Значение цвета в истории исламского искусства

Значение цвета в исламском искусстве

Изучение цветов имеет важное значение в исламской цивилизации, как и физические свидетельства уровня этой цивилизации и социальных классов и их дифференциации. Это также отражает процветание производства и промышленности

Это также отражает процветание производства и промышленности.

Что касается области искусства, цвета являются одним из великолепных предметов в истории исламского искусства, отражающим гений художника и архитектора того времени с точки зрения подлинности как в производстве, так и в промышленности.

Я хотел бы представить и определить некоторую информацию о цветах и ​​их присутствии в исламской цивилизации и определить некоторые проблески красот, изображенных в изображениях рукописей.

Арабская школа, первая школа исламской фотографии, процветала благодаря созданию цветных рукописей с 6 по 12 год нашей эры.

Эта школа, вероятно, зародилась в Ираке, а затем распространилась на Сирию, Египет и Иран.

Цвета арабских рукописей отличаются разнообразием, связностью и точностью изготовления.

Каллиграфия

Особое отношение к Корану, а через него к письменному слову в исламе породило и особое отношение к искусству письма — каллиграфии, которую иногда называют самым исламским из всех видов искусства. Она заменяла в мечетях и сознании верующих изображение Бога и святых, а также скульптуру и иконы, почитаемые как предметы поклонения в .

В письменах мусульмане видели отражение божественной красоты и гармонии. По умению красиво писать, судили о степени духовного и интеллектуального развития человека.

Согласно одному из хадисов, сам Пророк (который был неграмотным) говорил, что «письмо – половина знания». Один из известных восточных афоризмов: «Красота человека — в красоте его письма, а ещё лучше, если оно у мудрого». О каллиграфии говорили также, что это «радость для очей», «язык руки и изящество мысли».

нередко прибегали к аналогиям, где женское тело сравнивалось со стройными и гибкими линиями арабской вязи (так называют исламскую каллиграфию), локоны её чёрных волос — с завитками, соединяющими слова и буквы. Милые родинки на лице любимой могли напоминать поэту точки над буквенными знаками арабской письменности, а аромат чернил, называли духами учёного.

В основе каллиграфии лежали представления арабов о соразмерности и гармонии, присущих всему, что создано Аллахом.

Древнейшим стилем каллиграфии был ку́фи, который стал канонизированным подчерком для коранических надписей. Особенно часто его используют в декоре мечетей. Куфическое письмо можно узнать по довольно тяжеловесному, прямолинейному начертанию букв.

На рубеже IX-X веков, каллиграф Ибн Мукла, живший в Багдаде, создал систему «уставного письма» — хатт мансуб, согласно которой красота и особенность любого из почерков зависела от пропорций вертикальных и горизонтальных линий, при написании букв, а также от соотношений количества букв и слов, содержащихся в строке.

Из этой системы выросли шесть классических стилей арабского письма:

  • тауки́ («указ»), убористый и чёткий;
  • рика́ («скорописный»), упрощённый стиль, где группы точек над и под буквами сливаются в чёрточки;
  • насх («переписка»), наиболее распространённый сегодня. Отличается тонкими линиями и округлыми формами букв;
  • райха́ни («базиликовый»), изысканный и витиеватый;
  • муха́ккак («правильный»), стиль, узнаваемый по растянутым горизонтальным линиям;
  • сульс или сулюс («одна треть»), довольно энергичный и монументальный стиль. Его главный принцип — соблюдение строгой пропорции всех элементов (горизонтальных и вертикальных, прямолинейных и криволинейных ) — 1/3. Почерк очень красив за счёт удлинённых вертикальных линий, и размашистых росчерков; особенностью сульса является то, что все округлые элементы букв заменяются изгибами и петлями.

Графически они различались не только пропорциями, наклоном букв, величиной пробелов, но и характером: прямолинейный и строгий куфи, разительно отличался от гибкого, текучего, извивающегося как стебли лианы почерка сульс; чёткий и торжественный мухаккак, невозможно было спутать с изящным и изысканным райхани, сравниваемого с тончайшим ароматом цветущего базилика и т.д.

Следует отметить, что особенностью арабской письменности является характерное соединение букв в слове и слов во фразе, когда буквы, связываются неразрывной линией, словно вырастая друг из друга, что и позволило европейцам называть её арабской вя́зью.

Каллиграфия рассматривалась в странах ислама не только как искусство красивого написания букв и слов или обязательный элемент декора, но могла выступать и как самостоятельный вид художественного творчества.

Так, например, в XV-XVII веках появился особый декоративный жанр – кита́ — миниатюрная картина, представляющая собой образец одного или нескольких каллиграфических почерков.

Арабская вязь, искусно вплетённая в декоративный орнамент, украшала интерьеры и экстерьеры и , напоминая верующим содержание Корана, основные положения вероучения и зримо воплощая красоту и гармонию мироздания, устроенного Всевышним.

Письмена присутствуют на предметах декоративно-прикладного искусства – посуде, ювелирных украшениях, коврах и тканях, оружии и доспехах и т.д.

И конечно, каллиграфия является необходимой и наиболее важной частью книги, где она рассматривалась не только как носитель текста и информации, но выступала и как важнейший эстетический элемент

Арабески

Одной из самых узнаваемых черт исламского искусства стало обильное применение орнамента в качестве основного декора, получившего в Европе название «арабеска» (от фр. «арабский»).

Он базировался на чётком математическом расчёте и геометрических построениях. (Здесь нужно вспомнить о в средние века).

Каждый элемент арабески был самодостаточным, но при этом выполнял роль неотъемлемой части более крупных орнаментов, которые, в свою очередь, становились неким сегментом в целой композиции узора.

Линия, переплетаясь и извиваясь, складывалась в непрерывный, правильный, симметричный узор, который, бесконечно повторяясь и варьируясь, покрывал практически все поверхности архитектурных сооружений — стены, своды, полы, купола и т.д.

В Европе такое обилие декора даже назвали «боязнью пустого пространства». Однако восточные мудрецы называли это «вечно продолжающейся тканью Вселенной».

Геометрические фигуры, из которых складывалась арабеска, иногда имели не только эстетическое, но и символическое значение. Так четыре вертикальные линии в сознании мусульман воспринимались как символ Аллаха (они были основой графического начертания этого слова), квадрат обозначал Каабу, треугольник – всевидящее око Всевышнего, пятиконечная звезда или пятиугольник, напоминал о пяти столпах ислама и т.д.

Арабеска могла быть чисто геометрической или же её основу могли составлять растительные мотивы. Нередко эти два вида орнамента совмещались и дополнялись каллиграфическими надписями, также являвшимися элементом декора.

Примечания

  1. Бибикова О. П. от 13 ноября 2012 на Wayback Machine // Энциклопедия «Кругосвет». — С. 1
  2. Сомов А. И. Мусульманское или магометанское искусство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Бибикова О. П. Исламская (мусульманская) архитектура. Архивная копия от 28 ноября 2016 на Wayback Machine // Энциклопедия «Кругосвет» — С. 1
  4. Бибикова О. П. Исламская (мусульманская) архитектура. Архивная копия от 24 марта 2016 на Wayback Machine // Энциклопедия «Кругосвет» — С. 5
  5. Альгамбра // Большой Энциклопедический словарь. — 2000. // Большой энциклопедический словарь. 2000.
  6. Альгамбра // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. Бибикова О. П. Исламская (мусульманская) архитектура. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Энциклопедия «Кругосвет». — С. 9
  8. Бибикова О. П. Исламская (мусульманская) архитектура. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Энциклопедия «Кругосвет». — С. 10
  9. Мусульманская каллиграфия Архивная копия от 15 сентября 2015 на Wayback Machine // Пиотровский М. Б., Гриб А. С. Электронный словарь-справочник «Мусульманская каллиграфия». 2006 г.
  10. Каллиграфия — статья из Большой советской энциклопедии. 
  11. Миниатюра Архивная копия от 21 июля 2013 на Wayback Machine // Пиотровский М. Б., Гриб А. С. Электронный словарь-справочник «Мусульманская каллиграфия». 2006 г.
  12. Бибикова О. П. от 14 ноября 2012 на Wayback Machine // Энциклопедия «Кругосвет». — С. 2
  13. Керамика // Художественная энциклопедия. // Популярная художественная энциклопедия. / Под ред. Полевого В. М. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.
  14. Ковер // Большой Энциклопедический словарь. — 2000. // Большой энциклопедический словарь. 2000.

Развитие наук

Божественные откровения ислама побуждали древние цивилизации к изучению наук. Сначала люди пытались истолковать Коран, чтобы приобрести необходимые знания. На основе религиозного наследия и началось развитие:

  • математики;
  • астрономии;
  • химии;
  • истории и географии;
  • медицины.

Именно ислам подарил всему миру арабскую систему цифр. Она позволила проводить письменные расчёты, а также был создан нуль как символ пустого места. Именно мусульмане изобрели десятичную систему исчисления, создали основные четыре арифметических действия, научились решать задачи с дробями. В арабском языке возникли такие термины как «алгоритм» и «алгебра».

Ислам дал начало и таким наукам, как физика и астрономия. Многие ученые написали особые работы, которые были переведены на европейские языки. Исследования мусульман позволили открыть некоторые звёзды, объяснили движение космических объектов. В исламских странах люди верили в астрологов и их предсказания.

Мусульмане работали над созданием трактатов по географии. Они составили атлас из 71 карты и написали первый в мире учебник. В 13 веке в исламских странах появился глобус. А некоторые географы путешествовали практически через весь земной шар. Хотя считается, что мыс Доброй Надежды открыл Васко да Гама, на самом деле на тех берегах задолго до этого события уже обитали мусульмане. Они плавали туда с торговыми целями и с намерением распространить свою веру.

Тесно взаимосвязаны мусульманская культура, религия и медицина. Врачеванием в тех странах занимались многие учёные. А Ар-Рази составил самую большую медицинскую энциклопедию. В её основу легли опыты и наблюдения из его врачебной практики, а также знания из священного Корана.

Особенности архитектуры

В реферате об исламской культуре стоит рассказать также и об архитектуре. Изначально мастера строили только культовые сооружения — минареты, мавзолеи и мечети. Но позже появилась необходимость в создании библиотек, общественных бань, госпиталей, крытых рынков и цитаделей. Современные жители мусульманских городов привыкли использовать культурное наследие своих предков. Они ищут места, где уже есть старые здания, и преобразовывают их на современный манер. Даже древние цивилизации ислама во время завоевания городов не разрушали сооружения, а просто переделывали их.

При строительстве мусульмане пользуются критерием полезности. Архитекторы старались разрабатывать универсальные методы возведения зданий. Они применяли их как при строительстве дворцового павильона, так и для создания мощной цитадели. А мусульманские математики разработали специальные способы преобразования простейших геометрических фигур в сложные конструкции.

Архитектура стран Востока отличается изысканными формами и богатой отделкой. Архитекторы сочетают полировку, мозаику, роспись и резьбу. Они предпочитают работать с мрамором, стеклом и деревом. Некоторые здания снаружи выглядят непритязательными, но за их стенами скрываются красивые внутренние дворы с мраморными фонтанами.

Практически во всех дворцах и богатых домах есть собственные сады или оранжереи

Выращиванию разных растений и цветов архитекторы уделяли особое внимание, так как флора очень ценится в мусульманских странах. Как в случае с изобразительным искусством, так и в зодчестве запрещено использовать изображение людей

Фрески и мозаики могут передавать разные природные явления или исторические события, но лица и тела человека на них не будет.

Мусульманская культура довольно оригинальная и самобытная. Она завораживает своим глубоким смыслом, эстетикой и красотой. Ее невозможно перепутать ни с одной другой мировой культурой.

«Искусство идеального духа»

Основной особенностью арабского (исламского) искусства служит невероятное богатство и разнообразие орнаментов и практически полное отсутствие изображений живых существ. Объясняется это очень просто: считается, что художник, дерзнувший изобразить человека или животное(а тем более Аллаха или пророка), тем самым принял на себя божественные функции, на которые он не имеет никакого права. Ибо в день последнего суда именно к нему придут изображенные им люди и будут требовать вдохнуть в них душу — а живописец сделать этого по понятной причине не сможет. И наказание будет страшным. Правда, с расширением границ государства, по мере вливания в исламское искусство местных традиций запрет на изображение живых существ иногда ослаблялся. Но в отношении Корана и других священных книг он соблюдался неукоснительно — поэтому их всегда украшает только орнамент, где фантазия художника никак не ограничивается!

Альгамбра. Общий вид

Арабские мастера использовали весь спектр художественных средств, доступный творцам Средневековья: резьба по дереву и камню, чеканка, ковка, мозаика, роспись, майоликовая плитка. Для того чтобы обозначать восточный орнамент Средневековья, в Европе был принят термин «арабеска» (от итал. arabesco — «арабский»). Первоначально арабески представляли собой лишь сочетание растительных и геометрических деталей, но постепенно к ним начали добавляться элементы каллиграфии. Как родился этот совершенно особенный вид искусства?

Собственно, арабская каллиграфия явилась на свет точно так же, как и искусство европейских переписчиков книг: благодаря необходимости проповедовать народу священное Слово. Каллиграфия возникла в процессе переписывания Корана и других важных для мусульман книг, поэтому ей придавалось огромное значение. Йакут аль-Мустасими, известный каллиграф XIII столетия, называл каллиграфию «искусством идеального духа».

Для достижения совершенной красоты и соразмерности надписи мастера высчитывали оптимальную высоту и ширину букв, учились идеально владеть движениями руки. Значение имело все: сила нажима, толщина линии, качество чернил — причем есть упоминания о том, что некоторые мастера, готовясь начать переписывание очередного экземпляра Корана, даже отправляли пузырьки с чернилами в Мекку, чтобы они «прониклись святостью». Единицей масштаба при расчетах параметров надписи считался один чернильный ромбик, который получался при прикосновении тростниковой палочки (пера) к поверхности бумаги или пергамента. Также пропорциональной основой считалась буква «алиф», представляющая собой вертикальную черту.

Мастера каллиграфии, овладевшие этим нелегким искусством, могли скомпоновать любую надпись, например, в виде очертаний цветка или любого другого предмета…

Орнаменты во внутренних двориках Альгамбры

Два мира, одна эпоха

С течением времени Арабский халифат подчинил себе огромные территории: Северную Африку, Среднюю Азию, значительную часть Европы…

В составе этого государства оказывались разные народы и национальности, но благодаря исламу, сформулировавшему довольно жесткие каноны изобразительного искусства, в творчестве арабов, берберов, иранцев появились общие черты, несмотря на их собственное древнее и богатое культурное наследие.

Мечеть Ибн-Тулуна, Каир

С первых десятилетий существования ислама на территории Арабского халифата начинают создаваться мечети. Строились они по образу и подобию дома пророка Мухаммеда: здание, уснащенное навесом, лежащим на столбах, и прилегающий к нему двор. Конечно, с течением времени и ростом благосостояния арабских владык появились гораздо более грандиозные постройки. Непременная деталь мечети — минарет, с которого муэдзины призывали мусульман на молитву.

Столкновение двух культур — христианской и исламской — протекало довольно бурно, наиболее явным проявлением этой борьбы стали крестовые походы. В самом Арабском халифате также имелось множество политических и религиозных противоречий; «золотым веком арабской культуры» (или «золотым веком ислама») принято считать период с середины VIII по первую половину XIII века, когда Арабский халифат был крупнейшим и могущественнейшим государством. Упадок его начался в эпоху позднего Средневековья, и с падением последнего арабского государства в Европе — Гранадского эмирата — история этой великой державы закончилась.

Именно в Гранаде до наших дней сохранился грандиозный архитектурный ансамбль Альгамбра, бывший когда-то резиденцией правящей династии (наибольшего расцвета Альгамбра, включающая в себя оборонительные укрепления, дворцы, башни, мечети и парки, достигла во времена правления династии Насридов, XIII— XV в.). Постройки, созданные арабами-маврами на Пиренейском полуострове и в Северной Африке, принято относить к мавританскому стилю — находясь в рамках искусства ислама, он, тем не менее, впитал в себя характерные местные черты. Для зданий и двориков Альгамбры характерны тонкие изящные колонны, подковообразные арки и так называемые мукарны — многочисленные ромбовидные впадины, из которых формируется свод потолка или арки.

Уже после падения Арабского халифата представитель исламской династии Великих Моголов Шах Джахан I возвел в Агре мавзолей-мечеть Тадж-Махал в память о своей супруге Мумтаз-Махал (ее имя обычно переводят как «Украшение дворца»). Это сооружение, окруженное четырьмя минаретами, по сей день считается одним из символов Индии, хотя по большому счету к «исконной» индийской культуре оно не имеет отношения. Но представить Агру без величественного и в то же время воздушного силуэта Тадж-Махала уже невозможно…

К числу старейших памятников исламской архитектуры относятся:

  • Мечеть Ибн-Тулуна, Каир
  • Мавзолей Саманидов, Бухара
  • Мечеть альАкса, Иерусалим

Художественные особенности некоторых портретных школ и их символы

Через исламскую историю появились различные школы, отражающие и выражающие черты и особенности того времени.

Арабская школа (Иран — Египет — Сирия — Ирак) 6 — 7 хиджры

С 6-го века хиджры арабская школа, первая исламская школа портретной живописи, процветала в украшении красочных рукописей.

Цвета в этот ранний период находились под влиянием исламской мысли, которая держалась подальше от «фактического представления», поскольку эта особенность стала логическим результатом исламского взгляда на фотографию.

Некоторые художественные правила были проигнорированы, например, воплощение глубины в изображениях, таких как тень и свет.

В этот период мы можем найти каждое изображение, как оно было освещено, так и изображено на солнце, даже если эта ситуация произошла в темноте ночи.

Фотограф использовал блестящие цвета, потому что они не были связаны с реальностью. Использовались следующие цвета: синий, зеленый, розовый, кофейный, фиолетовый, красный, черный и золотой.

В конце 6 века хиджры арабские школы сильно развились в правильном использовании цветов.

Золотой цвет стал излюбленным цветом при рисовании ауры вокруг лиц важных фигур, чтобы обозначить их святость и отразить их достоинство и престиж.

Небо было изображено просто в виде небольшого квадранта дуги в голубых светоотражающих окнах.

Белые голуби символизируют святой дух. Большинство религиозных людей носят черный цвет, который носили в эпоху Аббасидов, но был заменен белым в эпоху Фатими, а затем снова в эпоху Аюбиан и мамлюков.

Школа Великих Моголов (604 г.х.)

Внешний вид Моголов в Иране влияет на применение цветов в зависимости от способа выражения общего настроения, социального и политического статуса.

В начале портрет Великих Моголов интересовался размышлениями на грустные темы, поэтому большинство его изображений были о войнах, сражениях и конфликтах.

Это могло произойти из-за духа той эпохи, которая была полна войн, поэтому было много убийств и пыток.

Художник использовал темные цвета: темно-коричневый, темно-синий, красный, желтый и много черного.

В ту же эпоху появилась школа Музафри, которая избавлялась от печали и отражала радость и счастье, выбирая яркие цвета, такие как красный, желтый, зеленый, фиолетовый, золотой и синий.

Белый цвет использовался для окрашивания многослойных шляп, что было одной из особенностей одежды королевской семьи в ту эпоху.

Школа Сефевидов (907 г.х.)

Цветовая стратегия Safavid с самого начала характеризовалась выбором лучших цветовых материалов. Художники создавали красочную гармонию, но увлеклись декором настолько, что было чрезмерное использование как золотого цвета, так и блестящих ярких красок.

Кроме того, с 11 г. хиджры большинство иранских художников сосредоточились на линиях и меньшем количестве цветов. В это время распространилось явление любовных знаков, которые изображали и отражали любовь Божию. Он был нарисован в виде круга и линейных фигур на груди, ноге и руке, чтобы выразить силу любви к Богу, поскольку цвет символа был черным и красным.

Турецкая школа османов

Турецкие художники эпохи Усмани выбирали блестящие простые цвета, поэтому они были ограничены цветовой гармонией независимо друг от друга без смешивания.

Школа Османской империи находилась под влиянием некоторых суфийских мыслей, отражавших свет Бога. Самыми любимыми цветами в этой школе были:

Red: Отражение силы и победы.

Зелёная: Отражение небес как на земле, так и в будущем.

Синии: любимый цвет для них, отражающий суфийскую одежду и используемый для предотвращения зависти и зла.

Белый: Отражение чистоты, ясности и суфийских мыслей.

Black: Он не использовался часто, так как им не очень нравился этот цвет, он просто использовался для обозначения линий.

Желтый золотой: Это было связано со светом, солнцем и светом Бога.

Андалусская школа

Они были заинтересованы в украшении своих зданий, особенно дворцов, ванных комнат статуями, портретами и граффити, изображающими животных и птиц.

Некоторые рукописи показали свою зависимость от ярких цветов. Самым важным цветом для андалузцев был белый. Они носят его как символ печали, в отличие от восточных людей, которые носят черное.

Также использовали светло- и темно-зеленый, желтый и красный цвета. Красный был любимым цветом женских шарфов. Коричневый также используется со многими сортами и очень ограниченным использованием черного.

Важность религии

В переводе с арабского языка слово «ислам» означает «покорность». Это одна из мировых религий, последователями которой являются мусульмане. Впервые она появилась еще во II столетии в Аравии, а основателем считается пророк Мухаммед. На самом деле ислам долгие годы складывался под особым влиянием иудаизма и христианства. Но в результате завоеваний Ближнего и Среднего востока эта религия распространилась и там.

Все принципы отражены в главной книге мусульман — Коране. Последователи религии верят в бессмертную душу и загробную жизнь. При этом они соблюдают пять предписанных правил:

  1. Верить нужно только в Аллаха и его посланника Мухаммеда.
  2. Необходимо 5 раз в день совершать молитвы.
  3. Обязательно подавать в пользу бедных милостыню.
  4. В месяц Рамадан все должны соблюдать пост.
  5. Хотя бы раз в жизни мусульмане совершают паломничество в Мекку — хадж.

После смерти пророка Мухаммеда в 632 году религия раскололась на два течения — шиизм и суннизм. Но все мусульмане верят в единого бога, ангелов, священные книги, пророков и посланников, существование ада и рая. Позже появилось такое понятие, как предопределение. То есть считается, что всё происходящее в мире и жизни каждого человека обусловлено волей всевышнего.

Мир на книжной странице

Исламская книжная миниатюра, вероятнее всего, зародилась в завоеванной арабами Персии (ныне Иран). К тому времени (VII-VIII века) персидское государство обладало невероятно высокой и развитой культурой, что позволяет некоторым искусствоведам заявлять, что не столько арабы-мусульмане завоевали Персию, сколько «Персия бескровно завоевала арабов».

К числу древнейших дошедших до нас рукописей относится «Книга изображений неподвижных звезд» (1-я пол. XI в.) авторства Абд ар-Рахмана ас-Суфи. С течением времени многие города стали считать за честь иметь у себя одну или несколько школ, обучающих искусству книжной миниатюры. К числу подлинных шедевров можно отнести, например, иллюстрации манускрипта «Джами ат-Таварих» («Собрание летописей»). Эта историческая хроника была составлена визирем Рашид ад-Дином, а над ее оформлением в XIV столетии работали несколько сотен художников и каллиграфов. Ныне миниатюры находятся в Национальном музее Франции и нескольких частных коллекциях.

В том же XIV веке были созданы прекрасные миниатюры, иллюстрирующие книгу «Шахнаме» («Книга царей»). Это персидский национальный эпос, повествующий об истории государства, его правителях — причем исторические фрагменты перемежаются фольклорными и лирическими «вставками». Автором большей части текста был поэт Фирдоуси (ок. 935-1020). Особой же любовью иллюстраторов пользовался, видимо, правитель Ирана V века Бахрам Гур, который изображен то скачущим на коне, то охотящимся, то расправляющимся с врагами.

Миниатюра из манускрипта «Джами ат-Таварих» с изображением Чингисхана. XIV в.

В XV столетии свет увидел еще один рукописный шедевр, оформленный художниками тебризской персидской школы, отличавшейся звонкими чистыми красками и сложной композицией: «Хамсе», или «Пятикнижие». Это собрание пяти известных поэм авторства знаменитого Низами.

Восточная книжная миниатюра очень декоративна и отличается невероятной тонкостью проработки деталей.

Поделиться ссылкой

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: