Семинар-практикум для педагогов «проективные методики»

Особенности применения

Проективные методики широко применяются в разных областях: опросы, картинки и другие способы оказались очень эффективными при проведении судебно-психиатрических экспертиз. Проективные методы часто применяют при консультировании не отдельного пациента, а целой группы людей, их часто применяют в центрах занятости или при кадровых перестановках.

В процессе работы специалист должен учитывать возраст пациента и его эмоциональные особенности

Также психолог обращает внимание на умственные данные испытуемого, его социальный статус, семейное положение и множество других факторов

Для взрослых

Если проводится диагностика взрослого человека, то он намеренно пытается выбирать наиболее хорошие ответы. То есть пациент пытается предугадать поведение психолога. Благодаря проективным тестам человеку невозможно определить лучший ответ, так как его не существует. В процессе работы врач может диагностировать фобии, фрустрации и другие отклонения.

Для детей

Проективные методики, используемые в психологии, применимы для детей. В этом случае используют изображения и другие типы графических методик. Также психолог может предложить пациенту нарисовать любое животное, которое придет в голову ребенку. С такими пациентами намного проще работать, так как они ведут себя максимально искренне.

Для диагностики группы

При работе с большой группой людей применимы все варианты диагностики. Например, можно использовать графические изображения, проводить опросы. При этом работа осуществляется по принципу спортивной команды, рабочего или ученического коллектива. Пациенты могут рисовать все вместе. Подобные методы позволяют уменьшить агрессивность при работе с другими людьми.

Преимущества и недостатки проективных методик

Проективные методики в психологии обладают массой положительных сторон. Проективные опросы и тесты позволяют значительно снизить уровень тревожности пациента, диагностировать детей, которые еще не умеют читать. Также такие методики помогают определить скрытые мотивы человека, даже если он сам о них не догадывается.

Но некоторые специалисты категорически отказываются использовать проективную диагностику. Они утверждают, что подобные тесты дают слишком размытые результаты.


Проективные методики в психологии. Плюсы и минусы

В подобных опросах и других вариантах применения методики нет стандартной шкалы, которая позволила бы оценить результаты и классифицировать их. Сами опросы проводятся в неконтролируемом режиме. При оценке результатов специалист, особенно если он неопытный, может быть предвзят.

Начинающие психодиагносты не согласны с этими недостатками. Они утверждают, что работать по таким методикам очень просто, а благодаря огромному разнообразию тестов повышается и их информативность.

Концепции проекции в обосновании проективного метода

Как уже упоминалось, понятие «проекция» вошло в проективную методологию благодаря Л. Френку, однако в его работах проекция фактически была лишена конкретного психологического содержания.

Основные положения его концепции можно рассматривать лишь как самые общие методологические принципы; задачу реального выявления психологических закономерностей и механизмов еще предстояло решить. Впоследствии некоторые исследователи, в основном психоаналитически ориентированные, обратились к концепции проекции 3. Фрейда.

Однако, как отмечает ряд авторов, при попытке обосновать проективный метод на основе концепции Фрейда возникает ряд трудностей, наиболее важными из которых являются:

  • Недостаточное развитие, многозначность термина «проекция» в психоанализе, разнообразие описываемых явлений;
  • Лишь частичное сходство явлений, обозначаемых этим термином в психоанализе, с процессами, происходящими в проективном исследовании;
  • Различия в типах проекции в различных проективных тестах. Остановимся подробнее на анализе каждого из этих пунктов.

Впервые термин «проекция» в его психологическом значении был использован 3. Фрейд в 1896 году для объяснения патологических симптомов паранойи и позднее в 1911 году при анализе «случая Шребера». В этих работах проекция понималась как приписывание другим социально неприемлемых желаний, от которых человек отказывается сам. В данном случае проекция рассматривалась Фрейдом как защитный механизм против бессознательных антисоциальных влечений, особенно гомосексуальности, которая лежит в основе бреда паранойи. Впоследствии так называемая «фобическая защитная проекция» была описана как экстернализация или внешний страх и тревога, которые на самом деле являются эндогенными по своей природе. В своих поздних работах Фрейд вводит понятие проекции как нормального психологического процесса, участвующего в формировании нашего восприятия внешнего мира, в дополнение к понятию защитной проекции как части различных патологических состояний. Он трактует проекцию как первичный процесс «соотнесения» окружающей действительности с нашим внутренним миром. Таков, например, механизм инфантильного и религиозно-мифологического мировоззрения. Таким образом, Фрейд говорил о двух принципиально разных явлениях, в основе которых он утверждал, что признает процесс самозащиты и процесс «ассимиляции». Общим для них является неосознанность преобразований, которым подвергаются исходные влечения; в сознании появляется только продукт этих преобразований. Со временем проекция стала настолько общим термином, что стало чрезвычайно трудно отличить ее от идентификации, переноса и некоторых других психоаналитических явлений. Например, считается, что проекция возникает в психотерапии, когда чувства, предназначенные другому человеку, «переносятся» на клинициста; считается, что проекция отождествляет художника с его собственным произведением (Флобер сказал «Эмма — это я»), как и «эмпатия» в художественном произведении; проекция объясняет существование расовых и этнических предрассудков.

Мурштейн и Приор критикуют неоднозначность и, следовательно, недостаточную разработанность концепции проекции и предлагают выделить несколько типов проекции. Классическая защитная проекция Фрейда находит поддержку во многих наблюдениях. Атрибутивная проекция — отнесение собственных мотивов, чувств и действий к другим (значение близко к фрейдовскому «подобию»). Аутистическая проекция — это определение восприятия потребностями воспринимающего; для иллюстрации этого типа проекции авторы ссылаются на эксперименты New Look. Рациональная проекция отличается от классической «рациональной» мотивации: например, в одном из экспериментов, когда студентов попросили прокомментировать структуру учебного процесса, выяснилось, что на отсутствие дисциплины жаловались закоренелые прогульщики, а на недостаток квалификации преподавателей — неуспевающие. Как и при обычной рационализации, испытуемые были склонны винить в своих неудачах внешние обстоятельства или других людей, а не признавать собственные недостатки.

Холмс, обобщая результаты своих многолетних исследований, считает необходимым различать два «измерения» проекции. Первое измерение касается того, что проецируется: Воспринимает ли субъект свои собственные свойства или те, которые ему не присущи. Второе измерение спрашивает, осознает ли субъект обладание проецируемой собственностью или нет. Комбинация этих измерений позволяет нам классифицировать все известные типы проекции следующим образом.

Классификация и общая характеристика проективных методик

Проективные методики — это специализированная техника клинического и экспериментального исследования тех черт личности, которые наименее поддаются прямому наблюдению или опросу.

Термин «проективный» был впервые использован Л. Франком в 1939 году для объединения уже хорошо известных в то время, но внешне далеких друг от друга методик, таких как юнгианский ассоциативный тест, тест Роршаха, ТАТ и другие. Выделив некоторые формальные признаки, присущие большинству проективных методик, Франк попытался классифицировать их. Эта классификация, несмотря на множество других, с предложенными позже изменениями и дополнениями, наиболее полно характеризует проективные техники сегодня. Выделяют следующие группы проективных методов:

Конститутивный. Техники, относящиеся к этой категории, характеризуются ситуацией, в которой от субъекта требуется создать структуру из неструктурированного материала, то есть предлагается аморфный материал, которому необходимо придать смысл.

Примерами таких методов выполнения задания являются:

  • Незаконченные предложения
  • Неполные чертежи

Незаконченные предложения — очень популярный прием, используемый в различных исследованиях. Он может иметь несколько интерпретаций, например, попросить респондента закончить предложение или выбрать из нескольких предложений. В отличие от Франка, который отводит тесту Роршаха здесь второстепенную роль, Зубин называет его лучшим примером конституирующего метода. Отнесение теста Роршаха к этой категории зависит от того, насколько «структурную» структуру человек готов увидеть в чернильных пятнах. Кроме того, разминание пластилина или аналогичного вещества — это тот жанр деятельности, который быстрее всего приходит на ум. В качестве другого примера Фрэнк приводит технику рисования пальцами, тщательно разработанную Наполи, которую он утверждал как технику, когда на самом деле она не была популярной.

Конструктивный. Изображенные детали (фигуры людей и животных, модели их жилищ и т.д.), из которых необходимо составить и объяснить осмысленное целое. Scenotest, например, состоит из миниатюрных человеческих фигурок, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни. Испытуемые, обычно дети и подростки, создают различные сцены из своей жизни (или предоставленные им экспериментатором), и на основе определенных особенностей этих сцен и сопровождающего их рассказа делаются выводы о личности создателя и характеристиках его социального окружения. Различие между этой категорией и конституирующей аналогично различию между «сырым» и «обработанным» материалом. Последние, в виде строительных кубиков, тессеров и т.п., поддаются скорее упорядочиванию, чем моделированию шаблонов. Это различие может показаться слишком тонким, но каждый сам определяет для себя уровень сложности. Примером, относящимся к этой категории, может быть тест «Рисунок человека» или другие формы заданий по рисованию, которые не являются «свободным выражением» в соответствии со своими наклонностями.

Интерпретативные методы — как ясно из определения, испытуемый должен интерпретировать стимул на основе собственных рассуждений — ТАТ является хорошим примером такого типа процедуры. Испытуемому предъявляется таблица с картинками, на которых изображены относительно неопределенные ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. В рамках теста испытуемому предъявляется короткий рассказ, в котором его просят рассказать, как возникла изображенная ситуация, что происходит в настоящем, о чем думают и что чувствуют действующие лица и чем закончится ситуация. Предполагается, что субъект идентифицирует себя с «героем» истории, что позволяет ему раскрыть свой внутренний мир, чувства, интересы и мотивы.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психофизиология
  2. Формулировка гипотезы исследования в работах по психологии
  3. Методика оценки эмоционального выгорания
  4. Семейный психолог
  5. Определение понятия вербальное внушение — Природа внушения
  6. Влияние религии на взгляд о душе — Понятие души в религиях
  7. Принципы эстетического воспитания
  8. Соотношение понятий индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность
  9. Уровни психических процессов
  10. Системно-векторная психология

Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

Позволяет выявить некоторые характеристики личности, благодаря свободному полету фантазии в условиях ослабления защитных механизмов. Задача данного теста — получить от субъекта связный рассказ, на основе ряда изображений. Это 20 картинок, которые должны соответствовать полу и возрасту человека.

Основания, на которых стоится методика:

  1. Оканчивая или приводя в определенный порядок беспорядочную информацию, человек невольно рассказывает о собственных стремлениях.
  2. Создавая историю, испытуемый обычно соотносит себя с одним из ее героев. Поэтому желания, конфликты персонажа с большой долей вероятности иллюстрируют его собственные. Иногда они могут выражаться в скрытой форме.
  3. Получившиеся истории имеют разную диагностическую ценность. Материала может быть как очень много, так и мало, он может отсутствовать полностью.
  4. Темы, которые напрямую не связаны со стимульным материалом, скорее всего, наиболее важны для тестируемого.
  5. Повтор тематики, скорей всего, отражает его собственные конфликты.

Психолог, обрабатывая результаты, должен сначала выявить героя в каждой истории. Затем надо посмотреть на его характер, желания, привычки. Так проявляются потребности — а это главн,ое для получения индивидуального портрета. Г. Мюррей выделил различные виды потребностей (агрессия, социальная реализация, автономия, защита и т. д.).

Потребности оцениваются по пятибалльной шкале, затем выявляются сильнейшие. Это служит основанием для характеристики личности.

Основы и общая характеристика

Впервые понятие проекции, как метода диагностики, использовал Л. Франк. Суть метода заключается в выявлении проекций (ассоциаций) пациента к конкретному набору образов и расшифровке результатов. Диагностируемый помещается в ситуацию, где ему необходимо сделать череду выборов. Для каждого выбора есть несколько интерпретаций (расшифровок), из которых человеку нужно выбрать ту, что покажется наиболее привлекательной, близкой.

Интерпретировать можно:

  • сюжетные картинки;
  • графические изображения;
  • абстрактные изображения;
  • незаконченные предложения;
  • абстрактные фразы, пословицы, цитаты.

Особенность проективных тестов в том, что в них нет правильных или неправильных ответов. Совокупность выборов продиктована особенностями личности. Цель исследования от испытуемого скрывается, и это позволяет сделать тестирование объективным. Не зная, какие ответы произведут лучшее впечатление на психолога, испытуемый склонен отвечать правдиво.

Некоторые проективные методики широко известны и доступны даже неспециалистам. К примеру, популярный тест Роршаха, цветовой тест Люшера, тест портретных выборов. Результаты таких исследований будут условными: точно расшифровать данные может только специалист.

Изображение для текста Роршаха

Опросники.

Опросники — это такой вид методик, в которых задания даются в виде вопросов или утверждений. Для получения информации со слов самого испытуемого.

Особенности использования опросников.

  1. Опросники похожи на проективные методики, так как не оцениваются ответы по критерию правильности. Баллы начисляются за совпадение с ключом, а не за правильность.
  2. Опросники похожи на тесты: четкая инструкция, которая детерминирует способ выполнения задания, желательно ясное содержание вопросов или утверждений.
  3. Опросники — разновидность самонаблюдения, косвенной самооценки.

Опросники предназначены для получения информации о личностных особенностях со слов испытуемого.

Ответить — проявить умение рефлексии, самонаблюдения, самоанализа, чем обладают не все люди.

Опросники не используются для диагностики маленьких детей дошкольного возраста, только с 8 лет.

Выделяются:

  • опросники-анкеты — для получения информации об испытуемом, не имеющая личностного характера (биографические данные, для оценки особенностей когнитивной сферы).
  • личностные опросники — дают информацию о личности:
    1. типологические, которые позволяют выяснить степень совпадения личности испытуемого с тем или иным типом личности.
    2. опросники отдельных черт личности — для диагностики отдельных черт характера:
      • многофакторные (о многих чертах), например Кеттела (14-, 12-, 16-тифакторные)
      • однофакторные
      • двухфакторные
    3. опросники мотивации
    4. опросники интересов
    5. опросники ценностей
    6. опросники установок

В 50-е годы отрицалась возможность использования личностных опросников.

В 60-е годы — начинают использовать.

К 60-70-м годам начинают переводить известные зарубежные опросники (применяют без проверки надежности).

80-е годы — проверка на надежность и валидность на наших испытуемых.

80-90е годы — появление отечественных опросников в большом количестве.

Основные проблемы, связанные с опросниками:

I. Конструирование

В психодиагностике создано очень много опросников. Они просты в использовании. Но эта простота имеет оборотную сторону — их сложно конструировать.

Нужно очень хорошо понимать содержание вопроса, формулировка вопроса влияет на ответ. Следовательно, ясность и точность формулировок вопросов (не допускается использование многозначных слов и выражений). Опасны наводящие вопросы. Опасны стереотипные формулировки вопросов, которые приводят к стереотипным ответам.

Содержание вопросов по возможности беспристрастное и социально нейтральное.

Каждый вопрос должен содержать одну мысль. Должен давать информацию о той характеристике, которую должен диагносцировать психолог.

При составлении вопросов количество ответов «да» должно быть приблизительно таким же, как количество ответов «нет», за которые начисляются баллы.

По форме вопросы:

  • закрытые — имеют варианты ответов
  • открытые — не имеют вариантов ответов, испытуемый сам формулирует ответ. Сложно интерпретировать.

Три типа закрытых вопросов:

  • дихотомический (два возможных ответа)
  • альтернативный (выбор одного ответа из нескольких возможных вариантов), к каждому вопросу прилагается какое-то количество вариантов ответа, которые можно выбрать.
  • ресторанный

Их сложно разрабатывать, так как отвечающий не может высказать собственное мнение, может лишь присоединиться

II. Интерпретация

Проблема интерпретации результатов.

Психодиагност не может быть полностью уверен в получении достоверной информации от испытуемого. Можно ли доверять ответам испытуемого?

Людям свойственно давать социально-желательные ответы, представлять себя в более выгодном свете.

Это может быть бессознательная тенденция.

Эйнвордс исследовал эту тенденцию — «эффект фасада», который может быть связан с не очень хорошим знанием самого себя у испытуемого.

Иногда связано — с нежеланием принять свою ограниченность в чем-то. Стремление к защите собственного «Я»

Стремление привлечь к себе внимание, получить помощь со стороны окружающих. Стремление сознательно исказить информацию о себе

Приемы выявления достоверности ответов:

  1. использование дублирующих вопросов (формулируются несколько вопросов 4-5, в разной форме обращены к одному содержанию). Если испытуемый отвечает противоречиво, то эта информация не должна рассматриваться
  2. Контрольные шкалы. Четыре типа контрольных шкал существуют, все они присутствуют в минесотском многоаспектном личностном опроснике (MMPI)

Рисованный апперцептивный тест PAT

Более удобный для практических психологов вариант теста ТАТ. Обследование проходит в более короткие сроки, стимульный материал разработан новый. Это контурные рисунки, их всего 8. Два (реже три) персонажа задействованы в разных ситуациях, но их пол, возраст или статус никак не обозначены. Жесты и позы могут натолкнуть испытуемого на интерпретацию.

Отсутствие этнических и культурных отпечатков делает материал более приспособленным для получения свободных ответов. Возможно, спектр применение теста ТАТ менее широк, но его лаконичность несет большую ценность при обследовании молодежи, решении семейных проблем, исследовании коллективов, лечении неврозов.

Тесты широко применяются в психологии, особенно в первую встречу. Подобные проективные методики помогают человеку открыться, легче устанавливается контакт. Нет жестких рамок, что дает возможность применить фантазию, проявить индивидуальность. Большое количество разработанных тестов позволяют подобрать необходимый материал для работы.

Проективный тест помогает выявить уникальность характера, что является большим преимуществом перед стандартным вопросником. Недостатком является сложность интерпретации, на которую может уйти немало времени. Поэтому чаще эти методы применяются при персональной работе с пациентом.

https://youtube.com/watch?v=A_a1BsJBvDM

История развития проективных методов

История развития проективного метода показывает, что он не существует вне теории личности; в то же время связь между проективным методом и теорией не является четкой и неизменной. Отношения между конкретной теорией и конкретным методом еще более сложные и опосредованные». Безусловно, рождение метода в какой-то степени подготовлено уже сложившейся теорией, хотя этот факт может быть не до конца осознан самими исследователями. В этом случае создается впечатление, что методология — не более чем удача ее создателя, который зачастую мало заботится о теоретических исследованиях. Парадоксальный характер этой ситуации стал особенно очевиден, когда спустя десятилетия после появления проективных методов их связь с основными теориями личности стала объектом методологической рефлексии, то есть конкретной исследовательской задачей.

Основной характеристикой проективных методик можно назвать относительно неструктурированное задание, т.е. задание, допускающее практически неограниченное разнообразие возможных ответов. Даются только краткие, общие инструкции, позволяя воображению человека дать волю. По этой же причине тестовые стимулы обычно нечеткие или двусмысленные. Гипотеза, на которой основаны такие задания, заключается в том, что то, как человек воспринимает и интерпретирует тестовый материал или «структуры» ситуации, должно отражать фундаментальные аспекты его психического функционирования. Другими словами, предполагается, что тестовый материал функционирует как своего рода экран, на который испытуемый «проецирует» свои характерные мыслительные процессы, потребности, страхи и конфликты.

Давайте теперь обратимся к концепции проективного метода в рамках холистической психологии. Согласно Франку, ядром личности является субъективный мир желаний, мнений, идей и так далее. Отношения между человеком и его социальным окружением — это процесс структурирования «среды обитания» с целью создания и поддержания «личного мира». Проективный эксперимент моделирует эти отношения: субъект, сталкиваясь с неопределенными ситуациями, волен выбирать элементы «среды обитания» и способ их структурирования. Таким образом, проективный метод функционирует как средство получения знаний о содержании и структуре «личного мира». Диагностика индивидуальных особенностей личности выдвигается на первый план. Как правило, проективные методики направлены на диагностику личности в целом, а не на определение степени выраженности одной или нескольких личностных характеристик — с этой точки зрения их вряд ли можно назвать тестами. Более того, проективные методы часто не отвечают требованиям, которые традиционно предъявляются, например, к личностным опросникам (т.е. их валидности и надежности).

Чернильные пятна

Широко известная в психологии методика, автором является Г. Роршах. Этот проективный тест помогает выявить индивидуальные особенности, конфликты (защита), тип личности. Хотя пятна использовались и до этого, Роршах впервые применил их для диагностики личности, а не отдельных функций психики.

Были разработаны карточки, которых всего 10. Пятна симметричны, половина серо-черная, часть имеет красные штрихи, остальные содержат пастельные оттенки. При демонстрации карточек задается стандартный вопрос. Психолог, проводящий проективный тест по данной методике, должен фиксировать не только ответ, но и все его детали: эмоции, затраченное время, жестикуляцию. Затем проводится дополнительный опрос.

Интерпретация ответов теста зависит от параметров пятен (цвет, форма и т. д.), локализацию (часть или целая фигура). Наиболее важными для характеристики внутреннего мира являются кинестетические показатели. Они указывают на зрелость, интеллект, стабильность и эмпатию. Методика диагностики учитывает каждый их этих показателей.

https://youtube.com/watch?v=7DWa4mRs7uI

Что такое ассоциации?

Это неожиданная связка между действительными объектами, явлениями и воспоминаниями и воображаемыми образами, возникающая в мозгу человека спонтанно, неосознанно, незапланированно.

Вспомните, было ли у вас такое, что вы услышали мелодию, и тут же в памяти появился один образ или несколько картинок из прошлого? Это и была та самая незапланированная связь. Так рождается ассоциация. Ее корни всегда в прошлом. У каждого из нас оно свое, а значит, и ассоциации даже на один и тот же раздражитель будут разные.

В психологии ассоциации и мысли человека ценны тем, что это настоящий кладезь информации о его психическом состоянии. Внутренние переживания, душевные травмы, страхи, тревожность — все это можно выявить с их помощью.

Первые проективные методики были основаны на изучении возникающих спонтанных связей — ассоциаций у людей, когда они видели различные изображения. Их автором стал Карл Юнг. Позже, в 1921 году, Герман Роршах создает свой знаменитый тест — цветные и монохромные карточки с чернильными пятнами. И до настоящего времени этот тест считается одним из самых эффективных проективных тестов.

Сущность проективного метода

Определение 1

Проективные методики направлены на диагностику причин бессознательных влечений, дезадпатации личности, конфликтов и механизмов, способов их разрешения.

Главным условием разработки проективной методики выступает неопределенность тестовой ситуации, что способствует снятию давления объективной реальности, позволяет личности реализовать не конвенциональные, а индивидуальные поведенческие паттерны. Процесс взаимодействия личности испытуемого с малоструктурированным стимульным материалом исследования носит проективный характер извлечения бессознательных инстинктов, влечений, конфликтов и пр.

Взаимодействие личности с социальным окружением в рамках проектного метода интерпретируется как процесс структурирования жизненного пространства индивидуума с целью создания личного мира. Соответственно, проективный эксперимент должен быть направлен на моделирование жизненного пространства, в котором испытуемый получает полную свободу в выборе элементов и способов конструирования личностного пространства.

Классификация по принципу использования

Проективные методики в психологии являются относительно новыми и очень разнообразными. Наиболее развернутую классификацию представил Л. Франклон. Он выделил 8 типов методик.

Вид методики
Описание
Экспрессивная
Методика помогает изучить эмоциональность человека. Рассматривается его деятельность. Для данного направления используют рисуночную методику. В этом случае тест подразумевает, что испытуемый создаст изображение. Например, специалист может попросить нарисовать несуществующее животное.
Импрессивная
Для этой методики обычно используют карточки или картинки. Они представляют собой объекты так называемого стимульного материала. Данные тесты позволяют оценить психическое состояние человека. К данной методике относится тест М. Люшера.
Конструктивная
В ходе тест испытуемому предлагают наделить смыслом то или иное изображение. Например, к данному типу методики можно отнести тест Роршаха.
Интерпретативная
Испытуемому также предлагают посмотреть на изображения. Он должен объяснить смысл картинок и то, что на них происходит.
Конструктивная
В данных методиках используют фигурки, картинки и даже конструктор, из которого пациенту предлагают создать логичные сценки. После создания таких объектов человек должен описать их.
Катартическая
В этом случае специалист пытается вызвать у пациента состояние катарсиса. Это позволяет в полной мере раскрыть его особенности психики

Благодаря таким методам человек сам начинает осознавать свои проблемы и определить их источник.
Рефрактивная
Специалист обращает внимание на то, какие оговорки или опечатки делает пациент. Такие методы часто используются при работе с подростками.
Аддиктивная
Аддикция представляет собой то, насколько человек зависит от определенной деятельности или поведения

Такие методы применяются при работе с наркоманами, алкоголиками и людьми с другими зависимостями. Врач оценивает, какие еще более простые привычки есть у человека. Например, он может покусывать губу, грызть ногти и прочее.

Благодаря такому разнообразию типов методик у психологов есть огромный арсенал различных тестов. Тем не менее, проективные методики некоторые считают довольно противоречивыми.

Основы проективной диагностики, цель

Проективный метод основан на создании особых ситуаций, в которых существует множество вариаций. В методиках этого типа применяют стимулы. Испытуемый самостоятельно развивает их и дополняет.

Например, ему может быть предложено завершить то или иное предложение, дополнить рисунок. При этом ответ на вопрос не является правильным или неправильным, а лишь позволяет специалисту оценить аспекты личности испытуемого.

В зависимости от того, как человек отвечает, врач выявляет возможные проблемы и может определить способ дальнейшей работы с пациентом. Для самого же испытуемого конечная цель проективной диагностики скрыта, поэтому он не может осознанно достигать желаемого результата.

https://youtube.com/watch?v=pTc-ffA0fbA

Обзор основных методик

Пятна Роршаха

Проективный метод исследования личности, опубликованный в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом.

Человеку дается 10 картинок пятен. После этого его просят описать, что он видит. Далее специалист интерпретирует результаты ответов и делает вывод о психическом состоянии испытуемого.

Подробнее о методике в этой статье: Психологический тест Роршаха: интерпретация результатов.

Рисунок «Человек под дождем»

В этом методе психодиагностики отсутствуют ограничения в выборе ответа и оценке ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».

Тест поможет диагностировать личностные резервы и особенности защитных механизмов человека и его способности преодолевать сложные жизненные ситуации.

С помощью этого теста можно отслеживать адаптацию человека в новом коллективе.

Рекомендуется выполнять эту методику детям старше 9 лет, а также взрослым. Рисовать можно любыми инструментами:

  • простым карандашом;
  • красками;
  • фломастерами;
  • цветными карандашами;
  • мелками и т.д.

Что надо делать? Нарисовать два рисунка:

  • На одном – просто человек
  • На втором – человек под дождем

Подробнее о методике и анализ результатов теста в статье: Тест «Человек под дождем»: интерпретация и примеры.

Конструктивный рисунок человека из геометрических форм

Психографический тест Либина – это диагностическая система, сочетающая любое изображение человеческой фигуры с бессознательным семантическим (смысловым) определением значения геометрических форм рисунка.

Тест используется для психологической диагностики личности, черт характера, межличностных отношений и характеристик нервной системы. Проанализировав его результаты, можно сказать, что существует 8 типов личности.

Эта методика обеспечивает интерпретацию на семи уровнях, но есть также онлайн-версия теста. Но там уже применяются только два уровня из семи.

Как пройти тест? Нарисуйте человеческую фигуру из десяти элементов на четверти листа формата А4, используя треугольники, круги и квадраты.

Подробнее о том, как проходить тест и интерпретировать результаты в статье: Психогеометрия: как определить характер по рисункам из геометрических фигур.

Проективная методика «Рисунок дерева»

Тест «Рисунок дерева» основала женщина-психолог из США Ф. Гудинаф. Она занималась проблемами детской психики. После нее Карен Маховер сделала систему критериев, которые помогают по этому тесту оценить особенности личности.  

Эта методика нацелена на выявление особенностей личности. В психодиагностике рисунок дерева рассматривается как автопортрет. Потому что в этом рисунке можно увидеть:

  • отношение к себе;
  • уровень самооценки человека;
  • взаимоотношения с окружающими;
  • качества личности.

Как пройти тест? Необходимо выбрать любой инструмент для рисования и нарисовать дерево на листе.

Интерпретацию значений рисунков можно найти в статье: Проективный тест «Дерево»: анализ и расшифровка от психолога.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: