Изменение существительного по падежам словообразование или словоизменение

Категория числа

Категория числа оказывается прозрачной. Человек издавна различал один
предмет и много предметов, и это различение не могло не найти своего
выражения и в языке. Одновременно категорию числа можно назвать универсальной.
Универсальность ее заключается в том, что она охватывает не только имена
существительные и прилагательные, но и местоимения и глаголы.
Категория числа взаимодействует с определенным лексическим значением
тех слов, через посредство которых она выражается. Возьмем, например,
существительные, которые имеют собирательное значение,то есть когда
множество каких — то предметов мыслится как единое целое (дичь, зелень,
листва, белье). От этих имен существительных множественное число обычно
не образуется. Следовательно, грамматическая категория числа, как бы
возвышаясь над отдельными именами и объединяя их, вместе с тем не безразлична
к семантике этих слов.

Категория рода

Категория грамматического рода распространена во многих языках мира,
хотя есть языки, в которых категория грамматического рода отсутствует
(финский, армянский).
Проблема категории рода осложняется тем, что грамматическая категория
рода даже в тех языках, в которых она выражена, очень часто не совпадает
по языкам.
Так в русском сущ. ложка — женского рода, в немецком — der Loffel. В
русском часовой — мужского рода, в немецком и французском женского —
die Wache, la sentinelle.
Встречаются языки, имеющие общий род, примеры из русского языка — сирота,
тихоня, зануда, плакса, лакомка.
Для живых существ способы дифференциации внутри самой грамматической
категории рода в разных языках очень многообразны:
1) с помощью особых окончаний: гость — гостья, супруг-супруга, или особых
суффиксов: актер — актриса, медведь — медведица;
2) с помощью разных слов (гетеронимия): отец-мать, брат-сестра, нем.
Vater- Mutter, франц. pere — mere.
3) С помощью особых вспомогательных слов, напр. ein mannlicher Adler
— орел, ein weiblicher Adler -орлица, англ. he goat — козел, she goat
— козел.
4) С помощью лишь контекстного уточнения: кит, белка, обезьяна, сорока,
акула, бегемот (и самцы и самки).
Категория рода обычно прозрачна в тех случаях, когда анализируется род
имени существительного типа мужчина — женщина, бык — корова, петух —
курица. В данных случаях категория грамматического рода базируется на
биологическом роде одушевленных существительных. Но проблема грамматического
рода осложняется в тех случаях, когда в современных языках анализируют
имена неодушевленные или пытаются осмыслить природу среднего рода. Содержание
неодушевленных имен существительных теперь не нуждается ни в какой родовой
характеристике, однако грамматически эта характеристика является для
имени во многих языках необходимой. В языке, в силу очень большой устойчивости
грамматической формы и ее отвлеченности, подобный конфликт может очень
долго сохраняться, ибо говорящий обычно не замечает его.

Словоизмене́ние —

образование для каждого слова (кроме слов
неизменяемых частей речи) его парадигмы, т. е. всех его словоформ и всех его аналитических форм.

При слово­из­ме­не­нии тождество слова (лексемы) не нарушается (т. е. мы имеем дело с одним
и тем же словом в разных грамматических формах),
в отличие от слово­обра­зо­ва­ния, где
от одного слова образу­ют­ся другие, отличные от него слова.
Словоизменение в некотором классе слов представляет собой измене­ние по
определённой грамматической категории или
категориям, которые называются слово­из­ме­ни­тель­ны­ми для
данного класса слов. Например, для русских существительных
слово­из­ме­не­ние состоит в изменении по падежам и по числам: «сад — са́да — са́ду» и т. д., «сады́ —
садо́в — сада́м» и т. д. Слово­из­ме­не­ние имён, т. е. существи­тель­ных, прилагательных, числительных, место­име­ний, иногда называ­ет­ся также склонением, а слово­из­ме­не­ние глаголов — спряжением
(однако в более узком смысле склоне­ние обозначает только изменение имен
по падежам, спряже­ние — только образо­ва­ние
личных форм глаголов). В качестве синонима
термина «слово­из­ме­не­ние» может употреб­лять­ся также термин «формо­обра­зо­ва­ние», однако некоторые лингвисты
употребляют последний в несколько ином значении. Граница между
слово­из­ме­не­ни­ем и словообразованием не абсолют­на: возмож­ны
промежу­точ­ные явления. Поэтому в вопросе о границах слово­из­ме­не­ния
в конкрет­ном языке у ряда лингвистов есть расхождения: например,
спорным является вопрос, входит ли в русское слово­из­ме­не­ние
образо­ва­ние видов глагола.

Часть слово­из­ме­не­ния, охватывающую образование словоформ (но не
аналитических форм), назы­ва­ют также морфологическим слово­из­ме­не­ни­ем или
слово­из­ме­не­ни­ем в узком смысле. Морфо­ло­ги­че­ское
слово­из­ме­не­ние развито в разных языках в весьма различной степени;
напри­мер, оно сильно развито в санскрите, латыни, русском, венгер­ском, арабском
языках, слабо — в английском языке. В аморфных
языках морфо­ло­ги­че­ское слово­из­ме­не­ние может вообще
отсут­ство­вать. В качестве синонима морфо­ло­ги­че­ско­го
слово­из­ме­не­ния иногда исполь­зу­ет­ся термин флексия.

  • Фортунатов Ф. Ф., Избранные труды, т. 2, М., 1957;
  • Смирницкий А. И., К вопросу о слове (проблема «тождества
    слова»), в сб.: Труды Института языкознания АН СССР, т. 4, М.,
    1954;
  • Кузнецов П. С., О принципах изучения грамматики, М.,
    1961;
  • Зализняк А. А., Русское именное словоизменение, М.,
    1967.

А. А. Зализняк.

Часть первая: о склонении имен существительных

1. В русском языке имя существительное изменяется по шести падежам: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Падеж выражается при помощи окончаний и предлогов.

Пример: Стоит дом (И.п.) — Я иду к дому (Д.п.)

Падеж — это категория, показывающая “взаимоотношения” между объектами. Он дает понять, выполняет ли объект действие или оно направлено на него. И если направлено, то какое именно: нет кого? дать кому? вижу кого? и т.д. Падеж указывает на синтаксическую и семантическую роль в предложении.

В именительный падеж мы ставим то, что/кто выполняет действие. Косвенные падежи — то, на что/кого действие направлено; за исключением пассивных конструкций с творительным падежом: здание возводится строителями.

В английском языке все иначе. Есть только два падежа: общий и притяжательный, который отвечает на вопрос — чей?

Он образуется у одушевленных существительных словоизменительным суффиксом ‘s *

Пример: student — student’s book (студент — книга студента)

Неодушевленные существительные притяжательного падежа не имеют, за исключением:

  • Существительные, обозначающие время, часть дня, времена года, расстояние, стоимость (the night’s shadows, five dollar’s worth);
  • Существительные, обозначающие сообщества людей (the nation’s wealth);
  • Названия звезд и планет (the sun’s rays);
  • Существительные world, earth, nature; continent (и названия континентов); ocean, sea, river (и названия морей/океанов/рек); country (и названия стран); town, city (и их названия); ship и другие средства передвижения; названия газет, организаций и т.д. (London’s museums, the ship’s crew).

В притяжательном падеже помимо существительных могут находиться наречия времени (today, tomorrow) и местоимения, заменяющие одушевленные существительные (somebody, someone, anybody, anyone, everyone, everybody, nobody, no one).

* Если слово и так оканчивается на -s, то притяжательный падеж может образовываться прибавлением одного апострофа.

Косвенных падежей английские существительные не имеют, но их можно образовать с помощью предлогов:

He is reading to the student (на русский переведем в дательном падеже — Он читает студенту)

He is reading about the student (переведем в предложном падеже — Он читает о студенте).

Видео по теме: О предлогах английского языка

А как мы будем отличать действующее лицо от недействующего? При помощи порядка слов, именно поэтому он неизменный.

Пример: Mother is talking about me. — I am talking about my mother. (Мама говорит обо мне — Я говорю о маме) 

2. Имя существительное в русском языке изменяется по числам (не считая слов, которые всегда находятся только в одном числе: ножницы, сахар). Значение числа выражается окончанием.

Пример: девочка — девочки

Отдельно расскажем о случае супплетивизма основ (согласна, жуткое название). Этот пугающий термин означает процесс, когда при смене числа меняется и корень слова (пример: человек — люди). Происходит это со словами, появившимися очень давно: вероятно, раньше использовались оба слова, а потом сохранилось по одной форме от каждого.

В английском изменение по числам происходит, в основном, с помощью суффикса -s (-es)

Пример: tree — trees, box – boxes. (дерево — деревья, коробка — коробки)

В некоторых случаях используется чередование гласных (woman-women; man-men) и тот же супплетивизм (person — people). Вот примеры этих случаев:

Винительный падеж и одушевлённость

Значительная часть русских существительных попадает под следующее
правило образования винительного падежа:

  • У существительных неодушевлённых форма винительного падежа
    совпадает с формой именительного падежа. Например, в предложении
    Треугольник заслоняет квадрат из-за омонимии форм им. и вин. падежей
    непонятно, какая из фигур заслоняет другую.
  • У существительных одушевлённых винительный падеж совпадает с родительным.

Не соответствуют этому правилу существительные женского рода (2 и 3 склонение)
в единственном числе. У второго склонения есть своё особое окончание для
винительного падежа ед.ч. (рука руку моет), а у третьего эта форма
всегда совпадает с именительным: мать любит дочь.
Во множественном числе эти существительные подчиняются общему правилу:
мать любит дочерей (В.=Р.)

Не подчиняются этому правилу также существительные среднего рода в единственном числе:
независимо от одушевлённости, форма винительного совпадает с формой именительного:
вижу животное, баловать чадо. Во множественном числе винительный совпадает
с родительным: вижу животных, баловать чад.

Слово подмастерье – мужского рода и поэтому подчиняется вышеуказанному правилу:
принять на работу нового подмастерья.

В местоименном сочетании друг друга форма вин.п. второго слова
всегда совпадает с формой род.п., независимо от одушевлённости тех,
на кого это местоимение ссылается.

Другое исключение составляют формы вин.п. мн.ч.
одушевлённых существительных, совпадающие
с формами им.п. в таких сочетаниях, как:

  • избрать в депутаты, выбрать в председатели;
  • пойти в лётчики, податься в машинисты, уйти в партизаны;
  • играть в дочки-матери, в казаки-разбойники;
    но: играть в чапаевцев, в космонавтов.

Аналогичному правилу подчиняются и другие именные части речи –
прилагательные, порядковые числительные и обобщённо-качественные местоимения,
склоняющиеся по адъективному и местоименному типам. А именно, винительный
падеж у них совпадает с родительным, если слово, с которым они сочетаются,
обозначает одушевленное понятие и с именительным в противном случае.

Все личные местоимения (включая оно) склоняются как одушевлённые.

Впредь вместо форм, подчиняющихся данному правилу,
будет стоять помета «=И/Р» с отсылкой на данный параграф.

Об отличиях лексического значения от грамматического

С лексической точки зрения слово стол осмысляется прежде всего как
слово, имеющее определенное лексическое значение. С позиций грамматики
слово стол — это имя существительное мужского рода в именительном падеже
в единственном числе, то есть как обладающее определенными грамматическими
характеристиками, совокупность которых образует грамматическое значение
данной словоформы.
Одно из важнейших отличий грамматического значения от лексического заключается
в том, что грамматическое значение соотносится с логическими понятиями,
но не соотносится с предметами реальной действительности. Так слово
«дерево» в его лексическом значении не только связано с логическим
представлением о предмете, относящемся к флоре, но и определенным деревом,
которое имеет в виду говорящий. Иначе в грамматическом значении. То
же слово дерево как имя существительное осмысливается нами прежде всего
в своем категориальном значении предметности в наиболее широком смысле
в отличие, например, от значения качественности (что характерно для
имени прилагательного), или значения действия и состояния (что характерно
для глаголов).

Способы выражения грамматического значения

1. Флексия. Так в словосочетании книга Петра связь между словами достигается
при помощи окончания а.
2. Служебные слова (предлоги, союзы, частицы, артикли вспомогательные
глаголы) пошел к брату
the leg of the table (англ.)
Le livre de Pierre (франц.)
3. Порядок слов выступает как типичный способ выражения грамматического
значения в тех языках, в которых нет словоизменения.(или их мало) и
слово в прямом и косвенном падежах сохраняет одну и ту же форму. Например:
The man killed a tiger.
The tiger killed the man.
Аналогичную роль выполняет порядок слов и во французском языке.
4. Ударение. Например: Руки-руки, ноги-ноги, города — город, дома -дома.
В этих примерах грамматическая категория числа и падежа передается при
помощи ударения.
5. Интонация. В зависимости от того, как мы скажем студенты внимательны
с интонацией утверждения или студенты внимательны с интонацией вопроса
меняется и предложение, его смысл, его грамматическое оформление. Следовательно,
важная категория вопроса передается здесь при помощи интонации.
6. Супплетивизм — это соединение в одну грамматическую пару разнокорневых
или разноосновных слов:
а) при образовании степеней сравнения прилагательных: хороший — лучше,
плохой — хуже, gut — besser, bon — meilleur.
б) при образованииличных местоимений: я — меня, ich — mich, I — me.
7. Редупликация(повторы, удвоения) — когда происходит полное или частичное
удвоение основы, например:
а) для обозначения множественного числа в индонезийском orang (человек)-
orang — orang (люди);
б) для образования превосходной степени прилагательного в китайском
языке: хао (хороший) — хао-хао (очень хороший, превосходный).

Части речи и члены предложения

Части речи — это лексико-грамматические группы слов, отличающиеся друг
от друга: а) определенным значением, б) определенными морфологическими
и синтаксическими признаками, в) теми или иными грамматическими категориями,
г) синтаксическими функциями в составе словосочетания и предложения.
В языках флективных части речи различаются также типами формообразования
и словообразования.
Удельный вес перечисленных выше признаков, которые отличают одну часть
речи от другой, в различных языках не одинаков.
В русском языке морфологические признаки частей речи имеют решающее
значение и выявляются обычно очень просто и отчетливо. Шелк и шелковый
явно различаются как существительное и прилагательное. Иначе оказывается
в таком языке, как английский, в котором морфологическое разграничение
имен существительных и прилагательных представлено не так четко, как
в русском. Silk -«шелк» является существительным, но в словосочетании
silk dress — «шелковое платье» оно выступает уже как прилагательное.
Части речи в одном языке отличаются внутренней неоднородностью. Так
выделяются самостоятельные (знаменательные) части речи (существительные,
прилагательные, глаголы, наречия, числительные) и служебные (предлоги,
союзы, местоимения).
Являясь лексико-грамматическими группами или разрядами слов, части речи
должны осмысляться на основе рядя критериев в их взаимодействии и взаимосвязи.
Таковы критерии лексический, морфологический и синтаксический.
Синтаксис связывает части речи с членами предложения. Члены предложения-
это синтаксические категории, возникающие в предложении на основе взаимодействия
слов и словосочетаний и отражающие отношения между элементами предложения.
Части речи в системе предложения не просто повторяют себя, но подвергаются
известной трансформации. Как ни глубока связь между именем существительным
и подлежащим, понятия эти соотносимы, но не идентичны, то же следует
казать и о взаимодействии между глаголами и сказуемым, прилагательным
и определением.

Как изменяются слова. Основа слова

Разные части речи изменяются по-разному.

Существительные склоняются по числам и падежам, прилагательные — по числам, падежам и родам. Глаголы, тем временем, спрягаются по числам, лицам, временам и родам.

Чтобы лучше понять, что происходит при изменении формы слова, обратимся к составу слова, то есть к составляющим его морфемам.

Часть слова, которая меняется при словоизменении, — это окончание. Именно поэтому оно называется формообразующей морфемой (подробнее о видах морфем на этом уроке).

Окончание выражает грамматическое значение слова и связывает слова в предложениях. Представьте, как сложно было бы общаться, если бы мы говорили примерно так: Мальчик играть со свой собака на улица с самый утро. Все слова в этом несуществующем предложении стоят в начальной форме. Стоит изменить окончания, тем самым получив нужные формы слов, и предложение становится понятным и складным: Мальчик играет со своей собакой на улице с самого утра.

Та часть слова, которая при изменении формы слова остается неизменной, называется основой.

{"questions":,"items":}}},{"content":"Как называется морфема, ответственная за изменение формы слова?`input-42`","widgets":{"input-42":{"type":"input","answer":"окончание"}}},{"content":"Что из себя представляет основа слова?`choice-50`","widgets":{"choice-50":{"type":"choice","options":,"answer":}}}],"mix":1}

Как образуются слова

Слова могут образовываться с помощью суффиксов и приставок, с помощью сложения основ (корней, частей основ), с помощью перехода из одной части в другую.

Первая группа самая распространенная. Представление об этих способах ребята получают уже в 3 классе.

При приставочном способе к слову прибавляется приставка: ехал – подъехал.

При суффиксальном – суффикс: дом – домик.

При приставочно-суффиксальном – сразу и приставка, и суффикс.

Чтобы отличить этот способ от приставочного и суффиксального, надо отбросить что-то одно и посмотреть, есть ли такое слово; если нет, отбросить второе; разговорчик – разговор, такое слово есть, способ образования суффиксальный; подоконник – нет ни оконник, ни подокон, способ приставочно-суффиксальный.

Бессуффиксный. При нем суффикс не прибавляется, а, напротив, убирается. Например, бегать – бег.

Ученые называют все эти способы аффиксацией.

Ко второй группе способов образования слов относятся разные способы сложения:

  • корней (паровоз)
  • основ (водопровод)
  • частей корней или основ (универсам)
  • аббревиатуры (вуз, МХАТ).

Последний способ вообще не связан с морфемами. Это переход из одной части речи в другую. Например, слово “дежурный” было прилагательным, а потом стало использоваться и в качестве существительного (Кто принес мел? – Дежурный).

Словоизменения и словообразования

Образование формы одного и того же слова — словоизменение. Словоизменение
нужно отличать от словообразования. При словоизменении изменяется форма
одного и того же слова, новое слово не образуется. При словообразовании
при помощи аффиксов (суффиксов и префиксов) образуются новые слова:
учить — учительница. Совокупность всех форм слов (словоформ) при изменении
образует парадигму. Если слово обладает полной системой словоформ, то
говорят, что слово обладает полной парадигмой. Если слово представлено
не всеми формами, то это частичная парадигма. Большинство слов русского
языка обладает полной парадигмой, но есть и слова с частичной парадигмой:
мечты, победить, пылесосить.

Типы словоизменения

Вот грубая классификация типов словоизменения:


В русском языке есть два основных типа словоизменения, склонение и спряжение.

  • Склонением называют изменение слов по падежам, числам и родам.
    Склоняются именные части речи: существительные, прилагательные, числительные и
    местоимения.
    Существительные по родам не изменяются, так как род – это постоянный признак
    существительного.
    Личные местоимения изменяются также по лицам.

    Выделяют три основных типа склонения:

    • Субстантивное (или склонение существительных).
      По нему изменяются большинство существительных за исключением фамилий,
      склоняющихся по местоименному типу, и субстантивированных прилагательных
      и причастий (запятая, учащийся, животное).
    • Адъективное.
      По нему изменяются качественные и относительные прилагательные, причастия
      (а также образованные из них существительные),
      и большинство порядковых числительных.
    • .
      По нему склоняются:
      • Предметные и качественные местоимения.
      • Притяжательные прилагательные.
      • Прилагательные в краткой форме.
      • Славянские фамилии на -ов (-ёв), -ев, -ин (-ын), а также
        отдельные русские фамилии, являющиеся иноязычными по своему происхождению,
        например: Фонвизин, Карамзин.
      • Числительные один, третий.
  • Спряжением называют изменение глаголов по временам, числам, лицам и родам.
    В статье о словоизменении глаголов описаны также способы образования таких особых
    форм глагола, как: неопределённая форма, формы повелительного наклонения, причастие
    и деепричастие. Причастия изменяются по адъективному склонению, с учётом аффикса
    -ся (-сь).

Грамматика как наука, ее разделы

Термин грамматика употребляется в двух значениях.
1) Грамматика как совокупность средств, способов и правил построения
словосочетания и предложения;
2) Грамматика — учение об этих средствах, способах, правилах, с помощью
которых можно создавать словосочетания, предложения в том или ином
языке.

Грамматика в первом значении синонимична понятию грамматического строя
языка.
Грамматика состоит из нескольких аспектов:
1. Словообразование (дериватология) — занимается изучением образования
новых слов по существующим в языке моделям, структуры производных слов,
которые подчиняются строго определенным правилам. Словообразование занимает
промежуточное положение между лексикой и грамматикой.
2. Морфология — изучает законы изменения слов как частей речи, а также
категории, присущие той или иной части речи.
3. Синтаксис(в переводе с греческого «военный строй») исследует
различные типы сочетания слов, отношения между словами в словосочетании
и предложении, наконец, предложение как целое, различные виды и типы
предложений.

Правомерно ли сравнивать, или Что такое аналитический язык

Наши языки устроены совершенно по-разному.

1. Русский язык — синтетический (от греческого “соединение”), то есть в нем практически все грамматические значения (род, число, падеж, лицо и т.д.) выражаются самим словом, чаще — его окончанием.

Пример: красивый — красивые (по окончанию прилагательного мы видим число, род, падеж)

Английский язык — аналитический (от греческого разложение, расчленение), то есть в нем грамматические значения чаще всего “берутся извне” — выражаются при помощи вспомогательных слов: глаголы-связки, предлоги и др.

Пример: He is handsome (он красивый) — They are handsome (они красивые). Прилагательное не меняется, значение числа выражает глагол-связка.

2. В русском языке каждое слово имеет множество словоформ, кроме неизменяемых, т.к. они в основном заимствованные.

Например, прилагательное “сильный” имеет более 20-ти форм (6 падежей, 3 рода, множ.число, степени сравнения). Существительное “стол” — 12 форм и т.д.

В английском языке случаев словоизменения гораздо меньше — причину объясняла выше. Даже такого понятия как “окончание” там нет*.
Имеются словоизменительные суффиксы, которых всего пять: -s (-es), -er, -est, -ed, -ing. Но предлагаю пойти по порядку.

*В некоторых источниках словоизменительные суффиксы английского языка называют окончаниями.

Интересное видео по теме: о суффиксах английского языка

Словообразование и словоизменение

Словообразование и словоизменение – это два разных процесса, протекающие в языке.

Словоизменение – процесс приспособления слова к своему окружению в соответствии с морфологическими нормами. При этом меняется только окончание (иногда прибавляется формообразующий суффикс), а смысл слова остается прежним. Например, стол – столы или стола. Это то же самое слово “стол”, но в родительном падеже или во множественном числе. Перед нами не словообразование, а образование формы слова.

При словообразовании образуется новое слово с другим значением. Изменяются аффиксы – словообразовательные морфемы. То есть приставки и суффиксы. Могут происходить и другие процессы. Но главное – слово будет уже другое. Например, стол – столик (маленький стол) или настольный (вообще прилагательное, и обозначает оно совсем не стол).

Категория падежа

Падеж — это форма имени, выражающая отношение данного имени к другим
словам в словосочетании или предложении. Падеж представляет собой единство
формы и значения.
По сравнению со всеми другими падежами именительный представляется более
свободным, более независимым. Его еще называют независимым (Пешковский),
нулевым (Карцевский), падежом, лишенным особых признаков (Якобсон).
Функция именительного падежа прежде всего назывная, тогда как функция
косвенных падежей заключается в том, чтобы выражать отношения между
словами.
Падеж — категория морфологическая. Поэтому лишь в тех языках, в которых
существуют формы словоизменения (типа русского стол, стола, столу) и
могут существовать падежи.
Если падежная система в том или ином языке не развита, то язык вполне
обходится и без нее, привлекая для выражения грамматических отношения
другие способы (предлоги, порядок слов и так далее, см. предыдущую лекцию).

Часть третья: о склонении местоимений

В русском языке местоимения можно поделить на местоимения-существительные (я, ты, мы, он, кто и др.), местоимения-прилагательные (какой, такой, всякий и др.) и местоимения-числительные (сколько, столько и др.). Склоняться они будут в соответствии с этими частями речи:

  • местоимения-существительные — по падежам и некоторые по числам,
  • местоимения-прилагательные — по падежам, числам и родам,
  • местоимения-числительные — по падежам.

В английском языке все устроено иначе. Для удобства буду рассматривать отдельно по разрядам местоимений, которые во многом соотносятся с нашими.

1. Разряд личных местоимений

В русском языке личные местоимения изменяются по шести падежам, как и существительные, а местоимение 3-го лица “он” даже по родам и числам. Разумеется, в таких “древних” словах тоже не обошлось без супплетивизма.

В английском языке личные местоимения имеют только два падежа.

Но не как у существительных: именительный — когда местоимение выполняет роль подлежащего и объектный — когда выполняет роль второстепенного члена предложения.

Получается, в личных местоимениях мы видим большее сходство с русскими местоимениями и существительными: есть падеж “выполняющего действие” (Им.п.), и падеж того, на кого оно направлено (Об.п.):

She studies very well (She — подлежащее) — Every day I see her at school (Her — дополнение)

*Объектный падеж можно использовать в коротких ответах: me too, not me, it’s him.

Смыслы наших косвенных падежей в объектном мы вновь определяем при помощи предлогов:

I work with him in the same shop (на русский язык переведем в творительном падеже) — I take books from him (переведем в родительном падеже).

Однако есть местоимения, которые имеют одинаковую форму в обоих падежах: это it и you. Различать их функцию будем по порядку в предложении.

You’ve been hiding (здесь You — подлежащее) — I’ll be watching you (Здесь You — дополнение)

2. Разряд притяжательных меcтоимений

Притяжательные местоимения в русском языке склоняются как прилагательные: по падежам, числам, родам (мой, твой, свой, ваш, наш). Но часть из них неизменяема (её, его, их). Признаки изменяемого местоимения будут зависеть от существительного, к которому оно относится.

Мой учебник (м. род, ед. число, И.п.) — моей тетради (ж. род, ед. число, Р.п.) — моим образованием (ср. род, ед. число, Тв.п.)

В английском языке притяжательные местоимения изменяются по другому принципу. Их форма зависит не от существительного, к которому они относятся, а от того, есть ли это существительное вообще.

Есть основная форма — используется вместе с существительными и абсолютная — заменяет собой существительное.

Присоединяемые притяжательные местоимения: my, your, his, her, our, their.

My dog is 6 years old. (Моей собаке 6 лет).

Абсолютные притяжательные местоимения: mine, yours, his, hers, ours, yours, theirs.

Is it your car? – Yes, it’s mine (Это твоя машина? — Да, моя).

3. Разряд указательных местоимений

В русском языке указательные местоимения склоняются по родам, числам и падежам (как прилагательные).

Этот дом — эта квартира — это здание — эти города

В английском языке — только по числам.

4. Другие разряды местоимений

Отмечу еще ряд случаев словоизменения:

1. возвратно-усилительные местоимения имеют формы единственного и множественного числа:

Help yourself / help yourselves — Угощайся / угощайтесь

2. who-whom имеет именительный и объектный падеж соответственно:

Who is going? — Кто идет? (Who — подлежащее)

Whom did you meet there? — Кого вы встретили там? (Whom — дополнение)

3. отрицательные, неопределенные и обобщающие местоимения, заменяющие одушевленные существительные (nobody, no one, somebody, someone и т.д.), могут иметь притяжательный падеж:

I am nobody — Я никто

It’s nobody’s business — Это никого не касается

Местоимения других разрядов —  взаимные (each other, one another), неопределенные (some, any, every и т.д.), количественные (many, a few и др.) вопросительные, относительные и соединительные местоимения (what, whose, which) — в английском языке не изменяются.

О положении грамматики в системе языка

Взаимодействие грамматики с лексикой можно показать следующим примером.
Что может выражать мысль, выраженная таким рядом слов: мы, чувствовать,
солдат, задет, за, живой, Таня, и, что, грозить, опасность. В этом примере
трудно даже догадаться, что означают слова вместе взятые. А между тем
в рассказе М. Горького «26 и одна» читаем: » Мы чувствовали,
что солдат задет за живое и что Тане грозит опасность». Следовательно,
для того, чтобы выразить мысль следует не только разобраться в семантике
отдельных слов, но и понять, в какие связи между собой они вступают
в самом процессе выражения мысли. Мысль наша как бы облекается в определенную
форму, которая оказывается тесно с ней связаннной. Грамматика, устанавливая
грамматические отношения между словами, не механически объединяет их.
Она не безразлична к тем реальным смысловым связям, которые существуют
между словами в данном языке. Далеко не всякое слово грамматика может
соединить с любым другим словом данного языка.
Крепкое слово — это верное нерушимое слово, в то время, как крепкое
словцо — это бранное нехорошее слово.
Грамматика связана также с фонетикой. Любой способ выражения грамматического
значения (о чем будем говорить ниже) обличен материальную оболочку в
виде звука или буквы.
Или более конкретный пример: дома — дома. Ударение выступает как основной
различительный признак грамматического значения слов. Дома имеет следующие
грамматические характеристики, образующие грамматическое значение слова:
существительное мужского рода, в родительном падеже, в единственном
числе). И дома с ударением на втором слоге — существительное во множественном
числе в именительном или винительном падеже.

Как образуются слова. Способы словообразования

Как же образуются новые однокоренные слова? В русском языке существует несколько способов словообразования, но чаще всего это происходит с помощью приставок и суффиксов (потому они и относятся к словообразующим морфемам).

  • Суффиксальный способ: карман — добавляем суффикс н — карманный
  • Бессуфиксальный (или бессуфиксный) способ: гладкий — извлекаем суффикс к — гладь
  • Приставочный способ: ходить — добавляем приставку за — заходить
  • Приставочно-суффиксальный способ: море — добавляем одновременно приставку при и суффикс ск — приморский (заметьте, что отдельных слов примор или морский не существует!)

Сложение слов — еще один способ словообразования, который значительно отличается от всех предыдущих. Он заключается в объединении двух (или более) слов в одно. Обычно складываются основы слов, между которыми зачастую появляется соединительная гласная о или е: вода + возить = водовоз; сталь + варить = сталевар.

Но иногда сложение обходится и без соединительной гласной, например: стенная газета — стенгазета. На данном примере также можно заметить, что слово газета при словообразовании использовано целиком, а не только его основа газет.

Сложносуффиксальный способ — это сочетание сложения и суффиксального способа словообразования. Таким образом, при объединении слов одновременно присоединяется и суффикс: путь + водить + суффикс н = путеводный.

Чтобы определить способ словообразования того или иного слова, необходимо, опираясь на лексическое значение, найти ближайшее однокоренное слово, от которого данное слово могло быть образовано, и затем выделить морфему, с помощью которой было образовано новое слово.

{"questions":,"items":,]}}},{"content":"Определите способ образования слова НАСТОЛЬНЫЙ.`choice-13`","widgets":{"choice-13":{"type":"choice","options":,"answer":}},"step":1,"hints":},{"content":"Определите способ образования слова ПРИБЕЖАТЬ.`choice-39`","widgets":{"choice-39":{"type":"choice","options":,"answer":}},"step":1,"hints":},{"content":"Определите способ образования слова ОГНЕТУШИТЕЛЬ.`choice-74`","widgets":{"choice-74":{"type":"choice","options":,"answer":}},"step":1,"hints":}],"mix":1}

Местоимения как особая часть речи

Местоимение — часть речи, которая указывает на лица, предметы и их
признаки, но не называют их.
Это есть совершенно особая часть речи, так как местоимение объединяет
в один класс грамматические признаки, которые в отдельности свойственны
самым разнообразным частям речи. Личные местоимения употребляются параллельно
с именами существительными (например, я- человек), притяжательные —
с прилагательными (мой — хороший), а неопределенные — с наречиями (
некто — далеко). В категории местоимений проявляются и пересекаются
свойства разных частей речи.
Своеобразие местоимений обнаруживается также и в том, что многие традиционные
грамматические категории приобретают особое значение в системе местоимений.
Местоимения мы и вы, например, нельзя рассматривать как множественное
число от «я» и «ты», так как они указывают не на
многих я и ты, а на лицо говорящее вместе с другим лицом или лицами
(мы), или на лицо собеседника совместно с другим лицом или лицами (вы).
Так что соотношение между я — мы, ты — вы оказывается иным, чем соотношение
стол — столы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: