Чокан валиханов (звезда пленительного счастья)

Комментарии

Итазов Тимурлан Шамсадинович

руководитель стоматологической клиники «5 Звезд»

Маланьин Сергей Игоревич

потомственный врач

Кудж Станислав Алексеевич

российский ученый, доктор технических наук, ректор РТУ МИРЭА

Валиахметов Альберт Марселович

популярный специалист по направлениям IT и рекламы

Вернадский Владимир Иванович

русский ученый, создатель науки «биогеохимия»

Борис Исаакович Ярхо

русский филолог-медиевист, фольклорист, теоретик и историк литературы, стиховед

Эндрю Яо Цичжи

учёный в области теории вычислительных систем, профессор университета Цинхуа в Пекине

Ивар Якобсон

шведский ученый, внесший огромный вклад в развитие UML, RUP, Аспектно-ориентированного программирования

Экспедиция в Кашгарию

Почтовая марка СССР из серии «Учёные нашей Родины», посвящённая Ч. Ч. Валиханову, , 4 копейки (ЦФА 3154, Скотт 2971B)

Всего четыре европейца побывали там до Валиханова: в XIII веке знаменитый Марко Поло, в XVII веке — португальский иезуит Бенедикт Гоэс (Бенто де Гоиш, Bento de Góis) и во второй половине XIX века — англичанин, чье имя и судьба остались неизвестными, и немецкий путешественник, ученик великого Гумбольдта, Адольф Шлагинтвейт, исчезнувший бесследно в ходе своей дерзкой экспедиции в Центральную Азию. Китайские власти всячески препятствовали проникновению иностранцев в южную Джунгарию. Любой европеец, оказавшийся в Кашгаре, рассматривался ими как шпион и подлежал смертной казни.

В июне 1858 года Валиханов отправился в путешествие, навсегда оставшееся в анналах российской географической науки. Ему исполнился тогда 21 год. В путь Чокан тронулся с караваном семипалатинского купца Мусабая Тохтубаева. Он путешествовал под вымышленным именем Алимбая, переодетый в восточную одежду и с обритой, по местному обычаю, головой. За полтора месяца достигнув верховий реки Или, купцы провели затем месяц, занимаясь торговлей с киргизами, после чего караван двинулся к китайской границе. Пройти через Тянь-Шань в сентябре оказалось делом нелёгким. При переходе через перевалы в высокогорных снежниках и ледниках погибла большая часть баранов, верблюдов и лошадей (из 101 верблюда с гор спустилось лишь 36). Кроме того, несколько раз пришлось отбиваться от нападений разбойничьих шаек, грабивших караваны в горных ущельях. При входе в город караван по приказу китайских властей был подвергнут тщательному обыску.

Во время пребывания в Кашгарии Валиханов познакомился со многими купцами, чиновниками и другими местными жителями. Ему удалось собрать сведения о населении и дорогах «страны шести городов» (Алтышахар), как называли уйгуры Кашгарию. Исследователь записывал также данные о климате и природе страны, её экономике. Он установил подробности гибели в Кашгаре Шлагинтвейта, которому отрубили голову у городской стены.

12 апреля 1859 года, через 11 месяцев после начала путешествия, Чокан Валиханов вернулся в Верный. По итогам экспедиции он написал отчет «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу (Малый Бухарин) (1858—1859)». Труд был высоко оценен востоковедами России и за её пределами и вскоре переиздан на английском языке.

Главное путешествие Чокана Валиханова

Еще через год, летом 1858 года началось самое знаменитое и крайне опасное путешествие Ч.Валиханова в Кашгарию — историческую область на юге Джунгарии. Дело в том, что этот регион был закрыт для европейцев, которые рисковали жизнью, оказавшись здесь — так, незадолго до Валиханова в регион проник путешественник Адольф Шлагинвейт, который был опознан и казнен. И что происходило на этой территории, было практически неизвестно

Осознавая важность предстоящей миссии, Чокан основательно подготовился к ней — изменил внешность, изучил все доступные материалы и вскоре присоединился к торговому каравану как один из купцов

Экспедиция оказалась сложной — ее ждали непогода, нападения местных разбойников и недоверие властей, однако, в итоге Валиханову удалось завоевать их доверие. Это помогло исследователю и разведчику досконально изучить местные политические и экономические особенности, нравы и обычаи, историю и многое другое. Кроме того, ему удалось в деталях узнать о судьбе уже упомянутого Шлагинвейта — оказалось, что ему просто отрубили голову.

В итоге власти Кашгара все-таки узнали правду о Ч.Валиханове, но было уже поздно караван к тому моменту находился на пути домой. За ним была послана погоня, но она опоздала — путешественник уже успел пересечь границу. Результатом его деятельности стал отчет о состоянии Кашгара, который сделал автора знаменитым. За свои заслуги Валиханов был награжден орденом Святого князя Владимира IV степени и чином штаб-ротмистра. В 1860 году он прибыл в Санкт-Петербург, где был принят на службу в Генеральный штаб, а затем еще и в Министерство иностранных дел, чему лично способствовал князь А.М. Горчаков.

Биография

Чокан Чингисович Валиханов — чингизид, прямой потомок знаменитого Абылай хана.. Он его правнук. Дед Чокана Уали хан — один из 30 сыновей Абылай хана.

Детство и юность

Чокан Валиханов родился в орде-зимовке Кунтимес Аман-Карагайского округа(ныне местность в Сарыкольском районе Костанайской области). Его отец, Чингис Валиханов, был старшим султаном (главой данного округа). При рождении мальчику было дано мусульманское имя Мухаммед-Канафия. Позже придуманное его матерью прозвище Чокан закрепилось как официальное имя. В детстве (1842—1847 гг.) мальчик учился в казахской школе, открытой в орде Кунтимес, где он получил начальные знания казахского, кыпшак-чагатайского, арабского и персидского языков. Будучи сыном старшего султана, Валиханов с детства имел возможность общаться с известными поэтами, акынами и художниками, знакомиться с их творчеством. Вследствие этого у Чокана с ранних лет появилась особая любовь к устному и музыкальному народному творчеству казахов, а также к рисованию. Первые уроки рисования Чокан получил у русских военных топографов, побывавших в Аманкарагайском (с 1844 года Кушмурунском) округе. Изначально Валиханов использовал тушь и карандаш, но позже стал рисовать и акварелью. Таким образом, работы Чокана Валиханова стали первыми изображениями казахской степи, сделанными её коренным жителем. Рисование обостряло наблюдательность Валиханова. Он взял в привычку изображать на бумаге то, что видел вокруг, и сохранил её на всю жизнь.

Яхта «Чокан Валиханов»

Все видео

В 1847 году, в возрасте 12 лет, Чокана Валиханова отправляют на учёбу в Омский кадетский корпус. Там его встречает старый друг семьи Валихановых переводчик В. И. Дабшинский, и знакомит с маленьким кадетом Г. Н. Потаниным. Впоследствии Григория Николаевича и Чокана связывала большая дружба. В своих воспоминаниях Потанин писал, что когда Валиханову было 14-15 лет, начальство кадетского корпуса уже пророчило его в крупного исследователя и даже учёного. Учитель истории Гонсевский также очень высоко ценил Чокана и иногда приглашал его к себе домой. Так у Валиханова появлялся доступ к богатой домашней библиотеке Гонсевского. Благодаря этому Чокан смог выучить немецкий и французский языки, познакомиться с трудами А. И. Лёвшина, П. И. Небольсина, А. Гумбольдта, Ж-П. Абель-Ремюзы, Ю. Клапрота и других учёных.

Во время учёбы в корпусе у Чокана появилась страсть к путешествиям и мечта открыть миру тогда ещё неизведанную Азию.

Незадолго до окончания учёбы в кадетском корпусе учитель геодезии К. К. Гутковский познакомил Валиханова с семьёй Я. С. Капустина, на чьей дочери от первого брака он был женат. Вторая жена Якова Семёновича была дочерью И. П. Менделеева. Чокан был частым гостем в доме Капустиных. Другом семьи Капустиных была также О. И. Иванова, дочь декабриста И. А. Анненкова. Она познакомила Валиханова с Ф. М. Достоевским и поэтом С. В. Дуровым, гостившим в доме Ивановых после освобождения из Омского острога. В 1852 году Чокан, по просьбе И. Н. Берёзина, написал статью «Ханские ярлыки Тохтамыша», которая считается первой научной работой Валиханова.

8 ноября 1853 года Чокан Валиханов окончил Омский кадетский корпус и стал офицером Российской армии, получив чин корнета.

Григорий Потанин

У Григория Николаевича Потанина интерес к истории казахов проявился еще в юношеском возрасте, в годы учебы в кадетском корпусе в Омске. Через два года после того, как десятилетний Потанин поступил в корпус, судьба послала ему друга, «маленького киргиза, сына атамана Чокана Валиханова», ставшего впоследствии великим сыном казахского народа — географом, этнографом, путешественником и просветителем. Сблизились они не сразу. «Чокан не знал по-русски, я не знал по-киргизски. Но потом, когда он подучился по-русски, когда я… заинтересовался путешествиями и географией Киргизской степи, я стал водить знакомство с Чоканом, — свидетельствовал Потанин. — С этой поры мы стали друзьями, и наши умственные интересы более не разлучались; нас обоих интересовал один и тот же предмет — Киргизская степь и Средняя Азия. С увлечением мы читали книгу Палласа, особенно те ее страницы, в которых описывались родные для нас места. Чтение это указало нам наше призвание»

На совместные занятия друзей обратил внимание преподаватель русского языка и словесности Николай Федорович Костылецкий, который немало способствовал развитию их увлеченности народной поэзией, языком, историей и этнографией казахов

После окончания кадетского корпуса Чокан Валиханов и Потанин используют каждую возможность, чтобы увидеться и обменяться этнографическими материалами. Обменивались друзья материалами и с Н. Ф. Костылецким. Постепенно в их портфелях скопился ряд общих текстов, в частности, пословицы, собранные и переведенные И. Бардышевым, долгое время состоявшим переводчиком при начальнике Алатауского округа и киргизов Большой орды. «Мы виделись с Чоканом часто, — вспоминал Потанин, — Чокан строил план, что он и я сначала отправимся в Петербург слушать лекции в университете. По выходе из университета, предполагалось — мы поедем путешествовать в Среднюю Азию».

В 1856 году, когда Потанина переводят в Омск, он, по просьбе Чокана, выписывает для него из Омского областного архива сведения, относящиеся к восемнадцатому столетию: об отношениях русских пограничных начальников с князьями соседнего Джунгарского ханства, о торговле между Сибирью и городами Восточного Туркестана.

Друзья встречаются и в Петербурге во время учебы Потанина в университете. Они вместе пишут статью «Отрывок из письма к издателю» по материалам поездки Потанина на западную границу казахских степей, под Уральск, которая в 1862 году была напечатана в «Колоколе». В 1863 году в Омске снова скрестились дороги Г. Н. Потанина и Чокана Валиханова, который также был причастен к делам Петербургского «Сибирского кружка». Они встретились в разгар подпольной работы Потанина, которая перемежалась с работой в экспедиции астронома Карла Струве.

В 1864 году уже тяжело больной Чокан снова приезжает в Омск. Видятся с Потаниным они недолго, «не более как в течение двух или трех месяцев», по-прежнему обмениваются материалами казахской народной поэзии. В бумагах Чокана впоследствии была обнаружена рукопись Потанина, где упоминаются эпос «Козы-Корпеш» и сказака «Итыгиль», которую Потанин записал на Тарбагатае.

Смерть Чокана Валиханова и арест Г. Н. Потанина в 1865 году в связи с деятельностью сибирского кружка прервали их общие занятия. Но разысканий казахского фольклора Потанин не прекратил. Сбор устно-поэтических произведений казахов он продолжил во всех своих последующих экспедициях.

Дружба замечательных представителей двух народов — Г. Н. Потанина и Чокана Валиханова — явилась примером того, как союз просвещенного казаха со свободомыслящим русским интеллигентом способствовал изучению казахской народности «не только для пополнения европейского знания, но и в целях пробуждения самосознания казахского народа».

Становление и первые экспедиции

Родился будущий исследователь в одной из зимовок на территории нынешней Костанайской области в очень непростой семье — его прадедом был легендарный Абылай-хан, признанный всеми жузами правитель и потомок ханов Золотой Орды. Другими словами, получивший при рождении традиционное мусульманское имя Мухаммед-Ханафия Чокан (это прозвище ему дала мать) был чингизидом — дальним потомком великого завоевателя. В возрасте 12 лет он поступил в Сибирский кадетский корпус (Омск), откуда через 6 лет вышел образованным офицером, стремившимся к новым знаниям и открытиям. Его способности были оценены и уже через год молодой корнет-кавалерист стал адъютантом и офицером по особым поручениям при генерал-губернаторе Западной Сибири.

Тогда же он и начал участвовать в исследовательских и этнографических экспедициях на юг. В их ходе он собрал богатый материал для своих работ по истории и описанию быта киргизов и джунгар. В 1856 году Валиханов отправился в крупную экспедицию на Иссык-Куль, где на основе собранного им материала сделал первое научное исследование главного киргизского эпоса — «Манас».

А затем для Валиханова пришла пора проявить себя в качестве умелого разведчика и дипломата — он был направлен со специальной миссией в Кульджу (Джунгария), где провел переговоры с китайской делегацией по спорным пограничным и торговым вопросам. Одновременно он изучал местную географию, собирал фольклор и вел наблюдения за местным населением. Миссия оказалась успешной — по ее результатам русско-китайские проблемы были улажены, плюс собран богатейший материал о регионе. Неудивительно, что в следующем году Русское географическое общество приняло Чокана своим действительным членом, по рекомендации знаменитого исследователя Семенова-Тянь-Шаньского.

Жизнь в Петербурге

Тяжелые условия путешествия, нервное напряжение и лишения, встретившиеся в пути сказались на здоровье молодого ученого. По возвращении домой Чокан Валиханов заболел. В 1860 году по вызову Военного министра исследователь Кашгарии приехал в Петербург, где был встречен как отважный путешественник и знаток жизни народов Средней Азии и Казахстана и награждён орденом Святого Владимира и повышен в чине до штабс-ротмистра.

Пребывание в Петербурге (он пробыл там больше года) духовно обогатило Валиханова и укрепило его демократические взгляды. Он окунулся в гущу общественной жизни и развернул широкую деятельность, работал в Военно-учетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте и географическом обществе. Составление карт Средней Азии и Восточного Туркестана, подготовка к изданию трудов Риттера, сотрудничество в издании энциклопедии (где впервые была опубликована его известная статья «Аблай», 1861), изучение восточных рукописей, чтение лекций по истории Востока в Русском географическом обществе — всё это составляло содержание его жизни в Петербурге. Большое влияние на Чокана в этот период оказали профессор А. Н. Бекетов, редактор «Записок Русского географического общества» востоковед, дипломат и публицист Е. П. Ковалевский, известные ученые-ориенталисты В. В. Григорьев, В. П. Васильев и В. В. Вельяминов-Зернов. Постоянную поддержку и дружеское расположение оказывал Валиханову вице-президент Русского географического общества П. П. Семёнов-Тян-Шанский. В Петербурге Валиханов вновь встретился со своим другом писателем Ф. М. Достоевским. Среди его Петербургских друзей были поэты А. Н. Майков и Я. П. Полонский, братья В. С. и Н. С. Курочкины, состоявшие членами общества «Земля и воля». Разночинная литературная среда расширяла кругозор казахского ученого, помогала ему лучше разобраться в событиях общественной жизни России в период революционной ситуации. Чтение Валихановым литературно-художественных и общественнополитических журналов «Современник», «Русское слово», «Эпоха», «Отечественные записки», «Время» и др., игравших большую роль в развитии общественного интереса к истории формировании исторических взглядов интеллигенции, способствовало утверждению демократических взглядов Валиханова.

По некоторым источникам (воспоминания и письма друзей) Валиханов в этот период на короткое время съездил в Париж, возможно, с целью публикации своих статей в трудах Географического общества Франции.

Влажный петербургский климат пагубно отразился на здоровье Чокана, и он вынужден был вскоре покинуть столицу и вернуться на родину.

Участие в походе Черняева

Город Верный был оплотом Российской империи в Семиречье. Но юг современного Казахстана тогда находился под властью Кокандского ханства. Россия продолжила завоевание Туркестана, направив свои войска на эти земли, населенные казахами.Чокан Валиханов принял участие в этом походе. В чине штабс-ротмистра он служил переводчиком при главном командовании, где исполняя служебные обязанности, способствовал установлению дружественных взаимоотношений русских властей с местным населением, а также справедливому решению споров из за пастбищ между казахами и киргизами и т. д.

Однако расправа войск над мирным населением при взятии крепостей Пишпек и Аулие-Ата в 1864 году так глубоко возмутила Валиханова, что после нескольких горячих споров с полковником Черняевым, не видя иного выхода, вернулся в Верный.

Киргизский эпос «Манас»

Чокан Валиханов

В первом путешествии на Иссык-Куль в 1856 году Валихановым был собран большой по объёму материал для словаря киргизского языка, записано и переведено много местных былин и песен. Важным результатом его поездки стало открытие учёному миру и широкой общественности величайшего памятника киргизского устного творчества, насчитывающего полмиллиона строк, — эпоса «Манас». Он явился первым исследователем, который записал (26 мая 1856 года), а впоследствии перевёл на русский язык отдельные главы эпоса. Валиханов оценил его как выдающееся произведение восточной устной традиции, киргизского фольклора. Он назвал «Манас» «степной Илиадой». А продолжение «Манаса» — поэму «Семетей» — он охарактеризовал как восточную «Одиссею». В результате этих поездок им были написаны «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Записки о кыргызах», «Очерки Джунгарии», «Западный край Китайской Империи и город Кульджа».

Последние годы жизни

Через полтора года Валиханов вернулся на родину, а затем отправился в Омск. Его дальнейшая деятельность относилась главным образом к административной сфере и лишь в 1864 году он участвовал в Аулиеатинском походе, где выступал в качестве посредника и дипломата. Поход стал для него последним — экстремальные путешествия подорвали его здоровье и в апреле 1865 года знаменитый путешественник ушел из жизни.

Тем не менее, его биография наглядно показала — проявить себя Чокан Валиханов мог только в великой Российско империи, которая дала ему для этого все возможности. Не поступил бы он на русскую службу — так и остался бы безвестным местным жителем, имя которого быстро забылось бы всеми.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: