100 лучших цитат маршалла маклюэна канадского философа и теоретика коммуникации

Влияние

Работы Маршалла Маклюэна продолжают оказывать значительное разностороннее влияние на науку, культуру, философию. В кинематографе следы его идей отчетливо проявились в творчестве Дэвида Кроненберга и особенно в фильме «Видеодром». В 1977 году Маклюэн сыграл самого себя в фильме Вуди Аллена «Энни Холл». В художественной литературе последователей идей Маклюэна также немало, в том числе среди представителей киберпанка. В научном сообществе Маклюэн, наряду с Гарольдом Иннисом, рассматривается в качестве основателя современной теории средств коммуникации. В философии идеи Маклюэна иногда сближают с постмодернизмом, хотя сам он от него дистанцировался.

Цитата по технологии

Вот некоторые из лучших высказываний о технологиях одного из самых известных защитников технологического прогресса человечества.

1. «Одним из последствий жизни с электрической информацией является то, что мы обычно живем в состоянии информационной перегрузки. Всегда есть больше, с чем ты можешь справиться ».

— Маршалл Маклюэн.

2. «В электрической среде информации все события одновременны, события не разделяются ни временем, ни пространством».

— Маршалл Маклюэн.

3. «Эра автоматизации станет эпохой того, чтобы делать это самому».

— Маршалл Маклюэн.

4. «Новая электронная независимость воссоздает мир по образу глобальной деревни».

— Маршалл Маклюэн.

5. «Устное слово было первой технологией, с помощью которой человек смог отпустить окружающую среду, чтобы понять ее по-новому».

— Маршалл Маклюэн.

6. «Электромагнитные открытия воссоздали одновременное« поле »во всех человеческих делах, так что человеческая семья теперь существует в условиях« глобальной деревни »».

— Маршалл Маклюэн.

7. «Автомобиль стал панцирем, защитной и агрессивной оболочкой городского и пригородного человека».

— Маршалл Маклюэн, «Понимание СМИ: расширение человека».

8. «Моральная точка зрения слишком часто заменяет понимание в технических вопросах».

— Маршалл Маклюэн.

9. «Наши технологии заставляют нас жить мифически».

— Маршалл Маклюэн.

10. «Технология — это то, что отделяет нас от окружающей среды».

— Маршалл Маклюэн.

11. «Грамотность, визуальная технология, разрушила племенную магию, сделав упор на фрагментацию и специализацию, и создала личность».

— Маршалл Маклюэн.

12. «Что очень мало понимают в электронном веке, так это то, что он ангелизирует человека, лишает его воплощения. Превращает его в программное обеспечение ».

— Маршалл Маклюэн.

13. «Это структура, которая меняется с каждой новой технологией, а не только изображение в кадре».

— Маршалл Маклюэн.

14. «Изобретения — мать необходимости».

— Маршалл Маклюэн.

15. «Печатный станок сначала принимали за двигатель бессмертия все, кроме Шекспира».

— Маршалл Маклюэн.

16. «Язык делает для интеллекта то же самое, что колесо делает для ступней и тела. Это позволяет им переходить от дела к делу с большей легкостью и скоростью и с еще меньшей вовлеченностью ».

— Маршалл Маклюэн, «Понимание СМИ: расширение человека».

17. «Колесо… это продолжение стопы.

Книга… продолжение глаза …

Одежда, продолжение кожи…

Электрическая схема, продолжение центральной нервной системы ».

— Маршалл Маклюэн, «Средство — это массаж».

18. «Переданные со скоростью света, все события на этой планете одновременны. В электрической среде информации все события одновременны, события не разделяются ни временем, ни пространством ».

— Маршалл Маклюэн.

19. «Когда мы изобретаем новую технологию, мы становимся каннибалами. Мы едим себя заживо, поскольку эти технологии являются просто продолжением нас самих. Новая среда, созданная электрическими технологиями, — людоедская, пожирающая людей. Чтобы выжить, нужно изучить повадки каннибалов ».

— Маршалл Маклюэн.

20. «Профессионализм объединяет человека с образцами общей среды. Любительство стремится к развитию полного осознания личности и критического осознания основных правил общества. Любитель может позволить себе проиграть ».

— Маршалл Маклюэн, «Средство — это массаж».

21. «Для племенного человека космос был неуправляемой загадкой. Для технологического человека время играет ту же роль ».

— Маршалл Маклюэн.

22. «Только ничтожные секреты нуждаются в защите. Большие открытия защищены общественным недоверием ».

— Маршалл Маклюэн.

23. «Компьютер — это самая необычная технологическая одежда человека; это продолжение нашей центральной нервной системы. Кроме того, колесо — просто хула-хуп ».

— Маршалл Маклюэн.

Фильмы о Маршалле Маклюэне

  • Поминки по Маклюэну (англ. McLuhan’s Wake), реж. Кевин Макмэхон
  • Азбука Маршалла Маклюэна (англ. Marshall McLuhan’s ABC), реж. Дэвид Соубельман
  • Исследования Маклюэна (англ. The McLuhan Probes) реж. Дэвид Соубельман
  • Вне орбиты (англ. Out Of Orbit) реж. Карл Бессэ
Медиаведение
Понятия
  • Альтернативные медиа
  • Медиааскетизм
  • Медиавосприятие
  • Медиаданные
  • Медиазависимость
  • Медиамагнат
  • Массмедиа
  • Медиакомпетентность
  • Медиапространство
  • Медиасообщение
  • Медиатекст
  • Новые медиа
  • Прозрачность медиа
  • Социальные медиа
  • Теория Холла
  • Цифровой детокс
Исследователи
  • Вальтер Беньямин
  • Маршалл Маклюэн
  • Гарольд Иннис
  • Лоренц Энгель
  • Николас Негропонте
  • Александр Федоров
  • Стюарт Холл
  • Ноам Хомский
Направления использования
  • Медиаграмотность
  • Медиаобразование
  • Медиаэкология
  • Трансмедиация
  • Мониторинг СМИ
  • Медиаискусство
  • Право массмедиа
  • Рамочный анализ
  • Медиабрендинг
Учреждения
  • Всемирная газетная ассоциация
  • Институт информационного, телекоммуникационного и медиаправа

Основные книги среднего периода

К ним относятся следующие труды:

  1. Через исчезающую точку: пространство в поэзии и живописи (1968).
  2. Война и мир в глобальной деревне (1968).
  3. От клише к архетипу (1970).
  4. Культура – наше дело (1970).
  5. Сегодня: менеджер вне системы (1972).

Книги этого периода существенно разнятся между собой, но и имеют объединяющие их черты, поскольку все они подвергают рассматриваемые проблемы более глубокому, детальному изучению. Ключевой для Маклюэна категорией при описании медиасреды становится пространство.

Автор использует при изучении представлений о пространстве различные художественные стили, проводит сравнения разных видов искусства (литературы и живописи, а также театра). Его интересует поиск ответа на вопрос о том, каковы механизмы, обеспечивающие участие медиа в общественных преобразованиях.

В этот период происходит усиление критического отношения Маклюэна к медиасреде, в которой на тот момент находилось современное ему общество. Он определяет более точно две наиболее проблемные и значимые области, первая из которых война (в качестве основы периодизации общественного развития), вторая – массовая культура, в качестве набора клише ушедших эпох (которые отсылают к тем или иным паттернам общественного устройства).

биография

Маклюэн родился 21 июля 1911 г.в Эдмонтоне, Альберта . В 1916 году семья переехала в Виннипег . Он поступил в Университет Манитобы в 1928 году, намереваясь получить специальность инженера, но бросил эту карьеру после первого года обучения и вместо этого выбрал английский язык и философию. Он увлечен литературой. Летом 1932 года он отплыл в Англию и провел там три месяца на велосипеде. В 1933 году он получил канадский эквивалент бакалавриата с золотой медалью и защитил кандидатскую диссертацию на Джорджа Мередита .

В 1934 году он подал заявку на стипендию Родса для обучения в Оксфорде, но его заявление было отклонено, потому что в интервью он защищал обоснованность изучения комиксов . Однако его приняли в Кембридж ( Великобритания ), где он провел два года. Он был введен в литературной теории Новой критики со стороны FR Leavis и И.А. Ричардс

В контакте с ними он обнаруживает важность восприятия: в то время как визуальные ощущения являются частью логического и линейного образа мышления, слуховые ощущения вызывают другой, более интуитивный и глобальный режим. Он также обнаруживает богатство острот.

В 1936 году Маклюэн занял пост доцента на факультете английского языка Висконсинского университета ( США ). В течение 1936-37 годов, находясь под сильным влиянием его чтения Г.К. Честертона, он обратился в католицизм и стал ревностным практикующим, за что в 1976 году был назначен членом Ватиканского совета . С 1938 по 1939 год он преподавал в Университете Сент- Людовика, первого из ряда католических учреждений, к которым он будет присоединен.

Во время своего пребывания в Сен-Луи он познакомился с Корин Льюис (1912-2008), уроженкой Форт-Уэрта ( штат Техас ). Он женился в 1939 году пара совершила поездку в Италию, а затем переехал в Кембридж, где Маршалл закончил свою магистерскую диссертацию и начал свою докторскую диссертацию на тему Томас Нэш, английский публициста в XVI — го  века. Он приобрел глубокие познания в интеллектуальной истории средневековья и эпохи Возрождения .

В 1940 году он вернулся преподавать в Сен-Луи, где оставался четыре года. Он учился у Уолтера Дж. Онга, чья работа по устной речи является продолжением его гипотез и вызвала множество откликов.

В 1944 году Маклюэн вернулся в Канаду. Он преподавал с 1944 по 1946 год в Успенском колледже в Виндзоре, Онтарио, затем был нанят Университетом Торонто для преподавания английской литературы в Католическом колледже Святого Михаила . Он связывает себя с Гарольдом Иннисом, чьи теории о роли коммуникационных систем в истории ( Империя и коммуникации и Уклон коммуникации ) окажут на него глубокое влияние до такой степени, что он скажет о Галактике Гутенберга, что это сноска к работе Innis. Маргинализованный в своем отделе, он оставил литературу, погрузился в изучение средств массовой информации и стал членом Школы коммуникации Торонто вместе с Иннисом, Эриком Хэвлоком и Эдмундом Карпентером. Он впечатляет своих коллег своей способностью замечать повторяющиеся структуры (паттерны) во всем, что попадает в поле зрения.

В 1951 году он опубликовал книгу «Механическая невеста: фольклор индустриального человека»Механическая невеста: фольклор индустриального человека» ), в которой он изучал влияние рекламы и анализировал культуру Северной Америки точно, безжалостно, духовно и язвительно. Но он крайне разочарован тем, как издатель урезал свой текст, и задержкой с публикацией. Действительно, «книга появилась так же, как механическую невесту заменила электронная невеста. »

В 1953 году он получил грант в размере 44 250  долларов от Фонда Форда на исследование «Новые черты языка и поведения в отношении новых медиа» . В том же году он запустил журнал Explorations . Увлеченный читатель, он читал в среднем 35 книг в неделю.

В 1963 году Университет Торонто создал для него Центр культуры и технологий, которым он руководил до 1979 года. Ноябрь 1967В течение года он возглавлял кафедру Альберта Швейцера в Фордхэмском университете в Бронксе, штат Нью-Йорк, но его прооперировали по поводу опухоли мозга размером с теннисный мяч . При этом хирург обнаруживает, что его мозг снабжен двумя артериями вместо одной, что бывает крайне редко. В результате этой операции Маклюэн теряет большую часть своей фотографической памяти и должен возобновить чтение, но его активность значительно снижается. Его сын, Эрик Маклюэн, помогает ему в работе и в управлении Центром, а также Деррик де Керкхов . Инсульта, который произошел26 сентября 1979 г.лишает его возможности говорить в последний год жизни. Он умер в 1980 году в возрасте 69 лет.

У Маршалла и Корин было шестеро детей: Эрик (1942), близнецы Мэри и Тереза ​​(1945), Стефани (1947), Элизабет (1950) и Майкл (1952).

Философские цитаты

Маршалл Маклюэн всю жизнь преподавал английский язык в Университете Торонто и был одним из философов своего времени. Вот некоторые из его лучших философских цитат!

66. «Великое искусство говорит на языке, понятном каждому разумному человеку. Люди, которые сегодня называют себя модернистами, говорят на другом языке ».

— Маршалл Маклюэн.

67. «Все слова на любом языке — метафоры».

— Маршалл Маклюэн.

68. «Преступник, как и художник, — исследователь общества».

— Маршалл Маклюэн.

69. «Я могу ошибаться, но я никогда не сомневаюсь».

— Маршалл Маклюэн.

70. «Точка зрения может быть опасной роскошью, когда ее заменяют проницательность и понимание».

— Маршалл Маклюэн.

71. «Каждый переживает гораздо больше, чем понимает. Однако на поведение влияет опыт, а не понимание ».

— Маршалл Маклюэн.

72. «Одна вещь, о которой рыбы точно ничего не знают, — это вода, поскольку у них нет анти-окружающей среды, которая позволяла бы им воспринимать элемент, в котором они живут».

— Маршалл Маклюэн.

73. «Специалист — это тот, кто никогда не совершает мелких ошибок, двигаясь к большому заблуждению».

— Маршалл Маклюэн.

74. «В стране слепых одноглазый — галлюцинирующий идиот… потому что он видит то, что не делает никто другой: вещи, которых для всех остальных нет».

— Маршалл Маклюэн.

75. «Эксперт — это человек, который остается на месте».

— Маршалл Маклюэн.

76. «Мы становимся тем, что видим. Мы формируем наши инструменты, а затем наши инструменты формируют нас ».

— Маршалл Маклюэн.

77. «Не спрашивайте, правильно это или неправильно. Вместо этого попытайтесь выяснить, что происходит ».

— Маршалл Маклюэн.

78. «Насилие — это поиск идентичности. Когда идентичность исчезает вместе с технологическими инновациями, естественным выходом является насилие ».

— Маршалл Маклюэн.

79. «Мы смотрим на настоящее через зеркало заднего вида. Мы идем назад в будущее ».

— Маршалл Маклюэн.

80. «Единственные люди, у которых есть доказательства вменяемости, — это те, кто был выписан из психиатрических лечебниц».

— Маршалл Маклюэн.

81. «Нет абсолютно неизбежности, пока есть желание размышлять о том, что происходит».

— Маршалл Маклюэн, «Средство — это массаж».

82. «Это слабые и сбитые с толку люди поклоняются псевдопростоте жестокой прямоты».

— Маршалл Маклюэн.

83. «Новое всегда состоит из старого, или, скорее, то, что люди видят в новом, всегда является старым. Зеркало заднего вида. Будущее будущего — это настоящее, и люди этого боятся ».

— Маршалл Маклюэн.

84. «Казалось бы, контроль над изменениями состоит в том, чтобы двигаться не вместе с ними, а опережать их. Предвкушение дает возможность отклонять и контролировать силу ».

— Маршалл Маклюэн.

85. «Нет абсолютно никакой неизбежности, пока есть желание размышлять о том, что происходит».

— Маршалл Маклюэн.

Литература

На английском

  • W. Terrence Gordon. Marshall McLuhan: Escape Into Understanding. A Biography. — Toronto: Basic Books, 1997. — 480 p. — ISBN 1-58423-144-0, ISBN 1-58423-112-2.
  • Paul Levinson. Digital McLuhan: A Guide to the Information Millennium. — N. Y.: Routledge, 1999. — 240 p. — ISBN 978-0-415-19251-4.
  • Philip Marchand. Marshall McLuhan: The Medium and the Messenger. — Rev Sub edition. — Cambridge: MIT Press, 1998. — 322 p. — ISBN 978-0-262-63186-0.
  • Meyrowitz J. Medium Theory // Communication Theory Today / Ed. by David Crowley and David Mitchell. — Stanford: Stanford University Press, 1994. — ISBN 978-0-7456-1289-8.
  • Jonathan Miller. Marshall McLuhan. — N. Y.: Viking Press, 1971. — 133 p. — ISBN 0-670-45876-7.

На русском

  • Архангельская И. Б. Герберт Маршалл Маклюэн: от исследования литературы к теории медиа. Автореф. дис. на соискание уч. степени доктора филологических наук. — М.: МГУ, 2009
  • Архангельская И. Б. Герберт Маршалл МакЛюэн: от исследования литературы к теории массмедиа. — Изд-во Моск. ун-та, 2007. — 210 с.
  • Архангельская И. Б. Маршалл Маклюэн. Нижний Новгород: НКИ, 2010. 293 с.
  • Архангельская И. Б. Маршалл Маклюэн: Путь к теории медиа. — LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. — 384 с. — ISBN 978-3-8433-0879-3.
  • Вулф Г. Мудрость Св. Маршалла, Священного Глупца // Русский журнал. 2001. 19 апреля.
  • Гаков В. Рыцарь медийного образа // Коммерсант-Деньги. 2001. № 28. 18 июля.  (недоступная ссылка — история)
  • Засурский И. Продолжение человека // Независимая газета. 2004. 17 сентября.
  • Козлова Н. Н. Критика концепции «массовой культуры» Маршалла Маклюэна. Автореф. дис. на соискание уч. степени кандидата философских наук. — М.: Изд-во Моск.ун-та, 1976.
  • Козлова Н. Н. Маклюэн: контексты мифа // Пушкин. 1998. N 5(11). 1 июля.
  • Мадисон А. Маршалл Маклюэн и информационные войны // СМИ.ru. 2000. 14 января
  • Кузнецов M. M. Маклюэн // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
  • Мак-Люэн, Маршалл / Мидлер А. П. // Ломоносов — Манизер . — 2011. — С. 554. — (Большая российская энциклопедия :  / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 18). — ISBN 978-5-85270-351-4.
  • Николаев В. Герберт Маршалл Маклюэн и его книга «Понимание средств коммуникации» // Отечественные записки. 2003. № 4.
  • Терин В. П. Вспоминая Маршалла Маклюэна.
  • Терин В. П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. Издание второе, переработанное и дополненное. М., 2000.
  • Уитцель М. Человек, который видел будущее // Элитариум, www.elitarium.ru  (недоступная ссылка — история)
  • Царёв В. Ю., Социально-культурные основания «маклюэнизма». Автореф. дис. на соискание уч. степени кандидата философских наук. — М., 1989.
  • Царёв В. Ю., Гипокритик Маклюэн: происхождение манеры — М.: Росписатель, 2015.

Цитаты о мире

Эти великие цитаты из апокалипсиса Маршалла Маклюэна включают цитаты из книг Маршалла Маклюэна о развитии цивилизации благодаря развитию технологических секторов.

50. «Когда технология расширяет одно из наших чувств, новая трансляция культуры происходит так же быстро, как новая технология интериоризуется».

— Маршалл Маклюэн, «Галактика Гутенберга».

51. «Америка — единственная страна, когда-либо основанная на печатном слове».

— Маршалл Маклюэн.

52. «Художники в различных областях всегда первыми узнают, как задействовать одну среду или высвободить силу другой».

— Маршалл Маклюэн.

53. «Пока не было изобретено письмо, человек жил в акустическом пространстве: безграничном, ненаправленном, безгоризонтном, в темноте разума, в мире эмоций…»

— Маршалл Маклюэн, «Средство — это массаж».

54. «Американская молодежь придает гораздо большее значение достижению возраста водительских прав, чем возрасту голосования».

— Маршалл Маклюэн.

55. «Художник должен всегда играть и экспериментировать с новыми средствами организации опыта, даже если большинство его аудитории может предпочесть оставаться фиксированными в своих старых установках восприятия».

— Маршалл Маклюэн.

56. «Будущие мастера техники должны быть беззаботными и умными. Машина легко справляется с мрачным и глупым ».

— Маршалл Маклюэн.

57. «Преемником политики станет пропаганда. Пропаганда, не в смысле сообщения или идеологии, а как результат воздействия всей технологии того времени ».

— Маршалл Маклюэн.

58. «Чем больше в банках данных записано о каждом из нас, тем меньше мы существуем».

— Маршалл Маклюэн.

59. «Там, где задействован весь человек, работы нет. Работа начинается с разделения труда ».

— Маршалл Маклюэн.

60. «Грамотный человек — любитель пропаганды».

— Маршалл Маклюэн.

61. «Человек работает, когда он частично вовлечен. Когда он полностью вовлечен, он играет или отдыхает ».

— Маршалл Маклюэн.

62. «Наш век беспокойства в значительной степени является результатом попыток выполнить сегодняшнюю работу с помощью вчерашних инструментов и вчерашних концепций».

— Маршалл Маклюэн.

63. «То, что мы называем искусством, может показаться специализированными артефактами для улучшения человеческого восприятия».

— Маршалл Маклюэн.

64. «Среды — это не пассивные оболочки, а, скорее, активные процессы, которые невидимы. Основные правила, всеобъемлющая структура и общие модели окружающей среды ускользают от легкого восприятия ».

— Маршалл Маклюэн.

65. «На космическом корабле Земля нет пассажиров. Мы все — команда ».

— Маршалл Маклюэн.

Некоторые высказывания о Маршалле Маклюэне

  • Писатель и публицист Том Вулф предположил, что Маклюэн, возможно, наиболее значимый мыслитель со времен Ньютона, Дарвина, Фрейда, Эйнштейна и Павлова.
  • Бывший премьер-министр Канады Пьер Трюдо, встречавшийся с Маклюэном, сказал: «Я думаю, что у него была гениальная интуиция».
  • Исследователь глобальных инфокоммуникаций Мануэль Кастельс отводил Маклюэну место «великого провидца, который … революционно изменил понимание восприятия и мышления в сфере коммуникаций».
  • Французский философ Ги Дебор написал в комментариях к Обществу спектакля: «Маклюэн, первый апологет спектакля (к слову сказать, такой идиот, с каким, наверное, никто уже в XX веке не сравнится), в 1976 году вдруг резко сменил свою точку зрения, когда обнаружил, что „всевластие СМИ ведёт к иррациональности“, и, опомнившись, стал вопить, что с этим де надо что-то делать». (глава XII, 4-й абзац)

Критический прием

Маклюэн пользовался значительным успехом в 1960-х, появлялся на обложках журналов и был востребован как оратор. Его книга «Средство — массаж » разошлась тиражом в миллион экземпляров. Однако его игнорируют большинство ученых, даже в Канаде, а во Франции его воспринимают в значительной степени отрицательно.

Еще в 1974 году Раймонд Уильямс критиковал его «технологический детерминизм», и эта критика часто повторялась. Затем мысль Маклюэна была предана забвению, и ее начали пересматривать только в начале 1990-х, с появлением Интернета, еще одной технологической революции, которая нарушила наши отношения с контентом.

Это реабилитационное усилие наталкивается на маклюанизм, который является искажением его мышления для использования широкой публикой. Согласно этой вульгате, Маклюэн будет сторонником телевидения, пророком возврата к устной речи, наивным сторонником глобализации и противником письменного слова. Этот упрощенный и ложный взгляд на канадского мыслителя, как утверждается, связан с тем фактом, что Маклюэн был нелинейным мыслителем, который развил свою мысль в 25 книгах, сотнях статей и тысячах писем, а также в интервью, записях и т. Д. видео и фильмы. Одна из самых неправильно понятых фраз Маклюэна — это фраза о «глобальной деревне», часто интерпретируемая как возвращение к Эдемскому состоянию прямого и доброжелательного общения, поскольку он говорил об ужасе, который вызовет столкновение с мировой культурой ». и электронная устность. Он хорошо осознавал риски насилия, связанные с феноменом ретрайбализации.

Интерес Маклюэна заключается, в частности, в ценности его гипотез, как подчеркивает Нил Постман  : «Давайте представим, что то, что мы есть, является продуктом того, как мы представляем себе мир, тогда какие последствия? Или предположим, что наш орган чувств и, следовательно, наши психические и этические предпосылки находятся под невидимым контролем наших средств массовой информации, тогда какие последствия? «В отличие от академической практики, Маклюэн любил выдвигать идеи, даже если они не были хорошо задокументированы, рассматривая их как« зонды »для исследования неизвестного и создания новых направлений исследований. Это, несомненно, то, что принесло ему едкую игру слов Умберто Эко, который назвал свою работу «  cogito interruptus  » .

В 1991 году появляется общий mediology курс из Regis Дебрэ, который обвиняется принять тезисы Канады, хотя он настаивает на том, как много на общины (материализовался организации) на носителе (органическое вещество) для объяснения явлений передачи верований. Их обоих критикуют за слишком большую склонность к историзму, последовательность «  логосфера, графосфера, видеосфера» у Дебрея, а также последовательность «галактика Гутенберга, галактика Маркони, планетарная деревня  », являющиеся апостериорными историческими реконструкциями .

Биография

Маршалл Маклюэн родился 21 июля 1911 года в городе Эдмонтон (административный центр провинции Альберта, Канада) в методистской семье. Маршалл — это семейное имя, которое использовалось в повседневном общении. Его родители, Элси Наоми (англ. Elsie Naomi) и Герберт Эрнст (англ. Herbert Ernest), родились и всю жизнь прожили в Канаде. Кроме Маршалла у них был ещё один сын — Морис, который родился в 1913 году. Мать Маклюэна сначала была учительницей в баптистской школе, а затем актрисой. До начала Первой мировой войны семья жила в Эдмонтоне, где отец Маклюэна имел небольшой бизнес в области недвижимости. С началом войны отец был мобилизован в канадскую армию, где прослужил около года. В 1915 году семья Маклюэнов переехала в город Виннипег, административный центр канадской провинции Манитоба.

В 1928 году Маршалл Маклюэн поступил в Университет Манитобы (Виннипег, Канада), где в 1933 году получил диплом бакалавра по инженерной специальности, а в 1934 году — диплом магистра по английской литературе (English studies). Во время обучения начал публиковать небольшие заметки в периодической печати. Так, уже в 1930 году в студенческой газете университета Манитобы появилась первая статья Маклюэна под названием «Макалуэй — вот это человек». Усилившийся интерес к английской литературе побудил его в поступить в колледж Тринити Холл Кембриджского университета (Англия). Там он обучался под руководством известных представителей нового критицизма А. А. Ричардса (I. A. Richards) и Ф. Р. Ливиса (F. R. Leavis). В 1936 году он получил диплом бакалавра Кембриджского университета и после возвращения в Северную Америку начал преподавательскую деятельность в Висконсинском университете (Мэдисон, США) на должности ассистента.

Маршалл Маклюэн в Кембриджском университете

Колледж Св. Михаила университета Торонто. Скульптура в центре символизирует Св. Михаила.

В 1937 году Маршалл Маклюэн принял католичество. С 1937 года по (с небольшим перерывом в 1939—1940 годах, когда он уезжал в Кембридж, чтобы получить диплом магистра) преподавал английскую литературу в католическом университете Сент-Луиса (Сент-Луис, США). Там он познакомился со своей будущей женой Кориной Льюис, на которой женился в 1939 году. Брак Маршалла и Корины был счастливым. Они вырастили шестерых детей.

В декабре 1943 года Маклюэн получил степень доктора наук, защитив диссертацию под названием «Место Томаса Нэша в книжной культуре его времени» (The Place of Thomas Nash in the Learning of his Time). После этого в 1944 году Маклюэн возвращается в Канаду, где в 1944—1946 годах преподает в Колледже Успения (Assumption College) в городе Виндзор, провинция Онтарио. Переехав в Торонто в 1946 году, он начинает преподавать в католическом колледже Святого Михаила в университете Торонто. С университетом Торонто связаны основные научные и творческие достижения Маршалла Маклюэна. Именно там в 1952 году он становится профессором и издаёт большинство своих книг. Огромное влияние на направление научных исследований Маклюэна оказало знакомство с коллегой по университету, известным канадским экономистом Гарольдом Иннисом. В 1953—1955 годах Маклюэн был руководителем семинаров по культуре и коммуникациям, проводившихся при поддержке Фонда Форда. Затем в 1963 году основал Центр культуры и технологии.

Научная и публицистическая деятельность Маршалла Маклюэна получила большое признание. В 1964 году он стал членом научного Королевского общества Канады, а в 1970 году — кавалером Ордена Канады. В 1975 году Маклюэн был назначен советником Комиссии по общественным отношениям Ватикана.

В конце 60-х годов здоровье Маклюэна стало стремительно ухудшаться. В 1967 году он пережил операцию по удалению опухоли мозга, в 1979 году — инсульт. Маршалл Маклюэн умер 31 декабря 1980 года в Торонто.

Периоды развития теории Маклюэна

Можно выделить три периода формирования медиаконцепции:

• ранний период (конец сороковых – середина шестидесятых годов двадцатого века);
• средний период (конец шестидесятых – середина семидесятых годов двадцатого века);
• поздний период (начало семидесятых – конец семидесятых годов двадцатого века).

Ранний период творчества Маклюэна отличается подбором инструментов для рассмотрения медиа. После окончательного переезда в Торонто (после обучения за рубежом) Маклюэн становится преподавателем колледжа при университете. Там он получил возможность познакомиться с известными учеными, специализирующимися на изучении антропологии, культуры, коммуникации и медиа, которые оказывают значительное влияние на его убеждения и способствуют становлению его концепции. В конце шестидесятых годов Маклюэн в качестве известного эксперта в области медиа приезжает в Нью-Йорк

В результате этой поездки он изменяет свои подходы к изучению медиа, что позволяет ему обратить внимание не на всю картину целиком, а на отдельные аспекты

Средний период творчества Маклюэна отличает формирование концепции медиа на основе углубления и уточнения сформированного ранее поля объектов, которые наделены статусом медиа. Ранний период отличался движением «вширь» в отличие от среднего, отличающегося движением «вглубь» (что достигалось во многом по причине более глубокого погружения в историю искусства). В этот период происходит окончательное оформление циклического характера модели Маклюэна. Одновременно с этим книги Маклюэна этого периода не столь популярны, понятны и востребованы современниками, имеют меньшие тиражи.

Поздний период творчества Маклюэна отличает от предыдущих периодов попытка придания объективности массиву данных, суждений и наблюдений, которые были собраны им за весь период исследовательских поисков. Этот период стал переломным, поскольку в это время Маклюэном была осознана необходимость в системном осмыслении природы медиа. В этот период стали очевидны итоги завершившихся к этому времени социальных революций шестидесятых годов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: