Биография анатолия васильевича эфроса

Биография

Анатолий Васильевич Эфрос – советский театральный режиссер, преподаватель. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Анатолий родился 3 июля 1925 года в городе Харькове. По национальности родители были евреями, и мальчик получил при рождении имя Натан Исаевич. Отец Эфроса работал на авиазаводе инженером, мать переводила техническую литературу. Во время войны семья была эвакуирована за Волгу. В Перми юноша вместе с отцом приступил к работе на производстве.

Портрет Анатолия Эфроса

Помимо заводов, в то время в эвакуации находились многие творческие коллективы Москвы, в том числе и театр Моссовета. Так как Анатолий с детства увлекался театральным искусством, читал книги Станиславского, интересовался первыми постановками МХАТа, он решил использовать данную возможность и в 1943 году поступил в студию Юрия Завадского, которая открылась при театре Моссовета. Талант молодого человека требовал большего, чем работа актером, и через год Эфрос переводится на факультет режиссуры ГИТИСа на курс Н. В. Петрова и М. О. Кнебель.

Столкновение на Таганке

Вообще, возглавить Таганку изначально было предложено Дунаеву, однако он отказался. Но согласился Эфрос, который наивно полагал, что наконец-то ему в руки попала сцена, на которой он может творчески развернуться и воплощать свои художественные идеи. Но там его сразу встретили в штыки. Труппа не приняла его стилистику, привыкшая работать по совершенно другим творческим принципам, из-за чего обстановка накалилась и снова вспыхнул конфликт. Кроме актёров на него яростно нападала театральная общественность, в особенности критики, которые обвиняли его в предательстве и переходе во враждебный лагерь, в связи с тем, что он согласился занять место Юрия Любимова.

Такими проблемами и конфликтами были омрачены последние годы Анатолия Эфроса, что и привело его к преждевременной смерти.

Театр молодежи

Приятно удивившись возрождению детского театра, начальники культуры решили отправить Анатолия Эфроса уже в театр молодёжи, который на тот момент тоже переживал не лучшие времена. Молодому режиссеру и здесь удалось привнести много нового и свежего, три года он полностью отдавался этому театру, не занимаясь больше никакой другой деятельностью. Эфрос вспоминает об этом времени как о самом бурном, самом горячем – восторженная публика буквально ломала двери, чтобы попасть на спектакль.

Здесь его персонажи выросли, выйдя за рамки школьного возраста, а с ними рос и сам режиссер. Его стала интересовать психология взрослой молодежи, их более сложные характеры и проблемы. Режиссер часто придавал особую психологическую глубину даже тем пьесам, в которых её не было, и поднимал такие вопросы, как зарождение первой любви, дружбы, верности, первых страданий, и эти спектакли невероятно волновали зрителей.

Это прекрасное время творческого подъема внезапно оборвалось, когда Эфроса отстранили от должности главного режиссера Московского театра им. Ленинского комсомола, несмотря на поддержку коллег и многих влиятельных деятелей культуры. Его природная прямота и отсутствие дипломатической гибкости сильно мешали руководить театром и сыграли с ним злую шутку. Он покинул театр вместе с десятком актёров.

Театр

Закончив театральный институт, Эфрос дебютировал в 1951 году спектаклем «Прага остается моей», показ которого состоялся в Московском дворце железнодорожников. Через некоторое время состоялась премьера второй постановки Анатолия Васильевича «Приезжайте в Звонковое» на сцене Московского областного драматического театра, после чего Эфрос отправляется в Рязань на должность режиссера-постановщика в местный драматический театр.

Анатолий Эфрос на репетиции

В 1954 году, вернувшись в столицу, Анатолий поступает на службу в Центральный детский театр, которым в те годы руководила бывший педагог Эфроса – Мария Кнебель. Получив карт-бланш, молодой режиссер превращает полузабытый детский театр в популярный молодежный театральный коллектив. Режиссер делает акцент прежде всего на постановках для подростков, используя в репертуаре пьесы современных драматургов – Виктора Розова и Александра Хмелика.

Анатолий Эфрос

При участии молодых актеров Олега Ефремова, Олега Табакова, Льва Дурова на сцене ЦДТ выходят спектакли «В добрый час!», «В поисках радости», «Неравный бой», «Перед ужином». В своем творчестве Эфрос неустанно следовал принципам Константина Сергеевича Станиславского и всячески боролся с «театральщиной». Спектакли Эфроса смотрелись на одном дыхании, поражая зрителей новизной и искренностью.

Анатолий Эфрос за работой

В 1963 году режиссера переводят в театр Ленинского комсомола, который, так же как и ЦДТ в начале 50-х, находился в состоянии творческого застоя. Вокруг режиссера собирается целая плеяда будущих звезд советского театра и кино: Валентин Гафт, Анна Дмитриева, Александр Збруев, Михаил Державин, Александр Ширвиндт, Лев Дуров, Ольга Яковлева. Помимо современной драматургии – «В день свадьбы», «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат», «Снимается кино…» – режиссер берется за произведения Антона Чехова и Михаила Булгакова.

Леонид Каневский, Лев Дуров, Анатолий Эфрос и Андрей Миронов

Но постановку «Чайки» 1966 года театральное руководство сочло неудачной, и спектакль уже через год запретили. В том же году Эфроса переводят в Театр на Малой Бронной, руководителем которого в те годы был Андрей Гончаров. При этом часть актеров, с которыми работал Анатолий Васильевич в Ленкоме, остается на месте, а 10 человек уходят вместе с постановщиком, в том числе Лев Дуров и Ольга Яковлева.

Анатолий Эфрос и Ольга Яковлева

На новом месте очередная чеховская постановка «Три сестры» подверглась осуждению и запрету. Остракизму подвергся и второй спектакль Эфроса, поставленный по пьесе Э. Радзинского «Обольститель Колобашкин». На помощь режиссеру пришел новый художественный руководитель театра А. Дунаев, который позволил Эфросу проявить талант в полной мере на классическом репертуаре.

Анатолий Эфрос и Эдвард Радзинский

В конце 60-х появляются театральные шедевры Анатолия Васильевича «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Месяц в деревне», «Женитьба», два разных спектакля «Дон Жуан». О театре Эфроса заговорили как о феномене, театральной школе. В эти годы Анатолий Васильевич начинает преподавать в ГИТИСе, пишет книги «Репетиция -любовь моя», «Профессия: режиссер», «Продолжение театрального рассказа», «Книга четвертая», в которых не только описывает факты биографии, но и делится режиссерским опытом и сценическими находками.

Книги Анатолия Эфроса

В 1979 году у Анатолия Эфроса начался творческий кризис после неудавшейся постановки спектакля «Дороги» по роману Николая Гоголя «Мертвые души». Не нашла признания у публики и новая постановка «Трех сестер», премьера которой состоялась в 1982 году. В 1984 году по инициативе дирекции театра на Малой Бронной Эфроса увольняют из штата, и режиссер переводится в театр на Таганке.

Спектакль Анатолия Эфроса «Вишневый сад»

Установить контакт с труппой Любимова новому постановщику не удалось. Сам Юрий Петрович, который из-за конфликта с властью был насильно отстранен от должности и находился за границей, в своем выступлении перед зарубежной прессой назвал Эфроса предателем. Актеры театра на Таганке поддержали учителя негласным бойкотом Анатолия Васильевича.

Несколько первых постановок режиссера, в том числе «На дне», «У войны не женское лицо», «Вишневый сад», на новом месте провалилось по причине равнодушия исполнителей. Но даже в такой напряженной обстановке режиссер вынужден был остаться, так как уходить было некуда.

Работа в театре на Малой Бронной

Анатолий Эфрос, биография которого насыщена событиями, был переведён в Драматический театр на Малой Бронной и работал там очередным режиссером, что было для него унизительным. Он проработал там с 1967 по 1984 г., и театр практически сразу стал называться «театром Эфроса». Это неофициальное название существовало не только все годы работы режиссера, но и еще долго после его ухода.

Долгие семнадцать лет были трудными, но очень плодотворными. Театр на Малой Бронной буквально расцвел и стал одним из главных духовных центров Москвы. Эфроса окружала потрясающая труппа, для многих актёров годы работы с ним стали поистине звёздными.

В эти годы окончательно созрел и расцвёл и сам режиссер. Несмотря на то, что театральный репертуар в то время по большей части формировался по вкусам партии, главный режиссер театра Александр Дунаев, понимая уровень таланта Анатолия Эфроса, предоставил ему практически полную творческую свободу.

Однако и здесь тяжелый характер Эфроса не сыграл ему на руку. Он предъявлял высокие требования к актёрам, некоторых просто игнорировал, намеренно не давая им ролей, совершенно забывал о простых человеческих, бытовых проблемах участников труппы, нередко вёл себя эгоистично и высокомерно, так как знал себе цену. Всё это неминуемо вело к крупному конфликту, и в конце концов в труппе начался бунт — на него нападали даже самые верные, годами взращиваемые им актёры, и это был роковой момент в его биографии.

Эфрос Анатолий Васильевич: личная жизнь. Брак с Натальей Крымовой

Любимой женщиной и женой Анатолия Эфроса была Наталья Крымова – блистательный театральный критик. Добрая, нежная, бесконечно любящая и необыкновенная женщина. Анатолий Эфрос и Наталья Крымова встретились в ГИТИСе: он был лидером курса, она – первокурсницей-театроведом. У неё был один знакомый актёр, который и привёл как-то к ней в гости начинающего режиссера. Будущий муж был тогда еще студентом, и первая встреча не произвела никакого впечатления на Наталью, зато, когда она попала на спектакль «Двенадцатая ночь», в котором Анатолий играл Мальволио, она была поражена до глубины души.

А потом они случайно встретились у института, и Эфрос спросил, можно ли ему её подождать. Девушка пожала плечами и великодушно разрешила, отправившись на консультацию, а когда выходила – Эфрос действительно продолжал стоять на том же месте. Они гуляли весь день, а когда вечером пришли на Красную площадь – Анатолий напрямую спросил, нужно ли им ждать, когда она окончит институт, или они могут пожениться прямо сейчас? Скромно опустив глаза, девушка тихо ответила, что можно и сейчас…

Восемнадцатилетняя Крымова нырнула в эту любовь с головой, обожествляя любимого, а он отвечал ей полной взаимностью. Они оба были веселы, остроумны, принципиальны в своих поступках, это была идеальная, гармоничная пара, в которой царила безграничная нежность.

Чтобы быть известным человеком в Москве, достаточно было просто быть женой Эфроса, но Наталья Крымова создавала себя сама. Он всегда был первым и главным читателем её статей, а она всегда первой узнавала обо всех его творческих замыслах, у них происходил постоянный обмен, но в то же время каждый работал в своей сфере, и каждому из них удавалось оставаться самим собой.

Тем не менее Наталья Крымова всегда была крайне озабочена реакцией общества на творчество мужа, и это занимало её даже больше, чем собственная деятельность. В театре она была незаменимым помощником для супруга и его вечным вдохновителем, превращая театр чуть ли не в главное дело своей жизни. Она рьяно служила любимому как при его жизни, так и после его смерти, истово защищая память супруга.

Эфрос Анатолий Васильевич, личная жизнь которого сложилась наилучшим образом, постоянно находился рядом с женой и дал её очень много. Но и она сыграла необычайно важную роль в его творческом пути. Даже после смерти мужа жена Анатолия Эфроса еще провела гастроли его спектаклей в Париже и поспособствовала возвращению на сцену музы режиссера – Ольги Яковлевой.

В 1954 году у Натальи и Анатолия родился сын Дмитрий, который впоследствии тоже стал режиссером.

Первый провал

Первые проблемы начались в 1979 г., когда вышел спектакль «Дорога» по мотивам поэмы Гоголя «Мёртвые души». Эфросу очень хотелось поставить именно своего Гоголя, однако актёру Михаилу Казакову всё никак не давалась главная роль, да и остальные участники труппы играли нехотя. Спектакль провалился. Это было первым звоночком, говорящим о растущем неблагополучии в отношениях между режиссером и его подопечными. Неудачный спектакль подорвал авторитет Эфроса, и труппа всё сильнее отдалялась от него.

В итоге было принято решение поставить Эфроса во главе ранее обезглавленной Таганки, в том числе и для того, чтобы показать Юрию Любимову, что его легко заменить и все прекрасно без него обходятся.

Возрождение Центрального детского театра

В 1953 году по приглашению К. Я. Шах-Азизова и М. Кнебель Анатолий Эфрос становится режиссером Центрального детского театра. Несмотря на то, что ЦДТ находился в центре Москвы, на тот момент он переживал не лучший период, был всеми забыт и нуждался в своеобразном перерождении. Однако режиссер Анатолий Эфрос с огромной радостью согласился на предложение и долго считал день, когда он был принят туда на работу, одним из самых лучших в своей жизни. Ведь еще совсем недавно он работал в Рязани, а тут вдруг площадь Свердлова и Большой театр в окнах, гигантский, роскошный зал и знаменитые артисты. Еще целый год, проходя мимо театра и посматривая на него, он не мог поверить, что работает здесь, получал колоссальное удовольствие и безмерно гордился местом, где ему посчастливилось служить.

Анатолию Эфросу удалось устроить Центральному детскому театру то самое перерождение, в котором он так нуждался. Буквально на глазах ЦДТ стал превращаться в модный столичный театр, где регулярно выходили новые постановки, в которых поднимались актуальные и острые социальные вопросы. На сцене появились подростки, озадаченные сложным выбором жизненного пути и моральных ценностей, что неизменно брало за душу зрителей всех возрастов.

Эфрос стремился к максимальной естественности и постепенно избавлялся от всей театральной напыщенности и фальши

Его актёры выходили на сцену практически без грима, декорации были простыми и скупыми, чтобы всё внимание зрителей было сосредоточено на сюжете. Персонажи разговаривали на нормальном языке, привычным голосом и с привычными интонациями, актёры играли увлеченно и самозабвенно, и все постановки отличались особой психологической глубиной

В то время Эфросу был особенно близок драматург В. С. Розов, чье появление стало одним из важных поворотов в советской драматургии. Именно тогда со сцены стал звучать голос молодёжи, который уже так серьёзно поднимал вопросы о смысле жизни и о первых досадных жизненных противоречиях. Невероятно увлекая своих актёров, режиссер увлекался и сам, всё глубже проникая в парадоксальные переживая подростков, говоря предельно честно и откровенно на доступном зрителю языке.

Фильмы

Помимо творчества в театре, Анатолий Эфрос создал несколько телеверсий лучших спектаклей и снял несколько художественных фильмов. Благодаря появившимся в разное время телеспектаклям «Борис Годунов», «Месяц в деревне», «Страницы журнала Печорина», «Таня», «Ромео и Джульетта», «Буря», «Тартюф» последующие поколения театралов смогли приобщиться к творчеству режиссера и увидеть воочию те спектакли, которые в 60-е и 70-е годы проходили в Москве при аншлагах.

Для истории кинематографа Анатолий Эфрос оставил всего 5 картин «Шумный день», «Високосный год», «Двое в степи», «Фантазия», «В четверг и больше никогда». Последняя картина вышла на экраны в 1977 году. Актерский состав оказался, как обычно у Эфроса, звездным: Любовь Добржанская, Олег Даль, Иннокентий Смоктуновский, Вера Глаголева. Музыку для драмы написал классик XX века Дмитрий Шостакович.

Смерть режиссера

Первый инфаркт случился у Анатолия Эфроса уже в 1967 году. Его смелость и пыл значительно поугасли, он уже не поднимал таких острых и злободневных вопросов в своих постановках, а всё больше обращался к классике, однако зрители по-прежнему воспринимали его спектакли с бурным восторгом.

Когда-то дружеские отношения с Юрием Любимовым переросли в злобную вражду. Это случилось, когда Юрия по политическим соображениям отстранили от работы в театре и лишили гражданства, а Эфрос согласился занять его место на Таганке, что воспринималось Любимовым как предательство. К этому присоединилась травля актёрами и многими деятелями культуры, которая окончательно выбила режиссера из колеи и подорвала его здоровье. Обида, переживания и стресс спровоцировали сердечный приступ, от которого Анатолий Эфрос, фото которого вы видите в статье, умер 13 января 1987 года.

Весть об этом моментально разнеслась по всей стране – об уходе из жизни Эфроса сообщалось в телепрограмме «Время», а некрологи появились во всех главных печатных изданиях страны. Жаль, что таких почестей Анатолий Эфрос, личная жизнь и творческий путь которого были высветлены в статье, удостоился только после смерти.

Учеба в ГИТИСе и начало творческого пути

В 1944 году Анатолий Эфрос, биография которого высветлена в этой статье, поступил сразу на второй курс режиссерского факультета ГИТИСа. Он выбрал курс Марии Кнебель и Николая Петрова, и этот выбор оказался для него очень удачным, так как именно Кнебель, будучи не только прекрасным педагогом, но и прямой последовательницей Станиславского, сумела заложить в начинающего режиссера первые зёрна настоящего понимания психологического театра. Это оказало огромное влияние на его дальнейшую деятельность, помогло в дальнейшем хорошо чувствовать и понимать психологический театр и стать достойным приверженцем системы Станиславского.

Популярность Анатолия зародилась еще в ГИТИСе, и тогда слухи о нем распространялись среди других студентов факультета с немыслимой скоростью. Он ярко обнаруживал свой талант, прекрасное умение работать с партнером, стремление проникнуть в психологическую сущность образа и использовать свежую психологическую выразительность.

В 1950 году ГИТИС был успешно окончен, поле этого Анатолий Эфрос хотел остаться в аспирантуре, но ему было отказано. После института его определили в штат Рязанского драматического театра, и там за два года он поставил восемь спектаклей. Это время он вспоминал с теплотой и приятной ностальгией, отмечая прекрасный актерский состав – все были какие-то «домашние» и без лишних претензий, ездили летом на гастроли, а заодно и отдыхали вместе – ловили рыбу, ходили за грибами…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: