Виктор шкловский

Детство и юность

Виктор Шкловский появился на свет 12 (24) января 1893 года в Санкт-Петербурге. Отец преподавал математику, затем стал профессором Высших артиллерийских курсов, а мать вела домашнее хозяйство. Семья была большой, но из всех детей до старости дожил только Виктор. Его старших братьев Владимира и Николая расстреляли, сестра Евгения умерла от голода в Петрограде.

В ранние годы биографии Шкловский не мог похвастаться хорошей успеваемостью. Его неоднократно исключали за плохую учебу, пока юноша не попал в гимназию имени Николая Шеповальникова, которую в итоге окончил серебряным медалистом. Уже тогда Витя увлекался литературой, а его произведения печатали в журнале «Весна».

Поэтому, когда пришло время выбирать будущую профессию, парень отдал предпочтение историко-филологическому факультету Петербургского университета. В этот период Шкловский много читал, что повлияло на формирование собственного стиля.

С началом Первой мировой войны Виктор отправился на фронт добровольцем. Он продолжал интересоваться литературой, что сблизило его с Юрием Тыняновым и Борисом Эйхенбаумом, с которыми Шкловский в итоге основал школу русского формализма. В своих статьях «Воскрешение слова» и «Искусство как прием» писатель сформулировал основные понятия нового направления и описал прием отстранения, при котором знакомые вещи подаются в непривычном виде.

В военное время парень был участником Февральской революции, состоял в комитете Запасного броневого дивизиона и заседал в Петроградском совете. На фронте он продемонстрировал силу и мужество, когда повел полк в атаку под огнем противника. В тот день Виктор был ранен в живот, но продолжал подбадривать солдат, несмотря на боль и кровь. За этот подвиг он удостоился Георгиевского креста.

После реабилитации Шкловский участвовал в эвакуации российских войск из Персии. Вернувшись в Петроград, молодой человек присоединился к эсерам, из-за чего подвергся преследованиям. Автор скрывался в психиатрической больнице в Саратове, затем выехал в Киев и стал участником провалившейся попытки свержения Павла Скоропадского.

Только благодаря ходатайству Максима Горького расследование по делу было приостановлено. Некоторое время мужчина читал лекции по теории литературы при издательстве «Всемирная литература», позже стал профессором Российского института теории искусства.

Ранние годы

Отец — крещеный еврей, мать — немецко-русского происхождения.

Шкловский — племянник русского народника, публициста и этнографа Дионео (И. Шкловский, 1865–1935).

Учился в Петербургском университете на филологичеком факультете. Печататься начал в 1908.

Принимая активное участие в литературной и художественной жизни столицы. Известно, в частности, о посредничестве Шкловского в 1913 г. в конфликте между О. Мандельштамом и В. Хлебниковым, вызванным отношением последнего к делу М. Бейлиса.

Выступил в печати в 1914 г. брошюрой «Воскрешение слова», послужившей импульсом к созданию кружка молодых филологов, преобразованного в 1916 г. в ОПОЯЗ (Общество по изучению поэтического языка) и, как и другие публикации Шкловского 1915–17 гг., заложившей основы так называемого формального метода в литературоведении. В 1916 году вышли в сборнике ОПОЯЗа статьи «О поэзии и заумном языке», «Искусство как прием» и др.

В 1914–17 – в армии, старший унтер-офицер. Георгиевский кавалер.

Интересные факты

  • Выражение «по гамбургскому счёту», введённое в русский язык благодаря Шкловскому, основывалось на рассказе о недоговорных матчах в Гамбурге, когда борцы решали, кто из них сильнее, для себя, а не для публики, и всё это происходило тайно. По всей видимости, эти гамбургские матчи — выдумка Шкловского, и их никогда не существовало.
  • Шкловский, к которому М. А. Булгаков питал неприязнь на почве любовного соперничества, выведен им под фамилией Шполянский в романе «Белая гвардия», как человек с демоническими бакенбардами, командовавший автомобильной ротой в Киеве и саботировавший её перед приходом С. В. Петлюры — поступок, реально совершённый Шкловским, хотя и в другое время.
  • «Zoo, или Письма не о любви» основываются на частично выдуманной, частично настоящей переписке безответно влюблённого в Берлине Шкловского с Э. Триоле, сестрой Л. Ю. Брик. Несколько писем написано ею. Через некоторое время она станет известной французской писательницей и супругой Л. Арагона. Писать книги ей посоветует М. Горький, прочитавший её письма в «Zoo».
  • Кроме того, Виктор Шкловский выведен в качестве героя или же выступал прототипами следующих произведений: книги О. Д. Форш «Сумасшедший корабль» (под именем «Жуканец»), романа В. А. Каверина «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» («Некрылов»), книги В. Н. Иванова «У» («Андрейшин»). По предположению исследователей, он также был прототипом Сербинова из романа «Чевенгур» А. П. Платонова и Льговского из романа-поэмы «Орфография» Дмитрия Быкова.
  • Имя героини Суок романа «Три толстяка» Ю. К. Олеши — на самом деле фамилия. Эта фамилия принадлежала до замужества жене Олеши — Ольге Густавовне. А две её сестры вышли замуж за Шкловского и Э. Г. Багрицкого: на Серафиме Густавовне (1902—1982) в 1956 году женился Шкловский, а на Лидии — Багрицкий. Серафима сначала сама была гражданской женой Олеши (бездушная кукла — это именно она), а с 1922 года — В. И. Нарбута, а после Н. И. Харджиева, и лишь потом Шкловского. Она выведена как «подруга ключика», «дружочек» в романе В. П. Катаева «Алмазный мой венец». Шкловский также был женат на художнице Василисе Георгиевне Шкловской-Корди (1890—1977).

Высказывания

В Викицитатнике есть страница по темеВиктор Борисович Шкловский

  • Богему создал ВАПП, накооптировавший в писатели 3000 человек (из выступления).
  • Когда мы уступаем дорогу автобусу, мы делаем это не из вежливости (по Б. Сарнову).
  • Любовь — это пьеса. С короткими актами и длинными антрактами. Самое трудное — научиться вести себя в антракте («Третья фабрика»).
  • Для того, чтобы познать своё сердце, надо немножко знать анатомию («Лев Толстой»).
  • Лестница литературных объединений ведёт к нарисованным дверям. Лестница существует эта, пока идёшь («Третья фабрика»).
  • Что касается электричества, телефона и ванны, то уборная в 100 саженях («Третья фабрика»).
  • Советская власть научила литературоведение разбираться в оттенках говна.
  • Мы получаем деньги не за труд, а за трудности, с которыми их получаем.

Творчество

1923–30 гг. — наиболее плодотворный период многолетней литературной деятельности Шкловского как теоретика и историка литературы:

  • «Ход конем», 1923;
  • «О теории прозы», 1925;
  • «Удачи и поражения М.Горького», 1926;
  • «Материал и стиль в романе Льва Толстого “Война и мир”», 1928;
  • «Поиски оптимизма», 1931;

писателя и эссеиста:

  • «Сентиментальное путешествие», 1923;
  • «Zoo. Письма не о любви, или Третья Элоиза», 1923 (в книгу включены письма Эльзы Триоле к Шкловскому),
  • «Третья фабрика», 1926;

литературного критика и кинокритика:

  • «Гамбургский счет», 1928;
  • «Поденщина», 1930;

киносценариста:

  • «Крылья холопа», 1926;
  • «По закону», 1926;
  • «Капитанская дочка», 1928, и др.

С середины 1920-х гг. много работал в кино как сценарист и теоретик.

В январе 1930 г. Шкловский опубликовал в «Литературной газете» статью «Памятник научной ошибке», знаменовавшую распад формальной школы и ставшую первым из компромиссных по отношению к официально установленным нормам советской литературной жизни шагов Шкловского.

Написал литературоведческие работы:

  • «Заметки о прозе Пушкина», 1937;
  • «За и против. Заметки о Достоевском», 1957;

С конца 1920-х гг

Шкловский уделял все большее внимание беллетристическим произведениям:

  • «Матвей Комаров житель города Москвы», 1929;
  • «Марко Поло», 1936;
  • «Жизнь художника Федотова», 1936 (в 1955 году переработана и издана под названием «Повесть о художнике Федотове»);
  • «О Маяковском», 1940;
  • «Минин и Пожарский», 1940;
  • «Лев Толстой», 1963;
  • «Эйзенштейн», 1973;

Автор сценариев «Минин и Пожарский» (1940), «Навои» (1947, совместно с А.В. Спешневым) и др. Вернулся к литературоведению лишь в период «оттепели» («Художественная проза. Размышления и разборы», 1959).

Позднее творчество Шкловского-литературоведа («Тетива», 1970) во многом полемично по отношению к идеям, которые он развивал в молодости и которые к 1960-м гг. в рамках доктрины русского формализма получили мировое признание.

Список сочинений

  • Собрание сочинений в 3 тт., М., 1973-74
  • Избранное, в 2-х тт., М., 1983
  • «Воскрешение слова», 1914. Теоретическая работа
  • «Встречи», 1944
  • «Второй май после октября». Историческая проза
  • «В Ясной Поляне». Историческая проза
  • «Гамбургский счёт», 1928.
  • «Гамбургский счёт: Статьи, воспоминания, эссе (1914 — 1933)», М., 1990
  • «Дневник», М., «Советский писатель», 1939. Сборник статей
  • «Достоевский», 1971. Статья
  • «Жизнь художника Федотова», 1936
  • «Жили-были». , 1964. Мемуары
  • «Житие архиерейского служки», Л., «Изд. писателей», 1931 Историческая проза
  • «За и против. Заметки о Достоевском», 1957
  • «Заметки о прозе Пушкина», М., 1937
  • «Заметки о прозе русских классиков», 1953, 2-е изд. 1955
  • «За 60 лет. Работы о кино», 1985
  • «За сорок лет. Статьи о кино», 1965
  • «Иприт». Фантастический роман (в соавторстве с Вс. Ивановым), 1925
  • «Искусство как приём», 1917. Статья
  • «Исторические повести и рассказы», 1958. Сборник
  • «Как писать сценарии», М.-Л. «ГИХЛ», 1931
  • «Капитан Федотов», Л., «Советский писатель», 1936
  • «Константин Эдуардович Циолковский»
  • «Конец похода», М., «Огонёк», 1925
  • «Краткая, но достоверная повесть о дворянине Болотове», Л., «Изд. писателей», 1930
  • «Лев Толстой». М.: Молодая гвардия, 1963.
  • «Литература и кинематограф», 1923. Сборник
  • «Марко Поло разведчик», М., «Молодая гвардия,1931
  • «Матвей Комаров, житель города Москвы», 1929. Повесть
  • «Минин и Пожарский», 1940. Историческая проза.
  •  «Моталка. О киноремесле. Книга не для кинематографистов.»М.-Л., 1927
  • «О мастерах старинных». Историческая проза.
  • «О Маяковском», 1940. Мемуары
  • «О поэзии и заумном языке», 1916. Статья
  • «О солнце, цветах и любви»
  • «О теории прозы»,1925, 2-е изд. 1929. Теоретическая работа.
  • «О теории прозы», 1983
  • «Повести о прозе. Размышления и разборы», 1966. Основан на переработке старых сочинений:
    • «Художественная проза. Размышления и разборы», 1959
    • «Заметки о прозе русских классиков», 1953
    • «За и против. Заметки о Достоевском», 1957
    • «Заметки о прозе Пушкина», 1937
  • «Повесть о художнике Федотове», 1936,(«Федотов» в серии ЖЗЛ, 1965).
  • «Подёнщина», Л., «Изд. писателей»,1930
  • «Поиски оптимизма», М., «Федерация», 1931
  • «Портрет». Историческая проза
  • «Пять человек знакомых», Баку, «Заккнига», 1927
  • «Развёртывание сюжета», 1921. Теоретическая работа.
  • «Революция и фронт», Петроград, 1921. Мемуары.
  • «Розанов, 1921. Статья
  • «Свинцовый жребий», 1914. Поэтический сборник
  • «Сентиментальное путешествие», Л., «Атеней», 1924
  • «Созрело лето»
  • «Сюжет как явление стиля», Петроград, «ОПОЯЗ», 1921
  • «Тетива. О несходстве сходного», 1970. Теоретическая работа
  • «Техника писательского ремесла», 1927
  • «Третья Фабрика», М. «Артель писателей «Круг»»,1926 Автобиографическая проза.
  • «„Тристрам Шенди“ Стерна и теория романа“, Петроград, «ОПОЯЗ», 1921. Теоретическая работа
  • «Удачи и поражения Максима Горького», , «Заккнига», 1926
  • «Ход коня», Сборник статей. Москва—Берлин, «Геликон», 1923
  • «Чулков и Левшин», 1933.
  • «Эйзенштейн», 1973
  • «Энергия заблуждения», 1981
  • «Zoo. Письма не о любви или Третья Элоиза», Берлин, «Геликон»,1923, Л., 1924, 1929

Кинематографические сценарии

Многие из них написаны в соавторстве.

Немое кино

  • «Проститутка», (реж. Олег Фрелих)
  • «Крылья холопа», 1926
  • «По закону», 1926
  • «Предатель», 1926. Режиссёр — Абрам Роом.
  • «Третья Мещанская», 1927. Режиссёр — Абрам Роом.
  • «Ухабы», 1927. Режиссёр — Абрам Роом.
  • «Евреи и земля», 1927. Документальный фильм.
  • «Ледяной дом», 1927
  • «Два броневика», 1928
  • «Дом на Трубной», 1928. Совместно с Эрдманом и др.
  • «Казаки» (Грузия), 1928
  • «Овод» (Грузия), 1928
  • «Капитанская дочка», 1928
  • «Последний аттракцион», 1928
  • «Турксиб», 1929. Документальный фильм
  • «Американка» (Грузия), 1930.
  • «Отчим» (Грузия), 1930

Звуковое кино

  • «Молодёжь побеждает», (Грузия), 1928.
  • «Мёртвый дом», 1932. Кроме соавторства сценария, Шкловский снялся в роли Петрашевского.
  • «Горизонт», 1932. Режиссёр — Л. В. Кулешов
  • «Беломорско-Балтийский водный путь», 1933
  • «Минин и Пожарский», 1939. Режиссёр — В. И. Пудовкин.
  • «Алишер Навои», 1948 (совместно с Алексем Спешневым)
  • «Далёкая невеста», 1948
  • «Чук и Гек», 1953
  • «Овод», 1955. В гл. роли — О. А. Стриженов.
  • «Дохунда», 1957
  • «Казаки», 1961. Режиссёр — В. М. Пронин.
  • «Баллада о Беринге и его друзьях», 1970

Телепередачи

Шкловский выступал рассказчиком в следующих многосерийных передачах:

  • «Жили-были» (1972)
  • «Слово о Льве Толстом» (1978)

Программа «Культурный слой» о Шкловском на Пятом канале (Санкт-Петербург)

Еврейская тема в творчестве Шкловского

Обращения Шкловского к еврейской теме немногочисленны, но в достаточной мере декларативны: так, описывая свое пребывание в Персии в 1917–18 гг., Шкловский отмечал «… на востоке была … одна черта, которая меня с ним примиряла. — Здесь не было антисемитизма» («Сентиментальное путешествие»; ср. там же описание погрома и попытки Шкловского остановить его).

В прозе Шкловского «еврейский элемент» выступает скорее элементом стиля (ср. ироническую самоаттестацию в «Сентиментальном путешествии»: «Я тоже полуеврей и имитатор»).

Наиболее содержательные высказывания Шкловского о еврейском вопросе даны в его рецензии на фильм «Еврейское счастье» (1925), поставленный по рассказам Шалом Алейхема. Наряду со скептицизмом в отношении к сионистскому движению («Сейчас уже видно, что из сионизма, из еврейского государства в Палестине выйдет только южный курорт для богатых евреев»), Шкловский с энтузиазмом высказываеля об изменении социокультурного статуса евреев Советского Союза («Еврейское счастье»).

Теме освоения земель Крыма и северного Причерноморья еврейскими колонистами был посвящен снятый по сценарию Шкловского и В. Маяковского по заказу ОЗЕТа документальный фильм «Еврей на земле» (режиссер А. Роом, 1926; о фильме и съемках см. статью Шкловского «С точки зрения ветра»; «Советский экран», № 39, 1926).

Шкловский принял участие в подготовленной Еврейским антифашистским комитетом «Чёрной книге» (документальный очерк «Немцы в Кисловодске») — сборнике показаний очевидцев и документов об уничтожении нацистами евреев на территории СССР и Польши (опубликован Иер., 1986).

В художественно-мемуарной книге «Жили-были» (М., 1962) Шкловский подробно пишет о своем еврейском происхождении (глава «Отец»), а также упоминает своих еврейских родственников — «дядю Исаака-путешественника» (Дионео, см. выше) и «единокровного брата Евгения» — талантливого врача, убитого белыми.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: