Индра

РАЙСКИЕ ПЛАНЕТЫ ИНДРЫ

– Ну что, посмотрим остальные наши планеты? – предложил Рад.
     – А то как-то нехорошо получается. Пришли посмотреть райские миры Индры, а сами всё о Земле, да о Земле.
     – Конечно, посмотрим, после вашего рассказа мне стало вдвойне интересно.
     – Тогда вперёд! – скомандовал Ярун.
     И на экране возникла новая райская планета.
     – Перед нами Орд, самая большая из планет содружества. На ней нет континентов, одни острова. Их три с лишним тысячи. Большие города заселены нашей расой. На дне океана живёт дружественная нам раса гуманоидов, людей с плавниками рыб. У них там своя цивилизация, которую мы не контролируем. Обе расы живут в тесном сотрудничестве. Мы помогаем гидроидам на суше, они нам – под водой и на планетах, где нет материков, один океан.

Г. Сидоров «Наследие белых богов» стр. 489

Происхождение божества

Как и происхождение абсолютного большинства иных представителей индуистского пантеона, происхождение Индры является весьма запутанным и часто трактуется по-разному в разных ответвлениях индуизма и ведизма. Его родителями принято называть самых разных персонажей мифов того времени.

Узнайте больше о таких божествах в индуизме, как Хануман, Брахма, Вишну, Кали, Ганеша, Сарасвати, Шива, Кришна.

Самой часто встречаемой версией происхождения данного божества является появление его от Андити, матери всех богов. Считается, что он был седьмым по счету и наиболее любимым отпрыском богини.

Сказания утверждают, что его появление на свет было довольно необыденным, но какие конкретно события его сопровождали, никто не упоминает.

По преданиям, сразу после рождения маленький Индра ухватил оружие одного из своих братьев, тело его покрылось золотой панцирной броней, а сам он принял позу столь гордую и воинственную, что все дэвы сразу поняли — перед ними будущий великий воин и, без сомнений, один из главных претендентов на трон.

Имена бога Индры

Индра имеет множество имён, эпитетов, характеризующих его основные качества. В частности:

Шакра — могучий, сильный; Ваджрапани, Ваджрин — владеющий ваджрой, носящий ваджру; Махендра — великий Индра; Весава — владыка благих; Мегхавахана — восседающий на облаках; Магхава — щедрый; Дэвапати — владыка дэвов; Дэврадж — царь богов; Дэванам Индра — владыка тридцати трёх богов; Вритрахан — победитель Вритры; Балахан — победитель Балы; Сахасракша — тысячеокий; Пурандара — разрушитель твердынь; Сваргапати — владыка Сварги; Джишну — предводитель небесной рати; Пурандара — сокрушитель (вражеских) городов; Громодержец — держатель громовой стрелы; Парджанья — дождевое, грозовое облако; Пурухута — призываемый многими; Шата-крату — повелитель тысячи жертвоприношений; Тысячеглазый супруг Шачи; Амита-крату — безмерный.

Также в «Ригведе» (I.100.12) он именуется как «мастер с тысячей замыслов, обладающий сотней уловок», «обладающий сотней поддержек» (I.102.6) или «неколебимый, как гора, обладающий тысячей подкреплений» (I.52.2).

Победы и поражения: бог Индра велик

Если говорить о боях и схватках, которые стали роковыми для Индры, нельзя не вспомнить о его бое с Вритрой. Демон, имя которого звучит на русском как преграда, олицетворял собой все самое плохое, что только можно себе представить – косность и хаос, ужас и смерть. Вритра препятствовал зарождению и течению жизни, мешал движению воды в реках, осуществлял различные действия, которые в итоге вредили людям и богам. Индра – бог-воитель, а это значит, что в его силах победить коварного демона. Но история будет неинтересной, если не знать всей подоплеки:

Бог Индра — храм Махадева в Гокарне.

  • Сначала Индра пошел к богам, он поставил им жесткое условие – признать его царем. Как ни странно, боги быстро согласились, причем Тваштар (Бог-ремесленник) даже выковал для Индры секиру (громовое копье Ваджару).
  • Затем Индра выпил три огромных кубка с волшебным напитком сома, который, как мы уже знаем, приносит удивительную силу и мощь. Интересно, что сома – напиток с секретом, хмельной и веселящий, именно поэтому он добавил к силам и росту немного удали.
  • Отыскать Вритру было непросто, ведь демон, как известно, скрывался в ущельях гор, был подобен вездесущему туману и вооружен молниями. В силах его было вызвать мгновенный опустошающий землю град или задержать течение реки, чтобы растения не получали воды и не росли.
  • Решающий момент схватки – бой Индры и Вритру – завершился полной победой бога, который переломил хребет, а для уверенности еще и вспорол брюхо демону.

Об этом бое слагали легенды, в честь победы написаны гимны… Известно и то, что в знак победы бога-воителя раскололись скалы, а из распоротого брюха демона на землю вылились воды, именуемые в эпосе Водами божественной матери, дающей энергию всему живому на земле. В истории этого бога будут и другие победы, перемежающиеся поражениями (куда же без них), но эта схватка, пожалуй, самая яркая и показательная.

Образ Индры приукрашен всевозможными эпитетами: он и мудрый, и сильный, и справедливый. Именно поэтому так привлекателен бог-воитель, так интересны рассказы о нем, так притягательны подвиги и жизнеописания. Племена, которые находились под его влиянием и почитали его, остались в мифах как воинствующие горцы.

Бог Индра показан «живым», ведь в его образе есть не только достоинства, но и недостатки. Так, можно отыскать упоминания о нем в Махабхарате, где он показан эффектным во всех отношениях мужчиной в расцвете сил, однако родственные его связи выглядят достаточно запутанными и вследствие этого противоречивыми. Интересно также, что история боя в Вритрой в этой книге описана совсем по-другому: только помощь великого Вишну позволяет Индре выйти победителем в схватке. Похождения Индры зачастую показаны как волшебные яркие сказки со множеством деталей, а культ Индры интересен употреблением того самого напитка сома – хмельного и приносящего силу.

Индра — царь богов, или На вершине мироздания

Индра (санскр. इन्द्र — ‘владыка’; ‘сила’) — царь (владыка) богов, является одним из главных богов ведического пантеона, в различных толкованиях может быть представлен как бог дождя и гроз — громовержец, бог войны, всегда предводительствующий в битвах дэвов с асурами, владыка Сварги, творец райской Индра-локи. Индра держит небосвод, он тот, «кто своими силами установил врозь Небо и землю, словно колёса с помощью оси» («Ригведа», X.89.4), «кто укрепил высокое небо, наполнил два мира, воздушное пространство, удержал землю и расширил её» («Ригведа», II.15.2), «кто породил эти Небо и Землю, силой воздвиг два широких, глубоких пространства, установленных там, где нет опор» («Ригведа», IV.56.3). Он же вращает звёздное пространство, словно колёса повозки, «охвативший кругом широкие просторы, Индра поворачивает его, как колёса колесницы, неостанавливающегося, словно деятельный поток, чёрный мрак он убил своим блеском» («Ригведа», X.89.2). Он является олицетворением мирового древа — символа, представленного в мифологии многих стран, — символично объединяющего три мира: крона древа расположена в небесах (обитель дэвов), ствол — в земном мире; корни — в подземном (обитель асуров).

Индра был рождён от союза Кашьяпы и Адити, является одним из адитьев, согласно текстам «Ригведы», поддерживающих мироздание (их имена: Митра, Арьяман, Бхага, Варуна, Дакша, Анша, Индра, Мартанда), «Вишну-пурана» перечисляет двенадцать адитьев: Вишну, Шакра, Арьяман, Дхатри, Тваштри, Пушан, Вивасван, Савитар, Митра, Варуна, Амша и Бхага. Индра относится к локапалам — хранителям мира (стран света), коих всего восемь: Индра, Агни, Яма, Найрита, Варуна, Марут, Кубера и Шива.

Особенными обстоятельствами было отмечено его рождение — в первые мгновения после появления на свет, облачённый в златые воинские доспехи, ослепляющие своим светом, Индра наполнил собой всю Вселенную. Его предназначением было стать великим воином, призванным сразить силы тьмы. Жена Индры — тысячеокая царевна Индрани, она же Шачи, Пуломая, Махендри. Арджуна — один из главных действующих лиц эпоса «Махабхарата», один из братьев пандавов, был сыном бога Индры. Спутники, сопровождающие бога Индру: боги ветров — маруты, бог грозы Парджанья, бог-хранитель Вселенной Вишну, бог ветра Ваю, бог водной стихии Варуна, огненный бог Агни, солнечный бог Сурья, неистовый бог Рудра, а также Дханеша, Яма и Ниррити. Обителью Индры является тысячевратный город Амаравати, расположенный близ священной горы Меру, здесь есть чудесная роща Нандана (санскр. — ‘блаженство’), сюда попадают доблестные храбрые воины, павшие в боях. Согласно «Вишну-пуране», мир Индры предназначен для стойких в битве кшатриев. «…Восхитительный город, населённый сиддхами и чаранами. Его украшали священные деревья, покрытые цветами всех времен года. Овевал его благовонный ветер, смешавший дивные, благостные ароматы различных деревьев. <…> Населённый апсарами волшебный лес Нандана, чьи деревья, казалось, приветствовали своим чудесным цветением» («Махабхарата», часть III «Араньякапарва», глава 44).

В ведическом пантеоне изначально Индра занимал одно из важнейших мест. Большая часть гимнов «Ригведы» посвящена именно богу Индре. Однако в «постведическую» эпоху Индра уступил своё место Тримурти. Пураны «облачают» Индру по большей части человеческими пороками, и наделяют такими чертами, которые не присущи в нашем представлении верховному богу ведического пантеона. В данной статье мы не будем излагать «пураническую» версию относительно «забав» и «коварства» бога Индры, а обратимся к истокам — величайшему наследию ведической традиции — «Ригведе». Здесь он представлен как величайший и высочайший из всех богов, победитель асуров, нагов, дайтьев; также повествование всей Веды гимнов пронизано описанием основного космогонического сюжета — противостояния Индры и Вритры.

Олицетворение смерти

Представления людей об устройстве мира постепенно менялись, поэтому и о божествах стали думать по-другому. Новый облик Ямы: его стали представлять бродящим среди живых в сопровождении двух собак-послов. Роль псов заключается в отлавливании живых душ, предназначенных для перемещения в иной мир. Мрачное описание этого действа не должно вселять ужас. Дело в том, что согласно индуистским верованиям, люди продолжают вести свои мирские дела после смерти, только не в этом мире, а в загробном.

Первоначальный облик Ямы как символа Солнца постепенно трансформировался в образ «первого умершего», который открыл дверь в загробный мир для всего сущего и людей. Его почитают в индуизме как божественного мирохранителя. Подробное описание его жизни и трансформации есть в «Ригведе» (гимн 14, мандала X).

Способности

С раннего детства, Индра считался гением Ниншу и необычайно одарённым. Унаследовав сильную чакру отца и его духовную энергию, он считается создателем стиля боя, который позже стал известен как Ниндзюцу. Практически все последователи Хагоромо считали, что Индра станет его преемником.

Чакра и физическая сила

Индра был высококвалифицированным пользователем Тайдзюцу, так как никто из его сверстников не мог сравниться с ним в ближнем бою. Как и его отец, он обладал врождённой мощной чакрой и её пропорционально большим запасом. Он применял чакру в разных целях, в том числе используя её для увеличения силы своих ударов. Кроме того, Индра прекрасно контролировал свою чакру, эффективно распределяя её при создании техник. Также у него были развиты навыки сенсора, что позволило ему ощутить присутствие Куро Зетсу.

Ниндзюцу

Талант Индры позволил ему преуспеть в изучении Ниншу и найти ему применение в сражениях, что привело к созданию Ниндзюцу. Так как он был не способен свободно манипулировать и изменять свою чакру, как его отец, Индра разработал ручные печати, которые впоследствии шиноби стали использовать для создания техник. В аниме, будучи в юном возрасте, он был способен создавать множество клонов, а также разработал Каварими но Дзюцу. Хагоромо высоко оценил нововведения сына, назвав их поистине революционными. Также благодаря нему появились шурикендзюцу. В последующие годы он владел мечом, что свидетельствует о его навыках в Кендзюцу.

Сейшитсухенка

Индра был полноправным пользователем Интона. Согласно аниме, он с ранних лет использовал Катон- и Райтондзюцу. Его навыки позволили ему убить огромного кабана одним ударом, несмотря на сверхчеловеческие силы животного. В зрелом возрасте его мастерство в использовании Райтона улучшилось до такой степени, что он мог проводить рай-чакру через своё тело, посылая в цель электрические разряды по земле или же используя её для улучшения своего Шуншин но Дзюцу.

Додзюцу

Шаринган


Шаринган Индры

Индре удалось получить более слабую версию Додзюцу бабушки — Шаринган, который он пробудил, когда спас жизнь своему брату. Это помогло ему постигать и в какой-то степени даже предсказывать движения оппонента, а также парализовать противника одним лишь взглядом.

Мангекё Шаринган


Завершённое Сусаноо в стабильной форме

Со временем он развил Мангекё Шаринган, дизайн которого представлял собой спираль, исходящую из его зрачка.

Индра пробудил эти глаза после убийства своих ближайших последователей. Благодаря им он стал полноправным пользователем Сусаноо. Будучи талантливым пользователем этой техники, Индра использовал завершённое Сусаноо в битве против Асуры. Кроме того, с помощью своего левого глаза Индра мог применять Аматерасу.

Подвиги Кришны

Кришне еще не было и года, когда к нему прокралась одна из демониц, желая накормить его своим ядовитым молоком. Кришна, одаренный недетским умом, догадался о ее хитрости и укусил ее с такой силой, что она умерла.

Позже, когда мальчик рос, на него неожиданно напал взбесившийся бык, который быстро был уничтожен юным богом. Затем огромная птица с зубастым клювом хотела проглотить его, но Кришна настолько сильно раскалил свое тело, что этот асура погиб, сожженный жаром.

Однажды племя пастухов вызвало гнев бога гроз Индра. Он наслал на их землю сильнейший ливень, в котором погибало все живое. Тогда Кришна одним сорвал с земли гору Говбардан, поднял ее над собой, укрыв народ Вриндавана, как зонтом.

В третий раз демон принял вид огромной птицы и, спустившись на Кришну, взял его в клюв. Но тело мальчика сразу стало таким горячим, что птица не выдержала и выпустила его. Тогда Кришна разорвал ее пополам.

А когда следующий демон явился в виде удава и проглотил Кришну, мальчик стал расти в животе этой змеи с такой быстротой, что разодрал ее с головы до хвоста. Такими подвигами этот необыкновенный сын Деваки прославился уже в раннем детстве.

Этимология и происхождение: бог войны и бури

Индра держит ваджру с «молнией» на слоне Айравате, Соманатхапуре (ок. 1265 г.)

Имя «Индра» не имеет определенной этимологии. Среди обсуждаемых этимологий лингвисты выдвинули индоевропейское основание * H2ner «благородный человек», а также производные от * √H3eid- «набухать».

Жорж Дюмезиль и другие специалисты по истории религий сравнивали Индру с другими индоевропейскими богами войны и бури, такими как норвежский бог Тор, литовский бог Перкунас или славянский бог. Перун, с которым он разделяет основные характеристики . Его роль «нападающего» — еще одно наследие его бурной роли. Для Ксавьера Деламара спутники Индры, Маруты, также являются грозными божествами. Их имя можно сравнить с латинским богом функции воина Марсом .

Как и его индоевропейские коллеги, Индра прежде всего почитается как убийца змея Вритры, удерживающего небесные воды и блага ясного сезона.

Сражения Индры

Основной сюжетной линией многочисленных мифов об Индре являются сражения. Этот ребенок сразу после рождения взял в руки оружие и предстал перед богами облаченный в золотые доспехи. Никто не усомнился, что родился великий воин, мужественен, воинственен, победоносен; он – бог битвы.

Индра вступает в борьбу в раннем возрасте с коварным асурой Эмушем, который в облике кабана похитил зерно для жертвоприношения у богов. Зерно спрятал за двадцатью одной горой в пещере среди сокровищ асуров. Индра убил Эмуша одним выстрелом, пронзив все горы, когда тот собирался варить из жертвенного зерна кашу. Вишну унес зерно и вернул богам.

Одержал победу в единоборстве с Шамбарой, разрушив его девяносто девять цитаделей. Шамбара – коварнейший из асуров, ослеплял врагов с помощью колдовства.

Оружие Индры

В ведических писаниях можно встретить упоминания различных видов оружия, которое сопутствует Индре в битвах. Так, в «Сканда-пуране» находим следующие наименования оружия, которые Индра использует в битвах с асурами: Тваштра, Агнея и Вайавйа; также применяется оружие, обладающие мистическими силами превращения: оружие Нарасимхи и Гаруды, оружие Нараяны.

Применение некоторых видов оружия, сопровождаются мантрами, как например:

В «Махабхарате» упоминается сильнейшее оружие, именуемое пламенем Индры, «величественное и извергающее языки пламени», «стремительно пронзающее пространство, наполненное молниями», «яркое пламя, освещающее всё вокруг». Также используется в битвах разящий врагов дротик Васавы, громовая стрела Индры, восьмигранная, изобилующая алмазами, драгоценными камнями и жемчужинами, высоко чтимая палица.

Индрадханус — лук Индры, представляющий собой радугу, украшающую небесный свод переливами семицветья.

В «Махабхарате» также находим описание ещё одного мощного оружия, призываемого мантрами и приводимого в действие силою воли:

«Рамаяна» повествует о стреле Индры, подобной алмазу:

Ваджра

  • Ваджра, или дордже (санскр. vajra, тиб. rdo rje), в переводе с санскрита это слово означает одновременно «молния» и «алмаз».
  • Ваджра — короткий металлический жезл, имеющий символическую аналогию с алмазом — может резать что угодно, но не сам себя — и с молнией — непреодолимая сила.
  • В индуистской мифологии — зубчатый диск, громовая палица Индры
  • Ваджра является магическим жезлом Посвящённых адептов
  • Её выковал для Индры певец Ушана.
  • Ваджра была выкована для Индры Тваштаром
  • Она сделана из скелета мудреца — отшельника Дадхичи.
  • Существует версия, что первоначально ваджра символизировала фаллос быка.
  • Ваджра ассоциировалась с солнцем.
  • Четверичная или перекрещенная ваджра имеет символику, близкую к символике колеса.
  • Ваджра представляет пять тел Дхьяни Будд.
  • Ваджра означает умение, или Упайю.
  • Ваджра символизирует силу и твёрдость духа.
  • Ваджра символизирует мужское начало, путь, сострадание.
  • Ваджра интерпретируется как знак плодородия.
  • Ваджра воплощает абсолютное и неразрушимое бытие в противовес иллюзорному представлению о действительности.
  • Ваджра в сочетании с колокольчиком подразумевает слияние мужской и женской природы.
  • Ваджра символизирует нерушимое состояние.
  • Ваджра символ светоносной неразрушимой природы ума.
  • Ваджра символ власти Будды над злыми духами или элементалами.
  • В мифологии Индии ваджра – это мощное бога Индры, которое может убивать без промаха. При этом, как алмаз, она цела и невредима в любых ситуациях – разрушает всё, но на ней не остаётся ни царапины.

Заметим, что бог Индра – главный в индуистской мифологии, глава всех богов, бог грома и молнии, «царь вселенной». Индра сокрушает и разбивает крепости. Кроме того, при помощи ваджры он способен повелеть погодой, а так же менять русла рек и взрывать скалы…

Легенды

Одним из самых известных мифов считается тот, в котором рассказывается о появлении у Индры тысячи глаз. У Гаутамы, настоятеля Громодержца, была молодая и привлекательная супруга Ахалья. Так произошло, что Индра влюбился в нее. Однажды в отсутствии гуру Ваджрабхарт пришел в его жилище и обратился к даме сердца со словами любви. Ахалья оказалась благосклонной. Однако до того как что-либо случилось, учитель вернулся домой и, застав благоверную вместе с учеником, проклял последнего, отчего на Индре образовалась тысяча символов бесчестия. Вритрахан раскаялся и начал молить мудреца о прощении, тогда наставник трансформировал тысячу знаков бесчестия в идентичное количество глаз. Но проявленная снисходительность была напрасной. Настойчивый воспитанник выбрал другой удобный случай и вновь прокрался в дом своего просветителя. И в этот раз сэнсэй, вернувшись домой, увидел парочку вместе, но уже было поздно, ведь они занимались любовью. Гаутама проклял жену, и она превратилась в камень. Предателя, в свою очередь, гуру сделал евнухом. Однако божества заступились за Индру, и после совершения жертвоприношения он снова обрел мужское достоинство.

Заключение

Сахасракша не побоялся бросить вызов старому порядку, за что получил статус ведущего бога, более могущественного, чем ведийский Варуна. Балахан известен как ликвидатор демонических созданий, он вел войско против асуров. Владыка Благих уничтожил змея Вритру и одолел таким образом хаос, освободив воды и сотворив жизнь и небесное светило. Васаву также считали богом дождя. Как первоисточник воды и света, Индра вобрал в себя большое количество функций Варуны, став творцом сущего и основой плодородия.

Другие имена царя богов

Список других имен Индры весьма внушителен и в большинстве своем основан на той или иной его победе или подвиге:

  • Крушитель Твердынь — Пурандара.
  • Победитель Вритры — Вритрахан.
  • Победитель Балы — Балахан.
  • Владыка Благих — Васава.
  • Стогневный — Шатаманью.
  • Тот, кто принес 100 жертв — Шатакрату.
  • Могучий — Шакра.
  • Щедрый — Магхава.
  • Тысячеглазый — Сахасракша.
  • Одноногий Овен — Аджайкапада.
  • Громовержец — Ваджрабхарт.

Важно! В индуизме каждому богу соответствовало лишь одно имя, поэтому, вероятно, правильнее называть данный список списком эпитетов или титулов, характерных для данного божества. В других источниках подобные списки можно встретить как в качестве альтернативных имён, так и в качестве титулов

Индра

Индра — божество в ведийской мифологии и индуизме, бог грома, молнии и войны.

В Ведах Индра является царем всех богов. В ранний ведийский период Индра был очень могущественным божеством, его считали покровителем коров, жрецов и даже самих богов. В Ведах ему посвящено намного больше гимнов, чем другим богам. Индра является царем звездного неба (небес), богом грома и молнии, а также природных стихий, под его командой находятся низшие духи, он является стражем восточной стороны света, а также осуществляет руководство над небесными праведниками, живущими на Горе Меру (Meru), где он услаждает богов нектаром и небесной музыкой. «Он пребывает в небесном граде… где обитают Апсары (Apsaras), небесные танцовщицы…  Его супруга Индрани (Indrani), и он восседает на слоне Айравате (Airavata).»
Шачи (букв. «сила», «мощь») — богиня ревности и гнева в индуизме и ведической религии, супруга Индры. Другие её имена: Индрани («царевна Индры»), Аиндри, Махендри и Пуломи.
 

В правой руке бог обычно держал молнию, которой разил врагов или возрождал погибших в бою; он мчался по небу в колеснице, нередко отождествляемой с солнцем. Индра был рожден от неба и земли, которые разделил навечно. Бросив вызов старому порядку, он стал ведущим божеством, более главным по сравнению с ведийским богом Варуной. Он известен как губитель демонов, вел богов против асуров. Убийца змея Вритры, Индра сокрушил его пенной палицей, ваджрой, победив, таким образом, хаос, освободив воды, сотворив жизнь и солнце. Индру почитали также как бога дождя. Как источник света и воды, он вобрал многие функции Варуны, став богом плодородия и творцом.

Популярность Индры как бога дождя может быть понята только в тропиках, где солнечный жар иссушает растительность, русла рек, озера, источники и может оставить людей, растения и скот без пищи. Из-за нехватки воды страдают все — люди, животные и Природа в целом, и потому все призывают дождь и несущую жизнь воду. В засухи люди обращаются с гимнами к богу дождя Индре, чтобы он не позволил им умереть от голодной смерти и прервал власть змеевидного демона Вриттры (Vrittra), который удерживает воду в своих кольцах. Люди преподносят Индре его любимый напиток — сок Сомы. Тогда молния, ассоциирующаяся с Индрой, начинает метать свои стрелы в демона Вриттру, и Вриттра ревет от боли и спасается бегством, вода проливается вниз на иссушенную землю, и все радуются — люди, животные и растения.

Индра Вед является сыном Отца Неба Дьяуса Питао (Dyaus Pitao), и Матери Земли Притхви (Prithvi) и братом-близнецом Агни.

В послеведический период Индра потерял свое значение и стал стражем восточной стороны света. В божественной иерархии его положение ниже, чем у божественной триады Шива-Вишну-Брахма. Позднее Индру начали называть хозяином и властелином сварги (svarga) — небесного рая, куда отправляются души погибших в бою воинов, основное же занятие Индры — выявлять человеческие слабости.

Индра изображался как беспристрастный мужчина, сидящий верхом на белом слоне Айравате, чью морду украшают четыре бивня. Он имеет четыре руки. В одной руке несёт ваджру — внушающую ужас молнию, в других — раковину (санкха), лук (дханус) и стрелы, крюк и сеть.

Иногда его изобрают в образе двурукого человека, с телом, повсюду покрытым глазами. Такого Индру именуют Тысячеоким.

Царство Индры

Во время царствования Индры над Вселенной люди были счастливы, на земле цари заботились о своих подданных и справедливо правили. Небесное царство Индры отождествлялось с тысячевратным городом Амаравати, богатым золотом и драгоценными камнями, в котором было сто роскошных дворцов. Среди всех выделялась обители Индры, его жены Индрани, богов и святых мудрецов — огромный дворец, украшенный лотосами.

Город окружала превосходная роща Нандана, любимое место богов и небесных мудрецов. Путь к нему лежал через горные вершины, последней из которых была Меру, после которой начиналась звездная дорога. Не все после смерти могли попасть в город Амаравати. В основном — павшие на поле битвы храбрые воины, добрые и боголюбивые люди. Их развлекали танцами небесные куртизанки, аспары, мелодии гандхарвов.

Стражем города было божественное существо, прародитель всех слонов — гигантский слон Айравата, на котором Индра объезжал свои владения. Уповаясь славой и могуществом, Индра постепенно возгордился и начал отходить от беспорочного пути. Это привело к тому, что он оскорбил своего духовногоучителя Брихаспати, которого почитали небожители и демоны, нарушив правила ведической иерархии. Когда Индра сидел на троне в окружении божеств, святых, птиц Патагов и змей Урагов в зал зашел Брихаспати. Видя приход учителя, он не проявил внимания и не высказал ему надлежащего уважения. Учитель молча вышел, понимая, что поведение Индры обусловлено гордостью от власти и богатства. Он не проклял своего ученика. Брихаспати знал будущее.

Осознав содеянное, Индра начал сокрушаться о своей ошибке и укорять себя за гордыню в присутствии всех. Но не смог вымолить прощение, так как учитель невидимым покинул свой дом. Поиски Брихиспати оказались безуспешными.

Демоны, узнав о несчастье Индры, которое сделало его уязвимым, начали войну с полубогами и одерживали победы. Индра был свергнут с трона. За спасением полубоги во главе с Индрой обратились к могущественному Брахме.

«О, лучшие из полубогов, к несчастью, материальное богатство затмило ваш разум, и вы не приняли, как подобает пришедшего к вам на собрание Брихаспати — первого среди брахманов, ибо он постиг Верховный Брахман и в совершенстве владеет своим умом и чувствами. Как же вы дерзнули его оскорбить?» — ответил Брахма и рассказал о том, что в свое время демоны совершили ту же ошибку по отношению к Шукрачарье – ихнему наставнику, но благодаря вымоленному прощению и преданности, стали непобедимы. Только тот не утратит своей силы, кто ревностно будет почитать, и следовать наставлениям учителя.

Следуя совету Брахмы, Индра обратился за помощью к Вишварупе, сыну Твашти, небожители приняли его своим гуру, стали совершать яги. Только после этого одержали победу.

Индра и демон Эмуша

Когда Индра был ещё совсем юным, Эмуша похитил священное зерно, то хранилось у божеств. Для этого демон принял облик вепря, унеся с собой то, что предназначалось для совершения жертвоприношений. 

Спрятав зерно в своём жилище, что находилось за далёкими тёмными горами, Эмуша принялся варить кашу, что должна была наделить его особенной силой.

Узнав о пропаже, боги рассказали о преступлении демона Индре. Юный бог натянул свой волшебный лук и поразил золотой стрелой кабана, в облике которого оставался Эмуша. 

Удар стрелы был таким сильным, что с лёгкостью пронзил все семь гор, за которыми демон скрывался от богов. Посланником Индры стал Вишну, что принёс обратно священные зёрна, и боги не потеряли свои жертвоприношения.

Значение имени Индры до сих пор вызывает немало споров среди учёных. Одна из версий указывает на древние основы слова, что можно перевести как “раздающий еду” или “посылающий дары”. 

Мне кажется, это вполне логичная трактовка имени, ведь миф об Эмуше ярко показал нам, что именно Индра стоял на страже законов справедливости, а еда в данном случае – не просто средство пропитания, но и подношения божествам. 

По сути, поступок Индры показал, что никто из богов или асуров (каким бы сильным он ни был) не вправе своевольно забирать дары, предназначенные для других.

Статуэтка Индры

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: