поскольку не имеют ничего общего с исторической реальностью халифата » .

История развития халифата

Сразу после смерти Абу титул лидера мусульман перешел к Умару ибн аль-Хаттабу. Первым делом он начал военные походы, целью которых стало покорение земель неверных. И у него это очень хорошо получилось, так как он сумел разбить византийскую и персидскую армии, чьи силы в те времена были непоколебимыми. Также Умар сумел взять Иерусалим. Но все же смерть безжалостна и не побоялась забрать столь сильного воина. Его жизнь оборвалась в 644 году.

Что такое халиф, плохо понимал третий лидер мусульман, по крайней мере так думают многие историки. Усман ибн-Аффан не отличался сильным духом, в отличие от его предшественников. В ряды своих приближенных он набирал родственников и друзей, что вызвало сомнение касательно его мудрости и праведности у других мусульман. И хотя он и захватил такую великую страну, как Согдиан, недовольные мусульмане все же устроили переворот и закололи его.

Четвертым халифом стал Али ибн Абу Талиб. Он был родственником пророка Мухаммеда, а точнее его двоюродным братом. Именно он стал тем «яблоком раздора», что окончательно разделило мусульманский мир на суннитов и шиитов. За время его правления страну постоянно донимали гражданские войны и битвы за трон, поэтому неудивительно, что умер он от отравленного клинка. После этого вражда за трон халифа продолжалась постоянно.

В истории первых четырех халифов называют праведными, так как они стояли у истоков ислама. Именно благодаря их деяниям мусульманская вера смогла разойтись так широко по миру, собрав воедино миллионы верующих.

История терминов «халиф» и «халифат»

Термин «халиф» тесно связан с понятием «халифат», которое подразумевает как титул халифа, так и то государство, которое возглавляет халиф и которое было создано трудами сподвижников Посланника Аллаха Пророка Мухаммада ﷺ.

Арабским халифатом называли государство, которое существовало в период с 630 по 945 годы и с 1124 по 1258 год, и этот период, по мнению историографов Запада, входит в Золотой век Ислама, который, помимо периода существования Арабского халифата, включает в себя еще и несколько последующих веков, когда общеисламская культура достигла небывалого расцвета.

Поначалу этот титул предполагал, что эта должность выборная, и от того совета или шуры, который избрал халифа, зависели как его легитимность, так и направления его деятельности. Но статус халифа претерпел серьезные изменения после событий, получивших в исламской истории название «Первая Фитна».

Действия третьего халифа Усмана были охарактеризованы его противниками как собственнические и недостойные статуса правителя, и это породило активную оппозицию, что закончилось убийством халифа Усмана, а по Корану убийство мусульманина являлось серьезным преступлением.

После этого вопиющего убийства Муавия, правивший Сирией в то время, провозгласил сам себя халифом, поскольку имел фактическую политическую силу, а противники Усмана обладали сомнительной легитимностью, поскольку их представлял четвертый избранный халиф Али.

Новый халиф Али вступил в противостояние с Муавией, собрал армию и начал военные действия, которые привели к тому, что халиф Али ответил согласием на третейский суд. На обсуждение был поставлен вопрос выборного статуса халифа, который до этого времени был необсуждаемым и сакральным. Этим Али поставил и свое право быть халифом под сомнение. Те, кто вышел из войска Али, стали называться хариджитами.

Для хариджитов халифом был временно выбранный правитель, власть которого ограничивалась волей мусульманской уммы. По их мнению, легитимными были первые два халифа – Абу Бакр и Умар. По мнению хариджитов, множественность халифов может иметь место, если между ними невозможна пространственная связь. Хариджиты-ибадиты существуют и в современном мире в Омане.

По мнению шиитов, имамат является неизменным сакральным установлением, который неподвластен людям и дает для своего обладателя исключительные права на обладание верховной власти над мусульманами. Шииты считают, что только потомки двоюродного брата Пророка Мухаммада ﷺ Али, который приходился мужем его дочери Фатимы, могут по закону претендовать на право быть халифами и законно именоваться имамами. По шиитскому мнению, все суннитские халифы, кроме Али, являются незаконными правителями и узурпаторами власти. В современном мусульманском мире Иран избрал шиизм двенадцати имамов своей государственной религией. Халиф у шиитов является духовным главой мусульман и наместником Бога на земле.

По мнению суннитов, халиф может избираться открытым голосованием внутри общины. В суннитских странах после правления Муавии этот титул стал фактически наследственным. В Омейядском халифате, как и в Аббасидском, халиф был титулом наследственным, и правитель, обладающий этим титулом, обладал неограниченной духовной и политической властью.

В период Мамлюкского султаната халиф представлял собой духовного лидера, а светское правление он оставлял султану. Когда же мамлюкское государство было уничтожено султаном Османов Селимом I, он сам принял халифат, и до самого 1924 года султаны Османской империи носили титул халифа, но после смерти каждого следующего правителя имамы опрашивали мусульман на тему того, согласны ли они, чтобы титул перешел к сыну предыдущего.

Имя Халиф

Однако, халиф – это не только титул, но и мужское имя! Чаще всего детей этим именем называют арабы и татары. Человек, способный на подвиги и жертвы, ведущий жизнь подвижника, – так можно охарактеризовать человека, носящего это имя. Впрочем, Халиф это делает не ради высоких целей, а просто потому, что может себе позволить. Еще одна важная черта Халифа – способность отказаться от своего счастья во имя счастья другого человека, возможно даже бросить к чьим-то ногам весь мир. Это значит, что рядом с обладателем этого имени должен быть человек, играющий роль «объекта приложения», иначе жизнь Халифа просто потеряет смысл. Кстати, значение имени Халиф – «наследник».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: