биография
Теодор де Банвиль.
Сын лейтенанта Клода Теодора Фоллена де Банвиля и Зели Юэ, Теодор де Банвиль учился в лицее Кондорсе с 1830 года . Вдохновленный Виктором Гюго и Теофилем Готье, он посвятил себя поэзии и часто посещал литературные круги среди самых нестандартных. Он презирал официальную и коммерческую поэзию, был решительным противником новой реалистической поэзии и врагом слезливого дрейфа романтизма.
Он также сотрудничал в качестве драматического критика и литературного обозревателя газет Le Pouvoir ( ), затем Le National ( ); он стал очень важной фигурой в литературном мире и принял участие в Revue fantaisiste ( 1861 г. ), в котором собрались поэты, стоявшие у истоков Парнаса и всех движений этого столетия
Он встретил Мари-Элизабет Рочегросс (1828-1904) в 1862 году (они поженились тринадцать лет спустя, на 15 февраля 1875 г.) и организовал первое исполнение Гренгуара в 1866 году. В 1867 году он опубликовал «Изгнанники», сборник, который он посвятил своей жене и который он считал лучшим из своих произведений. Он усыновил своего зятя, Жоржа-Антуана Рочегросса, и внес свой вклад в литературную и художественную культуру человека, который впоследствии стал одним из самых выдающихся художников Третьей республики .
16-летний Артур Рембо, приобщенный к поэзии своего времени коллективным обозрением Le Parnasse contemporain, отправил ему письмо (датированное24 мая 1870 г.), приложив несколько стихотворений (« Офели», « Сенсация», « Солей и т. д.» ) в надежде заручиться его поддержкой со стороны издателя Альфонса Лемерра . Банвиль отвечает Рембо, но стихи не публикуются.
В ноябре года Теодор де Банвиль поселил Артура Рембо, но с мая последний в своих письмах, названных «от провидца», выражал свое несогласие и вАвгуст 1871 г.в своей пародийной поэме « Что мы говорим поэту о цветах» выражает открытую критику поэтики Банвиля.
В 1872 году, написав «Petit Traite de poésie française», Банвиль порвал с движением символистов. Он публиковал почти одну работу в год на протяжении 1880-х годов и умер в Париже на13 марта 1891 г., за день до того, как ей исполнилось 68 лет, вскоре после публикации ее единственного романа « Марсель Рабе» .
Теодор де Банвиль в своей работе особенно работал над вопросами поэтической формы и играл со всем богатством французской поэзии. Его критиковали за недостаток чувствительности и воображения, но его благотворное влияние позволило многим поэтам освободиться от чопорной сентиментальности, пережившей настоящий романтизм.
Он похоронен на Кладбище Монпарнас ( 13 — й дивизии).
2 сентября 1867 года он похвалил Бодлера на его могиле на кладбище Монпарнас (6- я дивизия) в присутствии менее сотни человек.
Революция предмета
«Объективный стиль» писателя включал в себя мир, как он есть, даже если он и плох. А мир времен Флобера и был плох. Родился будущий писатель при Реставрации. Во время Июльской революции ему было восемь лет, во время Февральской — двадцать шесть. «Госпожа Бовари» была начата при Второй республике, а опубликована при Второй империи. Критик Дмитрий Быков называет этот период в стране «титанической попыткой вновь обрести национальное единство» и добавляет, что «французская проза этих времен — великая транформация всего национального опыта».
Когда на одно поколение приходится три переворота, трудно сохранять иллюзии о природе человека. Флобер и не сохранил. Из всех его изречений более всего известен образ «башни из слоновой кости», где должен жить художник вдали от современности, не глядя на нее. Писатель часто использует этот образ в письмах. Но, вспоминая изречение, мы забываем контекст, сопутствовавший ему:
«Башня», выходит, должна уберечь художника не просто от современности — но от ее мерзостей. Тревожила Флобера не смена строев, но сопутствующее ей обмельчание умов. В «Воспитании чувств» он между делом замечает: «Большинство мужчин, находившихся здесь, служило по крайней мере четырем правительствам, и они были готовы продать Францию или род человеческий».
Флобер ненавидит свое время — время буржуазии
Он презирает хваленую осторожность буржуа, не любит ограниченность, иронически отмечает, что им свойственны полухарактеры, полуволи и полустрасти.
Но писателю не удается забыть свое время. Творчество Флобера отчетливо распадается на две тематические части. «Саламбо», «Легенда о святом Юлиане Странноприимце», «Иродиада», «Искушение святого Антония» — все об историческом, легендарном… ярком. Но «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», «Бувар и Пекюше» и «Лексикон прописных истин», «Простая душа» — это современная писателю Франция.
Измены провинциальной мечтательницы («Госпожа Бовари»). Тревоги и иллюзии вялой души («Воспитание чувств»). Два самоуверенных дилетанта («Бувар и Пекюше»). Все это было о буржуазной пошлости, и только ею двигалось.
Как говорит Сомерсет Моэм в работе «Флобер и Madame Bovary», «при всей ненависти к действительности, при всем отвращении к подлости, пошлости и тупости буржуазии, действительность неодолимо привораживала его. Так уж он был устроен: его влекло к себе то, что он не выносил».
Заметил это и Шарль Бодлер: он пишет, что писатель для «Мадам Бовари» нарочно взял самую примитивную среду — провинцию, самых невыносимых героев — мелких людей, самую избитую тему — адюльтер, чтобы сотворить шедевр.
Даже заперевшись в башне из слоновой кости, писатель внимательно смотрит вниз. Экзотические сюжеты могли быть для него убежищем от времени, которое ему не нравилось, но чаще его текст, как земля, принимал все, что окружало Флобера. Стараясь не участвовать в жизни, он не смог ее проигнорировать.
Апрель
1 — 155 лет — в 1868 году в Марселе родился французский поэт и драматург Эдмон Ростан («Красная перчатка», «Шалости музы», «Последняя ночь Дон Жуана»).
1 — 145 лет — в 1878 году родился немецкий драматург и писатель-новеллист, чьё творчество относят к экспрессионизму, Карл Штернхейм.
1 — 95 лет — в 1928 году родился детский поэт и писатель Валентин Берестов.
2 (14 апреля по новому стилю) — 135 лет — в 1888 году родился русский писатель, поэт и литературный критик, редактор, акмеист Владимир Нарбут.
3 — 240 лет — в 1783 году родился американский писатель Вашингтон Ирвинг.
4 — 230 лет — в 1793 году родился французский поэт и драматург, автор текста бывшего французского гимна La Parisienne Казимир Делавинь.
4 — 205 лет — в 1818 году в Баллирони родился английский писатель Майн Рид («Всадник без головы», «Оцеола, вождь семинолов»).
5 — 435 лет — в 1588 году в Семюр-ан-Осуа родился французский филолог и писатель, издатель и комментатор сочинений древних авторов Клод де Сомез.
8 — 225 лет — в 1798 году родился греческий поэт, автор «Гимна свободе», ставшего национальным гимном Греции, Дионисиос Соломос.
8 (20 апреля по новому стилю) — 135 лет — в 1888 году в Москве родился русский поэт и драматург Николай Агнивцев.
10 (23 апреля по новому стилю) — 115 лет — в 1908 году в Вырице Санкт-Петербургской губернии родился советский писатель-фантаст, палеонтолог Иван Ефремов («Туманность Андромеды», «Час Быка», «Лезвие бритвы»).
14 (27 апреля по новому стилю) — 120 лет — в 1903 году родилась писательница Валерия Анатольевна Герасимова.
15 — 180 лет — в 1843 году родился американский писатель Генри Джеймс.
15 — 90 лет — в 1933 году родился русский советский писатель, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом Аркадием Стругацким несколько десятков произведений, Борис Стругацкий.
21 — 535 лет — в 1488 году в замке Штекельберг родился немецкий писатель, рыцарь и гуманист Ульрих фон Гуттен («Письма тёмных людей», «Разбойники», «Никто»), идеолог рыцарства.
23 — 105 лет — в 1918 году в Париже родился французский писатель Морис Дрюон («Железный король», «Узница Шато-Гайара», «Яд и корона»).
26 — 125 лет — в 1898 году в Севилье родился испанский поэт Висенте Алейсандре («Тень рая», «Последнее рождение»), лауреат Нобелевской премии в области литературы 1977 года.
28 — 75 лет — в 1948 году Беконсфилде родился английский писатель Терри Пратчетт.
29 — 115 лет — в1908 году родился американский писатель-фантаст Джек Уильямсон, лауреат премий «Небьюла» и «Хьюго».
30 — 140 лет — в 1883 году родился чешский писатель-сатирик, драматург, фельетонист Ярослав Гашек.
Революция «я»
В письмах Флобер осыпает современников и современность насмешками, но, к счастью, не делает насмешку основой своих произведений. Да, его персонажи — люди ограниченные, и умы мелкие, но они страдают (пусть и неглубоко). Флобер не показывает свое к ним отношение, а только их чувства и их правду. Черта «объективного стиля» — герои говорят сами за себя.
В письмах о Сезанне Райнер Мария Рильке связывает художника с Флобером. Он видит в них общее свойство — приятие мира.
Оба, и художник, и писатель, ставили перед собой вопрос выявления мира таким, как он есть. В центре внимания Сезанна была связь предмета с плоскостью холста, выражение мира средствами живописи, Флобер был занят «объективным подходом» и теорией точного слова. Найденные решения собственных художественных задач стали предвестьем новых больших стилей.
Гюстав Флобер не писал теоретических трудов или статей о литературе. Основной источник мыслей писателя об искусстве, о его средствах и целях, о его смысле — его письма, опубликованные уже посмертно.
Он не стремился создать литературное течение. В переписке с Жорж Санд Флобер возмущается: «Говоря о моих друзьях, вы еще добавляете, что это “моя школа”. Да я же лезу вон из кожи, чтобы не иметь школы!.. Я превыше всего ставлю красоту, тогда как моих собратьев она заботит весьма умеренно. Гонкур, например, бывает счастлив, когда ему удается подхватить на улице словечко, которое он сможет всунуть в книгу, я же радуюсь, если удается написать страницу без ассонансов и повторений».
Тем не менее еще при жизни писатель получил звание едва ли не основателя натурализма. К его «школе» критики причисляли Ги де Мопассана, братьев Гонкур, Эмиля Золя… то есть его личных друзей. В «объективном подходе» видится свойственная натуралистам страсть к описанию среды, а в сцене смерти Эммы Бовари — предвестие их внимания к деталям, даже отвратительным
Переняли последователи и внимание писателя к стилю. Иногда переняли буквально: известно, что Флобер был учителем Ги де Мопассана.
Уроки «медведя и отшельника» усвоены и XX веком. Так, в лекциях Владимир Набоков указывает:
И сам Набоков создает «Король, дама, валет», вдохновляясь «Госпожой Бовари», о чем первым и пишет в предисловии к американскому изданию романа.
Примечания и ссылки
- Шарль Бодлер, в обзоре Fusées .
- Альфонса де Ламартина в то время критиковали за то, что он положил начало романтизму на пути сентиментальности.
- Мари-Элизабет Рочегросс, урожденная Буротт, является матерью художника Жоржа-Антуана Рошегросса . Ее первый муж, Жюль Жан Батист Рочегросс, умер в 1874 году.
- В предисловии к своей Anthologie де л poésie Française, Жид цитирует фразу из Бэнвилла, которая кажется ему совершенное определением того, что поэзия: » это волшебство, которое состоит в пробуждении ощущения, используя сочетание звуков … что колдовство спасибо которым идеи обязательно сообщаются нам определенным образом посредством слов, которые, однако, не выражают их. »
- История Эдуар Мане и его работа по Теодору Duret .
Библиография
- Критические редакции
-
Полное собрание поэтических произведений, критическое издание, опубликованное под руководством Питера Дж. Эдвардса, чемпиона Éditions Honoré, в 9 томах:
- Кариатиды, установленные тексты, уведомления, варианты и примечания Питера С. Хэмбли, предисловие к критическому изданию Эдгарда Пича, 2000 г. ( ISBN 978-2-7453-0352-3 )
- Сталактиты. Odelettes. Кровь Чаши, критическое издание Эйлин Суффрен-Ле Бретон, Питера С. Хэмбли, Розмари Ллойд, 1996, ( ISBN 978-2-85203-575-1 )
- Оды канатоходцы, критическое издание Питера Дж. Эдвардса, 1995 г. ( ISBN 978-2-85203-420-4 )
- Ссыльный. Аметисты. Les Princesses, критическое издание Франсуа Брюне и Эйлин Суффрен-Ле Бретон, 1994 ( ISBN 978-2-85203-343-6 )
- Западный. Золотые рифмы, установленные тексты, уведомления, варианты и примечания Питера Дж. Эдвардса, 1998, TLMC 25, 560 с. ( ISBN 978-2-85203-900-1 )
- Прусские идиллии; Тридцать шесть веселых баллад; Рондели; Рождественские розы, критическое издание Ф. Андреса и Р. Ллойда, 1999 г. ( ISBN 978-2-7453-0102-4 )
- Все мы. Cowbells and Bells, Критическое издание Питера С. Хэмбли, 1997 г. ( ISBN 978-2-85203-690-1 )
- Dans la Fournaise, установленный текст, уведомление, вариант и примечания Питера С. Хэмбли, неопубликованные и неопубликованные стихи, 2001 г. ( ISBN 978-2-7453-0438-4 )
- Дополняет. Найденные стихи и рукописи, критическая оценка поэтического произведения, установленный текст, варианты и примечания Питера Дж. Эдвардса и Питера С. Хэмбли, 2009 г. ( ISBN 978-2-7453-1876-3 )
- Письма Огюсту Пуле-Малассису, составление текста и аннотации Питера Дж. Эдвардса при участии Питера С. Хэмбли, вступительное слово Эйлин Суффрен-Ле Бретон, чемпиона Éditions Honoré, 2006 ( ISBN 978-2-7453-1235) — 8 )
- Избранная литературная, художественная и музыкальная критика, Том I: Поэзия и поэты, изобразительное искусство, музыка. Том II: Романисты, прозаики, театр, предисловия и письма, выбор текстов, введение и примечания Питера Дж. Эдвардса и Питера С. Хэмбли, «Чемпион Éditions Honoré», 2003 г., 2 том ( ISBN 978-2-7453-0783- 5 )
- Исследования
- Филипп Андрес, Теодор де Банвиль. Паромщик века, Чемпион Honoré Éditions, 2009 ( ISBN 978-2-7453-1816-9 ) .
- Биография Виктора Баррюкана
- Раймон Лакруа, Теодор де Банвиль. Семья для поэта / Под ред. Поттье, Мулен, 1990
- Raymond Lacroix, Сага о Бэнвилле XIX — го века, под ред. Pottier -CSP, Creuzier-le Vieux, 2007 г.
- Филипп Андрес, Женщина и ее метаморфозы в творчестве Теодора де Банвиля, победителя Éditions Honoré, 1994
Произведение искусства
Проза и стихи
Distique помещен Теодором де Банвилем в нижнюю часть литографии Мане : Свирепый и розовый, с огнем в зрачке, Наглый, пьяный, божественный, это он, Polichinelle .
- Кариатиды, стихи, 1842 г.
- Ссора, стихи, Рождественские розы
- Сталактиты, стихи, 1846 г.
- Оделеты, стихи, 1856 г.
- Odes funambulesques и The Blood of the Cup, стихи 1857 года. Эти сборники приносят ему посвящение и знаменуют собой эволюцию в сторону большей гибкости и очарования.
- Парижские этюды, стихи, 1859 г.
- La Mer de Nice — Письма другу, Пуле-Малассис, 1865 г.
- Вклады в современный Парнас, 1866, 1871, 1876 гг.
- Les Camees parisiens, 1866 (в трех независимых сериях, опубликованных отдельно, небольшими тиражами между 1866 и 1873 годами Рене Пинсбордом )
- Изгнанники, стихи, 1867 г.
- Новые оды на канатную прогулку, стихи, 1869 г.
- Прусские идиллии, 1870-1871 гг.
- Небольшой трактат о французской поэзии, 1871 год. Текст, от которого он постепенно отворачивается от современной поэзии после резкого несогласия с символизмом.
- Теофиль Готье, ода, 1872 г.
- Тридцать шесть радостных баллад, 1873 г.
- Рондели, сочиненные в духе Шарля Орлеанского и принцесс, сонетов, 1874 г.
- Западные женщины и золотые римы, 1875 г.
- Рождественские розы, 1878 г.
- Сказки для женщин, 1881 год
- Сказки, 1882 г.
- Мои воспоминания, 1882 г.
- Небольшие этюды: Волшебный фонарь, Дж. Шарпантье, редактор, 1883 г.
- Все мы, 1883 год
- Героические сказки, 1884 год
- Буржуазные сказки, 1885 г.
- Химерные буквы, 1885
- Служанки, 1885 год.
- Поэма » Кузнец», 1887 г.
- Мадам Робер, сказки, 1887 г.
- Красивые куклы, 1888
- Марсель Рабе, роман, 1891 г.
- Колокола и колокольчики, 1891 г.
Театр
- Feuilleton Аристофана в сотрудничестве с Филоксеном Бойе, Театр де л’Одеон ,26 декабря 1852 г.
- Ле Бо Леандр, Театр Водевиль ,27 сентября 1856 г.
- Двоюродный брат короля, Театр Одеон ,4 апреля 1857 г.
- Дайан о Буа, Театр Одеон ,16 октября 1863 г.
- Les Fourberies de Nérine, Театр Водевиль ,15 июня 1864 г.
- Ла Помм, Французский театр ,30 июня 1865 г.
- Гренгуар, историческая комедия, Французский театр ,23 июня 1866 г.. Посвящается Виктору Гюго, который руководил молодым поэтом в Соборе Парижской Богоматери, опубликован в 1899 году в книжном магазине Conquet-Carteret et Cie в 1899 году с иллюстрациями Жака Клемана Вагреса .
- Флориса, комедия в четырех действиях, 1870 г.
- Деидамия, Театр Одеон ,18 ноября 1876 г.
- Ла Перль, Итальянский театр ,17 мая 1877 г.
- Рике с кисточкой, 1884 г.
- Сократ и его жена, Комеди Франсез ,2 декабря 1885 г.
- Поцелуй , Театр-Либр ,23 декабря 1887 г.
- Эзоп, 1893 г.