Кухня
Мясо у курдов принято просаливать, что позволяет продукту сохраняться максимально долго. Чтобы сделать его более сытным, используется бараний жир. В итоге блюдо получается похожим на тушенку. Практически в каждое блюдо добавляется козье или коровье молоко. Блюдо катык готовится на основе топленого молока, которое предварительно заквашивают. Из топленого молока получают освежающий напиток. В него просто добавляют холодную воду. Топленое масло используется и для приготовления курдского сыра. Творог готовят из жирного молока. Хранят сыр и творог в специальных мешочках. В процессе приготовления молоко кипятят, затем добавляют в него закваску и продолжают кипятить до тех пор, пока не получат творожную массу. Из получаемых сливок можно сделать масло и сметану.
Курды всегда вели преимущественно кочевой образ жизни, поэтому их пища должна была оставаться сытной и простой. Помимо мяса и молочных продуктов, регулярно употребляли хлеб и ели много овощей. Каждое блюдо сдабривали специями и травами. Современные курды не утратили былых кулинарных традиций.
Казахстанские курды пекут хлеб в тандыре, а еще из теста они заготавливают особую лапшу, которая называется реждия. Сама по себе такая лапша является очень сытной, ведь ее обжаривают на сковороде в топленом масле. Наиболее популярным блюдом из мяса является хашлама, которая варится на бульоне с добавлением зелени, специй и картофеля. Курды часто едят толму с капустными или виноградными листьями. В нее кладут много специй, а начинкой может служить сало, рис, кинза, мята и другие ингредиенты.
Курды предпочитают плов, причем у них есть множество способов приготовления. Например, с добавлением мяса или чисто вегетарианский. В него кладут сухофрукты. К блюдам может подаваться особая подливка — бамия. Готовят ее из бобов. Есть бамию можно с хлебом, обмакивая лепешку.
По весне кочевники любили готовить грар — суп, похожий на русскую окрошку. Основой вместо кваса служил молочный остаток. К нему добавляли зелень и крупу.
Интересным блюдом является рис шырбренж. Готовят его на молоке, причем рис надо держать до тех пор, пока молоко полностью не выпарится. Затем добавляют новую порцию молока и дают рису остыть. В блюдо кладут масло, посыпают корицей и поливают медом.
Для вегетарианцев есть суп из баклажанов и чечевицы. Пьют курды обычно тархун или мятный компот. Конечно, на каждом столе будет много хлеба.
Современная ситуация
Многие курды являются религиозными людьми. Их поведение и отношение к жизни, мировоззрение в целом определяются религией, которую они исповедуют. К другим верованиям курды относятся с большим уважением. Представители разных общин и верований могут участвовать в обрядах, тем самым выказывая уважение. Особую значимость для курдов имеют святые места, в том числе чужие. Крайне редко встречаются случаи конфликтов на религиозной почве. Однако оккультизм и поклонение злым духам курдами порицается.
Самым большим комплиментом для курда является произношение приветствия на его родном языке. Иностранец, выучивший курдский, может вмиг прославиться в любой общине. Одновременно курды не считают себя исключительными. Историческое соседство с другими народами сделало их терпеливыми, благодушными, способными уважать чужие взгляды. Вполне нормальным считается вступление в брак с представителем другого народа. Курды не терпят навязчивости. Долгие притеснения со стороны правительств разных государств сделали их крайне нетерпеливыми по отношению к тем, кто стремится навязать собственный порядок.
Наибольшее уважение вызывают те, кто смог достичь высот, используя собственные таланты. В почете всегда остаются умные, влиятельные и сильные люди
Важно отметить, что под словом «сильный» имеется в виду человек, способный использовать свою силу грамотно. Неспособные воспользоваться даром рационально, вызывают неприязнь
Курдами презирается всякий, кто обирает других во имя личной выгоды. Люди вполне нормально относятся к лишению определенных свобод, но взамен всегда ждут нечто большее. Если староста в их общине только забирает и ничего не дает взамен, такой человек рискует стать презираемым.
Совместимость
Обычно Гурами ведут себя достаточно миролюбиво, особенно при стайном содержании. Но в возбужденном состоянии или во время нереста мужские особи могут быть несколько агрессивны, поэтому лучше держать одного самца и нескольких самок.
Хорошо Гурами уживутся с такими же активными и неробкими питомцами, как и они сами:
- суматранскими барбусами;
- некрупными цихлидами;
- петушками;
- рыбами-попугаями;
- астронотусами;
- коридорасами;
- плескостомусами;
- скаляриями;
- моллинезиями;
- пецилиями;
- радужницами;
- расборами;
- лабео;
- золотыми рыбками.
Не стоит подселять к лабиринтовым рыбкам слишком крупных и агрессивных подводных обитателей:
- крупных цихловых;
- больших барбусов;
- меченосцев.
Слишком драчливых Гурами, например, Макроподов, лучше вообще селить поодиночке.
Лабиринтовых хищных рыб часто применяют для борьбы с разросшимся поголовьем гидр и улиток, так как это любимое лакомство Гурами.
Национальная одежда
В женском национальном костюме предусмотрено несколько предметов: брюки-шальвары; жилетка хелак; накидка крас. У мужчин костюм состоит из: сервала, пояса, национальных туфель, жилетки и рубашки стархани.
Джеркрасы у женщин представляют собой одеяние, похожее на кофту и рубашку одновременно. Брюки наденет только незамужняя женщина, тем самым показывая, что она является свободной. Сверху также накидывают крас — специальную прозрачную накидку, которая покрывает плечи. У женщин-курдов одежда вся яркая, контрастная, в ней могут использоваться такие цвета, как фиолетовый, зеленый, желтый, бирюзовый. Стархани у мужчин — это верхняя одежда, которая напоминает рубашку и пиджак. Стархани всегда заправляют в брюки, ткань одежды довольно плотная, есть карманы и лацканы. Мужской пояс в длину может достигать 4 метров. Накручивают его обязательно против часовой стрелки. Брюки фиксируются не поясом, а веревкой.
Основной мужской головной убор — чалма. Он является составным, включает шапку клав и платок мшки. Одежда у мужчин блеклая, только на праздники они позволяют себе надеть более яркие варианты. Цвета преимущественно близкие к белому и песочному. На официальный прием курдский мужчина наденет только белую одежду. В повседневной жизни они носят одежду коричневого цвета, реже серого.
Пословицы и поговорки
Вор есть вор — украл ли яйцо, увел ли быка
Кто сказал и сделал — человек, кто не сказал и сделал — лев, кто сказал и не сделал – осел Лишний кусок в горле не застрянет Малый ум — великая ноша На каждую слезинку есть смешинка
Обычное занятие влюбленных – молчание Один испеченный хлеб лучше десяти фунтов теста Оружие в руках — еще половина дела Отрезанную голову назад не приставишь
После битвы — много вояк Пусть лучше у меня будет молодой муж и драная рубашка, чем нарядная рубашка да старый муж Раз поймал — не упускай, а раз уж упустил — не гоняйся за упущенным
Сын волка не станет братом человека Ученье — золото: не истлеет, а богатство — хлам: сгниет!
Фольклор
На протяжении многовековой истории курды были крайне ограничены (как по внешним, так и по внутренним причинам) в возможности развития собственного языка и литературы. Именно поэтому устное народное творчество стало наиболее важным элементом сохранения курдской культуры.
Широко распространены лавджи – короткие лирические стихотворения, ярко передающие поэтические традиции курдов, а также описывающие повседневную жизнь и нравы курдского общества.
Дангбежи (курд. Dengbêjî) — очень древняя и важная курдская традиция песнопения. Из-за постоянных войн на своей территории и притеснения со стороны других народов курдская письменность имела малое распространение, и обычный народ был вынужден передавать всю информацию, новости, рассказы, истории и происшествия из уст в уста, таким образом много значимых, интересных историй о войнах, несчастной любви, и других важных событий курдского общества дангбежи передавали из поколения в поколение посредством дангбежи.
Курдские танцы, в отличие от песен, всегда были преимущественно массовыми, хороводными. Только в последнее время стали проявляться сольные танцы. Среди хороводных танцев различаются медленные, плавные и быстрые. Наиболее известны курдские танцы: ойнарэ, эйнаре, лачи, бэнэ, адлэ, сакмэ, зюльфанэ, джангуле, нэри, ялы баблекан, делило, шемаме и т.д. Предводитель, ведя гованд по кругу, в правой руке держит платок, которым как бы дирижирует.
Каждый народ имеет свой почерк и ритм песен, танцев и музыки. Курдские песни по своему содержанию лирические, патриотические, боевые — героические, траурные и сатирические, а по социальной функции обрядовые, бытовые, религиозные.
Главной особенностью курдского гованда является сплочённость танцоров. Все движения делаются одновременно и синхронно. И лучшим говандом считается тот, в котором танцоры не выделяются, поскольку оценивается именно целостность гованда. Есть лишь одно исключение: относительная свобода действия предоставляется саргованду (первому танцующему) и бингованду (последнему танцующему) и то, только с разрешения саргованда. В отличие от остальных танцоров они могут на некоторое время отсоединяться от группы и делать произвольные движения, но опять-таки делая движения в такт.
Все танцоры и парни, и девушки делают одинаково сложные движения. Но в некоторых регионах Курдистана, например, в Самсуре, есть только мужской и только женский танец, характеризующий быт курдского народа.
По виду соединения танцоров танцы подразделяются на: мизинчиковые (все танцоры держат друг друга за мизинцы) тилья бичук; ладонные (танцоры скрещивают пальцы на ладонях); поясные (танцоры убирая руки назад обхватывают друг друга за пояс так, чтобы рук вообще не было видно) кямбар; плечевые (танцоры держат друг друга за плечи) мыл; совсем без обхвата сарбаст, таких танцев меньше всего. Танцы также отличаются по энергетике. Классифицировать их поданному признаку сложно, поскольку в разных регионах Курдистана энергетика танцев тоже разная.
Декоративно-прикладное искусство
У курдов на протяжении веков развиты некоторые виды народного декоративно-прикладного искусства — ковроткачество, гончарное и ювелирное дело, гравировка на медной утвари, резьба по дереву, камню. Особенно известны курдские ковры, яркие по цвету, с геометрическим, а также растительным орнаментом. Нередко в узорах ковров встречаются изображения рогов — символа скотоводства, паука — символа ковроделия, Солнца. Ковры (ворсовые и безворсовые) обычно имеют узор из повторяющихся крупных медальонов на центральном поле и орнаментальную кайму; распространены также полосатые ковры типа паласов.
Изготовляются кошмы с ввалянным геометрическим орнаментом, узорные вязаные чулки и носки и тканые шерстяные изделия (женские пояса, сумки). У курдов Ирана, Турции, Ирака и др. распространено изготовление гравированной медной посуды, оружия с насечкой золотом, чеканных с чернью и зернью серебряных женских украшений, а также пряжек и блях для поясов и конской сбруи. Из дерева выделывают трубки, портсигары, шахматы, скамеечки. В ряде районов вышивают шёлковые сузани. Поливная и неполивная керамика вырабатывается в районах Вана (Турция), Сенендеджа (Иран) и в северных районах Ирака.
Основы аквариумного содержания
Практически все Гурами просты в содержании и не требуют каких-то особых условий. Но, есть некоторые требования для различных разновидностей и их следует изучить перед приобретением новых питомцев детально.
Общие правила аквариумного содержания Гурами следующие:
- Общие параметры водной среды лежат в достаточно широком диапазоне, эти рыбки отлично адаптируются к любым условия за счет лабиринтного органа дыхания. Температура +20…+ 30 °С (но скачки не должны быть резкими), кислотность 4-8 pH, жесткость 4-25 °dH. Исключение — Жемчужная разновидность, им необходима жесткость в пределах 10 °dH, кислотность 5,9-6,7 pH.
- Сам резервуар для рыбок, «высовывающих нос из воды», должен быть не слишком высоким (50-60 см), потому что питомцы будут постоянно подниматься к поверхности воды для дыхания. Но достаточный объем необходим, и он зависит от количества и размеров предполагаемых Гурами. Лучше, чтобы минимальный аквариум был не меньше 100-150 л.
- Необходима плотная крышка, предохраняющая питомцев от падения на пол во время прыжков, но между ней и поверхностью воды следует оставить воздушную прослойку в 5-10 см для дыхания Гурами воздухом.
- Эти рыбки любят густую подводную растительность, они в них прячутся, спят, отдыхают, играют, но не вредят ей. Поэтому можно посадить любые, даже очень нежные водоросли с мягкими листьями. Необходимо хорошее освещение.
- Яркие лабиринтовые рыбки лучше всего смотрятся на темном фоне, поэтому для грунта необходимо выбирать соответствующего цвета песок, мелкий гравий, мраморную крошку.
- Следует положить на дно коряги из дуба или ясеня, которые будут выделять в воду дубильные вещества и приближать жидкость к естественной природной среде по своим параметрам.
- Необходимо соблюдать правило — раз в неделю треть объема воды должна обновляться.
- Грунт также лучше сифонить еженедельно.
- Гурами любят чистую воду со слабым течением, поэтому необходимо обеспечить достаточную аэрацию и фильтрацию, но отрегулировать напор струи, чтобы она не была сильной.
Разведение
Половой зрелости Гурами достигают к 8-14 месяцам в зависимости от породы. Половой диморфизм обычно развит слабо, но самец перед нерестом приобретает более яркую окраску всегда, кроме Вейлантов.
У большинства видов главная роль в получении и выхаживании потомства принадлежит мужской особи. Именно самец строит из пены, воздуха, кусочков растений своеобразные гнезда, охраняет кладку. Лишь у некоторых разновидностей в активной заботе о потомстве участвуют оба родителя или только самка.
Лучше отсадить готовую к брачному периоду пару в нерестовик. К нему предъявляются следующие требования:
- достаточный объем — 40-60 л;
- высота воды около 30-35 см;
- жидкость должна быть свежая и отстоянная и ежедневно ее часть надо обновлять;
- будущих родителей следует кормить только живыми кормами.
После завершения периода ухаживания и постройки самцом гнезда женская особь откладывает в воду до нескольких тысяч икринок.
Мужская особь прогоняет мать и собирает личинки ртом, аккуратно перенося их в пенно-воздушное гнездо. Самку можно отсадить сразу, а самца через 3-4 дня, когда мальки вылупятся и начнут плавать, они уже не будут нуждаться в заботе отца. Молодь после поедания желточного мешка начинает прикорм — с удовольствием ест нематоды и инфузории.
Это общая схема размножения, но следует помнить, что в зависимости от разновидности многообразных Гурами условия нереста могут меняться. У некоторых особей до 6 месяцев длится брачный период, а у Sphaerichthys икринки вообще вынашивает мать во рту.
Происхождение
Высказываются различные гипотезы происхождения курдов. Версию о происхождении современных курдов от населявших Северную Месопотамию и Иранское плато куртиев подтверждают также античные источники. В частности, сообщается о племени Куртиев, издревле обитавших в Персии. Куртии населяли горные области стыка Персии и Атропатены Мидийской, а также Армянское нагорье и Курдистан, Прикаспийские области и Иранский Азербайджан и были скотоводческим и разбойничьим племенем. Согласно В. Минорскому, во времена древнеперсидской монархии курды, по-видимому, входили в состав провинции Армения, где они жили в области Кордуена.
Имя курдов (kwrt) упоминается в среднеперсидских источниках (Карнамак-и Ардашер-и Папакан), но, как отмечают исследователи, в раннем Средневековье это был прежде всего социально-экономический термин, означавший у оседлого иранского населения кочевых, живущих в шатрах горцев на западе Иранского плато, и мог применяться к любому ираноязычному племени, соответствовавшему этим характеристикам. Именно поэтому вплоть до Нового времени под именем «курдов» объединяли иранские народности, широко расселившиеся в горах Загроса, Верхней Месопотамии и на Армянском нагорье, разговаривающих на разнородных языках/диалектах: курманджи, зазаки, сорани, лаки, келхури, горани, авромани.
Курды ведут свое происхождение от легендарного народа древнего государства Мидия и легендарного царя Персии Кира Великого. Об этом поется в национальном гимне курдов.
В целом, большинство исследователей сходятся в том, что курды являются прямыми потомками древних мидян, расселившихся в Парфии (окраине Мидии), т.е. имеют иранское происхождение.
Генетический анализ показывает, что курдский народ тесно связан с азербайджанским, армянским, грузинским и еврейским народами, имеющими некоторых общих предков в северной части Ближневосточного региона.
Традиционный быт
У курдов тип постройки зависел от той высоты, на которой они жили. Другим немаловажным фактором были климатические условия. В Армении типичной курдской постройкой на протяжении долгого времени являлся дом из глины. Возводили его в горах на уровне 900–1000 метров. Поселение курдов встречалось и на высоте свыше 1000 метров. В суровых условиях курды строили землянки. Покоряющие высоты свыше 2500 тысячи метров останавливались в маленьких шатрах.
Жилье у курдов служит не только местом для обогрева и ночлега, но и обеспечивает безопасность. Дома строят так, чтобы они располагались как можно ближе друг к другу. Если же природный ландшафт сам по себе может обеспечить защиту, то жилище ставят порознь друг от друга. На «близость» домов может повлиять тип почв. Чем более почвы плодородны, тем ближе будут располагаться дома, чтобы люди могли держаться вместе для обработки земли.
Некоторые курды используют для скрепления камней известь. Наличники делают из камня, что придает входу массивные черты. Дома у курдов обычно одноэтажные, в подвалах устраивают конюшни и склады с кухней. Свет проникает сюда естественным способом через окно. Лампы практически не используются. Иногда люди оставляют дома на зиму, чтобы хранить в них зерно, а сами живут в шатрах. Крышу делают из балок, которыми служат необтесанные бревна. На эту основу кладут смесь из земли, жидкой глины и травы. Под ней располагается заряд жердей. Несмотря на кажущуюся хлипкость, подобную крышу очень трудно разрушить. На крышах могут организовывать собрания, принимать пищу, отдыхать. Ее всегда убирают и держат в надлежащем состоянии.
Планировка жилища может быть разной. Наиболее распространенная включает прихожую, две комнаты и подвал. В прихожей могут хранить топливо и воду, предметы быта. Живут в комнате, где ставят глиняный очаг, представляющий собой сосуд, который вкапывают в землю. Стены утепляют коврами и паласами. В другой комнате хранят запасы: сыр, масло, сушеное мясо. В жилой комнате принято разделять пространство на мужское и женское. Дети спят с женщинами.
У кочевников стараются использовать такие шатры, которые можно собрать максимально быстро. Такой шатер должен умещаться на спине лошади, поэтому их размер бывает весьма мал. Некоторые шатры похожи на юрты бедуинов. Полотнища их шьются из козьих шкур. Опорой шатра служат 15 шестов, между которыми полотно растягивается, образуя плотное укрытие. Оно не только прочное, но и практически не намокает во время дождя. В шатрах устраивают иногда жилище более шикарное, чем в каменном доме. Пол устилают коврами, ставят лучшую посуду, раскидывают подушки и пуфы.
Название
Слово «гуран» возводят к бурятском слову гүрөөhэ(н), означающему дикого козла или самца косули. Шапки из меха этих животных, которые носили забайкальцы, дали повод для ругательного прозвища казаков. Не исключено, что сыграло роль созвучие слов «козёл» и «казак». Вероятно, со временем бранное слово стало более нейтральным названием казаков, а потом появилось и третье значение – «прозвище забайкальского старожила с ярко выраженными чертами потомка смешанных браков с аборигенами» («Словарь русских говоров Прибайкалья», 1988 г.).
В газете «Забайкальский рабочий» в1996 году была опубликована версия о том, что «гураны» происходят от «урранов» – одного из якобы существовавших во времена Чингисхана монгольских племён. Однако данный сюжет можно отнести к фолк-хистори.
Наконец, филолог из Благовещенска Любовь Крючкова в статье, посвящённой этимологии слова «гуран», выводит его из языка дальневосточных нанайцев, у которых «гурун» означает «люди, народ».
В любом случае, как название общности слово «гуран» стало употребляться к концу XIX века. Ранее жители Забайкалья называли себя «смешицей», «смешанным народом» или даже «выродками».
Язык
Курдский язык распространен в регионе, неофициально называемом Курдистан. Различия в фонетике и корневом составе между ними незначительны, однако имеются значительные различия в морфологии, поэтому взаимопонимание между носителями указанных языков почти полностью утрачено. Это связано с морфологической перестройкой, которой подверглись в Средние века большинство иранских языков. В настоящее время под «курдскими языками» чаще всего подразумеваются четыре языка:
- курманджи, или севернокурдский (Турция, Сирия, Ирак, Иран, страны постсоветского пространства, страны Европы и США);
- сорани, или центральнокурдский (восточный Ирак, Иран);
- келхури, или южнокурдский (западный Иран, восточный Ирак);
- лаки (останы Ирана: Илам, Луристан, Керманшах, Хамадан, Казвин, и Хузестан. Также встречаются в Ираке)
Современный курдский язык принадлежит к северо-западной подгруппе иранских языков, относящихся к индоиранской ветви индоевропейской семьи языков, ничего общего не имеющий с арабским и тюркским языками. Он похож на персидский и иные языки иранской группы так, как русский язык похож на польский или норвежский — на немецкий. В качестве самостоятельного языка, по имеющимся в курдоведении сведениям, курдский язык существует с Ахмединского периода (VI — IV вв. до н. э.).
Большинство курдов говорят на курманджи. Исследования, проведенные в 2009 году, оценивают количество носителей курдского языка в Турции от 8 до 20 миллионов.
Отдельная группа некурдских северо-западных иранских языков, языков заза-горани, особенно зазаки. также используется несколькими миллионами курдов
Исторически курды использовали арабский алфавит. В 1920—1930-е годы в Турции и СССР были созданы латинизированные курдские алфавиты. В 1946 году алфавит советских курдов был переведён на кириллическую основу. В Ираке и Иране используется арабская письменность.
В последнее время бывшие советские курды почти полностью перешли на латиницу. Вопрос о переходе на латиницу также постоянно поднимается в Иракском Курдистане, в том числе и на правительственном уровне; однако в действительности шаги в этом направлении делаются очень медленно. Напротив, курды Сирии пользуются латинским алфавитом без ограничений.
История смешения рас
Русские, проживая на одной территории с коренным населением — бурятами и эвенками, часто ассимилируясь с ними, постепенно приобретали некоторые антропологические особенности, заимствовали элементы быта и культуры этих народов. Но, оказавшись в новых природно-хозяйственных условиях в тесном соприкосновении с другими народами, они, как правило, не утрачивали своего языка и самосознания. Сохраняя свой культурно-бытовой облик, они в процессе приспособления вырабатывали новые черты хозяйства, быта и культуры. В свою очередь, русские, принеся и распространив среди местного населения собственные хозяйственные навыки и приёмы, содействовали развитию земледелия, оседлости, строительству городов. Таким образом, на территории Забайкалья постепенно сформировался определённый тип местного населения, основанный на бурятском, эвенкийском и, преимущественно, русском этническом элементе, который и принято называть «гураны».
Многие забайкальцы имеют смешанную кровь. Европеоидная и монголоидная расы встретились в пределах Забайкалья. Этим объясняется появление в бытовой лексике местного населения особого слова гуран, которое обозначает человека смешанной крови в четвёртом поколении, вобравшего в себя черты русских первопроходцев и коренного населения. Судя по архивным документам, уже в XVIII веке русские поселенцы в Забайкалье употребляли слово гуран как имя или прозвище. Затем так стали называть всех коренных забайкальцев (то есть тех, кто родился за Байкалом) или потомков от смешанных браков русских с бурятами, монголами, эвенками, а также с маньчжурами.
Почему именно слово гуран стало названием этой этнической группы? Забайкальские казаки шили зимние шапки из шкуры гурана, самца косули, сохраняя рожки. Этот головной убор напоминал голову животного, и вводил в заблуждение на охоте. Длительные зимы способствовали тому, что этот характерный головной убор примелькался на глазах и отложился в сознании, дав прозвище целой этнической группе.
Что можно почитать
- Авдои Т. С. История курдского вопроса // Социология власти. 2009. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-kurdskogo-voprosa
- Дасни Ю.Р. Курдская диаспора России: прошлое и настоящее // Kurdistan.ru. Режим доступа: https://kurdistan.ru/2010/12/19/articles-8349_Dasni_YU_R_Kurdskaya_diaspora_Rossii_proshloe_i_nastoyaschee.html
- Дюрре М. Э. И. Курдский вопрос в современных реалиях Ближнего Востока // АНИ: экономика и управление. 2019. №2 (27). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kurdskiy-vopros-v-sovremennyh-realiyah-blizhnego-vostoka
- Кошина Н. Курды – загадочные и воинственные // TravelAsk. Режим доступа: https://travelask.ru/articles/kurdy-zagadochnye-i-voinstvennye
- Курды. Легенда Востока / науч.рук. В.В. Наумкин, И.Ф.Попова. – М.: Издательская группа «Арбор», 2018. – 456 с. Режим доступа: http://www.orientalstudies.ru/rus/images/pdf/add1/b_naumkin_popova_eds_2018_kolesnikov_bazilenko_vodneva.pdf
- Ханалиев Н. У.Курдский вопрос: исторический экскурс // Власть. 2017. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kurdskiy-vopros-istoricheskiy-ekskurs
- Ханалиев Н. У. О дилеммах и перспективах независимости Иракского Курдистана // Вестник МГОУ. 2018. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-dilemmah-i-perspektivah-nezavisimosti-irakskogo-kurdistana
Особенности
По мнению антропологов гураны – это метисный европеоидно-монголоидный тип со смуглой кожей, чёрными волосами и широкими скулами. Такую внешность называли «брацковатой» (вероятное сокращение от слова «бурятсковатый»).
«Брацковатый тип здешнего старожила в большинстве случаев отнюдь нельзя считать безобразным, некоторые находят его красивым даже в европейском смысле, например, такой наблюдатель, как Паллас, находит у брацковатых забайкальцев черты лица приятными и правильными», – писал дореволюционный исследователь Александр Белявский в очерке «Сретенск».
Однако внешних отличий было бы недостаточно для формирования этноса. Говорить о том, что гураны – отдельный народ, можно благодаря наличию бытовых, мировоззренческих и культурных особенностей. Одним из них была высокая мобильность населения. Известно следующее значение слова «гуран» – «человек, часто меняющий работу, место жительства». Также гураны, как и коренные народы Забайкалья, имели привычку пить черный крепкий чай с молоком.
Вместе с тем, существует точка зрения, что гураны – это не этнос, а локальный «тип местного населения», сложившийся из нескольких народов. В книге «Народы и религии Приамурья» приводится определение «особая субэтническая группа».
Сегодня потомки гуранов склонны считать себя не народом, а особым типом русских, коренными забайкальцами. Самоназвание «гуран», как можно судить по местным интернет-форумам, принимают далеко не все метисы, оно воспринимается как уничижительное.
« Тотай: что стало с любимой временной женой генерала Ермолова
История (+появление на Южном Урале)
Историю курдов делят на четыре больших периода:
Первый период — это этногенез и ранняя история курдов, охватывает период с XV века д.н.э. тысячелетия д.н.э. до VII века.
Второй период охватывает VII—XV века — это время арабских и тюрко-монгольских завоеваний, возникновения независимых курдских династий.
Третий период — с XVI до середины XIX века — характеризуется становлением могущественных государств, Османской Турции и Сефевидского Ирана, которые осуществили раздел Курдистана.
Четвертый период — с середины XIX века до настоящего времени — это начало национально-освободительной борьбы курдского народа, продолжающейся поныне.
Для борьбы с террористами Исламского государства (запрещено в России) сирийские курды создали мужскую и женскую армии. Женская армия курдов примерно вдвое меньше мужской, но мужества и героизма дамам в камуфляже не занимать – самые отважные рейды и бои с ИГИЛ часто предринимают именно женщины – бойцы. Все командиры от взводных до батальонных в YPJ – только женщины.
Таким образом, вся история курдского народа – это непрерывная борьба за существование. Курды сражались за собственную независимость с арабами, сельджуками, монголами, османами, и до настоящего времени так и не смогли создать собственное независимое государство. За всю историю курды пережили многочисленные попытки ассимиляции, истребления, переселения, но сумели сохранить себя как единый народ. В настоящее время курды являются крупнейшим разделённым народом в мире, не имеющим собственного государства.
После вхождения в состав Российской империи Грузии (1801 год), а также Гянджинского, Карабахского и Шекинского ханств часть курдов стала российскими подданными. Отдельные их семьи и родоплеменные группы оказались в российском Закавказье также после русско-персидских войн (1804—1813, 1826—1828 гг.). Это были либо жители тех селений, которые, согласно условиям Гюлистанского (1813 год) и Туркманчайского (1828 год) договоров, вошли в подданство России, либо переселенцы, бежавшие в Азербайджан (частично — в Армению) от притеснений иранских и турецких властей и в поисках лучших пастбищ.
К концу XIX века из Турции и Ирана курды массово переселялись в Закавказье из-за неурожаев и голода.
В 1937 году курды Армении и Азербайджана, а в 1944 году — курды Грузии были депортированы в Казахстан и Среднюю Азию. В 1989—1990-х годах курды из Средней Азии, Казахстана, Закавказья мигрировали в Россию (в отдельные районы Краснодарского и Ставропольского краёв, Ростовской области, Адыгеи).
Появление курдов на Южном Урале связано с массовой миграцией граждан новых независимых закавказских республик после распада СССР. В числе титульных народов в посиках более благоприятных экономических условий в Россию начали переселяться и курды.
Формирование общности
Казаки, пришедшие в Восточную Сибирь, столкнулись с довольно многочисленными аборигенами. Европейская Россия географически находилась дальше, а приток населения с запада в осваиваемые районы был не такой интенсивный, как в Западную Сибирь. Проблему нехватки женщин казакам приходилось решать путём браков с туземками.
«Везде в Иркутской губернии и особенно в Забайкальской области, постоянно совершается естественно-исторический процесс местного этнографического видоизменения русской народности, вследствие постоянного сожительно-бытового смешения русского населения с бурятским племенем», – отмечал в 1891 году исследователь Сибири Николай Ядринцев.
Одной из контактных групп стали казаки, которые поселились в XVII веке на реке Онон и стали брать в жёны обуряченных тунгусок. Доктор филологических наук Раиса Жамсаранова связывает появление сообщества гуранов с «исчезнувшими» православными тунгусами князя Гантимура».
Другая ветвь гуранов – это кударинские казаки, которые вели свой род от русских и карымов (так называли обрусевший род бурятов-цонголов, пришедший из Монголии). Наконец, к гуранам, по некоторым свидетельствам, относили себя и албазинцы – потомки казаков на Амуре, сильно смешавшиеся с китайцами.