Виды оркестров, исполняющих инструментальную и симфоническую музыку

Большой смешанный духовой оркестр

Высшей формой духового оркестра является большой смешанный духовой оркестр, которому доступно исполнение произведений значительной сложности.

Такой состав характеризуется, прежде всего, введением тромбонов, трех или четырех (для противопоставления тромбонов «мягкой» группе саксгорнов), тремя партиями труб, четырьмя партиями валторн.

Кроме того, большой оркестр обладает значительно более полной группой деревянных духовых, которая состоит из трех флейт (двух полных и пикколо), двух гобоев (с заменой второго гобоя английским рожком или с самостоятельной его партией), большой группы кларнетов с их разновидностями (кларнет «ля», «до» и бас-кларнет), двух фаготов (иногда с контрафаготом) и саксофонов.

В большом оркестре басовые инструменты — тубы, могут заменяться сузафонами или геликонами (их строй, принципы игры, аппликатура те же, что и у тубы), и иногда добавляется контрабас или бас-гитара.

Ударная группа уплотняется литаврами (обычно тремя):

  • большая
  • средняя
  • малая

Ясно, что большой оркестр по сравнению с малым обладает значительно большими красочными и динамическими возможностями. Для него типично применение более разнообразных приемов игры — широкое использование технических возможностей деревянных, применение «закрытых» звуков (сурдин) в медной группе, самые различные тембровые и гармонические соединения инструментов.

В большом оркестре особенно целесообразно противопоставление труб и корнетов, а также широкое использование приемов divisi (дублирование общей партии) у кларнетов и корнетов, причем разделение каждой группы может доводиться до 4–5 голосов.

Естественно, что большой смешанный оркестр значительно превосходит малые составы по количеству музыкантов (если малый медный оркестр составляет 10–12 человек, малый смешанный 25–30 человек, то в большой смешанный входит 40-50 музыкантов и более).

Духовой оркестр. Краткий очерк.И. ГубаревСоветский композитор, 1963

Cостав симфонического оркестра

После довольно длительной эволюции, к середине ХIХ века, структура музыкального коллектива данного формата приобрела современные очертания. Сейчас в нём, в обязательном порядке присутствуют 4 группы инструментов. Перечислим их:

  • струнно-смычковые;
  • деревянные духовые;
  • медные духовые;
  • ударные.

Помимо этого, в определённых случаях в состав коллектива включают арфу, относящуюся к струнным щипковым инструментам, а кроме того, орган и фортепиано. Рассмотрим подробнее особенности групп инструментов симфонического оркестра.

Струнные смычковые

К данному типу относят инструменты, звук из которых получают путём проведения смычка по струнам. В группу струнных инструментов симфонического оркестра входят скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Альт похож на скрипку, но крупнее её и звучит в более низком регистре. Виолончели и контрабасы сохраняют строение скрипки, но при этом они значительно крупнее её и обладают гораздо более низким звучанием. Самым низким по звучанию является контрабас. Изредка используется октобас, который крупнее контрабаса, а его звучание ещё более низкое. Струнная группа обладает широчайшим возможностями, оказывает сильное эмоциональное воздействие на слушателей и считается основной.

Деревянные духовые

Эта группа вобрала в себя следующие основные инструменты: флейту, гобой, кларнет и фагот. Кроме того, широко используются разновидности перечисленных представителей группы. Так, английский рожок является вариацией гобоя, контрафагот – разновидность фагота и т.д. Для их изготовления используется не только дерево, но и металл, и даже пластик. Музыкальные возможности деревянных духовых инструментов не столь значительны, по сравнению со струнно-смычковой группой, но они обладают очень красивым, неповторимым тембром и великолепно звучат в общем ансамбле.

Ударные

В ударную группу входят литавры, тарелки, ксилофон, большие и малые барабаны, треугольник, колокольчики и колокола, бубен, кастаньеты. Зачастую определённые ударные инструменты используются для того, чтобы создать или подчеркнуть какой-либо образ. Например, восточные темы часто подчёркиваются звучанием треугольника, а для воспроизведения музыки в испанском стиле используются кастаньеты. Иногда в качестве ударных применяют довольно неожиданные предметы. К примеру, наковальню в музыке Вагнера или печатную машинку в одном из произведений Эрика Сати.

Медные духовые

Далеко не всегда медные духовые инструменты симфонического оркестра изготавливаются именно из меди. Для их изготовления может использоваться латунь и серебро. Возможности медно-духовой группы значительно расширились в XIX веке, когда были внедрены несколько усовершенствований. Основные представителя группы это труба, валторна, тромбон, туба. При этом туба обычно используется одна, а остальных представителей группы бывает от двух до восьми.

Арфа

Звук из арфы извлекают щипками натянутых струн, которых насчитывается до сорока семи. Этот инструмент отличается широким звуковым диапазоном, необычайно нежным звучанием и внешне выглядит очень эффектно. Арфу часто используют, когда нужно подчеркнуть атмосферу античности. К тому же, она может имитировать звук лютни или гитары.

Фортепиано

В состав симфонического оркестра включают и фортепиано. Это клавишный инструмент, на котором исполняется огромное количество музыкальных произведений, в том числе и фортепианные концерты с сопровождением. Ему присуща универсальность, великолепное звучание, широкие возможности музыкального плана, способность воплощать самые разные замыслы композитора. Фортепиано используют как сольный инструмент, сопровождаемый оркестром, а также в качестве одного из инструментов, сопровождающих исполнение музыкального произведения.

Орган

Данный клавишный духовой инструмент иногда включают в состав оркестра. Наиболее совершенные и крупные органы по своим возможностям сопоставимы с целым симфоническим оркестром. Они отличаются исключительным богатством звуков, широчайшим динамическим диапазоном и многими другими возможностями. Тем не менее, органы применяют не только в качестве сольных инструментов, но и в сочетании с симфоническим оркестром.

Ударные инструменты симфонического оркестра

Основная функция ударных – ритмическая. Кроме того, ударные инструменты симфонического оркестра создают особый звуко-шумовой фон, дополняют и украшают оркестровую палитру различными эффектами.

Располагаются ударные в глубине эстрады, обрамляя левую сторону оркестра. По характеру звучания ударные делятся на два типа:

  • одни имеют определенную высоту звука – литавры, колокольчики, ксилофон, колокола;
  • другие – лишены звуковой настройки. К таким ударным относятся треугольник, бубен, малый и большой барабан, тарелки, тамтам, кастаньеты и другие.

Ведущее место среди ударных занимают литавры – обязательный участник симфонического оркестра. Динамический диапазон звучания литавр огромен – от еле уловимого шороха до мощных громоподобных раскатов. Неудивительно, что им поручаются эффектные соло («Сцена в полях» из «Фантастической симфонии» Берлиоза, финал Первой симфонии Шостаковича и др.).

Арфа

Среди инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы с ее нежным, затухающим звуком, скользящими аккордами, переливчатыми пассажами, флажолетами.

Арфа, подобно фортепиано и органу, обладает наиболее полным диапазоном, здесь представлены все звуковые регистры. Являясь в основном аккомпанирующим инструментом, арфа исполняет и эффектные соло («Испанское каприччио» Римского-Корсакова, сюиты из балетов Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и др.)

Челеста

Эпизодически в симфоническом оркестре используется челеста. Инструмент внешне похож на маленькое пианино. Звук у нее хрупкий и прозрачный, напоминающий слабый звон колокольчиков.

Фортепиано

Фортепиано как типично оркестровый (не солирующий) инструмент – явление довольно редкое. Своим ярким тембром оно вносит определенную свежесть, часто «прорезая» звучание оркестра (Первая симфония Шостаковича, «Петрушка» Стравинского).

Орган

В грандиозных по замыслу симфонических произведениях иногда используется орган – гигантский многотембровый инструмент, отличающийся богатством колористических и динамических качеств.

Таково в общих чертах строение современного симфонического оркестра.

Деревянные духовые инструменты

Прямо перед дирижером в два ряда располагается группа деревянных духовых:

  • флейты и гобои – в первом ряду;
  • кларнеты и фаготы – во втором.

Деревянные духовые инструменты симфонического оркестра представляют собой трубки различного устройства, формы и величины, издающие музыкальные звуки в результате колебания заключенного в них столба воздуха. Эти трубки создаются из особых сортов дерева, отсюда и название этой группы (в наши дни часто применяются и другие материалы – металл, пластик, различные сплавы и даже стекло).

Они снабжены клапанным механизмом, регулирующим высоту и силу звучания. Извлечение звука у флейты происходит путем вдувания воздуха непосредственно в отверстие трубки, у остальных – с помощью особого приспособления, так называемого язычка, или трости.

Уступая смычковым в тембровой насыщенности, динамических свойствах и разнообразии приемов игры, духовые обладают специфическими качествами – силой, компактностью звучания, яркими красочными оттенками.

Флейта

Является самым подвижным инструментом группы деревянных. Флейте поручается исполнение быстрых, «извилистых» мелодических линий, легких и грациозно-блестящих пассажей. В нижнем регистре флейта звучит матово, «гнусаво». В верхнем – звук ее становится свистящим, холодным, почти бестембровым.

Флейта часто выступает как солирующий инструмент (сюита «Арлезианка» Бизе, сюита из балета «Дафнис и Хлоя» Равеля, «Симфонические метаморфозы» Хиндемита, прелюд Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна» и другие).

Существуют разновидности флейты: малая, или пикколо (ее тембр – резкий, пронзительный, диапазон захватывает самую верхнюю область звукоряда), альтовая и басовая.

Гобой

Инструмент симфонического оркестра, обладающий несколько «гнусавым», а в верхнем регистре – резким тембром, подвижной техникой, хотя во многом уступающей флейте. Звучание гобоя очень характерно и отличается особой эмоциональной выразительностью.

Развернутые соло гобоя встречаются довольно часто (начало II части Четвертой симфонии Чайковского, средний эпизод поэмы Р. Штрауса «Дон Жуан», медленная часть симфонии Бизе и другие).

Разновидность гобоя – английский рожок, или альтовый гобой. По размеру он крупнее обычного гобоя, его диапазон более низкий, а тембр более густой. Мастерски использовал английский рожок Сибелиус в поэме «Туонельский лебедь».

Кларнет

Обладает огромным диапазоном. Звук у него светлый, сочный, в низком регистре – густой, в верхнем – ясный, серебристый. В подвижности кларнет успешно соревнуется с флейтой. Кларнет – единственный представитель деревянной группы, которому доступно усиление и ослабление силы звука.

Кларнету Чайковский поручил проникновенный рассказ Франчески в фантазии «Франческа да Римини». Великолепное соло кларнета звучит в начале медленной части Второго концерта для фортепиано Рахманинова.

Из разновидностей кларнета следует упомянуть малый кларнет с его острым, крикливым тембром и басовый кларнет, звучащий мрачно и таинственно…

Фагот

Самый крупный по величине инструмент в группе деревянных духовых. Технические возможности фагота довольно значительны. Тембр разнообразен: то «гнусавый», «ворчливый», то насмешливый, то печальный.

Из многочисленных соло фагота вспомним начальную тему из II части сюиты Римского-Корсакова «Шехеразада», один из эпизодов I части Седьмой симфонии Шостаковича, основную тему скерцо Дюка «Ученик чародея».

Разновидность фагота – контрафагот – по диапазону самый низкий инструмент оркестра. Тембр его мрачный и тусклый. Солирует контрафагот крайне редко, обычно он удваивает партию фаготов и контрабасов.

Саксофон

Инструмент занимает промежуточное положение между деревянными и медными группами. Изобретенный Саксом в 50-х годах XIX века, саксофон стал неизменным участником джазовых и эстрадных ансамблей, нередко используется и как инструмент симфонического оркестра.

Тембр у него сочный, бархатистый, немного пряный. Выразительно звучит соло саксофона в сюите «Арлезианка» Бизе, пьесе «Старый замок» из «Картинок с выставки» Мусоргского — Равеля, в I части «Симфонических танцев» Рахманинова.

Инструментальный оркестр

Этот вид оркестра отличается по своей форме тем, что в нем нет четкого количества музыкальных инструментов определенных групп. А также он может исполнять любую музыку (в отличие от симфонического оркестра, который исполняет исключительно классическую).

Конкретных видов инструментальных оркестров нет, но условно к ним можно отнести эстрадный оркестр, а также оркестр, исполняющий классику в современной обработке.

Согласно исторической справке, инструментальная музыка начала активно развиваться в России только при Петре Первом. Она, конечно, имела на себе западное влияние, но зато она уже не была под таким запретом, как в более ранние времена. А раньше доходило до такого, что запрещали не то что играть, а сжигали музыкальные инструменты. Церковь считала, что в них нет ни души, ни сердца, а потому они не могут прославлять Бога. И потому инструментальная музыка развивалась преимущественно среди простого народа.

Играют в инструментальном оркестре на флейте, лире, кифаре, свирели, трубе, гобое, бубне, тромбоне, дудке, сопелке и других музыкальных инструментах.

Наиболее популярный инструментальный оркестр XX века – это оркестр Поля Мориа.

Он был его дирижером, руководителем, аранжировщиком. Его оркестр сыграл очень много популярных музыкальных произведений XX века, а также собственного сочинения.

Народный оркестр

В таком оркестре основными инструментами являются народные.

Например, для русского народного оркестра наиболее типичными являются: домры, балалайки, гусли, баяны, гармоники, жалейки, свирели, рожки владимирские, бубны. Также дополнительными музыкальными инструментами для такого оркестра есть флейта и гобой.

Впервые появился народный оркестр в конце XIX века, организатором которого стал В.В. Андреев. Этот оркестр очень много гастролировал и получил широкую популярность в России и за ее пределами. А вначале XX века народные оркестры начали появляться повсеместно: в клубах, при дворцах культуры и так далее.

The Cranberries — “Something Else”

(2017)

На втором десятке нового века иной раз кажется, что звезды века минувшего негласно следуют выведенному кем-то рецепту: если налицо творческий кризис – готовь альбом ремейков или каверов. На первый взгляд по тому же пути решили пойти и воссоединившиеся The Cranberries, на первом за пять лет альбоме которых насчитывается всего три новые песни, все прочее — версии старых хитов в сопровождении Ирландского камерного оркестра. Впрочем, голос Долорес О’Риордан все так же чарующ, а сама группа хоть и вышла в люди в эпоху гранжа, всегда отличалась прежде всего мелодичностью, корни которой — в ирландской народной музыке. И если большинство представленных в этом обзоре пластинок — своего рода дуэль между роком и классикой, то The Cranberries часто позволяют себе раствориться в звучании оркестра и позволить поклонникам не только услышать любимые песни в необычном варианте, но и вслушаться и оценить тексты, часто теряющиеся в привычном гитарном окружении.

О НАС ГОВОРЯТ

PAUL ANTHONY ROMERO

The Cinema and Game Music Orchestra is an incredible orchestra with very young & talented musicians who are highly trained, versatile and enthusiastic. It was a complete joy to meet and work with this orchestra. I hope that we can have many more experiences together. Our rehearsals were professional and friendly. Our stage performances were joyful and emotionally connected. Everyone in the orchestra had the same goals: Making incredible music together in front of a audience, filled with emotions, joy and enthusiasm. The Cinema and Game Music Orchestra is an outstanding professional musical organization.

Bill Brown

Conducting and performing my Lineage II Symphony with the Cinema and Game Music Orchestra was an unforgettable, incredible experience. They helped bring the score to life with unbridled energy, excitement and true passion. It was like performing with great friends that had my back at every turn. Together we created a performance that was so much fun, so emotional and memorable for me that it is difficult to put into words. They put so much care and soul into every note, and their professionalism and talent is unmistakable. I can’t wait to see them again and hear them play. What a gift!

Abel Korzeniowski

The Cinema and Game Music Orchestra blends its zesty, youthful energy and impeccable technical skill with expressive rendition and irresistible stage mojo. Having worked with the Cinema and Game Music Orchestra on two live concerts, I was overwhelmed by the rich, genuine beauty of their sound and performance. They work fast, either with a click track or freehand, with fluent sight-reading and understanding of diverse stylistic needs of film music. The responsiveness to a conductor’s gesture was remarkable and my personal favorite, the timing within each instrumental group, was flawless — with all players breathing and moving as one. I look forward to working with this amazing ensemble again and again.

Shin Jiho

I simply think that the Cinema and Game Music Orchestra is fantastic. Not only are they good at playing, they are quick-witted and very emotional. Whenever I play with their musicians, I get moved by them. CAGMO makes my music more beautiful and shiny. I am grateful to meet such a jeweled orchestra in Russia and want to keep playing with them. I already played several times with this orchestra, everytime was special. I hope that everybody could see and feel them as well someday.

Alessandro Martire

It’s amazing to listen to my music performed by CAGMO. My new album is a perfect mix of piano and orchestra and they played it very good, perfectly understood the music and my thoughts about the project. Passion and talent of the musicians are a perfect combination that I look for this project. I had a great connection with CAGMO musicians, emotional and powerful. It’s really important that they quickly understood my soul. They are really professional and we made a perfect soundtrack together.

История

Совместная игра музыкантов, использующих разнотипные музыкальные инструменты, известна с древнейших времён – барабаны усиливали воинственное звучание труб, а флейта звучала вместе с арфой. Однако, к формату симфонического оркестра пришли сравнительно недавно, лишь в ХVIII веке. К появлению такого формата привело как развития музыкального искусства, так и совершенствование музыкальных инструментов. Принцип данного объединения основан на гармоничном звучании нескольких групп инструментов. Именно такой состав симфонического оркестра был способен исполнять музыкальные произведения, которые относились к новому для того времени жанру, а именно к симфониям, выросших из оперных увертюр.

Ударная группа

Наконец, нужно подчеркнуть особо важное значение ударной группы в духовом оркестре. Основные ударные инструменты: 

  • большой барабан
  • малый барабан
  • тарелки

При весьма своеобразной специфики духового оркестра и прежде всего большой плотности, массивности звучания, а также частых случаях игры на открытом воздухе, в походе, при значительном преобладании в репертуаре музыки маршевой и танцевальной, организующая роль ритма ударных особенно важна.

Поэтому духовому оркестру, в сравнении с симфоническим, свойственно несколько форсированное, подчеркнутое звучание ударной группы. Когда мы слышим доносящиеся издали звуки духового оркестра, то, прежде всего, воспринимаем именно ритмические удары большого барабана, а затем начинаем слышать все остальные голоса.

Инструменты духового оркестра

Основная духовая группа

Основу духового оркестра составляют медные широкомензурные духовые инструменты с коническим каналом: 

  • корнеты
  • флюгельгорны
  • эуфониумы
  • альты
  • тенора
  • баритоны
  • тубы

Другую группу составляют медные узкомензурные инструменты с цилиндрическим каналом: 

  • трубы
  • тромбоны
  • валторны

лабиальные язычковые 

флейты 

лингвальные язычковые 

  • кларнеты
  • саксофоны
  • гобои
  • фаготы

  • большой барабан
  • малый барабан
  • тарелки

Группа второстепенных ударных инструментов:

  • треугольник
  • бубен
  • литавры

Используются также джазовые и латиноамериканские ударные:

  • ритм-тарелки
  • конго и бонго
  • том-томы
  • клавес
  • тартаруга
  • агого
  • маракасы
  • кастаньетты
  • пандейра и др. 

Струнные инструменты

Фундамент оркестра составляет струнная (смычковая) группа. Входящие в нее инструменты – скрипка, альт, виолончель, контрабас – уже с начала XVIII века приобрели ведущую роль в оркестре. Они обладают поистине бесценными качествами: протяженностью звучания, мягкостью, «кантиленностью», теплотой и ровностью тембра.

В большинстве случаев струнные инструменты симфонического оркестра выступают сплоченно, «единым фронтом», и являются основными носителями мелодического начала. Количество музыкантов, играющих на струнных, составляет примерно 2/3 всего коллектива оркестра. Огромный диапазон, многообразие выразительных приемов игры, большой количественный состав делают струнную группу неизменным участником, ядром оркестра.

Не случайно для струнного оркестра создаются не только отдельные пьесы, но и крупные многочастные произведения («Струнная серенада» Чайковского, «Дивертисмент» Бартока, «Маленькая ночная музыка» Моцарта и многие другие).

Скрипка

Небольшой по величине, но самый гибкий по своим техническим и виртуозным качествам представитель струнно-смычковой группы. Звук ее – нежный, легкий и певучий – обладает в то же время удивительной сочностью и компактностью.

Скрипки в оркестре разделяются на первые и вторые. Первые, как правило, излагают основной тематический материал. Вторые чаще всего аккомпанируют первым, иногда дублируют их партию. Располагаются скрипки обычно на переднем плане, слева от дирижера.

Солирующая скрипка – частое явление в оркестровой партии (например, соло в сюите Римского-Корсакова «Шехеразада», Третьей сюите Чайковского и др.).

Альт

По размеру альт несколько больше скрипки. Тон у него – матовый, грудной. Ему доступны звуки более низкого регистра. Альт – инструмент довольно подвижный, хотя издавна используется для заполнения средних, мелодически нейтральных голосов в общей звуковой гармонии.

Располагаются альты во втором ряду, справа от дирижера. Альт солирует редко. Наиболее ценными примерами могут служить развернутая альтовая партия в симфонии Берлиоза «Гарольд в Италии», а также технически трудное соло в симфонической поэме Р. Штрауса «Дон Кихот».

Виолончель

По размерам виолончель намного больше скрипки и альта. Ее звук – бархатный, сочный, певучий. Несмотря на размер, по техническим и виртуозным возможностям виолончель не уступает скрипке. Располагаются виолончели в первом ряду справа от дирижера.

Солирующей виолончели поручаются многие ответственные эпизоды (поэма Р. Штрауса «Дон Кихот», III часть Первой симфонии Шостаковича, увертюра к опере Россини «Вильгельм Телль» и другие).

 Контрабас

Является самым крупным по величине представителем струнно-смычковой группы. Контрабас обладает густым, «вязким» тембром. Будучи малоподвижным инструментом, он создает в оркестре басовую основу.

Группа контрабасов располагается в глубине эстрады, обрамляя правую сторону оркестра. Один из чрезвычайно редких примеров солирующего контрабаса – пьеса под названием «Слон» из сюиты Сен Санса «Карнавал животных».

Схема расположения инструментов

Схему расположения чаще называют рассадкой. Решение о типе рассадки принимает дирижёр. Оркестрантов рассаживают таким образом, чтобы они могли видеть действия режиссёра. При этом однотипные инструменты группируются вместе для лучшего взаимопонимания музыкантов. Расположение групп должно обеспечить наилучшее исполнение музыки. В любом случае, музыканты рассаживаются веером, центром которого является дирижёр. В настоящее время в мире используются два типа рассадки – американская и немецкая. Рассмотрим особенности каждой.

Американская

При данной рассадке слева от дирижёра, сегментами располагаются первые и вторые скрипки (вторые ближе к центру), а по правую сторону виолончели и альты (альты ближе к центру). За виолончелями контрабасы. Далее по центру размещена деревянная духовая группа, за ней медно-духовая. Ударная секция расположена дальше прочих, на участке от центра и левее. Фортепиано и арфа находятся слева, в глубине сцены.

Немецкая

Данный тип рассадки предполагает следующее размещение струнной группы: слева от дирижёра первые скрипки, правее и ближе к центру виолончели, потом альты и справа от дирижёрского центра вторые скрипки. Контрабасы слева. Медная духовая секция перемещается правее, валторны левее, ударные размещены в правой части сцены.

The Moody Blues – “Days Of Future Passed”

(1967)

Согласно легенде, история первого из череды оркестровых рок-альбомов, который вышел ровно 50 лет назад, началась в сентябре 1967 года, когда активно гастролирующую группу белого ритм-энд-блюза якобы попросили записать свою версию «Симфонии номер 9» Антонина Дворжака, дабы продемонстрировать возможности звукозаписывающей техники нового лейбла Deram Records. Группа согласилась, но вместо записи классики решила сосредоточиться на собственном альбоме, основой которого послужило их тогдашнее концертное шоу.

Работавший над альбомом звукоинженер Дерек Варналс, впрочем, утверждает, что это всего лишь слухи: к тому моменту лейбл уже выпустил как минимум шесть пластинок с оркестром, в случае же с Moody Blues “Decca Records” всего лишь попыталась подстегнуть интерес к своему новому подразделению, совместив звучание поп-группы и оркестра после ошеломляющего успеха “Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band”. Тем удивительнее, что именно этот альбом заложил фундамент будущего арт-рокового звучания группы, и именно на нем впервые прозвучал их главный хит. “Nights In White Satin” была написана Джастином Хейвордом за пару лет до записи: поводом для нее стали полученные им в подарок сатиновые простыни. Еще несколько песен, включая второй хит пластинки ”Tuesday Afternoon”, также были написаны задолго до записи, и группе лишь оставалось соединить все это в единое целое, получив не только один из самых ярких оркестровых альбомов, но и одно из первых по-настоящему концептуальных полотен.

Группа саксгорнов:

  1. инструменты высокой тесситуры: саксгорн-сопранино (корнет in Es), саксгорн-сопрано (корнет inB);
  2. инструменты среднего регистра: альт, тенор, баритон;
  3. инструменты низкого регистра: саксгорн-бас и саксгорн-контрабас (туба Es, Bb)

Две другие группы оркестра составляют деревянные духовые и ударные инструменты.

Группа саксгорнов собственно, и образует малый медный состав духового оркестра. С присоединением к этой группе деревянных духовых, а также валторн, труб, тромбонов и ударных — образуют малый смешанный и большой смешанный составы.

В целом группа саксгорнов с характерными для этих инструментов конической трубкой и широкой мензурой обладают достаточно большим, сильным звуком и богатыми техническими возможностями. Это особенно относится к корнетам, инструментам большой технической подвижности и яркого, выразительного звучания. Им в первую очередь поручается основной мелодический материал произведения. 

Инструменты среднего регистра (альты, теноры, баритоны) выполняют в духовом оркестре две важные задачи:

  • Во-первых, они заполняют гармоническую «середину», то есть исполняют основные голоса гармонии, в самых разнообразных видах изложения (в виде выдержанных звуков, фигурации, повторяющихся нот и т.п.).
  • Во-вторых, они взаимодействуют с другими группами оркестра, в первую очередь с корнетом (одно из обычных сочетаний — это исполнение темы корнетами и тенорами в октаву), а также с басами, которым нередко «помогает» баритон.

Джазовый оркестр

Еще оркестр такого вида назывался джаз-бэнд.

В его состав входят такие музыкальные инструменты: саксофон, фортепиано, банджо, гитара, ударные, трубы, тромбоны, контрабас, кларнеты.

Вообще, джаз – это направление в музыке, которое сложилось под влиянием африканских ритмов и фольклора, а также европейской гармонии.

Впервые джаз появился на юге США в начале XX столетия. И вскоре распространился во всех странах мира. На родине это музыкальное направление развивалось и дополнялось новыми характерными особенностями, которые появлялись в том или другом регионе.

Одно время в Америке термины «джаз» и «популярная музыка» имели одинаковое смысловое значение.

Джазовые оркестры стали активно формироваться уже в 1920-х годах. И таковыми они оставались аж до 40-х.

В эти музыкальные группы участники поступали, как правило, еще в подростковом возрасте, исполняя свою конкретную партию – заученную или по нотам.

Вершиной славы джазовых оркестров считаются 1930-е годы. Руководителями известнейших на то время джазовых оркестров были: Арти Шоу, Гленн Миллер, и другие. Их музыкальные произведения звучали на то время повсюду: на радио, в танцевальных клубах и так далее.

В настоящее время также очень популярны джазовые оркестры и мелодии, написанные в стиле «джаз».

И хотя видов музыкальных оркестров существует большее количество, в статье рассмотрены основные из них.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: