Исмаилизм. интервью с ойбеком махмудовым

Алавиты(нусайриты) и алевиты(кызылбаши)

Что обозначает название

Название «алавиты» течение получило по имени пророка Али, а «нусайриты» по имени одного из основателей секты Мухаммеда ибн Нусайра, ученика одиннадцатого имама шиитов.

Когда возникло

IX век.

Сколько приверженцев

Около 5 миллионов алавитов, несколько миллионов алевитов (точных оценок нет).

Основные районы проживания

Сирия, Турция (в основном алевиты), Ливан.

Идеи и обычаи алавитов

Как и друзы, практикуют такия (сокрытие религиозных взглядов, мимикрия под обряды другой религии), считают свою религию тайным знанием, доступным избранным.

Алавиты схожи с друзами также и тем, что максимально далеко ушли от остальных направлений ислама. Они молятся всего лишь два раза в день, им разрешается в ритуальных целях пить вино и поститься всего две недели.

Картину религии алавитов составить очень сложно по указанным выше причинам. Известно, что они обожествляют семью Мухаммеда, считают Али воплощением Божественного Смысла, Мухаммеда – Имени Бога, Салмана аль-Фариси – Вратами к Богу (гностически осмысленное представление о «Вечной Троице»). Считают невозможным познать Бога, однако он открывался воплощением Али в семи пророках (от Адама, включая Ису (Иисуса) до Мухаммеда).

По сведениям христианских миссионеров, алавиты почитают Иисуса, христианских апостолов и святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие, причащаются вином, используют христианские имена.

Однако эти данные тоже могут быть неточными, учитывая принцип такия. Часть алавитов считают Али воплощением Солнца, другая часть – Луны; одна группа – светопоклонники, другая поклоняется тьме. В подобных культах видны отголоски доисламских верований (зороастризма и язычества). Женщины алавитов до сих пор часто остаются непосвященными в религию, они не допускаются до богослужения. «Избранными» могут быть только потомки алавитов. Остальные – амма, рядовые непросвещенные. Общину возглавляет имам.

Идеи и обычаи алевитов

Алевитов принято обособлять от алавитов. Они почитают Али (точнее троицу: Мухаммед-Али-Истина), а также двенадцать имамов в качестве божественных аспектов Вселенной и некоторых других святых. В их принципах уважение к людям вне зависимости от религии, нации. Почитается труд. Не соблюдают основные исламские обряды (паломничество, пятикратную молитву, пост в Рамадан), не ходят в мечеть, а молятся в домах.

Известные алавиты

Башар Асад, президент Сирии.

Матуридиты

Суннитская школа религиозной мысли.

Что обозначает название

По имени философа Абу Мансура аль-Матуриди.

Когда возникло

X век

Идеи

Матуридиты считают, что помимо откровения можно опираться на собственный разум и его доводы, но Коран – несотворенное Божье слово. Признают наличие у человека собственной воли, однако выбор им совершается при помощи Божьей силы. Праведники в их мировоззрении смогут увидеть Аллаха в Раю.

Считают, что мусульмане никогда не останутся в аду навечно, даже если не покаятся, а наказание будет лишь соразмерным греху.

Матуридизм в ханафитской правовой школе принят как догма. Правовые школы ислама

Хариджиты

Что обозначает название

«Выступившие», «покинувшие».

Когда возникло

После битвы между Али и Муавией 657 года.

Сколько приверженцев

Небольшие группы, не более 2 миллионов по всему миру.

Основные районы проживания

Оман

Идеи и обычаи

Разделяют основные взгляды суннитов, однако признают только первых двух праведных халифов — Умара и Абу Бакра, выступают за равенство всех мусульман уммы (арабов и других народов), за выборность халифов и обладание ими лишь исполнительной властью.

В исламе различают большие грехи (многобожие, клевета, убийство верующего, бегство с поля боя, слабоверие, прелюбодеяние, совершение малого греха в Мекке, гомосексуализм, лжесвидетельство, жизнь на проценты, употребление спиртных напитков, свинины, мертвечины) и малые грехи (нерекомендуемые и запрещенные действия).

По мнению хариджитов, за большой грех мусульманин приравнивается к неверному.

Реформатский исмаилизм Аламута

Во времена Фатимидского халифата исмаилиты узнают о новом разрыве в году со смертью халифа Аль-Мустансира Биллаха, который передал владение имаматом своего старшего сына Низара своему младшему Мостали . После его смерти некоторые из них приняли верность Мостали, именно они продолжили дават Фатимидов, другие остались верны имаму Низару. Этот раскол породит две соперничающие группы: низарийа и муста’лийа .

Тогда дело имама Низара нашло защитника в лице Хасана ибн ас-Саббаха, который организовал знаменитые исмаилитские командования в Иране и, в частности, крепость Аламут в горах к юго-западу от Каспийского моря . Рамадан 17 559 (8 августа 1164 г.) Имам Хасан II, новый Великий Магистр Низаритских Исмаилитов, провозгласил Великое Воскресение ( Киямат аль-Киямат ) перед всеми последователями, собравшимися на высокой террасе Аламута, то есть наступление чистого ислама, духовного, свободного от любого законнический дух.

Когда крепость Аламут была разрушена монголами в 1256 году, реформатский исмаилизм Аламута ушел в подполье под покровом суфизма .

Последователи реформированного исмаилизма Аламута, которых сегодня в Индии называют ходжами, признают Ага-хана своим лидером .

Сунниты

Самое широкое течение в исламе.

Что обозначает название

По-арабски: ахль ас-сунна валь-джамаа («люди Сунны и согласия общины»). Первая часть названия означает следование пути пророка (ахль ас-сунна), а вторая — признание великой миссии пророка и его сподвижников в решении проблем, следуя их пути. полный текст

Сунна – вторая после Корана основополагающая книга Ислама. Это устное предание, позднее оформленное в виде хадисов, изречений сподвижников пророка об изречениях и действиях Мухаммеда.

Несмотря на изначально устный характер, является основным руководством для мусульман.

Когда возникло

После смерти халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев

Около полутора миллиардов человек. 90% всех исповедующих ислам.

Основные районы проживания

По всему миру: Малайзия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Северная Африка, Аравийский полуостров, Башкирия, Татарстан, Казахстан, страны Средней Азии (кроме Ирана, Азербайджана и части прилегающих территорий).

Идеи и обычаи

Сунниты очень трепетно относятся к следованию сунне пророка. Коран и сунна – два основных источника веры, однако, если жизненная проблема в них не описана, следует доверять своему разумному выбору. полный текст

Достоверными считаются шесть сборников хадисов (Ибн-Маджи, ан-Насаи, имама Муслима, аль-Бухари, Абу Дауда и ат-Тирмизи).

Праведным считается правление четырех первых исламских князей – халифов: Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али.

В исламе также развиты мазхабы – правовые школы и акиды – «концепции веры». Сунниты признают четыре мазхаба (маликитский, шафиитский, ханафитский и шабалитский) и три концепции веры (матуридизм, учение ашаритов и асарию).

Ханафитский мазхаб

Что обозначает название

По имени богослова Абу Ханифа

Когда возникло

VIII век

Страны

Албания, Турция, Индия, Афганистан, Бангладеш, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Египет, Сирия, Азербайджан, Уйгурия. В России — татары, крымские татары, башкиры, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, черкесы, кабардинцы, абазины, часть кумыков в Дагестане.

Положения

Источники религиозного права — Коран, сунна, высказывания сподвижников пророка, иджма (единое мнение богословов), суждения по аналогии, предпочтительные и целесообразные решения при отсутствии убедительно хадиса или ясного указания в Откровении, урф (распространенные обычаи и мнения, не отраженные в шариате).

Богословие

Исмаилиты исповедуют сложный гнозис под влиянием неоплатоников и различных традиций богооткровенных религий. С самого начала они отличались особым подходом к религии. Для них ислам содержит два дополнительных принципа: один экзотерический ( захир ), представленный Мухаммадом и шариатом (религиозным законом), другой эзотерический ( батин ), переданный в духовной экзегезе имама того времени ( имама ал- заман ). Только имамы являются хранителями этого знания ( илм ), которое они получают напрямую ( таид ) от Бога и которое подобно пророческой мудрости. Таким образом, исмаилиты являются адептами аллегорической интерпретации текстов, которые должны вести верующих к познанию высшей Истины, которое постепенно разворачивается в последовательные слои. Их доктрина восходит к шиизму во многих его аспектах, но отличается от него в некоторых моментах.

Краеугольным камнем их теософии является шиитская теория имамата . Источники исмаилитов, похоже, согласны с четырьмя имамами, скрытыми между Исмаилом ибн Джафар ас-Садиком и Убайд Аллахом аль-Махди, имена несколько различаются: например, тот, кого называют «аль-Вафи», иногда является вторым, иногда вторым треть этих имамов. Исмаилиты объясняют расхождения в источниках тем фактом, что этим имамам приходилось прятаться и использовать псевдонимы, чтобы избежать преследования со стороны аббасидских халифов.

Чтобы сохранить безопасность и неприкосновенность преданных, была использована техника сокрытия такийа .

В Аламут, в низариты будет реформировать исмаилизм, окончательно отказавшись от исламских ритуальных предписаний, чтобы сосредоточиться исключительно на эзотерической стороне своей веры.

Основные низарийские исмаилитские мыслители

  • Хасан-и Саббах (1036? — 1124)
  • аль-Шахрастани (1086-1153)
  • Насир ад-дин Туси (1201-1274)
  • Хайр-и Хава Харати
  • Абу Ишак-и Кухистани
  • Пир Шихаб аль-Дин Шах аль-Хусайни

Ашариты

Школа религиозной философии, на которую опираются правовые школы шафиитов и маликитов.

Что обозначает название

По имени философа IX-X веков Абуль-Хасана аль-Ашари

Когда возникло

X век.

Идеи

Находятся между мутазилитами и сторонниками школы асарии, а также между кадаритами (сторонников свободы воли) и джабаритами (сторонниками предопределения).

Коран сотворен людьми, однако его смысл – творение Аллаха. Человек лишь присваивает действия, сотворенные Богом. Праведники могут видеть Аллаха в Раю, однако объяснить это невозможно. Разум приоритетней религиозной традиции, а шариат лишь регулирует бытовые вопросы, но все же любые разумные доказательства опираются на основные догматы веры.

Мутазилиты

Что обозначает название

«Обособившиеся», «удалившиеся». Самоназвание — ахл ал-адл ва-таухид (люди справедливости и единобожия).

Когда возникло

VIII-IX века.

Идеи

Одно из первых крупных направлений в каламе (дословно: «слово», «речь», рассуждение на тему религии и философии). Основные принципы:

справедливость (аль-адль): Бог дает свободу воли, но не может нарушить установленный наилучший, справедливый порядок;

единобожие (аль-таухид): отрицание многобожия и человекоподобия, вечность всех божественных атрибутов, но отсутствие вечности речи, откуда вытекает сотворенность Корана;

исполнение обещаний: Бог непременно осуществляет все обещания и угрозы;

промежуточное состояние: мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим;

повеление и одобрение: мусульманин всеми средствами должен бороться со злом.

Рекомендации

  1. (in) , Oxford Islamic Studies
  2. .
  3. .
  4. (in) в Google Книгах (доступ 8 декабря 2019 г. ) .
  5. Зиед Кричен, «Великая история шиитов», Réalités, сентябрь-октябрь 2006 г.
  6. См. Рецензию на книгу Арзины Р. Лалани.
  7. Мукаттан: небольшой горный массив в нескольких километрах к востоку от Каира.

Течения и движения в исламе

Сунниты
Школы по юриспруденции
  • Ханафит

    Имам-э Азам Абу Ханифа Нусман ибн Табит ибн Зуна ибн Марзубан

  • Маликит

    Имам Малик ибн Анас

  • Чафейт

    Имам аль-Чафии

  • Ханбалит

    Ахмад ибн Ханбал

  • Захирите
    • Дауд ибн Али ибн Халаф аз-Захири
    • Абу Мухаммад Али ибн Ахмад ибн Саид ибн Хазм аз-Захири аль-Андалуси
Духовные школы
  • Атаризм
    • Ахмед бен Ханбал
    • Ибн Кудама Аль-Макдиси
  • Ахарит

    Аш’ари

  • Матуриди

    Абул Мансур аль-Матуриди

суфизм
  • Аиссава
  • Акбар’ия
  • Baktāsh’īyyah
    • Алианы
    • Арабы
  • Chādhil’īyyah
  • Chisht’īyyah
  • Hamdān’īyyah
    • Накшбандия
    • Yasav’īyyah
  • Hurūf’īyyah

    Nūktāw’īyyah

  • Кубравийя
    • Mawlaw’īyyah
    • Сухравард’ия
    • Owais’īyyah
  • Маламат’ийа
  • Mourides
  • Qādir’īyyah
    • Галиби
    • Нематоллахи
  • Qālandar’īyyah
  • Рахман’ийа
  • Rifā’īyah
  • Рузбихания
  • Тиджайа
  • Захедия
    • Khālwat’īyyah
    • Байрам’ия
      • Шамсийа-о Байрамиййа
      • Джалватийа-и Байрамаййа
      • Malāmat’īyya -I Bayram’īyyah
    • Sāfav’īyyah
Движения и новые течения
  • Деобанди
    • Таблиги Джамаат

      Мухаммад Ильяс аль-Кандлави

    • Джамаат-э-Улема
  • Аль-Шикшван аль-Муслимун

    Хасан эль-Банна

  • Хизб ут-Тахрир

    Такиуддин ан-Набхани

  • Джамаат-и-Ислами

    Бурхануддин Раббани

  • Джамаат-э-Нурси
    • Саид Нурси
    • Фетхуллах Гюлен
  • Джамийят аль-Машари аль-Хайрия аль-Исламийя

    Абдулла аль-Харари

  • Фонд исламских исследований

    Закир Наик

  • Американское общество из суннизма

    Варит’уд-Дин Мухаммад

  • Салафизм
    • Ваххабизм

      Ибн Абдельваххаб

    • Салафизм провинции Квазулу-Натал в Южной Африке

      Ахмед Дидат

    • Ахль аль-Хадит
Шииты
Движения и течения
  • Гулат
    • Кайсаниты
    • Нусайрис
  • Исмаилиты
    • Ихван аль-Сафа
    • Фатимиды
    • Карматы
    • Друзы
    • Низаритов
    • Мустальцы
  • Шиллинг
    • Ахбаризм
    • Усулизм
    • Шайхизм
    • Исфаханская школа
  • Зайдиц
Духовные школы
Хариджиты
Школы по юриспруденции
  • Азракиты
  • Наджадат
  • Суфриты
    • Абу Язид

      Неккариты

    • Абу Курра
  • Аджардиты
    • Maymuniyya
    • Sa’lebīyyah
  • Харурийя
  • Байхасийя

    Абу Байхас

Другой
Другие потоки
  • Коранизм
  • Мутазилизм
  • Либеральный ислам

    Просвещение Ислам

  • Без наименования
Течения, не признанные православием
  • Такфиризм
  • Ахмадизм
    • Мирза Гулам Ахмад
    • Лахоризм-Мирза Башир-уд-Дин Махмуд Ахмад
  • Дин-и-Илахи

    Акбар Шах

  • Ходжас

    Malcolm X ( афро — американская организация Unity — афро — американское движение за гражданские права

  • Нация ислама
    • Уоллес Фард Мухаммед
    • Илия Мухаммад
    • Луи Фаррахан
  • Пятипроцентная нация

    Кларенс 13X

Курдские религии
  • Язданство
    • Ярсанизм
    • Езидизм
    • Алевизм
  • Разделение мира в исламе
  • Другие темы, связанные с исламом

1. История

Возникновение исмаилитов связывают с расколом в шиитском движении, произошедшем в 765 году.

В 760 году Джафар ас-Садик, шестой шиитский имам, лишил своего старшего сына Исмаила права законного наследования имамата. Ряд специалистов полагает, что истинная причина, по которой право наследования имамата было передано младшему сыну, заключалось в том, что Исмаил занимал крайне агрессивную позицию в отношении суннитских халифов, что могло нарушить сложившееся равновесие между двумя направлениями ислама, выгодное как шиитам, так и суннитам. К тому же, вокруг Исмаила стало сплачиваться антифеодальное движение, развернувшееся на фоне резкого ухудшения положения простых шиитов. Низшие и средние слои населения связывали с приходом к власти Исмаила надежды на существенные перемены в социально-политической жизни шиитских общин.

Количество приверженцев Исмаила увеличивалось, что вызывало тревогу и у шиитской феодальной знати, и у самого Джафара ас-Садика. Вскоре Исмаил умер. Имелись основания полагать, что смерть Исмаила стала следствием организованного против него заговора правящих кругов шиитов. Джафар ас-Садик широко обнародовал факт смерти сына и, якобы, даже распорядился выставить труп Исмаила на обозрение в одной из мечетей. Тем не менее, смерть Исмаила не остановила развернувшееся движение его приверженцев. Первоначально они утверждали, что Исмаил не убит, а скрывается от врагов, а после определенного периода объявили Исмаила седьмым «скрытым имамом», который в нужный момент объявится как мессия-махди и, по сути, после него не стоит ожидать появления новых имамов. Исмаилиты, как стали именовать приверженцев нового учения, утверждали, что Исмаил не умер, а по воле Аллаха перешел в невидимое, скрытое от простых смертных состояние «гайба» («гаиб») — «отсутствие».

Некоторые приверженцы Исмаила считали, что Исмаил и на самом деле умер, поэтому седьмым имамом следует объявить его сына Мухаммеда. (Примечателен тот факт, что с течением времени основная часть исмаилитов стала верить в седьмого имама Мухаммеда, сына Исмаила. По этой причине секта стала носить название «семеричников».)

Со временем исмаилитское движение настолько укрепилось и разрослось, что у него появились признаки самостоятельного религиозного течения. Исмаилиты развернули на территориях Ливана, Сирии, Ирака, Персии, Северной Африки и Средней Азии хорошо законспирированную разветвленную сеть проповедников нового учения. На этом первоначальном этапе развития движение исмаилитов отвечало всем требованиям мощной средневековой организации, имеющей четкую иерархическую модель внутреннего построения, свою весьма сложную философско-теологическую догматику с элементами, напоминающими гностические учения зороастризма, иудаизма, христианства и мелкие культы, распространенные на территориях средневекового исламско-христианского мира.

Постепенно, исмаилиты набирали силу и влияние. В X веке в Северной Африке ими был основан Фатимидский халифат. Именно к периоду фатимидов относится распространение исмаилитского влияния на земли Северной Африки, Египта, Палестины, Сирии, Йемена и священных для мусульман городов Мекки и Медины. Однако в остальном исламском мире, включая ортодоксальных шиитов, исмаилитов считали крайними сектантами, и часто жестоко преследовали.

В конце XI века исмаилиты разделились на низаритов, считавших, что «скрытым имамом» является старший сын халифа аль-Мустансира Низар, и мусталитов, признававших Мустали, младшего сына халифа.

В XVIII веке иранский шах официально признал исмаилизм течением шиизма.

Структура и идеология

Организация исмаилитов неоднократно менялась в ходе развития. На наиболее известном этапе в ней было девять степеней посвящения, каждая из которых давала посвященному определенный доступ к информации и ее пониманию. Переход в следующую степень посвящения сопровождался мистическими ритуалами. Продвижение по иерархической лестнице исмаилитов было, прежде всего, связано со степенью посвящения. С очередным периодом посвящения перед исмаилитом открывались новые «истины», которые с каждой ступенью были все более далеки от изначальных догм Корана. В частности, на 5 ступени посвященному объясняли, что текст Корана стоит понимать не в прямом, а в аллегоричном смысле. Следующая ступень посвящения раскрывала обрядовую суть исламской религии, которая также сводилась к довольно аллегоричному пониманию обрядов. На последней степени посвящения фактически отвергались все исламские догмы, затрагивалось даже учение о божественном пришествии и т. п. Хорошая организованность, жесткая иерархическая дисциплина позволяли лидерам исмаилитской секты управлять огромной по тем временам организацией.

Одна из философско-теологических догм, которой придерживались исмаилиты, гласила о том, что Аллах время от времени вселял свою божественную сущность в плоть ниспосланных им пророков-«натиков» (букв. «проповедник»): Адама, Авраама, Ноя, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Исмаилиты утверждали, что Аллах ниспослал в наш мир седьмого пророка-натика — Мухаммеда, сына Исмаила. Каждого из ниспосланных пророков-натиков всегда сопровождал так называемый «самит» (букв. «молчальник»). Самит никогда не говорит от себя, его суть сводится к толкованию проповеди пророка-натика. При Моисее самитом был Аарон, при Иисусе — Пётр, при Мухаммеде — Али ибн Абу Талиб. С каждым появлением пророка-натика Аллах раскрывает пред людьми тайны вселенского разума и божественной истины. Согласно учению исмаилитов, в мир должно прийти семь пророков-натиков. Между их появлениями миром последовательно правят семь имамов, через которых Аллах дает объяснение учений пророков. Возвращение последнего, седьмого пророка-натика — Мухаммеда, сына Исмаила, явит собой последнее божественное воплощение, после которого в мире должен воцариться божественный разум, несущий всеобщую справедливость и благоденствие правоверным мусульманам.

Для религиозной доктрины исмаилитов, по всей видимости, характерна концепция неограниченной свободы воли, отказ от детерминизма и признания самостоятельного существования атрибутов Бога, характерного для доминирующих направлений в исламе.

Салафиты

Именно они чаще всего ассоциируются с исламскими фундаменталистами.

Что обозначает название

Ас-саляф – «предки», «предшественники». Ас-саляф ас-салихун – призыв следовать образу жизни праведных предков.

Когда возникло

Складывается в IX-XIV веках.

Сколько приверженцев

По оценкам американских исламских специалистов количество салафитов по всему миру может достигать 50 миллионов.

Основные районы проживания

Небольшими группами распределены по исламскому миру. Встречаются в Индии, Египте, Судане, Иордании и даже в Западной Европе.

Идеи

Вера в безусловно единого Бога, непринятие нововведений, чуждых культурных примесей в исламе. Салафиты – основные критики суфистов. Считается суннитским течением.

Известные представители

Салафиты относят к своим учителям исламских богословов аш-Шафии, Ибн Ханбаля и Ибн-Таймийю

К салафитам осторожно причисляют известную организацию «Братья-мусульмане»

Суфисты

Что обозначает название

Суфизм или тасаввуф происходит по разным версиям от слова «суф» (шерсть) или «ас-сафа» (чистота). Также первоначально выражение «ахль ас-суффа» (люди скамьи) означало бедных сподвижников Мухаммеда, которые жили в его мечети. Они отличались своим аскетизмом.

Когда возникло

VIII век. Разделяется на три периода: аскетизм (зухд), суфизм (тасаввуф), период суфийских братств (тарикат).

Сколько приверженцев

Число современных последователей невелико, но их можно найти в самых различных странах.

Основные районы проживания

Практически во всех исламских странах, а также в отдельные группы в США и Западной Европе.

Идеи и обычаи

Мухаммед по мнению суфиев указал на своем примере путь духовного воспитания личности и общества – аскетизм, довольствование малым, презрение к земным благам, богатству и власти. По верному пути пошли также асхабы (сподвижники Мухаммеда) и ахль ас-суффа (люди скамьи). Аскетизм был присущ многим последующим собирателям хадисов, чтецам Корана и участникам джихада (моджахедам).

Основные черты суфизма – очень строгое следование Корану и сунне, размышления над смыслом Корана, дополнительные молитвы и посты, отречение от всего мирского, культ бедности, отказ от сотрудничества с властями. Суфийские учения всегда были сосредоточены на человеке, его намерениях и осознании истин.

Многие исламские ученые и философы были суфиями. Тарикаты — настоящие монашеские ордена суфиев, воспетые в исламской культуре. В скромных обителях и кельях, разбросанных по пустыням, воспитывались мюриды, ученики суфийских шейхов. Дервиши – монахи-отшельники. Среди суфиев их можно было встретить очень часто.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: