Направления
Матисьяху
С регги тесно связаны направления ска (ska) и toasting, предшествовавший хип-хопу. Тостинг — произнесение своих комментариев к песне поверх звучащей музыки во время импровизированных уличных дискотек, которые на Ямайке устраивали владельцы звуковых систем.
- Ранний регги (Early reggae). Время появления: 1968 год. Исполнители: The Maytals, The Pioneers, Desmond Dekker, Jimmy Cliff и другие. Его впоследствии стали иногда называть Skinhead reggae. Связано это с тем, что в Британии раннее регги было популярно в субкультуре традиционных скинхэдов. Исполнители: Laurel Aitken, Judge Dread, Symarip и другие.
- Рутс-регги (Roots reggae) — стиль, возникший на основе раннего регги и ритмики барабанов Наябинги, (обрядовые барабанные сессии, названные в честь мифологической принцессы Наябинги), основной ритм — «уан-дроп» (one drop), позже стали использоваться «халф-дроп» (half drop) и «рокерс» (rockers), но «уан-дроп» всё равно доминирует. Тематика текстов — религиозная, растафарианская. Время возникновения: конец 1960-х. Исполнители: Альфа Блонди, The Abyssinians, Burning Spear, Culture, Ли «Скрэтч» Перри, Боб Марли, Steel Pulse и другие.
- Даб (Dub) — инструментальное переложение музыки реггей, где на передний план выходит ритм-секция, а все остальные инструменты и, иногда, вокал вступают периодически. Для последних характерно использование различных звуковых спецэффектов (эха, реверберации, фазера, частотных фильтров), что придаёт музыке мистический, медитативный и психоделический характер. Основные герои даб-музыки не исполнители, а звукорежиссёры. Именно опыты с миксованием треков и привели к появлению нового стиля. Исполнители: Ли «Скрэтч» Перри, Scientist, Кинг Табби и другие. В дальнейшем стиль приобретает свои ответвления, иногда никак не связанные с регги, отходя от первоначальных экспериментов ямайских звукорежиссёров по приданию произведениям регги нового звучания, становясь отдельным направлением, сближающимся с электронной музыкой. Происхождение даба связано с упомянутыми выше уличными дискотеками, для целей которых обрабатывалась музыка.
- Дансхолл (Dancehall) — танцевальное направление, возникшее в начале 1980-х.
- Евро-регги (Euro Reggae) — стиль, возникший в результате эволюции из регги-фьюжн в начале 1990-х и непосредственно связанный с евродэнс-музыкой этого периода. Жанр наиболее известен благодаря всемирному хиту «All That She Wants» шведской евродэнс-группы Ace of Base. Многие исполнители (например, DJ BoBo, E-Rotic, Fun Factory, Mr. President, Rollergirl, Yaki-Da) использовали в своей музыке элементы евро-регги и регги-попа.
Литература
- На русском
- Горбут А. В. Ямайский Патуа и сила языка в музыке Регги //Сумма философии. Вып. 7. — 2007.
- Рахманина М. Популярные молодёжные субкультуры конца XX-начала XXI вв //Редколлегия. — С. 128.
- Сосновский Н. Хайле Селассие, песенки рэгги и мифы исторического сознания //Иностранная литература. — 1992. — №. 8-9. — С. 281—288.
- Дэвид Кац. Начало начал. Внятная история регги (фрагмент книги) // Московский книжный журнал
- На прочих языках
- Stephen Davis and Peter Simon, Reggae International (1982)
- Stephen Davis and Peter Simon, Reggae Bloodlines, rev. ed. (1979, reissued 1992)
- Malika Lee Whitney and Dermott Hussey, Bob Marley: Reggae King of the World, 2nd ed. (1994)
- Kevin O’Brien Chang and Wayne Chen, Reggae Routes (1998)
- Chuck Foster, Roots, Rock, Reggae: An Oral History of Reggae Music from Ska to Dancehall (1999)
- Lloyd Bradley, Prince Buster. This Is Reggae Music: The Story of Jamaica’s Music. Grove Press (2001)
- Steve Barrow, Peter Dalton. The Rough Guide to Reggae. Rough Guides; 2nd edition (2001)
- Dave Thompson, Reggae & Caribbean Music (2002)
- Jonathan Runge. Rum & Reggae’s French Caribbean. (Rum & Reggae series). Rum & Reggae Guidebooks Inc (2003)
- Lou Gooden. Reggae Heritage: Jamaica’s Music History, Culture & Politic. 1stBooks Library (2003)
- Steve Barrow and Peter Dalton, The Rough Guide to Reggae, 3rd ed., rev. and expanded (2004)
- Peter Manuel with Kenneth Bilby and Michael Largey, Caribbean Currents: Caribbean Music from Rumba to Reggae, rev. and expanded (2006)
8 аккордовых прогрессий регги
Аккордовые прогрессии регги разнообразны, в них легко сочетаются минорные и мажорные аккорды.
I IV I IV
Хотите сыграть один из самых классических звуков регги? Вы можете сыграть культовую песню Боба Марли »
Three Little Birds
» с помощью этой простой, но эффективной прогрессии:
I vi iii
Этот преимущественно минорный аккордовый рисунок можно услышать в таких песнях, как
Amber
группы 311:
i V i V
Эта простая, но эффективная аккордовая прогрессия удивительным образом начинается на минорном тоническом аккорде. Услышьте ее в песне
Get Up, Stand Up
Боба Марли:
I vi I vi
Возьмите несколько нот у великих Bob Marley & The Wailers! Услышьте эту прогрессию в
Buffalo Soldier:
I iii vi V
Вы большой поклонник музыки 90-х? Получите удовольствие, играя эту аккордовую прогрессию регги, которая звучит в песне
Santeria
группы Sublime:
V ii V ii vi
Одним из уникальных аспектов некоторых комбинаций аккордовых прогрессий в регги является то, что они не обязательно начинаются с аккорда I. Вы можете услышать эту уникальную прогрессию в песне
No, No, No
группы Dawn Penn:
I IV V IV
В паттернах регги по-прежнему используются некоторые из самых популярных аккордов, встречающихся во всех жанрах музыки: I IV и V. Услышьте этот аккорд в
Red Red Wine
группы UB40:
I ii IV I
Возможно, вы узнаете эту аккордовую прогрессию регги из культовой песни Бобби Макферрина
Don’t Worry Be Happy
. Эта беззаботная прогрессия идеально подходит для любой музыки в стиле регги.
Растафари
Рэгги на Ямайке в большинстве случаев связано с растафарианством, религиозным течением, распространившемся в XX веке на острове и представляющем своеобразное смешение христианства с иудаизмом, причём, что немаловажно, с определённым расовым уклоном. В характерной манере новых африкано-американских религиозных течений, во множестве появлявшихся в первой половине XX века, растафарианство настаивает на том, что Иисус Христос и все библейские герои были темнокожими, избранный народ иудейский — негроидная раса, а Земля Обетованная — это Эфиопия
Под Вавилоном, в котором вынуждены пребывать пленённые растафарианцы (и из которого ожидается Исход), подразумевается весь Западный мир, порабощённый капиталистической системой. Представителем Бога Джа (Jah — сокращение от Иеговы) на Земле считался эфиопский император Хайле Селассие I, до воцарения на троне в 1930 именовавшийся Рас Тэфэри Мэконнын (то есть князь Тэфэри Мэконнын) — отсюда и термин «растафарианство».
Credits
New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:
Reggae history
The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:
History of «Reggae»
Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.
Как играть регги на гитаре. Особенности техники игры
Ska stroke – удары вверх
Ска строук – это ритмическая основа, которая используется при исполнении ска, рокстеди и регги на гитаре. В музыке существуют разные ритмы на гитаре, но именно этот придаёт тот самый позитивный раскачивающий саунд, по которому стиль сразу узнаётся. Исполняется на вторую и четвёртую долю в такте. Эти доли будут сильными.
Прием «Chop-Chuck»
Сильные доли играются приёмом, который сами растафари называют «Чоп-Чок». Представляет собой два коротких резких удара вниз и вверх по струнам с характерным «царапающим» звуком «Чоп-Чок». Мы не натягиваем струны – мы их «нарезаем», словно острым поварским тесаком. Необходимо захватывать верхние струны (1-3, редко 4) не задевая басы.
The «Ska Slowed Down» Technique
Техника «замедленного ска-движения» совмещает в себе два элемента – уже известный «Chop-Chuck» (CC) и тот самый «Ska Slowed Down» (SS). «Замедленный ска» — это обратное «чоку» движение – не снизу вверх, а сверху вниз. Проведите, скажем, по аккорду A от 4 до 1 струны. А теперь сделайте тоже самое резко с заглушкой. После этого «чоп-чок нужно повторить. Бой регги схема такая: «CC – SS – CC».
Использование стаккато при игре боем
Хотя музыка и расслабляющая, но играть все приёмы необходимо с помощью «стаккато» — «резко, отрывисто». Никаких плавных движений по аккорду с последующим его переливчатым звучанием быть не должно.
Действия правой руки
Давайте рассмотрим, как играть бой регги на гитаре правой рукой. Возьмём самый простой ритм, где слабая доля требует использовать приём «глушение струн». Схема такая «CC-глушение» (4 раза).
Действия левой руки
Чтобы облегчить регги уроки для левой руки, можно разделить технику исполнения на 2 этапа. Сначала положите пальцы на струны, не зажимая аккорд. Потренируйте глушение правой рукой.
В какой-то момент зажмите гармонию и резко «высеките» «чоп-чок» (снизу вверх) медиатором. Чередуйте эти приёмы и постепенно поймаете необходимые движения.
Чтобы добиться соответствующего звучания, придётся часто использовать баррэ. Это необходимое условие, если вы хотите играть регги на гитаре, как ваш любимый раста-певец.
Основные представители
Классиком и королем регги-движения, был, есть и останется бессмертный Боб Марли, который сумел заявить миру с помощью регги все надежды на мир во всем мире. Его, музыка, оставаясь мирной, танцевальной (к тому же, любопытно оркестрованной), призывает всё человечество не забывать о своих «корнях», и о возвращении к истокам.
Всем кому нравятся нестандартные решения, новые краски в жизни, ну и для тех, кому нравится данное музыкальное направление, рекомендую послушать reggae! Для этого здесь представлю исполнителей которых стоит прослушать для того чтобы ознакомится с данным музыкальным течением, а это: Питер Тош, Линтон Квези, Black Uhuru и, конечно же, Боб Марли.
На территории России основными пропагандистами ещё в семидесятых стали «Карнавал» и «Аквариум» с его замечательной бессмертной композицией «Zoom Zoom Zoom», на данный момент можно выделить такие регги — группы как: «Остров», «Джа Дивижн» и «Маркшейдер Кунст».
Для начала нужно понять, почему регги-метал чаще всего правильнее называть все-таки рагга-металом.
Что такое регги, как это звучит и кто такой Боб Марли, никому объяснять не нужно. А вот с раггой сложнее. Рагга — это электронный поджанр регги, зародившийся на Ямайке в восьмидесятых годах на фоне растущей популярности электроники по всему миру. Изначально главное отличие между регги и раггой было в том, что во втором не использовались живые инструменты. Кроме того, рагга впитала многие элементы дэнсхолла и в целом была более ритмичной, быстрой и танцевальной музыкой, нежели прародитель. На основе рагги в итоге были сделаны первые эксперименты по скрещиванию регги и хип-хопа. А рагга-метал — это, по сути, ответвление рэпкора. Так что на раггу жанр опирается куда сильнее, чем на, собственно, регги.
Впрочем, «читка в стиле регги» на самом деле появилась куда раньше рагги, хотя в ней она в итоге закрепилась сильнее всего. Называется такое исполнение тостингом. А корни его закопаны в африканской народной музыке. Суть тостинга заключается в ритмичном зачитывании стихов нараспев. Подобное вообще существует во многих культурах и даже в церковных практиках. В ямайской музыке человека, зачитывающего «тосты», называют deejay. С традиционным определением «диск жокея» это слово путать не стоит — по смыслу оно ближе к MC. Причем у ямайского диджеинга даже конкретный изобретатель есть. Уинстон Купер, более известный как Граф Мачуки — он начал тостить под R&B еще в пятидесятых годах.
Пример диджеинга в исполнении Дэмиана Марли — младшего сына Боба Марли.
Skindred
Настоящие короли рагга-метала, неплохо завирусившиеся в начале нулевых, попав со своим треком Nobody на саундтрек в NFS: Underground 2. Их песня для многих была самой запоминающейся в игре. Группа до сих пор существует, гоняет по миру с турами и выпускает альбомы. Даже более того, Skindred сегодня — это большой мейнстрим-рок уровня Godsmack и Shinedown. От рагга-метала они иногда отклоняются (особенно на последнем альбоме), но никогда не уходят от него полностью.
Причины успеха группы можно разбирать долго, но одна из них — дичайшая харизма Бенджи Уэббе, его профессионализм как вокалиста и умение работать с толпой. К тому же за прошедшие двадцать с лишним лет Skindred написали десятки хитов, так что положение свое они заслужили.
Ямайка: родина регги и Растафари
Стилистика связывается с понятием от rocksteady к reggae, когда ямайские музыканты изобретают новые ритмы и записывают материалы. Среди переходных композиций выделяются Say What You’re Saying от Эрики Моррис (Erica Morris), People Funny Boy от Ли Скрэтч Перри (Lee Scratch Perry). Развитие жанра связывают с работами Лари Маршалла (Larry Marshall) и The Beltones.
Музыка считалась региональным достоянием, но с приходом на сцену Боба Марли (Bob Marley) жанр выходит на мировой уровень. Среди первых продюсеров выделяется Коксон Додд (Coxsone Dodd), Лесли Конг (Leslie Kong), Король Табби (King Tubby), Ли Скрэтч Перри (Lee Scratch Perry), а мощными студиями звукозаписи – Island Records и Trojan Records.
Выход на мировую сцену и популяризация регги соотносится и с показом киноленты The Harder They Come, главную роль в котором исполнил Джимми Клифф (Jimmy Cliff). Музыкант представил творчество в лучшем свете, создав культурный статус. В конце 80-х начинаются выступления панк-рок коллективов с использованием регги. Некоторые композиции игрались во время первых 100 дней выступлений в клубе The Roxy.
Отечественная эстрада и творчество
Отечественный регги зародился гораздо позже из-за железного занавеса, оберегающего жителей СССР от иностранной культуры и ценностей. Но в середине 80-х в глубоком андеграунде звучали композиции с примесями элементов reggae. Последнее проявляется в песнях группы «Аквариум», «Машина времени». В современности артисты издают целые сборники композиций, выдержанных в соответствующем жанре. СНГ сцена часто связывается со следующими музыкантами:
- Jah Divizion первая группа, которая переняла стилистику, начала записывать студийные композиции и выступать на регги сцене. Состав сформирован в 1991 году.
- Rasta Orchestra считается молодой группой русского reggae. Песни связываются с растафарианством, легализацией марихуаны и прочими похожими темами.
- «Комитет охраны тепла» и их сингл «Африка» – олицетворение жарких ритмов в холодном СНГ. Основателя и солиста нет в живых, но коллектив продолжает существовать.
Эти и другие исполнители частые гости на региональной сцене, встретить их можно на крупных фестивалях наподобие KAMWA.
Регги аккорды. 10 популярных прогрессий
Ниже мы приведём несколько примеров, как играть регги цепочками аккордов – прогрессиями.
Боб Марли и его бессмертный хит «No Woman, No Cry».
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru.
45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
C- G – A – F – C – G C – G
Peter Tosh «Johnny B. Good»
Пожалуй, самая простая и популярная прогрессия, которая также используется любителями поиграть кантри на гитаре:
Em-A
UB 40 «Red Red Wine»
C# – F# – D#m – G# — 3 раза, затем играются аккорды G# – F# – G# после идет проигрыш и последовательность повторяется G# – C# – F# – C# – G# – C# – F# – G#
Gregory Isaacs «Night Nurse»
Am – G
Third World «96 Degrees In The Shade»
Куплет Am – G, Припев C – G – Am
Эту последовательность использовали такие музыканты, как Jah Cure, Morgan Heritage, Gentleman
Em – C – D – Bm – C – Am – B7 или Bm
Tyrone Taylor – «Cottage In Negril»
Вступление C# – G# – F# – G# – F# – F# – G#, куплет C# – G# – F# – D#m– G#, проигрыш C# – Fm – D#m– G#
Travie McCoy and Bruno Mars –«Billionaire»
Вступление A – C#7 – F#m – E — 2 раза, затем D – E – F#m — 2 раза, далее D – E – A – G#m– F#m– E – D – C#7 и припев A – Bm
Bob Marley – «Stir It Up». Сам Боб использует здесь приём «Chop-Chuck»
A – D – E
Bob Marley – «One Love»
Вступление B – F# – E – B – F# – B, далее F# – E – B – F# – B – E – B – F# – B – E – B – F# – B
Отличительные черты
Темп регги неспешен, а ритм расслабленный и затейливый: сильные доли нередко пропускаются вовсе, а на слабые активно делается акцент (аккордами гитары и духовыми инструментами).
Басовая же партия может быть довольно витиеватой
Очень важно разыскать «необходимый» ритм для регги-музыканта, благодаря которому, создаются те «вибрации позитива», которые и обязана передавать музыка регги
Охватив в себе идеи множества музыкальных течений, регги остаётся преданным своему духу — духу мира, гармонии. Мировоззрение этой музыки основано именно в этом. Внутреннее совершенствование, отсутствие негатива – подобная концепция этого музыкального течения, предполагающая так же братство и равенство всему миру.
Регги музыка примирения, спокойствия и позитива.
Примечания
- ↑ Зайцев Александр. Рэгги. Кругосвет. Дата обращения: 13 марта 2012. Архивировано 31 мая 2012 года.
- Русский орфографический словарь Российской академии наук. Отв. ред. В. В. Лопатин.
- ↑ Рэггей (недоступная ссылка — история). Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки. Дата обращения: 13 марта 2012. Архивировано 31 мая 2012 года.
- Регги внесли в список культурного наследия ЮНЕСКО (рус.), euronews (29 ноября 2018). Архивировано 29 ноября 2018 года. Дата обращения: 30 ноября 2018.
- Reggae music of Jamaica — intangible heritage — Culture Sector — UNESCO (англ.). ich.unesco.org. Дата обращения: 30 ноября 2018. Архивировано 29 ноября 2018 года.
Dub War французов все же обогнали.
Группа собралась в Ньюпорте в 1993 году, а дебютник выпустила уже в 1999-м. Самым заметным и исторически значимым участником Dub War был вокалист Бенджи Уэббе. Группа просуществовало недолго — в 1999 году она распалась, а Уэббе на ее осколках основал Skindred. И уж эту банду вы знаете точно. Skindred вообще — самая известная и успешная рагга-метал-группа, пробившаяся в высшую лигу. Ну а Dub War — при участии Уэббе — пару раз воссоединялись в десятых и в 2016 даже выпустили сингл.
Кроме этого, Уэббе успел совместно с Робертом Трухильо из «Металлики» собрать супергруппу Mass Mental? — с двумя басистами. В 1999 году они даже выпустили рагга-метал-альбом How to Write Love Songs. А в 2014-м воссоединились для нескольких шоу. В 2016-м группа играла вновь, и возможно, когда-нибудь выпустит новый альбом. Забавно, что когда Роберт пригласил Уэббе поучаствовать в задумке, тот Трухильо даже не знал. Но когда узнал, из какой Роберт группы, конечно, долго не раздумывал.
Но хоть рагга-метал так и не стал массовым жанром, нельзя сказать, что творчество Dub War не оставило след в музыке. Во многом благодаря им элементы рагги и регги проскальзывают в творчестве многих тяжелых групп. Некоторые банды хоть и не выстраивают на рагга-метале все свое творчество, но периодически записывают песни в этом жанре. Примеров много: Nonpoint, Hed P.E., 311, P.O.D., Insolence и многие другие. Но для подборки я решил выбрать только те группы, для которых рагга-метал — основа звука. Таких нашлось не так уж много, а хороших среди них — еще меньше.
Бой регги на гитаре. 15 вариантов боя регги с примерами исполнения и табулатурами
1. 5 Nizza – Солдат
Пожалуй, самая известная русскоязычная регги-песня. Прекрасно подходит для тех, кто только познаёт искусство, как читать табулатуры. Тренирует чередование баса и части приёма «slow down», когда нужно сделать быстрое «высекание» книзу и заглушить струны.
2. Sinsemilia — From Loneliness To Madness
Более сложный трек, в котором используется чередование боя и «мёртвых» нот.
3. Kana — Ma Plantation v1
Этот трек отлично подойдёт как упражнение для тренировки ритма регги. Быстрая двойная заглушка часто является основой для песен.
4. Kana — Ma Plantation v2
Эта же песня, но в другой вариации. Потренируйте извлечение «чоп-чока».
5. The Gladiators — Rude Boy Ska
Всё произведение идёт на баррэ, поэтому ритм очень лёгкий. Основная ставка – на зажим аккордов.
6. BWC — Let ‘s Save Ourselves
Резкое чередование аккордов баррэ и глушения
Главное обратить внимание на паузы (крестики)
7. BWC — Moye Moye
Интересный ритмический рисунок выделяет эту песню из череды подобных. Триоли на аккордах F и F#.
8. Bob Marley — Iron Lion Zion
Основная линия здесь у баса. Он прост, но нужно держать темп композиции.
Слушать регги радио онлайн можно на нашем сайте
Своим появлением в 60-х годах ХХ века музыкальный стиль под названием «регги» обязан попыткам ямайских музыкантов воспроизвести ритм-энд-блюз, обладавший чрезвычайной популярностью по всему миру.
Немного истории: Музыка, возникшая в Новом Орлеане и Мемфисе, была доступна ямайцам только посредством радио. Пытаясь подражать популярному стилю, местные музыканты дополняли композиции знакомыми им элементами, заимствованными из народной музыки, или своими собственными музыкальными приемами. Некоторые детали, характерные для классического ритм-энд-блюза, были вовсе выпущены.
Народная музыка ямайских жителей является, по сути, фольклором различных народов Африки. Ведь большинство коренных ямайцев –это потомки темнокожих рабов, насильственно вывезенных из южного континента в семнадцатом веке. Все радиостанции слушать онлайн удобно на нашем сайте, ведь они разделены на множество категорий.
Одно из названий народной ямайской музыки, популярной у бедного населения, стало «менто». Характерными для этого течения было использование перкуссий, классические для африканских туземцев танцы (румбы, меренги, калипсо, самбы), а также африканские песнопения.
Органичное слияние западной популярной музыки с менто произвело на свет новый стиль – регги.
Специфика регги: Главный мотив текстов регги-песен – миролюбие, дружественность и гармония. Отличительной чертой этого жанра выступает именно его неизменный позитивный настрой. Несмотря на влияние многих музыкальных жанров, регги остается музыкой примирения и спокойствия.
Что касается музыкальной составляющей, то для регги характерны акценты на слабых долях, в то время как сильные практически отсутствуют. Ритмика зачастую спокойна и неспешна. Слушать лучшие регги радиостанции онлайн теперь появилась возможность в данном разделе.
Расцвет популярности связан с появлением в музыкальном мире культовой фигуры Боба Марли. Его стиль регги немного видоизменен и имеет отличия в сравнении с классическим звучанием. Его нововведением было использование гитар для аккомпанирования. До этого музыка в стиле регги исполнялась исключительно при участии барабанов и духовых инструментов. Из-за реформации, Марли неоднократно подвергался критике. Однако именно благодаря ему ямайское регги приобрело всемирную известность.
Наиболее используемыми темами для музыки регги стали: религия, социально-бытовая и гангстерская лирика. Для более поздних последователей характерна замена тематики на любовную лирику.