Целибат в современном христианстве
Сегодня официально целибат существует в двух из трёх основных христианских направлений – в православии и католичестве.
https://youtube.com/watch?v=HwCTXSLIwNQ
Протестантизм же отошёл от раннецерковной догмы о предпочтении безбрачных священнослужителей над женатыми.
В протестантизме (лютеранство, кальвинизм, англиканство, баптизм и т.д.) не делается различия между женатыми и холостыми священниками, равно как и между женатыми и холостыми прихожанами.
В православии целибат не является обязательным условием для священнослужителя. Данное положение исходит из постановления Четвёртого Вселенского собора (проходил в VII в.), которое гласит, что «любой законный брак честен, и супружеское ложе – не скверно».
Православные служители культа вправе самостоятельно выбирать, следовать ли им пути целибата, или же завести семью. Но, тем не менее, в современном православии существует некоторое неравенство в отношении чёрного (целибатного) и белого (женатого) духовенства.
Схожая «дискриминация» имелась и со стороны официальной Церкви. Так, женатые священники были ограничены в карьерном росте: стать епископом разрешалось только высшему представителю чёрного духовенства – архимандриту.
В виде редкого исключения допускается возведение в епископский сан представителя белого духовенства, но при этом должно быть исполнено два основных условия:
- «Белый» священник не должен в момент посвящения иметь супруги (быть вдовым, либо не успеть, до этого, жениться, так как православие не признаёт разводов).
- Он должен перед возведением в сан епископа принять на себя схимну – монашеский обет. То есть, по сути, он переходит из разряда белого в чёрное духовенство со всеми вытекающими последствиями, в том числе и с обязанностью соблюдения целибата.
Католичество относится к целибату ещё более жёстко, нежели православие. В римско-католической церкви безбрачие для священников установлено при папе Григории-I, но в полную силу данное постановление вошло только 1000-м годам.
Уже в наши дни, 2-й Ватиканский собор (1962-64гг.) подтвердил положения о неукоснительности целибата для католических священников. Греховная связь с женщиной могла стоить католическому священнослужителю сана, либо стать причиной иных наказаний.
Обязательному обету безбрачия подвергались и все члены средневековых орденов крестоносцев – Тевтонцев, Тамплиеров, Госпитальеров, Ливонцев и т.д.
Каждый из рыцарей-крестоносцев одновременно считался служителем культа, и как все прочие католические монахи, должен был обязательно соблюдать целибат.
К примеру, внутренним уставом крестоносцам-иоаннитам запрещалось даже случайно прикасаться к женщине. В противном случае на них налагалась тяжёлая епитимья – многодневный пост с молитвами.
В отличие от традиционной римско-католической церкви, греко-католики не придают такого значения неукоснительному соблюдению целибата.
Не могут вступать в брак и все прочие греко-католические священники, если этого не произошло до их возведения в сан. В римско-католической церкви в последние годы также ведутся активные дискуссии относительно обязательности соблюдения целибата.
Долгое воздержание женщин. Последствия
Статистика показывает, что юные особы не так подвержены заболеваниям, как их старшие подруги. Известно, что гормональный фон человека периодически меняется и должен соответствовать определенным нормам. Когда в организме возникает дисбаланс при длительном воздержании, у женщины могут нарушаться обменные процессы.
Это часто приводит к резкому увеличению массы тела со всеми вытекающими последствиями. В работе врача-сексолога Ярославского «Воздержание у женщин. Польза и вред отсутствия секса» достаточно подробно описано, что миома матки, узловая и диффузная мастопатия, новообразования злокачественного характера являются серьезными заболеваниями. И возникают они не просто так.
Представительницы прекрасного пола могут страдать тяжелой формой предменструального синдрома. Как правило, он сопровождается частой сменой настроения и приступами мигрени. Также замечено, что отказ от интима пагубно влияет на щитовидную железу, добавляя женщине дополнительных проблем со здоровьем.
Все вышеперечисленные заболевания могут появится из-за длительного полового воздержания. В этот период в женском организме наступает дисбаланс прогестерона и эстрогена. Безусловно, это отражается и на эмоциональном состоянии женщины.
Медицинские исследования показывают, что отсутствие интимной жизни не только приводит к депрессии, но и заставляет страдать даму от приступов неврастении. Часто это приводит к сильному неврозу, от которого не всегда удается избавиться собственными силами
Некоторые молодые женщины меняют сексуальную ориентацию, начинают обращать внимание на представительниц своего пола. Это еще один значимый пункт для тех, кого волнует, чем опасно воздержание у женщин
И его последствия, как видите, сложно назвать положительными.
Целибат в раннем христианстве
В первый раз об обете целибата говорится в IV веке. О нём написано в правилах Эльвирского собора. В то время священнослужители принимали обет, согласно которому они не должны были вступать в брак. Если же по каким-то причинам обет безбрачия нарушался, священника отлучали до конца жизни от церкви. Правила были строгие для всех, не подчиниться им было нельзя.
Что касается женского пола, то здесь подразумевалось сохранение чистоты тела и души. Незамужние девушки не вступали в близкие отношения до вступления в брак. Также в случае ухода супруга из жизни вдова жила одна, не вступая в связи с мужчинами.
Если обратиться к Священному писанию, то можно проследить, как менялось отношение к целибату от Ветхого завета к Новому завету.
В Ветхом завете чётко прослеживается одна тенденция: необходимо обязательно вступать в брак и иметь семью. Муж, жена и много детей – это пример, к которому надо было стремиться. Почему? На это было несколько причин:
Отказ от семьи – это святотатство. Таков был закон и преступить его было нельзя. В Священной книге говорилось о том, что на Землю должен прийти Спаситель. Поэтому благословлялись семьи, где много детей
А вдруг именно в данной семье родится Спаситель? Поэтому так важно было выйти замуж и жениться, чтобы произвести наследников, один из которых должен был стать Спасителем. Если не было детей, супруги считались грешными
И из-за этого Господь не даёт им детей. Поэтому мужчины и женщины женились и выходили замуж. Все ждали прихода сына Божьего.
Справедливости ради стоит сказать, что исключения были, а именно:
- пророк Илия считается первым девственником Ветхого Завета;
- обет девственности дала и Пресвятая Богородица, Матерь Божия, оставшись целомудренной, а старик Иосиф, за которого её выдали замуж, был только мнимым мужем.
В Новом завете меняется отношение к обету безбрачия. Многие после прихода Христа оставили свои семьи и пошли за ним, чтобы слышать Слово Божие, и понимать его, и следовать ему. И поэтому те, кого слово Христа тронуло до глубины души, последовали за ним, приняв обет безбрачия и отказавшись от земной жизни. Поэтому в современном христианстве часто говорят о целибате, обете, который даёт человек, стремящийся стать последователем Христа.
А как же всё-таки должно быть?
Конечно, стремиться к идеалу нужно во всём. Даже в том, что далеко не первостепенно и в чём неидеальность более чем простительна. Но если уж говорить о том, каков идеал, то он, безусловно, состоит в том, чтобы в мужских монастырях служили монашествующие священники, а в соборных и приходских храмах – женатые. Даже в женские монастыри правила повелевают определять на служение семейных священников во избежание возможного соблазна. Правда, в эту схему никак не укладываются священники-целибаты. Что ж, неудивительно. Явление это, повторюсь, для Православной Церкви новое и совершенно нетрадиционное. Что говорить, когда само слово каждый коверкает как хочет. Помню, как однажды в годы учёбы в семинарии один студент меня спросил: «Как правильно: ‟целебат” или ‟целибат”?» Выслушав ответ, он задумчиво посмотрел сначала на меня, потом к себе в текст и написал… «целебат». Впрочем, как вы понимаете, это как раз и не показатель.
Брак и безбрачие – две стороны одной нормы
Для начала давайте разберёмся в предварительных понятиях. Духовных лиц можно разделить на две условные категории: духовенство и монашество. К духовенству относятся люди, получающие от Церкви право священнодействия. Это три иерархические степени: епископы, священники и диаконы. В свою очередь монашество иерархической степенью не является. Оно представляет собой не что иное, как особый образ жизни, тогда как иерархически монахи стоят на одной ступени с мирянами.
Вот как раз для монахов безбрачие и является нормой жизни. Здесь нет ничего от «бремён неудобоносимых» (Лк. 11:46) или угнетения человеческой свободы. Первое и главное, что требуется от желающего стать монахом – осознанное желание и свободный выбор. Когда же человек этот выбор делает, он попадает в среду, живущую по собственным, весьма строгим, правилам. Цель монашества – полное отречение от мирской жизни, от суеты мира сего и излишних житейских попечений. В этой связи естественным видится отказ от семейной жизни и брака, поскольку, имея обязательства перед женой и детьми, полностью посвятить себя Богу невозможно. Собственно, само слово «монах» происходит от греческого «моно» – один. Итак, безбрачная, уединённая жизнь – норма для монаха. И не нужно задавать вопросы о том, как монахи живут без женщин. Выбор монашеской жизни – это, как правило, сознательный выбор зрелого человека, знающего мир и мирскую жизнь, понимающего, от чего и ради чего он отказывается, а потому в женщине как спутнице жизни элементарно не нуждающегося, поэтому без женщин монахи обходятся самым что ни на есть естественным образом.
С духовенством же всё несколько сложнее. Низшие степени священства – священники и диаконы – отличаются между собой разновидностью служения. Одни (и их большинство) несут служение приходское, то есть служат в городских и сельских храмах или же в соборах. Соответственно, живут в миру, имеют одни интересы и одни заботы со своими прихожанами и потому хорошо знают, чем их паства живёт и дышит. В подавляющем большинстве приходские священники и диаконы являются людьми семейными, имеющими жён и детей. С одной стороны – в этом их благо, поскольку священнослужитель, занятый большую часть времени в храме или в связи с ним, может позволить себе быть спокойным за бытовую сторону жизни. А кроме того, это – возможность регулярного снятия психологического напряжения, без которого в священническом служении не обходятся никогда и которое ничем не снимается так эффективно, как временем, проводимым в кругу семьи и посвящаемым жене и детям. С другой стороны, семья – это ещё и определённая пастырская необходимость. Поди пойми, чем живёт большинство твоих семейных прихожан, если у самого ни семьи, ни жены, ни забот, ни проблем.
Конечно, в диаконы или священники нередко рукополагают монахов. Надо ведь кому-то и в монастырях служить. Впрочем, жизнь монаха в священном сане мало отличается от жизни монаха вообще. Поэтому священнослужители-монахи обходятся без женщин столь же естественно, сколь и их нерукоположенные собратья.
Кроме того, из монахов, точнее исключительно из монахов, избираются епископы – высшее духовенство. И, естественно, их жизнь проходит по-монашески уединённо. Хотя насыщенность и напряжённость архиерейского служения невероятно далека от тихого монастырского жития, вряд ли стоит недоумевать тем, что и архиереи обходятся без женщин: если у простого монаха мы предполагаем определённый уровень сознательности и твёрдости в выборе монашества, то не тем ли более эти качества должны быть присущи епископу, избираемому из монахов с мудростью и опытом.
Опасность реакции
Вам нужно следить за своими реакциями. Индрии, которые находятся под строгим контролем год или два могут устроить вам бунт. При удобной возможности они восстанут и потянут вас за собой. Некоторые люди, которые соблюдают безбрачие в течение одного или двух лет, становятся более страстными и в конце концов происходит серьезная потеря энергии и падение. Некоторые из них полностью теряют моральный облик.
Вы не должны трудиться под заблуждением, что вы полностью искоренили похоть, немного изменив диету, практикуя Пранаяму и делая немного Джапы, и вам больше нечего делать. Искушение может настигнуть вас в любой момент. Постоянная бдительность и строгая садхана очень важны.
Вы можете воздерживаться от соития в течение нескольких месяцев и лет, но не должно быть сексуальной тяги или притяжения для противоположного пола.
Состояние психического безбрачия должно поддерживаться даже среди искушений и болезней. Только тогда вы в безопасности. Чувства начинают бунтовать во время недуга, а также когда вы вступаете в контакт с предметами чувств.
Вы не можете достичь совершенного безбрачия без особых усилий. Так же, как пулемет необходим, чтобы убить могущественного врага, так и постоянная, строгая и могущественная Садхана необходима, чтобы уничтожить этого могущественного врага, похоть. Не стоит гордиться своими непродолжительными периодами целибата. Вы должны осознавать свои недостатки, и вы должны постоянно стремиться избавиться от них. Необходимы самые высокие усилия. Тогда у вас будет успех в этом направлении.
(Visited 4 563 times, 5 visits today)
Please follow and like us:
Современное отношение к женскому безбрачию
В наше время женщины часто отказываются от семейных отношений. Сложно объяснить, чем вызвано такое решение. Общество по-разному относится к этому явлению. Одни считают, что это — дань моде, другие видят отчаяние в надежде создать семью, третьи полагают, что решение продиктовано искренним желанием посвятить себя служению Богу.
Рассматривая ситуацию в ключе православия, надо учитывать следующее. В христианстве женский целибат — не просто отказ от замужества, а способность находить в этом состоянии гармонию, упокоение, радость. Отсутствие супружеских отношений подразумевает ведение христианского образа жизни — соблюдение заповедей, ежедневная молитва, помощь ближним, посещение храма. Без этого декларация и фактический отказ от супружества — не имеют отношения к православному женскому целибату.
Также рекомендуем к прочтению: Аскеза простыми словами.
Целибат – что это: обязанность или необходимость?
Иногда, когда заводится разговор о католической церкви, возникает вопрос: «Целибат – что это такое?» Речь идет об обязательном для священников обете безбрачия. Вступление в сан, согласно западной церковной традиции, невозможно, если святой отец не отрекся от всего мирского. Дело даже не в том, женат или нет, хотя это приветствуется в первую очередь. Вопрос в том, что он должен посвятить себя полностью, включая собственные деяния, Богу, служению во имя Отца, Сына и Святого Духа.
Правда, современный мир несколько по-иному смотрит на вековые обычаи. Связано это прежде всего с тем, что природа католицизма, да и сама Римская церковь несколько изменились за это время. И изменились не в лучшую сторону. Процесс либерализации взглядов коснулся и самых консервативных кругов католических священнослужителей. Они уже не в состоянии контролировать тотальную секуляризацию местных общин, а постоянные скандалы вокруг «безбожного поведения святых отцов» только подливают масло в огонь. Становится понятно, в прошлое уходит и сам целибат, что это только дань традиции, и, в принципе, нужно еще немножко времени, чтобы несменяемое правило безбрачия сменилось на боле мягкую формулу, скажем, право на брак.
Однако если говорить более серьезно, то рассуждая: «Целибат – что это: обязанность или необходимость?» — можно прийти к неоднозначным выводам. Во-первых, аскеза не означает полный отказ от всего сущего. Тем более в отношении католического богослужения. Ведь традиционно католическая церковь всегда оставалась центром социальной, публичной, да и экономической жизни региональных общин. И в этом отношении священнослужитель точно не отрекался от всего мирского. Во-вторых, священник, будучи вообще-то фигурой политической, не заботился исключительно о духовном росте вверенных прихожан. В-третьих, первоначально христианство не рассматривало безбрачие в качестве обязательной аскезы. Более того, отказ от семьи и продолжения рода воспринимался воинственно негативно. Более того, согласно логике Павла, семья является лучшим орудием борьбы с грехом.
Однако после долгой борьбы внутрикатолических партий на Тридентском соборе семья священника как факт истории была предана анафеме. С этого момента считалось, что принять целибат – значит, принять служение Богу. И ничто не должно, по новой церковной философии, мешать сему святому делу. Тем самым было продемонстрировано формальное отречение от мира и всех мирских дел. Неформально – церковь оставалась ключевым политическим и силовым инструментом зарождающегося монархизма и оправдания абсолютистской власти монархов. Тем самым католическая церковь вольно или невольно заняла двойственную, взаимоисключающую позицию, которая в общих чертах сохранилась и в наше время.
Ничего удивительного, что с современных позиций, ответом на вопрос «целибат – что это» служит достаточно неофициальное, но уже устоявшееся определение: особый вид физического аскетизма, который, по идее, должен привести к совершенству духовному; обязательный элемент саноположения, кадровой политики, характерный только для Католической Церкви как организационной структуры.
Целибат в православии не распространен. Это достаточно редкое явление, и об этом мало кто знает. Вообще, Православная Церковь не очень одобряет безбрачие как явление. Более того, РПЦ даже в некоторой степени стимулирует процесс создания семей среди священнослужителей, утверждая, что на момент рукоположения батюшка должен быть женат. Однако сам целибат как принцип не отрицается. Православный священник может принять обет безбрачия, но только в том случае, если он соглашается на церковную должность, будучи неженатым.
Особенности женского целибата
Господь даровал женщине целомудрие и скромность. От того как воспользуется она этим даром — зависит человеческий род. Внутренняя сила женщины в её внешней слабости. Женское безбрачие, как правило, ассоциируется с монашеством. Но это не так. Действительно, приняв монашество женщина даёт обет не иметь отношений с мужчиной, не вступать в брак, не рожать детей. Такое желание продиктовано внутренней волей посвятить жизнь Богу. Эта воля основана на побуждении души хранить чистоту — сердца, мыслей, тела. Монашеский подвиг потому так и называется, что мирские потребности, желания приносятся в жертву приобретению радости души. Жертва — не значит насильственное действие. Это добрая воля. Потому церковь не одобряет желание иных женщин «уйти в монастырь» по причине неудачных отношений, разочарования в мужчинах.
Между тем ставить знак равенства между женским безбрачием и монашеством — не следует. Устои православной жизни предписывают женщинам не иметь отношений с противоположным полом вне брака — это считается грехом. Потому верующие женщины хранят целибат в надежде обрести угодные Богу супружеские отношения.
По сути обета женский целибат от мужского не отличается. Некоторая разница усматривается в поводе действия — в православной церкви женщины не принимают сан епископа, предписывающий целибатство в обязательном порядке.
Видео по теме: Торсунов О. Г. о целибате
Целибат в православии
Православие предусматривает интересное с философской точки зрения отношение к целибату. Религия одновременно поощряет и браки, и отказ от них. Парадокс заключается в том, что принципиально разные способы поведения человека основаны на единой духовности.
Особенное отношение к брачному союзу раскрывают правила VI Вселенского Собора, изданные в 680-м году. Суть состоит в следующем. Иисус включает в себя два естества — божественное (будучи единородным Сыном Божьим) и человеческое (имевший воплощение на земле). Человек, являясь образом и подобием Творца, имеет две воли: божественную — высшую и свою — человеческую. При этом, как в Христе, одно естество не противоречит другому, а оба связаны нераздельно и неизменно. Так и в человеке — личные желания не должны противоречить внутренней Божественной воле.
Православная церковь приветствует естественную потребность людей в любви, создании семьи, если это совершается в соответствии с Божьими Заповедями. В то же время ратует за духовное желание личности целиком посвятить жизнь служению Богу — принять целибат
Первая практика целибата
В Русской православной церкви практика целибата начинается с личности Александра Васильевича Горского. С юных лет посвятил жизнь изучению православного учения. Добровольно от рождения сохранял девственность, но по личным убеждениям монашество не принимал.
В дореволюционные годы не нашлось лучшего кандидата на должность ректора Московской Духовной Академии. Но Горский, будучи мирянином, по каноническим соображениям не мог возглавить духовную школу. Митрополит Московский и Коломенский Филарет убедил его обратиться в Синод с прошением о целибатном рукоположении. При этом сопроводил прошение трактатом «О прибавлении к творениям святых отцов и учителей церкви». Так впервые практика целибата была применена в православии. Получив церковный сан профессор Горский возглавил Академию, и руководил ею долгие годы.
Важное замечание
Церковь не рассматривает обет безбрачия вне контекста религии. Миряне могут принять целибат, но угодным Богу такой акт будет только при посвящении себя Ему.
Иные люди отказавшись от супружества, интимных отношений считают, что совершают благое дело. Между тем ведут нехристианский образ жизни — лгут, сквернословят, пьянствуют, своевольничают — нарушают Христовы Заповеди. Такое поведение не имеет отношения к православию. Скорее демонстрирует проявление таких грехов, как гордыня, себялюбие, чревоугодие, праздность.
Кроме того, когда человек даёт обет безбрачия, и не посвящает себя Богу — он нарушает указание Господа, прописанное в Евангелие — «плодитесь и размножайтесь».
Как практиковать воздержание
Не думайте о противоположном полe. Не смотрите на противоположный пол. Глядя на противоположный пол, вы создадите желание поговорить с ними. Разговор разбудит желание прикоснуться к ним. В конце концов у вас будет нечистый ум и он падет жертвой. Поэтому никогда не смотрите на противоположный пол. Брахмачари должен избегать приватных разговоров.
Взгляд должен быть совершенно целомудренным и чистым. Господь Иисус говорит: «Если у вас похотливый взгляд, вы уже совершили прелюбодеяние в сердце». Похотливый взгляд и мышление, «мокрые сны» это все неудачи или перерывы в безбрачии. Будьте целомудренны в своем обличье. Будьте целомудренны в своих разговорах. Увидьтe мать во всех женщинах. Развивайте возвышенные, божественные мысли. Повторяйте имя Господа и регулярно медитируйте. Вы будете утвержденны в безбрачии.
В практике безбрачия есть четыре процесса. Сначала контролируйте импульс вожделения и васану (чувственноe желание). Затем практикуйте сохранение энергии. Выключите все отверстия, через которые протекает электричество. Затем переведите сохраненную энергию в надлежащие духовные каналы через Джапу, Киртан, бескорыстное служение, Пранаяму (практику контроля дыхания), изучение, бдительность, самоанализ, самонаблюдение и Вичару. Затем происходит конверсия или сублимация энергии. Пусть онa будет преобразованa в Оджас (духовную энергию) или Брахма-теджас (духовный ореол) через постоянную медитацию или Брахма-Чинтану (воспоминание о Боге).
Согласно йогической науке, семенная жидкость существует в тонкой форме по всему телу. Онa находится в тонком состоянии во всех клетках тела. Онa снимается и превращается в грубую форму в под влиянием возбуждения. Урдхварета-йоги (тот, кто накопил семенную энергию в мозге после сублимирования того же самого в духовную энергию) не только превращает еe в Оджас, но и контролирует свою йогическую силу, благодаря чистоте мысли, слова и дела, самообразованию семенной плазмы секреторными клетками или семенниками. Это великий секрет.
Аллопаты считают, что даже в Урдхварета-йоге образование семенной плазмы происходит непрерывно и что жидкость поглощается кровью. Это ошибка. Они не понимают внутренних йогических секретов и тайн. Они в темноте. Их Дришти или видение связаны с грубыми вещами Вселенной. Йог проникает в тонкую скрытую природу вещей через йогический чаксу или внутреннее видение мудрости. Йог получает контроль над астральной природой семенной жидкости и тем самым препятствует еe формированию.