Альберт швейцер

Литература[править]

  • Швейцер Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Альберт Швейцер — великий гуманист XX века / Сост. В. Я. Шапиро; Ред. В. А. Карпушин. — М.: Наука, 1970. — 240 с. — 12 000 экз. (обл.)
  • Балагушкин Е. Г. Швейцер А. // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. — Т. 2. — С. 966—967. — 1184 с. — (Summa culturologiae). — ISBN 978-5-8243-0838-9, ISBN 978-5-8243-0840-6.

Философ и врач

В возрасте 30 лет, в 1905 году,  Швейцер ответил на призыв Общества миссий евангелистов в Париже, которое искало врача. Однако комитет этого миссионерского общества не был готов принять его предложение, считая его лютеранскую теологию «неправильной».

Несмотря на протесты своих друзей, семьи и коллег он оставил свою работу и снова поступил в университет в качестве студента на трехлетний курс на степень доктора медицины, по которой у него было мало знаний и способностей. Он планировал распространять Евангелие на примере своего христианского труда врачевателя, а не посредством словесных проповедей, и считал, что это служение должно быть приемлемым в любой ветви христианского учения.

Его докторская диссертация была еще одной работой по историческому образу Иисуса, «Психиатрическое Изучение Иисуса».

Кадр из фильма

↑ Биография кратко

Альберт Швейцер родился 14.01.1875г в Кайзерсберге. Его отец — пастор Луи Швейцер, мать — Адели Шиллингер. Семья была бедной.

Альберт учился сначала в училище, потом в гимназии. В 1893г поступает в Страсбургский Университет. Изучает философию, теорию музыки. Служит в армии год (1894 — 1895). После живет во Франции в Париже (1898), где ведет активную познавательную жизнь. Играет на органе и фортепьяно, пишет диссертацию. В конце 1899г защищает работу и получает звание доктор философии.

Дальнейшая его жизнь насыщенна. Он пишет труды, читает лекции, выступает с концертами, построит разрушенную больницу. Получит различные премии, среди которых — Нобелевская (1952г). Альберт Швейцер умер 4.09.1965 года.

Белый Доктор прибывает в Ламбарене.

Местечко Ламбарене было, возможно, воплощением детских грёз Швейцера о природной первозданности. Он ликовал. Помощь Белого Доктора для туземцев была настолько необходима, что не успели они с женой разложить вещи, как к ним стали приходить пациенты. Быстро достав всё необходимое, доктор Швейцер прямо во дворе, начинает принимать больных. Позднее для работы он переоборудует заброшенный курятник, где будет проводить успешные осмотры и операции. Работа в Ламбарене была трудна, но радости Альберта не было предела. Он не ошибся, именно здесь его ждали, именно здесь его помощь была необходима.

Альберт и Елена прибывают в Ламбарене

Белый Доктор в Ламбарене

Альберт всё это время работает врачом в Страсбурге, даёт концерты, читает лекции, пытаясь любым образом поправить финансовое положение и покрыть долги по Ламбарене. Условия жизни были тяжелейшими, но именно в эти годы им развивается принцип «благоговения перед жизнью» и пишется главный труд в области философии — «Философия культуры».

Швейцер снова начинает думать об отъезде в Ламбарене, и жена его поддерживает. Отъезд Альберта назначается на 1924 г. Вернувшись, он заново отстраивает больницу и расширяет её. Свою работу здесь он совмещает с поездками в Европу, где также играет на органе, даёт лекции, собирая деньги на всё необходимое в Африку.

↑ «Психиатрическая оценка личности Иисуса»

Для богословского труда такое название весьма провокационное. Однако в прогрессивном обществе развитых стран работа не вызвала скандала и пользовалась популярностью. В ней и других своих работах (например, «История исследования жизни Иисуса») Швейцер излагает свои взгляды на «священное писание», христианство и религию в целом.

Так, Христос для него – просто человек, который был убеждён, что «скоро конец света»; его поведение диктовалось его паранойей и фанатизмом. То, что Христос не идеален, подтверждается и писаниями апостолов, каждый из которых по-своему рисовал идеализированный образ духовного вождя.

Для понимания истинной сути христианского учения, считал Швейцер, надо освободить это учение от всяких признаков мистики и, в частности, признать, что Христос не был богом.
Книга написана на волне увлечения поисками «исторического Христа», характерного для многих тогдашних философов и теологов.

Исключая из христианства «собственно религиозную» составляющую, Швейцер предлагал сосредоточиться на его морально-этическом и культурном значении.
Собственно, «Психиатрическая оценка личности Иисуса» — работа не богословская, а медицинская, за которую он получил степень доктора медицины.

Даже самые ранние труды Швейцера на религиозную тему основаны на научном и критическом подходе к христианству. Среди них:

  • «Проблема Тайной вечери» (1901);
  • «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса» (1901);
  • «Христианство и мировые религии» (1924);
  • «Этика сострадания» (1919).

Биография[править]

Учился в Страсбургском (1893-98, 1905-08) и Парижском (1898-99) университетах. В 1903-05 гг. руководитель семинарии Св. Фомы в Страсбурге. В 1913 году основал первую в Экваториальной Африке больницу для местного населения (Ламбарене, Габон), где работал (с перерывами) до конца жизни.

Выступал с органными концертами в Германии, Швеции, Великобритании и других европейских странах, отличался виртуозной техникой и глубоким пониманием природы органной музыки, прежде всего произведений И. С. Баха. В работе «И. С. Бах» (1908) стремился оценить его творчество с новых эстетических позиций. Исследовал историю органа.

В центре его философских взглядов — проблема взаимодействия человека с божественным и земным миром. Проанализировав историю религий мира, пришел к выводу, что христианство — единственное учение, которое сочетает в себе понимание несовершенства земного и стремление к преобразованию мира в соответствии с божьим замыслом. Основное предпочтение христианского учения видел в его этической направленности, которую считал основой наивысшего типа духовности («Христианство и мировые религии», 1924). По его мнению, в основе настоящей этики лежит принцип «глубокого уважения к жизни». Считал, что в основе жизнеутверждающего мировоззрения лежит «переживание» мира, а не его познание, что рационализм и знания приводят к пессимизму. По Альберту Швейцеру, европейская культура находится в глубоком упадке, что выражается в господстве материального над духовным, общества над индивидуумом и обуславливается кризисом европейского мировоззрения. Утверждал, что спасти культуру может только создание философски обоснованного мировоззрения, которое бы сочетало в себе оптимизм и этику «уважения к жизни» и было направлено на духовно-нравственное совершенствование человека и общества («Культура и этика», 1923 год). Автор работ «Тайна мессианизма и страдания: Очерк жизни Христа» (1901), «Мистика апостола Павла» (1930), «Проблема мира в современном мире» (1954), «Гуманность» (опубл. Тысяча девятьсот шестьдесят шесть) и др.

Доктор философии (1899), теологии (1900), медицины (1913). Почетный доктор ряда европейских и американских университетов.

Образование

В 1898 году Альберт оканчивает университет, он так блестяще сдает экзамены, что получает специальную стипендию сроком на 6 лет. За это он обязан защитить диссертацию или должен будет вернуть деньги. Он со страстью приступает к изучению философии Канта в парижском университете Сорбонна и уже через год получает степень доктора, написав блестящую работу. На следующий год он защищает диссертацию по философии, а еще чуть позже получает звание лиценциата по теологии. Путь в трех направлениях После получения ученой степени перед Швейцером открываются блестящие возможности в науке и преподавании. Но Альберт принимает неожиданное решение. Он становится пастором. В 1901 году выходят первые книги Швейцера по богословию: книга о жизни Иисуса, работа о Тайной вечери. В 1903 году Альберт получает место профессора теологии в колледже св. Фомы, уже через год он становится директором этого учебного заведения. Одновременно Швейцер продолжает заниматься научными изысканиями и становится крупным исследователем творчества И. Баха. Но Альберт при такой фантастической занятости продолжал думать о том, что не исполнил своего предназначения. Еще в 21 год он дал себе клятву в том, что до 30 лет он будет заниматься теологией, музыкой, наукой, а потом начнет служить человечеству. Он считал, что все полученное им в жизни требует возврата в мир.

Возвращение в Германию

После рождения их дочери Рены, жена Альберта, Елена больше не могла жить в Ламбарене из-за здоровья. В 1923 году семья переехала в Кенигсфельд в Баден-Вюртемберге, где он построил дом для семьи. Этот дом в настоящее время сохраняется как музей Швейцера.

С 1952 года и до своей смерти он выступал против ядерных испытаний и ядерного оружия вместе с Альбертом Эйнштейном, Отто Ханом и Бертраном Расселом.

В 1957 и 1958 годах он дал по радио Осло четыре выступления, которые были опубликованы в журнале «Мир или атомная война».

В 1957 году Швейцер был одним из основателей Комитета за разумную ядерную политику.

23 апреля 1957 года Швейцер произнес свою «Декларацию совести»; она транслировалась по всему миру по радио Осло, призывая к отмене ядерного оружия.

Получив призовой фонд в размере 33 000 долларов, он основал лепрозорий в Ламбарене.

Альберт Швейцер умер 4 сентября 1965 года и был похоронен в Ламбарене.

Альберт Швейцер

Швейцер (Schweitzer), Альберт (1875-1965)— немецко-французский мыслитель,
близкий философии жизни, протестантский миссионер и богослов, врач,
музыковед и органист; всемирно известен своими антивоенными выступлениями.
Образование получил в университетах Страсбурга, Берлина, Парижа. С 1889 г. —
доктор философии, с 1900-го — теологии. В 1906 г. начал изучать медицину,
подготавливая себя к миссионерской деятельности; в 1913 г. построил на
собственные средства и отчасти собственными руками госпиталь для прокаженных
в Ламбарене (Габон, Экваториальная Африка), который стал для Швейцера центром всей
его жизни и главной трибуной проповеди идей. Швейцеру присуждены Франкфуртская
премия Гёте (1932) и Нобелевская премия мира (1952). Швейцер проявлял эрудицию и
талант во всех областях своей разносторонней деятельности.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. —
Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 514-515.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т.
Немецко-французский философ-гуманист (Философский
словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Гусейнов А.А. Практикующий гуманист (Новая
философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред.
совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Теоретик в
области философии и культуры (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий
философский словарь. М. 2010).

Грицанов А.А. Теоретик философии культуры,
общественный деятель (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А.
Минск, 1998).

Митрохин Л.Н. Протестантский теолог (Протестантизм.
. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990).

Исходный принцип мировоззрения Швейцера —
факт жизни (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская
энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.
Панов. 1983).

Музыковед и врач-миссионер (Использованы материалы энциклопедии «Мир вокруг нас».

Далее читайте:

Швейцер Альберт. Культура и
этика. (Фрагмент из кн.: Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992).

Швейцер Альберт. Культура и этика
(Статья А.А. Гусейнова о произведении А. Швейцера).

Швейцер Альберт. Как я пришел к тому,
чтобы сделаться врачом в девственном лесу. Огове. Страна и люди (Швейцер
А. Письма из Ламбарене. Л., 1978.).

Философы, любители мудрости
(биографический указатель).

Сочинения:

Gesammelte Wferke in ffinf Banden. В., 1971; в рус. пер.: И. С. Бах, пер. с
франц. М., 1934; пер. с нем. М., 1964;

Благоговение перед жизнью. М., 1992 («Культура и этика», «Мистика апостола
Павла» и др.; библиография); Письма из Ламбарене. Л., 1989;

Мировоззрение индийских мыслителей (фрагменты).— В кн.: Восток—Запад.
Исследования, переводы, публикации. М., 1988.

Письма из Ламбарене. М., 1989

Благоговение перед жизнью. М., 1992

Упадок и возрождение культуры. М., 1993

И.С.Бах. М., 1964

Литература:

Альберт Швейцер — великий гуманист XXвека. М., 1970;

Гусейнов А. А. Альберт Швейцер: благоговение перед жизнью.— В кн.: Великие
моралисты. М., 1995;

Носик Б. М. Швейцер. М., 1971.

Носик Б. Швейцер. М., 1971

Левада Ю. А., А. Швейцер —мыслитель и человек, «ВФ», 1965, № 12;

А. Швейцер — великий гуманист XX в., М., 1970;

Πетрицкий В. А., Этич. учение А. Швейцер, Л., 1971;

A. Schweitzer Sein Denken und sein Weg, hrsg. v. H. W. Bahr, Tüb., 1962;

Clark H., The philosophy of A. Schweitzer, L., 1964;

Win-nubst B., Das Friedcnsdenken A. Schweizers, Amst., 1974;

Speаг O., A. Schweizers Ethik, Hamb., 1978.

Этика «благоговения перед жизнью»

Если проанализировать историю этики, то станет очевидно, что всякое инновационное течение возникает в противовес господствующей и существующей в реальности тенденции бытия. При этом господствующее этическое течение всегда опирается на традиции в идеалах предшествующих эпох.

Ключевым идеалом для этики ненасилия стал принцип альтруизма или человеколюбия, который называют универсальным моральным, основополагающим законом. Этика ненасилия обосновывает методы и принципы позитивного решения конфликтов и проблем, которые исключают применение насилия над личностью (физического и морального). Этика ненасилия, по сути, является образом жизни, в соответствии с которым человек выстраивает отношения с людьми, а также с окружающей средой.

Швейцер подчеркивал, что ошибкой всех существующих этик было мнение о том, что надо рассматривать отношение человека к человеку, когда в действительности речь идет о том, как относится человек ко всему, что его окружает. Согласно с «этикой благоговения перед жизнью», если человек способствует сохранению и процветанию жизни, она совершает естественно и правдиво — творит добро, а если уничтожает жизнь — зло, является основным принципом этической системы мыслителя.

Швейцер выдвигал относительно правильную идею, которая лежала также в основе религиозного мировоззрения, которое пропагандировало добродетель.

Значительную роль в формулировке принципов этики ненасилия отводят Л. Толстому, который писал, что целесообразно признать необходимость противления злу насилием. Это фактически оправдывает поступки людей и их излюбленные пороки. Среди них:

  • месть и корысть;
  • зависть и властолюбие;
  • трусость и злость.

Насилие не является средством разрешения конфликтов и противоречий, оно не создает ничего, а сеет разрушение.

Подобные идеи легли в основу этики «благоговения перед жизнью», автором которой называют величайшего гуманиста современности Альберта Швейцера (1875 – 1965 гг.).

Замечание 1

Основной принцип этической концепции А. Швейцера – это священный трепет перед жизнью во всех ее проявлениях, а также сохранение жизни и облегчение страданий всех живущих людей.

Философ говорил о том, что духовная жизнь идет навстречу природному бытию. Благоговение перед жизнью есть природное или духовное явление. Преклонение личности перед жизнью естественной неизбежно влечет за собой преклонение перед жизнью духовной.

Швейцер подчеркивает тот факт, что объектом нравственного отношения является любая жизнь человека, природы, микроорганизмов и животного мира. Таким образом, гуманист пытался уравнять нравственную ценность всех существующих форм жизни.

А

Швейцер акцентировал внимание на религиозном характере собственного мировоззрения, усматривая в нем положительные результаты взаимодействия, взаимопроникновения нравственности христианства и рационалистического миропонимания и осмысления многих явлений

Определение 2

Мировоззрение – это совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к действительности.

Мировоззрение является универсальным философским термином и применяется в различных концепциях и теориях миропонимания. Представления Швейцера не являются исключением для этой тенденции, но вместе с тем являются уникальным миропониманием.

Путь к музыке

В Мюлузе с 1885 по 1893 он изучал орган с Эженом Мунком, органистом протестантского собора, заразившем Швейцера своим неустанным энтузиазмом к изучению музыки немецкого композитора Рихарда Вагнера.

В 1893 он играл для французского органиста Шарль-Мари Видора в Париже, в Сен-Сюльпис. Известный органист находил в музыке Иоганна Себастьяна Баха мистический смысл вечности. Глубоко впечатленный Видор согласился бесплатно обучать Швейцера, что стало началом их великой и плодотворной дружбы.

В 1905 Видор и Швейцер были одними из шести музыкантов, основавшими Парижское общество Баха — хор, посвященный исполнению музыки И.С. Баха, для концертов которого Швейцер регулярно исполнял партии органа вплоть до 1913.

Также он с Видором совместно работали над новым изданием органных сочинений Баха, подробно анализируя каждое произведение на трех языках — английском, французском и немецком. В итоге шесть томов были изданы в 1912–14 годах. Еще три, в которых должны были быть хоральные прелюдии с разборами Швейцера, планировалось доработать в Африке. Однако они так и остались незавершенными.

Отбытие в Африку

В этом же году, имея на руках степень по медицине, Швейцер уверенно заявил о желании работать врачом за свой счет в миссии Парижского миссионерского общества в Ламбарене на реке Огуэ, где сейчас находится Габон, в Африке.

За первые девять месяцев ему и его жене пришлось обследовать около 2000 пациентов, некоторые из них потратили много дней и преодолели сотни километров, чтобы добраться до него. Кроме травм он часто лечил тяжелые язвы и зоба, тропические язвы, болезни сердца, тропическую дизентерию, тропическую малярию, сонную болезнь, проказу, лихорадку, сдавленные грыжи, некроз, опухоли брюшной полости и хронические запор и отравление никотином, одновременно пытаясь справиться с умышленными отравлениями, фетишизмом и страхом каннибализма.

Жена Швейцера, была анестезиологом на хирургических операциях. После непродолжительной работы в сарае, который раньше использовался как домик для кур, осенью 1913 года они построили свою первую больницу из гофрированного железа с двумя 13-футовыми помещениями (кабинет и операционный зал), с диспансерным и стерилизационным помещениями в пространствах под широким карнизом крыши.

Публикация

В 1906 году он опубликовал работу «Geschichte der Leben-Jesu-Forschung» («Вопрос об историчности Иисуса»). Книга, которая определила его репутацию, была впервые издана на английском языке в 1910 году под названием «Поиски исторического Иисуса». Именно с таким заглавием книга приобрела известность в англоязычном мире.

Второе издание было опубликовано в 1913 году на немецком. В нем содержались теологически значимые исправления и дополнения, но это исправленное издание не выходило на английском языке до 2001 года.

Позже, в 1931 году, он опубликовал «Mystik des Apostels Paulus» («Мистика апостола Павла»).

Биография Швейцера

Альберт Швейцер появился на свет 14 января 1875 г. в Кайзерсберге (Верхний Эльзас). Он рос в семье бедного лютеранского пастора Луи Швейцера и его жены Адели. По линии отца он приходился двоюродным дядей Жан-Полю Сартру.

Когда Альберту исполнилось 9 лет его отдали в реальное училище, после чего он продолжил получать образование в гимназии. В 18-летнем возрасте он успешно сдал экзамены в Страсбургский университет, в стенах которого исследовал теологию, философию и теорию музыки.

В конце 1890-х годов Швейцер недолго жил в Париже. Здесь он посещал лекции в Сорбонне, осваивал игру на органе и пианино и писал диссертацию об Иммануиле Канте. В середине 1899 г. парень продолжил учебу в Берлине, где ему удалось защитить диссертацию и удостоиться степени доктора философии.

Примерно через год Швейцер стал лиценциатом теологии. В 1902 г. он начал преподавать на богословском отделении Страсбургского университета. К тому моменту биографии он уже стал автором таких трудов, как «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях 19-го века и на исторических отчетах» и «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса».

Идеи альтруизма

При развитии идей альтруизма Швейцер выступал как строгий рационалист и тонкий психолог. Ключевой при это считалась мысль о самоотречении, как средстве добродетельности и творчества.

Самоотречением А. Швейцер называет не обесценивание человека как личности, не обкрадывание его духовности, но путь освобождения от эгоизма, предвзятости и излишнего субъективизма в оценке поведения людей. Люди перестают осуждать и судить, платить за зло злом.

Определение 3

Альтруизм – это бескорыстное побуждение человека, влекущее за собой поступки во благо других людей. В научный оборот термин ввел французский философ Огюст Конт, который считал альтруизм движущей силой изменения человеческого общества и воплощением моральной нормы «жить ради других».

Альтруизм, безусловно, подчиняется реальности и обусловлен социальными законами, но при этом он всегда ориентируется на людей, на их суть, на активность и потребности.

Термин альтруизм также можно назвать ключевым для этики Швейцера, поскольку добро, благоговение перед жизнью, отрицание зла, так или иначе, предполагает любовь к личности и окружающему миру.

А. Швейцер толкует прощение как средство недопущения зла внутри человеческой души. Он позволяет пренебрегать злом, отменяя его и даже исключая. А

Швейцер постоянно смещает привычные акценты, он переводит внимание со зла на добро и фиксирует добро в сознании

Другие черты мировоззрения:

  • отсутствие стремления к осуждению бездействия;
  • активная поддержка всякого действия, которое направляется на сохранение жизни во всех проявлениях.

Автор в принципе отказывается от осуждения, пропагандируя добро.

Медицина и музыка

В 30-летнем возрасте Альберт Швейцер твердо решил связать свою биографию с медициной. В итоге, он поступил на медфак Страсбургского университета, продолжая писать научные статьи и книги на разные темы. В 1908 г. свет увидел его расширенный вариант «Иоганна Себастьяна Баха».

Любопытно, что Швейцер был одной из ключевых фигур в работе органной секции Международного музыкального общества. Став дипломированным врачом он вместе с женой, успевшей пройти курсы медсестер, уехал в Африку.

Прибыв в небольшое поселение Ламбарене, являющееся сегодня частью Габона, Швейцер на личные скромные сбережения построил больницу. Все шло хорошо до того момента, пока не разразилась Первая мировая война (1914-1918).

В разгар войны супругов, имевших немецкое гражданство, задержали и поместили во французские лагеря. В 1918 г. Альберта с его женой выпустили на волю. В период биографии 1919-1921 гг. Швейцер трудился в одной из клиник Страсбурга.

Альберт Швейцер за работой

Тогда же мужчина выступал с органными концертами на крупнейших площадках Европы. Одновременно с этим Альберт читал лекции в разных странах, что позволило ему скопить некоторую сумму денег – все эти средства он направил на восстановление больницы в Ламбарене.

В начале 1924 г. Швейцер возвратился в Африку вместе с несколькими медицинскими работниками, которые согласились трудиться на бесплатной основе. Примерно через 3 года клиника была полностью отстроена.

Это позволило Альберту вернуться домой, продолжив читать лекции и заниматься музыкальной деятельностью. В 1928 г. он удостоился Франкфуртской премии Гете, на гонорар от которой возвел дом в Гюнсбахе, предназначенный для отдыха всех сотрудников больницы в Ламбарене.

С 1933 по 1939 год Швейцер трудился в Африке, читал лекции, давал органные концерты и публиковал научные работы по медицине, музыке, философии и богословию. Все годы Второй мировой войны (1939-1945) он провел в Ламбарене.

В 1953 г. Альберту Швейцеру вручили Нобелевскую премию мира. Положенный ему гонорар мужчина снова потратил на благотворительность – построил неподалеку от Ламбарене деревушку для прокаженных. Спустя 3 года он вошел в состав Британской академии.

Весной 1957 г. Швейцер выступил с «Обращением к человечеству», призвав глав стран всего мира отказаться от ядерных испытаний. Через пару лет он навсегда переехал в Ламбарене.

К тому моменту больничный городок Альберта Швейцера представлял собой место паломничества множества людей, приехавших туда с разных уголков планеты. Вплоть до самой смерти нобелевский лауреат безвозмездно лечил больных и призывал человечество к отказу от ядерных испытаний.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: