Леонид варпаховский, юрий кольцов и другие

Библиография

  • Варпаховский Л. Наблюдение. Анализ. Опыт. М.: ВТО, 1978. 278 с.
  • Курицын, Б. Невыдуманные истории из жизни Леонида Варпаховского. М.: Журн. «Театр» : Центр им. Вс. Э. Мейерхольда, 2003.
  • Черняк, Ю. М. В мастерской Л. В. Варпаховского. М.: Искусство, 1982.
  • Савченко, Б. А. Колымские мизансцены : (Памяти нар. артиста РСФСР Л. В. Варпаховского, 1908—1976). М.: Знание, 1988.
  • Гудкова В. Леонид Варпаховский читает «Дни Турбиных» // Вопросы театра, 82. М., 1983.
  • Варпаховский Л. Заметки прошлых лет // Встречи с Мейерхольдом. М., 1967.
  • Варпаховский Л. Сочиняю спектакль // Рождение спектакля. М., 1975.
  • Черняк Ю. Леонид Варпаховский. 1908—1976. // Театр. 1976. № 5.
  • Варпаховский Л. Удивительный актер // Павел Луспекаев: Воспоминания об актере. Л., 1978.
  • Архив ГЦТМ, ф. 455, 2 ед. хр., 1964.

Детство и родители

Наша героиня родилась летом 1949 года на Колыме, в том самом месте, где ее родители отбывали тюремный срок. Отец, Леонид Викторович, был популярным театральным режиссером, мать, Ида Самуиловна Зискина – певицей.

О том, как родители актрисы повстречали друг друга можно снять целую мелодраму.

Ида была взята под арест после расстрела супруга Давида Зискина. В то время это было обычной практикой. У супругов только появился на свет сын Григорий, но несмотря на это, женщина все равно была отправлена на Колыму как член семьи изменника родины. Мальчишку забрала на воспитание родственница Зискиной, свою мать он смог увидеть только в шестнадцатилетнем возрасте, когда она возвратилась обратно из заключения вместе со своим вторым супругом Леонидом Викторовичем Варпаховским и дочуркой Анечкой.

Отец нашей героини находился в заключении семнадцать лет. Первый раз получил срок в 1936-м – за то, что находился рядом при разговоре шурина с дядей своей первой супруги, который принадлежал к троцкистам. Спустя два года Леонид Викторович получил повторный арест. На этот раз его обвинили в контрреволюционной агитации. Сам же режиссер отказывался признавать свою вину по данному делу.

В 1945-м в Магадане был дан приказ создать театр для заключенных. С теми, кому в нем выступать, проблем не было: на тот момент в разных зонах ГУЛАГа отбывали свой срок Лидия Андреевна Русланова, Татьяна Кирилловна Окуневская, Вадим Алексеевич Козин, Евдокия Юрьевна Урусова и др. Режиссером этого театра был назначен отец Анны.

Однажды к Леониду Варпаховскому подошла главная по культмассовой работе и познакомила его с певицей Идой Зискиной, шепнув, что за ней нужен глаз да глаз, уж очень она кокетливо ведет себя с мужчинами. Режиссер так и сделал. Он пристально следил за Идой, а спустя какое-то время понял, что влюбился. Так между родителями нашей героини разгорелся роман.

Иду Зыскину освободили раньше Леонида Варпаховского. Но благородная женщина не оставила своего возлюбленного. Она поселилась рядом и носила ему передачи.

В 1947-м отца Анны Варпаховской освободили. Перед Леонидом Викторовичем и Идой Самуиловной встал вопрос, куда ехать. На тот момент им было запрещено находиться почти в 40 городах Советского Союза. Родители Анны решили на какое-то время остаться пожить на Колыме. Через несколько лет родилась маленькая Анечка Варпаховская. В 1953 году Леонид Викторович и Ида Самуиловна с маленькой дочерью на руках покинули Колыму.

3

В произведениях
живописного, музыкального или сценического искусства мы часто наблюдаем
стремление художника к замкнутости, к ограничению композиционного полотна. В
живописи можно найти много таких примеров, особенно в искусстве чинквеченто; в
музыке мы укажем хотя бы на партитуры Хиндемита, Шенберга, Стравинского, в
которых композиторы отказываются от симфонической разработки темы и от
возможности использований оркестрового tutti, выражая свои художественные идеи средствами
камерного состава оркестра; наконец, в сценическом искусстве мы напомним о
финальной сцене мейерхольдовского «Ревизора», где множество гостей, пришедших в
дом городничего, группируются на маленькой площадке, расположенной в центре
пустой сцены.

Гораздо сложнее
расширить границы произведения, дать максимальное развитие полотна, выбранного
для реализации замысла. Когда к этому стремится режиссер (особенно при
построении спектакля в сцене-коробке), он закономерно обращается к диагонали
как к самой длинной линии на площадке сцены.

Вспомним первое
появление Маргерит — ее знаменитый стремительный пробег с двумя юношами «в
упряжке» (рис. 16).

Насколько эта сцена
потеряла бы в своей выразительности, если бы движение группы не было направлено
по диагонали. Благодаря диагональному направлению линия движения удлинилась
вдвое. Ведь если бы группе Маргерит пришлось двигаться параллельно рядам
зрительного зала, она, чтобы остаться в пределах сцены, вынуждена была бы
остановиться, пробежав немного дальше ее середины. Уже не говоря о малой
выразительности ракурса этого движения, благодаря направлению по диагонали
группа Маргерит попадает в чрезвычайно выгодную часть сценической
площадки — в правую часть просцениума.

4

Мы приводим три примера
из первого эпизода «Дамы с камелиями». Каждый пример состоит из двух
фотографий, сделанных во время черновой планировочной репетиции одновременно,
но с двух различных точек зрения. Один аппарат фотографирует с оси, соединяющей
центр сцены с центром зрительного зала, а другой — с линии,
перпендикулярной к диагонали, восстановленной примерно из ее середины (вспомним
уже практиковавшийся нами поворот оси на 30°). Такая двойная съемка дает возможность наглядно показать,
как выглядит одна и та же сцена в диагональной композиции, то есть в данной
постановке Мейерхольда, и как она выглядела бы во фронтальном решении.

16. Первый выход Маргерит Готье

17. Цветы от барона деВарвиль в диагональной композиции

18. То же, что на фото 17,
во фронтальной композиции

Конечно, ни одного
режиссера не могло бы удовлетворить такое расположение актеров, как на
рис. 18. Он обязательно прибегнул бы к условному ступенчатому расположению
актеров, стоящих друг за другом. В результате у него получилась бы та же
диагональная линия этих трех актеров, что и у нас на рис. 17, но с той
лишь разницей, что на нашем примере диагональная линия получается естественно,
в результате общедиагональной композиции всей сцены, а у этого режиссера
диагональ была бы крайне искусственна, фальшива (рис. 19).

На примере
рис. 20 и 21, пожалуй, еще яснее видно, что естественное диагональное
положение дивана в условиях традиционной павильонной композиции неминуемо было
бы также диагональным. Но это была бы такая же неприятная условность, как
обязательное диагональное направление боковых стен традиционного павильона
(боковые стены павильона обычно не составляют с задней стеной прямого угла;
угол, ими образуемый, всегда несколько больше прямого). Эта условность
неприятна потому, что она создает искусственную глубину (перспективу), что
является в театре, оперирующем естественной глубиной, величайшей эстетической
нелепостью.

Остановимся
несколько подробнее на последнем примере (рис. 22, 23 и 24). С точки
зрения наилучшей видимости каждой фигуры в сложной мизансцене особые свойства
диагональной композиции очевидны.

Все восемь фигур
участников сцены на рис. 22 отлично видны из зала, в то время как на
рис. 23 хорошо видны только четыре фигуры переднего плана. В данной сценической ситуации движение по
диагонали, конечно, является наивыгоднейшим. Ведь есть еще только одно
возможное направление — это движение в глубину сцены (рис. 24),
которое в данном случае совсем неприемлемо, так как две фигуры последней пары
закрывают всех остальных актеров.

19. То же, что на фото 18, в искусственном диагональном
построении положения трех актеров при общей фронтальной композиции сцены

20. Олимпия в гостях у Маргерит («Сцена на диване») в диагональной
композиции

21. То же, что на фото 20, во фронтальной композиции

Для ясности
изложения мы искусственно разбили наши примеры на несколько групп,
иллюстрирующих в отдельности ряд особенностей диагональной композиции. На самом
же деле каждый наш пример может служить почти всесторонней иллюстрацией. Если
мы возьмем ту же сцену движения гостей Маргерит парами (рис. 22), то
увидим, что помимо выгодной группировки, в которой актеры не закрывают друг
друга на протяжении всего перехода, в этой композиции все актеры расположены в
объемном ракурсе и движутся в самом длинном направлении

В данной сцене это
очень важно

Биография

Родился в семье московского присяжного поверенного В. В. Варпаховского (1873—1917). Мать окончила институт благородных девиц в Тифлисе, вела как режиссёр-педагог детский любительский театр.

 — поступил в консерваторию.

 — организовал из студентов и преподавателей консерватории «Первый камерный экспериментальный синтетический ансамбль» (ПЭКСА) — «ещё не джаз, но эксперимент на пути к джазу», второй коллектив подобного рода в стране (после эксцентрического оркестра В.Парнаха), в котором был дирижёром и исполнителем.

 — учёба на искусствоведческом отделении литературного факультета МГУ.

 — окончил литературный факультет МГУ. Работал в московском ТРАМе как художник и ассистент режиссёра.

— — научный сотрудник Театра им. Мейерхольда. Разойдясь во взглядах с В. Э. Мейерхольдом, ушёл из театра.

1936, 22 февраля — арест за то, что в конце 20-х годов присутствовал при разговорах своего шурина с дядей жены, который был троцкистом. Приговор Особого совещания при НКВД — 3 года ссылки в Казахстан «за содействие троцкизму». (Шурин — Миликовский Соломон Абрамович — отправлен на Колыму, где расстрелян 8 марта 1938, реабилитирован 6 июня 1956 г.).

1936—1937 — Работа в театре русской драмы им. Лермонтова в Алма-Ате.

1937, 1 ноября — повторный арест. Допросы, пытки. Отказ от признания «вины». Приговор Алма-Атинской тройки НКВД — 10 лет заключения в лагерях (ст. 58-10) «за контрреволюционную агитацию».

1938, 22 марта Арест жены Меликовской Ады Абрамовны. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР от 9 мая 1938 г. по обвинению в шпионаже в пользу Японии назначена высшая мера наказания — расстрел. Расстреляна 16 июня 1938 г. Реабилитирована 18 июля 1956 года.

1937—1940. — Отбывание наказания в БАМлаге (Свободный).

 — «за контрреволюционную агитацию» (ст. 58, п. 10) приговорён к 10 годам исправительно-трудовых лагерей на северо-востоке страны (Магадан).

1940, сентябрь. — Этап на Колыму, в Дальстрой (Нексикан, Колыма, Ягодное, Магадан). Работа на золотом прииске Чай-Урья. Встречи — неоднократно — с Варламом Шаламовым. При переезде в Дальстрой был вместе с Юрием Домбровским.

1942. — Устройство в культбригаду Севлага. Встреча там с артистом Театра Мейерхольда Юрием Кольцовым. Постановка «Мнимого больного» Мольера.

1943, осень — 1947. — Назначение художественным руководителем культбригады г. Магадана. Знакомство с Идой Самуиловной Зискиной, впоследствии ставшей его женой. Постановки пьесы в стихах «Днепр бушует» (о взятии Киева), комедии «Похищение Елены», оперы «Травиата» и многих других спектаклей. Сокращение срока на 6 месяцев за постановку «Травиаты».

1947, 17 мая. — Освобождение. Продолжение режиссерской работы вольнонаемным. После условно-досрочного освобождения работал в Усть-Омчуге, всего в этих краях поставил 23 спектакля.

1947, октябрь — 1948, май. — Новый арест по доносу. Проведение 8 месяцев в одиночном заключении. Суд. Инкриминирование, в частности, использования музыки из «Реквиема» Моцарта в сцене казни партизана. Защита себя в суде. Вынесение оправдательного приговора, подтвержденного в высшей инстанции в Хабаровске.

После окончательного освобождения уехал в Тбилиси.

— — режиссёр Тбилисского театра им. Грибоедова.

 — вернулся в Москву.

 — официально реабилитирован, главный режиссёр Театра им. Ермоловой.

1960 — режиссёр театральной студии МГУ «Ленинские горы».

 — режиссёр Московского Малого театра.

 — заслуженный деятель искусств Грузинской ССР.

 — народный артист РСФСР.

 — режиссёр Театра имени Вахтангова.

В последние три года у Варпаховского была сильная депрессия, он практически не работал.

 — в Монреале (Канада) открыт Театр имени Л. В. Варпаховского.

Театр и фильмы

Выпустившись с курса Юрия Катина-Ярцева, девушка поступила в драматический театр имени Константина Станиславского, где прослужила до середины 90-х. Актриса успела сыграть во многих постановках — «Коварство и любовь», «Живой труп», «Таланты и поклонники», «Прощание в июне» — и обзавестись премией за лучшую женскую роль в «Танго» на фестивале польской драматургии в СССР.

В 1974-м с появления в первой серии «Хождения по мукам» у знаменитости началась кинематографическая карьера. После эпизода в «Экипаже» она получила роль в «Суете сует», ставшую звездной и принесшую награду фестиваля молодых кинематографистов «Мосфильма»:

Несмотря на успех картины, режиссеры не спешили звать Анну в свои фильмы. По мнению знаменитости, это, во-первых, произошло из-за внешности, ведь она не являлась «девочкой с завода» или «теткой с полей». Во-вторых, не нашлось человека, продвигавшего ее. В-третьих, мешало клеймо дочери изменника родины.

В 1981-м Варпаховская засветилась в комедийной мелодраме «Будьте моим мужем», произнеся фразу «Мы, женщины, должны быть здесь, на юге, непокобелимы!», перевоплотилась в главную героиню в «Полнолунии» и переводчицу Михаила Горбачева в «Чернобыле. Последнее предупреждение» и в 1994-м уехала в Канаду.

В Монреале, где жил и работал сводный брат Григорий Зискин, наследница Леонида Варпаховского уже через полгода блистала с французскими коллегами в водевиле Антона Чехова, за которым последовала «Скамейка» Александра Гельмана. В 1995-м они создали русский драматический театр, боровшийся за сохранение родного языка и традиций настоящего психологического театра, за продвижение отечественной культуры за рубежом и приобретший подлинную популярность на североамериканском континенте.

С 2006-го и по сей день Анна Леонидовна выходит на сцену театра имени Леси Украинки. Деятель искусств сотрудничала с магаданским музыкально-драматическим театром и киевским «Актером» и вернулась к съемкам в кино, появившись в обеих частях сериала «Восток-Запад» и в продолжении «Анны-детектива».

Интересные факты

  • В Магадане родителей актрисы называли «колымскими Ромео и Джульеттой». Ее мать, отбыв 8-летний срок, осталась ждать мужа, носила ему передачи даже в метель (если пурга сбивала с ног, то приходилось ползти) и чудом добивалась свиданий. В 1987-м знаменитости присвоили звание заслуженной артистки РСФСР.
  • Аду Меликовскую, первую жену Варпаховского, расстреляли в 1938-м по обвинению в шпионаже в пользу Японии и реабилитировали посмертно в 1956-м.
  • После смерти Леонида Викторовича, с которым дочь успела поработать только в спектакле «Волки и овцы», в семье начался тяжелейший период: «Нужно было как-то кормиться, а я получала в театре копейки, мама не работала. Я даже села за вязальный станок. Позже в театр пришел Сандро Товстоногов, я стала много играть. Но это уже моя заслуга — я перестала быть только дочкой Варпаховского. Когда у вас такой родитель, любая удача приписывается папе, а каждый промах списывается на вас. То же было с моим однокурсником Костей Райкиным. Он мне даже как-то сказал: “Мы дети больших родителей. Нам будет трудно”».
  • В театре имени Леси Украинки Анну Леонидовну прозвали женщиной мира, намекая на то, что она успевала работать сразу в трех странах: России, Украине и Канаде.

Личная жизнь

Борис Сморчков оказался очарован однокурсницей Анной Варпаховской с первого взгляда, однако счастье поженившихся влюбленных было недолгим. Женщина все время рвалась в Канаду, а муж категорически отказывался покидать родину — в итоге личная жизнь дала трещину, и пара распалась.

Но участник оскароносного фильма «Москва слезам не верит» не раз говорил в интервью, что рад, что у бывшей жены все получилось в Канаде, и называл ее своей единственной страстью.

В эмиграцию в 1994-м голубоглазая красавица уехала не одна, а со вторым избранником, предпринимателем Владимиром Колеровым, за которого вышла замуж 28 мая 1977 года. В 1979-м у пары родился первенец Леонид, названный в честь дедушки, а в 1985-м — дочь Мария.

Сама актриса признавалась, что ее актерская карьера сложилась не так удачно, как хотелось бы, но считала себя счастливым человеком, потому что смогла создать крепкую семью и прожить в браке, длящемся не одно десятилетие, с одним человеком.

Карантин, введенный из-за бушующей пандемии коронавирусной инфекции в 2020-м, артистка провела с сыном, окончившим Bishop’s College School и Concordia University, невесткой и внучкой Ниной. На самоизоляции Анна Леонидовна знакомилась с передачами об искусстве, чтецкими программами, сериалами и книгами. В 2021-м единственная дочь подарила матери внука Андрея, чье фото найдется в персональном аккаунте знаменитости в «Фейсбуке».

1

На рис. 7 и 8
даны фотографии, где снят с двух различных точек зрения один и тот же
момент — первый выход мосье Кокардо. Мы видим, насколько выигрышнее
положение актера на рис. 7. Ракурс à troisquarts сценически выразительнее не только профиля,
но и ракурса enface. Профиль и
фас — ракурсы плоскостные, зритель видит в них актера плоским. А в ракурсе
àtroisquarts, в котором одновременно сочетаются профиль и
фас, есть объем. Преимущества объемного восприятия перед плоскостным — это
преимущества не только рельефа, но и композиции, в которой зритель безошибочно
определяет место актера на сценической площадке. Последнее происходит благодаря
тому, что глаза человека, воспринимая объемное тело, скрещиваются под
определенным углом и через мускульное напряжение дают точное представление о
расстоянии этого тела от глаз. Это легко проверить на простом опыте. Если
предложить кому-нибудь проткнуть карандашом кольцо, расположенное на расстоянии
полувытянутой руки и повернутое к испытуемому ребром, он почти неминуемо
проведет карандашом мимо кольца, так как глаза, видя только
боковую грань кольца, его плоскость, не могут точно установить расстояние. То
же самое произойдет, если повернуть кольцо на 45° (enface). Но стоит только выбрать среднее между
первым и вторым положениями, повернуть кольцо à troisquarts, и рука проткнет его безошибочно в самом
центре.

Кино

В биографии Анны Варпаховской нашлось место и кинематографу. Свою первую роль в кино актриса получила в 1977 году, в многосерийном фильме режиссера Василия Ордынского «Хождение по мукам». В данной картине Анне Варпаховской досталась роль Зои Ладниковой. Вместе с нашей героиней в фильме снимались небезызвестные Зиновий Гердт, Юрий Николаев, Лев Дуров, Александр Пашутин, Георгий Бурков, Ирина Алферова, Юрий Соломин и др.

На следующий год, после выхода картины «Хождение по мукам», Анну Леонидовну Варпаховскую вновь приглашают на съемки в кино, причем ей будет подарена одна из главных ролей. Она сыграет Лизу в знаменитой картине «Суета сует».

За всю свою кинокарьеру, нашей героине удалось сняться в четырнадцати картинах, среди них: «Идеальная пара», «Восток-Запад», «Витя Глушаков», «Чудо по расписанию», «Экипаж», «Новоселье в старом доме» и т. д.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: