Воспой в саду, соловейка
https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/vospoy-soloveyka.mp3
Ты воспой, ты воспой в саду, соловейко,
Ты воспой, ты воспой в саду, соловейко.
Ох, я бы рад тебе воспевать,
Ох, я бы рад тебе воспевать.
Я бы рад, я бы рад тебе воспевати,
Я бы рад, я бы рад тебе воспевати,
Ох, мово голосу не стало,
Ох, мово голосу не стало.
Потерял, растерял я свой голосочек,
Потерял, растерял я свой голосочек.
Ох, по чужим садам летая,
Ох, по чужим садам летая.
По чужим по садам, по садам летая,
По чужим по садам, по садам летая.
Ох, горьку ягоду всё клевал,
Ох, горьку ягоду всё клевал.
Горькую ягоду, ягоду калину,
Горькую ягоду, ягоду калину.
Ох, сладкую малину,
Ох, сладкую малину.
Ты воспой, ты воспой в саду, соловейко,
Ты воспой, ты воспой в саду, соловейко.
Ох, я бы рад тебе воспевать,
Ох, я бы рад тебе воспевать.
Барыня-рассыпуха
Пошла плясать по соломочке,
Отойдите рябятёж ка стороночке
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня
Я пою да все пою, а плясать стесняюся
Зато Коля за троих Одна управляюся
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня
непереводимая игра трудно различимых старорусских слов
А маво у Ванечки да ва кармане прянички
Да меня Ваня целовать, а я прянечки жевать
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня
Проводил меня миленок и хотел поцеловать
Мать в окошко увидала, гражданин не баловать
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня
Ах чтож ты стоишь улыбаешься
Подойди ты ко мне да повидаемся
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня
Рассыпчатая, раззгарчивая хоть наличико некрасива,
Но приманчивая
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня
Я читать частушки петь кончаю
И сажусь в решето,
До свидания, уплываю за частушками еще
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня
Немецкая музыка
Германия издревле славилась великолепными хоровыми ансамблями. Да, там, безусловно, существует и танцевальная традиция. Но прекрасно организованные мужские хоры с давних пор поют не только в церкви, но и на улицах, при большом скоплении народа во время общественных празднеств. Репертуар хоров необычайно богат: традиционные народные песни, вокальная танцевальная музыка, романсы. И хотя такие хоры в настоящее время встречаются всё реже, традиция совместного пения в пивных, ресторанчиках и церквях сохраняется и по сей день.
Страница немецкого песенника XVI века
Из Южной Германии пришла традиция короткой песни «шнадерхюпферль» (Schnaderhupferl). Простая, состоящая из куплетов всего в четыре строки, она представляет собой задорную, а зачастую и остро сатирическую импровизацию на какую-либо актуальную тему, причем диапазон тем невероятно широк — от любви до политики. Часто эти песни исполнялись на местных диалектах. Ну и, конечно, следует упомянуть лендлер, медленный величавый танец в размере три четверти, который танцевали не только крестьяне, но и буржуа, и дворяне в своих гостиных. Построенный на плавном кружении пар, лендлер стал предшественником вальса.
Вальс (фр. valse) — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4. Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев
Из-за острова на стержень
Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные
Острогрудые челны.
На переднем Стенька Разин,
Обнявшись, сидит с княжной,
Свадьбу новую справляет,
Сам весёлый и хмельной.
Позади их слышен ропот —
Нас на бабу променял,
Только ночь с ней провожжался,
Сам наутро бабой стал.
Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман,
И он мощною рукою
Обнял персиянки стан.
А она, потупя очи,
Не жива и не мертва,
Молча слушает хмельные
Атамановы слова.
Волга, Волга, мать родная,
Волга, русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака.
Мощным взмахом поднимает
Он красавицу княжну
И за борт её бросает
В набежавшую волну.
Златые горы
«Когда б имел златые горы
И реки полные вина,
Все отдал бы за ласки, взоры,
Чтоб ты владела мной одна».
«Не упрекай несправедливо,
Скажи всю правду ты отцу –
Тогда свободно и счастливо
С молитвой мы пойдем к венцу».
«Не раз, Мария, твою руку
Просил я у отца, не раз.
Отец не понял моей руки,
Жестокий сердцу дал отказ».
Тогда бежать я с ним решилась,
Поверив клятве роковой,
На божий храм перекрестилась,
В слезах взглянув на дом родной.
Умчались мы в страну чужую,
А через год он изменил,
Забыл он клятву ту святую,
А сам другую полюбил.
А мне сказал, стыдясь измены:
«Ступай обратно в дом отца.
Оставь, Мария, мои стены,
Я провожу тебя с крыльца.
За речи, ласки огневые
Я награжу тебя конем.
Уздечку, хлыстик золотые
Седельце шито жемчугом».
«Не надо мне твоей уздечки,
Не надо мне твово коня,
Ты пропил горы золотые
И реки полные вина».
Влияние религии на народное творчество
Интересен другой аспект русской народной музыки. Многие песни, былины, сказы, созданные до принятия христианства в Киевской Руси и в последующие десятилетия после этого события, имеют четко прослеживающиеся языческие корни. Однако сила православной церкви на Руси всегда была достаточно велика, поэтому славяне попросту добавляли в привычные произведения элементы новой религии, изменяя их текст, смысл. Но по сей день в народном творчестве можно проследить влияние язычества и христианства.
В детских русских народных песнях, которые можно отнести к русской народной музыке, до сегодняшнего дня встречаются леший, домовой, а многие песенные «забавки» для детей являются частью языческих обрядов, созданных, например, для вызова дождя.
Жанры русской народной музыки
Можно сказать, что постоянно воюющим за свои территории, семьи, пропитание славянским племенам было не до отдыха. Поэтому по большей части русская народная музыка создавалась с конкретной целью, танцевальные, лирические произведения появились гораздо позже, в XVI — XVII веках.
По большому счету в русской народной музыке Киевской Руси можно выделить несколько основных жанров:
- детские песни,
- обрядовые песни,
- песни-плачи,
- эпические песни,
- частушки.
Детские песни – передавались из поколения в поколение, пелись над детской колыбелью, были призваны защитить ребенка от злых духов, помолиться о его здоровье и счастье, помочь малышу быстрее заснуть.
В основе детских песен лежали языческие заговоры и обряды, хотя со временем в них появились и элементы православной религии – пожалуй, именно в этом жанре можно наблюдать наибольшее смешение этих противоположных религиозных направлений.
Обрядовые песни – традиционно сопровождали все календарные праздники славян, потому история русской народной музыки тесно связана с религией. Наиболее ярким примером обрядовых песен являются колядки – веселые песенки, которые пелись ряжеными на Святки. Здесь также прослеживается интересное смешение религиозных направлений: само название «колядки» произошло от имени языческого бога зимы Коляды, однако эти обрядовые песни исполнялись на христианский праздник — Святки.
Неизменно обрядовые песни сопровождали масленицу, день Ивана Купалы, а также события, имеющие значение для каждой конкретной семьи – поминки, свадьбы, дни рождения детей, другие памятные даты.
Также к обрядовым песням можно отнести церковные песнопения, которые создавались людьми, отрицающими языческие корни во всех их проявлениях, полностью посвятившими свою жизнь служению церкви.
Песни-плачи – особая часть русской культуры, создаваемая представителями особой профессии, пользующейся популярностью в Киевской Руси – плакальщицами. Плач и соответствующие обряду музыкальные формы являлись обязательной частью церемонии поминовения умерших. На сегодняшний день известны наиболее распространенные песни-плачи для похорон, целые коллективные воинские плачи, которые использовались на войнах, а особое место в жанре занимает плач невесты, которая вместе с подругами оплакивает свое расставание с родным домом, девичеством.
Эпические песни – служили для поддержания боевого духа тех, кто отправлялся на войну или просто в дальнее странствие. Скоротать время в строю, на привале, напугать врага, обрушить на его голову все несчастья, а также в красивой, интересной форме рассказать о своих подвигах родной семье – былины, эпос всегда являлся неотъемлемой частью русской культуры.
Русские народные частушки это, пожалуй, единственный жанр, который популярен сегодня, продолжает развиваться – короткие, забавные стишки, исполняющиеся на распев, описывающие повседневные события каждого племени в шутливой, игривой форме.
Стоит ли говорить о том, что до XXI века русская народная музыка дошла в значительно видоизменившись. Сегодня все русские народные произведения можно отнести к танцевальным или лирическим. Ценность произведений только возрастает — историки постоянно находят в этом развлекательном жанре интересные факты, ведь история русской народной музыки прекрасно отражает историю российского государства, народа!
Предлагаем курсы по обучению игре на музыкальных инструментах в муз. школе «Виртуозы:
- уроки игры на электрогитаре — актуально для желающих играть современный рок;
- игра на фортепиано для взрослых, в независимости от опыта, наличия навыков.
Колядки — зимние обрядовые песни
Сейчас петь колядки учат маленьких ребятишек, которым пытаются привить любовь к истории родной страны. При этом не раскрывается глубинный смысл веселых куплетов. Те, кто постарше, нечасто возвращаются к детским развлечениям или предаются им со смехом, подтрунивая друг над другом. Встарь в шумных гуляниях, играх принимали участие все от мала до велика. С утра гурьба детворы распевала колядки по дворам, стучалась в двери, за что получала желанные сладости. Днем по деревням отправлялась молодежь, которой доставалось угощение посущественней – пироги. К ночи колядовать шли взрослые. Для них веселье заканчивалось щедрым и веселым застольем в доме одного из соседей. Посиделки с обрядовыми песнями продолжались до утра.
Ой, коляда, коляда,Посконная борода.Таусень! Таусень!
Открывай ворота,Выноси-ка пирога!Таусень! Таусень!
Кто подаст лепешки —Золоты окошки!Таусень! Таусень!
Уж ты, бабушка, подай,Ты, Варварушка, подай!Таусень! Таусень!
Подавай, не ломай,Неси целый каравай.Таусень! Таусень!
Народная музыка Африки
Африка всегда была для европейцев загадкой, далеким и странным континентом, полным тайн и чудес. Пестрота — вот слово, которое лучше всего его характеризует. Огромное количество стран, племен, традиций, обрядов, переливающаяся разноцветная мозаика, в которой сочетается, казалось бы, несочетаемое.
Эта пестрота ярко отражается и в народной музыке Африки. Удивительно музыкальные народы, населяющие континент, и по сей день считают, что на музыке, пении и танце держится мир. Это неотъемлемая часть ежедневного быта как древних племен, так и современных африканцев.
Главной особенностью африканской народной музыки является ритмичность. Это характерно как для северного и северо-восточного регионов, тесно связанных с культурой и традициями исламского Востока, так и для остальной части континента, сохранившей определенную аутентичность.
Африканские племена по большей части не имели письменности. И музыка, а именно барабанный бой на знаменитых тамтамах, издревле являлась средством передачи информации. Удивительно ли, что даже в настоящее время на территории Западной Африки существуют жрецы-музыканты, которых называют гриотами. По сути, это отдельная каста, более семисот лет передающая из уст в уста сказания и историю своего народа.
Кроме традиционных барабанов, многие африканские племена использовали кору, струнный инструмент, похожий на арфу, и балафон, который в Европе стали называть ксилофоном. Экспрессия африканских напевов нисколько не уступает сложностью и эмоциональностью, например, тому же фламенко или блюзу. За пределами Африки известны и глиняные уду, а также местные музыкальные инструменты, имитирующие человеческий голос.
Джембе — западноафриканские барабаны, ошибочно их принято называть тамтамами
Взаимодействие и слияние арабской, нубийской и древней африканской культур породили удивительный музыкальный сплав, несущий в себе традиции йоруба, хауса, бини, искусство маромбе и гриотов, и многих, многих десятков иных племен, видоизмененный и усложненный восточными традициями. Позже, с появлением европейцев, народная музыка Африки попала под влияние христианской культуры, которую несли на континент колонизаторы. Активная христианизация племен заставляла постепенно отмирать культовое пение и танцы. Но взамен в христианские богослужения приходила традиция барабанного боя и танцев, которые сейчас нередко можно увидеть на мессах христианских общин афро-американцев в США.
В свою очередь, Африка оказала огромное влияние на музыку других континентов. Чернокожие рабы, привезенные в Новый Свет, принесли с собой и музыку далекой родины, существенно изменившую народную музыку некоторых стран Латинской Америки (Бразилия, Гаити, Куба). Возникновение блюза и спиричуэлса в США, креольской сеги или индийского малабара было бы невозможно без колоссального африканского влияния.
Ах, мой милый Августин
Считается, что одна из самых известных народных австрийских песен «Ах, мой милый Августин» (нем. Ach, du lieber Augustin) была написана во время эпидемии чумы 1678– 1679 года. Ее пел один из пьяниц, свалившихся в чумной ров для захоронений, чтобы доказать, что он не мертвец. Русские переводы песенки, как правило, очень далеки от оригинала.
Осенние обрядовые песни славян
Осенние песни в обрядовом фольклоре появляются ещё с августа. Нынче мы привыкли отмерять осень с 1 сентября. Встарь же первые напоминания о ней появлялись ещё в конце лета, вместе с началом сбора урожая. Именно работам в поле и радости в честь щедрых даров Матери Земли посвящены почти все песни в этот период. Отдельно можно выделить песни, посвящённые одному из праздников поздней осени – Осеннему Макошью.
Жнивные песни
Жнивными называют песни, которые встарь исполняли во время жатвы. Чаще всего песня помогала в труде, придавала сил и вдохновляла людей. Но было у осенних обрядовых песен и другое значение – сотворить волшебство.
В песнях описывался богатый урожай, который принесла земля. Часто во время начала жатвы было ещё не известно, удастся ли вовремя убрать весь урожай, успеть до дождей, которые погубят зерно. Потому с помощью песен люди притягивали хороший исход жатвы. Помогали песни и вернуть земле силу, чтобы на следующий год она вновь дала богатый урожай.
Примеры обрядовых песен на жатву:
Жали мы, жали
Жали мы, жали,Жали, пожинали: Жней молодые, Серпы золотые… Ой и чьё это поле Зажелтело, стоя? Иваново поле (здесь называли имя владельца поля) Зажелтело, стоя: Жницы молодые, Серпы золотые!
Отдельные песни исполнялись во время обряда «завивания бороды», которую делали из небольшого количества колосьев, специально оставленных не сжатыми:
Вьем-вьем бороду
«Уж мы вьем-вьем бороду У Василья на поле, Завиваем бороду У Ивановича нашего, На ниве великой, На полосе широкой!» (В песню подставляли имя и отчество хозяина поля) «И говорило аржаное жито, В чистом поле стоя, В чистом поле стоя: Не хочу я, аржаное жито, Да в поле стояти, Да в поле стояти, Не хочу я, аржаное жито, Да в пола стояти Колосом махати! А хочу я, аржаное жито, Во пучок завязаться, В засенку ложиться, А чтоб меня, аржаное жито, Во пучок взвязали, Из меня рожь выбирали!»
Ещё одну песню исполняли уже в доме, когда приносили туда богато украшенный последний сноп. Каждый домочадец после обрядовой песни съедал зёрнышко из этого снопа:
«К этому хозяинуПриходили бы купить и займовать! Кто зернышко съест, Если девушка – замуж идти, Парень – жениться, Если женщина – дитя родить, Если корова – телушку родить, Если овечка – двойничков принести».
Обрядовые песни на праздник Макошь
В конце октября празднуют десятую Макошину Пятницу. В этот праздник женщины и девушки славят Богиню Макошь, делают обрядовое рукоделие, а после праздника начинают трёпку льна. Празднику Макошь посвящены свои обрядовые песни.
Например, вот такая:
Вейся, вейся, кудель
«Вейся, вейся, кудель, На Макошин день! Прядись, пряженька, Славься, Матушка! Лён да полотно — Матушкино добро. Прядись, пряженька, Славься, Матушка! Беленым холстом Тебе поднесём. Прядись, пряженька, Славься, Матушка! Честно деревце Кругом обовьём. Прядись, пряженька, Славься, Матушка! Кругом обовьём, Молоком польём. Прядись, пряженька, Славься, Матушка! Молоком польём, Хлеба поднесём. Прядись, пряженька, Славься, Матушка! Хлеба поднесём, Славу воспоём! Прядись, пряженька, Славься, Матушка!»
Эту песню исполняют во время обряда плетения пояса. Для такого пояса каждая женщина приносит ниточку из своего дома, а сам пояс плетут вокруг дерева. После обряда его оставляют в дар Богине Макошь.
Обрядовые песни на День Макошь подойдут и для создания обережного рукоделия, посвященного этой Богине. Прежде чем творить такое рукоделие женщина традиционно приносила верчу Богине Макошь и уже после бралась за работу.
Украинская музыкальная культура
Бесспорно, украинская музыка является неотъемлемой частью славянской культуры. Именно она отвечает за музыкальность творчества в народном славянском стиле. Сегодня украинская музыка известна не только в границах своей страны, но и далеко за ее пределами. Еще в 11 веке на фресках Софии Киевской были изображены музыканты и танцующие скоморохи, играющие на всевозможных музыкальных инструментах.
Музыкант на фреске Софии Киевской
А в 12 веке есть упоминания об украинских певцах Бояне и Митусе, которые исполняли этно произведения не только для народа, но и для представителей княжеств. Первая украинская музыка, как и русская, носила все больше обрядовый характер. Именно музыка, по мнению украинцев, защищала от дурного глаза, скверны, бед и неудач. Позже песни в мелодичном музыкальном сопровождении несколько видоизменились, принимая все более лиричный и осмысленный характер. Так сегодня украинская музыка известна в таких жанрах:
Календарные обрядовые песни. Исполнялись, как правило, во время праздников или чествований языческих богов. Так появились веснянки, колядки и щедривки.
- Песни крепостных. Обычно в минорном жанре, рассказывающие истории о нелегкой доле наймита в музыкальном сопровождении.
- Лирика и баллады, рекрутские, стрелецкие, солдатские песни.
Стрелецкие песни
Думы. Такие произведения были наполнены глубоким смыслом. В них прославляли подвиги, выражали народные помыслы, повествовали о важных событиях в Киевской Руси.
Казацкие думы
В те времена украинская музыка объединяла людей. Так появлялись целые песенные цеха — своего рода творческие братства со своим уставом и укладом.
Музыка Северной и Южной Америки
Трудно сейчас судить о народной музыке коренных жителей Северной и Южной Америки. К сожалению, во время колонизации культура народов, населявших оба континента, безжалостно уничтожалась. Однако кое-что от музыкальной традиции древних индейцев, их населявших, дошло и до нашего времени.
Нет сомнений, что и североамериканские индейцы, и их собратья с юга имели развитую музыкальную культуру. Как и народности Африки, коренные американцы в устной — певческой и танцевальной — традиции передавали из поколения в поколение сказания о вождях и героях, о богах и ритуалах, о жизни на земле и на небе. Местных аутентичных инструментов было много, но наиболее распространенными являлись, как на юге, так и на севере, разновидности флейты и барабаны. Особая манера пения североамериканских племен европейцам казалась странной и дикой, множество одновременно поющих голосов, каждый из которых соблюдал свой ритм и гармонию, производило на них впечатление фальшивого пения, хотя на самом деле это было сложнейшим искусством. Южноамериканские народности, как и их северные собратья, сохранили от предков циклы свадебных, охотничьих, похоронных, трудовых песен.
Танго родилось в Аргентине, но популярно во всем мире
В отличие от танцев индейских племен Северной Америки, оставшихся уделом своего региона, латиноамериканские танцы оказали огромное влияние на новейшую культуру, без преувеличения, всего мира. Можно ли представить современную культуру без бразильской самбы, чилийской куэки, мексиканского харабе тапатио, колумбийской кумбии, перуанской маринеры или аргентинского танго? Немыслимо! Городские и сельские праздники, танцевальные марафоны, соревнования и концерты не обходятся без зажигательной музыки, истоки которой кроются в народной традиции индейцев.
Но если Латинская Америка подарила миру ламбаду и сальсу, то Северная Америка, впитавшая и смешавшая английские и шотландские баллады, африканские ритмы, народный скрипичный стиль Ирландии, стала родиной жанров, без которых представить современную музыкальную культуру просто невозможно. Кантри и его разновидность блюграсс, блюз и джаз — это все результат сплавления в одном огромном котле музыкальных традиций всего мира.
Славный парень Робин Гуд
Один из самых известных английских балладных циклов — о Робине Гуде, вольном стрелке, защитнике бедных и угнетенных, включает в себя около сорока отдельных баллад, а ранний свод баллад «A Geste of Robyn Hode» (нач. XVI в.) включает в себя 456 четверостиший
Поделиться ссылкой
Русское народное творчество
Безусловно, русская музыка в народном стиле является основополагающей в древнеславянской культуре. Слушая такие композиции сегодня, мы словно прикасаемся к основным историческим вехам, узнаем о традициях и укладе жизни наших предков.
Изначально русская песня в сопровождении инструмента использовалась для сопровождения религиозных или языческих обрядов, а позже — для семейных событий или торжеств. Но были и такие, которые рассказывали о важных событиях, о народном походе или военных подвигах. Такие произведения именуются эпическими или былинными. Основными направлениями в русском народном творчестве были:
Детские песни. К ним относятся колыбельные или песенки-потешки, которые пелись деткам мамами и бабушками и обязательно передавались из поколения в поколение, как семейные ценности.
Русские народные колыбельные
Обрядовые этно напевы. Ими сопровождался каждый календарный праздник славян (Масленица, Ивана Купала, Святки и многие другие праздники).
Обрядовые песни
- Песни-плачи. Это целая профессия, представительницами которой были плакальщицы. Песни-плачи исполнялись, когда провожали в последний путь усопших, а также во время войн.
- Эпические произведения. Это целые истории, полные событий, положенные на музыку. С их помощью рассказывались о ратных подвигах на поле боя, прославлялись герои, поддерживался боевой дух.
- Частушки. Незатейливые песенки веселого жанра популярны и сегодня. Короткие частушки-стишки исполняются в шутливой форме, обычно на злободневные темы.
Русская песня сопровождала людей повсюду. Ярмарки, праздники, свадьбы и сегодня сопровождает традиционная славянская музыка, а русская песня относится к важнейшим ценностям в мировой этно культуре.
Черный ворон
Чёрный ворон, чёрный ворон,
Что ж ты вьёшься надо мной,
Ты добычи не дождёшься,
Чёрный ворон, я не твой.
Ты добычи не дождёшься,
Чёрный ворон, я не твой.
Что ж ты когти распускаешь
Над моею головой,
Ты добычу себе чаешь,
Чёрный ворон, я не твой.
Завяжу смертельну рану
Подарённым мне платком,
А потом с тобой я стану
Говорить всё об одном.
Полети в мою сторонку,
Скажи маменьке моей,
Ты скажи моей любезной,
Что за Родину я пал.
Отнеси платок кровавый
Милой Любушке моей,
Ты скажи, она свободна,
Я женился на другой.
Взял невесту тиху стройну
В чистом поле под кустом.
Обвенчальна была сваха
Сабля острая моя.
Калена стрела венчала
Среди битвы роковой.
Чую, смерть моя подходит,
Чёрный ворон, весь я твой.
Чую, смерть моя подходит,
Чёрный ворон, весь я твой.
Музыка Европы
Юго-восток Европы подарил английскому языку забавное слово balkanize (балканизировать), что означает «разбить на много маленьких и часто враждебных друг другу частей». И с этим сложно поспорить. Этот регион пестрит самыми разными традициями, в том числе и музыкальными. Невероятное многообразие национальностей, языков и религий не могло не отразиться в музыке. Но, несмотря на все различия, музыкальная культура разных стран испытывала огромное взаимовлияние и имеет много общего.
Народная музыка этого региона отличается не только обилием кустарных местных инструментов. Кавал (разновидность флейты) характерен для области Македонии, Болгарии, Северной Греции, Южной Сербии и Албании, гусле — не путайте с русскими гуслями, это струнный смычковый инструмент, который часто использовали для аккомпанемента сказители,— Динарские горы, Босния и Герцеговина, понтийская лира — Греция, гайда — Македония и Болгария, цимбалы — Румыния, и многие другие.
Еще одним существенным отличием от музыки остальной Европы является обилие сложноразмерных ритмов, в целом нехарактерных для других европейцев. Балканским мелодиям трудно «подхлопать», ведь в песнях хоть и есть повторяющийся метр, но он отличается от привычного нам размера 2/4, 3/4 или 12/8. Это сложный или составной метр, например размер 7/8 получается при сложении размеров 3/8 и 4/8. Размер 9/8 складывается из 6/8 и 3/8 и т. д.
Ритм в мелодии меняется, но повторяющейся структуры в ней нет, за 4/4 может идти 5/4, потом 7/4. Этот метр называется переменным. При отсутствии метра и такта в мелодии — всей или ее части, музыка называется безмензурной. Так вот народная музыка этого региона объединяет все три этих специфических черты. Особенно славны своими «ломаными» ритмами Македония и Болгария.
Метр в музыке — мера, определяющая величину ритмических построений вплоть до малых композиционных форм, равномерное чередование сильных и слабых долей. Метр — понятие абстрактное. Он не может быть выражен звуками и существует только в воображении музыканта и слушателя.
Ну и, наконец, следует помнить, что страны Балканского полуострова и Средиземноморья долгое время находились под влиянием культурных традиций соседних регионов: на юге — Османская империя, под игом или протекторатом которой находились более четырех столетий Босния, Герцеговина, Черногория, Албания, Македония и Греция, севернее границы Хорватии — Австрийская монархия, юг Греции и часть Адриатики — Венецианская республика. И влияние это легко прослеживается в музыкальной народной традиции.
Отдельного упоминания заслуживает народная музыка Испании, которую принято считать скорее танцевальной,— пасодобль, хота, болеро и особенно жанр фламенко. Фламенко (исп. flamenco) — это общее название южно-испанской музыки провинции Андалусия, сочетание песни (cante) и танца (baiLe). В настоящее время этот жанр, сочетающий в себе черты индо-пакистанских, мусульманских, еврейских, цыганских и греческих музыкальных традиции, строгий и очень красивый танец, сопровождаемый горловыми переливами вокала и гитарным ритмом, переживает новое рождение. Особенно он становится популярен в испаноговорящей среде Северной Америки.
Посею лебеду
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.
Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.
Пошлю казака по воду,
Ни воды нет, ни казаченька,
Ни воды нет, ни казаченька.
Кабы мне да, младой, ворона коня,
Я бы вольная казачка была,
Я бы вольная казачка была.
Скакала, плясала б по лугам,
По зеленым по дубравушкам,
По зеленым по дубравушкам.
С донским, с молодым казаком,
Со удалым добрым молодцем,
Со удалым добрым молодцем.
Раздушечка, казак молодой,
Что не ходишь, что не жалуешь ко мне,
Что не ходишь, что не жалуешь ко мне?
Валенки
Валенки, да, валенки, ой
Да не подшиты стареньки
Нельзя валенки носить
Hе в чем к миленькой сходить
Валенки, валенки
Эх, не подшиты стареньки
Валенки, валенки
Ой, да, не подшиты стареньки
Ой, ты Коля, Николай
Сиди дома, не гуляй
Hе ходи на тот конец
Ох, не носи девкам колец
Валенки, валенки
Эх, не подшиты стареньки
Валенки, валенки
Эх, не подшиты стареньки
Чем подарочки носить
Лучше б валенки подшить
Валенки, валенки
Ой, да, не подшиты стареньки
Валенки, валенки
Ой, да, не подшиты стареньки
Суди, люди, суди, бог
Как же я любила
По морозу босиком
К милому ходила
Валенки, валенки
Ой, да, не подшиты стареньки
Валенки, валенки
Ой, да, не подшиты стареньки.
Структура и организация мелодий
Для вокальных жанров музыкального фольклора основополагающим является ритм произнесения слова в пении. Во всех славянских традициях преобладающими являются стих силлабической структуры и отвечающие ему цезурированные музыкальные формы. Исключение составляет севернорусская традиция, где распространение получили тонический стих и связанные с ним равномерно и неравномерно сегментированные музыкальные формы.
Звуковысотная организация ранних славянских мелодий характеризуется узкообъёмными (диатоническими и ангемитонными) ладовыми конструкциями, звуковой объём которых не превышает квинты. В более поздних музыкальных жанрах встречаются и широкообъёмные звуковысотные системы.
Славяне имеют развитые формы многоголосия, включающие в себя: а) гетерофонию или функциональное одноголосие, при котором отклонения от основной мелодической линии при ансамблевом исполнении незначительны; б) бурдонную диафонию, где одна (иногда две) голосовая партия представляет собой бурдон, а другая, чаще всего в виде гетерофонного пучка голосов, ведёт основной напев; в) функциональное двухголосие, где главная мелодия звучит у «басов», а над ними «парит» верхний голос, нередко в виде сольного подголоска («подводки», «горяка», «дишканта» и т. п.). Изредка встречается и функциональное трёхголосие.
Тембр, определяемый способом звукоизвлечения, высотой, громкостью и интенсивностью звучания, особенно важен при исполнении обрядовых песен, несущих в себе магическую силу, о чём свидетельствуют существующие в некоторых славянских традициях запреты на тембр (например, весенние заклички поются до Благовещенья тихо и в доме, а после Благовещенья громко и на открытом воздухе; духовные стихи у гроба в доме тихо, а во время календарных поминок на кладбище громко и т. п.). Тембровые характеристики не универсальны, они имеют ярко выраженную локальную специфику.