Содержание
- Эта статья про ученого.
- Примечание. Эта статья содержит специальные символы.
Исламский золотой век | |
---|---|
Имя: | Абу Али аль-Хасан ибн аль-Хасан ибн аль-Хайсам |
Заголовок: | Ибн аль-Хайсам а также Альхасен |
Рождение: | 965 |
смерть: | 1039 |
Основные интересы: | Анатомия, Астрономия, Инженерия, Математика, Механика, Медицина, Оптика, Офтальмология, Философия, Физика, Психология, Наука |
работает: | Книга оптики, Анализ и синтез, Баланс мудрости, Беседа на месте, Сомнения относительно Птолемея, Макала фил-карастун, О конфигурации мира, Opuscula, Модель движений, Разрешение сомнений, Трактат о свете, Трактат на месте |
Влияния: | Аристотель, Евклид, Птолемей, Бану Муса, Табит, аль-Кинди, Ибн Сахл, аль-Кухи |
Под влиянием: | Аль-Хазини, аль-Фариси, школа Мараге, Бэкон, Пекхам, Витело, Кардано, Ферма, Кеплер, Снелл, Декарт, Гюйгенс и др. |
Абу Али аль-Хасан ибн аль-Хасан ибн аль-Хайсам (Арабский: أبو علي الحسن بن الحسن بن الهيثم, Latinized: Alhacen или (устарело) Альхазен) (965 — 1039), был арабом или персидский Мусульманский эрудит, внесший значительный вклад в принципы оптики, а также в анатомию, астрономию, инженерию, математику, медицину, офтальмологию, философию, физику, психологию, зрительное восприятие и науку в целом, введя научный метод. Его иногда называют аль-Басри (Арабский: البصري), после того, как он родился в городе Басра в Ираке (Месопотамия), затем правил династией Буидов в Персии.
Ибн аль-Хайсам считается отцом оптики для своих влиятельных Книга оптики, который правильно объяснил и доказал современную теорию визуального восприятия, а также его эксперименты по оптике, включая эксперименты с линзами, зеркалами, преломлением, отражением и рассеиванием света на составляющие его цвета. Он изучал бинокулярное зрение и иллюзию луны, размышлял о конечной скорости, прямолинейном распространении и электромагнитных аспектах света. и утверждал, что лучи света — это потоки частиц энергии путешествуя по прямым линиям.
Описанный как первый ученый, Ибн аль-Хайсам начал процесс научного метода из-за своего постоянного сомнения в способности человека систематически и правильно понимать творения природы. Брэдли Стеффенс из Ибн аль-Хайсама: Первый ученый утверждает, что аль-Хайсам написал в своей книге «Книга оптики»: «Когда исследование касается тонких вопросов, растёт недоумение, мнения расходятся, мнения расходятся, выводы расходятся, и становится трудно получить уверенность. Предпосылки почерпнуты из органов чувств, и чувства, которые являются нашими инструментами, не защищены от ошибок ». Научный метод был способом установить достоверность наблюдений, гипотез и выводов по научным вопросам.
Благодаря количественному, эмпирическому и экспериментальному подходу к физике и науке он считается пионером современного научного метода. и экспериментальной физики, и по этой причине некоторые называют его «первым ученым».
Некоторые также считают его основоположником психофизики и экспериментальной психологии. за экспериментальный подход к психологии зрительного восприятия, и пионер философской области феноменологии. Его Книга оптики был оценен рядом с Исааком Ньютоном Philosophiae Naturalis Principia Mathematica как одна из самых влиятельных книг, когда-либо написанных в истории физики.
Среди других своих достижений Ибн аль-Хайсам описал камеру-обскуру и изобрел камеру-обскуру (предшественник современной камеры). открыл принцип наименьшего времени Ферма и закон инерции (известный как первый закон движения Ньютона), открыл понятие количества движения (часть второго закона движения Ньютона), описал притяжение между массами и знал о величине ускорения силы тяжести на расстоянии, открыл, что небесные тела подчиняются законам физики, представил самую раннюю критику и реформу модели Птолемея, впервые сформулировал теорему Вильсона в теории чисел, впервые применил аналитическую геометрию, сформулировал и решил проблему Альхазена геометрически, разработал и доказал самую раннюю общую формулу для бесконечно малого и интегрального исчисления с использованием математической индукции, и в своих оптических исследованиях заложил основы для последующего развития телескопической астрономии, а также для микроскопа и использования оптических средств в искусстве эпохи Возрождения.
Особенности архитектуры
В реферате об исламской культуре стоит рассказать также и об архитектуре. Изначально мастера строили только культовые сооружения — минареты, мавзолеи и мечети. Но позже появилась необходимость в создании библиотек, общественных бань, госпиталей, крытых рынков и цитаделей. Современные жители мусульманских городов привыкли использовать культурное наследие своих предков. Они ищут места, где уже есть старые здания, и преобразовывают их на современный манер. Даже древние цивилизации ислама во время завоевания городов не разрушали сооружения, а просто переделывали их.
При строительстве мусульмане пользуются критерием полезности. Архитекторы старались разрабатывать универсальные методы возведения зданий. Они применяли их как при строительстве дворцового павильона, так и для создания мощной цитадели. А мусульманские математики разработали специальные способы преобразования простейших геометрических фигур в сложные конструкции.
Архитектура стран Востока отличается изысканными формами и богатой отделкой. Архитекторы сочетают полировку, мозаику, роспись и резьбу. Они предпочитают работать с мрамором, стеклом и деревом. Некоторые здания снаружи выглядят непритязательными, но за их стенами скрываются красивые внутренние дворы с мраморными фонтанами.
Практически во всех дворцах и богатых домах есть собственные сады или оранжереи
Выращиванию разных растений и цветов архитекторы уделяли особое внимание, так как флора очень ценится в мусульманских странах. Как в случае с изобразительным искусством, так и в зодчестве запрещено использовать изображение людей
Фрески и мозаики могут передавать разные природные явления или исторические события, но лица и тела человека на них не будет.
Мусульманская культура довольно оригинальная и самобытная. Она завораживает своим глубоким смыслом, эстетикой и красотой. Ее невозможно перепутать ни с одной другой мировой культурой.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Аллах- арабское слово, означающее Бога. КОРАН — буквально — чтение), главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч. ШАРИАТ свод религиозных и правовых норм, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права.
Столпы Ислама — это фундамент, на котором построена религия.
Во время хаджа мусульмане со всего мира встречаются, узнают друг друга, сплачиваются. Мусульмане чувствуют всемирное братство и взаимную любовь между всеми членами этой великой общины.
Образование и наука Первые столетия истории ислама считаются золотым временем исламской культуры. В это время открывались школы, где люди изучали исламское вероучение и основы различных наук. В 9 веке в городе Багдаде построили бумажные мастерские ( а до этого использовали папирус). Отныне книги становятся доступными для всех
Мусульмане уделяли большое внимание образованию, выполняя все предписания пророка Мухаммада. Ислам очень хорошо относится к науке, в средневековых мусульманских странах успешно развивались математика, астрономия, география, медицина и другие науки
При дворе правителей-халифов существовал Дом Мудрости – т.е. своеобразная академия наук. Здесь учёные занимались переводами на арабский язык сочинений авторов разных стран и эпох.
Великим научным достижением стало введение арабских цифр ( в действительности они возникли в Индии). Такие цифры значительно упростили математические подсчёты. В 9 веке мусульманский учёный Аль-Хорезми написал первую книгу по алгебре.
Мечеть — молитвенный дом мусульман.
Чтобы зайти в мечеть нужно снять обувь, а женщинам покрыть голову платком. В мечети нет ни скамеек, ни стульев. Все молящиеся сидят на полу ( на ковре). Мужчины и женщины молятся в разных помещениях. Ислам запрещает живописные украшения или статуи, изображающих любых живых существ ( человека, животных). Но это не означает, что мечети скучны и однообразны. Их внутреннее убранство богато: Красочные ковры, витражи, величественные мраморные колонны, орнаменты, причудливые подсвечники.
-
Гиф сообщение с 8 марта
-
Где найти сообщение с настройками интернета
-
Случайное сообщение фанфик драрри
-
Сообщение о черноморских казаках
- Подготовьте сообщение о редком животном обитающем в вашем регионе и его охране
Истоки исламской культуры
Ислам на шестьсот с небольшим лет моложе христианства. В 610 году мужчина по имени Магомет оказался свидетелем чуда. Ему явился архангел Джабраил (Гавриил) и открыл свиток с первой сурой. Это событие входит в главные исламские праздники и называется Ночью предопределения. Верховный ангел посещал пророка в течение последующих двадцати двух лет. Не умевший читать и писать Магомет чудесным образом сам читал божественные тексты, запоминал, а затем пересказывал услышанное своим друзьям, а те записывали. Ангел повторил Магомету все те божественные послания, что содержит Библия, то есть Адамов Завет, свитки Авраама, Тору, Псалтирь и Евангелие, а также поведал Новое Послание. Он сказал, что это последнее Божественное Откровение — больше Господь не будет присылать людям своих пророков. Теперь каждый умрёт, как уснёт, затем воскреснет, как проснётся, после чего сразу попадёт на Суд Божий, где будет решён его исход – вечный рай или вечный ад.
Для того чтобы принять ислам, достаточно объявить себя верящим в единого Бога, а также в то, что Магомет является последним пророком. До него были Муса (Моисей), Иса (Христос) и другие, чьи имена сохранены в Писании. Отрицать божественную сущность Магомета – всё равно, что отрицать её у Христа и у ветхозаветных пророков.
Интересно, что служители христианской церкви продолжают ждать второго пришествия Иисуса и отрицают божественную сущность Магомета. В связи с этим вспоминаются размышления Ф. М. Достоевского, где он пишет о печальной участи Христа, когда Тот снова вернётся к людям. Ислам воспринимает Ису истинным пророком и считает, что его учение было во многом искажено и использовалось представителями Христовой Церкви не на благо людей, а для совершения многих богопротивных актов. В этом есть доля истины — христианское Евангелие многократно переписывалось, переводилось на разные языки, а те, в свою очередь, постоянно трансформировались. В результате от современного текста трудно ожидать первоначальной достоверности. Если есть желание узнать более полную правду о пути Христа, то самое правильное – это выучить арабский язык и прочитать Коран.
Справедливости ради следует заметить, что и в мусульманстве не всё абсолютно гладко. Исламский мир, к сожалению, тоже не идеален. Разобщение между мусульманами подобно разобщению между представителями любой мировой религии. Самые основные течения ислама – это сунниты, шииты и хариджиты. Несогласие между ними проявилось еще на заре ислама и выразилось в следующем: первые, сунниты, безоговорочно приняли текст Откровений, записанный другом Магомета Зейдом ибн-Сабитом (этот текст считается каноническим); вторые, шииты, утверждали, что халиф Осман изъял из канонической версии часть текста; третьи, хариджиты, считали, что 12 суру следует удалить, так как она представляет собой слишком фривольное описание того, как жена египетского вельможи Потифара соблазняет Иосифа.
Медицина
В области медицины мусульманские ученые достигли огромного научного прорыва: госпитали и больницы впервые были построены в Арабском халифате, и там же появились первые мединституты.
Именно ученые Ислама были первыми в области исследования глазных болезней. Первым из врачей, который описал ответный рефлекс зрачка, стал Абу Бакр Мухаммад ар-Рази, и он же описал такие заболевания, как лихорадка и ветряная оспа.
Первый хирург, который внедрил швы с применением овечьих кишок или кетгута в постоянную практику, тоже был мусульманином – доктор Абуль-Касим аль-Захрави из Андалузии изобрел такие применяемые в медицине и сегодня инструменты как шприцы и скальпели, хирургические иглы и щипцы.
Аль-Хорезми
Мухаммада ибн Мусу аль-Хорезми (ок.783–850) без преувеличения называют основоположником алгебры. Именно он впервые использовал цифру ноль. Аль-Хорезми впервые представил алгебру как самостоятельную науку об общих методах решения линейных и квадратных уравнений, дал классификацию этих уравнений. Он разработал подробные тригонометрические таблицы, содержащие функции синуса, косинуса, тангенса и котангенса.
Труды аль-Хорезми переводились с арабского на латинский язык, а затем на новые европейские языки. На их основе создавались различные учебники по математике. Труды аль-Хорезми сыграли важную роль в становлении науки эпохи Возрождения и оказали плодотворное влияние на развитие средневековой научной мысли в странах Востока и Запада.
Этот мусульманский светила науки известен прежде всего своей «Книгой о восполнении и противопоставлении» («Аль-китаб аль-мухтасар фи хисаб аль-джабр ва-ль-мукабала»), которая сыграла важнейшую роль в истории математики. От слова аль-джабр (в названии) произошло слово алгебра.
Аз-Захрави
Аз-Захрави (Альбукасис) (936–1013) снискал славу крупнейшего хирурга Средневековья – никто в ту эпоху не превзошел его в искусстве хирургии и новаторстве в ней. Как Пирогова считают пионером анестезии, так аз-Захрави был первым, кто применил кетгут в абдоминальной хирургии и для подкожных швов. Кетгут это хирургическая нить, которая со временем рассасывается в теле человека без следа, так как её состав органичен. Чаще всего её делают из кишок овец.
Аз-Захрави ввёл первое применение лежачего положения при операциях на малом тазе (ставшее потом классическим). Он описал то, что сегодня называется туберкулезным поражением костей и ввёл в глазную хирургию Запада операцию удаления катаракты (термин аз-Захрави). Этот мусульманский хирург был и остаётся единственным автором, который всю процедуру по удалению катаракты описал и представил в рисунках. Ранее секреты этой достаточно простой операции передавались только избранным.
Аз-Захрави был автором новых хирургических инструментов (более 150). Ему приписывают изобретение шприца, щипцов, хирургического крючка и иглы, костной пилы. Многие из созданных им инструментов используются и в современной медицине.
Энциклопедический труд аз-Захрави «Книга о представлении медицинских знаний в распоряжение тому, кому не удаётся их составление», широко известный как «Китаб ат-тасриф», содержит 30 томов, в которых обобщён опыт всей его жизни. Этот энциклопедический труд стал настольной книгой хирургов средневековой Европы, многократно переписывался и издавался и на протяжении пяти столетий был одним из основных учебников по хирургии.
Джабир или Габер
Джабир ибн Хайян (ок.721—ок. 815) считается отцом современной химии. До Джабира Ибн Хайяна химия была представлена в виде нескольких разбросанных сочинений по разным ремеслам, которые были смешаны с другими многочисленным ремеслами разного рода. Но Ибн Хайян смог развивать химию и поднять её с того начального уровня на самый высокий уровень. Это было достигнуто благодаря огромной научной работе и многочисленным наблюдениям. Он также установил основополагающие правила получения химических веществ и их взаимодействия, поэтому Джабир Ибн Хайян, бесспорно, считается учителем (шейхом) всех химиков.
Так, ему удалось в результате научных опытов определить многие кислоты. В своей лаборатории он постоянно совершенствовал процессы отгонки, плавления, кристаллизации, дистилляции, рафинации, окисления, испарения, фильтрации; производил реакции для получения серной кислоты; начал разрабатывать классификации спиртов, металлов и минералов. За десять веков до открытия Джона Дальтона, Джабир создал образ химических связей в качестве связующего звена между элементами.
Сегодня при наличии современного оборудования, оснащенных лабораторий, становится ясно, что более чем тысячу двести пятьдесят лет назад, Джабир стал учёным, опередившим время.
Тадж-Махал
Тадж-Махал строился двадцать лет. Дворец великолепен. Белый днём, на восходе и закате солнца он становится розовым, а в лунную ночь кажется отлитым из серебра. Холодный блеск металла отражается в водах бассейна и фонтанов. При отсутствии электрического освещения он вызывает ощущение самостоятельного источника сияния, которое рождается из гладких стен здания. Таковы свойства редкого сорта мрамора, привозившегося из Раджастхана, расположенного в трёх ста километрах от стройки.
Мавзолей включает в себя несколько элементов – усыпальницу с гробницами хана и его жены, две мечети и парковый комплекс с мраморным бассейном.
Тадж-Махала являет собой смешение индийского, персидского и арабского архитектурных стилей. Он выполнен с абсолютной симметрией. Талантливые архитекторы спланировали его таким образом, что при рассматривании дворца с разных ракурсов возникают интересные оптические эффекты.
Ислам запрещает изображать животных и людей. Тонкие и ажурные узоры, покрывающие мраморные плиты, представляют собой рисунки цветов и листьев, а также выдержки из Корана.
Для внутренней и внешней отделки стен и декоративных элементов использовались полудрагоценные и драгоценные камни – сердолик, малахит, бирюза, жадеит, агат и другие. По некоторым оценкам, всего 28 типов.
Над дворцом трудилось более двадцати тысяч мастеров со всех концов империи Великих Моголов. Легенда гласит, что архитектору по окончании работ отрубили руки, дабы он не создал ничего более совершенного. Правда это или нет, сказать трудно. Если вдуматься, то строительство Тадж-Махала сопровождалось настолько большими материальными затратами, и это на фоне голода, который почти каждый год уносил жизни миллионов индийцев, то рассуждать о том, мог совершить жестокий поступок хан или нет, не имеет смысла. Чего стоит одна лишь история о том, что он умертвил всех родственников, стоявших на его пути к верховной власти. Правда, в старости он и сам был смещён с трона. Один из его сыновей повторил путь отца, убив всех братьев и заключив под арест самого хана Джахана.
Тадж-Махал очень похож на усыпальницу прадеда хана Джахана – падишаха Хумаюна, которую к 1570 году построила вдова падишаха.
В настоящее время Тадж-Махал считается одним из чудес света и находится под охраной ЮНЕСКО, однако время и неблагоприятные изменения климатических условий поставили дворцовый комплекс под угрозу разрушения. Мрамор теряет белизну, фундамент проседает – появляются трещины.
Уникальные отличия исламской культуры
Некоторые особенности культуры ислама кажутся странными и не вполне рациональными, однако следует помнить: трудное для понимания – не значит плохое. Это касается взаимоотношений между людьми, традиций брака, способов выражения чувств и т. д. В Коране сказано, что все люди равны, как зубцы гребня, и нет разницы между арабом и неарабом, белым или чёрным. Все – мужчины и женщины, народы и племена – должны стремиться понять друг друга и стараться делать друг другу добро.
Исламская культура по праву может гордиться великолепными памятниками архитектуры. Это мечети, мавзолеи, дворцы, крепости, бани и пр. Их отличительная особенность – витиеватые и тонкие узоры из каллиграфических надписей, листьев и цветов. Все здания поддерживаются в идеальной чистоте. Свой язык, культуру, национальность, нематериальные блага, а также недвижимость мусульмане воспринимают как ценности, переданные людям на хранение самим Аллахом. Это называется аманат. И это объясняет, почему так восхваляет материальный комфорт и чистоту ислам. Культура этой религии отдаёт должное красоте, созданной руками человека во славу Аллаха и по его благословению.
Мечеть – главное здание исповедующих ислам. Здесь верующие поклоняются Аллаху. В мечетях проходят общие молитвы, читаются проповеди, здесь же собираются правоверные для решения важных вопросов. При мечетях всегда есть школы, где желающих обучают арабскому языку.
Ислам помогает сохранять национальные традиции и культуру
Культура стран ислама гармонично отображает национальные особенности этносов, исповедующих веру в Аллаха. Это ярко прослеживается в произведениях литературы и искусства представителей народов, принявших ислам. Все достижения культуры ислама так или иначе связаны с религией. Не существует ни одного выдающегося произведения зодчества или литературы, в котором бы не прославлялся Аллах и его пророк Магомет.
Современная исламская цивилизация не отказывается от своей истории и не пытается её переписать, представив прошлое в более выгодном свете. В этом феномен данной религии. Традиции ислама с течением времени почти не изменились. Как это можно объяснить? В нашем мире кризисы, затрагивающие и разрушающие самые разные социально- и экономически-значимые области, происходят почти каждый год, а поколения людей меняются каждые три года, если не чаще. Связь с корнями утрачивается, обычаи забываются и отмирают. Чтобы понять, как сохраняют свою индивидуальность народы ислама, нужно ближе познакомиться с их культурным наследием, включающим в себя литературу, архитектуру и национальные традиции.
Аль-Джазари
Абу Аль-Изз Исмаил ибн Ар-Раззаз Аль-Джазари (ум. 1206) астроном, математик и механик-изобретатель, величайший гений инженерной мысли, получивший прозвание «Да Винчи арабского мира».
Именно аль-Джазари принадлежит одно из самых важных изобретений механики, второе по важности после изобретения колеса, до сих пор являющееся одной из основных составляющих частей современных машин – коленчатый вал
В своем трактате «Книга знаний об остроумных механических устройствах» («Китаб фи марифат аль-хиял аль-хандасийя») описал конструкцию около 50 механизмов, в том числе часов, кодовых замков и роботов. Фактически он заложил основы кибернетики. Им были изготовлены четыре человекоподобных робота, которых он усадил в лодку и заставил играть на барабанах и цимбалах. Он также сконструировал музыкальные автоматы, кодовые замки, двухтактные клапанные насосы, водоподъёмные машины, водяные часы, фонтаны
Также Аль-Джазари принадлежат такие технологические новшества, как: ламинирование древесины, использование масштабных моделей (ученый делал их из бумаги), притирка движущихся частей с помощью корунда, металлические двери, гибрид компаса с универсальными солнечными часами для любых широт и т.д.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru
Фото: istockphoto.com
Сомнения относительно Птолемея
В его Аль-Шукук ала Батламьюс, по-разному переводится как Сомнения относительно Птолемея или Апорий против Птолемея, написанный между 1025 и 1028 годами, Ибн аль-Хайтам подверг критике многие работы Птолемея, в том числе Альмагест, Планетарные гипотезы, а также Оптика, указывая на различные противоречия, которые он обнаружил в этих работах.Он считал, что некоторые из математических устройств, которые Птолемей ввел в астрономию, особенно эквант, не удовлетворяли физическим требованиям равномерного кругового движения, и написал резкую критику физической реальности астрономической системы Птолемея, отметив абсурдность соотнесения реальных физических движений. к воображаемым математическим точкам, линиям и окружностям:
«Птолемей принял договоренность (хай’а), которые не могут существовать, и тот факт, что такое расположение вызывает в его воображении движения, принадлежащие планетам, не освобождает его от ошибки, которую он допустил в своем предполагаемом расположении, поскольку существующие движения планет не могут быть результатом расположения планет. что невозможно существовать …. или человек, чтобы представить себе круг на небесах, и представить себе, что планета движется по нему, не вызывает движения планеты ».
В его Апорий против ПтолемеяИбн аль-Хайсам также прокомментировал трудность достижения научного знания:
«Истина ищется сама по себе, истины, , погружены в неопределенность не защищены от ошибок …»
Он считал, что критика существующих теорий, которая доминировала в этой книге, занимает особое место в развитии научного знания:
«Следовательно, искатель истины — это не тот, кто изучает писания древних и, следуя своему естественному характеру, доверяет им, а скорее тот, кто подозревает свою веру в них и подвергает сомнению то, что он извлекает из них, тот, кто подчиняется аргументам и доказательствам, а не высказываниям человека, чья природа чревата всевозможными несовершенствами и недостатками. Таким образом, долг человека, исследующего труды ученых, если познание истины является его целью, состоит в том, чтобы сделать себя врагом всего, что он читает, и, сосредоточив свой разум на основе и на краях его содержания, атаковать его со всех сторон. Он также должен подозревать себя, когда он проводит свое критическое исследование этого, чтобы он мог избегайте предрассудков или снисходительности «.
Жертвоприношение. Курбан-байрам
Второй важный для мусульман праздник связан с жертвоприношением Ибрагима. Его отмечают спустя 70 дней после Уразы-байрама. В этот день мусульмане радуются, что Ибрагим продемонстрировал Аллаху силу своей веры и полную покорность Его воле. Аллах принял его смирение и отменил человеческие жертвоприношения, а также благословил на рождение сына. Эта история есть и в Ветхом Завете, что подтверждает связь между действующими на территории России двумя основными мировыми религиями, коими являются христианство и ислам. Культура двух конфессий чем-то схожа, в частности это заметно в отношении носителей веры к культурным и этическим ценностям, а также к социально-политическим процессам, происходящим внутри страны и за её пределами.