Устройство
Инструмент состоит из полой трубки размером 65 см, имеет три части: нижнее и верхнее колено, раструб. Из-за такой сборной конструкции проблем с транспортировкой инструмента нет. Боковые отверстия позволяют изменять высоту звука, а система клапанов предоставляет возможность это улучшить. Обе трости, похожие на две скреплённые тонкие пластины, изготовленные из тростника, придают тембру некоторую характерную гнусоватость. Благодаря непревзойденной значимости он оправдывает сложность своего производства.
Механика гобоя является сложнейшей среди собратьев, так как требует изготовления 22-23 мельхиоровых клапанов. Обычно они изготовляются из африканского чёрного дерева, реже — фиолетового.
Производители гобоев
- Barrington Instruments Inc.. (Баррингтон, Иллинойс, США)
- Boosey Hawkes (1851–1970-е) (Лондон, Великобритания)
- Buffet Crampon (Mantes-la-Ville, Франция)
- Кабар или Тибувиль-Кабарт (1869–1974, выкуплен Ф. Лоре ) (Париж, Франция)
- Шове (до ~ 1975 г.) (Париж, Франция)
- Грейссель (Нюрнберг, Германия)
- Хекель (до 1960-х гг.) (Висбаден, Германия)
- Томас Хиникер Вудвиндс (Рочестер, Миннесота, США)
- TW Howarth (Лондон, Великобритания)
- A. Жарде (до Второй мировой войны) (Париж, Франция)
- Йозеф (Окинава и Токио, Япония)
- В. Kohlert Söhne (1840–1948 Graslitz, Чехословакия, 1948–1970-е годы Kohlert Co. Винненден, Германия)
- Дж. Р. Лафлер (1865–1938, куплен Boosey Hawkes) (Лондон, Великобритания)
- Larilee Woodwind Corp. (США) (Элкхарт, Индиана, США)
- А. Лабин (включая «А. Барре») (Пикскилл, Нью-Йорк
- Дж. ЛеБлан (Франция, США)
- Линтон (Элкхарт, Индиана, США)
- Ф. Lorée (включая Cabart) (Париж, Франция)
- Луи (до Второй мировой войны) (Лондон, Великобритания)
- Malerne (до 1974 года, купленный Marigaux) (La Couture-Boussey, Франция)
- Marigaux (Mantes-la-Ville, Франция)
- Markardt (до 1976 года, куплен Mönnig) (Erlbach, Германия)
- Молленхауэр (до Второй мировой войны; теперь только магнитофоны) (Фульда, Германия)
- Гебр Мённиг — Оскар Адлер (Маркнойкирхен, Германия)
- Джон Пакер (Тонтон, Великобритания)
- Патрикола (Кастельнуово-Скривия, Италия)
- Пюхнер (Наухайм, Германия)
- Карл Радованович (Вена, Австрия)
- Ригутат (включая RIEC) (Сен-Мор-де-Фосе, Франция)
- А. Роберт (до Второй мировой войны) (Париж, Франция)
- Санд Н. Далтон, производитель инструментов (остров Лопес, Вашингтон)
- Селмер (включая Банди, Лешер, Omega, Signet) (Франция, США)
- Tom Sparkes (Хорнсби, Новый Южный Уэльс, Австралия)
- Ward Winterbourne (Лондон, Великобритания)
- Гунтрам Вольф (Кронах, Германия)
- Yamaha (Япония)
Сравнительная таблица
Кларнет | Гобой | |
---|---|---|
Легкость обучения | Основы работы с пальцами можно выучить за несколько месяцев. Требуется обширная практика для освоения воздушного потока и насыщенного темного тембра. | Выучить немного сложнее, чем кларнет. Требуется постоянная практика и компетентный учитель для овладения. |
Обзор | Кларнет — это музыкальный инструмент, принадлежащий к семейству деревянных духовых. Инструмент имеет цилиндрическое или обратное цилиндрическое отверстие и использует один язычок. | Гобой — двойной язычковый музыкальный инструмент из семейства деревянных духовых. Инструмент имеет коническое отверстие. |
Звук | Отчетливый тембр различается от музыканта к музыканту. Обычно мягкий, круглый и темный. | Пронзительный звук, усиленный коническим отверстием, и яркий звук, который некоторые предпочитают. |
Размер | 27,5 дюймов (Bb) | 26 дюймов (C) |
Известные музыканты | Карл Лейстер, Сабина Мейер, Мартин Фрост, Алессандро Карбонар, Шарон Кам, Йожеф Балог, Луиджи Басси, Симеон Беллисон, Уилфрид Берк, Кальман Беркес, Джулиан Блисс, Дэвид Блумберг, Павел Винницкий и Бенни Гудман — некоторые из известных кларнетистов. | Альбрехт Майер, Паулиена Остенрейк, Анна Дуинкер, Диана Доэрти, Кирон Мур, Коэн ван Слогтерен, Джонатан Смолл, Питер Смит, Фредрик Зенген, Роберт Сортон, Ян Спронк, Карл Штайнс, Синтия Стельес, Деб Стивенсон и Рэй Стилл — известные гобоисты. |
Ключ | Скрипичный ключ | Скрипичный ключ |
использование | Классическая музыка, камерная музыка, концертные группы, фолк, марширующие оркестры, музыка из фильмов / фильмов, хоро, латинский джаз, кубинский рок, кантри и поп, соло и оркестры. | Музыка барокко, Классическая музыка, Романтическая музыка, Традиционная, Кельтская, Концертные группы, Музыка из фильмов. Камерные ансамбли, соло и оркестры. |
Типы | Кларнет-пикколо, кларнет-сопранино, кларнет-сопрано, кларнет-бассет, валторна-бассет, кларнет-альт, кларнет-бас, кларнет-альт и кларнет-контрабас. | Английский рожок (Cor Anglais), гобой-пикколо, бас-гобой, гобой д’Амор, гобой в стиле барокко. |
История | Хорнпайп, такой как альбог, альбока и двойной кларнет, известен как предшественник кларнета. Hyacinthe Klosé внес в этот инструмент дальнейшие изменения, которые сейчас широко приняты публикой. | Гобой имеет неопределенное происхождение. Однако его нашли во французских дворах в середине 17 века. |
Ассортимент | Кларнет известен как инструмент с самым большим диапазоном в семействе деревянных духовых инструментов. | Относительно более ограниченный по сравнению с кларнетом |
Стоимость | 125–9000 долларов. | $390.00-$10,000 |
Стиль игры | Джаз, Классика, Фолк, Романтика | Классика, Барокко |
Ведущие бренды | Buffet Crampon, Selmer, Yamaha, Schiller, Patricola, Backun и Jupiter | Buffet Crampon, Yamaha, Fossatti, Loree, Schiller, Bulgheroni, Patricola, Marigaux, Fox |
Обзор семейств
Современное
В эту группу входят такие разновидности:
гобой альтовый (иногда именуемый английским рожком);
классический тип гобоя;
гобой д’Амур in A.
Мюзетт — он же пикколо — отличается необычными характеристиками тонов. Это достаточно маленький и при этом оснащённый самым высоким станом инструмент в группе; разумеется, предусматривается оснащение традиционной двойной тростью. Для него по-прежнему пишут отдельные работы и даже используют в концертах консерваторий.
Что касается английских рожков, то это не такой уж старинный инструмент. Достоверно установлено, что его создали в районе 1720 года. Но современный внешний вид альтовые гобои обрели только в 1830-х годах. Именно тогда появилась столь характерная для них прямая конфигурация. Аппликатура та же самая, что и у простого инструмента. Однако конструкционные особенности заставляют звучать на целую квинту ниже. В основном нотацию для английских рожков пишут в альтовом ключе; именно такого подхода придерживался и широко известный Сергей Прокофьев.
Барочное
В барочную группу входят такие виды:
собственно барочный инструмент;
барочный гобой д’Амур;
охотничий (или, на иностранный манер, да качча).
В России подобные разновидности гобоя также находят относительно широкое применение (в жанре аутентичного исполнительства). Своё название они получили по той причине, что были одним из основных оркестровых инструментов в эпоху барокко. В первой половине XVIII столетия любой выдающийся композитор считал своим долгом написать гобойную музыку. Это давало ему возможность выразить свои мотивы и настроения. Правда, сложность исполнения достаточно велика, поэтому гораздо чаще используют современные варианты.
Необходимо обратить внимание на конкретные марки
Интересные факты о гобое
С инструментом связано много примечательных фактов. Вот несколько из них:
- В 1989-ом гобой оказался в книге Гиннеса. Его окрестили самым сложным по устройству музыкальным инструментом.
- Еще один рекорд связан с именем музыканта Джека Козена Хэреля, который сыграл на инструменте знаменитую мелодию «Полет шмеля» всего за 26,1 секунды.
- Родственники гобоя — трубковые духовые инструменты, предназначенные для исполнения и народной, и академической музыки. Их родственность обусловлена сходством механизмов звукоизвлечения.
- В Вене в филармонии используют особую модель, которую в начале XX века создал мастер Герман Цулегер. С того времени венский гобой не стал выглядеть иначе, почти не изменился. Поскольку использование ограничено филармоническим оркестром Вены, выпускают такие модели тоже в единичных количествах. Занимаются реализацией компании «Yamaha» и «Guntram Wolf».
Легкость обучения
Кларнет — относительно легкий инструмент в освоении по сравнению с гобоем. Однако следует отметить, что для того, чтобы чувствовать себя комфортно и грамотно изучать инструмент, необходима ежедневная практика, растянувшаяся на 4-6 месяцев. Для кларнета доступно больше музыки, и на нем играет больше людей, чем на гобое.
Научиться играть на гобое, по общему мнению, сложнее. Изначально сложно добиться правильного звучания. Однако, если у вас есть хороший инструмент и компетентный учитель, вы научитесь пользоваться этим оборудованием уже через несколько месяцев. Процесс обучения полностью зависит от того, насколько регулярно и искренне вы занимаетесь.
Другие члены семейства гобоев
хекелфонбас-гобойанглийский рожокгобой д’амургобой-пикколо
У стандартного гобоя есть несколько братьев и сестер разного размера и диапазона игры. Самым широко известным и используемым сегодня является английский рожок, тенор (или альт), член семьи. транспонирующий инструмент ; он расположен в фа, на идеальную пятую часть ниже, чем гобой. Гобой д’амур, член альта (или меццо-сопрано) в семействе, расположен в ля, на минорную треть ниже, чем гобой. Дж. Бах широко использовал как гобой d’amore, так и хвостик и гобой da caccia, предшественников английского рожка в стиле барокко. Еще реже встречается бас-гобой (также называемый гобой-баритон), который звучит на октаву ниже, чем гобой. Делиус и Холст оба забили по инструменту. Басовый гобой похож на более мощный heckelphone, который имеет более широкий диаметр и больший тон, чем баритонный гобой. Всего было выпущено 165 хекельфонов. Неудивительно, что грамотных хекельфонов трудно найти из-за крайней редкости этого конкретного инструмента. Наименее распространенными являются мюзетт (также называемый гобой мюзетт или пикколо-гобой), сопранино, член семейства (обычно он звучит в E ♭ или F над гобоем) и контрабасный гобой ( обычно тональность до мажор, на две октавы глубже, чем у стандартного гобоя).
Народные версии гобоя, иногда снабженные обширной клавиатурой, встречаются по всей Европе. К ним относятся musette (Франция) и поршневой гобой и bombarde (Brittany ), piffero и ciaramella (Италия), а также xirimia (также пишется chirimia ) (Испания). Многие из них играются в тандеме с местными формами волынки, особенно с итальянскими müsa и zampogna или бретонскими biniou.
Сравнение стоимости
Цена кларнета варьируется от игрока к игроку. Если пользователь является студентом, он / она может рассчитывать заплатить 400 долларов за кларнет студенческого класса. Однако, если игрок среднего уровня хочет купить новый кларнет, ему придется вложить 700 долларов или больше. Профессиональные кларнетисты могут рассчитывать на стоимость своих инструментов от 1000 долларов и выше.
Однако гобой намного дороже кларнета. Начальная цена базового инструмента составит 1800 долларов и выше. Точно так же, если профессиональный игрок покупает новый гобой, он может потратить от 6000 до 8000 долларов на покупку инструмента хорошего качества.
Историческая эволюция гобоев и кларнетов
Инструмент с одним язычком или роговая трубка, такой как альбог, альбока и двойной кларнет, обычно считается предшественником кларнета. Однако современный кларнет был разработан на основе инструмента в стиле барокко, называемого шалюмо. В 1812 году русский кларнетист Иван Мюллер разработал новый пэд, покрытый кожей или рыбьим пузырем. Это был прорыв для кларнетистов во всем мире, поскольку он дал им свободу экспериментировать с инструментом и улучшать свою музыку. Помимо этих разработок, именно Hyacinthe Klosé внес в инструмент изменения, которые были широко приняты кларнетистами и используются и сегодня.
С другой стороны, гобой имеет загадочное происхождение. Никто не знает его места и точной даты происхождения, но известно, что гобой в стиле барокко появился во французских дворах в середине 17 века. Он был сделан из самшита и имел три ключа. Затем наступила классическая эпоха, когда отверстие для гобоя постепенно сужалось, и к инструменту прикрепляли несколько клавиш, среди которых были клавиши для нот D?, F и G ?. Современный гобой чаще всего делают из гренадиллы, также известной как африканское черное дерево, хотя некоторые производители также делают гобой из других представителей рода Dalbergia, в который входят кокоболо, палисандр и фиалка.
Старинный гобой
Трубки
с одинарными или двойными язычками известны, по-видимому, с древнейших
времен. Старейшими из сохранившихся инструментов этого типа являются две
серебряные трубки, найденные на шумерском царском кладбище в Уре и
датируемые 2800 до н.э. Эти трубки образовывали пару и имели двойные
язычки. Позднее подобные трубки, изготовляемые из металла, дерева или
кости, появились в Египте, Малой Азии, Греции, Индии и на Дальнем
Востоке. Главным духовым инструментом в Древней Греции был авлос
(древнеримское название – тибия), часто неверно называемый флейтой. Он
состоял из двух трубок с двойными язычками, на которых играли
одновременно, причем одна из трубок давала однозвучное басовое
сопровождение для другой. Аналогичное бурдонное сопровождение стало
отличительной особенностью другого инструмента с двойным язычком –
волынки. Древние трубки стали предшественниками язычковых инструментов
Средневековья и эпохи Возрождения. К концу последней их появилось
множество – среди них и шалмеи, крумгорны и волынки. Шалмей и поммер
непосредственно предшествовали гобою и фаготу 18 в.
Сфера использования
Это сольный инструмент при камерном исполнении музыкальных произведений и в симфоническом оркестре. Но наиболее востребован он как участник духовых и народных ансамблей. Для исполнения соло его нередко используют джазмены.
В симфонических оркестрах на гобое играют 2 или 3 музыканта. Одному гобоисту достается партия, исполняемая меццо-сопрановым или альтовым инструментом, если такие разновидности гобоя необходимы для выступления. Разновидность пикколо используется в современных оркестрах редко.
Принято настраивать все музыкальные инструменты симфонического оркестра под ноту «ля» первой октавы, характерную для звучания гобоя. Настройка под гобой удобна потому, что он наименее склонен расстраиваться, что обусловлено малой величиной трости и слабой возможностью подстройки инструмента. Ведь при выдвижении язычка интонационные особенности изменяются в минимальной степени.
Звук
По сравнению с другими современными деревянными духовыми инструментами, гобой иногда называют чистым и пронзительным голосом. «Бодрый товарищ», инструкция, изданная Генри Плейфордом в 1695 году, описывает гобой как «величественный и величественный, не намного уступающий трубе». В пьесе Ангелы в Америке звук описывается как «звук утки, если бы утка была певчей птицей». Богатый тембр происходит от его конического отверстия (в отличие от обычно цилиндрического отверстия у флейт и кларнетов ). В результате гобой легче услышать по сравнению с другими инструментами в больших ансамблях из-за его пронзительного звука. Самая высокая нота на полтона ниже номинальной самой высокой ноты B ♭ кларнета. Поскольку у кларнета более широкий диапазон, самая низкая нота кларнета B ♭ значительно глубже (минорная шестая), чем самая низкая нота гобоя.
Музыка для стандартного гобоя написана с концертной подачей (т. Е., это не транспонирующий инструмент ), и инструмент имеет диапазон сопрано, обычно от B ♭ 3 до G 6. Оркестры настраиваются на концерт A в исполнении первого гобоя. Согласно Лиге американских оркестров, это сделано потому, что высота звука безопасна, а ее пронзительный звук делает ее идеальной для настройки. На высоту звука гобоя влияет способ изготовления тростника . Трость оказывает значительное влияние на звук. Вариации тростника и других строительных материалов, возраст тростника, а также различия в царапании и длине влияют на высоту поля. Например, немецкий и французский язычки различаются по многим параметрам, поэтому звук меняется соответственно. Погодные условия, такие как температура и влажность, также влияют на поле. Опытные гобоисты корректируют свои амбушюры, чтобы компенсировать эти факторы. Тонкие манипуляции с амбушюром и давлением воздуха позволяют гобоисту выразить тембр и динамику.
Трости
Альбрехт Майер
Большинство профессиональных гобоистов делают свои трости в соответствии со своими индивидуальными потребностями. Создавая свои трости, гобоисты могут точно контролировать такие факторы, как цвет тона, интонацию и отзывчивость. Они также могут учитывать индивидуальный амбушюр, полость рта, угол гобоя и поддержку воздуха.
Начинающие гобоисты редко делают свои собственные трости, поскольку процесс трудоемкий и требует много времени, и вместо этого они часто покупают трости в музыкальном магазине. Имеющиеся в продаже трости из тростника доступны с различной степенью твердости; очень популярна трость среднего размера, и большинство новичков используют трость средней мягкости. Эти трости, такие как трости для кларнета, саксофона и фагота, сделаны из Arundo donax. По мере того, как гобоисты набираются опыта, они могут начать делать свои собственные трости по образцу своего учителя или покупать трости ручной работы (обычно у профессионального гобоиста) и использовать специальные инструменты, в том числе долбежки, гильотины, ножи., и другие инструменты для изготовления и регулировки язычков по своему вкусу. Трость считается той частью гобоя, которая делает инструмент таким сложным, потому что индивидуальный характер каждой трости означает, что трудно добиться стабильного звука. Небольшие колебания температуры, высоты, погоды и климата также могут повлиять на звук тростника, а также незначительные изменения в физическом состоянии тростника.
Пластиковые тростники для гобоя используются редко и применяются. менее доступны, чем пластиковые трости для других инструментов, таких как кларнет. Однако они существуют и производятся такими брендами, как Legere.
Ссылки
- Берджесс, Джеффри; Хейнс, Брюс (2004). Гобой. Йельский музыкальный инструмент. Нью-Хейвен, Коннектикут и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-09317-9.
- Карс, Адам (1965). Музыкальные духовые инструменты: история духовых инструментов, использовавшихся в европейских оркестрах и духовых оркестрах с позднего средневековья до наших дней. Нью-Йорк: Da Capo Press. ISBN 0-306-80005-5.
- Fletcher, Neville H.; Россинг, Томас Д. (1998). Физика музыкальных инструментов (второе изд.). Нью-Йорк, Берлин, Гейдельберг: Springer-Verlag. ISBN 978-1441931207.
- Хау, Роберт (2003). «Гобой системы Бема и его роль в развитии современного гобоя». Журнал Общества Галпина (56): 27–60 + таблички на 190–192.
- Хау, Роберт; Херд, Питер (2004). «Хекельфон на 100». Журнал Американского общества музыкальных инструментов (30): 98–165.
- Джоппиг, Гюнтер (1988). Гобой и фагот. Перевод Альфреда Клейтона. Портленд: Амадеус Пресс. ISBN 0-931340-12-8.
- Кушнер, Тони (1993). Ангелы в Америке: веселая фантазия на национальные темы (однотомное издание). Нью-Йорк: Театральная коммуникационная группа. ISBN 1-55936-107-7.
- Маркузе, Сибил (1975). Музыкальные инструменты: Большой словарь (пересмотренное издание). Нью-Йорк: У. В. Нортон. ISBN 0-393-00758-8.
Использование в неклассической музыке
Джаз
Гобой остается необычным в джазовой музыке, но в этом инструменте были заметные применения. Некоторые ранние группы 1920-х и 30-х годов, в первую очередь Пол Уайтман, включили его в колористических целях. Мультиинструменталист Гарвин Бушелл (1902–1991) играл на гобое в джазовых коллективах еще в 1924 году и использовал этот инструмент на протяжении всей своей карьеры, в конечном итоге записавшись с Джоном Колтрейном в 1961 году. 245>Гил Эванс представил гобой в разделах своего знаменитого Зарисовки Испании сотрудничества с трубачом Майлзом Дэвисом. Хотя в основном тенор-саксофон и флейтист, Юсеф Латиф был одним из первых (в 1961 году), кто использовал гобой в качестве сольного инструмента в современных джазовых представлениях и записи. Композитор и контрабасист Чарльз Мингус дал гобою краткую, но заметную роль (которую сыграл Дик Хафер ) в своей композиции «IX Love» на альбоме 1963 года Mingus Mingus Mingus Mingus Mingus.
С рождением джаз-фьюжн в конце 1960-х и его непрерывным развитием в течение следующего десятилетия гобой стал несколько более заметным, в некоторых случаях заменяя саксофон как фокус. Гобой с большим успехом использовал валлийский мультиинструменталист Карл Дженкинс в его работе с группами Nucleus и Soft Machine, и американским деревянным духовым игроком Полом МакКэндлессом, соучредителем Paul Winter Consort и позже Oregon.
В 1980-е годы все больше гобоистов пробовали свои силы в неклассической работе, и многие известные исполнители записывали и исполняли альтернативную музыку на гобое. Некоторые современные джазовые группы, находящиеся под влиянием классической музыки, такие как Оркестр Марии Шнайдер, используют гобой.
Рок и поп
Инди-певец, автор песен и композитор Суфьян Стивенс, изучавший инструмент в школе, часто включает инструмент в свои аранжировки и сочинения, чаще всего в своих географических звуковых стихотворениях Иллинойс, Мичиган.
Музыка из фильмов
Гобой часто используется в музыке к кинофильмам, часто для того, чтобы подчеркнуть особенно острую или грустную сцену, например, в фильме Родился 4 июля. Одним из наиболее ярких примеров использования гобоя в музыкальном сопровождении фильма является тема «Гобой Габриэля» Эннио Морриконе из фильма 1986 года Миссия.
Он показан как сольный инструмент в тема «Через звезды» от Джона Уильямса до Звездные войны: Эпизод II — Атака клонов.
Виды гобоя
Гобой современного вида выглядит несколько иначе, чем те, чтобы были распространены в эпоху барокко при королевских дворах.
В современное семейство, помимо обычной модели, входят 4 разновидности. Вот их характеристика:
- пикколо — издает звуки выше, разница — чистая кварта либо малая терция, во времена барокко такие модели назывались мюзеттами;
- гобой д’амур — вариант меццо-сопрано, звук ниже, разница в звучании — малая терция, отличается грушеобразным раструбом и наличием небольшой изогнутой трубки для надевания язычка;
- английский рожок — вариант с более низким альтовым звучанием, разница — чистая квинта;
- баритоновый, он же басовый, — низкий звук, разница — октава, тоже имеет грушеобразный раструб и S-изогнутую трубку для трости.
А барочный тип включает следующие инструменты:
- собственно барочный гобой;
- д’амур;
- да качча, он же гобой охотников.
Что это такое?
Гобой выделяется даже на фоне других деревянных духовых музыкальных инструментов. Он относится к их язычковой подгруппе
Сопрановый регистр сразу привлекает внимание слушателей
Гобои современного строения делают с XVIII столетия. Тембр певуч, но при этом немного гнусав. Трубка выглядит, скорее, как конус.
Репертуар гобоев в основном собран из музыки барочной и классической эпохи. Самые ранние известные образцы сделаны из тростника, а в азиатских странах его заменой выступал бамбук. Такой подход до сих пор практикуют некоторые самодеятельные мастера. В XIX столетии всё большее распространение получили изделия на основе чёрного дерева — иначе обеспечить прочность при добавлении новых клапанов не удавалось.
У гобоев встречается различный строй. Именно поэтому, привыкнув к звучанию одного варианта инструмента, нередко сталкиваются с удивительным звучанием других типов. Основные составные части:
отверстия с клапанами;
рессоры и другие детали.
История
Гобой с полным основанием можно считать как старинным, так и современным инструментом. Музыканты Древнего Египта и древнегреческих полисов уже играли на его ранних аналогах. Использовались они и в древнеримский период. Однако тогда крайне сложно было обеспечить единство исполнения, и ни о каком стандарте речи не было. Не сохранилось даже никаких сведений об устройстве язычков.
В период раннего Средневековья особого дела до музыки никому не было. Однако в XII столетии изображения гобоя встречаются всё чаще, и это уже позволяет судить о видоизменении такого инструмента. В Высокое Средневековье из этих инструментов составляли целые ансамбли.
Классическим периодом гобоя принято считать 1750 год – до конца наполеоновских войн. Аппликатуру тогда существенно упростили, а диапазон звучания расширили. Несмотря на технические изменения, форму конструкции не поменяли. Настоящий прорыв был совершён благодаря Теобальду Бёму, а точнее — из-за разработанной им кольцевой конструкции клапанов, которые могли теперь закрывать несколько отверстий. Играть очень изящно и эффектно удавалось даже музыкантам с относительно короткими пальцами.
Но на традиционной структуре гобоя это техническое решение было неприменимо. Пришлось её усовершенствовать дополнительно, и ключевой шаг сделало семейство Триберов. Правда, и сами клапаны понадобилось немного доработать.
Современный гобой в основном используется как солирующий инструмент.
Разновидности
Существует несколько видов данного духового инструмента.
Английский рожок
Данный термин произошёл в XVII веке благодаря случайному искажению французского слова angle (угол). Английский рожок размерами превосходит гобой. В его состав входит: раструб, изогнутая трубка из металла. Аппликатура полностью совпадает, но техническое оснащение у него хуже своих собратьев, поэтому заметна некая грубоватость звука при мягкости звучания.
Гобой д’амур
По устройству он напоминает английский рожок, но уступает ему размерами и возможностями. Д’амур звучит нежнее, не имеет ярко выраженного тембра, гнусоватости, из-за чего чаще используется композиторами в лирических произведениях. Впервые он появился в Германии в середине XVIII века.
Геккельфон
Этот инструмент появился в Германии в начале 1900 года. Технически он напоминает гобой, хотя есть и отличия: большая ширина мензуры, раструба; трость надевается на прямую трубку; имеется более низкое звучание на восемь нот. По сравнению с аналогами геккельфон обладает более певучим, выразительным звуком, но при этом редко используется оркестрами. И всё же ему довелось участвовать в таких операх, как «Саломей» и «Электра».
Геккельфон
Барочное семейство
Эта эпоха принесла инструменту колоссальные изменения. Первые улучшения начались в XVII веке во Франции, когда инструмент разделили на три части. Далее была усовершенствована трость (звук стал чище), появились новые клапаны, пересчитана локация отверстий. Эти нововведения сделали придворные музыканты Оттетер и Филидор, а Жан Багист продолжил их дело, создав марш для оркестра при дворе, что вытеснило виолы, блокфлейты.
Гобой стал пользоваться популярностью у военных, а также получил известность у знатной публики Европы на балах, операх, в ансамблях. Многие ведущие композиторы, например, Бах, стали включать в свои постановки некоторые разновидности этого музыкального инструмента. С этого момента началось время его расцвета, или «золотой век гобоя». В 1600 году пользовались популярностью:
- барочный гобой;
- классический гобой;
- барочный гобой д’амур;
- мюзетт;
- дакачча;
- контрабас гобой.
Венский гобой
Эта модель появилась в начале ХХ века. Её создал Герман Цулегер, и с тех пор она почти не изменилась. Сейчас венский гобой традиционно используется в Венском оркестре. Его изготовлением занимаются всего две фирмы: Гунтрам Вольф и Yamaha.
Современное семейство
XIX век стал революционным для духовых инструментов, ведь уже были созданы кольцевые клапаны, которые позволяли закрыть одновременно пару отверстий и приспособить их к разной длине пальцев. Впервые это новшество применил Теобальд Бём на флейте. Спустя несколько десятилетий Гийом Трибер адаптировал нововведение для гобоя, усовершенствовав механизм и улучшив конструкцию. Новаторство расширило звуковой диапазон и очистила тональность инструмента.
Сейчас всё чаще слышится звучание гобоя в камерном зале. Его часто используют в сольном исполнении и иногда в оркестровом. Наиболее популярными, помимо перечисленных выше видов, являются: мюзетт, классический гобой с коническим раструбом.
Мюзетт
Чем отличается от кларнета?
Сразу стоит подчеркнуть, что оба они — духовые, и оба изготовлены из дерева. Между ними есть визуальное и музыкальное сходство, но есть и существенная разница. У гобоев — двойная трость с отверстием в форме конуса. У кларнетов трость только одна, отверстие имеет форму цилиндра. Гобой содержит:
шарниры (расположенные сверху и снизу);
Его труба на конце существенно больше, чем в начальной части. Подобная конфигурация позволяет добиться чистоты и пронзительности звучания. Кларнет можно переносить. Ещё отличие состоит в том, что гобой используют в обычных оркестрах и в камерном исполнении, им пользуются для озвучивания фильмов.
Использование
Чтобы сыграть что-либо на инструменте нужно проделать ряд операций:
- Смочить трость в воде для удаления слюны, нельзя передерживать.
- Просушить её от остатков воды, достаточно будет подуть несколько раз. Вставить трость в главную секцию инструмента.
- Поставить кончик инструмента на центр нижней губы, не забыв встать в правильную, устойчивую позицию.
- Приставить язык к отверстию кончика, после чего дунуть. Если услышите высокий звук, значит всё сделано верно.
- Разместить трость в верхней секции, где расположена левая рука. Указательным и средним пальцем зажать первые клапаны в то время, как первый должен обхватывать трубку сзади.
- После игры следует разобрать, почистить всю конструкцию, а затем убрать в футляр.
Современный гобой ещё не достиг пика своей славы из-за сложности использования. Но развитие этого музыкального инструмента продолжается. Есть надежда, что вскоре он сможет затмить своим звучанием всех остальных своих собратьев.
-
Виды загрязнений в городской экосистеме кратко
-
Нептуновы и марсовы потехи кратко
-
Один ген один фермент кратко
-
Рикардо семлер маверик история успеха самой необычной компании в мире кратко
- Климат урана планеты кратко
Современный гобой
Современный
гобой в своем первоначальном виде появился в конце 17 в. во Франции в
результате усовершенствования шалмея. Очень быстро он вошел в постоянный
состав симфонического оркестра и распространился по всей Европе. К 1700
гобой приобрел форму, которую лишь с небольшими изменениями сохранял в
течение столетия. Он имел шесть отверстий и два клапана. В 19 в.
произошли значительные изменения в количестве отверстий и в клапанном
механизме. Теобальд Бём (1794–1881) разработал систему пружин, рычагов и
клапанов, которая позволила сделать больше отверстий и расположить их в
соответствии с требованиями акустики. Созданная для флейты, бемовская
система была приспособлена для всех деревянных духовых инструментов.
Наиболее активно реконструкция гобоя протекала во Франции и Германии.
Немецкий гобой, сохраняя более широкий канал классического гобоя и
используя широкий, несколько жестковатый язычок, имел богатый, плотный,
как бы темный тембр. Французский гобой, с более узкими язычком и
каналом, обладал более блестящим и острым звучанием. Р.Штраус
предпочитал гобой французской системы и способствовал его утверждению у
большинства гобоистов Германии и Центральной Европы. Французский гобой, в
основном той же системы, что была принята Парижской консерваторией в
1881, сейчас распространен наиболее широко. Гобой немецкой системы был
популярен только в России, хотя в последнее время и там стали
превалировать инструменты французской системы. В Вене остается
популярным гобой Цулегера, по стилю и конструкции более близкий к
классическому гобою.
Строение гобоя
Основной элемент в строении — конусообразная трубка 60 см, поделенная на раструб, верхнее колено и нижнее. Клапанный механизм управляет 24 или 25 отверстиями. Верхнее колено снабжено двойным язычком — звуковым генератором, называемым тростью. При вхождении воздушного потока язычок вибрирует. Получив колебательный импульс, воздух проходит по трубке, издавая звук. Деревянная трубка имеет насыщенную красновато-коричневую окраску.
Перед игрой на гобое трость нужно обмыть водой для удаления остатков слюны. Чтобы смахнуть водяные капли с язычка, следует с усилием дунуть на него несколько раз. Затем только трость можно вставить в инструмент.
Для проверки работоспособности инструмента музыкант кладет его конец на нижнюю губу, придвигает язык к рабочему отверстию, дует. Если звучание будет высоким, то подготовка инструмента прошла правильно. После каждой игры необходимо разбирать гобой, чистить каждую составную часть конструкции.