Эскимосско-алеутские языки

Введение

Эскимосско-алеутские языки (эскалеутские) — совокупность родственных языков и диалектов, распространённых на территории Гренландии, побережье Канадской Арктики, на всём побережье Аляски, крайнем северо-восточном и юго-восточном побережье Чукотки, прилегающих островах и на островах алеутской гряды.

Общее число носителей эскимосско-алеутских языков определить достаточно сложно. Число людей, причисляющих себя к соответствующим этносам — около 100 тысяч человек, однако активных носителей несколько меньше: многие азиатские, аляскинские и канадские эскимосы, а также алеуты перешли на русский или английский язык.

См. также

Техническое примечание: Из-за технических ограничений некоторые браузеры не могут показывать спецсимволы, используемые в этой статье. Такие символы могут быть отображены в виде квадратиков, вопросительных знаков или других бессмысленных символов в зависимости от вашего веб-браузера, операционной системы и набора установленных шрифтов. Даже если ваш браузер способен интерпретировать и вы установили шрифт, поддерживающий большой диапазон Юникода, например Code2000, Arial Unicode MS, Lucida Sans Unicode или один из свободных шрифтов Unicode, — вам, возможно, придётся использовать другой браузер, поскольку возможности браузеров в этой области часто различаются.

Литература

  • Меновщиков Г. А. Эскимосско-алеутские языки // Языки Азии и Африки. М., 1979, т. III.
  • Bergsland K. Aleut Dictionary. Fairbanks, 1994.
  • Bergsland K. The Eskimo-Uralic Hypothesis // Journal de la Societe Finno-Ougrienne, 1959, vol. 61.
  • Fortescue M., Jacobson S., Kaplan L. Comparative Eskimo Dictionary. Fairbanks, 1994.
  • Hammerich L. L. The Eskimo Language. Oslo, 1970.
  • Hamp E. P. On Eskimo-Aleut and Luoravetlan // Eric P. Hamp (ed.) Papers on Eskimo and Aleut Linguistics. Chicago: Chicago Linguistic Society, 1976. pp. 81-92.
  • Krauss M. Eskimo-Aleut // Current Trends in Linguistics, 1973, vol, X, No 2.
  • Swadesh M. Unaaliq and Proto-Eskimo: I—V // International Journal of American Linguistics, 1952, vol. 17; 1951, vol. 18.
  • Vakhtin N. B., Golovko E. V. The Relations in the Yupik Eskimo Sub-Group According to Lexicostatistics // Etudes Inuit Studies, 1987, vol. 11, No. 1.
  • Woodbury A. Eskimo-Aleut // Handbook of American Indian Languages / Ed. by D. Damas.

Морские традиции и промыслы

Для охоты на морских животных строили лодки – каяки. Они состояли из каркаса, обтянутого моржовой кожей. Охотник вооружался специальным гарпуном и надевал пластинчатые доспехи из китового уса. Они легкие, но предоставляют хорошую степень защиты.

В прибрежной зоне часто расположены острова. Чтобы не заблудиться среди них, мореходы создавали деревянные карты. Для этого на куске древесины вырезали ножом береговую линию. На суше охотились с луком и стрелами.

Самым почитаемым морским животным стала косатка. Она посылала охотнику добычу или отбирала в наказание за неправильные поступки. По поверьям, на суше косатка превращалась в волка и тоже помогала охотнику. После удачной охоты часть добычи охотник отдавал духам. Остальное распределялось между участниками охоты и членами рода.

Об эскимосах-блондинах

В 1905 году китобой Карл Йоргенсен Клинкенберг вышел в море на своей шхуне. Проходили месяцы, но Клинкенберг не возвращался в родной порт на острове Хершел. Его корабль пришел только на следующий год. Датчанин рассказывал в тавернах, что к востоку от острова Хершел он встретил белокурых инуитов (эскимосов), которые выглядели так же, как древние викинги – коренастые, бородатые, голубоглазые и белокурые. Доказательством встречи служили медные инструменты для традиционных занятий жителей Севера и украшения.

Его историю услышал канадский полярный исследователь Вильялмур Стефанссон. Он стал последним в череде исследователей Арктики, кто изучал ее, передвигаясь на собачьих упряжках, а не с борта самолета. Стефанссон подтвердил слова Клинкенберга, написав в книге «Моя жизнь с эскимосами», что встретил белокурых аборигенов на мысе Бексли в 1911 году. Стефанссон не сомневался, что нашел потомков Эрика Рыжего, основавшего колонию скандинавов в Гренландии в 982 году. В 1540-м к берегам Гренландии причалил исландский корабль, но обнаружил, что викинги покинули поселение, оставив руины домов и пустые сараи.

Исчезновение поселения осталось одной из исторических загадок. Белокурые эскимосы стали следующей. Сообщения о том, что кто-то видел светловолосых жителей Арктики, встречались и позже, но ни одно не признано достоверным. Возможно, норманны смешались с эскимосами и через время скандинавские признаки исчезли.

Генетические связи

Традиционно место эскимосско-алеутской семьи в системе языков мира определялось с ареальных позиций. В русской языковедческой литературе по традиции, восходящей к опубликованной в конце XIX в. классификации Л. Шренка, эскимосско-алеутскую семью относят к палеоазиатским языкам; в американской традиции её либо рассматривают как одну из языковых семей индейцев Америки, либо выделяют изолированно.

До настоящего времени не удаётся выяснить внешние генетические связи эскимосско-алеутской семьи. Предпринимались попытки доказать её родство:

  1. с урало-алтайскими языками: Кристиан Уленбек — на основании ряда сходных суффиксов, Орельеном Соважо — на основании якобы полной структурной идентичности системы спряжения и притяжательных форм имени, схождений в способе образования притяжательной конструкции; Т. Ульвинг — указывая, что градация согласных в эскимосском относится к тому же типу, что и в уральских; два последних исследователя допускали многочисленные неточности в записи эскимосских слов; К. Бергсланд, наиболее серьёзно из всех, — на основании значительной структурной идентичности по всем уровням, с привлечением (впервые) алеутского материала; М. Фортескью предпринял попытку сближения языков эскимосско-алеутской семьи с юкагирским языком на основании сходства морфологических показателей, в частности падежных; О. Мудрак обосновывает ностратическое происхождение базисной лексики в эскимосских языках, при этом они оказываются особенно близкими к алтайским ;
  2. с индоевропейскими языками: К. Уленбек — на базе около 40 лексических схождений; У. Талбитцер насчитал около 60 предположительно общих корней, использовал материалы Уленбека со значительными поправками с учётом новых данных индоевропеистики (хеттский язык); Л. Л. Хаммерих усматривал схождения в области структуры слова, указывал на возможность существования в праиндоевропейском падежной системы эскимосского типа, привлекал ларингалы для объяснения увулярных в эскимосском.
  3. с языками американских индейцев: Н. Хольмер сближает эскимосский с языками кечуа и квакиутль скорее в типологическом плане, но не исключает и генетических связей.
  4. с языками ностратической семьи.

Ни одна из этих гипотез не признана научным сообществом.

Древний дом эскимоса – иглу

Идея строить дома из снега и льда зародилась в эпоху палеолита. Первобытные люди использовали пещеры для жилья. В снегах севера под действием термальных источников или воды образуются ледяные пещеры. В них охотник мог укрыться от непогоды или остановиться отдохнуть. В какой-то момент он догадался, что укрытие можно создать искусственно.

Иглу в переводе означает «дом». Строят его из спрессованного снега. Иглу ассоциируют со всеми эскимосами, хотя обычай строить полностью ледяные дома есть только у канадских инуитов. В других местах снегом утепляют постройку из китового уса и моржовых шкур.

Популярность снега связана с его доступностью и изоляционными свойствами. Температура снаружи иглу достигает –45 °C, а внутри колеблется от –7 °C до –16 °C в зависимости от количества людей в ледяной хижине и скорости нагревания воздуха.

Спальная зона обустраивается на возвышении. Холодный воздух опускается вниз, а теплый поднимается

Важно разместить человека в зоне теплого воздуха. Если выстлать пол шкурами, то температура повысится от 2 °C до 10 °C

Первое описание иглу дал Стефанссон, а процесс строительства широкой публике впервые показали в том же фильме «Нанук с Севера». Там снежные блоки нарезали ножом из моржовой кости. Для окон использовали блоки из чистого льда.

На постройку жилья для 5 человек тратится 1 час времени. Строят его мужчины и женщины. Охотник строит маленькое иглу для ночевки. Семья – среднее для жизни. Племя создает большое иглу для празднества. В таком здании могло быть до 5 комнат, соединенных туннелями. В них проводили праздники с угощениями и танцами.

Главный музыкальный инструмент для традиционных эскимосских танцев – бубен. Делают его из кожи с брюха моржа, которую натягивают на деревянную раму.

На Чукотке народные танцы сохранились. В СССР деятельность творческих коллективов поощрялась. В то же время, инуиты Северной Америки утратили танцевальные навыки. Христианские миссионеры видели в их танцах и музыке дьявольскую пляску, которую следует пресекать всеми способами.

Иглу на Аляске / Фото: Wikipedia.org

Эскимосские Олимпийские игры

Всемирные эскимосско-индейские Олимпийские игры начали проводить с 1961 года. Их цель – сохранение и популяризация культурных навыков коренных народов Севера. Соревнования проводятся по тем видам деятельности, что раньше требовались для охоты или выживания в суровых арктических условиях.

Некоторые соревнования понять сложно, такие как перетягивание нити ушами. Участникам на ухо надевают нить, и те тянут ее каждый в свою сторону. Среди других соревнований – перетягивание эскимосской палки, прогулка с шестом, прыжок с тюленем, снятие шкуры с тюленя. Всего в программе 18 видов соревнований.

Айвангу – первый эскимосский писатель

Охотник Айвангу – первый советский эскимосский писатель, принадлежавший первому поколению коренных северных народов, которые получили возможность излагать свои мысли на родном языке не только устно, но и письменно.

Айвангу родился в 1926 году в семье известного зверобоя Кайнынана и хранительницы эскимосских преданий Айнанаук. Айвангу был охотников.

В 1957 году писатель тяжело заболел и попал в туберкулезный диспансер. Боли в позвоночнике привели к тому, что с 1961 года Айвангу оказался прикованным к кровати. Несмотря на болезнь, писатель продолжал творческую деятельность до последних дней.

Впервые свои способности к литературному творчеству Айвангу продемонстрировал в 1955 году, когда перевел на эскимосский язык пьесу «Солнце над тундрой» В. Ивакина. пьеса была посвящена борьбе первого руководителя национального совета Майны против шаманов. Кроме этого, Айвангу сыграл в спектакле роль Майны.

В течение длительного времени этнографы и фольклористы использовали писателя в качестве информатора. Айвангу диктовал им предания своей матери, по просьбе ученых переводил отдельные тексты, а также уточнял значения непонятных слов.

Однажды исследователи предложили охотнику написать о жизни и быте эскимосов самому. Спустя время Айвангу представил ученым шесть тетрадей – на одной странице тетради был текст на эскимосском языке, на другой – перевод этого текста на русский.

На титульном листе первой тетради стояла пометка:

Рукопись Айвангу состояла из 17 рассказов. Через некоторое время к этой рукописи добавилась книга рассказов «История нашего села Унгазик». Эта книга была написана так же на русском и эскимосском языке.

Один из основоположников эскимосоведения, доктор филологических наук, фольклорист и языковед, Г. А. Меновщиков оценил литературный талант эскимосского охотника и подготовил один из его рассказов для сборника «От Москвы до тайги одна ночевка».

Рассказ «Наш птичий остров» был одним из последних произведений, написанных Айвангу. Произведение написано только на русском языке. В рассказе отражается тяжесть физического состояния эскимосского писателя, его тоска о прежней жизни.

Рассказы Айвангу, ставшие первыми произведениями эскимосской литературы, представляют большую ценность не только для эскимосов, но и для всех коренных северных народов.

Самоназвание

В России они называются эскимосами. В Северной Америке – инуитами. Американские инуиты не любят, когда их называют эскимосами из-за обидной расшифровки этого слова – «те, кто едят сырое мясо». Представителей этноса, живущих в Гренландии и Канаде, тоже называют инуитами. Коренные жители Дальнего Востока и острова Святого Лаврентия называют себя юпиками, но генетически они тоже эскимосы. Численность юпиков в России – 1700 человек по состоянию на 2012 год.

Впервые слово «эскимос» использовано в книге Сэмюэла Хирна «Путешествие из форта принца Уэльского к Северному океану», опубликованной в 1795 году.

Эскимосско-алеутские языки

Эскимосско-алеутская
Таксон семья
Ареал арктический пояс Северной Америки, крайний северо-восток Азии
Число носителей

85 000

Классификация

Категория Языки Северной Америки

Состав

алеутские, эскимосские

Коды языковой группы

ISO 639-2 —

ISO 639-5 esx

См. также: Проект:Лингвистика

Эскимосско-алеутские языки (эскалеутские) — совокупность родственных языков и диалектов, распространённых на территории Гренландии, побережье Канадской Арктики, на всём побережье Аляски, крайнем северо-восточном и юго-восточном побережье Чукотки, прилегающих островах и на островах алеутской гряды.

Общее число носителей эскимосско-алеутских языков определить достаточно сложно. Число людей, причисляющих себя к соответствующим этносам — около 100 тысяч человек, однако носителей, постоянно использующих язык, несколько меньше: многие азиатские, аляскинские и канадские эскимосы, а также алеуты перешли на русский или английский язык.

Классификация

Распространение эскимосско-алеутских языков в Северной Америке

(указано приблизительное число носителей)

Алеутская ветвь

  • алеутский язык — менее 100 чел. (Россия, США)
  • медновско-алеутский язык (алеутско-русский пиджин) — 5 чел. (Россия)

Эскимосская ветвь

  • юпикская группа
    • аляскинская подгруппа:
      • алютикский язык — 400 чел. (США)
      • центрально-юпикский язык — 10 тыс. чел. (США)
    • сибирская подгруппа (юитский язык):
      • науканский язык — 100 чел. (Россия)
      • чаплинский язык — 1600 чел. (Россия, США)
  • сиреникский язык (вымерший)
  • инуитская группа
    • аляскинско-инуитский язык (инюпиак) — 3500 чел. (США)
      • язык инуитов Северной Аляски
      • язык инуитов Северо-Западной Аляски
    • гренландский язык — 47 тыс. чел. (Гренландия)
    • инуктитут — 30 тыс. чел. (Канада: Нунавут, Лабрадор)
      • западно-канадский инуитский язык (Канада: СЗТ)
      • восточно-канадский инуитский язык

Эскимосско-алеутская семья состоит из двух крупных частей: эскимосской и алеутской. Предположения о родстве эскимосских языков с алеутским высказывались начиная с середины XIX в. (Вениаминов, Р. Раск, В. Г. Богораз, В. И. Иохельсон); в  г. одновременно и, по-видимому, независимо появились статья К. Бергсланда и статья Г. Марша и М. Сводеша, после которых это родство можно считать доказанным. По глоттохронологическим данным расхождение праэскимосского и праалеутского языков обычно датируется около 4 тысяч лет назад. В настоящее время эскимосские языки и алеутский язык взаимно непонятны.

Следующее крупное разделение произошло уже внутри праэскимосского языка около 1,5 тысяч лет назад, когда он раскололся на группы юпик и инуит, а также, вероятно, третью группу, ныне представленную языком сиреникских эскимосов.

Языки группы юпик распространены на Чукотке, западном и юго-западном побережье Аляски с прилегающими островами; языки группы инуит — на северном побережье Аляски и далее на восток до Гренландии. Граница двух групп проходит через посёлок Уналаклит на западном побережье Аляски.

Лингвистический обзор эскимосо-алеутских языков

Н. Б. Вахтин. ЭСКИМОССКО-АЛЕУТСКИЕ ЯЗЫКИ. (Языки мира. Палеоазиатские языки. — М., 1997. — С. 72-75)

Современные языки (диалекты) эскимосов и алеутов

В  состав эскалеутской языковой семьи входят языки эскимосов и алеутов.

Эскимосские языки подразделяются на 2 основные группы — юпик и инуит (самоназвания).
Язык сиреникских эскимосов на Чукотке стоит особняком и, возможно, является «осколком» третьей ветви.
Языки группы юпик распространены на Чукотке, западном и юго-западном побережье Аляски с прилегающими островами.
Языки группы инуит — на северном побережье Аляски и далее на восток до Гренландии.
Граница двух групп проходит через поселок Уналаклит на западном побережье Аляски.

В  состав группы юпик входят языки
чаплинский (юго-восток Чукотки и о. Св. Лаврентия),
науканский (северо-восток Чукотки),
язык центральный юпик (центральная часть побережья Аляски)
и язык алютик (юго-западная Аляска).

В  группу инуит (инупиак, инупик, инуктитут) входят: язык инуитов Аляски
(с отдельно выделенным диалектом эскимосов Берингова пролива),
язык инуитов Канады и гренландский язык.

[К какой же группе относится имакликский диалект?]

Что касается алеутов, то до контактов с русскими они разделялись на 8 племен.

Общие особенности эскимосских и алеутского языков

В  обеих ветвях существует одинаковый набор гласных: краткие и долгие a, i, u.
Системы согласных фонем также сходны, с той существенной оговоркой, что в алеутском отсутствуют губные p, в , f, представленные в эскимосских.
Обе ветви различают заднеязычные и увулярные (соответственно k, g, h и q, G, h,).

К  общим грамматическим характеристикам можно отнести отсутствие в обеих ветвях префиксов и значительную степень агглютинации
как основного морфонологического средства; однако в эскимосских языках эта агглютинация имеет более значительные,
чем в алеутском, отклонения от «чистого» типа в сторону фузии.
Число морфологических порядков, или, иначе говоря, средняя длина глагольного слова в эскимосских языках больше.
Основные именные и глагольные категории — падеж, число, приятжательность, время, наклонение,
транзитивность, каузативность, модальность, фазовость, качественные и оценочные характеристики действия — в обеих ветвях сходные.

Об особенностях каждой из двух ветвей эскимосско-алеутской семьи смотрите разделы
об эскимосских и алеутских языках.

Происхождение этноса

Арктика – единственный регион Земли, примыкающий к Северному полюсу. В таких природных зонах, как арктическая пустыня и безлесная тундра, холодно зимой и нежарко летом. Средняя температура июля составляет –1…0 °C. Зимой воздух остывает до –50 °C и ниже. Поэтому возникает вопрос о том, как и почему эскимосы решили поселиться среди льдов.

Первые работы о происхождении этноса датируются XVIII веком. Исследователи пришли к выводу, что физически и лингвистически эскимосы связаны с монгольскими племенами Средней Азии, а конкретно – с калмыками. Из-за политических беспорядков часть калмыков двинулись на север и вышли к берегам Северного Ледовитого океана. Пересекли Берингов пролив, достигли Северной Америки, а затем и берегов Гренландии.

В XIX веке появилась другая теория. Эскимосы – потомки пещерных жителей Европы эпохи палеолита. Они шли на север следом за оленями, которые давали мясо для еды, шкуры для курток и жилищ, а также транспорт для перевозки. Высказал теорию британский археолог Уильям Бойд Докинз в 1874 году. Она основана на сходстве орудий труда первобытных европейцев и ранних эскимосов.

Генетики подтвердили первую точку зрения в том смысле, что эскимосы действительно происходят из Азии (северо-восточный кластер). Палеоэскимосы пришли на Чукотку 5000 лет назад. 4000 лет назад они отделились от алеутов. Еще через 2000 лет распространились по северу Евразии и попали в Северную Америку.

Антропологи считают, что после продолжительного проживания в арктических широтах сформировалась удивительная арктическая раса. К ней относят не только эскимосов с алеутами. Это также чукчи, коряки и ительмены.

Семья эскимосов 1917 г. / Фото: Wikipedia.org

Творчество Ю. М. Анко

Юрий Михайлович Анко является первым эскимосским поэтом и одним из наиболее известных представителей эскимоской литературы. Юрий Михайлович Анко родился в мае 1930 года в селе Чаплино на мысе Чаплина. Отец писателя был охотником-зверобоем. Семья была очень бедной. В годы Великой Отечественной войны Анко бросил школу и стал работать в поселке Комбинат Анадырского района на рыбзаводе.

Юрий Михайлович Анко с самого раннего детства мечтал стать летчиком. В 1948 году получил направление и поступил в ленинградский педагогический институт имени А. И. Герцена на факультет народов Крайнего Севера. Одновременно с обучением в институте Анко посещал занятия в центральном аэроклубе Ленинграда. Здесь же будущий писатель познакомился с Ю. Рытхэу.

Институт Анко не окончил, обучение продолжил в Балашовском военно-летном училище. В 1952 году Юрий Михайлович с отличием окончил училище, после чего летал на самолетах Ли-2.

В 1954 году Анко вышел в запас и вернулся на Чукотку, где плавал на промысловых кораблях. В 1955 году поступил в Анадырское педагогическое училище народов Крайнего Севера. После окончания училища в 1958 года снова стал работать пилотом.

В 1960 году Анко покончил с собой.

Первые произведения Юрия Михайловича были опубликованы в рукописном журнале «Юность». В 1959 году вышла его первая книга «Малыши». После гибели поэта в Магадане на эскимосском и русском языках были опубликованы его произведения «Яку», «Всегда в полете», «Чайка», «Эскимосские этюды».

1. Классификация

Распространение эскимосско-алеутских языков в Северной Америке

(указано приблизительное число носителей)

Алеутская ветвь

  • алеутский язык — ≈ 150 чел. (Россия, США)
  • медновско-алеутский язык (алеутско-русский пиджин) — 5 чел. (Россия)

Эскимосская ветвь

  • юпикская группа
    • аляскинская подгруппа:
      • алютикский язык — 400 чел. (США)
      • центрально-юпикский язык — 10 тыс. чел. (США)
    • сибирская подгруппа (юитский язык):
      • науканский язык — 100 чел. (Россия)
      • чаплинский язык — 1600 чел. (Россия, США)
  • сиреникский язык (вымерший)
  • инуитская группа
    • аляскинско-инуитский язык (инюпиак) — 3500 чел. (США)
      • язык инуитов Северной Аляски
      • язык инуитов Северо-Западной Аляски
    • гренландский язык — 47 тыс. чел. (Гренландия)
    • инуктитут — 30 тыс. чел. (Канада: Нунавут, Лабрадор)
      • западно-канадский инуитский язык (Канада: СЗТ)
      • восточно-канадский инуитский язык

Эскимосско-алеутская семья состоит из двух крупных частей: эскимосской и алеутской. Предположения о родстве эскимосских языков с алеутским высказывались начиная с середины XIX в. (Вениаминов, Р. Раск, В. Г. Богораз, В. И. Иохельсон); в 1951 г. одновременно и, по-видимому, независимо появились статья К. Бергсланда и статья Г. Марша и М. Сводеша, после которых это родство можно считать доказанным. По глоттохронологическим данным расхождение праэскимосского и праалеутского языков обычно датируется около 4 тысяч лет назад. В настоящее время эскимосские языки и алеутский язык взаимно непонятны.

Следующее крупное разделение произошло уже внутри праэскимосского языка около 1,5 тысяч лет назад, когда он раскололся на группы юпик и инуит, а также, вероятно, третью группу, ныне представленную языком сиреникских эскимосов.

Языки группы юпик распространены на Чукотке, западном и юго-западном побережье Аляски с прилегающими островами; языки группы инуит — на северном побережье Аляски и далее на восток до Гренландии. Граница двух групп проходит через посёлок Уналаклит на западном побережье Аляски.

Что едят эскимосы, чтобы не замерзнуть

Народы Арктики не занимаются сельским хозяйством, так как за полярным кругом сельскохозяйственные культуры замерзнут. Поэтому эскимосы едят мясо моржей, тюленей, оленей карибу и пьют их кровь.

Диетологи считают, что организм эскимоса способен переработать 4000–5000 ккал в сутки. Обычный человек при такой диете будет страдать от ожирения. Изучая рацион эскимосов, жители других стран стали употреблять рыбий жир, а также жирные кислоты омега-3, чтобы предотвращать сердечно-сосудистые заболевания.

Чтобы разнообразить мясной рацион жители севера едят птицу, рыбу и птичьи яйца.

Необычные блюда в быту у эскимосов:

  1. Акутак – ягоды, смешанные с жиром. Из ягод берут клюкву, морошку, чернику. Взбивают их с животным жиром.
  2. Суаасат – гренландский суп из нескольких сортов мяса: оленины, китового и тюленьего. Современный суаасат загущивают рисом и картофелем.
  3. Копальхен — деликатес, приготовленный из мяса, которое 3 месяца выдерживали в торфе.

Классификация

(указано приблизительное число носителей)

Эскимосско-алеутская семья состоит из двух крупных частей: эскимосской и алеутской. Предположения о родстве эскимосских языков с алеутским высказывались начиная с середины XIX в. (Вениаминов, Расмус Раск, Владимир Богораз, Владимир Иохельсон); в 1951 г. одновременно и, по-видимому, независимо появились статья К. Бергсланда и статья Г. Марша и Морриса Сводеша, после которых это родство можно считать доказанным. По глоттохронологическим данным расхождение праэскимосского и праалеутского языков обычно датируется около 4 тысяч лет назад [ источник не указан 116 дней ] . В настоящее время эскимосские языки и алеутский язык взаимно непонятны.

Следующее крупное разделение произошло уже внутри праэскимосского языка около 1,5 тысяч лет назад, когда он раскололся на группы юпик и инуит, а также, вероятно, третью группу, ныне представленную языком сиреникских эскимосов.

Языки группы юпик распространены на Чукотке, западном и юго-западном побережье Аляски с прилегающими островами; языки группы инуит — на северном побережье Аляски и далее на восток до Гренландии. Граница двух групп проходит через посёлок Уналаклит на западном побережье Аляски.

Верования и религия

Эскимосы верят в добрых и злых духов, которые населяют мир. Руководит религиозной жизнью шаман. Он проводит обряды, избавляя соплеменников от злых духов. Чтобы стать шаманом, эскимос долгое время проводил вдали от людей – в тундре или в священном месте.

Они верят, что у каждой вещи есть дух или душа – анирник. Согласно мифам, северное сияние – тоже проявление анирника. Это души детей, которые играют на небе в мяч.

Убийство животного не считается убийством. Это договор между человеком и духами. Зверь сам приходит к человеку в гости, чтобы он убил тело и освободил бессмертный анирник. Если все сделано по правилам, то дух уходит в другой мир, где спит в течение года до возвращения на землю. А если нет, то остается на земле, чтобы отомстить.

Эскимосы верили, что тяжелая болезнь – это результат кражи души. Вор – злой дух. Он получает силу вредить, если человек нарушил табу, например, убил священное животное. Шаман устанавливал причинно-следственную связь, назначал «лечение» и спасал эскимоса от злого духа.

Самый злой дух – Каллупиллук, живущий в океане. Он мог утащить человека в морские глубины. Каллупиллуком матери пугали непослушных детей и рассказывали им сказки о героях, побеждающих морских чудовищ.

Религия современных эскимосов зависит от места проживания. Русские эскимосы считаются православными. В Северной Америке распространен протестантизм. Некоторые эскимосы продолжают верить в духов, как это делали их предки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: