Исмаилизм

1. История

Возникновение исмаилитов связывают с расколом в шиитском движении, произошедшем в 765 году.

В 760 году Джафар ас-Садик, шестой шиитский имам, лишил своего старшего сына Исмаила права законного наследования имамата. Ряд специалистов полагает, что истинная причина, по которой право наследования имамата было передано младшему сыну, заключалось в том, что Исмаил занимал крайне агрессивную позицию в отношении суннитских халифов, что могло нарушить сложившееся равновесие между двумя направлениями ислама, выгодное как шиитам, так и суннитам. К тому же, вокруг Исмаила стало сплачиваться антифеодальное движение, развернувшееся на фоне резкого ухудшения положения простых шиитов. Низшие и средние слои населения связывали с приходом к власти Исмаила надежды на существенные перемены в социально-политической жизни шиитских общин.

Количество приверженцев Исмаила увеличивалось, что вызывало тревогу и у шиитской феодальной знати, и у самого Джафара ас-Садика. Вскоре Исмаил умер. Имелись основания полагать, что смерть Исмаила стала следствием организованного против него заговора правящих кругов шиитов. Джафар ас-Садик широко обнародовал факт смерти сына и, якобы, даже распорядился выставить труп Исмаила на обозрение в одной из мечетей. Тем не менее, смерть Исмаила не остановила развернувшееся движение его приверженцев. Первоначально они утверждали, что Исмаил не убит, а скрывается от врагов, а после определенного периода объявили Исмаила седьмым «скрытым имамом», который в нужный момент объявится как мессия-махди и, по сути, после него не стоит ожидать появления новых имамов. Исмаилиты, как стали именовать приверженцев нового учения, утверждали, что Исмаил не умер, а по воле Аллаха перешел в невидимое, скрытое от простых смертных состояние «гайба» («гаиб») — «отсутствие».

Некоторые приверженцы Исмаила считали, что Исмаил и на самом деле умер, поэтому седьмым имамом следует объявить его сына Мухаммеда. (Примечателен тот факт, что с течением времени основная часть исмаилитов стала верить в седьмого имама Мухаммеда, сына Исмаила. По этой причине секта стала носить название «семеричников».)

Со временем исмаилитское движение настолько укрепилось и разрослось, что у него появились признаки самостоятельного религиозного течения. Исмаилиты развернули на территориях Ливана, Сирии, Ирака, Персии, Северной Африки и Средней Азии хорошо законспирированную разветвленную сеть проповедников нового учения. На этом первоначальном этапе развития движение исмаилитов отвечало всем требованиям мощной средневековой организации, имеющей четкую иерархическую модель внутреннего построения, свою весьма сложную философско-теологическую догматику с элементами, напоминающими гностические учения зороастризма, иудаизма, христианства и мелкие культы, распространенные на территориях средневекового исламско-христианского мира.

Постепенно, исмаилиты набирали силу и влияние. В X веке в Северной Африке ими был основан Фатимидский халифат. Именно к периоду фатимидов относится распространение исмаилитского влияния на земли Северной Африки, Египта, Палестины, Сирии, Йемена и священных для мусульман городов Мекки и Медины. Однако в остальном исламском мире, включая ортодоксальных шиитов, исмаилитов считали крайними сектантами, и часто жестоко преследовали.

В конце XI века исмаилиты разделились на низаритов, считавших, что «скрытым имамом» является старший сын халифа аль-Мустансира Низар, и мусталитов, признававших Мустали, младшего сына халифа.

В XVIII веке иранский шах официально признал исмаилизм течением шиизма.

Вера

Правители и имамы

Даи, правившие в Аламуте
  1. Даи Хасан-и Саббах (1090–1124)
  2. Даи Кия Бузург-Уммид (1124–1138)
  3. Даи Мухаммад ибн Бузург-Уммид (1138–1162)
Скрытые имамы в Аламуте
  1. Имам Али аль-Хади ибн Низар (علي الهادي بن نزار)
  2. Имам Аль-Мухтади ибн аль-Хади (Мухаммад I) (المهتدی بن الهادي)
  3. Имам Аль-Кахир ибн аль-Мухтади би-Куватуллах / би-Ахкамиллах (Хасан I) (القادر بن المهتدي بقوة الله / بأحكام الله)
Имамы, правившие в Аламуте
  1. Имам Хасан II ‘Ала Зикрихи-Салам (1162–1166)
  2. Имам Нур ад-Дин Ала Мухаммад II (1166–1210)
  3. Имам Джалал ад-Дин Хасан III (1210–1221)
  4. Имам ‘Ала ад-Дин Мухаммад III (1221–1255)
  5. Имам Рукн ад-Дин Хуршах (1255–1256)

Структура и идеология

Организация исмаилитов неоднократно менялась в ходе развития. На наиболее известном этапе в ней было девять степеней посвящения, каждая из которых давала посвященному определенный доступ к информации и ее пониманию. Переход в следующую степень посвящения сопровождался мистическими ритуалами. Продвижение по иерархической лестнице исмаилитов было, прежде всего, связано со степенью посвящения. С очередным периодом посвящения перед исмаилитом открывались новые «истины», которые с каждой ступенью были все более далеки от изначальных догм Корана. В частности, на 5 ступени посвященному объясняли, что текст Корана стоит понимать не в прямом, а в аллегоричном смысле. Следующая ступень посвящения раскрывала обрядовую суть исламской религии, которая также сводилась к довольно аллегоричному пониманию обрядов. На последней степени посвящения фактически отвергались все исламские догмы, затрагивалось даже учение о божественном пришествии и т. п. Хорошая организованность, жесткая иерархическая дисциплина позволяли лидерам исмаилитской секты управлять огромной по тем временам организацией.

Одна из философско-теологических догм, которой придерживались исмаилиты, гласила о том, что Аллах время от времени вселял свою божественную сущность в плоть ниспосланных им пророков-«натиков» (букв. «проповедник»): Адама, Авраама, Ноя, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Исмаилиты утверждали, что Аллах ниспослал в наш мир седьмого пророка-натика — Мухаммеда, сына Исмаила. Каждого из ниспосланных пророков-натиков всегда сопровождал так называемый «самит» (букв. «молчальник»). Самит никогда не говорит от себя, его суть сводится к толкованию проповеди пророка-натика. При Моисее самитом был Аарон, при Иисусе — Пётр, при Мухаммеде — Али ибн Абу Талиб. С каждым появлением пророка-натика Аллах раскрывает пред людьми тайны вселенского разума и божественной истины. Согласно учению исмаилитов, в мир должно прийти семь пророков-натиков. Между их появлениями миром последовательно правят семь имамов, через которых Аллах дает объяснение учений пророков. Возвращение последнего, седьмого пророка-натика — Мухаммеда, сына Исмаила, явит собой последнее божественное воплощение, после которого в мире должен воцариться божественный разум, несущий всеобщую справедливость и благоденствие правоверным мусульманам.

Для религиозной доктрины исмаилитов, по всей видимости, характерна концепция неограниченной свободы воли, отказ от детерминизма и признания самостоятельного существования атрибутов Бога, характерного для доминирующих направлений в исламе.

ИСМАИЛИТЫ

Страница 1 из 7

ИСМАИЛИТЫ, батиниты, малахида, ал-батинийа (от араб. батин – «внутренний», «скрытый») – последователи одного из основных направлений шиизма. История секты исмаилитов представляет собой одну из самых увлекательных страниц в общей истории ислама: интриги, тайны, неожиданные повороты событий, головокружительные политические успехи и столь же головокружительные падения. И хотя исмаилиты не имели такого количества сторонников, как, например, имамиты, в течение нескольких веков они оставались самой известной и самой знаменитой мусульманской сектой не только в исламском мире, но и далеко за его пределами. Начало исмаилитского движения относится к середине VIII в. и связано с расколом среди шиитов по вопросу о преемнике шестого шиитского имама Джафара ас-Садика (см. Джафариты). После того как он, вопреки традиции, лишил права на имамат своего старшего сына Исмаила (ум. в 762 г.) и провозгласил наследником младшего сына Мусу Казима, часть шиитов сочла этот акт незаконным, что и послужило причиной образования секты. Но поскольку Исмаил умер раньше отца, исмаилиты признали своим главой и седьмым имамом сына Исмаила (внука Джафара) Мухаммада. С этого момента сторонники сохранения имамата в потомстве Исмаила в противоположность остальным шиитам стали называть себя исмаилитами. Раскол носил чисто политический характер, и поначалу никаких богословских разногласий между исмаилитами и другими шиитами не было. Имам Мухаммад (12-й по счету) таинственным образом исчез (в 795 г.), когда был еще ребенком. После его смерти (точнее, исчезновения) среди его приверженцев также произошел раскол. Одни считали его последним «видимым» (седьмым) имамом и ожидали его возвращения в качестве Махди, который восстановит в мире справедливость. В отличие от них, большая часть шиитов почитает не семь, а двенадцать святых имамов. Потомки же Мухаммада ибн Исмаила бежали от преследований в Сирию, Хорасан и другие страны. Исмаилиты провозгласили их «скрытыми имамами» и от их имени развернули энергичную пропаганду, благодаря которой им удалось закрепиться в Северной Африке и основать Фатимидский халифат (см. Фатимиды). Однако вначале они не имели большого влияния, а их учение на протяжении ста лет не отличалось особой оригинальностью. Новый импульс  деятельности секты в середине IX в. дал иранский проповедник Абдаллах ибн Маймун аль-Кеддах (по прозвищу «Окулист»). Под влиянием своего отца, глазного врача, который всю жизнь с увлечением занимался алхимией, аль-Кеддах уже в юности приобщился к тайным наукам. По характеру он был человек ловкий и честолюбивый. Возглавив в 864 г. секту исмаилитов, аль-Кеддах в короткий срок ее реформировал и придал ей хитрую и сложную организацию. Он же разработал принципиально новое вероучение, выделившее исмаилитов среди других течений шиитского ислама. В основе этого вероучения лежал догмат о «скрытом имаме». Многое, правда, было заимствовано из неоплатонизма и зороастризма, а также из индийских учений о карме. Аль-Кеддах говорил о том, что мир никогда не был лишен имама, только он не всегда был виден людям. Исчезновение и появление имама в мире можно уподобить появлению и исчезновению света и тьмы, т.е. дню и ночи. На «явную» и «скрытую» делилась и доктрина исмаилитов: существовала «внешняя», как бы официальная, доктрина (захир) и «внутренняя», тайная (батин), и каждому пункту внешней доктрины соответствовал углубляющий его значение пункт внутренний. Внешняя доктрина мало чем отличалась от общего учения шиизма, кроме положения о седьмом имаме, и была доступна всем членам общины.

<< Первая < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>

Имя

В западных источниках государство называют Государство низаритов исмаилитов, то Низарское государство, так же хорошо как Штат Аламут. В современной научной литературе его часто называют термином Низариты (или низаритские исмаилиты) периода Аламут, с демоним существование Низари.

Он также известен как Орден Убийц, обычно называемый Убийцы или же Хашшашин.

Современные мусульманские авторы называли секту Батиния (باطنية),Ta’limiyya (تعليمية), Исмаилийя (إسماعيلية), Низарийя (نزارية), а низаритов иногда называют оскорбительными терминами, такими как Mulhid (ملحد, множественное число: Малахида ملاحدة; буквально «неверный»). Оскорбительные условия хашишийя (حشيشية) и хашиши (حشيشي) были менее распространены, когда-то использовались в документе Фатимидов 1120-х годов халифом аль-Амир поздние мусульманские историки ссылаются на низаритов Сирии, а некоторые каспийские Заиди источники относятся к Низаритам Персии.

На низаритских монетах Аламут упоминается как Курси ад-Дайлам (كرسي الديلم, буквально «Столица Daylam «).

Литература

  • Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
  • Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
  • Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
  • Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
  • Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
  • В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
  • Э. Бикерман. Государство Селевкидов
  • Э. А. Менабде. Хеттское общество
  • А. Кравчук. Закат Птолемеев
  • Владимир Миронов. Древние цивилизации
  • Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
  • Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
  • Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
  • Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
  • Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
  • Ян Марек. По следам султанов и раджей
  • Роман Светлов. Великие сражения Востока
  • Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
  • коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
  • Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
  • А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
  • М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
  • Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
  • Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
  • Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
  • Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
  • В. М. Запорожец. Сельджуки
  • М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
  • М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
  • Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
  • Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
  • Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
  • Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
  • Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
  • Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
  • Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
  • Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
  • Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
  • Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
  • Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
  • Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
  • Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
  • Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
  • Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
  • Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
  • Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
  • Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
  • Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
  • Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
  • Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
  • Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней

Историософия[править | править код]

Инклюзивность, вообще характерная для ислама, рассматривающего иудаизм и христианство как претерпевшие порчу варианты той самой истинной религии, которую в чистом виде и представляет ислам, достигает своего, быть может, крайнего выражения у исмаилитов и нигде не сказывается столь отчётливо, как в их понимании истории.

История человечества, собственно — это история «общины истинной веры» (милла х̣анӣфийиа), под которой понимается исключительно исмаилитский социум, тогда как все прочее сознательно отклоняющееся от вхождения в него человечество оказывается подпавшим под власть сил зла и обреченным в конечном счете на гибель. История распадается на семь циклов, каждый из которых открывает посланник Бога: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус, Мух̣аммад и будущий иерарх — к̣а̄’им (воздвиженный), которому суждено завершить историю физического мира. Каждый из посланников приносит истинные знания, которые постепенно претерпевают порчу, что и вызывает необходимость нового цикла, — в исмаилитской же среде истинное знание сохраняется нерушимым.

Первый Предел[править | править код]

Первый Предел един, хотя имеет десять атрибутов, не создающих в нем вместе с тем действительной множественности. Он является Первым Разумом, первой вещью, первым сущим и источником эманации. Благодаря эманации возникает мир метафизического сущего, который у разных авторов может получать разное описание (будучи семеричным и включая, например, Мировой Разум и Мировую Душу, или десятеричным, охватывая десять внеприродных Разумов). Инвариантом этих схем оказывается возникновение первоматерии и формы, которые служат построению природного мира на началах аристотелевской натурфилософии. Ал-Кирмани объясняет их возникновение как двуединую эманацию, проистекающую от Первого Разума благодаря тому, что он соотнесен с Богом двояко: как «творение», то есть как акт, и как «сотворенное», то есть как претерпевающее. Соответственно первая Первая Эманация, являющаяся первым Вторым Разумом, оказывается формой, тогда как вторая Первая Эманация, то есть второй Второй Разум — материей.

Космология и физика[править | править код]

Божественный промысел, пронизывающий мироздание, дает ему наипригоднейшее устройство, помещая наилучшие формы в горнем мире, и даже для оставшейся после оформления прочего мироздания материи, дабы ей не пропадать, приберегает наихудшие формы типа змей, скорпионов и прочих ядовитых тварей. Исмаилиты придерживаются традиционной для своего времени птолемеевской космологии. Физический мир устроен на началах четырех первоэлементов, в осмысление которых они вносят некоторые нюансы. Их смешениями производятся три класса существ: минералы, растения и животные. Аристотелевская физика и теория естественного места, естественного и принудительного движения воспроизводятся и тщательно подкрепляются почёрпнутыми из опыта наблюдениями. Душу исмаилиты считают не троичной, оспаривая это утверждение арабоязычных перипатетиков, а единой, хотя и наделённой различными силами: единство души необходимо вытекает из трактовки её как потенциального разума, что составляет принципиальный момент исмаилитской философии.

Рекомендации

  1. ^ Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины. Издательство Кембриджского университета. п. 302. ISBN  978-1-139-46578-6.
  2. Уилли, Питер (2005). Орлиное гнездо: замки исмаилитов в Иране и Сирии. И. Б. Таврический. п. 290. ISBN  .
  3. Гибб, Н. А. Р., редактор, Дамаскские хроники крестовых походов. Извлечено и переведено из Хроники ибн аль-Каланиси., Luzac & Company, Лондон, 1932 г.
  4. Ричардс, Д. С., редактор, Хроники Ибн аль-Асира периода крестовых походов от аль-Камил фи’л-Та’рих. Часть 1, 1097-1146., Ashgate Publishing, Фарнем, Великобритания, 2010 г.
  5. Дафтари, Фархад (1992). Исмаилиты: их история и доктрины. Издательство Кембриджского университета. п. 19. ISBN  978-0-521-42974-0.
  6. ^ Уилли, Питер (2005). Орлиное гнездо: замки исмаилитов в Иране и Сирии. И. Б. Таурис. п. 290. ISBN  .
  7. ^ Дафтари, Фархад (1998). Краткая история исмаилитов: традиции мусульманской общины. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN  .
  8. ^ Уилли, Питер (2005). Орлиное гнездо: замки исмаилитов в Иране и Сирии. Лондон: И. Тавриды. ISBN  978-1-85043-464-1.
  9. Дафтари, Фархад (1998). Исмаилиты. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-42974-9.
  10. Ландольт, Герман; Кассам, Кутуб; Шейх, С. (2008). Антология исмаилитской литературы: шиитское видение ислама. Bloomsbury Academic. п. 17. ISBN  978-1-84511-794-8.
  11. ^
  12. Хуньяди, Жолт; Ласловски, Йезеф; Исследования, факультет Средневековья Центральноевропейского университета (2001 г.). Крестовые походы и военные ордена: расширение границ средневекового латинского христианства. Издательство Центрально-Европейского университета. п. 32. ISBN  978-963-9241-42-8.
  13. Ходжсон, Маршалл Г.С. (2005). Тайный орден ассасинов: борьба ранних низарийских исмаилитов против исламского мира. Филадельфия: Университет Пенсильвании Press. ISBN  .
  14. Рафаэль, 2011, с. 106.
  15. Дафтары, 2007, с. 402.
  16. Дашдондог, Баярсайхан (2010). Монголы и армяне (1220-1335). БРИЛЛ. С. 125–126. ISBN  978-90-04-18635-4.

Первоначало[править | править код]

Хотя универсум удачно структурируется как располагающийся между Первым и Вторым Пределами, философия исмаилизма испытывает затруднения в описании его первоначала. Их можно рассматривать как продолжение размышлений вдоль линии, намеченной ещё, вероятно, ал-Фараби, развитой Ибн Синой и отразившейся и в ишракизме, и в суфизме, — линии, традиционно именуемой разделением самости и существования вещи. Если в арабоязычном перипатетизме Первоначало описывается как влекущее необходимость своего существования собственной самостью, то в исмаилизме оправданность такого представления ставится под сомнение, поскольку самость и существование неизбежно оказываются двоицей, тогда как Первоначало представляет собой непременно единство. Позже ас-Сухравардӣ, критикуя перипатетиков с весьма схожих позиций, вовсе откажется от понятия «существование» как истинного. В исмаилизме использована другая возможность, предоставляемая уже сложившимся к тому времени различением «утвержденности» и «существования». Божественная «оность», будучи утверждённой, не получает за счет этого никаких дополнительных характеристик и стоит выше единства, существования и т. д. Первый Разум, который и является Первым Пределом, творится Богом: творение представляет собой наивысшее в троичной классификации действий, будучи к тому же иррациональным, принципиально недоступным познанию. Понятие сотворённости Первого Разума в исмаилизме тождественно именно признанию невозможности постичь способ его существования, а не его возникновению во времени, хотя вместе с тем отрицается его «безначальная вечность» и признается только «вечность без конца». Первый Разум открывает ряд сущего, ибо обладает существованием, но, поскольку, в отличие от Первоначала арабоязычных перипатетиков, его существование обеспечивается не его самостью, в исмаилизме не может быть использована терминология, разработанная перипатетиками в области учения о необходимости и возможности. Первоначало, таким образом, не совпадает в исмаилизме с Первым Пределом универсума, но как бы раздваивается между ним и его творцом — Богом.

Гносеология[править | править код]

Подобно другим течениям средневековой арабо-мусульманской философии, исмаилиты признают два типа знания и познания, непосредственное и дискурсивное, и отдают предпочтение первому перед вторым, хотя трактуют их по-своему, подчеркивая отличие в этом вопросе от других школ.

Непосредственное знание дается только при «поддержке» метафизических Разумов избранным людям и может быть сообщено ими другим, но уже в дискурсивной форме. Все люди поэтому делятся на «дающих» (муфид) и «получающих» (мустафид) знание, а в зависимости от своей способности усвоить его располагаются на соподчиненных рангах исмаилитского социума: чем ближе к главе стоит иерарх, тем бóльшим знанием он обладает. Непосредственное знание относится к дискурсивному как «целокупное» (куллийи) к «частичному» или «единичному» (джуз’ийи), заключая его в себе; то же касается отношения знания высших иерархов к знанию низших. Однако соотношение между целокупным и частичным понимается как отношение не между общим и частным, а как между явным и скрытым, адресуя к одной из фундаментальных оппозиций, характеризующих мышление классической арабо-мусульманской культуры: как в яйце заключается целиком вся птица, так целокупное заключает в себе частичное в качестве скрытого, а потому нуждается в чём-то, что это скрытое выявит. Отсюда фундаментальная роль «толкования» (та’вил), которое и сводится к выявлению «смыслов» (ма‘нан), стоящих как за явным сущего, так и за явным текста, и в принципе подчиненная роль Писания в отношении его толкователя — главы исмаилитской общины, которую недвусмысленно подчеркивают исмаилиты.

Метод дискурсивного познания и одновременно верификации дискурсивного знания, который ал-Кирмани считает собственным достоянием исмаилитской философии, отличающим её как от других философских школ (например, логики перипатетиков), так и от других наук, является по сути вариантом стратегии «выявления скрытого», который основывается на балансе и гармонии структур мироздания. Наиболее явленной оказывается структура исмаилитского социума, и она служит своеобразным лекалом в выстраивании знания о человеке, природном и сверхприродном мирах, в то же время находя опору своей истинности в неизменной уравновешенности со всеми этими структурами.
Знание составляет хотя и необходимый, но не единственный компонент совершенства человека

Не менее важно и «деяние» (предписываемые или поощряемые Законом действия), доставляющее ему этическое совершенство, то есть освобождающее от пороков и дающее нравственные добродетели. Хотя второе служит подготовкой души к принятию истинных знаний, оба эти аспекта должны и далее оставаться неразрывно связанными, чтобы сохранить свою истинность

Добродетель знания придает чистой, нравственно добродетельной душе истинную форму — ту, благодаря которой эта индивидуальная душа и вольется во Второй Предел после окончания человеческой истории.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: