Писатели, поэты и мыслители и произведения
Мы обратимся к самым выдающимся писателям 20-21 веков, так как они нам ближе по времени и мы сможем понять, к чему, к каким достижениям привело 1000-летнее развитие столь необычной узбекской литературы. Все эти люди смогли стать популярными не только в своей стране, но и по всему миру и принесли известность своей Родине.
Саид Ахмад Хусанходжаев
Этот знаменитый узбекский поэт, писатель и драматург родился в 1920 году и прожил почти 100 лет (до 2007 года). Это по-настоящему великий человек, которого даже наградили различными титулами и медалями за заслуги перед своей страной. После окончания учебы в университете он проявил себя как талантливый журналист и педагог, стремившийся ликвидировать или хотя бы уменьшить безграмотность в родной области, принимал активное участие в процессе коллективизации в новообразованной ССР. Все знакомые отзывались о нем как о человеке умном и образованном, уравновешенном и воспитанном, грамотном и проницательном.
Из под пера Саида Ахмада, псевдоним поэта, вышли такие произведения как сборники рассказов «Дар», «Мухаббат», «Ферганские рассказы». Свое самое значительное произведение, а именно трилогию «Горизонт» о событиях Великой Отечественной войны, он пишет в 60-ых годах, работая над ней около 10 лет. В 1988 году публикуется роман Саида Ахмада «Безмолвие», а затем множество пьес и комедия «Бунт невесток». Последнее произведение сделало писателя очень известным и поставило в ряд с главными классиками Узбекистана.
Яндекс. Картинки
Джаузи Абу Усман
Этот писатель 21 века прославился с помощью своих фельетонов, очерков и небольших юмористических рассказов. Его произведения публикуются в газетах и находят широкий отклик у аудитории.
Яндекс. Картинки
Зульфия
В Средней Азии, чтобы женщине стать не домохозяйкой, кухаркой или торговкой, а писательницей или поэтессой, надо очень сильно постараться. Популярная узбекская поэтесса, Зульфия Исраилова, так и сделала. А популярность у читателей она завоевала благодаря своим сборникам стихов «Хулькар»,»Водопад», «Близкие сердцу моему», «Сердце с пути» и многим другим
Наибольшее внимание она уделяла женщине-труженице и своей Родине, а еще очень трепетно описывалась природа, которую Зульфия ассоциировала с образом женщины. Знакомые современники называли ее истинной патриоткой «с яркими горящими глазами», которая, может быть, сильнее всех верила в победу советских людей над немцами
Яндекс. Картинки
Айбек
Настоящее имя — Муса Ташмухамедов. Он известный поэт, писатель-романист и переводчик. Прославился изначально он именно своими переводами на узбекский язык зарубежной классики, такие как «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина, «Фауст» Гете, «Маскарад» Михаила Юрьевича Лермонтова и других. Сам же он автор знаменитого романа «Навои», рассказывающем об эпохе воинственных тимуридов. Писатель в подробностях и очень красочно описывает и султанский дворец, и оживленные базарные площади, и жизнь в духовной школе, и так далее. Кстати, этот роман — одно из знаменитейших произведений узбекской литературы, в том числе и за рубежом.
Яндекс. Картинки
Тулепберген Каипбергенов
Этот человек — известный мыслитель, поэт и писатель Узбекистана, написавший более 60 произведений за всю свою жизнь. По мотивам романа «Дочь каракалпака» , принесшего ему популярность среди сограждан, был даже снят художественный фильм.
Яндекс. Картинки
Эркин Вахидов
Это один из самых ярких представителей современной литературы Узбекистана. Он продолжает древнее течение — «газель», которое воспевает образ женщин, можно сказать, «ухаживает» за ним. Также он патриот и увлечен сатирой, поэтому не упускает случая высмеять жадность, ложь и так далее.
Яндекс. Картинки
Худайберды Тухтабаев
Это один из самых популярных современных детских писателей, чьи повести стали поистине важнейшими уже для нескольких поколений юных узбекских читателей. Его самые известные творения — «Волшебная шапка», «Молодая гвардия» и «Тайна раскрыта». За все его заслуги он был награжден титулом Народного писателя.
Яндекс. Картинки
Книги об Узбекистане
Но золотая библиотека книг об Узбекистане представлена не только трудами узбекских писателей. Эти края всем сердцем полюбили и здесь нашли вдохновение люди, кого судьба в силу обстоятельств, привела в эти края. Например, Е.Е. Березиков, создавший такие работы как роман-хроника «Великий Тимур», «Красная Бухара» — о закате Бухарского эмирата и последних днях эмира Бухары Саид Алимхана, «Легенды и тайны Узбекистана» и др. Не менее примечательно и известно имя писателя Явдата Ильясова, чьему перу принадлежат увлекательнейшие романы о временах древней истории Средней Азии. Среди них – «Согдиана», повествующая о судьбе народного героя Согдианы Спитамена, под чьим командованием было оказано одно из самых ожесточенных сопротивлений греко-македонской армии
Роман «Тропа гнева», посвящен борьбе Среднеазиатских кочевых народов – саков, массагетов, яксартов — с персидскими захватчиками и подвигу отважного пастуха Ширака. «Черная вдова» расскажет о днях Хорезмского царства во времена борьбы с войсками Чингизхана
Блестящим образцом литературной мысли является роман-исследование Л. Салдадзе «Авиценна», где в поразительно интересной форме пересекаются два времени – время последнего эмира Бухары и время жизни великого врача Абу али Ибн Сина.
Но так как досуг не исчерпывается чтением, то для облегчения путешествия предлагаем следующие путеводители:«Узбекистан. Путеводитель с мини-разговорником (+ карта)», Арапов А.В.«Шедевры Центральной Азии», Арапов А.В.«Самарканд. Путеводитель», Арапов А.В.«Исторические памятники Узбекистана», Арапов А.В.«Узбекистан. Путеводитель», Алексей Паевский, Снежана Шабанова.
Также обратите внимание на вышедшую недавно фотокнигу «10 причин посетить Узбекистан». На трехстах страницах коллекционного издания — роскошные фотографии, на которых мастерской рукой запечатлено великолепие, известные и малоизвестные особенности узбекского края, народа, культуры и архитектуры
В Ташкенте путеводители вы можете приобрести в магазине «Книжный мир», находящемся в окрестностях ЦУМа.
Фото: dinara.co
Выдающиеся писатели и их произведения
Саид Ахмад Хусанходжаев
Знаменитый поэт и драматург, награжденный званиями и медалями за заслуги перед Узбекистаном. Выпускник Ташкентского Государственного Педагогического Института. Закончив учебу, в первой половине XX века проявил себя в качестве журналиста, принимал активное участие в процессе коллективизации. Преподавал в сельских школах для уменьшения уровня безграмотности в родных краях.
Уравновешенный и адекватный… Умные, задумчивые глаза, которые как будто пронизывают тебя, сразу же пробегают мурашки по спине, но страха нет, лишь уважение и почтение перед человеком, заставшим тяжёлые советские годы. Мне нравилось проводить в его доме свободное время, зачитываясь книгами его личной библиотеки… Воспитанный, грамотный человек, не позволявший себе грубого слова в адрес собеседника…
Джаузи Абу Усман
Чуть позже, спустя десять лет, заявил о себе как автор фельетонов, коротких очерков и рассказов
Изначально критики не обратили внимание на новоявленного писателя, восприняв его первый сборник без особого энтузиазма. О таланте Ахмада Узбекистан постепенно узнал в течение следующего десятилетия
«Дар» сменился «Мужественным сердцем», «Ферганскими рассказами», затем на свет появился «Мухаббат»
Легкие, высмеивающие низменные черты характера произведения неизменно сопровождались постановкой социально-важного вопроса, который не оставлял никого равнодушным. Трилогия «Горизонт» о временах Великой Отечественной Войны принесла Ахмаду звание выдающегося писателя Узбекистана
Зульфия
Полное имя — Зульфия Исраилова. Известная узбекская поэтесса, завоевавшая популярность благодаря сборникам стихов «Хулькар», «Близкие сердцу моему», «Сердце в пути», «Водопад» и др
Наибольшее внимание уделялось образу женщины-труженицы. Не редко особенно чувственно описывалась природа, которая также воспринималась поэтессой в качестве обобщенного женского образа
Современники отзывались о Зульфие, как «… ярая патриотка, писавшие стихи горящими от волнения глазами. Волновалась, когда кто-то отступал или претерпевали поражение. Одна из тех, кто по-настоящему верил в победу над немцами…».
Проявила себя, как мыслитель и автор либретто к операм узбекских исполнителей.
Айбек
Настоящее имя — Муса Ташмухамедов. Известный поэт, романист, переводчик, прославившийся литературным переводом на узбекский язык «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, «Фауста» Гете, «Маскарада» М.Ю. Лермонтова и др. Награжден орденами и медалями СССР, а также государственной премией ССР им. Хамзы. Автор романа «Навои» — повествование ведется о завораживающей, атмосферной эпохе тимуридов, которая отдаленно напоминает времена Османской империи. Айбек многогранно и ярко изобразил султанский дворец, оживленные базарные ряды, жизнь студентов духовной школы. Навои — одно из самых известных произведений узбекской литературы.
Тулепберген Каипбергенов
Народный писатель, поэт, мыслитель Узбекистана и Каракалпакстана, прославившийся в качестве писателя после завершения учебу в Педагогическом институте на факультете русского языка и литературы. За все время творческой деятельности написано большее 60 произведений, активно издаваемые во многих странах мира по нынешний день. Приобрел известность благодаря автобиографическому роману-эссе «Дочь каракалпака», по мотивам которого снят одноименный фильм. Сюжет повествует о тяжелых временах для каракалпаков от лица восточной рабыни по имени Джумагуль.
Эркин Вахидов
Один из ярких деятелей современной узбекской литературы. Вахидов по праву считается продолжателем традиционного направления «газель», которому присуще воспевание женского образа, буквально «ухаживание» за ним. В своем творчестве проявил обеспокоенность о судьбе последующих поколений, во многом был озадачен нравственными нормами воспитания детей и молодёжи. Как и Саид Ахмад, увлекался сатирой, высмеивая подхалимство, предательство, жадность и пр. Стихотворение «Свободный край — Узбекистан» — знает практически каждый житель Средней Азии.
Худайберды Тухтабаев
Один из великих узбекских детских писателей, произведения которого стали культовыми для многих поколений Узбекистана, а его повесть «Волшебная шапка» знают все ещё со времен школьной скамьи. Успех произведения принёс Тухтабаеву премию на Всесоюзном конкурсе за лучшую детскую книгу. Автор романов «Молодая гвардия» и «Тайна раскрыта», благодаря которым награждён званием Народного писателя.
<
Исторический очерк
Устная литература
Узбекская литература развивалась на основе устного и письменного народного творчества. Устное поэтическое творчество узбеков представлено пословицами и поговорками, сказками и дастаном — эпическим жанром.
Среди последних — «Алпамыш-Батыр», «Гороглы», «Кунтугмыш», «Ширин и Шокар». Дастан, подобно сказке, имеет традиционное сюжетное клише. В узбекском фольклоре развит эпос, насчитывается множество легенд и эпических песен. Наиболее известные исполнители: Юлдаш-оглы, Фазил, Ислам-шаир, Эргаш Джуманбулбул оглы и др.
В узбекском фольклоре встречаются трудовые, любовные, обрядовые песни, часть которых упоминаются уже в XI веке. Среди них протяжные песни «кушик» и свадебные «яр-яр». Известным народным сказителем и шоиром (поэтом) был Эргаш Джуманбульбуль-оглы.
В литературе народа Узбекистана значимое место занимают сказки. Особенно о животных и волшебно-фантастические. Там можно заметить жанр латифа, которая обозначает анекдот, точнее говоря сложились вокруг шутников, в основном знаменитого Насреддина Афанди, разоблачающие ханов и баев. В демократических народных вариантах латифа немало черт социальной сатиры. Ещё есть такой эпический жанр как дастан, которое получил широкое распространение в Узбекистане. Например, существует более 80 сюжетов от 50 сказителей героический эпоса «Алпамыш», более 40 сюжетов героико-романтического эпоса «Гёроглы», воинская повесть «Юсуф и Ахмед», романтические дастаны авантюрно-новеллистического и сказочно-фантастического содержания.
В узбекской литературе есть и фольклорные произведения такие как «Тахир и Зухра», «Ширин и Шакар», цикл «Рустамхон» и др. По генетическому признаку они подразделяются на фольклорные и книжные. Сюжеты книжных, как правило, заимствованы из классических произведений на арабском, персо-таджикском или староузбекском языках. Например, «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Юсуф и Зулейха» и др. Различие современных дастанов от исторических заключается в том, что они изображают конкретно-историческую действительность, такие как «Хасан-батрак», «Джизакское восстание» Ф. Юлдаш-оглы и др.
Письменная литература в XI—XIII веках
Алишер Навои. Миниатюра гератской школы, XV век
Развитие литературы на тюркских языка, предшествовавших узбекскому, усиливается в эпоху Караханидов. К Х веку в государстве Караханидов функционировал литературный язык, продолживший традиции древнетюркских письменных текстов. Официальный караханидский язык Х в. основывался на грамматической системе древних карлукских диалектов.
Исламизация Караханидов и их тюркских подданных сыграло большую роль в культурном развитии тюркской культуры. В конце Х — начале XI в. впервые в истории тюркских народов на тюркский язык был переведен Тафсир — комментарии к Корану. В эту эпоху в Средней Азии появились крупнейшие тюркоязычные литературные произведения: «Благодатное знание» (Кутадгу билиг) Юсуфа Баласагуни, «Диван» Ахмада Яссави, «Дары истины» (Хибатул хакоик) Ахмада Югнаки. Ученый XI века Махмуд Кашгари заложил основы тюркского языкознания. Он перечисляет названия многих тюркских племён Средней Азии.
«Словарь тюркских наречий», составленный Махмудом аль-Кашгари в 1072−1074 годах представлял собой основные жанры тюркоязычного фольклора — обрядовые и лирические песни, отрывки героического эпоса, исторические предания и легенды (о походе Александра Македонского в область тюрков-чигилей), более 400 пословиц, поговорок и устных изречений
Исламизация и тюркизация Хорезма нашла отражение в создании литературных, научных и религиозных произведений и переводе арабских и персидских произведений на тюркский язык. В Стамбуле библиотеке Сулеймание, хранится Коран с подстрочным переводом на тюркский язык, сделанном в Хорезме и датируется (январь — февраль 1363 г.).
Известным хорезмийским тюркским поэтом, писателем конца XIII — начала XIV вв. был Рабгузи (настоящее имя Наср ад-дин, сын Бурхан ад-дина). Основное произведение Рабгузи «Рассказы Рабгуза о пророках» («Киссаи Рабгузи», 1309—10) состоит из 72 сказов по религиозной тематике, в основном из Библии и Корана. Рассказы носят дидактический характер, в них проповедуется добродетель и осуждаются пороки.
Другим известным хорезмийским тюркским поэтом был Хафиз Хорезми, который в 1353 году написал поэму на тюркском языке «Мухаббат-наме». Сохранилось два списка поэмы: ранний, выполненный уйгурским письмом в 1432 году, и второй, переписанный в 1508—09 арабским письмом. Уйгурский список состоит из 10 писем-стихотворений на тюркском языке. Обе рукописи хранятся в Британском музее.
Поэзия
Для ознакомления с народным творчеством весьма полезен эпос «Алпамыш» о богатыре, влюбившемся в красавицу Барчин-ой. В какой-то степени — это аналог кыргызского эпоса о Манасе или русских былин.
Величайшим классиком, писавшим поэмы на тюркском языке, вопреки устоявшейся традиции и стереотипу писать на фарси (персидский), является Алишер Навои. Среди самых известных его поэм — великая пятерица (Хамса), включающая 5 произведений, каждая из которых отличается поразительной глубиной и смыслом. Так, «Фархад и Ширин» расскажет вам о любви, крушащей все преграды на пути, «Лейли и Меджнун» — пример жертвенной, одержимой и сжигающей любви, «Смятение праведных» — о тяготах и ловушках на пути к просветлению и слиянию с высшими идеалами, «Вал Искандера» — полуфантастический сюжет о справедливом царе, за прототип которого был взят Александр (Искандер) Великий, «Семь планет» — о духовной трансформации деспотичного царя Бахрама благодаря любви к красавице-музыкантше Диларам.
Современная узбекская литература
Среди современных узбекских поэтов, писателей можно выделить Абдуллу Арипова, Эркина Вахидова, Шарафа Башбекова, Хуршида Даврона, Мамадали Махмудов и др.
Известным узбекским писателем и драматургом является Шараф Башбеков. В театрах Узбекистана осуществляются постановки его пьес «Врата судьбы», «Гавроши старого города», «Железная женщина». «Железная женщина» поставлена во многих театрах бывшего СССР. По сценарию Ш. Башбекова сняты фильмы «Безликий» (1992), «Золотой мальчик» (1993), «Железная женщина», «Маъруф и Шариф» (1996), «Шут». Сериал «Чертово колесо» принес большой авторитета писателю. Волшебство, притягательная сила произведений Ш. Башбеков в своеобразных характерах и в сочном языке. Ш. Башбеков за драму «Железная женщина» удостоен Государственной премии Республики Узбекистан (1990).
Одним из ярких символов первого десятилетия эпохи независимости Узбекистана был узбекский поэт Мухаммад Юсуф (1954—2001). По оценкам современников Мухаммад Юсуф являлся одним из наиболее одарённых узбекских поэтов конца XX — начала XXI века.
Примечания
- ↑ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ТЮРКОВ В ЛИТВЕ. Сборник научных статей международной конференции. Vilniaus universiteto leidykla VILNIUS 2014, с.157-160
- Боровков, А. К. Лексика среднеазиатского тефсира: XII—XIII вв. М., 1963
- Перевод[уточнить] Михаила Девлеткамова — Девлеткамов М. И. Тюркский энциклопедист // Газета «Ракурс», 2011. — № 22.
- Киссас ул-анбиёи Рабгузий, 5 изд., Казан, 1881
- . Дата обращения: 17 мая 2020.
- Рустамов Э. Р. Узбекская поэзия в первой половине XV в. М., 1963, с.30
- Абдумавлянов А. А., Бабаханов А. История узбекской литературы. — Учитель, 1966. — С. 15. — 252 с.
- Дурбек. — Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
- A.J.E.Bodrogligeti, «MuÌammad Shaybænî’s Bahru’l-huda : An Early Sixteenth Century Didactic Qasida in Chagatay», Ural-Altaische Jahrbücher, vol.54 (1982), p. 1 and n.4
-
Bodrogligeti A. J. E. Muhammed Shaybânî’s «Bahru’l- Hudâ»: An
Early Sixteenth Century Didactic Qasida in Chagatay // Ural-Altaische Jahrbücher. 1982. Vol. 54. P.2 - . Дата обращения: 17 мая 2020.
- . E-samarkand.narod.ru. Дата обращения: 5 мая 2020.
- Султанов Т. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. М., 2006
- Bodrogligeti A. J. E. Muḥammad Shaybānī Khan’s Apology to the Muslim Clergy // Archivum Ottomanicum. 1994a. Vol. 13. (1993/1994), р.98
- Б. В. Норик, Роль шибанидских правителей в литературной жизни Мавераннахра XVI в. // Рахмат-намэ. Спб, 2008, с.230
- Чехович О.Д. Из источников по истории Самарканда XV века. // Из истории эпохи Улугбека. — Ташкент, 1965. — С. 325.
- . www.rulit.me. Дата обращения: 9 февраля 2020.
- Золотая Орда в мировой истории. Казань, 2016, с.520
- Сувонкулов И., Суфи Оллоёр // Узбекистон буюк алломалар юрти. Тошкент, Маънавият. Мовароуннахр,2010, с.379
- Арапов Д. Ю. «Необходимо. . . заняться образованием края» (Саттар-хан Абдулгафаров о задачах русской политики в Средней Азии) // Вестник Евразии. 2004. № 1.
- Арапов Д. Ю. «Необходимо. . . заняться образованием края» (Саттар-хан Абдулгафаров о задачах русской политики в Средней Азии) // Вестник Евразии. 2004. № 1.,с.172
- . Дата обращения: 17 мая 2020.
- . Дата обращения: 17 мая 2020.
- ↑ Короглы Х. Узбекская литература // Краткая литературная энциклопедия. Гл. ред. А. А. Сурков. М.: Сов. энцикл., 1962—1978. Т. 7: «Советская Украина» Флиаки. 1972. Стб. 730—742
- . Дата обращения: 17 мая 2020.
- . Дата обращения: 19 мая 2020.
Эпоха узбекских династий Шибанидов, Аштарханидов
Портрет Шейбани-хана, около 1507 г.
В тюркской поэме «Шейбани-наме» Мухаммед Салих отразил исторические события жизни XVI века. До нашего времени дошли небольшой лирический диван и автобиографический труд «Бабур-наме» Захиреддина Мухаммеда Бабура.
Шейбани-хан (1451—1510) писал стихи под псевдонимом «Шибани». Диван стихов Шейбани-хана, написанный на среднеазиатском тюркском литературном языке в настоящее время хранится в фонде рукописей Топкапы в Стамбуле. Он состоит из 192 страниц.
Рукопись его философско-религиозного произведения: «Бахр ул-худо», написанное на среднеазиатском тюркском литературном языке в 1508 году находится в Лондоне. Шейбани-хан использовал при написании своего сочинения различные труды по богословию. Оно содержит собственные соображения Шайбани-хана по религиозным вопросам. Автор излагает собственное представление об основах ислама: покаяние в грехах, проявление милосердия, совершение добрых дел. Шейбани-хан показывает прекрасное знание мусульманских ритуалов и повседневных обязанностей правоверных мусульман.
По мнению некоторых историков, Шейбани-хан был автором исторического произведения «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме»..
Шейбани-хан написал прозаическое сочинение под названием «Рисале-йи маариф-и Шейбани» на среднеазиатском тюркском — чагатайском языке в 1507 г. вскоре после захвата им Хорасана и посвящено сыну, Мухаммаду Тимуру (рукопись хранится в Стамбуле). В сочинении говорится о необходимости знания законов ислама, пользе этого знания для правителя. В этом произведении Шайбани-хан также показал себя приверженцем суфийского учения Ахмада Яссави.
Шейбани-хан, будучи сам поэтом, собрал при своем дворе талантливых поэтов и ученых. Среди них можно упомянуть таких поэтов, как Камал ад-дин Бинаи, Мухаммед Салиха и других, ставших авторами поэм, посвященных жизни и деятельности самого Шейбани-хана.
Убайдулла-хан был очень образованным человеком, мастерски декламировал Коран и снабдил его комментариями на тюркском языке, был одаренным певцом и музыкантом. С именем Убайдуллы-хана связано образование самого значительного придворного литературного круга в Мавераннахре первой половины XVI столетия. Убайдулла-хан сам писал стихи на тюркском, персидском и арабском языках под литературным псевдонимом Убайдий. До нас дошел сборник его стихотворений.
При правлении Абдулатиф-хана (1540—1551) в официальной документации использовался не только персидский, но и узбекский язык.
В эпоху Шейбанидов развивалась поэзия, литература и история на тюркском языке. Из известных поэтов эпохи Шейбанидов, среди тюркских историков можно выделить Абдулла Насруллахи.
Сочинения правителя Хивы Абульгази-хан (1603—1664) «Родословная туркмен» и «Родословная тюрков» — содержат в себе ценные сведения об истории народов Средней Азии (туркмен, узбеков, каракалпаков, казахов) и их сказаний, легенд, поговорок, преданий, пословиц. Можно также сказать, что значительный вклад в литературу XVI столетия внёс Ходжа (Пошшоходжа) его рассказами «Ключ справедливости» и «Цветник».
Поэма «Киссаи Сайфульмулюк» (начало XVI в.) узбекского бухарского поэта Маджлиси стала известна во всем тюркском мире. В 1793—1796 узбекский поэт Сайкали создал дастан «Бахрам и Гуландам». Поэма «Киссаи Сайфульмулюк» Маджлиси была одной из первых тюркских светских книг, напечатанных в типографии Казани в 1807 году.
Узбекский поэт Суфи Аллаяр родился в 1644 году в селе Минглар (90 километров к западу от Самаркандa), которое было в составе Бухарского ханства. Известное стихотворное произведение Суфи Аллаяра «Саботул ожизин» написанное на узбекском языке было посвящено суфийской философии стало позже учебным пособием для медресе Бухары, Коканда и Хивы. Произведение было несколько раз переиздано в Турции, Пакистане, Саудовской Аравии и России (Казани).
Советская узбекская литература
Среди советских узбекских поэтов, писателей можно выделить Гафура Гуляма, Абдуллу Каххара, Ойбека, Абдуллу Арипова, Эркина Вахидова, Самига Абдукаххара, Шарафа Башбекова и др.
Первый большой роман Айбека «Священная кровь» (), посвящён жизни народов Средней Азии, Узбекистана в годы Первой мировой войны. Этот роман был экранизирован на студии «Узбекфильм». Ещё с юных лет Айбек был увлечен произведениями великого узбекского поэта и мыслителя Алишера Навои. Но прежде чем написать произведение о нем, писатель тщательно изучил и просмотрел огромный архивный материал. В 30-е годы Айбек работал над созданием образа великого мыслителя, поэта и политического деятеля А. Навои. Айбек хотел, чтобы над землей, как соловей, летели песни Навои. В 1939 году он написал поэму о великом поэте, а в 1943 году был завершен роман, в котором Айбек показал Навои только как общественного и государственного деятеля. О его творческом пути говорится лишь мимоходом и то лишь в конце книги. Значение романа «Навои», как одного из лучших реалистических произведений, выходит далеко за пределы узбекской литературы. Он переведен на многие языки, в том числе и на русский.
В 20—30-х гг. XX века узбекская литература стала многожанровой. Появляются роман и повесть («Минувшие дни», 1925; «Скорпион из алтаря», 1929, Абдулла Кадыри). Драматургия стала неотъемлемой частью литературы, когда широкий размах получило театральное искусство. Появились политическая сатира, фельетон, памфлет.
Интерес писателей в годы войны был обращен и к исторической тематике. Хамид Алимджан создал стихотворную историческую драму «Муканна» (1942—43) о борьбе народа против арабских завоевателей во 2-й половине 8 в. Перу Айбека принадлежит роман «Ветер золотой долины» (1950) о жизни кишлака в первые послевоенные годы. О жизни в колхозе написаны роман «Огни Кошчинара» (1951—52) и остроконфликтная повесть «Птичка-невеличка» (1958) Каххара. Своеобразную дилогию о тружениках села составляют повесть «Победители» (1951) и роман «Сильнее бури» (1958) Рашидова. Большое место в литературе продолжает занимать историческая советская тема, которую развивали Хамид Гулям (р. 1919) в романе «Светоч» (1958), Мирза Калон Исмаили (р. 1908) в романе «Фергана до рассвета» (1958, 2-я ред. 1966), Джуманияз Шарипов (р. 1911) в романе «Хорезм» (1960—69).
Рахим Эсенов (Туркменистан)
Занимал пост министра культуры Туркменской ССР. Член Союза писателей России. Возглавлял Союз писателей Туркменистана. Писатель в основном пишет на русском и также его творчество издаётся на различных языках мира.
Эсенов является автором знаменитой исторической трилогии «Венценосный скиталец». Сам писатель неоднократно упоминал, что этот роман — произведение всей его жизни. Работа над книгой продолжалась 27 лет и была завершена в 1997 году.
«Венценосный скиталец»
Роман повествует о судьбе реально существовавшей исторической личности, почитаемого национального герое Туркменистана Байрам-Хане. Роман не прошёл личную цензуру бывшего президента Туркменистана Сапармурата Ниязова. Причиной этого стало то, что в книге Байрам-Хан по происхождению упоминался мусульманином-шиитом, что, по мнению Ниязова, противоречило титульному «суннитскому» происхождению туркмен. Ниязов потребовал от Эсенова внести изменения, на что получил отказ.
В результате, в 2004 году около 800 экземпляров романа «Венценосный скиталец» вышедшего тиражом всего 1000 экземпляров, были изъяты и уничтожены.
Сам же 77-летний автор был арестован и обвинён в контрабанде. Под давлением общественных организаций и посольства США Эсенов был освобождён из-под стражи, однако оставался под домашним арестом и в списке невыездных.
Через несколько лет Эсенову была присуждена ежегодная премия Пен-Центра, и он приглашён для получения премии в США. Как отмечает сам Эсенов, при попытке местных властей запретить выезд в США Эсенов сказал: «Благодаря вам я стал известен и поэтому получаю премию. Если вы не разрешите мне выехать и получить премию Пэн-центра, то в следующий раз это будет Нобелевская премия».
Эпоха Бухарского, Кокандского и Хивинского ханств
портрет узбекской поэтессы Надиры
Во времена существования Бухарского, Хивинского и Кокандского ханства, значимую народную тенденцию в литературе выражали видные представители демократической поэзии XVII и XVIII веков, такие как Боборахим Машраб (1653—1711), Турды и др., которые резко осудили произвол феодальных правителей. Чем больше усиливалась влияние фольклора на письменную литературу, тем больше укреплялась взаимосвязь и взаимовоздействие различных стилей литературы узбекских писателей и поэтов. Поэт Нифон создал дастан «Бахрам и Гуландам», «Хамро и Хурлико», получившие широкое распространение среди туркмен под названием «Хюрлукга и Хамра». Поэт Сайоди литературно обработал один из лучших дастанов, «Тахир и Зухра», который является очень популярным у многих народов Средней Азии.
Хорезм, Ферганская долина и Бухара были также важными литературными центрами Средней Азии. Поэт и историк Равнак Пахлавонкули получил известность в Хивинском ханстве, творчество которого проникнуто пессимистическими настроениями. Другой такой же поэт Нишати, произведения которого содержит мотивы разочарования, был из Хорезма и испытывал влияние Навои и Физули.
Средняя Азия также знаменита своими поэтессами. Яркими представительницами являются Надира (1792—1842), Увайси (1780—1845) и Махзуна. Традиционная любовная тематика и формальное совершенство стиха свойственны их творчеству.
Литературу первой половины XIX века возглавили поэты Мухаммед Шариф Гульхани, Махмур, Агахи и др. Произведение «Рассказы о Сове, или Поговорки» Гульхани, которая было написано в форме народной сказки по мотивам книги «Беседа птиц», где автор критиковал безнравственность придворных, феодалов-правителей и реакционного духовенства. Поэтическое наследие поэта Муниса Хорезми (1778—1829) стало шедевром классической литературы. Ему принадлежат сочинения «Трактат о грамотности» (1804), а также исторический труд «Сад счастья» (незакончен); эту работу завершил В свою очередь Агахи, который к тому же оставил диван «Талисман влюблённых». Представителями прогрессивно-демократического крыла узбекской литературы были поэты Завки, Мукими, Закирджан Фуркат, Дилшад, Отар-оглы, Аваз и Анбар Атын, которые положили начало реалистическому отражению действительности и ввели в литературу общественно-политическую тематику.
Родная узбекская литература
Большая часть узбеков принадлежит к тюркскому племени. Его литература состоит из различных языков тюркской группы, таких как казахский , турецкий, уйгурский и татарский языки . В настоящее время узбекский язык признан первым языком в Республике Узбекистан с 22 миллионами носителей из 30 миллионов, в то время как общины меньшинств используют узбекский язык в качестве второго языка. Таким образом, современная узбекская литература пишется и устно передается на узбекском языке.
Развитие
Узбекская литература произошла от тюркского языка, входящего в состав алтайских языков . На этих языках говорят преимущественно в Туркменистане , Таджикистане , Казахстане и Афганистане, а также в Узбекистане. Южные части находятся под влиянием Ирана , в то время как северные части менее подвержены влиянию персидского языка. Но после русской революции 1917 года новый литературный язык был принят как аборигенами северных, так и южных народов.
Первоначально узбекская литература была написана тремя основными шрифтами: арабским, латинским и кириллическим . Однако в последующие годы правительство Узбекистана в 1933 году ввело модифицированную версию латинского алфавита .
Эпоха Тимуридов
Тимуридский Ренессанс в литературе представлен поэзией Лютфи, Сайид Ахмеда, а также Алишера Навои, который писал произведения на чатагайском языке в жанре газели и рубаи, включенные в диваны. Темой поэзии становилась всепоглощающая неразделенная любовь (мухаббат) и нравственное назидание. Нередко в поэтическую форму облекалось историческое повествование (дастан).
Внук Тимура Искандар Султан имел двор, включавший группу поэтов, ученых и ремесленников, в том числе поэтов, например, Мир Хайдара, которого Искандар призвал писать стихи на тюркском языке. Благодаря покровительству Искандар Султана была написана тюркская поэма «Гуль и Навруз». Как отмечал Алишер Навои, Искандер Султан пригласил к себе в царский двор Хайдара Хорезми, который написал по его заказу поэму на тюркском языке «Сокровищница тайн».
Одним из поэтов конца XIV — начала XV веков был узбекский поэт Дурбек, крупный представитель узбекской светской литературы того периода. Из наследия Дурбека сохранилась переработка любовно-романтической поэмы в двух рукописях «Юсуф и Зулейха» на староузбекский язык.
Именно в эпоху Тимуридов большое внимание уделялось развитию тюркского языка.
В XV веке одним из ярких представителей литературы был Лутфи, который воспел идеальную любовь в поэме «Гуль и Новруз». Особое место занимает творчество Алишера Навои. «Пятерица» Навои выделяется в его богатейшем наследии, который первый на тюркском языке даёт «ответ» на одноимённое творение классика персидской поэзии Низами Гянджеви. Навои пишет также краткую характеристику основных поэтов XV века в книге «Собрание утончённых». Во многих сочинениях он затронул проблемы эстетики и теории литературы; немало способствовал развитию тюркского стихосложения. Навои считается одним из наиболее заметных узбекских писателей. «Чудеса детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости» — это лирические произведения Навои на тюркском языке, которые он объединил в Диван. Туда он включил свои лучшие касыда, газели, кыт’а и рубаи.