Происхождение
Гораций появился на свет 8 декабря 65 года до н. э. Отец его в прошлом был рабом, отпущенным потом на свободу, владел скромным имением в итальянской коммуне Венузии (военная колония Рима в юго-восточной части Италии, расположенная на стыке областей Апулии и Лукании). Полное имя поэта известно из его работ. Когда император Август дал ему поручение сочинить «Юбилейный гимн», то в подписи к этому произведению было указано «Песнь написал Квинт Гораций Флакк».
Так как родитель Горация был из вольноотпущенников, то юридически его сын приравнивался к ребёнку свободнорождённому. Но всё равно такое происхождение в социальном обществе считалось неполноценным, сгладить его окончательно можно было лишь через одно поколение. Этот факт повлиял на творческое направление и мировоззрение будущего поэта.
О маме своей нигде и ни разу в произведениях Гораций не упоминал, поэтому о женщине, которая его родила, ничего не известно. Есть лишь несколько упоминаний о некой няне Пуллии.
Оды Горация
В возрасте 23 лет Гораций выпускает сборник лирических стихотворений, которые принято называть одами. В этом жанре он следует за древнегреческими поэтами – Анакреонтом, Сапфо, Алкеем. Гораций создает лирическую поэзию, в которой мысль, разум преобладает над чувством. Художественные образы в одах подбираются для иллюстрации «горацианской мудрости», известной по сатирам. В одах эта «мудрость» обогащается мотивами древнегреческой лирики. Поэт считал своей заслугой то, что он впервые перевел «эолийскую песнь на италийский лад» — передал латинским стихом разработанные древнегреческими поэтами метрические размеры.
Оды Горация разнообразны по темам: здесь и дружеские стихотворения, и любовные, и отклики на политические события, и гимны богам.
В одах Гораций раскрывает свой идеал жизни. Как и в сатирах, он выступает в защиту скромной, умеренной жизни, предлагает придерживаться «золотой середины», довольствоваться малым и смирять свои страсти.
Дружба с Меценатом
Девять месяцев Меценат раздумывал и, в конце концов, принял решение приблизить к себе Горация
Попав в такое окружение, поэт по-прежнему остался уравновешенным и осмотрительным, он никогда не пытался чем-то выделяться, никому не льстил, с должным вниманием следил за всеми социально-политическим реформами, которые проводил правитель Октавиан. Возможно, в чём-то Гораций не был согласен с политикой правителя, но был бесконечно благодарен ему лишь за то, что в Италию наконец-то после ста лет гражданских войн вернулся мир, которого все так долго ждали
Октавиан сделал Горацию предложение стать его личным секретарём, но такая должность не привлекала поэта, и он вежливо отказался. Несмотря на то, что место секретаря было весьма заманчивым и выгодным, Гораций не хотел лишиться своей независимости, которую очень ценил.
Гораций много путешествовал вместе с Меценатом. Они побывали у мыса Палинур, где потерпел морское поражение Октавиан, в морском итальянском порту Бриндизи, у мыса Акций, где прошло последнее в античности великое морское сражение между древнеримскими флотами.
Неоднократно в своих стихах Гораций отмечал, что их взаимоотношения с Меценатом основывались исключительно на дружбе и уважении друг к другу вне зависимости от социального статуса. Никогда их отношения не носили характер «патрон и подчинённый». Никогда Гораций не злоупотреблял этой дружбой и ничего не требовал от Мецената, он даже не пытался таким образом вернуть отцовский дом, который был конфискован в Венузии.
Образование
Семья спокойно жила в провинциальном имении и вела довольно экономную жизнь. Но когда мальчик стал подрастать, отец принял решение всё оставить и переехать в Рим. Ему хотелось, чтобы сын вышел в более высокое общество, а для этого необходимо было получить приличное образование в столице. Гораций описывал своего отца как бедного и честного крестьянина. Тем не менее он сумел найти в столице занятие, при помощи которого покрыл расходы на достойное образование сына. В Риме отец устроился подрабатывать на аукционах комиссионером. Покупатель и продавец платили ему по одному проценту от сделки.
Все этапы образования, которые проходила римская знать того времени, Гораций с успехом выдержал. Первоначальное обучение он получил в Римской школе Орбилия, где им преподавали «Латинскую Одиссею» древнеримского драматурга и поэта Ливия Андроника и древнегреческого поэта-сказителя Гомера.
Затем продолжил обучение в Афинах в платоновской Академии, где изучал греческую философию и литературу. Эта Академия давала университетские знания, считалась высшей школой, в ней обучались римские молодые аристократы. К примеру, вместе с Горацием учился сын древнеримского философа, оратора и политического деятеля Цицерона. В Афинской Академии Гораций очень хорошо изучил греческий язык, потом даже писал на нём свои поэтические произведения.
Творчество
Уже в самом начале творческой деятельности Горация замечает Вергилий. Великий римский поэт знакомит начинающего литератора с покровителем творцов – Меценатом. Такое знакомство дало возможность молодому человеку приблизиться ко двору Октавиана Августа, предложившего ему место личного секретаря. Будучи воспитанным в республиканском духе, Гораций отказался от такой чести, держа политический нейтралитет, и не желая злоупотреблять благосклонностью своего друга. Тем не менее он получает от императора поручение написать гимн к столетию игр, знаменующих окончание войн и начало эпохи процветания государства.
Произведения поэта, созданные в 30-е годы I века до н. э. дошли до настоящего времени в полном объёме. Они объединены в две книги «Сатиры» и названы «Беседами». Основной размер таких стихотворений – гекзаметр. Его Гораций использовал и в более поздних «Посланиях». Другие сложные размеры автор применил в «Эподах», написанных в тот же период, и «Одах».
В своих стихах поэт обращался к философским вопросам и сатире, поднимал проблемы этики и быта, описывал свою жизнь. Изучая его произведения, можно проследить изменения его взглядов от республиканских убеждений до поддержки монархической власти. В «Эподах» и «Сатирах» Гораций осуждает несовершенство общества и протестует против гражданской войны, от которой страдал народ.
Не смотря на эволюцию убеждений, поэт не верил в наступление «золотого века», призывая к бегству на «Блаженные острова». При этом в любовной лирике он принимает жизнь во всём её несовершенстве. Например, измена любимой не разрушает в нём надежды на лучшее, а романтические чувства подчинены голосу разума. Он не считал нужным исправлять людские пороки, выступая за самокритику и самосовершенствование.
Сборник под названием «Оды» позволил Горацию добиться наибольшего успеха на поэтическом поприще. Данный цикл отражает позицию автора, как защитника философских, религиозно-этических и политических принципов, провозглашённых Октавианом Августом. Среди общественно-политических тем были:
- Восхваление императора и обновлённого государства;
- Воспевание военных побед;
- Воскрешение древнейшей нравственности.
В этом же сборнике содержатся стихи, посвящённые личным темам:
- Отказ от неразумных желаний;
- Принятие жизни и примирение с ней;
- Умеренность в жизни и удовлетворение малым.
Последнее тесно связано с концепцией «золотой середины», которая, по мнению исследователей, исходит именно от Горация. Так, произведения на политическую тему сосуществуют параллельно с произведениями личного характера, не смешиваясь и уравновешивая друг друга. Также, восхищаясь деятельностью Августа, поэт скорбит и о доблести павшей республики.
Рассуждал Гораций и на тему смерти. Он чётко противопоставлял друг другу телесную и духовную составляющие человека. Говоря о неизбежности смерти, автор верил вечную жизнь духа. Лучше всего эта идея раскрывается в оде «К Мельпомене», которой подражали некоторые русские поэты. Самое известное произведение такого рода «Памятник» А.С. Пушкина.
Последняя группа произведений составляет цикл «Послания», среди которых самое известное – «Послание к Пизонам» или «Наука о поэзии», в котором Гораций рассуждает на тему литературного творчества, давая советы начинающим авторам.
Умер поэт на пике своей славы в 8 году до н. э.
Творчество Горация
Гораций оказался гораздо удачливее своего старшего современника Катулла: его поэтическое наследие дошло до нас полностью, что во многом объясняется широким признанием его поэзии и её поддержкой властью. Произведения Горация и их фрагменты неизменно включались в антологии римской литературы, программы школ и академий, поэтому они легко переходили из века в век. Однако не только благодаря высокому положению Гораций-поэт остался в веках. Этому способствовали высокое мастерство его поэзии, изящество стиха, широчайший метрический диапазон, богатство тем, великолепное развитие традиций греческой лирики Архилоха, Алкея, Сапфо в латинской поэзии.
Наследие Горация состоит из стихотворений, воспитывающих у римлянина мудрое отношение к власти и другим людям; сатир и бесед, в которых поэт учит находить гармонию между своей личностью и обществом и призывает вернуться к добрым нравам прежней жизни; посланий, содержащих поучения и описание науки создания поэзии. Среди многих произведений выделяется «Юбилейный гимн», созданный в год наивысшего подъёма Рима (17 г. до н. э.):
Пусть, о Солнце, ты, что даёшь и прячешь
День, — иным и тем же рождаясь, — пусть же
Ты нигде не узришь ничего славнее
Города Рима.
Перевод Н.С. Гинцбурга
Особое место в творчестве Горация занимают лирические оды, поэтические произведения, написанные высоким стилем для утверждения римской идеологии и прославляющие ценности жизни и достоинства людей, значение их деяний. Наиболее известным в России лирическим произведением Горация стала ода XXX («Памятник»), послужившая образцом для подражания русским поэтам М.В. Ломоносову, Г.Р. Державину и А.С. Пушкину.
Ода Горация XXX («Памятник») стала основой для возникновения нового жанра в мировой литературе — жанра лирического стихотворения, в котором поэт утверждает значение поэзии в мире и подводит итог своего личного творчества. Основные тезисы оды Горация таковы: поэт создал памятник своему творчеству, который крепче металла и неподвластен ни течению времени, ни разрушительному воздействию стихий. Во фразе «нет, не весь я умру» поэт утверждает не своё бессмертие как человека, а бессмертие поэзии, представляющей в человеке «лучшую часть его». Его поэзия не исчезнет, пока сохранится древний обряд его страны и распространится по всем её пределам. Поэзия перетекает из одного времени в другое, как перелился «эолийский напев в песнь италийскую». Гораций гордится своим вкладом в сохранение поэзии и благодарит за это благосклонную к нему Мельпомену — музу трагедии.
Гораций назвал свою оду «К Мельпомене», название «Памятник» она получила в переводах и подражаниях. Очевидно, что, обращаясь к музе высокой поэзии — трагедии, он хотел подчеркнуть огромную роль и заслугу поэта, который претворил свою жизнь в поэтический подвиг. Именно поэтому в литературе возникла традиция обращаться к этому произведению. Переводчики и учёные-филологи старались придерживаться текста Горация, так, например, Ломоносов, будучи учёным и поэтом, перевёл оду близко к источнику. Напротив, Державин и Пушкин, выдающиеся русские поэты классического периода, создали близкие по духу оде Горация свои «Памятники», вложив в них актуальные для своего времени содержание и идеи. Однако главные мысли Горация о вечности и величии поэзии, её значении для своего народа, подвиге поэта остаются неизменными.
Личная жизнь
Гораций любил одиночество, у него не было ни жены, ни детей. Он окружал себя жрицами любви – гетерами. Мужчина посвятил много стихотворений капризам своих возлюбленных, предпочитавших молодых красавцев поэту. Современники считали, что это неудивительно, они так описывали его портрет: «невысокий ростом, пузатый, лысый».
Портрет Горация
Его музами были фракийка Хлоя, «искусная в пении и игре на цитаре», обворожительная Барина, отличавшаяся красотой и коварством, изменница Неэра и Филлида, которую поэт назвал последней любовью.
Плотским утехам Гораций предавался в сабинском поместье. По словам биографов, стены его спальни были оклеены зеркалами и непристойными фотографиями, чтобы поэт мог везде видеть эротику, занимавшую не последнее место в его личной жизни. Для официальных встреч и приема высокопоставленных гостей литератор приобрел 2-е поместье в богатом районе Рима.
Рекомендации Горация с пояснениями
«Будь доволен тем, что в руках имеешь». Поэт подразумевал простую жизненную истину, которая гласит, что нужно жить и радоваться сегодняшним днем и не осуждать создателя за то, что не всякий человек знатен и богат. Все блага следует получать честным способом и довольствоваться малым.
«Пользы в деньгах нет, если ты их копишь, но не тратишь». Как много случаев знает история, когда человек всю жизнь стремился заработать капитал, отказывая себе во многом, а, заработав его, скоропостижно скончался. Гораций считает такую философию неправильной: нужно равномерно тратить заработанные деньги и жить полноценно, без ограничений.
«Печали жизни разгоняй вином, но знай меру». Гедонизм как направление в эстетике пропагандирует идею о наслаждении как о высшей цели человеческой жизни. Гораций разделял эту точку зрения наполовину: винопитие, безусловно, может утолить печали, но не стоит им злоупотреблять.
«Влюбляйся, но не страдай от любви». Гораций, биография которого пестрит семью женскими именами, вывел истину, благодаря которой мужчина может жить в ладу со своим сердцем. Он не отрицает любви, но выступает против страсти и страданий.
Творчество
Гораций обладал спокойным нравом, и ему не по душе была городская жизнь с её заботами и хлопотами. Поэт предпочитал жить в тихой деревне. В 33 году до н. э. он приобрёл имение на реке Тибур в Сабинских горах. Точных данных нет – смог ли он купить имение на свои средства или это был подарок Мецената.
Здесь он написал свои знаменитые произведения:
- вторую книгу «Сатир»;
- сборник из 17 стихов «Эподы»;
- первый сборник лирических стихов «Песни»;
- первую книгу «Посланий» (в неё вошло 20 стихов);
- второй сборник «Посланий».
В 17 году до н. э. в Риме закончился период гражданских войн, настала эра обновления и процветания. Празднования этих событий намечались масштабные и сложные, сценарий разрабатывался очень тщательно. В объявлениях говорили, что подобной церемонии никто никогда не видел и больше не увидит, самые знатные люди Рима должны были принимать в ней участие.
В связи с этим Октавиан дал Горацию поручение сочинить для церемонии гимн, который должен был стать завершением праздничных мероприятий. Для поэта это стало наивысшей похвалой, таким образом государство признало, что в римской литературе Гораций значился на ведущем положении. Он написал «Юбилейный гимн», который в храме Аполлона Палатинского спели одновременно 27 девушек и 27 молодых парней. Поэт получил признание и популярность.
Его сатира отличалась от других. Он никогда не нападал на изъяны своих современников, не пытался менять поведение людей и уж тем более наказывать их за что-то, его произведения не брызгали яростью. Во всех его сатирах видно, что он человек крайне доброжелательный, никого прямо не порицал, а, наоборот, предлагал поразмыслить о природе и сущности людей. Актуальной политики он никогда в своём творчестве не затрагивал, не переходил на личностные симпатии и антипатии. Его насмешки и поучения были общего характера и каждому оставляли право сделать собственные выводы.
Гораций умер от внезапного заболевания 27 ноября 8 года до н. э. За 59 дней до этого скончался Меценат. Горацию было полных 56 лет, всё своё литературное наследие он завещал Октавиану Августу. Заболевание наступило и прогрессировало так резко и быстро, что Гораций не мог даже поставить подпись на табличке с завещанием. Он сделал его устно при свидетелях.
Его похоронили неподалёку от могилы Мецената. На планете Меркурий в честь Горация назвали кратер.
Поэт бессмертен в своем Отечестве
Вот такой вот действительно «вечный знак» — совершенную систему стихосложения даровал всем поэтам — своим наследникам Ломоносов. Ведь великий русский язык находится вне времени. Именно подчеркивая это, поэт — ученый обращается к общеизвестному символу вечности — пирамидам. Произведение Ломоносова «Памятник» утверждает, что судьба поэта – гражданина, связанного бесчисленными узами с Родиной, также неразрывно с ней связана. Он, словно легендарный Антей, черпает силы от родимой земли. Высокое творчество не может не опираться на государственность и должно служить ей, считает Михаил Васильевич.
Период гражданской войны
Обучение философии и литературе в Афинах Горацию пришлось прервать, так как в 44 году до н. э. убили Цезаря, что послужило началом гражданской войны. Прошло полгода после гибели правителя, и в Афины явился Брут. Он стал посещать философские занятия, но на самом деле во время лекций занимался вербовкой в свою команду сторонников республиканского строя. Брут призывал бороться с приемниками Цезаря – Антонием и Октавианом.
Гораций поддержал республиканцев, встал на сторону Брута и вступил в его армию. В римском легионе ему досталась неожиданная командная должность военного трибуна. По сути, он стал офицером легиона, а тогда подобные должности в основном доставались детям привилегированных древнеримских сословий (сенаторам либо всадникам). Такая должность вполне могла послужить началом карьеры военного, а в мирное время с нею можно было найти работу в сословных органах городского управления.
Скорее всего к этому времени отец Горация обладал достаточными денежными средствами, которые позволили зачислить его сына в сословие всадников. В Древнем Риме всё это определялось в результате ценза – своеобразной переписи имущества и состояния граждан с целью разделения общества на военные и социально-политические сословия.
Осенью 42 года до н. э. при Филиппах состоялось сражение республиканских войск под предводительством Кассия и Брута с армией Октавиана и Антония. Республиканцы были разгромлены и обратились в бегство. Гораций после этого пересмотрел свои взгляды, полностью поменял позиции в отношении власти и много раз говорил потом, что это были его ранние республиканские авантюры и иллюзии, которые чуть не стоили ему жизни. Хоть это и был первый признак трусости, но Гораций не скрывал: он остался живым только благодаря тому, что бросил щит и убежал с поля боя.
В чем сходна личность Ломоносова и Горация?
Смотреть галерею
Как следует из воспоминаний Ломоносова, работая над стихотворением «Памятник», он, как поэт, вникая в содержание горацианской оды, прочувствовал некую родственность души с Горацием. Подобно древнеримскому поэту, Михаил Васильевич начал свой жизненный путь с низших социальных слоев общества. В творчестве обоих поэтов ощущается гражданственность самой высокой пробы. Оба они по своему характеру были трудоголиками, а их опыт в стихосложении — полезен для других поэтов .
Вчитываясь в строки ломоносовского «Памятника», где формально речь идет от лица римского поэта, действительно испытываешь ощущение дежавю с Россией XVIII века, ее поэзией.
Творческий талант
Смотреть галерею
О своем вкладе в становление русской национальной поэзии пишет Ломоносов. «Памятник»…. Анализ этого стихотворения раскрывает нам лишь часть его могучего таланта. Впрочем, он не просто имеет безусловный литературно-художественный дар. Ломоносов по-научному последователен в разработке рекомендаций по эффективному структурированию поэтического слога в русском языке, его учебник риторики послужил дверью в мир поэзии для многих поэтов..
«Памятник» Ломоносова – стих особенный. Он – торжественный и возвышенный, как бы стоит особняком, являясь, по сути, гимном высокой Поэзии. Миссия его – публично подвести итог многолетнего поэтического труда.
Тема стихотворения «Памятник» Ломоносова – констатация государственной роли российской поэзии, а также — определение своих заслуг в стихосложении. Михаил Васильевич стал проводником развития классицизма в русской литературе, утверждения в ней принципов патриотизма, ценности личности человека. Гражданственность – именно это кредо литературы, которое утверждает Ломоносов («Памятник»). Стихотворение, анализ которого выявляет харизму, силу зрелого поэтического таланта его автора, является ярким явлением в русской поэзии.
Сатиры Горация
В течение 30-х годов Квинт Гораций Флакк опубликовал два сборника сатир. Сам поэт называл их беседами, подчеркивая, что главное в них – изложение мыслей в форме непринужденного диалога. Многие сатиры Горация напоминают жанр диатрибы, созданной философами-киниками (диатриба – философская беседа). В диатрибе различные философские положения излагались в виде беседы с аудиторией, сопровождались шутками и остроумными анекдотами. А Гораций пытается соединить диатрибу с традициями древнеримской сатиры Луцилия. Поэт ценит смелость, остроумие и веселость Луцилия, но порицает его за многословие, неряшливость языка. Гораций утверждает, что сатиры Луцилия «текут мутным потоком». Он считает, что смех и шутка необходимы сатирику, но вместе с тем следует добиваться ясности мысли, краткости выражения, разнообразия слога. По мнению поэта, жанр сатиры, близкий миму и комедии, позволяет показать индивидуальность автора и явления жизнь ярче и конкретнее, чем остальные жанры.
Гораций пишет свои сатиры непринужденным, изящным языком, приближенным к устной беседе образованного человека. Но поэт отказывается от острой политической насмешки, которая свойственна Луцилию
Гораций концентрирует внимание на проблеме личного счастья, стремясь научить читателей жизненной мудрости. Он разбирает и акцентирует отдельные положения стоической и эпикурейской философии и выдвигает теорию наслаждения скромными благами, умственным трудом и довольства малым
Это было своего рода «защитной философией» в условиях империи, которая помогала Горацию сохранить свободу взглядов и внутреннюю независимость.
В 1 сатире I книги Гораций критикует стремление к ложным благам жизни и выступает против скупцов и честолюбцев, которые ограничивают собственные желания ради накопления богатства. Гораций считает, что необходима середина между расточительностью и скопидомством. Поэт иллюстрирует свои мысли примерами, взятыми из реальной жизни: он рассказывает о болтуне Фабии, богаче Умидии, который вечно голодал и одевался в лохмотья. Гораций упоминает адвоката, недовольного тем, что надоедливые клиенты не дают ему выспаться; владельца кабака, который копит деньги на безбедную старость.
Гораций обращается к аудитории с восклицаниями и вопросами, приобщая читателя к своей умственной работе, учит делать логические выводы.
В сатирах Гораций обсуждает моральные вопросы: невежество и честолюбие, тщеславие, алчность, призывает быть снисходительными к недостаткам других, прославляет умеренный и скромный образ жизни. Положительным идеалом Гораций считает собственную жизнь.
Замечание 2
Гораций первым в истории римской литературы подошел к созданию индивидуального образа человека с его достоинствами и слабостями. Впоследствии этот своеобразный подход им будет углублен в жанре послания.
Убеждения
Религия
Гораций считал себя под защитой Меркурия : именно он заставляет его исчезнуть с поля битвы при Филиппах в манере гомеровского героя .
Философия
Гораций на протяжении всей своей работы провозглашает свою независимость по отношению к философским школам: «Никакое наказание не заставило меня ругаться на словах мастера» .
Политика Горация и Августана
Если он находится на «неправильной стороне», на стороне республиканцев Брута, в битве при Филиппах ( 42 г. до н. Э. ), Гораций, войдя в круг Мецената (между и 38 г. до н. Э. ), Присоединился к вскоре победившей лагерь Августа
На протяжении всей своей карьеры он уделял императору все более важное место в своих произведениях. Первый опубликованный сборник, первая книга сатиры почти полностью игнорирует это
В старейшем из Эподов (VII и XVI) Гораций сожалеет о гражданских войнах, которые постоянно опустошают Рим, и обвиняет римлян в «гневе судьбы» ; не принимая чью-либо сторону, он избегает упоминания виновных в этих несчастьях. Что касается самых последних стихотворений в этом сборнике, адресованных Меценату, то Гораций празднует победу Акция, но лишь косвенно упоминает будущего императора.
Лишь во второй книге « Сатиры» Гораций посвящает Августу стихотворение; в первой пьесе он напоминает об опасностях, с которыми сталкивается поэт, вступая в политическое поле, но заканчивает тем, что освящает императора как «справедливого и сильного» судью своего творчества. Первые три книги Од объединяют стихи, по сути, частного характера, но политика «закрадывается в лирическое пространство, спокойная и отстраненная от Горация извне» . Август, как и в Эподах, прежде всего человек действия: покоритель Клеопатры, он стремится к завоеванию Испании . Но Гораций также постепенно придал ему статус государственного деятеля, «отца городов» и гостя богов.
Близость двух мужчин проявляется по поводу светских игр в 17 году до нашей эры. AD : Август заказывает Светскую песню Горацию, который затем принимает на себя функцию официального поэта. Там он праздновал принятие нового закона о браке и мире Августа. Четвертая книга Од, появившаяся в 13 г. до н. Э. AD, умножает упоминания об Августе, получившем несколько стихотворений. Похвала без оговорки: «Я буду петь, счастливый, возвращение Цезаря» . Последнее свидетельство отношений между двумя мужчинами появляется в первом послании второй книги, где обсуждается место поэта в обществе: Гораций нанимает там императора-защитника искусств, основателя и поддерживающего Вергилия . Однако он отклоняет приглашение написать жест Августа и тем самым провозглашает свою независимость.
Возвращение в Рим
В начале 41 года до н. э. Гораций вернулся домой в Венузию, к тому времени уже умер его отец. А родная провинция вошла в список населённых пунктов, которые были отданы в качестве вознаграждения ветеранам армии Цезаря. Всё имущество и наследство Горация было конфисковано.
В 40 году до н. э. была объявлена амнистия сторонникам Брута, и Гораций уехал в Рим. Хоть он и жаловался на бедность и нищенское положение, заставившие его заниматься поэзией, у Горация были средства, которые он заплатил, чтобы получить должность в коллегии квесторских писцов. Он трудился на должности секретаря, тем самым обеспечив себе проживание в Риме и возможность свободно заниматься литературой.
Спустя 1-2 года он сочинил свои первые поэтические произведения на латинском языке. Это были стихи в античном классическом размере гекзаметр, которые вошли потом в первую книгу «Сатир» и ямбические «Эподы». Он познакомился с двумя поэтами Луцием Варием Руфом и Публием Верилием Мароном, а они в свою очередь представили начинающего поэта соратнику и хорошему другу Октавиана Гаю Цильнию Меценату. Он покровительствовал искусству и при Октавиане занимал должность подобную министру культуры.
3. Влияние
Сам поэт измерял в «Памятнике» свое литературное бессмертие вечностью римского государства, но наибольший расцвет его славы был ещё впереди. Начиная с каролингских времен интерес к Горацию возрастает; свидетельством этого интереса служат 250 дошедших до нас средневековых рукописей его произведений
В период раннего Средневековья морально-философские произведения Горация, сатиры и в особенности послания привлекали большее внимание, чем лирика; Горация почитали за моралиста и знали главным образом как автора сатир и посланий. Ему, «сатирику Горацию», Данте (Ад IV) отводит место в Аиде вслед за Вергилием и Гомером
Новую оценку принес с собой Ренессанс, когда нарождавшаяся «буржуазная личность» противопоставила себя «церковному созерцанию». (Известно, что в 1347 г. рукопись с произведениями Горация приобрел Петрарка; в некоторых его стихотворениях обнаруживается явное влияние Горация.) Как лирический выразитель такого нового мироощущения, Гораций стал любимым поэтом Возрождения (вместе с Вергилием, и часто превосходя его). Гуманисты считали Горация «своим» всецело; но высоко ценили его также иезуиты — выхолощенный или христианизированный Гораций оказывал положительное нравственное воздействие на учеников. Картины простой деревенской («горацианской») жизни приходились по душе людям сходной с ним судьбы, близких вкусов (какими были напр. Петрарка, Ронсар, Монтень, Роберт Геррик, Бен Джонсон, Мильтон).
Лирические размеры Горация использовались в новолатинском стихосложении, что, как считается, особенно удачно получалось у немецкого гуманиста Конрада Цельтиса, который кроме того установил обычай петь оды Горация в школе (что в 16 в. стало повсеместной практикой). Впоследствии Горация стали перекладывать на новые языки (удачнее всего, как считается, на немецкий).
В России Горацию подражал Кантемир; увлекались им Пушкин, Дельвиг, Майков и другие.
«Искусство поэзии» оказало колоссальное влияние на литературную критику; из него заимствовались классические принципы, ссылками на него обосновывались старания обуздать излишества барокко. Из «Ars poëtica» для своей «Поэтики» много .заимствует Буало; им восторгается Байрон, его изучают Лессинг и др. Однако «Буре и натиску», другим движениям романтиков было не по пути с «певцом благоразумия, уравновешенности и умеренности», и с той поры популярность Горация больше не поднималась на прежнюю высоту.
После изобретения книгопечатания ни один античный автор не издавался столько раз, сколько Гораций. Его наследие вызвало огромное количество как новолатинских, так и национальных подражаний и сыграло большую роль в формировании новоевропейской лирики.
В честь Горация назван кратер на Меркурии.
Исторические условия создания оды
Смотреть галерею
С нашей стороны было бы легкомысленно не напомнить об исторической обстановке, в которой стихотворение писалось. На востоке Европы к 40-м годам XVIII века в результате реформ Петра Великого была построена мощная, централизованная Российская империя, активный участник общеевропейского политического процесса. Проведение государственных реформ обеспечило преодоление технического, а также экономического отставания от ведущих европейских государств: Голландии, Швеции, Германии, Франции. Российское дворянство, правящий класс, было образованно и приобщено к европейской культуре. Вослед за государственным строительством, системные преобразования коснулись и сфер искусства и, в частности, литературы.
Петру I действительно удалось всколыхнуть и мобилизовать на созидание огромную страну, что тезисно упоминает в оде «Памятник» Ломоносов. Стихотворение это доносит до нас предельно уважительную характеристику императора–реформатора как «царствовавшего в народе». Возможно, поэтому он и вошел в историю как Петр Великий? Не упоминая фактически первого российского императора, Михаил Васильевич очерчивает его образ, сравнивая с римским императором Давнусом.
Вывод
Смотреть галерею
Анализ стиха «Памятник» Ломоносова относит нас к тем временам, когда русская классическая поэзия находилась на стадии формирования. Она еще не была украшена плеядой гениальных поэтов XIX века: Н.А. Некрасова, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.С.Пушкина. Еще не прозвучали в ней их проникновенные слова, призывающие людей к добру, справедливости, человечности…
Однако не стоит забывать, что русская золотая плеяда поэтов получила именно от Ломоносова бесценный дар – стройную теорию риторики и разработанные поэтом-ученым правила стихосложения. Пушкинский четырехстопный ямб был изобретен в творческой лаборатории Михаила Васильевича.
Неоспоримую бесценность вклада Ломоносова в русскую поэзию как раз и показывает нам его стихотворение «Памятник».