Верования
Растас называют всю совокупность идей и верований Расталогией. Акцент делается на идее, что личный опыт и интуитивное понимание должны использоваться для определения обоснованности конкретного убеждения или практики.
Верования находятся под влиянием иудео-христианской религии. Растафари верят в бога, которого они называют Джа. Вавилон представляет собой высшее зло, поскольку он был источником страданий; они ожидают, что основное белое общество сочтет их убеждения ложными.
Сион — это идеал, к которому он стремится. Этот термин используется в отношении Эфиопии или всей Африки, страны, которая имеет мифологическую идентичность в растафарианском языке.
Его моральные принципы — любить Бога и любить ближнего. Растафари патриархат, он рассматривает женщин как низшее существо.
Употребление каннабиса растаманами
По мнению любителей этой религии, наркотическое средство каннабис, которое часто употребляют адепты этой религии, никоим образом не вредит здоровью человека. Наоборот, каннабис помогает преодолеть все преграды, которые препятствуют человеку в познании истины и мудрости нашего мира.
Растаманы (верующие религии Джа Растафарай) утверждают, что только подобным способом, с помощью употребления травы, можно прийти к полной гармонии с собой и окружающим миром. В качестве подтверждения своих теорий представители этой религии очень часто приводят цитаты из Библии: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу».
Также именно из Библии было взято мнение, что запрещено стричь волосы. Их необходимо постоянно отращивать, при этом надо скручивать волосы в локоны — то есть дреды. Мало кто согласится с растаманами, что именно этот подтекст был заложен в Библию. Но и опровергать будет неправильно, ведь на сегодняшний день никто не может доказать ни одну, ни другую позицию.
Зарождение и развитие религии бога Джа
Датой формирования религиозно-философского течения растафарианства принято считать 2 ноября 1930 года — именно в этот день Тафэри Мэконен взошел на престол Эфиопии, взяв себе имя Хайле Селассие I. Так как принц (рас) Тафэри был чернокожим, его коронование многие представители негроидной расы восприняли как осуществление известного в Эфиопии древнего пророчества о спасителе, который освободит чернокожих от господства белой расы. Первыми растафарианцами стали выходцы из Эфиопии, приехавшие в поисках лучшей жизни на Ямайку и обосновавшиеся на этом острове. Они верили в то, что Хайле Селассие I положит начало борьбе за свержение господства европеоидной расы в мире.
Первые участники движения раста собирались в общины и жили обособленно от остального общества, и именно в таких общинах и были сформированы основные постулаты религии бога Джа. Согласно верованию, бог Джа был и есть единственным богом, создавших всех людей и выбрав чернокожих своим любимым народом. Однако за множественные прегрешения бог Джа наказал свой избранный народ, отдав его в услужение к людям с белой кожей, и так должно было быть до прихода посланного богом спасителя. В роли такого спасителя первым раста как раз и представлялся Хайле Селассие I. В ямайских общинах растаманов были разработаны 6 принципов — заповедей религии бога Джа, которые выглядели следующим образом:
1. Декларирование избранности и превосходства негроидной расы над другими людьми
2. Отрицание легитимности ямайских властей и неподчинение законам Ямайки
3. Намерение мстить «белым людям» за то, что они ущемляли темнокожих
4. Ненависть к всем представителям европеоидной расы
5. Подготовка к возвращению в «землю обетованную» — Эфиопию
6. Признание и почитание императора Эфиопии Хайле Селассие I как посланника бога Джа и спасителя негроидной расы
Разумеется, такие принципы растафарианства ни официальные власти, ни гражданское общество Ямайки не разделяли, поэтому лидеры общин растаманов регулярно привлекались полицейскими к уголовной ответственности. Уже в конце 30-х годов ХХ века практически все последователи религии бога Джа жили полностью обособленно от общества, в расположенных в высокогорье селениях. Такая ситуация продолжалась вплоть до 60-х годов ХХ века, и только в начале 70-х годов об религиозно-философском движении раста стало известно широким слоям общества за пределами Ямайки. Причиной распространения идеологии растаманов за пределы Ямайки стала популярность Боба Марли, который в своем творчестве проповедовал религию бога Джа, а также распространению стиля регги, во многом основанного на постулатах растафарианства.
Причины зарождения[править]
Ямайка представляла собой центр работорговли, куда свозились африканские невольники, перед продажей их в колонии. Бунтарская идеология, царящий среди привезенных рабов и сильно оттесненных местных нуждалась в какой-либо теоретической основе. Как-таковой общей религиозной идеологии среди этой массы людей не было. Миссии протестанских священников, активно проповедовавшие с 1833 так и не смогли полностью привить свою идеологию чернокожим. Необходим был пророк, живущий на земле, а не нематериальный Бог, находящийся в небе. Для многих христианская система мира была непривычна, понятие духовных сфер было чуждо людям, ранее исповедовавшим культ предков, поклонение духам и силам природы. Впитав ветхозаветные идеи и учение Христа растафарианцы трансформировали их в более привычную для себя форму. Изначально чуждый религиозный догматизм и строгие обряды оказались отброшены, но идеи равенства, любви к ближнему, всепрощения оказались восприняты.
РАСТАФАРИАНСТВО
Секта
Западная, Псевдохристианская
Другое название: «Африканская Реформированная Церковь».
Растафарианство возникло среди чернокожих жителей Ямайки и изначально может быть отнесено к разряду афрохристианских сект. Однако к настоящему времени оно распространилось далеко за пределами Ямайки и приобрело значительное число белых последователей, не имеющих непосредственного отношения к Африке. Поэтому мы сочли возможным отнести растафарианство к «западным» сектам.
Секта основана в 1930-е годы чернокожим проповедником М. Гарвеем, провозгласившим Африку «Землей обетованной». Когда на престол в Эфиопии взошел Тэфэри Меконнын под именем Хайле Силассие I, Гарвей объявил его Мессией. Исходя из этого, основной задачей секты стало возвращение всех африканцев на родину и построение в Африке истинного Израиля. Среди чернокожих последователей секты распространен «черный расизм».
Символом растафраианства является лев. На это указывает и внешний облик растаманов. Они спутывают волосы в длинные не расчесываемые космы, называемые «дредами» (от англ. dread – «страшный», «ужасный») и придают им красноватый оттенок, напоминающий львиную гриву.
Последователи секты верят в Единого Бога, которого называют «Джа». Существуют разные версии происхождения этого имени. По одной из них, оно было заимствовано у обитавших на Ямайке индусов-шайвов, которые использовали это восклицание в своих молитвах к Шиве.
Члены секты также верят в существование некой мистической силы или жизненной энергии «расты», которая разлита в природе.
Источником веры считается Библия, особенно почитается Ветхий Завет. При этом в толковании текстов очень заметно протестантское влияние.
Последователи учения придерживаются идей пацифизма, отказываются от службы в армии и вообще неохотно участвуют в общественной жизни. Существует также группа «узких раста», которые не едят мяса и не пьют вина.
Большую роль в секте играет музыка регги, которая является как бы визитной карточкой растафарианства. Активными проповедниками секты были музыканты Каунт Осси и Боб Марли. В России идеи расты также проповедуют группы, играющие в стиле регги, например, «Комитет Охраны Тепла».
В качестве особенностей секты можно также указать положительное отношение к наркотикам, особенно к марихуане. Растаманов также отличает особый «язык», представляющий собой искаженный английский, непонятный для непосвященных.
В последнее время растафарианство превратилось из секты в широкое движение, не имеющее четких организационных форм. Некоторые религиоведы даже считают растафарианство самостоятельной религией.
Число последователей растафарианства, даже приблизительное, не известно. По разным оценкам на конец ХХ века оно составляло от 6 до 50 тысяч человек.
Влияние на музыку и яркие представители
Боб Марли
Растафарианство оказало колоссальное влияние и на музыку. Так, на Ямайке зародился известный во всём мире стиль регги: благодаря его популярности другие страны и узнали о набирающем обороты религиозном движении. Основой для регги послужил стиль ска, который по сути представляет собой то же самое, но отличается более ускоренным темпом. Одним из наиболее успешных регги-хитов можно смело назвать «Rivers of Babylon» в исполнении безумно популярного в те годы диско-проекта «Boney M.».
Постепенно лирика регги менялась: в песнях всё меньше пелось о христианстве и всё больше о социальной и политической несправедливости. Одним из наиболее ярких представителей данного жанра, который открыто пел об угнетениях и мире во всём мире, был Боб Марли.
Он являлся настоящим идолом и кумиром, а многие последователи растафарианства даже считают его пророком.
Выход из подполья и широкое распространение
Растаманы
Впервые растафарианство вышло из подполья в начале 60-х. Тем не менее движение вызывало беспокойство у полиции: обилие запрещённых веществ, бунты, попытки поднять целое восстание…
Лев является символом растафарианства
Но в конечном итоге растаманам удалось прийти к общему согласию с властями: можно сказать, что у последних не было выбора, учитывая, что влияние религии стремительно росло и начало получать широкое распространение. Вскоре расты попали на радио, о них писали статьи, а они, в свою очередь, издавали собственные газеты. Всё это привлекало новых приверженцев: только в начале 60-х количество растаманов составляло примерно 100 тысяч человек!
Растаман
Постепенно религия перетекла в политическое движение, и ключевую роль в этом сыграл уличный философ и поэт Рас Сэм Браун. Он активно и красноречиво проповедовал своё мировоззрение, а в 1982 году в Лондоне вышла написанная им «Полная растафарианская Библия». Из основных заповедей растамана Браун подчеркнул:
Рас Сэм Браун
Стоит заметить, что именно по этой причине скончался Боб Марли — один из самых известных во всём мире приверженец растафарианства. Узнав о злокачественной меланоме на большом пальце ноги, Марли отказался от ампутации, дабы тело оставалось целостным.
История возникновения
Растаманы
История гласит, что Джа отдал чернокожих людей в рабство белым в знак наказания за их грехи. Так, долгое время чернокожие жили под гнётом Вавилона и современной социально-политической системы в ожидании великого дня, когда Джа придёт и освободит их.
Флаг Эфиопии
Как-то раз борец за права и освобождение чернокожих от угнетения Маркус Гарви заявил, что коронация чёрного царя в Африке станет знамением прихода Джа. И вот в начале 1930-х это случилось: императором Эфиопии стал Хайле Селассие, в котором ямайский народ сразу же увидел самого Джа. Тогда многие были уверены, что предсказание Гарви сбылось.
Хайле Селассие
Важной особенностью религии является то, что здесь нет никаких обращений — каждый человек должен сам открыть в себе Джа. Последователи называют себя растаманами, и их главная цель заключается в сопротивлении Вавилону — важно отличаться от Запада как внешне, так и внутренне
Это и отличает растафарианство от других движений.
Факты о субкультуре растаманов
Образ жизни, система взглядов и поведение делают из последователей учения отдельную социальную группу. Растаманы соблюдают несколько библейских заповедей, ведут правильный образ жизни.
Дреды – это не только стиль
В Ветхом Завете сказано, что волосы хранят силу человека, поэтому растаманам запрещено стричься. Скрученные пряди образуют дреды, которые приняты сообществом еще в первые дни зарождения движения на Ямайке. Прическа растаманов напоминает гриву, поэтому императора Хайле Селассие I иногда называют «Львом Иудейским».
Растаманы курят марихуану для повышения духовного состояния
Последователи субкультуры используют каннабис для ритуального вдыхания во время медитации. Это религиозный ритуал с целью открыть разум, повысить духовное осознание. Представители субкультуры не считают марихуану наркотиком, а называют ее растением мудрости. Каннабис традиционно использовался африканцами для лечения людей или животных.
Боб Марли не является основателем субкультуры
Популярность творчества короля регги в 1970-х годах помогла распространить образ жизни растафари по всему миру. Стиль музыки растаманов стал националистическим громким призывом к свободе. Отсюда возникло заблуждение, что известный исполнитель был основателем субкультуры.
Корни движения в философии Маркуса Гарви
Политический активист, сторонник освобождения афроамериканцев родился на Ямайке в 1887 году. Остров когда-то был перевалочным пунктом работорговли. Маркус Гарви с детства наблюдал проявления расизма. Впоследствии общественный деятель призывал потомков черных рабов вернуться в Африку. Растаманы считают его пророком, ведь активист предсказал коронацию последнего императора Эфиопии.
Порабощенным темнокожим Маркус Гарви посулил скорое избавление. В его философии лежат корни религиозного, социального и политического движений растафари.
Последователи субкультуры живут не только на Ямайке
Вначале растафарианство было местным островным движением, но позже его сторонники появились в США, странах Карибского бассейна. Сейчас в мире насчитывается около миллиона человек, для которых растаманская культура – неотъемлемая часть жизни. Благодаря музыке и интернету призыв растов затронул людей в самых отдаленных уголках планеты.
Они придерживаются здорового питания
Растафарианцы заботятся о здоровье, считая тело храмом, который легко осквернить. Последователи субкультуры не пьют алкоголь, воздерживаются от употребления мяса (особенно свинины). Растаманы питаются фруктами и овощами, часто соблюдают строгий диетический закон, согласно которому любая пища должна быть натуральной и сырой.
Растафарианство в России
Растаманы в России
Популярность регги во всём мире росла, и вскоре этот музыкальный жанр перебрался через железный занавес. А вместе с ним и растафарианство. Первыми российскими группами, которые положили ритмы регги в основу своего творчества, стали «Воскресенье», «Аквариум» и «Кабинет». Но то были лишь ритмы. Только спустя десятилетия в России появились регги-коллективы, такие как «Shamansky Beat», «Jah Division» или «Карибасы».
Особенно регги симпатизировал Борис Гребенщиков, лидер «Аквариума»: он находил тему внутренней свободы и неприятия традиционного миропорядка очень интересной и вдохновляющей.
Борис Гребенщиков
Для многих регги стал способом самовыражения и демонстрации собственной свободы: дреды, цвета эфиопского флага, песни Марли и прочая символика постепенно стали очень актуальны среди россиян. Тем не менее далеко не все имели представление, что такое настоящее растафарианство, а потому назвать их растафари никак нельзя.
Заповеди религии
У данного вероучения, как и у любого другого, есть набор определенных правил («айтел»), которые являются воплощением ценностей верующих:
- Ограничение потребление мяса. Иногда сводится к полному отказу от мясной пищи, но чаще не потребляют лишь свинину и мягкотелых;
- Воспрещается употребление специй и соли;
- Есть можно только то, что сделано своими руками;
- Соблюдение здорового образа жизни, полный отказ от вредных привычек;
- В то же самое время, вполне допускается курение марихуаны, или ганджи;
- Растафарианство – вера для позитивных людей, в ней нет места ненависти, зависти и прочим негативным эмоциям;
- Свободное время нужно посвящать созерцанию и постижению смысла жизни;
- Нужно отказаться от навязанных ценностей капиталистического и потребительского «Вавилона»;
- Навязывать свои идеи, как бы гуманны они ни были, ни в кое случае нельзя. Каждый человек – отдельная вселенная, к которой стоит относиться с уважением.
Растафарианство
Растафарианство (Растафари) — эклектическое религиозное верование, сложившееся на Ямайке в начале XX века на основе смеси христианства, местных карибских верований, верований чёрных потомков рабов из западной Африки и учения ряда религиозно-социальных проповедников (в первую очередь Маркуса Гарви). Растафарианству исторически предшествовали так называемые культы покомания.
На практике растафари появилось примерно так: ямайские негры, накурившись травки, услышали от местного деятеля Маркуса Гарви проповедь о том, что скоро в Эфиопии на престол взойдет последний из потомков Соломона, являющийся на самом деле Богом, и вдруг — в 1930 году рас Тафари унаследовал императорский престол, что негры на Ямайке поняли по-своему, и решили назвать себя в честь него растафарианами (англ. rastafarian — «приверженец раса Тафари», или, короче — rasta, отсюда — возвышенное rastaman — «человек раста»). Маркусу Гарви, видевшему себя мессией, такой поворот дел не понравился, и он начал утверждать, что живой человек не может быть богом, но зато нашлись другие — проповедник Леонард Хоуэлл, организовавший позже в горах и джунглях Ямайки общины с культом себя, а также Дж. Хибберт и А. Данкли; с тех пор и начинается история собственно растафари, а также отделение его от «гарвиизма», хотя Гарви таки считается теологическим и идейным зачинателем сего культурно-религиозного явления.
Растафари в 1920—1950-е годы верили в то, что император Эфиопии Хайле Селассие (1892—1975; император с 1930 по 1974, в результате ряда войн и переворотов) — живой Бог, последнее воплощение Бога на земле; что скоро он заберет свой народ — черных — на их родину, в Эфиопию, или же Сион; что Эфиопия (Сион, или по-английски Зайон) — Земля обетованная, так как они не особо интересовались, что происходит в Эфиопии, и мало знали про режим эфиопского императора.
Растаманы также верили в то, что белые люди обманули чёрных, дали им неправильную Библию, скрыли от них настоящее имя Бога (растаманы называют его «Джа»), и пленили в западной стране — Вавилоне, причем снова скрыв и это; то, что Ямайка и Запад в целом на самом деле Вавилон (под этим они понимали страну страданий и плена), они решили, исходя из их мнения о том, что негры — истинные иудеи (нынешние евреи, по мнению ямайских негров, не тру, а фейк, придуманный белыми для вытеснения черных с их исконного места богоизбранного народа), а раз иудеев уже раз пленили — в VII веке до н. э., Навуходоносор Вавилонский — то и их, потомков тех иудеев, пленят в том же месте, то есть в Вавилоне. Стоит отметить, что слово «Вавилон» растаманы понимали буквально, в библейском смысле, ассоциируя его при этом со всем западным миром (в тонкостях географии, истории и прочих «сказок белых» растаманы не разбирались), причем ключевым для них было представление о нем как о тюрьме, месте пленения, а отнюдь не использование его как синонима к «обществу потребления» (как сейчас считает большинство адептов растафари) — ибо самого понятия «общество потребления» в первой половине XX века еще не было, а если бы и было, то для Ямайки с её нищетой оно было бы неактуальным.
Диета
Культура раста стремится производить пищу «естественным образом», употребляя то, что они называют курсив или натуральная еда. Это часто производится органически и на местном уровне.
Большинство Раста придерживаются диетических законов, изложенных в Ветхом Завете, Левит, избегая, таким образом, свинины и ракообразных.
Другие практикующие остаются полностью вегетарианцами и избегают добавления в пищу каких-либо добавок, таких как сахар и соль.
Раста обычно избегает еды, произведенной не растафарианскими или неизвестными источниками.
Практикующие-мужчины также отказываются есть пищу, приготовленную женщиной во время менструации. Они также избегают алкоголя, сигарет, героина и кокаина.
Манера одеваться
Огромное внимание растаманы уделяют своему визуальному стилю. Причина этого лежит, в частности, в том, что большинство представителей движения – молодые люди
Непременные атрибуты внешнего облика растамана включают в себя:
- Дреды – своеобразные косички, в которые могут вплетаться различные украшения. Символизируют львиную гриву;
- В одежде растамана непременно должны присутствовать три эфиопских цвета: желтый (образ золота и Солнца), красный (цвет крови, пролитой в борьбе за волю) и зеленый (символизирует жизнь и рай). Чаще всего их можно увидеть на специфической шапочке, которую растаманы вяжут сами;
- Напульсники;
- Снэпы (браслеты);
- Джинсы;
- Майки и футболки с изображением эфиопского льва, листа каннабиса или звезды Давида;
- Татуировки.
Эти молодые люди исповедуют идеалы свободных отношений, человеколюбия и уважения ко всем расам. Вряд ли найдется сегодня человек, не знающий, кто такие растаманы. Число последователей этого движения достигает нескольких миллионов, и каждый может в любой момент примкнуть к этой большой и дружной семье.
Видео про жизнь растаманов
В этом видео будет показана жизнь настоящих ямайских растаманов, чем они занимаются и что думают:
Основные идеи[править]
Одной из главных идей является объединение. Маркус Гарви, один из радикально настроенных проповедников, считал что необходимо объединение ямайских негров. Возвращение на историческую родину, стремление к своим корням — одна из ключевых идей растафарианства. Гарви проповедовал необходимость образования, приобщения к учению Христа оставшихся в Африке соплеменников. Но также в его проповедях присутствовали и националистические мотивы. Восстановление величия черной расы, борьба за права чернокожих, вплоть до фальсификации сведений о расе Иисуса Христа в своем учении. Среди многих такая точка зрения пользовалась популярностью. «Он утверждал, что Бог, Дева Мария и ангелы были неграми, а дьявол — белым.» — пишет Елена Казарина Присутствует также обожествление эфиопского принца Тафари Маконнена, почитание его новым воплощением Христа. Основным божеством является Джа, по одной из версий Иисус (сокращение от Jesus), но божество понимается скорее как бог-отец, творец вселенной, одновременно как пронизывпющее все вибрация-энергия. По другой версии (наиболее каноничной) Джа — это Яхве, Б-г в понимании евреев. Джа познается через музыку, через любовь к ближним и предкам, через осознание своих корней. Имеется элемент поклонения конопле, как проводнику к Джа. Традиции употребления наркотических веществ, характерные как для чернокожих, так и для индейцев вошли в религиозный культ растафари.
Музыкальный стиль регги
Направление музыки «регги» зародилось в недрах растафарианской субкультуры на Ямайке во второй половине XX века. Точное происхождение названия этого слова никто не знает – в разных источниках его интерпретируют и как «блудливая женщина», и «рваный ритм», и как имя африканской народности.
Стилистика музыки испытала свое влияние американской популярной музыки, но в основе своей имеет традиционные музыкальные традиции негритянского населения Ямайки. Ключевая тема, которая идет красной нитью через все песни этого жанра – растафарианские религиозные представления, с их отрицанием погони за деньгами, позитивной настроенностью к жизни и солидарностью в борьбе с расизмом.
Наиболее видный представитель данного музыкального направления – Боб Марли, благодаря которому во всем мире стал популярен не только регги, но и растафарианство. Несмотря на то, что с момента его смерти прошло уже несколько десятков лет, он по-прежнему остается самым значительным регги-исполнителем.
В рамках жанра выделяют несколько направлений:
- Ранний регги;
- Рутс-регги;
- Дэнсхолл;
- Даб;
- Еврорегги.
Музыка эта имела колоссальное влияние на мировую культуру: именно она дала начало стилям ска и хип-хоп, которые находятся сегодня в авангарде музыкальной индустрии.
Что такое «растаман»?
Понятие «растаман» в применении к мировой молодежной субкультуре весьма расплывчато и может означать:
- Последователей растафарианского вероучения;
- Фанатов музыки регги (реггей) в целом и Боба Марли в частности;
- Людей, кому по нраву специфическая манера одеваться и внешняя стилистика растафарианства;
- Приверженцы убеждения о возвращении потомков американских чернокожих рабов в Африку.
Если речь идет о молодежном движении, сложившемся на просторах постсоветского пространства, то идеологический компонент в нем почти отсутствует. Оно и неудивительно: белым подросткам довольно тяжело примерить на себя элементы негритянского освободительного движения, присутствовавшего в ямайском растафарианстве. Современных юношей и девушек, которые себя называют растаманами, может зачастую объединять лишь пристрастие к марихуане. Ежегодно проводятся так называемые «Конопляные марши», призванные разрешить официальную продажу наркотика.
Растафарианство оставило значительный след в российской массовой культуре. Мотивы этого движения можно отчетливо проследить в творчестве групп «Воскресение», «Аквариум», «Децл» и других.
Внешний вид
Дреды
Так, Децл, почему какашки на голове с каждым годом все длиннее и длиннее? Одно радует — выходит. |
— П.С. Воля, Comedy Club |
Рутс дреды
Дреды (англ. dread — ужас) — один из главных внешних атрибутов растамана. Труъ-растаманы верят, что после смерти Джа поднимает правоверного растамана к себе именно за дреды. Длинные и густые спасают от неожиданностей. По некоторым данным, это странное поверье пришло в 1960-70-е вместе с влившимися в растафарианство хиппарями, которые успели прихватить его у индуистов-кришнаитов — последние для тех же целей делают хвостики на затылках.
Вопреки распространенному стереотипу, наличие у индивида дредов не приписывает его однозначно к растаманам. Дреды распространены особенно среди сайберготов, говно-альтернативщиков, брейкорщиков-раггакорщиков-джангалистов и просто всякого небыдла. В целом, это весьма модная прическа, и кто только ее не делает. Обратное тоже верно: далеко не у всех растаманов были и есть дреды, например, от дредов отказались те немногие растафариане, которым удалось эмигрировать с Ямайки в Эфиопию в 1960-е годы.
Труъ-растаманы же объясняли дреды следующим образом: они ссылались на обет назорейства, который, согласно св. писанию, дал Иисус Христос и который заключался, в числе прочего, в том, что он не будет прикасаться в течение определенного времени к своему телу; поэтому растаманы отказывались от бритв, ножниц и т. п. и заплетали волосы в дреды. При этом, это только возникшая позднее идеологическая отговорка, а истинная причина кроется в том, что ямайские негры в духе всей своей почвеннической веры хотели быть максимально похожими на людей Африки, а дреды они считали традиционной африканской прической. Между прочим, вся их вера пронизана стремлением к «рутс» (roots, корням), уважением «рутс» и т. д.
Есть заблуждение, будто бы женщины на Ямайке не делали дреды. Это неверно — там есть различные растафарианские секты, и в некоторых из них женщины действительно не делают дреды, но в большинстве — все-таки делают (в подтверждение рекомендуется посмотреть фильм «Roots Daughters The Women Of Rastafari»).
Существует целый дредосрач по поводу их естественности:
Некоторые современные растаманы считают, что дреды — естественное состояние волос. При этом возникают следующие вопросы:
- Что такое «естественность»?
- Под «естественностью» растаманы понимают невмешательство человека (то есть склонны к определению «Естественный — созданный природой без вмешательства человека»). Однако заплетенные дреды (а не те, которые могут появиться на голове сами по себе) они почему-то неестественными не считают. Тогда логичнее было бы использовать следующее определение: «Естественный — Обычный, закономерный; Непринужденный, не напускной». Однако из такого определения следует, что для человека естественно использование синтетических материалов, в природе не встречающихся, а созданных им, в том числе пресловутого канекалона (материал, из которого делают волокно для искусственных волос). Труъ-растаманы люто, бешено ненавидят канекалон.
- Насколько естественны дреды для людей с прямыми волосами?
Растаманы верят, что, если не расчесывать волосы, то через некоторое время (порядка месяцев или лет) волосы сами спутаются в дреды. У людей с прямыми волосами дреды сваливаются за полгода-год пруф, но ждать так долго многие не хотят, либо считают, что рутс-дреды слишком неаккуратны. Во-вторых, если дреды естественны, то есть всегда будут присутствовать без участия человека, то зачем же их периодичеcки подплетать, а также мыть как можно реже? Чтобы не расплетались? Однако факт, что дреды на несчастных европейских головушках без периодического подплетения умирают.
Украшения
Некоторые растаманы стремятся походить на новогоднюю ёлку и цепляют на себя over 9000 всяких фенечек, рюшечек, браслетиков, кулончиков, колокольчиков и прочего стафа, дополняя картину фуфайками и штанами едких цветов с психоделическими принтами. Цвета, в основном, эфиопского (красный-желтый-зеленый) и ямайского (черный-желтый-зеленый) флагов; по слухам, существуют и другие значимые цветосочетания, но такие сведения из-за бугра доходят туманно. Также украшательству подвергаются дреды. Бусы на дредах, как и прочие характерные элементы, служат также для посылания лучей добра в качестве сигнального механизма «свой-чужой»: если один дредатый встречает на улице другого дредатого и опознает в нем «своего» по обилию специфических атрибутов, он подходит к нему и дарит бусину со своей головы, что обычно приводит обоих в неописуемый восторг (читай: означает установление контакта). Короче, хиппари, одним словом.