Абсурдизм

Альбер Камю

Хотя понятие «абсурд» пронизывает все Альбер Камю пишет, Миф о Сизифе его основная работа по этому вопросу. В нем Камю рассматривает абсурд как противостояние, противостояние, конфликт или «развод» двух идеалов. В частности, он определяет состояние человека как абсурдное, как противостояние между стремлением человека к значимости, значению и ясности, с одной стороны, и безмолвной холодной вселенной, с другой. Он продолжает, что есть определенные человеческие переживания, вызывающие представления об абсурде. Такое осознание или встреча с абсурдом оставляет человеку выбор: самоубийство, а прыжок веры, или признание. Он заключает, что признание — единственный оправданный вариант.

Для Камю самоубийство — это «признание» того, что жить не стоит; это выбор, который неявно заявляет, что жизни «слишком много». Самоубийство предлагает самый простой «выход» из абсурда: немедленное уничтожение «я» и его место во вселенной.

Абсурдная встреча может также вызвать «прыжок веры» — термин, образованный от одного из ранних псевдонимов Кьеркегора: Йоханнес де Силентио (хотя сам Кьеркегор не использовал этот термин), где человек считает, что есть нечто большее, чем разумная жизнь (эстетическая или этическая). Чтобы совершить «прыжок веры», нужно действовать «добродетелью абсурда» (как Йоханнес де Силентио положить), где может потребоваться приостановка этического. Эта вера не имеет ожиданий, но представляет собой гибкую силу, инициированную признанием абсурда. (Хотя в какой-то момент человек признает или сталкивается с существованием абсурда и, в ответ, активно игнорирует его.) Однако Камю утверждает, что, поскольку прыжок веры ускользает от рациональности и уступает место абстракции над личным опытом, прыжок веры является не абсурдно. Камю рассматривает прыжок веры как «философское самоубийство», отвергая как это, так и физическое самоубийство.

Наконец, человек может принять абсурдное состояние. Согласно Камю, свобода — и возможность придать жизни смысл — заключается в признании абсурда. Если абсурдный опыт действительно является осознанием того, что вселенная в основе своей лишена абсолютов, тогда мы, как личности, действительно свободны. «Жить без апелляции», по его словам, это философский ход для определения абсолютов и универсалий субъективно, а не объективно. Таким образом, свобода человека определяется его естественной способностью и возможностью создавать свой собственный смысл и цель; решать (или думать) за себя. Индивид становится самой драгоценной единицей существования, представляя набор уникальных идеалов, которые можно охарактеризовать как целую вселенную в отдельности. Признавая абсурдность поиска любого внутреннего смысла, но продолжая этот поиск, несмотря ни на что, можно быть счастливым, постепенно развивая смысл только на основе поиска.

Камю заявляет в Миф о Сизифе: «Таким образом, я извлекаю из абсурда три следствия, а именно мой бунт, мою свободу и мою страсть. Простым действием сознания я превращаю в правило жизни то, что было приглашением к смерти, и я отказываюсь от самоубийства». «Бунт» здесь относится к отказу от самоубийства и поиску смысла, несмотря на откровение Абсурда; «Свобода» означает отсутствие лишения свободы по религиозным мотивам или моральным кодексам других людей; «Страсть» относится к самому искреннему переживанию жизни, поскольку надежда была отвергнута, и поэтому он заключает, что каждое мгновение нужно проживать полностью.

Дадаизм

Более непосредственные эстетические корни театра абсурда восходят к движению дада, которое возникло в Цюрихе в 1916г., куда пришлось уехать многим немецким и французским художникам и поэтам, дабы скрыться от ужасов Первой мировой войны.

В это время появляются произведения без вмешательства военной цензуры того времени, целью которых было разрушение искусства века, «породившего кошмары войны». Именно в такой форме дадаисты хотели выразить протест против реальности, так как рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников мировых войн и конфликтов.

Вместо традиционных психологических образов выступали комичные персонажи (марионетки, клоуны). Абсурдисты превратили своего героя в марионетку, которая двигалась по воле режиссера, ибо абсурдный герой – это всегда объект, не имеющий никакой воли. Хочется добавить, что театр абсурда – это всегда народный театр, т.е. балаганный, а для него всегда была характерна простота сюжета и наравне с этим едкая сатира, ведь, ярмарочному шуту позволялось говорить абсолютно всё.

Корни абсурдизма

Корни абсурдизма, как художественного явления, гораздо глубже, в концепциях философа датского происхождения XIX века Сёрена Кьеркегора, он приходит к теории абсурда в нескольких своих трудах, однако цельно и наиболее аргументировано, она представлена в одной, считающейся классической. В своей философской работе «Страх и трепет» Кьеркегор выводит библейский сюжет о жертвоприношении Авраама.

«Жертвоприношение Авраамом Исаака» Рембрандт, Эрмитаж

Человеческая жизнь абсурдна и несвободна – таков вывод философа. Авраам вынужден принести Богу в жертву своего сына, ибо вера его в Небесного Отца безгранична. Убийство возведено в высокий ранг священного деяния, по сути – нелепость, приносящая глубокие страдания.

Парадоксом является и возвращение Исаака Аврааму, которое невозможно логически осмыслить. Вера в творца абсурдна, делает вывод философ, потому что не поддаётся обоснованию, но она действенна. Авраам непоколебим, ибо все смыслы и аргументы человека давно потерпели фиаско, остаётся лишь один – божественный. Лучшим доказательством абсурдности бытия есть примеры, приводимые как аргумент её величия.

Если Кьеркегор, а также в некоторой степени Ф. Достоевский, Ф. Ницше, Л. Шестов, Н. Бердяев, Э. Гуссерль – это корни абсурдизма, то Камю и Сартр – оформили теорию в определённую стройную философскую концепцию. Краеугольными с этой точки зрения являются труды: А. Камю «Миф о Сизифе» (1942) и Ж.П. Сартра «Бытие и ничто»(1943). Отчасти и их ранние произведения «Посторонний» Камю и «Тошнота» Сартра.

Следует отметить, что экзистенциалистские настроения обостряются в периоды глобальных катаклизмов и катастроф. Этими идеями пронизаны творчества Дж. Джойса, Р.М. Рильке, Ф. Кафки, Ф. Селина и многих других писателей вне зависимости от их взглядов и политических пристрастий. В России это направление развиваетсяи ужодит в так называемый «чёрный» юмор. Пример тому – обэриуты (Д. Хармс, А Введенский, Н. Олейников.

Естественно, экзистенциальные идеи не прошли мимо изобразительного искусства (С. Дали, П. Пикассо, О.Цадкин) музыки (К. Пендерецкий, И. Стравинский, А. Шенберг)

Камю в знаменитом мифе-манифесте рассматривает абсурд, как конфликт идеалов. Человек желает быть значимым, но встречает только холодное равнодушие Вселенной (Бога). Осознание ненужности и пошлой бессмысленности существования приводит его к мысли о самоубийстве. Суицид – признание своей бесполезности, выход из абсурда бытия и осознанное решение покончить раз и навсегда с суетностью жизни.

Сорен Кьеркегор

Кьеркегор разработал структуру отношений, основанную (частично) на том, как человек реагирует на отчаяние. Абсурдистская философия вписывается в рубрику «отчаяние неповиновения».

За столетие до этого Камю, датский философ XIX века Сорен Кьеркегор много писал об абсурдности мира. Кьеркегор в своих дневниках пишет об абсурде:

Вот еще один пример абсурда из его произведений:

Как можно утверждать или верить в этот абсурд? Кьеркегор говорит:

Кьеркегор приводит пример в Страх и трепет (1843), вышедшая под псевдонимом Йоханнес де Силентио. В истории Авраам в Книга Бытия, Авраам говорит Бог к убить его сына Исаак. Подобно тому, как Авраам собирается убить Исаака, ангел останавливает Авраама от этого. Кьеркегор считает, что в силу абсурда Авраам, игнорируя все разумные и этические обязанности («нельзя действовать»), вернул своего сына и подтвердил свою веру («там, где я должен действовать»).

Другой пример абсурдистских тем в творчестве Кьеркегора проявляется в Болезнь к смерти, которую Кьеркегор подписал псевдонимом Анти-климакус. Исследуя формы отчаяния, Кьеркегор исследует тип отчаяния, известный как вызов. Во вступительной цитате, воспроизведенной в начале статьи, Кьеркегор описывает, как такой человек выдержит такое неповиновение, и выделяет три основные черты Человека-абсурда, которые позже обсуждал Альбер Камю: отказ от побега от существования (самоубийство) отказ от помощи высшей силы и принятие своего абсурдного (и безнадежного) состояния.

По словам Кьеркегора в его автобиографии Точка зрения на мою работу как автора, большинство его произведений под псевдонимом не обязательно отражают его собственное мнение. Тем не менее его работа предвосхищала многие абсурдистские темы и обеспечивала их теоретическую основу.

Смысл жизни в абсурдизме

Абсурдизм говорит нам о том, что на протяжении всей истории человек тем или иным образом пытался постичь смысл бытия. Одни люди приходили к выводу, что жизнь не имеет смысла, и всё, что есть у человека, это текущий момент, или же начинали ощущать пустоту, убеждаясь в том, что всё предопределено Провидением. К таким ощущениям относится вера в Бога и приверженность какой-либо из религий вообще.

Другие находили ответы на все свои вопросы в самоубийстве. Для людей, которые по тем или иным причинам пришли к убеждению, что жизнь лишена смысла, суицид становится способом, посредством которого можно быстро достичь финальной точки своей судьбы.

Но люди способны и самостоятельно создавать для себя смысл бытия, который, вполне вероятно, не будет объективным, однако будет что-то в жизнь привносить и давать то, ради чего стоит продолжать свой путь. Об этом, кстати, и говорил Альбер Камю. Но одной из основополагающих идей здесь является то, что человек должен сохранять дистанцию между абсурдностью бытия и искусственно выдуманным смыслом, а относиться к этой дистанции он должен с иронией.

Но хотелось бы сказать, что жизнь, в которой нет смысла, для многих людей стала причиной отсутствия счастья, причиной апатии и безразличия, нежелания что-либо делать и чего-либо достигать. Мы, конечно, никому не судьи, но, как взрослые люди, можем утверждать, что такой жизнью жить нельзя или, по крайней мере, не стоит.

Абсурдизм, пусть и нашёл отклик в сердцах многих людей, всё же является довольно-таки утопичным мировоззрением. Проникнувшись его идеями, не остаётся ничего, кроме того как повесить голову или примерить на себя образ этакого борца непонятно за что.

А не лучше ли будет широко раскрыть свои глаза, глубоко вдохнуть и осознать, что смысл жизни есть, и заключается он в самой жизни, в том, как мы её проживаем и какими людьми мы становимся?

Точек зрения на смысл бытия очень и очень много, и все они могут быть подкреплены вескими аргументами

Но не важно, какой из них мы будем придерживаться, главное – оставаться жизнерадостными и жизнелюбивыми людьми

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Возникновение позитивизма
  • Язык и религия
  • Концептуализм: от Средневековья до наших дней
  • Экзистенциальная психология: идеи, этапы развития, представители
  • Критика позитивизма: коротко о главных антипозитивистских концепциях
  • Философские основы лингвистической концепции Вильгельма фон Гумбольдта
  • Проблема демаркации научного знания
  • Сизифов труд. Миф о Сизифе
  • Зачем разбираться в философии?
  • Идеи и воззрения Льва Толстого

Ключевые слова:1Когнитивистика

Абсурд в философии

Первым заговорил об абсурде известный философ Серен Кьеркегор. Главным трактат, в котором лежит идея абсурдизма, является «Страх и трепет». В этом труде он ставит под сомнение религию, говоря о нелогичности ее учений. Приводя отрывок из Библии, где Авраам жертвует своим сыном ради Господа, Кьеркегор указывает на то, что человек зависим, не свободен, а существование его парадоксально. Вера Авраама абсурдна, так он легко превратил убийство в святое и возвышенное деяние.

Несмотря на свои радикальные размышления, Сёрен Кьеркегор не отрицал значимость религии в жизни. Он определял веру, как нечто трансцендентное, что находится за границами человеческого понимания, то есть является абсурдной. Религию нельзя логически объяснить, но вера определено играет важную роль в человеком развитии.

Пройдите онлайн-курсы бесплатно
и откройте для себя новые возможности
Начать изучение

Альбер Камю рассматривал абсурд, как противостояние и конфликт человека, который стремится осмыслить молчаливую Вселенную и обрести смысл. А значит жизнь человека абсурдна. Осознание этого побуждает человека выбирать между суицидом, «прыжком веры» и принятием.

По мнению Камю, самоубийство — это прямой выход из абсурдности бытия. Человек таким образом признает, что сама жизнь не заслуживает усилий, чтобы ее проживать. Выбирая «апрыжок веры», человек примиряется с действительностью, пропитанной обманом и абсурдностью, пренебрегая правдой и свободой. Третий выход — это полное принятие абсурдности своего существования. Именно этот вариант дает возможность человеку обрести свободу и смысл своего существования. «Жить, не уповая», то есть воспринимать независимость Вселенной от абсолютного и универсального, и тогда человек станет свободным.

Важно понять одно, что человек может самостоятельно искать смысл жизни и предназначение, создавать собственные ориентиры и идеалы. Личность человека можно определить, как полноценную Вселенную

Еще больше интересных рассуждений можно найти в эссе Камю «Миф о Сизифе».

Лев Шестов в своем книге «Шекспир и его критик Брандес» рассуждает о несостоятельности и не универсальности нравов и морали на примере героев Отелло и Макбет

Он акцентирует внимание на бунтарском духе личности, которой нечего терять, кроме своей жизни. Именно это дает человеку свободу действий, невзирая на страхи, двигаться в нужном направлении

Популярность философского направления абсурдизма показывает, что многие люди задаются вопросом о смысле жизни, о личной свободе и рациональности. Одни отрицают какой-либо смысл и живут сегодняшним днем, кто-то убежден, что все предопределено и ощущают внутреннюю пустоту. Но жизнь без смысла не может приносить удовольствие и счастье. Каждый из нас может сам определить свое предназначение, которое будет меняться со временем и привносить желания что-то делать и развиваться.

Если вы находитесь в поиске своего смысла жизни и не знаете с чего начать, посмотрите бесплатный онлайн-урок «Пик Героев». Спикер Сергей Бурлаков, спортсмен-паралимпиец, член Общественной палаты России, пережил трагедию. В страшной аварии он лишился кистей и ступней, несмотря на это он смог не только начать жизнь заново, но и стать примером для многих людей. Из урока вы узнаете, как простить и принять себя, осмелиться быть собой

Почему важно верить и любить, и как мужество помогает в достижении амбициозных целей

Биография А. Камю

А. Камю родился во французском Алжире в 1913 году, в семье французского крестьянина Люсьена Камю и испанки Катрин Синтес. Уже через год после рождения Альберта его отец погиб на полях Первой мировой войны, а мать вскоре пережила удар, который сильно сказался на ее здоровье.

Камю вместе с матерью переезжают в Алжир где живут у бабушки. Мать Камю, онемевшая после перенесенного удара, была единственным работающим человеком в семье, что обрекло детство Камю на суровую нищету. Однако несмотря на выпавшие испытания Камю оказывается крайне жизнерадостным ребенком, искренне восхищенным природой и жизнью северной Африки.

Камю оканчивает начальную школу в Белькуре в 1924 году. Судьба оказывается благосклонна к будущему мыслителю – учитель Камю, Луи Жермен, видит в выпускнике значительный талант и выбивает ему место и стипендию для обучения в лицее, после которого Альберт поступает на философский факультет Алжирского университета. Камю не только увлеченно учиться, но также много работает, дабы оплатить обучение и активно занимается спортом. Однако заболевание туберкулезом ставит крест на спортивных увлечениях Камю.

Камю увлекается социалистическими и коммунистическими идеями, в 1935 году вступает в Французскую коммунистическую партию, из которое его исключают уже через год, по обвинению в «троцкизме». Камю много работает на культурном поприще – в качестве независимого журналиста для газет и журналов Алжира, кроме того он организует «Народный театр», в котором ставит различные постановки, включая русскую классику.

К моменту окончания университета, 1936 году, Камю уже широко известен в Алжире как литератор и интеллектуал. Однако новая вспышка туберкулеза ставит крест на его академической карьере. Камю отказывается от обучения в аспирантуре и уезжает на лечение в Европу где посещает французские и итальянские Альпы.

Вплоть до начала Второй Мировой войны Камю живет и работает Алжире, ведет политическую деятельность, направленную на расширение социальной политики, улучшение положения алжирских арабов. Однако с началом войны газету «Республиканский Алжир», в которой он работал закрывают, и вместе со своей будущей женой Камю отправляется в Париж.

Однако время его пребывания в Париже оказывается недолгим. Камю оппозиционно настроен по отношению к политическому решению капитуляции Франции и вишистскому правительству, из-за чего теряет работу и возвращается с супругой в Алжир. Однако уже через год Камю снова отправляется в Париж, где вступает в ряды французского сопротивления и работает в подпольной газете «Комба». Там же он знакомится с другими выдающимися французскими деятелями – Ж.П. Сартром и др.

Однако после войны Камю переосмысливает свое философско-политическое мировоззрение, что приводит его к критике идей социализма и расхождению с левым блоком французской интеллигенции. В 1957 году в возрасте 44 лет Камю получает Нобелевскую премию. Он полон творческих планов, которым, однако не суждено воплотиться, всего через три года он погибает в автокатастрофе.

Основные произведения:

  • «Миф о Сизифе»,
  • «Чума»,
  • «Калигула»,
  • «Бунтующий человек»,
  • «Праведники».

Человек и абсурд

Абсурд часто спасает людей от сложных ситуаций. Когда справиться можно только лишь юмором. Из разных повседневных историй рождаются анекдоты. Где максимально умело сталкиваются противоречия. Это помогает людям пережить что-то сложное, что не поддаётся логике, но существует в реальности. Остаётся лишь посмеяться и передать по свету народную мудрость в таком виде.


Фото автора Melvin Buezo: Pexels

Человеческие отношения пестрят абсурдными ситуациями. Если ты научишься видеть их, тебе станет значительно проще жить самой и ловко выводить на чистую воду пустые обиды и манипуляции других людей.

Например, твой мужчина строит планы на вашу совместную жизнь и мечтает о том, какая она будет. Он представляет, что ты будешь делать, и чего не будешь. Например, он мечтает, что ты будешь готовить для него каждый день изысканные блюда, всё только необычайно вкусное и свежее. Но тебе о своих планах не рассказывает. И вдруг, в один прекрасный вечер, придя с работы, ты встречаешь обиженного мужа.

При попытке выяснить причину, получаешь ворох претензий и обид, ведь он-то думал, а ты! Можно понять его чувства, конечно. Когда развеиваются мифы и сказки, это не очень приятно. Но требования его в этом случае абсурдны потому, что таких договорённостей между вами не было. Предмета конфликта не существует. Есть только чувства.

Так же работает и в обратную сторону. Там, где твои слова, поступки или ожидания встречают противоречия – будет абсурд. А, значит, тупиковая ситуация. Выход из неё – устранение противоречий. Диалог, сотрудничество и закономерные договорённости сделают жизненный путь более гладким.

С абсурдом можно бороться, умело распознавая его через противоречия, применяя логику. А можно использовать его, чтобы справиться с негативом. Вот такая волшебная палочка с двумя разными концами!

Слова всегда для нас имеют большое значение. Давать оценку словами можно как нормальным явлениям, так и ситуациям абсурдным. При этом нелепость произошедшего каждый оценивает исходя из своего мировоззрения. Но что делать, если абсурду подвержены все вокруг, а ты в этом абсурде не находишь себе места? Нужно задать себе простой вопрос, а так ли это на самом деле? Может абсурдным является мое мнение?

Психологи отмечают, что есть состояния, когда человек морально устаревает. Он живет в своем мире, с установившейся шкалой ценностей. И любое, что не вписывается в нее, считается абсурдной ситуацией. Ведь значение происходящего может для всех имеет разную цену. О том, как слова «абсурдный» связано с моральной старостью, есть несколько примеров.

Философия абсурда

Философия абсурда появилась в середине 19 века. Ее основоположником можно считать датского философа Сёрена Кьеркегора. Абсурд в философии – это утверждение бессмысленности человеческого бытия. Мысли об абсурдности жизни были навеяны социальными проблемами, революциями и войнами. Абсурдизм был представлен в работах Камю, Ницше, Достоевского, Бердяева.

Философия абсурда строилась на том, что человек не может найти смысл жизни. Все поиски приводили к таким двум выводам:

  • на этой планете невозможно отыскать смысл существования, так как все вещи приходящи;
  • жизнь каждого человека определена высшими силами, человек является лишь марионеткой и может лишь с помощью веры заполнить душевную пустоту и постараться смириться с тем, что ему предначертано свыше.

Обзор

… вопреки всему существованию или вопреки ему, он желает быть самим собой с ним, брать его с собой, почти игнорируя свои мучения. Чтобы надеяться на возможность помощи, не говоря уже о помощи в силу абсурда, что для Бога все возможно — нет, он этого не сделает. А что касается обращения за помощью к кому-то другому — нет, он не сделает этого для всего мира; вместо того, чтобы искать помощи, он предпочел бы быть самим собой — со всеми адскими пытками, если так и должно быть.

– Сорен Кьеркегор, Болезнь к смерти

В абсурдистской философии абсурд возникает из фундаментальной дисгармонии между индивидуальным поиском смысла и бессмысленность Вселенной. Как существа, ищущие смысл в бессмысленном мире, люди могут решить эту дилемму тремя способами. Кьеркегор и Камю описывают решения в своих работах: Болезнь к смерти (1849) и Миф о Сизифе (1942) соответственно:

  • Самоубийство (или «бегство от существования»): решение, которым человек заканчивает свою жизнь. И Кьеркегор, и Камю отвергают жизнеспособность этого варианта. Камю заявляет, что это не противоречит Абсурду. Скорее, в акте прекращения своего существования его существование становится только более абсурдным.
  • Религиозный, духовный, или абстрактная вера в превосходный царство, бытие или идея: решение, в котором человек верит в существование реальности, которая находится за пределами Абсурда и, как таковая, имеет смысл. Кьеркегор заявил, что вера во что-либо за пределами абсурда требует иррационального, но, возможно, необходимого религиозного «прыжка» в нематериальное и эмпирически недоказуемое (теперь обычно называемое «прыжок веры Однако Камю расценил это и другие решения как «философское самоубийство».
  • Принятие абсурда: решение, в котором человек принимает абсурд и продолжает жить вопреки ему. Камю поддержал это решение, полагая, что, приняв Абсурд, можно достичь максимальной степени свободы. Не признавая никаких религиозных или иных моральных ограничений и восставая против Абсурда (посредством создания смысла), одновременно принимая его как неудержимый, можно было найти удовлетворение через преходящее личное значение, созданное в процессе. Кьеркегор, с другой стороны, расценил это решение как «демоническое безумие»:Больше всего его бесит мысль о том, что вечность может вбить себе в голову забрать у него его страдания!«

Что такое абсурд

Выражение пришло из латинского языка. Наряду с ним говорят о бессмыслице, нелепости. Эти понятия вообще лишены логического содержания и не подлежат толкованию.

Если давать определение понятию абсурд, то оно значит одновременное отрицание и утверждение чего-либо, обычно в противоречивых ситуациях. Иногда указывает на то, что человек ошибается.

Нелепость и бессмыслица не имеют под собой логического обоснования, их никак нельзя трактовать. Явлений не бывает в существующей действительности.

Глубокое философское значение слова «абсурд» в видео.

Абсурдна ли жизнь?

Абсурдна, если искать в ней смысл, способный существовать лишь вне ее (смысл — отсутствие). Что означает вне жизни? Смерть. «Искать смысл жизни, — говорит Франсуа Жорж, — значит противоречить самой жизни». Действительно, это значит любить жизнь не ради самой жизни, а ради чего-то другого — некоего смысла жизни, тогда как, напротив, смысл жизни и предполагает жизнь. Если «жизнь должна быть самоцелью, — писал Монтень, — значит, понятия абсурда и осмысленности к ней не приложимы». Жизнь просто реальна, и в этой ее реальности — главное чудо. И она прекрасна — надо только любить ее.

Вот это-то и есть самое трудное: не биться над пониманием жизни как над решением трудной загадки, а принимать ее такой, какая она есть, — хрупкой и недолговечной, и принимать по возможности с радостью. Мудрость трагична, если это мудрость не смысла, а истины, не толкования, а любви и мужества.

Суть всего этого выразил Артюр Адамов: «Жизнь не абсурдна. Просто она трудная штука. Очень трудная».

Сила абсурда

Древние философы не зря превратили абсурд в технику беседы, спора. Чтобы доказать свою правоту и разгромить логику собеседника, они доводили его идею до абсурда. Усиливали детали, развивали мысль и доводили до логического конца, всё ярче сталкивая противоречия, пока абсурдность идеи не становилась очевидной.

Что такое абсурд?

В современной психологической науке тоже есть техника доведения до абсурда. Эта техника отлично работает со страхами, тревогой, негативными установками и сценариями. Даже с депрессией помогает бороться!

Например, страх публичный выступлений. Наверняка, он тебе знаком ещё со школьной скамьи. Это знакомое каждому волнение и страх оценки, тревога от того, что на тебя смотрят столько глаз и внимательный взор учителя. А уж если всё закончилось не очень позитивно, страх укореняется внутри и подаёт голос при каждой, хоть немного похожей ситуации.

И вот, ты уже большая и взрослая, и тебе предстоит важное совещание на работе. Ты должна будешь выступать с важным сообщением

Руководитель очень рассчитывает на тебя. А ты несколько ночей спать не можешь от тревоги. Привычный для любого человека способ борьбы со страхом – конечно же, логичный, — перестать бояться. Вот только он не работает!

Техника доведения до абсурда сработает лучше! Чтобы победить своё волнение, представь ситуацию выступления в самом негативном варианте. Напиши рассказ. Описывай всё в мельчайших подробностях: утром ты проснулась, собралась и села завтракать. От волнения трясутся руки и ничего не хочется. Пьёшь наспех кофе и отправляешься на работу.

Там твоё волнение усиливается. Потихоньку все собираются в кабинете, где будет проходить совещание. От страха у тебя кружится голова и путаются мысли. Представь, что совещание началось, и подошла твоя очередь говорить.

Но слова не формируются в предложение, а буквы путаются в словах. Ты волнуешься ещё больше, проливаешь воду на рядом сидящего руководителя. Он злится и отчитывает тебя. Пофантазируй, какие ещё оплошности можешь допустить, доведи ситуацию до самого-самого ужасного итога.

Чем кончится твой рассказ? Тебя уволят? Выгонят с позором и без выходного пособия? Посмотри, к чему приведут тебя страхи. А потом спроси себя – это действительно может случиться именно так? Правда, из-за волнения ты не сможешь говорить? Правда, что за это тебя уволят?

Или самое страшное — ты навсегда останешься без работы? Ты увидишь, что голос страха ведёт тебя в абсурд, он рисует комичные сценарии, далёкие от реальности. Теперь ты можешь вздохнуть, спокойно подготовиться к совещанию и лечь спать.

Техника абсурда поможет в борьбе и с депрессией. Всё тем же путём. Если ты погрузилась в апатию и мрачные мысли, попробуй не разгонять их сразу. Начни «сгущать краски». Усиливай переживание того, что всё плохо и жизнь тяжела.

И никто-то не любит, и все-то обидели. Если развивать мысли депрессии, то это обычно желание лечь и ничего не делать, не есть, не говорить ни с кем. А потом торжественно умереть, чтобы обидчики твои видели, что они с тобой сделали!

А ты, как ангел, с небес будешь смотреть на их горе и упиваться победой – поняли, что потеряли! Вот какие вы жестокие! Вот как я вас наказала! Распиши в ярких красках эту фантазию. А потом резко вернись в реальность – ты действительно веришь в месть на облаках? Даже если ты веришь в загробную жизнь, неужели там тебе будет актуально злорадство? И правда, твои мелкие обиды и неприятности заслуживают такой театральной трагичности?

После таких сценариев, в стиле индийского кино, тебе захочется встряхнуться и вернуться в настоящий момент. Доведение до абсурда помогает уйти от негативных мыслей и чувств и вернуться к жизни. Этот гениальный метод и практиковали филососфы древности софисты и Сократ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: