Федор волков доклад 5 класс

Известность

Известность театра города Ярославль росла день ото дня и вскоре слава о нем дошла до самой императрицы. К этому времени необходимость создания государственного театра возрастала, что было связано с возможностью повышения престижа страны и становления современного европейского государства. Елизавета Петровна пожелала непременно увидеть все своими глазами. В начале 1952 года актер Федор Волков уже давал представления в Санкт-Петербурге. При дворе были сыграны комедия «О покаянии грешного человека», трагедии «Хорев», «Синав и Трувор», «Гамлет» и другие. Отпускать театр императрица уже не пожелала, а Волков быстро стал придворным артистом и играл уже на профессиональной сцене. Товарищей же Федора по сцене (наиболее одаренных) отправили на обучение в кадетский корпус, а остальных – обратно на Родину с вознаграждением

Братьев Волкова тоже не обошли вниманием, вскоре их зачисляют для обучения в кадетский корпус в городе Санкт-Петербурге

Обучение в корпусе проходило по усиленной программе, актерам преподавали не только стандартные дисциплины: они изучали также иностранные языки, науки и гимнастику, сценические приемы декламации. За обучение кадеты получали жалование.

Публичный театр

Театр очень плохо материально поддерживался властью. Все зависело от энтузиазма директора А. Сумарокова и актера Ф. Волкова

Кроме того, и это было очень важно для того времени, – в состав ввели женщин. Прежде все женские роли исполняли юноши

Своего здания Русский театр не имел и кочевал из одного помещения в другое, и жалование директору и актерам не выплачивалось месяцами.

Такое положение могут вынести только истинные любители драматического искусства. Кроме того, на их спектакли допускались только дворяне, предпочитавшие итальянские оперы и французские балеты и с презрением смотревшие на русских актеров. Публика ездила на представления не по собственной охоте, а по принуждению императрицы. Порядка в зрительном зале не было. Поэтому он охранялся нарядами полиции. В таких условиях начинал работать Русский театр.

Возвращение в Ярославль

Когда скончался его отчим, то Волков Федор Григорьевич возглавил работу заводов и торговлю. Ему приходилось вести судебные тяжбы и дела, по которым он бывал в Петербурге. Там он посетил спектакль Шляхетского корпуса. Давали драму Сумарокова на русском языке. И у него появилась мысль завести театр в Ярославле. Вместе с братьями и друзьями у себя дома он начинает репетиции, присматривая место, где можно дать спектакль. Для начала это просто каменный амбар его отчима. Но представление прошло успешно, и Волков начинает собирать деньги по подписке на строительство театра. Ему идут навстречу. И уже в следующем году он строит деревянное здание первого публичного театра. Волков оказывается един во многих лицах. Он и директор, и постановщик, и живописец, и актер. Все успевает охватить этот самобытный талант молодого 22-летнего юноши, которым был Федор Григорьевич Волков. Театр успешно работает больше года. Но в провинцию присылают из Петербурга инспектора, который, чтобы скрасить время, посещает представления театра. Он-то и докладывает императрице о том славном заведении, которое имеется в Ярославле. Волкова вместе с труппой императрица Елизавета Петровна вызывает в Петербург.

Талант актера

За Волковым закрепилось звание главного трагика театра. Уж очень хорошо давались ему эти роли, которых он успел сыграть большое количество (например, американца в «Прибежище добродетели», Гамлета, Ярополка в постановке «Ярополк и Демиза» и другие). Однако не менее хорошо он играл и комедийные роли. Столь разносторонне развитый талант был редкостью в театральной сфере. Характер игры главного актера также отличался от принятой. Он очень хорошо и тонко чувствовал театральное искусство, знал все его правила и каноны. Это позволяло ему порой не соблюдать установленные нормы и играть по своему желанию. Учитывая его талант, Сумароков написал для него немало ролей, которые давались ему легко и оставляли неизгладимое впечатление у зрителей. Волкова называли значительнейшим и лучшим актером театра. Талант его был отмечен такими уважаемыми людьми того времени, как Д. И. Фонвизиным, Я. Штелиным, Н. И. Новиковым, Г. Р. Державиным и другими. Волкову приписывают не менее пятнадцати различных пьес.

Судьба и маскарад

В 1761 году директором стал Ф. Волков. Он остался по-прежнему актером, писал пьесы для своего детища, отказался от высоких придворных чинов и орденов и занимался только тем, к чему влекло его душу. В 1762 году после восхождения на престол Екатерины II он имел право входить к ней без доклада. Именно Волкову было доверено в честь коронации государыни в Москве устроить большой многодневный маскарад невиданной пышности. Волков с большим энтузиазмом принялся за его организацию. Работа на улице, для народа – высшая мечта творца.

Три дня продолжалось это уличное представление, народ высыпал на улицы и занимал места на крышах. Это было великолепно, богато и поучительно. И Волков все три зимних дня провел на улице, на ветру, везде присматривая и все успевая. Однако после окончания маскарада он почувствовал утомление и недомогание, а потом слег и уже не встал. 4 апреля 1763 года окончил свой земной путь Федор Григорьевич Волков. Краткая биография гениального человека, который создал российский театр, рассмотрена в данной статье.

Федор Григорьевич Волков считается основателем театральной культуры на Руси. Он всю жизнь посвятил искусству, и только внезапная смерть в молодом возрасте от приступа острого аппендицита не позволила выдающейся личности достичь большего. В статье — рассказ об основных страницах биографии и достижениях создателя первого национального театра на Руси.

«Торжествующая Минерва»

Во время восшествия на престол Екатерины II было решено устроить большой праздник в Москве. Событие пришлось на масленичную неделю, когда по городу ходили ряженые и развлекали народ. К этому мероприятию Волков подготовил театрализованное представление в виде маскарада, которое получило название «Торжествующая Минерва». Суть представления состояла в том, чтобы объяснить народу, что свержение Петра III было большой удачей и счастьем для населения, а именно благодаря смене власти справедливость смогла восторжествовать. Постановка восхваляла новую императрицу как торжествующую Минерву (Минерва – богиня мудрости и правосудия, покровительница искусств, наук и ремесел)

В этом представлении Волков смог показать большинство своих талантов и заслужить повышенное внимание публики. Однако во время проведения праздника, великий актер простудился и заболел горячкой. В апреле 1763 года он скончался

В апреле 1763 года он скончался.

Федора Волкова похоронили на кладбище возле Андроньева монастыря, но во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и следы местонахождения могилы великого актера были утрачены. Несмотря на это, на кладбище в Ярославле установили памятную доску в честь знаменитого актера.

На новом месте

Елизавета Петровна любила маскарады, и новая затея пришлась ей по душе. Она и прежде, можно сказать, пламенно любила оперу и балет, но постоянной российской труппы в столице не было, а раз в Ярославле театр работает больше года, то с ним надо познакомиться. И спустя месяц зимой в Северную Пальмиру прибыло 12 человек. В конце марта 1752 года перед императрицей и ее приближенными Волков со своими актерами дал представление. Елизавета Петровна приказала научить актеров рисованию, языкам, танцам, музыке в привилегированном Шляхетском корпусе. И они учатся только на отлично. Через два года все решают, что они уже достаточно подготовлены. В 1756 году выходит указ императрицы о создании Русского театра.

Волков Федор Григорьевич (1729-1763)

Первый русский
профессиональный актер, за которым утвердилось реноме основателя русского
театра.

 Отец Волкова, костромской купец, умер, когда он
был еще ребенком. Мать его вступила во второй брак с ярославским купцом
Полушкиным, оказавшим доброе влияние на пасынка. Учась в Москве, Волков, по
свидетельству Шаховского, “отличался на Святках в представлении духовных драм и
переводных комедий”. Он выделялся среди сверстников умом, прилежанием и
знаниями. Рано стал принимать участие в делах отчима, быть может, даже управлял
ими. Это вызвало ряд его поездок в Петербург, где увидал он впервые и
итальянскую оперу, и немецкие спектакли труппы Аккермана, и русские
любительские спектакли.

 После смерти Полушкина (1747) Волков решил
завести театр у себя в Ярославле. Первые попытки его в этом направлении
относятся к 1750—1751 гг. Волков с товарищами, среди которых был Нарыков,
позднее прославившийся под именем Дмитревского, сыграли в Ярославле комедии
Дмитрия Ростовского, комедию Грегори и оперу “Титове милосердие ”, Метастазио,
причем либретто было, вероятно, переведено самим Волковым. Было в репертуаре и
несколько пьес Волкова, написанных на ярославские нравы.

 Молва о театре ярославских юношей дошла до
императрицы Елизаветы. Последовал приказ привезти труппу в Петербург. В январе
1752 г. ярославцы были уже в Петербурге, поместились в Смольном дворе, а 18
февраля они в присутствии императрицы и “некоторых знатных персон ”
“отправляли” комедию “О покаянии грешного человека ” Дмитрия Ростовского. Опыт
был удачен: волковскую труппу оставили в Петербурге и поместили в кадетский
корпус, где будущие актеры занимались словесностью, иностранными языками,
гимнастикой, а также декламацией и сценическими приемами.

 30 августа 1756 г. состоялся указ,
начинавшийся словами: “Повелели мы нынче учредить русской для представления
трагедий и комедий театр, для которого отдали Головинской каменный дом, что на
Васильевском острове близ кадетского дома”. Указом этим открывается официальная
история российского театра. “Дирекция того русского театра поручается от нас, —
говорится дальше в указе, — бригадиру Александру Сумарокову”. Сумароков
составил труппу, в которую в качестве основного ядра вошли ярославцы, затем
семь человек певчих и четыре актрисы: Мусина-Пушкина, Зорина и две Ананьины.

 Волков, выделявшийся и своей
подготовленностью, и своим развитием, и своими сценическими способностями, был
облечен званием “первого русского актера”. Он был и актером, и режиссером, по
некоторым сведениям — и драматургом. Приписываются ему, среди прочего, переводы
Мольера; всего с его именем связывают около 15 произведений, им сочиненных или
переделанных (переведенных).

 В 1759 г. Волков вместе с актером Шумским был
командирован в Москву, чтобы устроить и там публичный театр. Театр Локателли, в
котором в ту пору игрались итальянские оперы и русские драмы, пришел в
расстройство; Волков занялся приведением его в порядок, выписал для этого
театра несколько актеров из Петербурга. Ему приписывается видная роль в том
перевороте, который возвел на престол Екатерину II. Легенда рассказывает, что
он в критическую минуту прочитал манифест, который не был написан — просто
держа перед собой чистый лист. Рассказывается далее, что Екатерина,
воцарившись, предложила Волкову быть кабинет-министром, возлагала на него орден
Андрея Первозванного, но Волков будто бы от всех этих почестей отказался,
сохранив за собой доступ в кабинет государыни без доклада.

 В дни коронования императрицы Екатерины
Волкову было поручено устройство в Москве маскарадного гулянья, носившего
название “Торжествующая Минерва”, по программе, написанной Херасковым, с
хорами, написанными Сумароковым. Волкову это гулянье стоило не только большого
труда, но и жизни: во время маскарада он простудился и вскоре умер. Первый
русский актер был похоронен в Москве, на кладбище Андроньева монастыря.

Биография

Родился Фёдор 9 февраля (20 февраля по новому стилю) 1729 года в Костроме.

Отец его, костромской купец, умер во время его малолетства. Мать в 1735 году вторично вышла замуж за купца Фёдора Полушкина и переехала к нему с детьми в Ярославль. Отчим Волкова был человек состоятельный и добрый. Ярославцам были знакомы разные виды театральных представлений. Волков с детства видел народные игрища, любительские спектакли и представления школьных драм. Он отличался разнообразными талантами. Первые уроки грамотности мальчик получил от пастора, состоявшего при герцоге Э. И. Бироне, сосланном в Ярославль.

В возрасте двенадцати лет отправлен в Москву обучаться делу к немецким промышленникам, у которых Волков, помимо всего прочего, в совершенстве выучил немецкий язык, на котором говорил «как природный немец». В Москве же он увлёкся театральными представлениями, которые разыгрывались студентами Славяно-греко-латинской академии. Учась в Москве, Волков, по свидетельству А. А. Шаховского, «отличался на святках в представлении духовных драм и переводных комедий, которыми издавна славились заиконоспасские студенты». Волков выделялся из среды сверстников умом, прилежанием и знаниями, «пристрастно прилежал, — по словам Новикова, — к познанию наук и художеств». Время учёбы совпало с восхождением на престол Елизаветы Петровны, которая немало способствовала развитию культуры.

В 1746 году молодой купец прибыл по делам в Петербург, и здесь, по преданию, посещение придворного театра произвело на него потрясающее впечатление. Он весь отдался новой страсти и в течение двух лет пребывания в Петербурге занимался искусствами и изучением сценического дела. В 1748 году после смерти отчима Фёдор Волков получает в управление заводы, но вскоре уходит от дел, передав управление брату.

Обретя независимость, он собирает вокруг себя любителей театральных представлений из числа ярославской молодёжи. 29 июня (10 июля) 1750 года в большом каменном амбаре, где прежде купец Полушкин хранил свой товар, Волков дал своё первое публичное представление, показав драму «Эсфирь» (в переводе Волкова) и пастораль «Эвмон и Берфа». Хотя не все ярославцы приняли новую забаву, и даже имеются сведения о разбое, учинённом несколькими горожанами во время одного из спектаклей, уже в следующем году в Ярославле специально для спектаклей Волкова был построен деревянный театр на берегу Волги, открывшийся 7 января 1751 года трагедией А. П. Сумарокова «Хорев». В театре Волкова, кроме него самого, играли его братья Григорий и Гаврила, «канцеляристы» Иван Иконников и Яков Попов, «церковник» Иван Дмитревский, «пищики» Семён Куклин и Алексей Попов, цирюльник Яков Шумский, посадские люди Семён Скачков и Демьян Галик. Это был первый общедоступный театр в России.

Вскоре про «ярославские комедии» стало известно при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Специальным указом 1752 года она вызвала Волкова в Петербург:

…Императрица Елисавета Петровна самодержица всероссийская сего генваря 3 дня указать соизволили: ярославских купцов Фёдора Григорьева сына Волкова с братьями Гаврилою и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того ещё потребны будут, привесть в Санкт-Петербург <…> Для скорейшего оных людей и принадлежащего им сюда привозу, под оное дать ямские подводы и на них из казны прогонные деньги…

С конца января ярославцы во главе с Фёдором Волковым уже играли перед императрицей и двором. Репертуар составляли трагедии А. П. Сумарокова «Хорев», «Синав и Трувор» и шекспировский «Гамлет». Также спектакли шли при Сухопутном шляхетском корпусе.

30 августа 1756 года был официально учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр», положивший начало созданию Императорских театров России, а Фёдор Волков был назначен «первым русским актёром», а директором театра стал Александр Сумароков, в 1761 году этот пост занял Волков. Но ради любимого дела Фёдор Григорьевич отказался от поста в личной канцелярии императрицы (кабинет-министра), ордена Святого Андрея Первозванного, поместий и крепостных.

Литература

  • Куликова К. Ф. Кинжал Мельпомены: Рассказ о жизни Фёдора Волкова . — М.; Л.: Искусство, 1963. — 172 с. — (Корифеи русской сцены).
  • Астафьев А. В., Астафьева Н. А. Ф. Г. Волков // Писатели Ярославского края. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1974. — С. 41—45. — 248 с. — 5000 экз.
  • Любомудров М. Н. Федор Волков: Биографическая повесть/ Оформл.- В. Бабанова. — Л.: Дет. лит., 1983. — 191 с., ил.
  • Куликова К. Ф. Российского театра первый комедиант // Куликова К. Ф. Российского театра первые актёры. — Л.: Лениздат, 1991. — С. 19—59. — 336,  с. — (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге—Петрограде—Ленинграде). — 50 000 экз. — ISBN 5-289-00810-1. (в пер.)
  • Исторический лексикон. Том 8. — XVIII век. — М., 1996. С. 152—157.
  • Серков А. И. Русское масонство. 1731—2000 гг. Энциклопедический словарь. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. — 1224 с.
  • Palmer, E. Peter III. Der Prinz von Holstein. — Erfurt, Deutschland: Sutton Verlag, 2005. — s. 71-72, 114. — ISBN 3-89702-788-7
  • Волков, Федор Григорьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Л. М. Старикова. О Федоре Волкове. М., ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2013.
  • Н. М. Север. Летопись театра имени Ф. Г. Волкова. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1973. — 160 с. — 10 000 экз.
  • К.В. Евграфов. Федор Волков. М. ISBN:5-239-00676-3, 1989 г., Издательство: Молодая гвардия, Серия: ЖЗЛ, ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2013. Есть аудиоверсия

Подводя итоги

Портрет Ф. Волкова

Волковский театр, основанный Федором Григорьевичем, — один из широко известных театров, расположенных в провинции. В настоящее время в Ярославле ежегодно проводится Волковский Фестиваль, на котором российские и заграничные актеры делятся опытом друг с другом и повышают свою квалификацию. Наиболее отличившиеся награждаются Премией Правительства РФ за вклад в искусство, во время события проходят конференции с участием научных сотрудников и обсуждение достижений в театральной сфере. В честь основоположника национального театра в Ярославле в 70-х годах ХХ века в г. Ярославль установлен памятник, а также названы площадь и улица.

Страстное увлечение театром, целеустремленность и трудолюбие позволили Ф. Г. Волкову навсегда войти в историю России. Кто знает, каких высот мог бы достичь этот талантливый человек, если бы безвременно не покинул земной мир.

194936 194943 194947 194948 194951 194950 194922 194923 194907 194946 194919 194910 194906 194913 194941 194945 194934 194911 194932 194912 194933 194944 194929 194940 194909 194918 194935 194930 194949 194942

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

5 фото

Волков отличался завидной многогранностью: он был архитектором, живописцем, художником, машинистом сцены, а потом директором, режиссером и первым актером. В репертуаре театра Волкова ярославской поры духовные драматические сочинения Димитрия Ростовского, пьесы Сумарокова, Ломоносова, комедии Мольера. Обращение к русской драматургии было значительным явлением — профессиональный общедоступный театр, созданный в Ярославле, становился национальным театром.

1756−62 — годы расцвета творческого дарования Волкова. Высокое профессиональное мастерство, природная одаренность способствовали признанию его таланта, славе первого актера Российского театра. Волков отстаивает национальную самобытность русского театра, ратует за развитие отечественной науки, литературы, искусства. Это время сближения и сотрудничества Волкова с Ломоносовым, Тредиаковским, Сумароковым, знакомство с будущим писателем и комедиографом Фонвизиным. Актерские работы Волкова отмечены тираноборческим пафосом, он равно владеет и лирической, и сатирической интонацией и жанровой формой. Театр Волкова отстаивал мотивы вольности, свободы, человеческого достоинства и гордости.

Огромное напряжение сил, затраченных Волковым, привели к роковому концу. После сильной простуды началась горячка, болезнь оказалась смертельной. В апреле 1763 Волков скончался.

Фёдор Волков был похоронен в Москве, на кладбище Златоустовского монастыря ( монастырь не сохранился, находился между Мясницкой и Покровской улицами). Никаких следов от его могилы не осталось. В начале 1960-х годов на кладбище Спасо-Андроникова монастыря установлено надгробие-кенотаф, т. к. до обнаружения документов о погребении , считали, что он похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре.

Именем Волкова названы ярославский театр ( Российский государственный академический театр драмы им. Ф.Г. Волкова), центральная площадь и одна из улиц в Ярославле. В 1975 в связи с 225-летием театра в Ярославле, на площади Волкова воздвигнут памятник первому русскому актеру ( скульптор А.И. Соловьёв).

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

  • Доклад на тему гепатит а

      

  • Церковь и молодежь доклад

      

  • Должностные преступления в украине доклад

      

  • Доклад по истории 5 класса 7 параграф

      

  • Патриотизм в литературе доклад
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: