Оттепель: поколение гениев

Содержание

Слайд 1

Слайд 2

Оттепель в литературе — это период в истории СССР после смерти И. В. Сталина (конец 1950-х — начало 1960-х гг.), характеризовавшийся ослаблением тоталитарной власти, относительной свободой слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, большей свободой творческой деятельности. Выражение «хрущёвская оттепель» связано с названием повести Ильи Эренбурга «Оттепель».

Слайд 3
название литературы Советского Союза периода 50-х– начала 60-х ХХ века. Тенденции, темы и жанры, сложившиеся в отечественной литературе под влиянием исторических и политических перемен в общественной жизни СССР. Смерть Сталина в 1953, ХХ (1956) и XXII (1961) съезды КПСС, осудившие «культ личности», реабилитация тысяч репрессированных, смягчение цензурных и идеологических ограничений – на фоне этих событий происходили перемены в умонастроениях людей, чутко подмеченные писателями и поэтами, и отраженные в их творчестве.

Слайд 4

название литературы Советского Союза периода 50-х– начала 60-х ХХ века. Тенденции, темы и жанры, сложившиеся в отечественной литературе под влиянием исторических и политических перемен в общественной жизни СССР. Смерть Сталина в 1953, ХХ (1956) и XXII (1961) съезды КПСС, осудившие «культ личности», реабилитация тысяч репрессированных, смягчение цензурных и идеологических ограничений – на фоне этих событий происходили перемены в умонастроениях людей, чутко подмеченные писателями и поэтами, и отраженные в их творчестве.

Слайд 5
Литература
Предпосылки оттепели закладывались в 1945. Многие писатели были фронтовиками

Проза о войне реальных участников военных действий или, как ее называли, «офицерская проза», несла важное понимание правды о прошедшей войне.

Первым поднял эту тему, ставшую центральной в военной прозе 1950–1960, Виктор Некрасов в повести В окопах Сталинграда, вышедшей в 1946. Константин Симонов, служивший фронтовым журналистом, описал свои впечатления в трилогии Живые и мертвые (1959–1979).
Виктор Некрасов

Слайд 6
Многие впервые узнали о существовании таких фигур, как Мандельштам, Бальмонт, Цветаева, Модильяни, Савинков и др

Искусственно прерванная связь эпох — дореволюционной и советской — восстанавливалась. Кого-то из авторов Серебряного века, в частности, Блока и Есенина, в 1950-е уже начали упоминать и печатать. Другие авторы все еще находились под запретом.
(на фото слева направо: Бальмонт, Мандельштам, Савинков)

Слайд 7
В начале 1950-х на страницах литературных журналов стали появляться статьи и произведения, сыгравшие роль возбудителя общественного мнения. Главной платформой сторонников «оттепели» стал литературный журнал «Новый мир». С 1950 по 1970 журнал «Новый мир» возглавлял А.Т.Твардовский.

Слайд 8
В 1952 в «Новом мире» был опубликован цикл очерков Валентина Овечкина Районные будни. Эта публикация положила начало целому направлению в литературе — «деревенской прозе». Деревенская проза показывала мудрость крестьян, живущих с природой в одном ритме и чутко реагирующих на любую фальшь. Один из самых ярких впоследствии «деревенщиков», Федор Абрамов, начинал печататься в «Новом мире» как критик. В 1954 была опубликована его статья «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе», где он призывал писать «только правду — прямую и нелицеприятную».

Слайд 9
В 1955-1956 появилось множество новых журналов — «Юность», «Москва», «Молодая гвардия», «Дружба народов», «Урал», «Волга» и др.
Знание фронтовой жизни и опыт выживания в лагерях легли в основу творчества Александра Солженицына, подвергшего советский режим наиболее последовательной критике. Некоторые произведения этого периода получили известность и на Западе, в том числе роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» и повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Слайд 10
Тем не менее, период оттепели продлился недолго. Уже с подавлением Венгерского восстания 1956 года проявились чёткие границы политики открытости. Хрущёвская травля Бориса Пастернака, которому в 1958 была присуждена Нобелевская премия по литературе, очертила границы в сфере искусства и культуры. Окончательным завершением «оттепели» считается отстранение Хрущёва и приход к руководству Леонида Брежнева в 1964. С завершением «оттепели» критика советской действительности стала распространяться лишь по неофициальным каналам, таким как Самиздат.

Слайд 11
Презентацию делал ученик 9ого “В” класса
Чайкин Евгений

Посмотреть все слайды

Больше, чем поэт

«Настало время стихов», — сказал Илья Эренбург в 1956-м. В конце 1950-х поэзия стала почти столь же популярной, как искусство кино. За границей полные залы собирали музыканты и рок-певцы, а в Советском Союзе — поэты. Тысячи людей приходили, чтобы послушать Ахмадулину, Вознесенского, Окуджаву, Рождественского, Евтушенко. Это был советский культурный феномен: даже новый термин появился — «эстрадная поэзия». Евгений Евтушенко писал:

Поэт в России — больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет.

На период оттепели пришлась первая для СССР Нобелевская премия по литературе: в 1958-м её присудили Борису Пастернаку. Но, как и в случае с фильмами-лауреатами международных премий, власти сочли творчество Пастернака антисоветским. Писатель вынужден был отказаться от награды. Позже в мемуарах Хрущёв признавался: «Я сожалею, что это произведение не было напечатано, потому что нельзя административными методами, так сказать, по-полицейски, выносить приговор творческой интеллигенции». Это откровение невозможно представить звучащим из уст Сталина.

Литература оттепели

В марте 1953 года скончался И. В. Сталин. Первое десятилетие после смерти вождя в историю вошло под названием периода оттепели.

Замечание 2

Литература оттепели — сложное понятие, в котором отразилось время критики культа личности И.В. Сталина, ожидания демократических перемен, духовного раскрепощения личности.

Ассоциации с оттепелью писатели того времени использовали как верную примету скорого наступления весны и близкой свободы.

«Оттепель» — именно так назвал свою повесть И. Эренбург, а Б. Окуджава называл себя «дежурным по апрелю». Такие аллегорические сравнения образно передавали идею социально-политического обновления общества. В этот период были впервые опубликованы произведения, посвященные репрессиям 1930-1950-х годов, жизни заключенных в сталинских лагерях. Известными авторами лагерной (антисталинской прозы) являются:

  • В.Т. Шаламов;
  • Ю. Домбровский;
  • И.А. Солженицын;
  • Е. Гинзбург;
  • Е. Керсановская и т.д.

Антисталинская проза открыла чудовищную правду о репрессиях в Советской Росси. За границей свидетельства о них стали появляться еще до Второй мировой войны. А в послевоенный период новые книги об Архипелаге за рубежом были отмечены как литературное явление. Сталинские репрессии 20-30-х годов были затронуты в произведениях писателей второй волны эмиграции. Эта тема поднималась авторами в самых разных по стилю, жанру и объему произведениях (например, произведения В. Алексеева, С. Максимова, Г. Андреева, Б. Ширяева, Н. Нарокова, которые до войны пережили тюрьму или каторгу).

В 1962 году было напечатано произведение А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Разрешение на публикацию этого произведения открыло тему «необоснованных» репрессий в печати СССР.

Тексты-свидетельства в дальнейшем распространялись самиздатом. Некоторые из них были опубликованы за рубежом:

  • «Крутой маршрут» Е. Гинзбург;
  • «Колымские рассказы» В. Шаламова;
  • «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына;
  • «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского и т.д.

Жанровое своеобразие этих произведений велико, но они имеют общие черты. В этих произведениях авторы воссоздают пространство тюремно-лагерного ада, с его характерными персонажами, приметами, конфликтами, ситуациями, специфическим языком. Еще одна черта, объединяющая произведения «лагерной прозы» — задач авторов — бывших узников рассказать миру горькую правду. И они решали эту задачу литературными средствами. Часто тексты создавались именно как художественные, а не как публицистические или мемуарные.

ЛИТЕРАТУРА

Новые темы, идеи и образы в поэзии периода «оттепели»

«Поэтический бум» в 1960-х гг. был следствием «оттепели». «Оттепель» повлекла за собой невиданный всплеск в поэзии — «замороженное» до этого слово выплеснулось прежде всего в лирике. Слово расковалось, перелилось в мысль, в образ. В эти годы в советскую литературу вошли поэты, которые принесли с собой немало нового и развили старые традиции. Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский — все они относятся к шестидесятникам, которые до сих пор гордятся тем, что необыкновенно расширили состав поэтической аудитории. Это потребовало создания особого поэтического языка — языка, доступного для начинающего.

Шестидесятники выступили в качестве популяризаторов, умело примерившихся к возможностям своего слушателя и читателя, к требованиям аудитории, преимущественно молодежной.

Многообразна тематика их творчества, а поэзия глубоко лирична, интимна.

Одна из главных идей их поэзии — гражданственность, главные раздумья — о совести и долге. Так, творчество Евгения Евтушенко — размышления о своем поколении, о доброте и злобе, о приспособленчестве, трусости, карьеризме и подлости.

    • Мы знали голода и холода,
      Нас корчил тиф, душила нас разруха.
      Но верю — ставить вещь превыше духа
      Нам не позволит совесть никогда…

Гражданственность и публицистическая направленность отличают и творчество Роберта Рождественского. Но это не значит, что в его стихах не нашлось места любовному чувству, философским размышлениям о добре и зле, о смысле жизни — в стихотворении «Радиус действия», например, поэт идет от частного к общему. Его лирический герой пытается спрятаться от собственных чувств, но от них невозможно дистанцироваться в буквальном смысле. Так же и «у правды и у лжи», «у подлости и злобы» есть радиусы действия.

Тематика стихотворений шестидесятников разнообразна, как и собственно поэтическая речь. Впервые в советской поэзии Белла Ахмадулина заговорила высоким поэтическим слогом. Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация «старинного» слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делают ее поэзию легко узнаваемой, отличной от стихотворений других авторов.

В своих стихах Ахмадулина стремится воспеть, «воздать благодаренье» «любой малости»; ее лирика переполнена признаниями в любви — прохожему, читателю, но прежде всего друзьям, которых она готова простить, спасти, защитить. «Дружество» — основополагающая ценность ее бытия.

Душевные страдания Ахмадулина не воспроизводит, а лишь указывает на них. Трагизм бытия излагается ею в иносказательной форме. Самое же большое место в поэзии Ахмадулиной занимают стихи о поэзии, самом процессе творчества.

Лирику другого шестидесятника — Андрея Вознесенского — отличает то, что в ней искрится и брызжет звуковая энергия стиха. Звуки льются легко, непринужденно. Это постоянный молодой прорыв к смыслу, сути. Язык его поэзии — язык современного человека. В современной речи поэт ищет отборное зерно.

В стихах Вознесенского нет пейзажей, идиллий, сельских видов, нет зеркального изображения природы — он посмеивается над «диапозитивностью», — а есть ее обобщенный ^ нередко гротесковосимволический образ.

Природа его лиризма своеобразна. Поэт то растворяет лирическое чувство в чувстве «истории самой», то перевоплощает его в грусть, радость, иронию, гнев… Он прибегает к гиперболе, гротеску, игровому моменту.

Перед поэтом, как и перед его читателями, вставшими к главным пультам времени и судьбы мира, возникает множество неотложных проблем. Эти проблемы надо решать, на вопросы необходимо отвечать.

От имени многих своих современников Вознесенский говорит: «что-то в нас вызревает», вызревает трудно, но неодолимо. Что-то вызревало и в нем самом. Так забрезжил «зарев новых словес, зарев зрелых предчувствий».

Лагерная тематика в произведения В. Шаламова, А. Жигулина, Е. Гинзбург, Г. Владимова

В. Шаламов обратился к прозе в 1950-1960-е годы. В своих рассказах писатель передает лагерный быт, с которым был знаком не понаслышке. Шаламов дает яркие зарисовки тех лет, показывает образы не только заключенных, но и охранников, начальных лагерей, в которых ему приходилось сидеть. В рассказах Шаламов воссоздает страшные лагерные ситуации – голода, лишений, издевательств, унижения людей. В «Колымских рассказах» Шаламов исследует коллизии, в которых заключенный доходит до порога небытия. Основная идея рассказов Шаламова – не просто передать атмосферу страха и ужаса, а показать людей, сумевших в тяжелое время сохранить человеческие качества.

А. Жигулин является представителем мемуарного направления «антисталинской прозы». Повесть «Черные камни» — сложное и неоднозначное произведение. Сюжет этого произведения – документально-художественное повествование о деятельности Коммунистической партии молодежи, в которую входили тридцать мальчишек, объединившиеся для борьбы с культом личности Сталина. В отличие от произведений других авторов, в повести Жигулина много «приблатненной романтики». Но в то же время писатель смог передать ощущение своей эпохи. Он с документальной достоверностью рассказывает о том, как зарождалась организация, о том, как проводилось следствие, что представляет собой эта система. Писатель наглядно обрисовывает проведение допросов. Писатель предупреждает, что главная задача советского режима – «проникнуть в мысль», даже еще не зародившуюся, и задушить ее еще до рождения. Именно отсюда и возникает заблаговременная жестокость самонастраивающейся системы. За полудетскую игру в эту организацию – десять лет лагерного кошмара и покалеченная жизнь. Именно так функционирует тоталитарная система.

Еще одно яркое произведение «антисталинской прозы» — повесть Г. Владимова «Верный Руслан». Произведение написано от имени собаки, которая специально обучена водить заключенных под конвоем и настигать отчаянных, рискнувших бежать. В повести у Руслана одна забота, ради которой он и живет – соблюдение порядка. Но пес слишком добр по свей природе, рассудителен, умен, самолюбив, и ради хозяина готов на все, даже на смерть.

Основная идея этой повести – показать, что лучшие способности не только собаки, но и человека, могут быть направлены во зло. И даже святые намерения превращаются в греховные: добро – в злобу, правда – в обман. А преданность трансформируется в умение заворачивать человека, брать за глотку, за ногу, за руку, и превращать кучу «людей» в этап арестантов.

Е. Гинзбург в предисловии к своему произведению «Крутой маршрут» подчеркивает, что уже в тюрьме и в лагере она старалась запомнить все, чтобы потом рассказать об этом хорошим людям, настоящим коммунистам.

В лагерной прозе всегда присутствует трагическое. Авторская эмоциональность при этом предстает в широком диапазоне. Мотивы уныния, тоски, безнадежности звучат у всех авторов. И все писатели оказываются единодушными в том, что советское общество в 20 веке пережило несколько ужасных катастроф, в результате которых человеческая сущность настолько деградировала, что человек почти перестал ощущать себя личностью. Писатели пытались понять характер и масштаб этих катастроф и передать свои знания читателю.

Изменения в искусстве и культуре

Оттепель проявилась в искусстве и культуре: стала заметна демократизация, одно из проявлений которой заключалось в разрешении различных стилей. Теперь музыканты, художники, поэты и другие люди искусства могли создавать произведения разного стиля, например, была разрешена новая музыкальная форма джаз. Некоторые авторы писали стихи и прозу о политике. Популярный сатирический киножурнал «Фитиль» критиковал недостатки политической системы советского государства.

Были сняты художественные фильмы, в которых показывалась неэффективность местного чиновничества и отдельных руководителей. В качестве примера можно привести фильмы «Карнавальная ночь» и «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён». Но всё же оставался определенный порог, который нельзя было переступать. Нарушившие это вето авторы и создатели попадали в опалу.

Во времена «оттепели» начали расширяться контакты с западными странами. У советских людей появилась возможность съездить за границу. Поначалу это касалось деятелей культуры, искусства, спортсменов. Советские атлеты успешно выступали на различных соревнованиях. Неплохо выступила сборная на Олимпийских играх 1956 года в Мельбурне. В другие страны начали ездить обычные люди.

В 1957 году в Москве состоялся 6 Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Международные конкурсы, фестивали и другие крупные события стали доступны для проведения в СССР.

Противоречивость оттепели

Хрущевская оттепель обычно описывается в учебниках весьма однобоко — позитивные изменения в стране, позволившие сформировать советскую культуру и правовое гражданское общество. На самом деле вопрос значительно сложнее, и негативного в нем не меньше чем позитивного.

Таблица: Изменения в СССР при Оттепели и их противоречивость
Изменение
Противоречивый характер
Десталинизация и разоблачение культа личности Сталина.
Десталинизация была очень поверхностный. Например, не подвергалась сомнению линия партии, система управления страной, прежняя политика, демократические ограничения и так далее. Шла критика исключительно одного человека.
Реабилитация жертв ГУЛАГа. Всего было реабилитировано порядка 0,5 млн человек.
Как и десталинизация, реабилитация жертв гулага была поверхностной. Реабилитация лидеров оппозиционных движений, большая часть из которых была выдумана в роли оппозиции, реабилитации не подлежали.
Права союзных республик существенно расширены. Главное изменение — это создание модели, при которой руководящие должности в Республике могли занимать только выходцы из этой республики.
Теоретически этот шаг вел к постепенной русификации всей страны. Реально же это привело к противостоянию на уровне Центр — Республик.
Народы, переселенные при Сталине, вернулись на историческую родину. Это были чеченцы, карачаевцы, балкарцы, ингуши и другие.
Демократический шаг, который никогда не вызывает критики. Однако, при этом не были восстановлены автономии немцев Поволжья и крымских татар.
Демократизация органов управления СССР, в том числе и КПСС. Началось перемещение кадров.
Реально демократизации не было. Перестановки приводили к управлению страной исключительно сторонников Хрущева. Этот процесс нужно изучать, поскольку он оказал решающее влияние на дальнейшую судьбу Советского Союза, поскольку именно в этом пункте кроется причина геронтократии

Здесь важно понимать, что сталинская вертикаль власти была заменена хрущевской горизонталью. Теперь лидеры и руководство страны навсегда удерживали свои позиции, а новым талантливым людям подняться к вершине власти было практически невозможно.
Восстановление регулярных пленумов и съездов партии.
Все изменения на партийном уровне велись исключительно для создания личной власти Хрущева.
Смягчение цензуры в литературе, реабилитация живописцев 1920-х годов, реабилитация музыкантов (Шостакович, Прокофьев, Хачатурян и другие).
Были реабилитированы далеко не все

Действительной свободы слова не существовало. В любой момент могли начаться репрессии в отношении любого деятеля культуры, который так или критиковал не прежнюю советскую модель и не сталинскую систему управления, а новую власть и Хрущева лично.

Хрущев и Кенеди

Противоречия хрущевской Оттепели это очень важная тема, которую нужно хорошо понимать. Когда говорят, что Хрущев спас СССР от сталинской тирании, это не соответствует фактам. Ведь нормы устройства социалистического общества, принципы развития экономики и многие другие вопросы кардинально не изменились. Вопрос Оттепели нужно рассматривать с точки зрения борьбы за власть после смерти Сталина. Эту борьбу выиграл Хрущёв, но чтобы удержать власть ему были нужны свои люди, а для этого нужно было убрать старые кадры. Устраивать массовые перестановки  без ненужных вопросов и обвинений можно было только при твердом логическом их обосновании. Для этого и была придумана десталинизация. В действительности же формировалась личная власть Хрущева и формировалась система, при которой элита получила гарантии сохранение своих должностей, чего не было ранее. В результате элита встала на сторону Хрущева. Поэтому Оттепель в СССР это не просто вопрос культурного и духовного изменения, это вопрос изменения системы власти, которая в том числе и привела к распаду Советского Союза.

Изменения в культуре

Оттепель во многом затронула литературу и искусство в СССР. именно в это время начали публиковаться стихи Есенина, вернулись в издательства произведения Ахматовой, Зощенко и других. Начал издаваться журнал «Новый мир», в котором публиковалось то, что еще несколько лет назад было под запретом. Внешне — наступила свобода слова. Но эта свобода была крайне избирательной. Показательным является пример Бориса Пастернака.

В 1957 году роман Пастернака «Доктор Живаго» был издан на Западе. Роман фантастический, но действительно интересный и стоящий — рекомендую к прочтению. В нем описывается гибель России и ее интеллигенции в годы Гражданской войны. В 1958 году за «Доктор Живаго» пастернак получил Нобелевскую премию по литературе. В самом СССР роман был запрещен, в газетах велась травля автора, а самого Пастернака исключили из Союза писателей. В результате он был вынужден отказаться от Нобелевской премии, признать  недопустимость публикации подобных произведений, тем более за границей. Однако травля писателя была столь сильно, что уже в 1960 году он умер. Это один из примеров избирательного подхода хрущевской оттепели.

Тем не менее оттепель имела и ощутимые позитивные изменения для литературы — появилось множество новых поэтов: Рождественский, Евтушенко, Окуджава, Вознесенский, Ахмадулина и другие. В музыкальных произведениях Окуджавы и Высоцкого появились первые нотки свободы человека как члена общества.

Свобода слова и мышления

Многие историки, давая характеристику деятельности Хрущева, считают эти годы лучшими в истории России. С1953-го по 1964-й годы изменились многие стороны жизни советских людей. Это было удивительное время относительной свободы в стране. Начался плодотворный период, и происходил подъем не только благосостояния населения, но и улучшение в духовной сфере. К этому времени Советский Союз уже победил разруху, которую принесла Вторая мировая война. Преобразования в стране вышли на новый уровень.

В творчестве, культуре, искусстве, науке, образовании и общественной жизни появились новые возможности, правда, все ещё действовала определенная цензура. Существовала некоторая граница дозволенности, переходить которую не разрешалось: существовал риск, что гнев партийного руководства мог обрушиться при нарушении некоторых стандартов. Это основное противоречие той эпохи. О подробностях и новых веяниях «оттепели» в духовной жизни и политике можно рассказать немного подробнее.

Во время правления Никиты Сергеевича Хрущева начались перемены, которые затронули духовную и культурную жизнь в СССР. В журнале «Новый мир» вышла повесть, написанная И. Г. Эренбургом «Оттепель». Отсюда пошло название хрущевского периода.

Реформы в просвещении и науке

Основным изменения в образовании стала отмена трудовых резервов, которые были созданы во время Великой Отечественной войны. Такая мера была направлена на то, чтобы дети могли начинать свою трудовую деятельность сразу же после окончания школы и приносить пользу для страны. По указанию Хрущева открылись профессионально-технические училища. В них подрастающее поколение овладевало азами профессии.

Кроме этого, в школе вводились новые дисциплины. Со второго класса дети изучали предмет «Труд». Начиная с седьмого класса для школьников велись уроки в мастерских, оборудованных простейшими станками, например, деревообрабатывающим или токарным. В девятом классе мальчики проходили практику по вождению машин, тракторов, обучались электротехнике и другим профессиям. Девочки могли изучать швейное дело, кулинарные азы и получать другие практические умения и знания.

Одной из приоритетных областей была наука. Начиная с послевоенного времени за 20 лет расходы на развитие научной деятельности увеличилось в 12 раз, что дало потрясающие результаты:

  • была разработана атомная и водородная бомбы под руководством Курчатова и Сахарова
  • в апреле 1957 года на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли
  • 1961 год знаменателен тем, что в космическое пространство впервые полетел русский человек, и звали его Юрий Алексеевич Гагарин.

Но в то же время партийные и государственные органы стремились главенствовать во всех сферах деятельности. Официальная идеология была направлена на поддержание главенствующих позиций коммунистической партии, действия руководящих органов ставили культуру на службу партийных интересов, поэтому цензура держала в определенных рамках некоторые явные проявления «антисоветчины».

События оттепели 1959-1964 годов

В 1958 году из советского Уголовного Кодекса удалено понятие “враг народа”, однако, в государстве сохранилась и продолжала применять смертная казнь. В 1962 году была расстреляна демонстрация в Новочеркасске, а в 1964 арестован Иосиф Бродский.

Одновременно с этим началась новая волна гонений на православную церковь, впервые с конца 1930-ых годов. Десталинизация достигла своего пика в 1961 году, когда XXII съезд КПСС в очередной раз осудил культ личности. По всей стране провел массовый демонтаж памятников бывшему руководителю СССР, были переименованы многие города и другие объекты. Полемика по поводу культа личности привела к разрыву в декабре 1961 года дипломатических отношений с Албанией до 1990 года. Тело Сталина вынесли из мавзолея и похоронили около Кремлевской стены.

В 1955-1964 годах заметно ослабла цензура, поэтому начали публиковаться произведения Солженицына. В те годы продуктивно работали следующие кинорежиссеры: Чухрай, Хуциев, Гайдай, Данелия.

Концом “Оттепели” принято считать осень 1964 года, когда Хрущева сняли со всех руководящих постов. Некоторые ее процессы по инерции продолжались до 1968 года, то есть до подавления выступлений в Чехословакии.

Рис. 3. Никита Хрущев Оттепель.

Что мы узнали?

Кратко о главном о хрущевской оттепели рассказывает школьный курс истории 9 класса. Даже беглого знакомства с ее событиями достаточно для понимания того, что это был неоднозначный процесс. В ряде сфер государство допустило либерализацию, о и репрессивные меры применялись.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Прекратить это безобразие!

Считается, что переломный момент, с которого градус оттепели начал резко понижаться, произошёл также при Хрущёве. Никита Сергеевич так разозлился, увидев непонятные картины на выставке художников-авангардистов в 1962 году, что решил вернуть строгий партийный контроль над творческими союзами. В этом вопросе Хрущёва охотно поддержал могущественный «серый кардинал» Кремля Михаил Суслов, отвечавший за идеологию.

Но сам скандал на выставке в Манеже показал, насколько радикально изменилась атмосфера в обществе. Многие художники, на которых обрушился гнев вождя, смело вступали с первым секретарём ЦК КПСС в полемику. Никто из них не думал извиняться и писать покаянные письма. А главное, к изумлению Хрущёва, выяснилось, что почти никто из авторов картин не состоял в Союзе художников, а уж тем более в партии. То есть не оказалось традиционных рычагов давления на «антисоветчиков» от искусства.

Буржуазная зараза в массах

Имя эпохе дало название повести Ильи Эренбурга «Оттепель», вышедшей в 1954 году. На творческую интеллигенцию огромное воздействие оказало ослабление цензуры в конце 1950-х: писатели, художники, кинематографисты, музыканты почувствовали запах свободы и поверили, что «теперь можно». Результаты стали ошеломляющими. Советское искусство буквально ворвалось на международную арену, явив миру яркое поколение гениев. Особенно заметно это проявилось в кинематографе. Фильм «Летят журавли» Михаила Калатозова в 1958 году стал единственным за всю историю отечественного кино (!), удостоенным «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. В 1962-м «Золотого льва» в Венеции получило «Иваново детство» Андрея Тарковского. Последним отголоском оттепели стал триумф картины «Война и мир» Сергея Бондарчука. В 1969-м эта экранизация завоевала первый в истории СССР «Оскар». 1960-е подарили нам целую плеяду выдающихся кинорежиссёров — Хуциева, Ромма, Данелию, Рязанова, Гайдая. Самое удивительное, что Никита Хрущёв не скрывал своего неприятия многих фильмов, получивших мировое признание. Он искренне считал их идеологически неправильными. Героиню шедевра «Летят журавли» вообще назвал «шлюхой». Главная заcлуга лидера СССР — отказ от тотального контроля за творчеством. Хрущёв мог злиться, мог инициировать разгромные рецензии в «Правде». Но не более. Идеологически «неправильным» художникам или музыкантам больше не угрожали кровавой расправой за «уклонизм».


Кадр из фильма «Летят журавли». (film.ru)

Стали появляться молодёжные театры. «Современник», Театр на Таганке не могли бы родиться в СССР, если бы не оттепель. Впервые на гастроли в Москву приехал джаз-оркестр (Бенни Гудмен, в 1962 году). И неслыханное дело: советским людям вдруг стало можно слушать «буржуазную заразу» — джаз!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: