«Исторические письма»
В ссылке Петр Лаврович Лавров написал свое самое известное общественно-политическое произведение, адресованное российской прогрессивной интеллигенции.
Его «Исторические письма» содержали призыв к молодым людям проснуться и, понимая задачи исторического момента, а также потребности простых людей, помочь им осознать свои силы. Облик этого произведения был более чем своевременным, так как революционная интеллигенция искала новые возможности для приложения своих сил. «Исторические письма» Лаврова стали «любовью с первого взгляда» и одним из идейных стимулов для организации практической деятельности революционной интеллигенции.
Цитаты
Да, русские капиталисты и купцы, русские чиновники и сыщики, столпы и державные эксплуататоры русской империи, и у вас загорелась почва под ногами… Что вы можете противопаставить проповеди братского союза всех трудящихся, союза, который должен смести с земли русской всех паразитов, питающихся жизненными соками трудящегося народа? Не противопаставите ли вы нам идею самодержного богопамазаника, безответственного перед рабами, единого просвещенного божественным разумом среди темной толпы? Вы сами не верите уже этой полинялой тряпке… Или не вынесите ли вы против нас хоругвь православия, этого вечного раба сильных, который никогда не протянул руку страждущему, подавленному народу русскому, этого жалкого паразита, который прожил 1000 лет на русской почве, внушив к себе лишь презрение? — Но кто и когда мог опереться на эту болотную трясину? Разве православие могло спасти кого-нибудь? У вас уже нет и не может быть принципов, и поэтому вы можете лишь опираться на силу в ваших гонениях на социалистов. Но и ваша сила вовсе не прочна и тайное сознание этой непрочности усиливает вашу панику: усиливает то озлобление с которым вы бросаетесь на всякую жертву, не разбирая насколько она опасна для вас. |
Духовное становление
Родился в дворянской семье, учился в Петербургском артиллерийском училище, там же преподавал математику после окончания училища. Затем был преподавателем математических наук в военных училищах Петербурга в 1844-1846 гг.
Духовное созревание Лаврова происходило под влиянием европейских революций в 1848-1849 годах. Он написал несколько стихотворений, критикующих правительство, отправил их Герцену в Лондон, где тот сразу их опубликовал. Лавров имел энциклопедические знания и прекрасное образование, с 1852 года он пишет статьи, охватывающие самую разнообразную проблематику, — в том числе проблемы естествознания, военной техники, философии, физико-математичкиех наук, педагогики. Отец лишил его наследства за то, что вопреки его воле Лавров женился на вдове с двумя детьми. Зарабатывал он тем, что преподавал иностранные языки и историю в качестве домашнего учителя, а также литературным трудом.
Статьи Лаврова печатали во многих петербургских изданиях. В них он последовательно проводил волновавшую его мысль о том, что необходимо отменить крепостное право и улучшать жизнь крестьян. В 1858 году Лаврова произвели в полковники, и он получил звание профессора, разрабатывал собственную практическую философию. Ее основой он считал антропологизм как всестороннее философское осознание мира, которое ориентировано на человека, человеческую личность и индивидуальность как на часть Вселенной.
Литература
- Русанов Н. Лавров, Очерк его жизни и деятельности // «Социалисты Запада и России». — СПб, 1908.
- «П. Л. Лавров». Сборник статей. — Пг.: «Колос», 1922.
- Энгельс о П. Лаврове и П. Ткачеве, с предисловием Рязанова // «Под знаменем марксизма». — 1922. — Май — июнь.
- Плеханов Г. В.. Наши разногласия // Собрание сочинений. Т. II.
- Плеханов Г. В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Собрание сочинений. Т. VII.
- Плеханов Г. В. О социальной демократии в России // Собрание сочинений. Т. IX.
- Горев Б. Лавров и утопический социализм // «Под знаменем марксизма». — 1923. — № 6-7.
- Фриче В. Лавров и чистое искусство // «Под знаменем марксизма». — 1923. — № 6-7.
- Козьмин Б. Ткачев и Лавров // «Воинствующий материалист». Кн. I. — М., 1924.
- Ладоха Г. Исторические и социологические воззрения П. Л. Лаврова // «Русская историческая литература в классовом освещении», т. I. — М., 1927.
- Книжник-Ветров И. С. П. Л. Лавров. — М., 1930.
«Пропагандистское» народничество П. Лаврова
Замечание 2
Еще В. И. Ленин назвал «пропагандистским» то течение в народнической среде, к которому принадлежал П.Л. Лавров. С тех пор это название закрепилось, поскольку хорошо отражает самую суть воззрений Лаврова и его соратников: главной задачей собственной философии Лавров полагал пропаганду в крестьянской среде новой для него системы социально-политических, экономических, культурных представлений. Как и другие представители народничества, именно в крестьянской общине Лавров видел образец и реальный фундамент будущего социального устройства России. В этом одновременно заключается, согласно Лаврову. И специфическое отличие российского пути развития от пути западноевропейских государств.
Лавров бежал в Париж в 1870 году, где вступил в Первый Интернационал. В последние годы своей жизни он не разрывал связей с движением революционного характера, тогда же писал теоретические сочинения по теории человеческой мысли.
Философские взгляды
В официальной науке Лаврова принято относить к эклектикам. И это вполне оправдано, поскольку в своей позитивистско-агностической философии он пытался соединить системы Гегеля, Ф. Ланге, Фейербаха, Конта, Прудона, Спенсера, Чернышевского, Бакунина и Маркса.
По его мнению, история создается по собственной воле морального и культурного меньшинства, поэтому первая задача революционеров — выработать моральный идеал.
В 1870 году у Лаврова были ярые последователи, так называемая группа Башентов. Кроме того, он стал признанным лидером правого крыла революционеров Российской Империи. Однако такая ситуация длилась недолго, и вскоре многие сторонники его идеологии обратились к более радикальному бакунизму. Однако лавризм сыграл важную роль в подготовке членов будущих первых социал-демократических кружков.
Теперь вы знаете, кем был отец Лавров. Как один из немногих представителей дворянства, искренне стремившихся улучшить положение рабочих и крестьян, Петр Лаврович не был забыт властями первого мирового государства рабочих и крестьян. В частности, в его честь была переименована ленинградская Фурштатская улица. Благодаря этому сегодня многие петербуржцы знают дворец Петра Лаврова, где проходят свадебные церемонии. И это довольно символично, поскольку знаменитый философ однажды пожертвовал финансовым благополучием, чтобы жениться на своей любимой женщине, а потом прожил с ней тридцать счастливых лет.
Личная жизнь
В 1847 году Петр Лавров женился на красивой вдове А.Х. Лавико. Брак с матерью двоих детей, да еще немкой по происхождению (девичья фамилия Капгер) расстроил планы Лавра Степановича, мечтавшего о блестящей вечеринке для сына. В результате Петр лишился финансовой поддержки родителей. Со временем у пары родилось еще четыре общих сына и дочери, что сделало финансовое положение семьи еще более опасным. Чтобы хоть как-то «выбраться», Лавров был вынужден подрабатывать, обучая «порознь» и написав специальные статьи для «Артиллерийского журнала». Ситуация изменилась к лучшему после смерти отца и старшего брата, когда Петр Лаврович получил хорошее наследство.
Петр Лаврович Лавров
Считал, что пора «итти в народ»
Лавров, Петр Лаврович (1823 — 1900). Псевдоним Миртов. — Крупный теоретик
революционного народничества. Был членом Земли и Воли. В 1866 году в ссылке
написал „Исторические письма», имевшие большое влияние на молодежь. В этой
книге он доказывал, что прогресс в истории возникает благодаря критически
мыслящим личностям, они двигатели исторических событий. Участник
Парижской
Коммуны. Редактировал заграницей журнал «Вперед» в 1871 г., в котором
пропагандировал необходимость „итти в народ», дабы упорной работой
перевоспитать народ в духе социализма. Его агитация была резко
противоположна бакунистам — бунтарям, считавшим, что народ готов к
немедленному восстанию. Участвовал одно время в редактировании заграничного
издания «Народной Воли».Редактор газеты «Вперед». Прожил большую часть жизни
за границей. Идеи Лаврова оказали большое влияние на формирование
народнических взглядов революционной интеллигенции 70-х г.
Использованы материалы с сайта «Народная Воля».
Другие биографические материалы
Фролов И.Т. Русский философ (Философский словарь. Под
ред. И.Т. Фролова. М., 1991).
Миненков Г.Я. Философ, социолог, публицист, идеолог
народничества (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск,
1998).
Бажов С.И. Публицист и политический деятель (Новая
философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред.
совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).
Скэнлан Дж. П. Теоретик русского народничества (Русская
философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей
редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).
Володин А. И., Плимак E. Г. Мелкобуржуазный
социалист (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.:
Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965).
Володин А.И. Главной движущей силой истории считал
«критически мыслящие личности» (Философский энциклопедический словарь. —
М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М.
Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Российский общественный деятель (Орлов А.С.,
Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).
Шикман А.П. Идеолог революционного народничества
(Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник.
Москва, 1997).
Акмалова А. и др. Как причины деятельности человека
называет обычай, аффекты, интересы и убеждения (А. Акмалова, В. М.
Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное
издание. 2011).
Блинников Л.В. Выступал против заговорщицкого
подхода к революции (Блинников Л.В. Краткий словарь философских
персоналий. М., 2002).
Улицы и переулки его имени есть во многих городах
(Черная книга имен, которым не место на карте России. Сост. С.В. Волков. М.,
«Посев», 2004).
Русский социолог и публицист (Использованы
материалы энциклопедии «Мир вокруг нас»).
Далее читайте:
Доклад П.Л. Лаврова на Парижском конгрессе II Интернационала (1889 г.).
Лавров П.Л. Исторические
письма (Статья С. И. Бажова о произведении П. Л. Лаврова).
Раппопорт Шлиом Аронович
(1863-1920), секретарь П. Л. Лаврова в Германии
Шуб Д.Н. Политические деятели России (1850-ых—1920-ых гг.). Сборник
статей. Издание «Нового журнала». Нью-Йорк 1969. ГЛАВА I.
Основоположники русского революционного народничества. 3.
Петр Лавров.
Члены «Народной Воли» и др.
(биографический справочник).
Народная
воля, революционно-народническая
организация, образовалась в августе 1879
г.
Земля и воля,
тайное революционное общество, существовало в
1870-е гг.
Петрашевцы, участники кружка М. В. Петрашевского (1827-1866).
Лавров П.Л. Избранные произведения, тт. 1–2. М., 1965–1966
Лавров П.Л. Философия и социология, т. 1–2. М., 1965.
Литература:
Володин А.И., Итенберг Б.С. Лавров. М., 1981.
Кареев Н.И. Теория личности П.Л.Лаврова. СПб, 1907
Потресов А. Этюды о русской интеллигенции. СПб, 1906
Последние годы жизни
До последних дней жизни Петр Лавров продолжал поддерживать связи с революционным движением. Однако в конце жизни его больше интересовали вопросы, связанные с историей философии. По результатам его научных исследований написано несколько теоретических работ, в том числе монография «Проблемы понимания истории».
Петр Лавров, основные идеи которого легли в основу движения «Народная воля», умер в Париже в 1900 году в возрасте 72 лет и был похоронен на кладбище Монпарнас.
Он оставил огромное литературное наследие, в том числе 825 произведений и 711 писем. Он также является автором нескольких десятков политических стихотворений, среди которых особой популярностью пользовалась «Марсельеза рабочих», начиная со слов «Мы отрекаемся от старого мира…», к которым позже была написана музыка. В первые два десятилетия ХХ века эта песня была одной из самых исполняемых на забастовках, забастовках, съездах революционеров и в первые годы Советской власти и народных депутатов.
1. Биография
По происхождению дворянин. Образование получил в артиллерийском училище в Петербурге (1837—1842 гг). Самостоятельно изучал литературу по общественным наукам, в частности познакомился с произведениями социалистов-утопистов, писал стихи и проявил исключительные способности к математике.
В 1844 году, после окончания высших офицерских классов, оставлен при училище репетитором математических наук. В 1858 произведен в полковники и стал профессором математики.
Лавров изучал новейшую европейскую философию, публиковал свои стихи у А. И. Герцена в сборнике «Голоса из России», участвовал в работе над «Энциклопедическим словарем», много печатался по широкому кругу вопросов: философии, социологии, истории общественной мысли, проблемам общественной нравственности, искусства, литературы, народного образования.
В 1860 году вышла в свет его первая книга «Очерки вопросов практической философии». Лавров полагал, что нравственная личность неизбежно вступает в конфликт с несправедливым обществом. Идеальным обществом по отношению к личности может быть строй, основанный на добровольном союзе свободных и нравственных людей.
В 1860-х гг. принимал деятельное участие в литературе и общественной работе и в студенческом движении, сблизился с Н. Г. Чернышевским, входил в состав первой «Земли и воли». После покушения Д. В. Каракозова арестован и сослан в Вологодскую губернию.
В ссылке Лавровым было написано самое известное его произведение — «Исторические письма». В «Исторических письмах» содержался призыв к «критически мыслящим» и «энергически стремящимся к правде личностям», прежде всего молодым, проснуться, понять задачи исторического момента, потребности народа, помочь ему осознать свою силу и вместе с ним приступить к творению истории, к борьбе против старого мира, погрязшего во лжи и несправедливости. «Исторические письма», будучи социально-политическим произведением, вышли, когда революционная интеллигенция, особенно молодежь, искала новые возможности приложения своих сил для участия в освобождении народа: надежды Н. Г. Чернышевского на народное восстание после отмены крепостного права не оправдались; «теория реализма» Д. И. Писарева с ее культом естествознания не обещала скорых результатов; заговорщическая деятельность «Народной расправы» С. Г. Нечаева была использована правительством для дискредитации «нигилистов». Поэтому в обстановке конца 1860-х — начала 1870-х гг. это произведение Лаврова стало «ударом грома», одним из идейных побудителей для практической деятельности революционных интеллигентов.
В 1870 году при помощи Г. А. Лопатина бежал в Париж, где связался с западноевропейским рабочим движением и вступил в I Интернационал. В целях организации помощи осажденной Парижской коммуне ездил в Лондон, где познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1873—1877 гг. редактирует журнал «Вперёд» и одноименную двухнедельную газету (1875—1876) — органы возглавлявшегося Лавровым направления русского народничества, так называемого «лавризма». После убийства Александра II сближается с народовольцами и в 1883—1886 гг. редактирует вместе с Л. А. Тихомировым «Вестник Народной воли».
Пётр Лаврович Лавров
Лавров умер в Париже, где и похоронен. Его последние слова: «Зовёт… живите хорошо. Кончается… кончилась моя жизнь».
Революционное движение
- В 1860-х годах активно участвовал в студенческом движении. Тогда же состоялся тесный контакт с Н. Г. Чернышевским. Лавров входил в тайное революционное общество «Земля и воля».
- Вследствие репрессий после попытки убийства Александра II Д. В. Каракозовым в 1866 году Лаврова арестовали по обвинениям в распространении вредоносных идей и приближенности к людям, которые по осведомленности правительства представляют потенциальную опасность для общества.
- В 1867 году его отправили в ссылку в Вологодскую губернию, где он пребывал до 1870 года. Мать, Елизавета Карловна отправилась с ним. Там Лавров знакомится с участником польского восстания А. П. Чаплицкой.
- В 1868-1869 гг. свет увидел его произведение «Исторические письма» под псевдонимом «Миртов». В «Письмах» Лавров призывал молодежь к освобождению народа от старого порядка, к созданию новой истории. Это произведение побудило революционную интеллигенцию к действиям, фундаментом которых была практика.
- В 1870 году Г. А. Лопатин помог Лаврову нелегально покинуть страну и податься в Париж. Там он скооперировался с западноевропейским рабочим течением и вошел в состав Первого интернационала. Ездил в Лондон, чтобы помочь осажденной Парижской коммуне. В Лондоне он знакомится с К. Марксом и Ф. Энгельсом.
- В том же 1870 году пишет стихотворение, в котором выражает свои политические взгляды. Он утверждает, что революция необходима и неизбежна и будущее русского общества в руках народа, который должен подняться ради братства, свободы и равенства. Лавров искренне верит в предстоящие изменения.
- В 1873-1877 гг. журнал «Вперёд» и 2-недельная газета находились под редактурой Лаврова.
- После смерти Александра II (1881 год) он начинает налаживать связи с народовольцами, а в 1883-1886 гг. принимает участие в редактуре «Вестника Народной воли» совместно с Л. А. Тихомировым.
- В 1889 году ему поручили выступить, как представителю партии Гнчак на конгрессе Второго интернационала.
- Умер 25 января (6 февраля) 1900 года в Париже и был похоронен на кладбище Монпарнас. Лавров не прерывал революционную деятельность до конца своей жизни. Параллельно этому он писал теоретические работы по истории человеческой мысли. Из его наследия известно более 800 произведений и 700 писем, а также около 60 псевдонимом.
Пётр Лаврович Лавров
Политические взгляды и философия
Лаврова часто критиковали за то, что подвигал большое число молодых людей на пропагандистскую работу и за значимость пропаганды перед действием. Однако сам деятель не придерживался этой стороны. Он отдавал себе отчет в том, что сама по себе пропаганда только исчерпывает себя. Лавров искренне верил в то, что только прямое действие может стать обязательностью. Это утверждение и дало начало контакту с народовольцами.
Главным достижением Лаврова, которое является настоящим достоянием для современного индивида, стала разработка субъективного метода в области социологии. Вместе с Михайловским он пришел к убеждению о том, что критически мыслящий человек — человек, который, помимо обогащения своей памяти выдающимися достижениями цивилизации, живет напрямую с интересами народа, потому что идея просвещенной личности обязана передаваться и закрепляться в мышлении личности активной.
Из утверждений Лаврова, важную роль в становлении нравственного общества играют страстотерпцы и те, кто станет жертвой этой идеи, потому что они в одиночку дадут пример, которому будут следовать остальные. Они бросят вызов сложившемуся устою, станут эпицентром резонанса, который сами же создали. На опыте этих жертв, выучится не одна группа, вырастет не одно поколение. Но по итогу, следом произойдет добровольное единение людей, которые погружены интересом в одну проблему.