Литература
- Abhidharma Kosha Bhashyam 4 vols, Vasubandhu, translated into English by Leo Pruden (based on Louis de la Vallée Poussin’s French translation), Asian Humanities Press, Berkeley, 1988-90.
- Stefan Anacker, Seven Works of Vasubandhu Motilal Banarsidass, Delhi, 1984, 1998
- David J. Kalupahana, The Principles of Buddhist Psychology, State University of New York Press, Albany, 1987, pp173-192
- Francis H. Cook, Three Texts on Consciousness Only, Numata Center for Buddhist Translation and Research, Berkeley, 1999, pp371-383 («Thirty Verses on Consciousness Only») and pp385-408 («Twenty Verses on Consciousness Only»)
- Thich Nhat Hanh Transformation at the Base (subtitle) Fifty Verses on the Nature of Consciousness, Parallax Press, Berkeley, 2001; inspired in part by (but not necessarily faithful to) Vasubandhu and his Twenty Verses and Thirty Verses texts
Жизнь и творчество
Рожден в Пурушапура, в Гандхара регион древний индийский субконтинент , Васубандху был сводным братом Асанга, еще один ключевой персонаж в основании философии Йогачара. Имя Васубандху означает «Родственник изобилия». Он и Асанга — члены «Шести украшений». или шесть великих комментаторов учения Будды. Он был современником Чандрагупта I, отец Самудрагупта. Эта информация временно относит Васубандху к 4 веку нашей эры. Самая ранняя биография Васубандху была переведена на китайский язык Парамартхой (499-569).
Васубандху изначально учился у буддистов. Сарвастивада (также называемый Вайбханика, который поддержал Махавибхаса ) школа, которая была доминирующей в Гандхаре, а затем переехала в Кашмир учиться у руководителей ортодоксального отделения Сарвастивады. Вернувшись домой, он прочитал лекцию по Абхидхарме и составил Абхидхармакошакарика (Стихи о Сокровищнице Абхидхармы), стихотворная дистилляция учения Сарвастивада Абхидхармы, которая представляла собой анализ всех факторов опыта на составляющие его дхармы (феноменальные события). Однако Васубандху также начал сомневаться в ортодоксальности Сарвастивады в течение некоторого времени и учился у учителя Саутантрики, Маноратхи. В связи с этим он затем опубликовал автокомментарий к своим стихам, критикуя систему Сарвастивады со стороны Саутрантика смотровая площадка (также называемая Дарритантика).
Позже говорят, что он обратился в Махаяна верования под влиянием брата Асанга, после чего он написал ряд объемных трактатов, особенно по Йогачара доктрины и сутры Махаяны. Самый влиятельный в Восточноазиатский буддист традиция была Вимшатикавиджняптиматратасиддхи, «Двадцать стихов о сознании», с комментариями (Viṃśatikāvṛtti), Тримшика-виджняптиматрата, «Тридцать стихов о сознании» и «Экспозиция трех природ» (Трисвабхаванирдеша). Васубандху также написал тексты на Буддийская герменевтика, то Правильный режим экспозиции (Вьякхьяюкти). Таким образом, Васубандху стал крупным мастером махаяны, ученым и участником споров, победив философов санкхьи в дебатах перед царем Гупта Викрамадитьей (которого по-разному называют Чандрагупта II или же Скандагупта ) в Айодхья, который, как говорят, наградил его 300 000 золотых. Васубандху использовал деньги, заработанные королевским покровительством и победами в дебатах, на строительство буддийских монастырей и больниц.
Он был плодотворным, написав большое количество других работ, в том числе:
- Панчаскандхапракарана (Объяснение пяти агрегатов)
- Кармасиддхипракарана («Трактат о Карма «)
- Вьякхьяюкти («Правильный режим экспозиции»)
- Вадавидхи («Правила дебатов»)
- Чатухшатака-шастра
- Махаяна шатадхарма-пракашамукха шастра
- Амитаюс сутропадеша («Инструкция по Амитабха Сутра «)
- Беседа о Чистая земля
- Виджнаптиматрата Шастра («Только трактат о сознании»)
- Махаянасамграабхашйа (Комментарий к Краткое содержание Великой колесницы из Асанга )
- Дхармадхарматавибхагавритти (Комментарий к отделению элементов от реальности)
- Мадхьянтавибхагабхашйа (Комментарий к различению середины от крайностей)
- Махаяна-сутраланкарабхашья (Комментарий об орнаменте к дискурсам о великой колеснице)
- Дашабхумикабхасья (Комментарий к Сутра десяти стадий )
- Комментарий к Аксаяматинирдеша-сутра
- Комментарий к Алмазная сутра
- Комментарий к Лотос Сутра
- Парамартхасаптати, критика Санкхья
Теория двух васубандху
Эрих Фрауваллнер Буддолог середины 20-го века стремился различить двух васубандху, одного из которых был йогачарин, а другой — саутрантик, но эта точка зрения в значительной степени утратила популярность, отчасти из-за анонимности. Абхидхарма-дипа, критика Абхидхармакошакарика что однозначно определяет Васубандху как единственного автора обеих групп писаний. В соответствии с Дэн Люстхаус «Поскольку прогресс и развитие его мысли … так поразительно очевидно в этих трудах, а сходство словаря и стиля аргументации так очевидно во всех текстах, теория Двух Васубандху не имеет большого значения». Консенсус ученых по этому вопросу в целом отошел от позиции фрауаллнер «двух авторов».
Васубандху. «Тримшика» — «Тридцать строф»
Согласно махаянской традиции Асанга, брат Васубандху, разочаровавшись в буддийской школе Махишасака (Mahisasaka), философию которой он изучал, удалился в лес, где безуспешно медитировал в течение двенадцати лет, пока Бодхисатва Майтрейя (Maitreya) не сошёл к нему с неба Тушита (Tusita) — одного из множества небес в буддизме, особенно важного для школы Йогачара, чтобы дать ему наставления. Он продиктовал Асанге пять трактатов, которые и легли в основание школы Йогачара
(В буддизме махаяны Майтрейя представляет собой нечто вроде Мессии: это грядущий Будда, который придёт на Землю тогда, когда все живые существа будут достаточно подготовлены для вступления в нирвану.)
Следует отметить, что, хотя буддисты считают Васубандху и его брата основателями школы Йогачара, сочинения, проникнутые духом этой школы — такие, как «Санди-нирмочана-сутра» , то есть «Сутра о развязывании узла», —были известны уже за столетие до них. Считается, что в конце концов Асанга «обратил» в учение Йогачары и брата, после чего Васубандху стал писать комментарии и трактаты, излагающие наставления Майтрейи. Один из них, «Мадхьянта-вибханга»(«Madhyanta-vibhanga»), то есть «Различение середины между крайностями», состоит из строф, произнесённых Майтрейей и сопровождаемых комментарием Васубандху. В этом тексте сделана попытка модифицировать основное для Нагарджуны понятие «пустотности» (шуньята, sunyata), чтобы оно не только не опровергало, но и подтверждало идеи йогачары.
Трактат Васубандху «Тримшика» («Trimsika»), то есть «Тридцать строф», несмотря на свою краткость, является одним из самых зрелых трудов философа. В сжатых и точных стихах Васубандху излагает свою доктрину виджняпти-матра (vijnapti-matra), то есть «только сознания», формулируя теорию восьми сознаний йогачары с позиции Абхидхармы, вкратце объясняя теорию йогачары о трёх природах и завершая трактат изложением пятиступенного пути к просветлению. Восемь сознаний — это пять сенсорных сознаний (зрение, слух и т.д.), эмпирическое сознание, рефлективное сознание (манас, manas) и алайя-виджняна.Васубандху описывает каждое из них и объясняет, как его преодолеть. Цель теории виджняпти-матра заключается не в том, чтобы установить некое подобие трансцендентального идеализма или объективировать ум как нечто реальное, как считали многие исследователи. Напротив, цель, открыто объявленная в «Тридцати строфах», — это угашение восьми сознаний через «низвержение их основы» (ашрайя-паравритти). Различающее сознание (виджняна, vijnana) обладает свойством выдавать проекции своих желаний и склонностей за картину внешнего мира, которая кажется реальной картиной мира. Поэтому продукцию различающего сознания следует заменить прямым, непосредственным знанием (джняна, jnana). Пятиступенный путь ведёт человека к просветлению, которое в других текстах йогачары описывается как преображение алайя-виджняны в «великое сознание-зеркало», без всяких предпочтений, склонностей, предвосхищений и привязанностей точно отражающее всё, что находится перед ним.
Теория «трех самосущих природ» (три-свабхава, trisvabhava), излагаемая во многих текстах йогачары (включая отдельный трактат Васубандху), утверждает, что есть три «самосущие природы»(свабхава), или познавательные сферы:
Иллюзорная сфера, создаваемая сознанием; она нереальна и творит гипостазированные сущности, или «самости».
Сфера каузальной зависимости; когда она смешивается с первой сферой, это приводит к тому, что производные потока причин и условий начинают принимать за самостоятельные и неизменные сущности.
Сфера совершенствования, действующая наподобие «пустотности» у Нагарджуны и устраняющая все следы гипостазирующего мышления и познания. Это противоядие (пратипакша, pratipaksa), «очищающее» от иллюзорных конструкций каузальную сферу, которая, будучи полностью освобождена от всех загрязнений, становится «просветлённой».
Эти «три самосущих природы» (три-свабхава) называют также «отсутствием самосущих природ» (них-свабхавата, nihsvabhavata), поскольку в них нет строго установленных, независимых, постоянных сущностей, и поэтому их не следует гипостазировать. Первая «природа» полностью нереальна, третья — полностью «пустотна», а вторая (которая только в конечном счёте и представляет собой «реальность») не является строго установленной, поскольку она может быть смешана либо с первой, либо со второй.
http://www.bharatiya.ru/india/ucitela/vasubandhu.html
Васубандху Тридцать строф.pdf | 359 Кб |
Литература
- Островская Е. П. Образ учителя Васубандху в буддийской традиции и научном дискурсе // Страны и народы Востока. Вып. XXXVI: Религии на Востоке / Под ред. И. Ф. Поповой, Т. Д. Скрынниковой. — М.: Наука — Восточная литература, 2015. — С. 342—362. — 431 с. — ISBN 978-5-02-039952-5.
- Хмуркин Г. Г. Индийская математическая мысль в пространстве буддийской культуры (на примере трактата Васубандху «Абхидхармакоша») // Историко-математические исследования. — М., 2007. — Вып. 12 (47). С. 188—215.
- Abhidharma Kosha Bhashyam 4 vols, Vasubandhu, translated into English by Leo Pruden (based on Louis de la Vallée Poussin’s French translation), Asian Humanities Press, Berkeley, 1988-90.
- Stefan Anacker, Seven Works of Vasubandhu Motilal Banarsidass, Delhi, 1984, 1998
- David J. Kalupahana, The Principles of Buddhist Psychology, State University of New York Press, Albany, 1987, pp173-192
- Francis H. Cook, Three Texts on Consciousness Only, Numata Center for Buddhist Translation and Research, Berkeley, 1999, pp371-383 («Thirty Verses on Consciousness Only») and pp385-408 («Twenty Verses on Consciousness Only»)
- Thich Nhat Hanh Transformation at the Base (subtitle) Fifty Verses on the Nature of Consciousness, Parallax Press, Berkeley, 2001; inspired in part by (but not necessarily faithful to) Vasubandhu and his Twenty Verses and Thirty Verses texts
Жизнь и работа
Васубандху родился в Пурушапуре , в регионе Гандхара на древнем индийском субконтиненте , и был сводным братом Асанги , еще одного ключевого персонажа, основавшего философию Йогачара. Имя Васубандху означает «Родственник изобилия». Он и Асанга являются членами «Шести украшений» или шести великих комментаторов учения Будды. Он был ровесником Чандрагупты I , отца Самудрагупты . Эта информация временно относит Васубандху к 4 веку нашей эры. Самая ранняя биография Васубандху была переведена на китайский язык Парамартхой (499-569).
Первоначально Васубандху учился в буддийской школе Сарвастивада (также называемой Вайбханикой , которая поддержала Махавибхасу ), которая доминировала в Гандхаре, а затем переехал в Кашмир, чтобы учиться у глав ортодоксальной ветви Сарвастивады. Вернувшись домой, он прочитал лекцию об Абхидхарме и составил « Абхидхармакошакарика».(Стихи о Сокровищнице Абхидхармы), стихотворный квинтэссенцию учений Сарвастивада Абхидхармы, которая представляла собой анализ всех факторов опыта на составляющие его дхармы (феноменальные события). Однако Васубандху также начал подвергать сомнению ортодоксальность Сарвастивады в течение некоторого времени и учился у учителя Саутантрики, Маноратхи. Из-за этого он затем опубликовал автокомментарий к своим стихам, критикуя систему сарвастивады с точки зрения саутрантики (также называемой дарритантикой).
Позже он, как говорят, обратился в верования Махаяны под влиянием своего брата Асанги , после чего он составил ряд объемных трактатов, особенно по доктринам Йогачара и сутрам Махаяны. Наиболее влиятельными в восточноазиатской буддийской традиции были Vimśatikāvijñaptimātratāsiddhi , «Двадцать стихов только о сознании» с комментариями (Viṃśatikāvṛtti), Triṃśikā-vijñaptimātratā , «тридцать стихов, посвященных только природе сознания» и (Трисвабхаванирдеша). Васубандху также написал тексты по буддийской герменевтике , правильному способу изложения.(Вьякхьяюкти). Таким образом, Васубандху стал главным мастером махаяны, ученым и участником споров, победив философов санкхьи в дебатах перед царем Гупта Викрамадитьей (по-разному именуемым Чандрагуптой II или Скандагуптой ) в Айодхье , который, как говорят, был вознагражден ему 300 000 золотых. Васубандху использовал деньги, которые он заработал от королевского патронажа и дебатов о победах, чтобы построить буддийские монастыри и больницы.
Согласно традиционным рассказам, Васубандху умер во время посещения Непала в возрасте 100 лет.
Он был плодовитым, написав большое количество других работ, в том числе:
- Панчаскандхапракарана (Объяснение пяти совокупностей)
- Кармасиддхипракарана («Трактат о карме »)
- Вьякхьяюкти («Правильный способ изложения»)
- Вадавидхи («Правила дискуссии»)
- Чатухшатака-шастра
- Махаяна шатадхарма-пракашамукха шастра
- Амитаюс сутропадеша («Наставления по Амитабха Сутре »)
- Беседа о Чистой Земле
- Виджнаптиматрата Шастра («Трактат только о сознании»)
- Mahāyānasaṃgrahabhāṣya (Комментарий к Резюме Великой Колесницы о Асангах )
- Дхармадхарматавибхагавритти (Комментарий к различению элементов от реальности)
- Мадхьянтавибхагабхашья (Комментарий к различению середины от крайностей)
- Mahāyānasūtrālaṃkārabhāṣya (Комментарий к Беседам о Великой колеснице)
- Дасабхумикабхасья (Комментарий к Сутре Десяти Ступеней )
- Комментарий к Аксаяматинирдеша-сутре
- Комментарий к Алмазной сутре
- Комментарий к Сутре Лотоса
- Парамартхасаптати, критика санкхьи
Теория двух Васубандху
Эрих Фрауваллнер , буддолог середины 20-го века, стремился различить двух васубандху, одного из которых был йогачарин, а другой — саутрантик, но эта точка зрения в значительной степени утратила популярность, отчасти из-за анонимной Абхидхарма-дипы , критики Абхидхармакошакарика, который четко определяет Васубандху как единственного автора обеих групп писаний. По словам Дэна Люстхауса , «Поскольку прогресс и развитие его мысли … так поразительно очевидно в этих работах, а сходство словаря и стиля аргументации так очевидно во всех текстах, теория Двух Васубандху мало что имеет. цена.» Консенсус ученых по этому вопросу в целом отошел от позиции фрауоллнер «двух авторов».
Заметки
буддизм |
|
---|---|
Основополагающие принципы |
|
Будда |
|
Концепции |
|
Школы и традиции |
|
Ритуальные практики |
|
Региональные практики |
|
Тексты |
|
Основные цифры |
|
Религиозные уставы |
|
История |
|
Философия |
|
Культура |
|
Организации |
|
Примечания
- ↑ Stanford Encyclopedia of Philosophy (англ.)
- Dharma Fellowship (2005). Yogacara Theory — Part One: Background History. Source: от 20 января 2018 на Wayback Machine (Accessed: November 15, 2007)
- Anacker, Stefan; Seven Works of Vasubandhu, the Buddhist Psychological Doctor, page 13.
- Lusthaus, Dan; Vasubandhu Архивная копия от 14 октября 2017 на Wayback Machine
- Gold, Jonathan C., «Vasubandhu», The Stanford Encyclopedia of Philosophy Архивная копия от 27 апреля 2019 на Wayback Machine (Summer 2015 Edition), Edward N. Zalta (ed.).
- Six Ornaments Архивная копия от 11 июля 2017 на Wayback Machine // rigpawiki.org.
- Hans T. Bakker (англ.) (рус.. Ayodhya (англ.). — Institute of Indian Studies, University of Groningen, 1984. — P. 31.
- Śrīrāma Goyala. Reappraising Gupta History: For S.R. Goyal (англ.). — Aditya Prakashan, 1992. — P. 123. — ISBN 978-81-85179-78-0.
- Anacker, Stefan; Seven Works of Vasubandhu, the Buddhist Psychological Doctor, page 21.
- Takakusu, J., trans. (1904). The Life of Vasubandhu by Paramartha, T’oung-pao 5, 269—296
Время жизни Васубандху и биографические источники
Биографы дают о жизни Васубандху противоречивые сведения. Наиболее полной биографией считается китайская По Соу Пань Доу Фа Ши Цзюань («Биография мастера Васубандху»), переведённая на китайский Парамартхой (—), содержащая также полулегендарные сведения и не лишённая противоречий. Другой китайский источник — Си Ю Цзи («Путешествие на Запад»), составленный Сюаньцзаном (—).
Сюань Цзан «уточняет» повествование Парамартхи: Абхидхарма-коша была составлена не в Айодхье, а в Пурушапуре, тогда как обращение Васубандху его братом Асангой состоялось, напротив, не в Пурушапуре, а в Айодхье; прежним учителем Васубандху был не Буддхамитра, но Маноратха из школы Саутрантика; наконец, смерть Васубандху произошла не после смерти Асанги, а до неё.
Имеется также информация в тибетских источниках, в частности — Таранатха и Будон упоминают о его жизни в своих сочинениях.
Васубандху прожил около восьмидесяти лет, в датировке его жизни мнения учёных расходятся. По крайним оценкам, он жил с по или с по , однако теория о двух разных Васубандху не выдерживает критики.
Произведение искусства
Традиция приписывает пятьсот Хинаяна и пятьсот Махаяны тексты к ним, но только сорок-семь известны, из которых девять находятся в санскрите, двадцать семь на китайском и тридцать три в тибетском.
- Основные творения:
- Абхидхармакоша (Сокровище Абхидхармы ); он входит в программу всех буддийских исследований на Дальнем Востоке и в Тибете. Васубандху представляет семьдесят пять дхарм (феноменов), анализируя их отношения и их кармическую природу с целью достижения бодхи (мудрости). Также есть различные комментарии по космологии, медитации, восприятию, причинности, возрождению, пробуждению.
- Панчаскандхапракарана (Представление пяти скандх )
- Кармасиддхипракарана (Утверждение основ кармы); Появляется концепция резервуара сознания (алайя виджняна ), в котором накапливается семя ( биджа ), происходящее из пережитого в данный момент опыта, которое прорастет в следующем опыте; таким образом объясняется чувство временной непрерывности и кармического возмездия, не прибегая к гипотезе индивидуальной души ( jīvātman );
- Vijñāptimātratāśāstra (Трактат об одном только сознании / Трактат об уникальной мысли)
- Вимшатика (Двадцать стихов одной мысли / Двадцать)
- Trimśikā (Тридцать Стихи одной мысли / The Thirty), важный текст для китайского ( Fǎxiàng ) и японских ( Hosso ) Йогачара
- Трисвабхаванирдеша (Утверждение трех природ).
- Fóxìnglùn (《佛性 論》) (Трактат о природе Будды )
- Тексты, прокомментированные Васубандху:
- Абхидхармакоша (Сокровище Абхидхармы ); Комментарий: Абхидхармакошабхашья (Самокомментарий к Сокровищу Абхидхармы)
- Мадхьянтавибхага ( различение среднего и крайнего ), приписываемое Асанге или Майтрейанатхе
- Mahāyānasūtrālaṃkāra (Украшение сутр Махаяны), приписываемое Асанге или Майтрейанатхе
- Дхармадхарматавибхага (различие между существованием и сущностью), приписываемое Асанге или Майтрейанатхе
- Махаянасамграха (Сумма Махаяны) приписывается Асанге
- Сукхавативьюха сутра, одна из трех сутр потока Чистой Земли ; комментарий: Сукхавативьюха сутра нирдеша
- Дашабхумикасутра (Сутра Десяти Земель); комментарий: Дашабхумика бхашйа
- Аватамсакасутра
- Нирвана-сутра
- Вималакиртинирдешасутра
- Шрималадевисутра
Другие влияния
Васубандху считается философом-йогачаром, чьи тексты оказали наибольшее влияние на китайские ветви течения:
- Dilun школа (地論宗), родились в начале VI — го века, на основе комментариев Сутры десять земли (Dashabhumikasutranirdesha)
- Shèlùn школу (摂論宗), родился во второй половине VI — го века, на основе перевода Парамартха сделана Сумма Махаяны (Махаяна-samgraha)
- Fǎxiàng школы (法相宗) основан в VII — го века по Сюаньцзана и его учеником Куиджи (Куиджи窺基632-682) основана на тридцать (Trimśikā) и заменяет Shèlùn;
Примечания
- Люстхаус, Дэн (2002). Буддийская феноменология: философское исследование философии йогачара и Чэн Вэй-ши лунь. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж.
- ^
- Анакер, Стефан (2015). Семь работ Васубандху, буддийского психолога. Мотилал Банарсидасс. п. 13. ISBN 978-8120802032.
- ^
- Анакер, Стефан (2015). Семь работ Васубандху, буддийского психолога. Мотилал Банарсидасс. п. 21. ISBN 978-8120802032.
- Аббат, Терри Рэй (1985). Комментарий Васубандху к Саддхармапундарика-сутре. (Кандидатская диссертация). Калифорнийский университет.
- Анакер, Стефан (2005). Семь работ Васубандху. Дели: MLBD. С. 7–28.
- Анакер, Стефан (2005, ред. Ред.). Семь работ Васубандху: буддийского психолога. Дели, Индия: Motilal Banarsidass. (Первое издание: 1984; перепечатано: 1986, 1994, 1998; исправлено: 2002; переработано: 2005), стр.
Комментарии
Августин Блаженный
христианский богослов, философ и политик, один из отцов и влиятельнейших проповедников христианства
Сергий Радонежский
святой Русской церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры
Григорий Ефимович Распутин
духовник императорской фамилии, личный целитель цесаревича Алексея, одна из самых одиозных личностей российской истории начала XX столетия
Иоанн Леонтьевич Янышев
священнослужитель Православной Российской Церкви
Бригам Янг
американский религиозный деятель, второй президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
Якопоне да Тоди
итальянский религиозный поэт, монах-францисканец
Ядвига Силезская
княгиня Силезская, католическая святая, монахиня, покровительница сирот
Иван Юркович
архиепископ римско-католической церкви, дипломат