Что такое «аббат»? значение слова в словарях и простыми словами, примеры употребления в тексте

Этимология термина «аббат»

Это слово имеет арамейские корни, однако переложенные на латинский лад. «Або» — означает не что иное, как отец. В раннем христианстве, когда люди посвящали себя Богу, они группировались вокруг умудренного опытом члена общины, который и наставлял их в учении, держании постов и прочих монастырских правилах.

Согласно тому, что Христос сказал в Евангелиях от Матфея (12:50) и Марка (3:35) о духовном родстве, те, кто принимали обеты Господу, входили в новую семью. Для них отцом становился старший член общины. С развитием христианства в Римской империи это арамейское слово было прямо скопировано на латынь. Abbas, или abbatic, не утратило своего смысла.

Следует сказать о специфике монастырской жизни ранней церкви. В первые века не было монастырей в современном значении этого слова. Христиане жили в городах, в обычных домах. Именно к ним обращают свои Послания Павел и другие апостолы. Потом христиане стали искать уединения от мирского вдали от населенных пунктов. В пустынных местностях они стали строить скиты. И в этом случае во главе общины стоят Старший, называемый Отцом.

Родиться — значит пошутить

Левьен Прево был королевским прокурором в маленьком Эдене, городке, который несколько десятилетий кряду переходил то во владения Франции, то Испании. Французским он стал только в 1659 году после завершившейся очередной франко-испанской войны. День рождения второго сына, надо думать, вызвал шквал шуток у судейской братии. Поскольку, если верить популярнейшему французскому словарю Треву, первого апреля французы не упускают случая посмеяться. В этот день и родился будущий автор «Манон Леско».

Когда Антуан Франсуа подрос, его определили в эденский иезуитский колледж. Иезуиты прочили талантливому юноше большое будущее! После окончания заведения они уговорили господина прокурора — отца Антуана Франсуа — отправить его учиться в одно из крупнейших учебных заведений Франции: училище Генриха IV в городке Ла-Флеш, которое называли центром гуманитарных и теософских наук. Долго упрашивать прокурора не пришлось. Весь цвет учащихся королевства стекался туда, и прокурор не желал, чтобы его сын уступил другим в учености.

Уже тогда пятнадцатилетний юноша был страстно влюблен… в Иисуса. Как заметил Анатоль Франс, «есть такие пламенные натуры: они горят, не угасая, но огонь их меняет свою пищу». Наверное, поэтому через три года юный неофит, не задумываясь, поменял так удачно складывающуюся карьеру на будни простого солдата.

Его душа ждала подвигов. В мечтах он получал офицерское звание, совершал героические поступки, спасал родину, чины следовали один за другим! И он опоздал совсем чуть-чуть. Многолетняя война за «испанское наследство» недавно окончилась. Утрехтский мир положил конец всем надеждам на военную карьеру.

Прево выдали белый мундир, завили над ушами букли, сзади уложили волосы в кошель, дали мушкет и заставили маршировать. Он разозлился и… дезертировал. Воинский устав был так похож на монастырский! Принять молодого человека обратно иезуиты не захотели. Они уже не надеялись удержать его в своих стенах. Целый месяц юноша обивал пороги. Умолял, раскаивался, а потом отправился в Ватикан, к папе. С жалобой на иезуитов.

Встреча с папой так и не состоялась. В дороге Прево тяжело заболел, деньги кончились… И тут, как в авантюрном романе, так популярном в то время, ему на помощь пришел «добрый самаритянин» — некий офицер, который ссудил несчастного деньгами, определил в больницу, навещал его, поил, кормил. И в тот момент, когда растроганный Прево был готов назвать его другом или братом, открылась истинная причина этих благодеяний. Офицер оказался вербовщиком! Он предложил молодому человеку вступить в ряды французской армии. А когда тот отказался, предъявил ему счет на значительную сумму и пригрозил судом. Существует версия, что претензии «благодетеля» не были беспочвенными, и Прево действительно подписал контракт.

В этот раз служба была приятнее, чем в первый. Вероятно, молодой человек служил офицером — происхождение позволяло ему быть им. И как каждый мушкетер в те времена, он предавался забавам и любви. Но в какой-то момент проигрался в кости. Отец-прокурор был в бешенстве, и сын, спасаясь от преследования бывших друзей и властей, убежал в Голландию. Отсидевшись там некоторое время, он решил вернуться домой. И вот по дороге во Францию случилось непредвиденное — впервые в его жизни.

Почетное и другое использование титула

Хотя в настоящее время в Западной Церкви титул «аббат» дается только настоятелям монастырей, на Востоке титул архимандрита дается «монашествующим» (т. е. безбрачным) священникам, даже не прикрепленным к монастырю, как честь за службу. , аналогичный титулу монсеньора в западном / латинском обряде католической церкви. В Восточной Православной Церкви только монахи могут быть возведены в сан архимандрита. Женатые священники возводятся в параллельный сан протоиерея или протопресвитера . Обычно в Православной Церкви нет безбрачных священников, не являющихся монашествующими, за исключением женатых священников, овдовевших . Со временЕкатериной II чины игумена и архимандрита даны как почетные звания в Русской Церкви и могут быть даны любому монашествующему, даже если он фактически не служит настоятелем монастыря. В греческой практике титул или функция аббата соответствует человеку, который служит главой монастыря, хотя титул архимандрита может быть дан любому безбрачному священнику, который может служить главой монастыря.

В Немецкой евангелической церкви немецкий титул Abt (аббат) иногда присуждается, как и французский аббат , в качестве почетного знака отличия, и сохранился для обозначения глав некоторых монастырей, преобразованных в ходе Реформации в коллегиальные фонды. Из них наиболее примечательным является аббатство Локкум в Ганновере , основанное как цистерцианский дом в 1163 году графом Вильбрандом из Халлермунда и реформированное в 1593 году. и был ex officio членом консисториикоролевства. Руководящий орган аббатства состоит из аббата, настоятеля и «монастыря» или общины Штифтшеррен (каноники).

В англиканской церкви епископ Нориджа , согласно королевскому указу, данному Генрихом VIII , также имеет почетный титул «аббата святого Бенета». Этот титул восходит к отделению Англии от Римского престола, когда король Генрих, как верховный глава новой независимой церкви, захватил все монастыри, в основном из-за их владений, за исключением святого Бенета, которого он пощадил, потому что аббат и его монахи не имели богатства и жили как простые нищие, свергнув действующего епископа Нориджа и посадив на его место аббата, таким образом, двойной титул сохранялся и по сей день.

Кроме того, при интронизации архиепископа Кентерберийского происходит тройная интронизация: один раз на престоле алтаря в качестве епархиального епископа Кентерберийского , один раз на кафедре святого Августина в качестве примаса всей Англии , а затем один раз в капитула в качестве титулярного аббата Кентерберийского.

В Англиканской общине есть несколько бенедиктинских аббатств . У большинства из них есть настоятели в митрах.

Кто становился аббатом

Если говорить о начале христианской эры, то почетного звания лидера удостаивались наиболее продвинутые в духовной практике и авторитетные монахи, заслужившие свою репутацию образом жизни. С течением времени положение дел кардинально изменилось. В средневековой Европе стать аббатом мог, как правило, только выходец из знатной семьи. Фактически эта роль доставалась вторым и третьим сыновьям, которых с детства готовили к этому служению. По духу оно было больше светским, и от человека отнюдь не требовалось искреннего монашеского рвения и духовной харизмы. В крайних случаях, как то было, например, во Франции, аббаты могли вообще использовать монастырь только как источник дохода, но не жить в нем и не заниматься никаким реальным его управлением, делегируя полномочия своим наместникам. Кроме того, существовала прослойка сугубо светских аббатов, получавших монастыри в награду от государственной власти. Они были лицами дворянского происхождения, не имели духовного сана и не принимали монашеских обетов. Тем не менее, имея власть над аббатствами, носили и формальный титул аббата.

Что касается непосредственно Франции, то там аббат — это такой монах, который после периода отшельничества вернулся к светской жизни. Другими словами, так на жаргоне называли расстриг.

Этимология

Слово «аббат», заверенные по — французский, так как 1080 в виде АВЕТЕ, происходит от винительного abbatem от латинского Аббаса, полученного от древнегреческого ἀββᾶ / ABBA, сам наступающем из арамейского ABBA Назначающей страны в разговорной форме «  отец  » . В сирийском слове авва означал гражданский или религиозную сановник, и слово было включено в монашестве христианскога от ее истоков на Востоке, к III — го  века.

Кроме того, с XVII Й  веков термин используется на французском языке для обозначения светского священника (то есть не религиозен в буквальном смысле), имеющий по меньшей мере получил постриг (небольшие заказы), эволюцию, которая появилась, когда выгоды от аббатства больше не воспринимались обычными жителями, а светскими людьми. Они вызываются из XIX — го  века, епархиальный священник или клирик вообще: «Отец» . Настоятели канонических общин регулярно носили титул praepositus, особенно в германских странах. Титул прелата также используется для обозначения аббатов Премонстратского ордена .

По мнению некоторых авторов, этот термин также относится к лидерам монашеских общин других религий, таких как буддизм .

«Я плохо служу мессы»

Вернувшись во Францию, Прево исполнил папскую волю. Его кабинет теперь располагался в аббатстве Круа-Сен-Лье около Эвре. Там он прошел новое послушание, там написал еще один большой роман.

И вдруг в 1736 году принц Конти, кузен короля, пригласил аббата в Париж. В свою свиту, на должность придворного священника! «Я плохо служу мессы», — признался аббат. «А я их плохо слушаю», — успокоил его принц. Таким образом, должность оказалась только номинальной. Никаких обязанностей и… никакого жалованья. Но во всех литературных и светских салонах с радостью принимают знаменитого писателя и свитского священника.

Но тут снова появляется прекрасная девушка — мадам Честер, а может быть, все та же Ленки… И снова дает о себе знать безденежье, «сия докучливая болезнь». В одном из писем Вольтеру Прево просит его похлопотать о должности при дворе прусского короля. Но денег нет даже на дорогу в Берлин.

Значение термина «аббат» в других словарях

— наименование настоятеля монастыря в Западной Европе с V века. Настоятель католического монастыря — аббатства (настоятельница — аббатиса). В более общем значении употребляется как название священнослужителя в католической церкви.

(лат. abbas, от арамейск. «або» — отец) — наименование настоятеля монастыря в Зап. Европе с 5 в. В более общем значении употребляется как название священнослужителя в католич. церкви.

м. абат (стар. опат. Со двумя опаты, сиречь игумены, або архимандриты) настоятель римско-католического монастыря; почетное звание католического церковника. | Некогда одно звание, для почета и дохода. иса, настоятельница. ов, ему принадлежащий; аббатский, к ним относящийся. ство ср. звание аббата; | подчиненный аббату монастырь или | самое здание монастыря; аббатствовать, быть аббатом.

Настоятель мужского католического монастыря

Католический священнослужитель

с V в. настоятель мужского католического монастыря.

— у католиков почётный церковный титул, который давался настоятелям мужских монастырей (в женских монастырях — аббатиса). С возникновением духовных орденов настоятели их монастырей назывались по-другому: приоры (у картезианцев, доминиканцев, кармелитов и др.), ректоры (у иезуитов). Позднее, уже в 16 в., во Франции аббатами назывались молодые люди духовного звания, большая часть которых занимала места домашних учителей в знатных домах.

Аббат

Абба́т (, от  — отец) — почётный католический церковный титул, который, начиная с V столетия, давался исключительно настоятелям монастырей (аббатств) и был званием церковной должности. Позже распространился на всех молодых людей духовного звания и превратился в форму вежливости.

I м.Настоятель католического мужского монастыря. II м.Католический священник во Франции.

( лат. abbas (abbatis) сир. abba отец) 1) настоятель мужского католического монастыря; Ср. архимандрит, игумен, приор. 2) во Франции — католический священник. Ср. иерей , ксендз , кюре , мулла , пастор , патер , пресвитер , раввин .

м. 1) Настоятель католического мужского монастыря. 2) Католический священник во Франции.

муж. абат ( стар. опат. Со двумя опаты, сиречь игумены, або архимандриты) настоятель римско-католического монастыря; почетное звание католического церковника. | Некогда одно звание, для почета и дохода. Аббатиса, настоятельница. Аббатов, ему принадлежащий; аббатский, к ним относящ. Аббатство ср. звание аббата; | подчиненный аббату монастырь или | самое здание монастыря; аббатствовать, быть аббатом.

[лат. abbas (abbatis)

1. настоятель мужского католического монастыря;

2. во франции — католический священник.

абб`ат, -а

католический священнослужитель аббат настоятель мужского католического монастыря

(лат. abbas, от арамейск. або — отец), 1) настоятель католического монастыря — аббатства (настоятельница — аббатиса); 2) титул французского католического священника.

аббат м. 1) Настоятель католического мужского монастыря. 2) Католический священник во Франции.

аббата, м. (от сирийск. abba – отец). Настоятель католического монастыря.

(лат. abbas, от греческого abba, арамейского або — отец), в католической церкви настоятель аббатства . Первоначально по уставу избирался монахами и утверждался епископом, фактически зачастую назначался светскими магнатами. С ростом монастырского землевладения некоторые А. добиваются независимости от епископов и непосредственно подчиняются римскому папе. В новое время А. стали называть не только настоятелей монастырей, но и лиц, пользовавшихся доходами с аббатства. Иногда А. называют любое духовное лицо.

аббат, -а

Иерархия внутри аббатов

Как известно, существует определенная градация внутри аббатского, если можно так выразиться, сообщества. К примеру аббат провинциального дочернего орденского монастыря или настоятель подворья занимал менее высокую ступень, нежели глава всего ордена или крупного монашеского центра. Поэтому те из них, кто занимал самые значимые посты, могли называться архиаббатами. Так, к примеру, именовались генеральные настоятели Клюни. Другой вариант аналогичной регалии — это аббат аббатов. В средневековье роль этих людей была очень высокой не только в церковном, но и в политическом плане. Отчасти это привело к тому, что аббаты многих центральных монастырей стали посвящаться в епископский сан и являлись, фактически, главами епархий, а не только монастырей.

Аббатская иерархия

В некоторых монашеских семьях существует иерархия старшинства или авторитета среди настоятелей. В некоторых случаях это является результатом того, что аббатство считается «матерью» нескольких «дочерних» аббатств, основанных как зависимые монастыри от «матери». В других случаях аббатства входили в сети, известные как «конгрегации». Некоторые монашеские семьи признают одно аббатство материнским домом всего ордена.

  • Аббат Сант- Ансельмо — ди-Авентино в Риме носит титул «примат-аббат» и признан старшим аббатом Ордена Святого Бенедикта (OSB).
  • Аббат-президент является главой конгрегации (федерации) аббатств Ордена Святого Бенедикта (например, английской конгрегации, американской кассинской конгрегации и т. д.) или цистерцианцев (O. Cist.)
  • Архаббат является главой некоторых монастырей, которые являются материнскими домами других монастырей (например, Сент-Винсент Аркабби , Латроб , Пенсильвания) .
  • Мауро-Джузеппе Лепори О. Cist. является нынешним генеральным аббатом цистерцианцев общего соблюдения.

Монастырский настоятель

Обычный настоятель

Раньше обычные настоятели должны были быть не моложе двадцати трех лет (двадцать пять, если они были выборными), иметь законное происхождение и иметь профессию в ордене. Они даровали преимущество из которых монастырь имел сверку .

Сегодня, чтобы быть избранным, они, как правило, должны быть священниками и постоянно исповедовать религию (или приносить торжественные обеты). Настоятель при поддержке совета обеспечивает управление монастырем на духовном и мирском планах. В этом последнем аспекте он в основном делегирует Селлерье . Для принятия всех важных решений он должен консультироваться с сообществом, собравшимся в Ордене . У него есть власть над религиозными людьми, которую ему рекомендуют проявлять только через терпение и мягкость. Монахи обычно называют его «отцом-аббатом». Его титул — достопочтенный отец (TRP).

У религиозного деятеля есть различные способы обжалования любого злоупотребления властью со стороны своего начальника, если это необходимо, вплоть до Святого Престола .

Mitred Abbot

Томас Шен 1903, аббат Борнема ( Бельгия )

Этот термин обозначает аббата, чья власть порядка и юрисдикции была торжественно признана благословением аббатства, данным епархиальным епископом . Затем избранный настоятель получает право носить епископские знаки отличия: митру (отсюда и ее название), крест (знак юрисдикции, пастыря), наперсный крест и кольцо (связь с Церковью)

Обратите внимание, что митрические аббаты могут совершать Папскую мессу как посвященный епископ.

Игумен нуль диецезский

Аббат nullius — это настоятель под углом, который также имеет епископальную юрисдикцию над территорией. Пример столь же известный, как и исключительный — это Элоиза . Эта практика, ранее распространенная в странах миссий, в которых аббатство было единственным церковным присутствием, вышла из употребления после Второго Ватиканского Собора в пользу создания новых епархий. Сегодня осталось одиннадцать территориальных аббатств .

Мирянин настоятель

В Каролингах созданы непрофессиональные игумены  : непрофессиональные держатели прав на аббатство, и кто поэтому не религиозны. Например, Вильгельм Благочестивый находится к востоку от базилики Сен-Жюльен де Бриуд . Юго Капе был светским аббатом аббатств Сен-Мартен-де-Тур и Сен-Дени . Он обязан его прозвище в Аббот справиться, что он часто носил. По тем же причинам дядя дедушка по материнской линии ( улица Роберта I ) был назван аббатом Хью . Когда аббат был назначен мирским настоятелем, его фактически возглавлял ректор .

В XV — м  веке, аббат лежал еще работает:

— Письмо короля Людовика XI от 17 января 1478 г.

Однако аббаты-миряне исчезли после реформ Трентского собора .

Похвальный настоятель

В commendatory настоятели сформировали систему, аналогичные мирян настоятелей: Франсуа I эр, после конкордата Болоньи в 1516 году создали эту систему во Франции. В commendatory настоятели не принадлежит большинство французских аббатств до года .

Игумения

Женский эквивалент аббатов, аббатисы имеют в своих монастырях ту же власть, что и настоятели в своих, за исключением функций священства . Аббатиса Нотр-Дам-де-Жуарр из епархии Мо имела до 1692 года, когда эта прерогатива была отозвана по просьбе Босуэ, епископальной юрисдикции над его монахинями. Она также имела власть над верующими, которые зависели от ее аббатства, и предоставляла священникам необходимую юрисдикцию для сакраментального исповедания.

Предложения со словом «аббат»

Примеры употребления слова аббат в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

– Ну-с, кавалер, раз знакомство состоялось, поговорим как старые друзья, – сказал аббат голосом, в котором ничто уже не напоминало о прежнем резком тоне.

Эжен Шаветт, Тайны французской революции

Вот бы мне стать аббатом или босоногим пилигримом, тогда и я попользовался бы твоим рвением и усердием.

Вальтер Скотт, Айвенго

Потом братья спросили аббата, законно ли принести такую клятву, и он ответил, что это не только законно, но и хорошо.

Генри Райдер Хаггард, Принцесса Баальбека

Ба, что значат турки для таких людей, как граф де Ла Фер и аббат д’Эрбле?

Двадцать лет спустя (роман)

Примечания

  1. ^ «Аббатство Остин» . Британская энциклопедия . Том. I: A – Ak — Байес (15-е изд.). Чикаго, Иллинойс: Британская энциклопедия, Inc. 2010. стр.  . ISBN 978-1-59339-837-8.
  2. ^ .
  3. 23 июня 2013 г. в Wayback Machine из Университета Висконсин-Мэдисон, получено 15 июня 2013 г.
  4. Херберманн, Чарльз, изд. (1911). «Аббатство Рэмси»  . Католическая энциклопедия . Том. 12. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  5. Коуэн, Ян Б.; Иссон, Дэвид Э. (1976), Средневековые религиозные дома: Шотландия с приложением о домах на острове Мэн (2-е изд.), Лондон и Нью-Йорк: Longman, ISBN 0-582-12069-1стр. 67-97
  6. «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Аббат» . www.newadvent.org . Проверено 16 июня 2019 г.

Современные практики

В Римско-католической церкви аббаты по-прежнему избираются монахами аббатства, чтобы руководить ими в качестве своего религиозного настоятеля в тех орденах и монастырях, которые используют этот термин (некоторые ордена монахов, например, картезианцы , не имеют аббатов) . , только приоры ). Монастырь должен получить от папы статус аббатства, и такие монастыри обычно поднимаются до этого уровня после того, как они демонстрируют определенную степень стабильности — определенное количество монахов в обете, определенное количество лет основания, определенная твердость фундамента в экономическом, профессиональном и правовом аспектах. До этого монастырь был бы простым монастырем, возглавляемым настоятелем, который действует как настоятель, но не имеет той же степени юридических полномочий, что и настоятель.

Аббат Фрэнсис Майкл и настоятель Энтони Делизи (слева) монастыря Святого Духа , траппистского монастыря в Коньерсе , Джорджия, США.

Настоятель избирается монахами из числа полностью исповедующих монахов. После избрания он должен просить благословения: благословение аббата совершается епископом, в епархии которого находится монастырь, или, с его разрешения, другим аббатом или епископом. Церемония такого благословения в некоторых аспектах похожа на рукоположение в епископы, когда новому аббату вручают митру , кольцо и посох как символы должности и он получает возложение рук и благословение от священнослужителя. . Хотя церемония возлагает на нового аббата юридическую власть, она не дает дальнейших сакраментальных полномочий — это не дополнительная степень священного сана (хотя некоторые аббаты были посвящены в епископы).

Получив это благословение, аббат становится не только отцом своих монахов в духовном смысле, но и их главным настоятелем по каноническому праву, а также имеет дополнительные полномочия присваивать служения послушника и лектора (ранее он мог присуждать второстепенные ордена, не являющиеся таинствами, которые заменили эти служения). Аббатство является своего рода «освобожденным религиозным» в том смысле, что оно, по большей части, подотчетно папе или аббатскому примасу, а не местному епископу.

Настоятель носит ту же одежду, что и его собратья-монахи, хотя по традиции добавляет к ней наперсный крест.

Территориальные настоятели следуют всему вышеперечисленному, но вдобавок должны получить от папы мандат власти над территорией вокруг монастыря, за которую они несут ответственность.

Аббаты во Франции

В этой стране титул имеет свои особенности. Дело в том, что в 1516 году Папа Римский Лев Х и король Франции Франциск заключили договор, по которому светская власть имеет право назначать 225 аббатов монастырей.

Новая должность звалась Abbes comendataires. Ее могли занимать дворяне, не имеющие священнического сана, которым король просто даровал эту синекуру за какие-либо заслуги. Это побудило многих младших сыновей знатных родов принимать духовное звание. Не все они добивались желаемого. Но и тех, кто в ожидании синекуры подрабатывал духовными наставниками и учителями в домах богатых аристократов, тоже называли аббатами. После Великой Французской революции институт светских настоятелей был упразднен. Теперь аббатами во Франции уважительно называют всех священников.

«За и против»

Одной из таких радостей стал и для Прево, и для европейских читателей основанный им журнал «За и Против». Его название — аллюзия, отсылающая к философской поэме Вольтера, напечатанной в 1722 году. Прево издает его семь лет, с 1733-го по 1740-й.

Во Франции с интересом следят за политической и общественной жизнью Англии. Всем захотелось узнать, «как живут народы, которые живут не так, как мы». Предшествующий век не обнаружил такого любопытства. Даже о турках мало что знали. Китайского императора воображали философом… Но теперь каждую неделю просвещенная публика обеих стран читает о путешествиях, о событиях в жизни англичан, очерки об Англии, исторические труды. Но акцент Прево делает на английских и французских литературных новинках.

Журнальное детище как нельзя более удалось аббату. Издание полностью соответствовало своему названию. Материалы писались всесторонние и с максимальной объективностью. «За и Против» настолько уважали, что сам Вольтер добился в нем благожелательного отзыва на свои произведения! Так и на новой ниве Прево остался верен себе: от издания невозможно оторваться, настолько оно получилось занимательным и общедоступным. Как и романы, журнал с упоением читали и в дворянской, и в мещанской среде… Вот только дохода от него почти не было.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: