Книги (4)
Геммы МудростиРаздел библиотеки: Философия
«Геммы Мудрости» (араб. «Фусус ал-хикам») — наряду с «Мекканскими откровениями» основное произведение Ибн ’Араби, содержащее изложение его философских взглядов. Отличается от последнего несравненно меньшим объемом. Написано в конце жизни философа. Состоит из 27 глав, каждая из которых отнесена к одному из посланников и пророков, иногда по ассоциации с его высказыванием, воспроизводимым в Коране или сунне, которое становится отправной точкой размышлений Ибн ’Араби, иногда по другим признакам. Главы расположены в традиционно признаваемом в исламе порядке пророчества, от Адама до Мухаммада.
В произведении обсуждаются все основные вопросы философии суфизма: понятие Первоначала и его связь с миром, различные методы познания и характеристика даваемого ими знания и т. д.
Читать »
Избранное. Том 1Раздел библиотеки: Философия
В первый том двухтомного собрания избранных трудов Ибн Араби, крупнейшего представителя средневековой арабо-мусульманской мысли, вошли сочинение «Составление окружностей» и фрагменты из его наиболее репрезентативных трудов — «Мекканских откровений» и «Гемм мудрости».
Представленные тексты раскрывают основные положения его философского учения, оказавшего глубокое влияние на интеллектуальную мысль эпохи классического ислама. Работа снабжена предметным и именным указателями, списком арабоязычных терминов и понятий.
Читать »
Избранное. Том 2Раздел библиотеки: Философия
Второй том «Избранного» Ибн Араби содержит отрывки из «Мекканских откровений» — самого значительного труда Величайшего шейха. Это «Тезисы», в которых дано авторское изложение учения Ибн Араби; «Вопросы и ответы», где раскрываются центральные положения его учения; «Наставления ищущему Бога», обращенные к ученикам, вставшим на путь суфизма.
В исследовательской части книги дана экспликация процессуальной логики и ее законов, рассмотрено ее соотношение с логикой Аристотеля, предназначенной для работы с субстанциями. В комментарии подробно продемонстрировано значение учета процессуальной логики для понимания смысла текстов Ибн Араби.
Читать »
Мекканские откровенияРаздел библиотеки: Философия
Избранные переводы из наследия Мухйи ад-Дина Мухаммада Ибн ал-Араби (1165-1240), выдающегося мыслителя мусульманского средневековья.
Представленные труды знакомят с учением «Величайшего Учителя» (аш-Шайх ал-Акбар) о Человеке, с метафизикой и мистическим (суфийским) мировосприятием, оказавшим огромное влияние на философов Востока и Запада.Настоящее издание включает в себя переводы избранных трактатов Ибн ал-Араби (и в том числе одной главы из «Мекканских откровений» — важнейшего и итогового произведения Учителя), публикуемых на русском языке впервые.
Переводы снабжены комментариями и предварены подробным введением, они позволяют читателю составить цельное и глубокое представление о суфийской философской традиции вообще и о ярчайшем ее представителе Ибн ал-Араби.
Читать »
Добавить отзыв
Взгляды
Он выступал как сторонник аллегорического толкования Корана. Ибн Араби прибегал к особому методу изложения, характеризующемуся нарочитой многозначностью и недосказанностью. Это затрудняет понимание сути учения.
Как многие суфии, Ибн Араби черпал вдохновение в мусульманской метафизике и исмаилитских доктринах, полагая, что знания, полученные посредством чувственного восприятия, ограниченны. Истинные знания приходят от Бога. По этой причине интуитивное, боговдохновенное знание следует получать, предпринимая еще при жизни путешествие к Богу. Мистику доступны самые сокровенные тайны бытия, если он сможет проникнуть в «промежуточный» мир, ал-барзах, в область первообразов, ‘алам ал-мисал, где соединены две ипостаси Бога — материальная и трансцендентная.
Ибн Араби верил, что Бог полностью трансцендентен и от Него исходят эманации, сходные с эманациями, которые описывали неоплатоники. Эти эманации несут знание от Бога к людям через веру или через пророческое вдохновение. Пророки более восприимчивы к этим эманациям. Себя Ибн Араби считал одаренным в этой области, а свои труды боговдохновенными, хотя и не претендовал на роль пророка.
для духовного путешествия он полагал необходимыми молчание, отказ от общения, бодрствование и голод. При соблюдении всех этих условий покров, отделяющий человека от Бога, поднимается, и мистик получает Откровение.
Что связывает Ибн Араби и отца султана Сулеймана Великолепного Явуза Султана Селима?
Спустя 277 лет после смерти Мухиддина родился Селим. Мальчик рос и вдохновлялся, и однажды стал девятым султаном Османской империи. Как мы знаем, султан Явуз Селим провел очень много времени в военных экспедициях. Однажды ему приснился сон.
Во сне Селим видит, как Ибн Арабин зовет его. Предсказатель советует Селиму взять армию из 60 000 человек и отправится в пустыню. Во сне Мухиддин Ибн Араби рассказывает султану о пустыне, давая ему советы.
И Явуз Султан Селим-хан готовится и прибывает в пустыню. К счастью для него, шел дождь, который до этого не шел там годами. Это помогло ему пересечь пустыню со своей армией. Его экспедиция там заканчивается победой. Реликвии, которые Селим получил за время этого сражения, находятся сегодня во дворце Топкапы в Стамбуле.
Завоевав Багдад, Явуз Султан Селим также завоёвывает Дамаск. Там он начинает искать гробницу Его Святейшества Мухиддина. Но никто не знает где она.
Однако, один из пастухов вдруг сказал:
Явуз Султан Селим приказывает начать раскапывать это место. Когда солдаты копают, они вытаскивают Тело Его Святейшества Мухиддина. И тогда Селим-хан построил на этом месте огромную святыню.
Но Явуз, также, решил внимательно расследовать причины казни Араби. Народ рассказал ему о том инциденте с ударом ногой о землю. Селим-хан направляется в это место и также приказывает копать.
Раскопав, солдаты во главе с султаном пришли в изумление. Под землей они нашли очень много золота. То, чему поклонялись верующие под его ногами, он говорил о золоте. Но, его не поняли.
Биография
Кенотаф, принадлежащий ибн-Араби в стеклянном ящике его гробницы в Дамаске
Его полное имя: Абу Абдуллах Мухаммад ибн Али ибн Мухаммад ибн Араби аль-Хатими ат-Таи аль-Андалуси, он также носил почётное прозвище (лакаб) Мухйиддин («возродитель веры»).
Ибн Араби родился 28 июля 1165 года (17 рамадана 560 года хиджры) в знатной арабской семье в городе Мурсия в Аль-Андалусе, которым в то время правили султаны Альморавиды. В его окружении были как знатные вельможи, так и аскеты и подвижники. Ибн Араби получил хорошее образование в Севилье (Ишбилия), которая становится столицей и культурным центром династии Альмохадов.
В 1172 году в результате реконкисты мусульмане потерпели тяжёлое поражение. Он отказывается от карьеры чиновника и готовится к духовному пути. В 1180 году он встречался в Кордове с Ибн Рушдом (Аверроэсом). Окончательно он становится суфием в 1184 году, его учителем становится аль-Урайби. В процессе суфийской практики он встречается с многочисленными людьми — авторитетными учёными и богословами, а также со странствующими аскетами и практиками экстаза.
В 1193 году он покидает Андалузию и пускается в странствия по Магрибу (Северной Африке). С этого момента начинаются его наполненные мистическими переживаниями путешествия, во время которых он трижды встречается с Хизиром. Отражение этого периода жизни можно найти в его труде «Святой дух» и в трактате «Мекканские откровения». В Тунисе он встречается с Абу Мадьяном, выдающимся суфийским учителем того времени.
После возврата в Андалузию, он снова направляется в Магриб, и с 1195 по 1197 годы живёт в Фесе, где общается с многочисленными учёными, мистиками и суфиями. В это время арабские владения в Андалузии находятся под угрозой захвата со стороны кастильского короля Альфонсо VIII, в Фесе возникают серьёзные споры по поводу смысла бытия, и к Ибн Араби приходит ряд откровений. У него появляется немало учеников и последователей, для которых он пишет многочисленные наставления.
Тогда он отказывается от предложения должности со стороны магрибского султана и возвращается снова в Андалузию, в Мурсию и Гранаду, посещая также суфийскую школу в Альмерии. Тогда он уже готовится к хаджу, и в 1200 навсегда покидает Андалузию, перебравшись в Марракеш.
В Марракеше его посещает откровение, в котором он превратился в птицу, парящую вокруг Божественного Трона, и получает указание направиться в хадж, взяв себе в спутники Мухаммада аль-Хассара, учёного из Феса. Он едет в Фес, потом в Беджаю а потом в Тунис, снова встречаясь с Абу Мадьяном.
В 1202 он направляется в Мекку, куда добирается через Александрию и Каир, где в это время после нескольких неурожаев возник страшный голод. По дороге в Мекку он посещает Иерусалим и Хеврон, посещает могилы Пророков, откуда едет в Медину, и в том же году оказывается в Мекке.
В Мекке он начинает работу над «Мекканскими откровениями», которые становятся делом его жизни. Тогда у него возникает множество учеников, число которых ещё более возрастает во время его последующих путешествий. Тогда же в Мекке он знакомится с сельджукским вельможей Маджаддином аль-Руми, с которым сохраняет прочную дружбу вплоть до его смерти, и далее путешествует с его караваном в Багдад и в Конью.
В 1205 году он направляется в Багдад.
В 1207 году он снова направляется в Египет и совершает ещё одну поездку в Мекку.
Далее он направляется в сельджукскую столицу — город Конья. Его визит оказывает большое влияние на суфизм в Персии и даже в Индии.
С 1223 года проживал в Дамаске, где умер в 1240 году.
Литература
- Али-заде А. А. Ибн Араби // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8. (CC BY-SA 3.0)
- Воробьёв Д. А. Время-вечность в учении ал-Халладжа и Ибн Араби. Историко-философский ежегодник—2000. М., 2001. с. 366—377.
- Гогиберидзе Г. М. Исламский толковый словарь. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 266 с. — (Словари). — 3000 экз. — ISBN 978-5-222-15934-7.
- Кныш А. Д. Мировоззрение Ибн Араби. // Религии мира, 1984. М., 1984.
- Меликов, А. Мухиддин Ибн Араби (основоположник теоретического знания) (азерб.) // İlahiyyat : журнал. — 2021. — Aprel. — S. 26—28.
- Ньюби Г. Краткая энциклопедия ислама = A Concise Encyclopedia of Islam / Пер. с англ.. — М.: Фаир-пресс, 2007. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-8183-1080-0.
- Смирнов А. В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). Москва, Наука (издательская фирма «Восточная литература»), 1993.
- Смирнов А. В. Философия Николая Кузанского и Ибн Араби: два типа рационализации мистицизма // Бог, человек, общество в традиционных культурах Востока. — М., Наука, 1993, с.156-175.
- Смирнов А. В. Путь к Истине: Ибн Араби и Николай Бердяев (о двух типах мистического философствования) // Параллели (Россия — Восток — Запад). Альманах философской компаративистики, Выпуск 1. — Филос. общ-во СССР, М., 1991, с.109-143; перепечатано в: Христиане и мусульмане: проблемы диалога. Хрестоматия (сост. А.Журавский). М.: ББИ, 2000, с.402-434.
- Смирнов А. В. Основания этики в философии Ибн Араби (вместо Введения) // Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М., Восточная литература, 1998, с.296-319
- Этин А. Пророческие эталоны в исламской и христианской духовности по творениям Ибн Араби и Мастера Экхарта // Страницы.2004. № 9: 2. С. 205—225.
- Ибн Араби // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
Значение
Идеи Ибн Араби в течение нескольких столетий были предметом ожесточенной полемики среди мусульман.
Обширное наследие, оставленное Ибн Араби оказало огромное влияние на философские и оккультные взгляды его многочисленных последователей, которых можно найти в Йемене, Ираке, Сирии и Иране
Особое внимание его трудам уделялось в Османской империи, где изучение некоторых из них входило в школьную программу. Оказал он влияние и на развитие европейской философской мысли, что отразилось в трудах Спинозы, Данте («Божественная комедия»), каталанского философа и миссионера Раймона Луллия (ум
1315).
Похоронен Ибн Араби недалеко от Дамаска. Великолепный мавзолей, сооруженный над его могилой в 16 в., существует и в настоящее время.
Биография
Потомок древнего арабского рода. Родился в Испании, в андалусском городе Мурсия, около тридцати лет провел в Севилье и ее окрестностях, куда его родители переселились, когда Ибн Араби было восемь лет. Получил традиционное мусульманское образование.
Серьезное заболевание, перенесенное в детстве, сделало его очень религиозным, и он рано оставил светскую жизнь и принял посвящение в суфии. Искренность религиозности Ибн Араби потрясала отца и, особенно, его друга, знаменитого философа Ибн Рушда.
В поисках наставников-суфиев Ибн Араби оставил Севилью и направился в Тунис, затем Марракеш, Фес и другие города Северной Африки, где впервые попробовал свои силы как писатель. В возрасте 36 лет Ибн Араби посетил Каир, затем совершил хадж в Мекку и остался в Мекке на два года. Здесь он написал свой знаменитый поэтический сборник Тарджуман ал-ашвак и начал работу над многотомным сочинением «Мекканские откровения», которое впоследствии назовут «энциклопедией суфизма».
Он также предпринял путешествия в Багдад, Мосул, в Египет, побывал в Конье и Малатье. С 619/1223 г. и до самой кончины Ибн Араби жил и работал в Дамаске в окружении своих жен. Жизнь его текла мирно и спокойно. Ему покровительствовали светские и религиозные власти. Здесь он завершил энциклопедию суфизма, написал свой самый знаменитый трактат Фусус ал-хикам, «Каменья мудрости».
Он написал более 400 трудов, в которых можно проследить традиции западного и восточного суфизма, параллели с неоплатонизмом и гностицизмом, а также с христианскими воззрениями.
Личная жизнь Ибн Араби
Согласно Исламской энциклопедии у него было 3 жены. Первый брак был заключён с дочерью одного из выдающихся личностей родного города. Во второй раз он женился в Мекке. От этого брака у него родился сын по имени Мухаммад. Третий брак заключён в городе Малатья Турция. Здесь также у него родился второй сын.
Ибн Араби может считаться величайшим из всех мусульманских философов, при условии, что мы понимаем философию в широком, современном смысле, а не просто как дисциплину фалсафа, выдающимися представителями которого является Авиценна. Величайший Мастер, титул, который он носил, означал, что никто другой не был и не будет в состоянии раскрыть многослойное значение источников исламской традиции с такой детализацией и глубиной.
Так же, как мы говорим о пророчествах Ванги, племени Майя или Нострадамусе, мусульмане говорят о пророчествах Ибн Араби. В сериале «Воскресший Эртугрул» Араби сделал много предсказаний, которые, как мы знаем по истории сбылись. Это и объединение мусульманского мира, и создание единого государства, которым стало Османская империя.