Виктор сергеевич розов

Биография

Виктор Розов родился 8 августа 1913 года в городе Ярославле, в семье счетовода Сергея Фёдоровича Розова (впоследствии участника Первой мировой войны) и его жены Екатерины Ильиничны. Во время эсеровского мятежа 1918 года их дом сгорел, и семья бежала в Ветлугу. Там Виктор Розов окончил первые три класса школы.

С 1923 года жил и учился в Костроме. В 1929 году не был принят в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию в Москве из-за отсутствия рабочего стажа, начал работать на текстильной фабрике в Костроме. В том же году стал актёром-любителем в Костромском театре юного зрителя.

В 1932 году поступил в Костромской индустриальный техникум. В 1934 году стал заниматься в училище при Театре Революции в Москве (класс М. И. Бабановой), по окончании которого был принят в труппу театра.

В начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, вступил в ряды 8-й стрелковой дивизии народного ополчения Краснопресненского района города Москвы, которая позднее была преобразована в кадровую 8-ю стрелковую дивизию. В начале октября того же года был тяжело ранен. Выписавшись из госпиталя в середине 1942 года, возглавил фронтовую агитбригаду; одновременно учился на заочном отделении Литературного института.

После окончания войны, прервав занятия в институте, организовал Театр для детей и юношества в Алма-Ате. Возвратившись в Москву, работал в Театре при Центральном доме культуры железнодорожников (ЦДКЖ) в качестве актёра и режиссёра. В 1953 году Розов окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Первая пьеса «Её друзья» едва не была запрещена как «слишком сентиментальная»; тем не менее она была в 1949 году поставлена в Центральном детском театре.

В Розове нашли своего драматурга Анатолий Эфрос (в ЦДТ он поставил «В добрый час!», «В поисках радости», «В день свадьбы» и «Перед ужином») и Олег Ефремов: в 1956 году пьесой Розова «Вечно живые» открылся театр
«Современник», в котором позже ставились и другие пьесы Розова: «В поисках радости», «В день свадьбы», «Традиционный сбор», «С вечера до полудня».

Первой экранизацией пьесы Розова стал фильм Виктора Эйсымонта «В добрый час!» (1956). Широкое признание получил фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957) — экранизация пьесы «Вечно живые».

В 1962—1964 годах совместно с Л. И. Беловой руководил сценарной мастерской на Высших курсах сценаристов и режиссёров.

Розов был членом Союза писателей СССР, позднее — Российской академии словесности. Серьёзно увлекался филателией.

Скончался 28 сентября 2004 года в Москве на 92-м году жизни, похоронен на Ваганьковском кладбище (25-й участок).

Семья

  • Жена — Козлова Надежда Варфоломеевна (1919—2006), актриса театра имени М. Н. Ермоловой.
    • Сын Сергей (род. 1953) — театральный режиссёр
    • Дочь Татьяна (род. 1960) — актриса МХАТ имени Чехова, режиссёр и педагог Мастерской Н. Л. Скорика. Муж, Николай Скорик — режиссёр МХТ имени Чехова, лауреат премии имени А. П. Чехова, лауреат премии правительства Москвы, Заслуженный артист РФ, профессор.
      • Внуки:
      • Скорик Анастасия Николаевна. Родилась 3 февраля 1983 года — актриса МХАТ имени Чехова
      • Иван Скорик (род. 1996), выпускник Московской школы кино.

Творческая деятельность

Уже в первых пьесах «Ее друзья» (пост. в 1949) и «Страницы жизни» («Твой путь», пост

в 1953) обозначились черты художественной манеры и круг интересов Розова: точность бытописания, любовь к простым житейским истинам, внимание к юношеским характерам

Герой драматурга принадлежит, как правило, к одному и тому же возрастному и социальному кругу, только его проблемы и нравственный облик меняются в зависимости от времени: Алеша (В добрый час!, пост. в 1954) испытывает недоверие к красивым словам и жаждет личного опыта, мальчишка Олег (В поисках радости, пост. в 1957) наивно и отчаянно замахивается на мещанство; неприкосновенность своего внутреннего мира защищает Слава Заварин (Неравный бой, пост. в 1960), устоявшиеся ценности заново «опробует» атакующий скептик Володя (В дороге), с максимализмом юности требует расчета с прошлым молодой герой пьесы Перед ужином (обе пост. в 1962). В пьесе Традиционный сбор (пост. в в 1967) Розов сводит вместе сверстников через годы после окончания школы, чтобы сопоставить их не с точки зрения общественных и профессиональных успехов, но с «устаревших» позиций человечности, искренности, порядочности. Внутренняя ценность личности как залог сохранения и укрепления навственного потенциала нации – главная мысль Розова, которая определяет основную коллизию и других пьес драматурга (В день свадьбы, пост в 1964; Затейник, пост. в 1966; С вечера до полудня, пост. в 1970; Ситуация, 1973; Четыре капли, 1974; Гнездо глухаря, 1978; Кабанчик, 1981, опубл. 1987).

Угроза саморастраты, многоликость и живучесть угрозы «мещанства» раскрывается Розовым в динамичном и увлекательном сценическом действе, без опасения заставить зрителя смеяться и плакать, зачастую в мелодраматических ситуациях, с мягким юмором, что сообщает камерность, интимную доверительность гражданственным идеям писателя, не снимая при этом их остроты и актуальности. Пьесы Розова неоднократно экранизировались. Всемирный успех выпал на долю фильма Летят журавли (1957, реж. М.К.Калатозов; главный приз Международного кинофестиваля в Канне, 1958), поставленного на основе лучшего произведения Розова, пьесы о любви, верности и предательстве из времен Великой Отечественной войны Вечно живые (опубл. в 1956, пост. в 1957; первонач. вариант – Семья Серебрийских, 1943).

Среди других произведений драматурга инсценировка Брат Алеша по роману Ф.М.Достоевского Братья Карамазовы (1971, авторское название Мальчики); драма о судьбе вернувшихся с войны «афганцев» драм и комедия Скрытая пружина (обе 1989), посвященная нравам современных творческих работников; «пьеса-фантазия» Гофман (1991, опубл. в 1996), размышляющая о природе художественного творчества, о вечном «двоемирии» писателя, существующего одновременно и в действительном и в воображаемом пространстве; книга автобиографической прозы Путешествие в разные стороны (1987), полемическая публицистика.

Сейчас читают на сайте:

Премия имени Александра Пушкина «Золотая рыбка»

СМОГ

Международный Союз Русскоязычных Писателей

Заболоцкий, Николай Алексеевич

Издательский дом «Прогресс»

Хотите рассказать о статье друзьям?

Отличия

Он отмечен российскими и советскими орденами и наградами, такими как:

  • В Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (5 августа 1995 г.) — за заслуги перед государством и многолетнюю плодотворную работу в области искусства и культуры;
  • Орден Отечественной войны I степень;
  • два ордена Красное знамя (08/19/1988);
  • Орден Дружбы Народов (1969, 08/19/1983);
  • Орден Знак Почета (08/31/1973);
  • медали России и зарубежных стран;
  • Орден Милосердия (Русская Православная Церковь );
  • Государственная премия СССР в области литературы, искусства и архитектуры 1967 г. (в области театрального искусства) (1 ноября 1967 г.) — за спектакль «Обычная история» в Театре «Современник» в Москве;
  • Лауреат Премии Президент Российской Федерации в области литературы и искусства в 2001 году.

Творчество

«Всем пьесам Розова, — отмечал В. Казак, — свойственно реалистическое изображение действительности, приобретающее широкое, человеческое значение. Его персонажи живо и индивидуально проявляются в сжатом диалоге, говоря на языке повседневности; верность психологии (также детской), постоянный отзвук внутренних, скрытых пластов содержания сочетаются с отказом от прямых характеристик (оценки должен вынести читатель и зритель)»

Внимание драматурга всегда привлекали нравственные проблемы — тот выбор, который приходится делать в повседневной жизни «обыкновенным» людям; действие его пьес чаще всего происходит в кругу семьи. Отличительные черты публицистический выступлений и драматургии Розова — живые характеры, дыхание времени и верность правде жизни.

Непосредственно по поводу пьесы «Традиционный сбор» (в которой бывшие одноклассники, окончившие школу перед войной, встречаются во второй половине 1960-х годов и подводят итоги прожитой жизни) и формулируя одновременно основную тему драматургии Розова, М. Строева писала: «Кем бы человек ни стал — профессором или шофёром, писателем или счетоводом, — всё равно он всю жизнь держит экзамен на честность и стойкость. Каждый стоит перед выбором

Мелким или крупным, неважно. Важно — каким…»;

Пьесы

  • «Вечно живые» (1943)
  • «Её друзья» (1949)
  • «Страница жизни (Твой путь)» (1953)
  • «В добрый час!» (1955)
  • «В поисках радости» (1957)
  • «Вольные мастера» (1959)
  • «Неравный бой» (1960)
  • «В дороге» (1962)
  • «Перед ужином» (1962)
  • «В день свадьбы» (1964)
  • «Затейник» (1966)
  • «Обыкновенная история» (1966, по И. А. Гончарову)
  • «Традиционный сбор» (1967)
  • «На беговой дорожке» (1968)
  • «С вечера до полудня» (1970) (поставлена в театре«Современник» в 1970 году, постановщик — О. Н. Ефремов; в ролях: О. Ефремов, И. Кваша, А. Покровская, О. Табаков, А. Кутузов, Г. Бурков и др.)
  • «Мальчики» («Брат Алёша») (1971, по роману Ф. Достоевского «Братья Карамазовы»)
  • «Ситуация» (1973)
  • «Четыре капли» (1974)
  • «Всадники со станции Роса» (1978, по В. Крапивину)
  • «Гнездо глухаря» (1979)
  • «Хозяин» (1982)
  • «У моря (Кабанчик)» (1986)
  • «Дома (Возвращение)» (1989)
  • «Скрытая пружина» (1989)
  • «Любкин» (1991, по роману Н. Нарокова «Мнимые величины»)
  • «Гофман» (1996)

Фильмография (автор сценариев и экранизированных пьес)

  •  — В добрый час!
  •  — Летят журавли — экранизация пьесы «Вечно живые»
  •  — Неотправленное письмо
  •  — Шумный день — экранизация комедии «В поисках радости»
  •  — Auf der Suche nach Glück (ФРГ) — немецкая версия телефильма «В поисках радости» (1957)
  •  — På jakt efter lyckan «В поисках радости» (Швеция, в соавторстве с Леннартом Лагервалем, швед. Lennart Lagerwall)
  •  — В день свадьбы
  •  — За всё в ответе — экранизация пьесы «Традиционный сбор»
  • 1972 — Страница жизни
  •  — В добрый час! — телевизионный вариант одноимённой пьесы
  •  — На край света…
  •  — A Siketfajd fészke («Гнездо глухаря») (Венгрия)
  • 1980 — Перед ужином (телеспектакль)
  •  — С вечера до полудня — экранизация пьесы «На беговой дорожке»
  •  — Несколько капель (киноальманах)
  •  — Наездники
  •  — Гнездо глухаря (телеспектакль)

Фильмография

Фильмы по сценариям Сергея Розова:

  •  : Доброго времени! от Виктора Эйсымонт
  •  : Когда Аисты Pass от Михаила Калатозова — адаптация пьесы Вечно Живой
  •  : Незаконченное письмо Михаила Калатозова по роману Валерия Осипова  (ru)
  •  : Плохой день (Шумный день) Анатолия Эфроса и Георгия Натансона — экранизация пьесы « В поисках счастья»
  •  : Auf der Suche nach Glück — телефильм, немецкая версия » В поисках счастья» (1957)
  •  : В день свадьбы от Вадима Михайлова
  •  : Ответы на все — экранизация пьесы La Collecte Traditionnal
  •  : страница жизни
  •  : В конце мира по Родион Нахапетов
  •  : Перед обедом
  •  : с вечера до утра
  •  : Кавалеры
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: