Как писать диалоги (и как их писать не надо)

Виды диалога

Выделяют следующие разновидности:

  • равноправный диалог;
  • структурированный диалог;
  • диалог в вопросах.

При равноправном диалоге стороны выступают в равных долях, и их мнение имеет одинаковую ценность. К равноправному диалогу стремятся дипломатические послы крупных мировых держав.

Но куда лучше ситуация, когда они настроены на структурированный диалог, который является основой миротворческих миссий.

Диалог в вопросах нередко встречается в поэтической речи, характерен для восточной лирики, творчества латиноамериканских писателей.

В бизнес-кругах и политической сфере активно фигурирует такое понятие как «конструктивный диалог». Оно означает настроенность сторон на конкретный результат.

Например, на круглом столе, посвящённом защите окружающей среды в крупных промышленных городах России, хорошо было бы не просто поговорить о серьёзности проблемы, а принять чёткие решения, направленные на её немедленное решение.

Руководитель совещания имеет право призвать участников к конструктивному диалогу.

Примеры диалога между двумя людьми

Диалоги являются формами общения и как таковые определяются коммуникативным контекстом. То есть способ речи, тон голоса, жесты, все эти элементы разговора зависят от того, где собеседники находятся и кому они направлены..

Формальный диалог

-Официант: Добрый вечер, юная леди, что я могу сделать для вас??

-Клиент: Добрый вечер, вы можете сказать мне, что у вас есть обычный гамбургер?

-Официант: конечно, в нем 200гр мяса, сыра чеддер, бекона, ломтиков томатов и соусов.

-Клиент: Отлично Я хочу один, в сопровождении газировки.

-Официант: очень хорошо. Хочешь десерт с едой?

-Клиент: Я до сих пор не знаю. Я скажу тебе, когда ты принесешь гамбургер.

-Официант: Согласен. Через мгновение я принесу ваш заказ.

-Клиент: Большое спасибо.

Дружеское общение

— Альберто: Привет, Марта, как ты??

— Марта: Очень хорошо! Как ты?

— Альберто: все хорошо. Я давно тебя не видела.

— Марта: Это правда, я путешествовала, я встретила несколько стран в Азии в прошлом году.

— Альберто: Звучит очень интересно! Ты принес воспоминания?

— Марта: Да, я привез брелок из каждой страны, которую я посетил. 

Вежливый диалог

— Библиотекарь: Доброе утро, молодой.

— Пользователь: Доброе утро. Мне нужна помощь, чтобы найти книгу.

— Библиотекарь: Какая тема?

— Пользователь: Автомобиль, я хочу исправить свою машину.

— Библиотекарь: Для этого нужна книга механиков.

— Пользователь: Нет, это проблема не механики, а обивки.

— Библиотекарь: я собираюсь проверить, есть ли у нас что-то об автомобильной обивке. 

Диалог между друзьями

— Педро: Привет, Эдуардо, ты знаешь, во сколько сегодня начинается матч??

— Эдуардо: Привет! это начинается в половине пятого.

— Педро: Тогда я уйду на час раньше, чтобы прибыть вовремя.

— Эдуардо: Хорошо, мы увидимся там.

Диалог между знакомыми

— Мать Ана: Привет?

— Хуан: Привет, я Хуан, как ты??

— Мать Ана: Привет, Хуан, очень хорошо, а ты?

— Хуан: Очень хорошо. Ана дома? Не отвечает на ваш телефон.

— Мать Ана: Он пошел на рынок и оставил свой телефон здесь. Когда я вернусь, я скажу вам позвонить вам.

— Хуан: Большое спасибо, увидимся позже.

— Мама Юлии: нет проблем, вы очень хорошо.

Диалог между друзьями

— Фелипе: Привет, Педро!

— Педро: Привет, Фелипе! Как дела? Что я скучаю, увидев тебя здесь?

— Фелипе: Неделю назад я начал здесь работать. Я еду домой.

— Педро: Вы далеко от своего дома. Где ты работаешь?

— Фелипе: В клинике в двух кварталах отсюда.

— Педро: Ну, я тоже здесь работаю, так что теперь мы будем видеться чаще. Пойдем выпьем и наверстаем.

— Фелипе: Отличная идея, в одном квартале есть бар с хорошими ценами..

— Педро: Хорошо, пойдем и продолжим общаться.

Повседневный диалог

— Педро: Хочешь присоединиться ко мне сегодня??

— Мария: почему? Куда мы идем?

— Педро: В ваше любимое место, торговый центр.

— Мария: Звучит очень хорошо! Мы собираемся купить мой подарок на день рождения рано?

— Педро: не совсем.

— Мария: мой рождественский подарок?

— Педро: Думаю, мне лучше пойти одному.

Формальный диалог

— Ученик: Учитель, хочу с тобой поговорить.

— Учитель: Скажи мне, что тебе нужно??

— Студент: у меня проблемы с пониманием алгоритмов, которые объяснили последний класс математики.

— Учитель: Это, вероятно, потому что вы отвлекаетесь в классе. Садитесь, мы пойдем вместе, потому что вы должны подготовиться к экзамену.

— Ученик: Спасибо большое, учитель.

Полуформальный диалог

— Ана: Добрый день.

— Мясник: Доброе утро. Как я могу ей помочь?

— Ана: Мне нужно два килограмма мяса, пожалуйста.

— Мясник: Вот они у вас. Что-то еще?

— Ана: Нет. Сколько я ему должен??

— Мясник: 45 песо.

— Ана: Возьми.

— Мясник: Большое спасибо. Счастливый день.

Диалог между незнакомцами

— Извините.

— Да скажи мне.

— Можете ли вы сказать мне, как добраться до станции метро?

— Да, конечно. Пройдите в этом направлении три квартала, затем перейдите налево, и вы окажетесь перед станцией..

— Отлично, большое спасибо!.

— Там нет этого. Хорошего дня.

— Аналогично, увидимся позже.

Виды диалога

Мы приехали на полянку, где познакомимся с разновидностями русского диалога!

Прочтите надписи на цветах.

Как мы видим, в русском языке три вида диалога

  1. При равноправном диалоге участвующие лица выступают в равных позициях, и их точка зрения оценивается одинаково. Данный тип диалога чаще всего применяется в дипломатической практике.

— Мы приняли решение о введении нового закона.

— Вам необходимо оформить решение в письменном виде.

  1. Структурированный диалог помогает договориться друг с другом и прийти к одному правильному решению.

— Маша, твоя кофта слишком яркая!

— Зато она красивая!

— Такой цвет не подходит для школы.

— Да, вы правы, все носят серую форму, а моя кофта красная и с цветами.

— Молодец, Маша, ты все правильно поняла!

— Извините, я буду носить правильные вещи, а в этой кофте к подружке схожу.

  1. Диалог в вопросах является частью восточной лирики и латиноамериканской литературы, характеризуется как элемент поэтической речи.

— О, ты также красива как и умна?

— Ах, вы мне правду ль говорите?

  1. В политической и деловой сфере нередко применяется термин «конструктивный диалог», подразумевающий получение конкретных результатов в итоге обсуждения. Примером конструктивного диалога может являться заседание, обсуждающее вопрос защиты экологии в конкретных городах страны. Цель беседы — организация мероприятий и принятие четких решений по предотвращению серьезных проблем.

Наш привал на полянке подошел к концу, пора ехать дальше!

§ 2. Язык персонажей

«- А это чепуха зачем?— Это способ сделать понятным дальнейшее действие. Дело в том, что мы связаны языком, который своей неясностью маскирует недостатки стиля».1 Да, это Агамемнон, это твой царь тебя будит. Приди, узнай голос, поражающий твой слух.2Во-первыхВо-вторыхВ третьихчетвертыхасаейчеловечесаАэсандинаковокадасаыршенотаксатьхахое-нить1А знаешь, в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет и в этомстолбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангела в этом столбе летают и поют… Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самой себя совестно сделается. Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо, и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…2

  • мысль;
  • чувство;
  • как образ;
  • звукосочетание;
  • ритм;
  • как действие в ряду других действий;

действие — поступокдействие — слово.123

Диалоги в литературе

В литературе диалогом называется разговор героев друг с другом, устная или письменная речевая структура, посредством которой происходит обмен мнениями, взглядами на мир.

Мы видим, как общаются между собой персонажи, и, исходя из этого делаем вывод об их характерах, отношению друг к другу. Диалог – важная часть общей портретной характеристики персонажа.

Из трёх родов литературы диалог наиболее важен для драмы. Он является её структурообразующим элементом.

В самом деле, трудно представить пьесу, в которой герои не общаются. Даже если они не разговаривают, на сцене разворачивается живое действие, участники которого определённым образом реагируют друг на друга, взаимодействуют.

Актёры используют для этого жесты, мимику, элементы танца, режиссёр-постановщик даёт подсказки зрителю с помощью декораций, освещения, предметного ряда. Разговор глухонемых – это тоже диалог, но он невербальный (что это значит?), то есть эмоции, мысли и чувства в нём выражены без помощи слов.

В драме диалог – это основа сюжета, его двигатель. В эпосе и лирике диалоги героев также служат для ускорения действия.

Ф.М. Достоевский использовал драматическую силу диалогов для раскрытия основной проблематики своих романов. Разговоры братьев Карамазовых о бытии Бога, беседы князя Мышкина с другими героями романа «Идиот», диалоги Раскольникова и Порфирия Петровича о Наполеоне и Магомете – вот лишь некоторые примеры знаменитых диалогов в русской классике.

Примеры в литературе

Диалоги могут быть ритуально строгими и этикетно упорядоченными. Обмен церемониальными репликами (которые при этом склонны разрастаться, уподобляясь монологам) характерен для исторически ранних обществ и для традиционных фольклорных и литературных жанров. Подобного рода диалоги составляют едва ли не большую часть текста лермонтовской «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Вот одна из реплик Ивана Грозного в разговоре с Калашниковым:

Отвечай мне по правде, по совести,

Вольной волею или нехотя

Ты убия насмерть мово верного слугу,

Мово лучшего бойца Кирибеевича?

Но наиболее полно и ярко диалогическая форма речи проявляется в атмосфере непринужденного контакта немногих людей, которые ощущают себя друг другу равными. Иерархическая дистанция между общающимися мешает диалогу. Об этом народная пословица: «Стоя без шапки, не разговоришься».

Диалог – это основа мышления (внутренний диалог), всех процессов, связанных с познанием мира.

А ещё это умение общаться, то есть не только говорить от первого лица, но и внимательно слушать, что сообщает тебе собеседник.

Это почтительное отношение ко всем, кто живёт на планете, и умение договариваться с ними, бесконечно познавая что-то новое и радуясь своим открытиям.

Диалог и монолог

Ребята, возле музея на лавочке сидит одинокая старушка и что-то бормочет про себя. А вы знаете, как называется такая форма речи?

Ребята, внимательно прочите текст!

Текст

Добрый день! Меня зовут Антонина Петровна, я учитель русского языка и литературы. Могу Вас научить читать и писать, познакомлю с великими писателями и их произведениями.

Ребята, скажите это диалог? (Говорит один человек, это не разговор двух людей, поэтому не является диалогом).

Правильно! Это монолог. Как вы думаете, что такое монолог?

Монолог – это речь одного человека.

Задание

Ваша задача заполнить таблицу, написать, чем отличается монолог и диалог.

Вы прекрасно справились с задачей, поедем обратно, возвращаемся в школу!

Как оформить диалог на письме?

Ребята, диалог – это не сплошной текст. В нем есть знаки препинания

Очень важно оформлять правильно реплики (фразы)говорящих. Каждую реплику пишут через тире с новой строки

По окончанию фразы ставим знак завершения.

Например:

— Привет!

— Здорово!

Реплика – одно высказывание говорящего, например «Как дела», «Привет!».

В конце предложения следует ставить те знаки препинания, которые предусмотрены правилами русского языка.

  1. Все что сказано, ставится в начале строки после тире.
  2. Затем нужно поставить запятую (иногда ставим и другие знаки препинания, посмотри в таблице ниже) и тире, чтобы указать, а кто же сказал эту фразу.

Запомните, ребята: тире ставим в начале строки и после сказанной фразы!

В соответствии с эмоцией ставится тот или иной знак:

  • точка в повествовании,
  • восклицательный знак при выражении чувств,
  • вопросительный знак, когда необходимо спросить о чем-либо.

Иногда можно поставить многоточие — знак, который означает незавершенную мысль. Иногда многоточие и восклицательный знак стоят вместе.

Например:

— Ну и что..!

Задание

Расставь знаки препинания в конце этих реплик.

— Ты сделал домашку

— Да

— Дай списать скорее

— Что ты, не дам, делай сам

— Жадина.

В конце нашей экскурсии вы готовы поиграть?

Продолжите высказывания, ответьте на вопросы.

  1. 1. Речь, которую мы произносим – это? (устная)
  2. Как вести диалог с людьми? (Последовательно отвечая на реплики)
  3. Назовите правила оформления диалога (Через тире в начале строки, в конце в диалоге ставится знак завершения)

Выводы

Сегодня наша экскурсия по стране «Диалогии» была очень увлекательной. Мы узнали много нового.

  1. Диалог – это устная или письменная форма разговора двух, а иногда нескольких людей.
  2. Монолог – это речь одного человека.
  3. Существует три вида диалогов: равноправный, диалог в вопросах и ответах, структурированный.
  4. Диалог как форма общения зародилась далеко в древности.
  5. Чаще всего диалог относится к разговорному стилю речи.
  6. На письме диалог оформляется через тире в начале строки, а новую реплику пишут с новой строчки.

Диалог в эпосе и драме: к проблеме родовой специфики

Одной из «общих» теоретических проблем, как нам представляется, является проблема родовой специфики драматического диалога, которая может быть разрешима на материале текстов одного автора, но разной родовой принадлежности: «Багровый остров»- роман и пьеса, «Дни Турбиных» и «Белая гвардия» М.А. Булгакова, «Москва» — роман и драма А. Белого и т.п. В литературоведении эта проблема находится в стадии теоретического освещения, что пока не дает оснований с полной очевидностью делать какие-либо выводы .

Понятно, что центральная и сюжетная линии в таких текстах остается одинаковой. И преобразование романа в пьесу (или — наоборот), как мы полагаем, вовсе не связано с сокращением текста или, по крайней мере, этим не обусловлено. Так, А. Белый в пьесе отказывается от некоторых сцен романа, персонажей и даже сюжетных линий. В пьесе же М.А. Булгакова «Багровый остров» добавлены некоторые персонажи, отсутствующие в романе. Таким образом, проблема текстов такого характера, как нам представляется, не сводится к проблеме «преобразования». Более главным здесь оказывается слово, которое ведет себя иначе, нежели в романном жанре, где, помимо всего прочего, автор входит в систему персонажей. Так, в тексте «Белой гвардии» М.А. Булгакова дается авторская оценка персонажей и событий: «Николкина подруга, гитара, нежно и глухо: трень… Неопределенно трень… потому что (курсив мой — Н.Г.) пока что, видите ли, ничего еще толком не известно. Тревожно в Городе, туманно, плохо…»22. Иначе говоря, то, что в пьесе мы узнаем из слов действующих лиц в течение первой картины, в романе дано в одном предложении; в этой пьесе как бы нет логики смены событий, но каждое слово при этом несет большую смысловую нагрузку. Или, например, в романе и пьесе дана одинаковая ситуация, когда Елена, волнуясь, ждет Тальберга, но при этом читателю романа нет необходимости погружаться в конситуацию, поскольку все высказывания- полные, авторская речь все описывает подробно: «Братьям послала взгляд мягкий, а на часы очень и очень тревоэ/спьш (курсив мой -Н.Г.). Оно и понятно. Где же, в самом деле, Тальберг? Волнуется сестра» (185). В пьесе же, наоборот, мы идем от экспликации к семантике: из реплик персонажей мы узнаем о ситуации (а не наоборот, как это было в романе), ср.: Николка. … Хотя ты знаешь, Алеша, я сам начинаю беспокоиться. Девять часов уже, а он сказал, что днем придет. Уж не случилось ли чего-нибудь с ним? Алексей. Ты потише говори. Николка. Вот, комиссия, создатель, быть замужней сестры братом. Елена. Который час в столовой? Николка. Э .. девять. Наши часы впереди, Леночка. Елена. Не сочиняй, пожалуйста. Николка. Ишь, волнуется. (Напевает.) Туманно… Ах, как все туманно… В пьесе реплики даны без указания оттенков произношения, без каких-либо комментариев, поэтому читатель должен понять ту конситуацию, в которой находятся действующие лица. В романе же, наряду с диалогическими репликами, эксплицирована и «описывающая» ситуацию авторская речь: Елена поднимает голову на часы и спрашивает: — Неужели они оставят нас на произвол судьбы? — Голос ее тосклив. Братья, словно по команде, поворачивают головы и начинают лгать (курсив мой — Н.Г.). -Ничего не известно, — говорит Николка и обкусывает ломтик. -Это я так сказал, гм… предположительно. Слухи. Для сравнения — подобный эпизод в «Днях Турбиных»: Елена. Алеша, где же мой муж? Алексей. Придет, Леночка. Елена. Но как же так? Сказал, что придет утром, а сейчас девять часов, и его нет до сих пор. Уж не случилось ли с ним чего? Алексей. Леночка, ну конечно, этого не может быть. Ты же знаешь, что линию на запад охраняют немцы. Елена. Но почему же его до сих пор нет? Алексей. Ну, очевидно, стоят на каждой станции (10). Любопытно, что в романе диалог как бы иллюстрирует авторскую речь (братья «начинают лгать»), в драме же диалог саморазвивается (кстати, не случайно, что реплики здесь просты, информативно не нагружены). Родовую специфику драматического диалога при постановке такой проблемы можно проиллюстрировать с полной очевидностью в эпизоде, когда после отъезда Тальберга Елена пытается понять, за что она любила этого человека и чего нет сейчас в ее душе, что заставляет ее «отвернуться» от мужа, сомневаться в нем. В романе Елена боится даже этих мыслей, а потому в диалог вступает со своим «внутренним» голосом или с авторской речью: Мысли ее были непонятны ей самой. Уехал, и в такую минуту. Но позвольте, он очень резонный человек и очень хорошо сделал, что уехал. — Но в такую минуту… — бормотала Елена и глубоко вздохнула.

§ 3. Дискурс

4сообщение,условнаявысказывания дискурсеРечь как словесное действие,индивидуальномколлективномСценическая речьДискурс спектакля

  • дискурс нестабилен (актер и режиссер могут уйти от текста и создать, исходя из ситуации, акты высказывания);
  • дискурс сценичен и пластичен;
  • его введение в ситуацию обнаруживает элементы, которые иначе остались бы скрытыми в тексте (процесс конкретизации);
  • дискурс более или менее диалектичен и связан с изменениями драматической ситуации: он поставлен в зависимость от драматических конфликтов, или их разрешения, или только от случая, острого слова, внезапной мысли и т.д.1

История

В своей «Поэтике» греческий философ Аристотель выдвинул идею, что пьеса должна имитировать единое целое действие. «Целое — это то, что имеет начало, середину и конец» (1450b27). Он разделил пьесу на две части: усложнение и разгадку.

Роман драматический критик Гораций в своей Ars Poetica отстаивал структуру из пяти актов: «Neue minor neu sit quinto productior act fabula» (строки 189–190) («Пьеса не должна быть короче или длиннее пяти действий»).

римский грамматист четвертого века Элий Донат определил пьесу как трехчастную структуру: протасис, эпитаз и катастрофа.

В 1863 году, примерно в то время, когда драматурги вроде Генрика Ибсена отказывались от пятиактной структуры и экспериментировали с трех- и четырехактными пьесами, немецкий драматург и писатель Густав Фрейтаг написал Die Technik des Dramas, исчерпывающее исследование пятиактной драматической структуры, в котором он изложил то, что стало известно как пирамида Фрейтага. В пирамиде Фрейтага сюжет истории состоит из пяти частей:

  1. Экспозиция (первоначально называвшаяся вступлением)
  2. Восходящее действие (подъем)
  3. Кульминация
  4. Падающее действие ( возврат или падение)
  5. , развязка, разрешение или откровение

Драматический диалог

Особую форму литературного диалога представляет собой драматически диалог. В качестве главных особенностей драматического диалога можно назвать следующие:

  1. В драме и диалог, и монолог представляют собой форму самовысказывания.
  2. Драматическое слово в монологической и диалогических формах – это всегда самохарактеристика. Иначе говоря, в драме диалог, как и монолог, одновременно реализует и сюжетную функцию, и функцию характеризации, самораскрытия персонажа.

В отличие от диалогов в других литературных родах, в драме реплики диалога не разрывают изображаемый мир, не отражают позиций различных литературных персонажей, которые могут входить в противоречие, конфликт. Реплики драматического диалога не делают мир более многоплановым, более вариативным, но, наоборот, стремятся к созданию монолитности мира. Всякое ослабление монолитности влечет за собой ослабление драматизма. Герои диалогически сходятся в едином мировосприятии автора, реципиента на фоне односоставного мира. Сама концепция драмы монологична, разрушающая все диалогические противостояния, подлинную полифонию. Драма может быть многоплановой, но не многомирной. Указанные свойства, особенности драмы обусловливают особенности формирования диалога, а также отсутствие авторского слова, в результате чего исчезает диалог между автором и персонажем, характерный для других литературных родов.

В качестве сущностных характеристик драмы следует назвать отсутствие разноязычия, разноречия, чистая драма стремится к единому языку, соответственно, драматические диалоги будут избавлены вариативности, обращения к различным речевым средствам, которые в произведениях других литературных родов служат средством характеризации персонажей, создания индивидуальных речевых портретов. По своей сути, диалог в драме сближается, тяготеет к монологу.

Замечание 1

Важно добавить, что выявленные особенности характерны для классической драмы, современные социальные драматические произведения тяготеют к многоязычью, разноречивости. Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что литературный диалог и монолог представляют собой различные формы организации повествования

Диалог – коммуникативное взаимодействие литературных персонажей, созданных фантазией автора. В процессе диалога осуществляется деятельностное развитие сюжета. Монолог – более полная, более развернутая репрезентация авторской позиции, выраженная при помощи словесного творчества персонажа. В то же время данные формы речи могут существенно отличаться в различных литературных жанрах, родах литературы

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что литературный диалог и монолог представляют собой различные формы организации повествования. Диалог – коммуникативное взаимодействие литературных персонажей, созданных фантазией автора. В процессе диалога осуществляется деятельностное развитие сюжета. Монолог – более полная, более развернутая репрезентация авторской позиции, выраженная при помощи словесного творчества персонажа. В то же время данные формы речи могут существенно отличаться в различных литературных жанрах, родах литературы.

§ 10. «Ситуация высказывания»

описание места и обстоятельств, при которых осуществляется речевой акт как в рамках прочтения драматургического теста, так и в рамках мизансцены.единица речевого общенияЕдиницами языка нельзя обмениваться, а высказываниями, состоящими из единиц языка, напротивграмматическойобщеязыковой

  • предметно-смысловой исчерпанностью темы высказывания;
  • речевым замыслом или речевой волей говорящего (определяющим целое высказывания, его объем и границы);
  • устойчивой жанровой формой высказывания (через выбор речевого жанра осуществляется речевая воля говорящего, который может и не знать о существе того жанра, к которому он обращается).1
  • описательное (описание действительности)- «идет дождь»;
  • оценочное (устанавливающее абсолютную или сравнительную ценность объекта) — «скучно», «плохо»;
  • описательно-оценочное — «тихий шелест листьев»;
  • неопределенные (приобретающие смысл только в локализованной ситуации) — «этот дом маленький», «здесь растет дерево»;
  • бессмысленные (вне истины или же, вне целесообразности и нецелесообразности) — «человек- это звучит гордо»;
  • категорические (утверждение или отрицание без ограничения какими-либо условиями) — «этот поступок плохой».

говорящие

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: