Режим работы Третьяковской галереи
Музей работает каждый день, кроме понедельника. С четверга по субботу музей открывается в 10 часов утра и закрывается в 21:00, в другие же дни Третьяковская галерея закрывается на три часа раньше. Приобрести билет можно онлайн на официальном сайте Третьяковской галереи или в кассах не позднее, чем за час до закрытия музея. Для посетителей льготных категорий действуют скидки.
В приобретаемом билете указана дата и время сеанса. Сеанс представляет собой интервал в 30 минут, в течение которого вы имеете право зайти в галерею. При осмотре экспонатов без экскурсовода можно заказать аудиотур. Осматривать же экспонаты рекомендуется не более двух часов. Посетителям запрещается проносить с собой оружие, транспортные средства, художественные произведения, музыкальные инструменты и др.
Верхнюю одежду необходимо оставлять в гардеробе, а крупногабаритные предметы, напитки и зонтики нужно оставить в камере хранения, работающей в здании музея. На территории галереи нельзя проводить учебные занятия и экскурсии без согласования с администрацией музея. Делать фотографии или снимать видео разрешается при условиях, что вспышка выключена, а рядом нет знака о запрете на осуществление съёмки.
Залы 56−62. Древнерусское искусство
Завершается экспозиция несколькими залами, в которых вы можете познакомиться с искусством Древней Руси. Прежде всего это старинные иконы разных школ, которые опирались на византийские каноны письма. Здесь вы увидите работы Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия и других знаменитых и безымянных мастеров.
Андрей Рублев. Троица. 1425–1427. Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Троица» — самое знаменитое произведение иконописца XV века Андрея Рублева. Это одна из двух работ мастера, которые дошли до наших дней и чье авторство достоверно установлено. Рублев изобразил на ней трех ветхозаветных ангелов: под видом странников они пришли в дом библейского праотца Авраама и рассказали ему о том, что он станет родоначальником великого народа. Одновременно ангелы олицетворяли единство христианского Бога в трех лицах — Отца, Сына и Святого Духа.
Спас Нерукотворный. Вторая половина XII века. Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Спас Нерукотворный» — одна из самых почитаемых икон в русском православии. Ее создал иконописец новгородской школы (по одной из версий, его звали Олисей Гречин) еще в домонгольский период — в XII веке. На лицевой стороне иконы изображен лик Христа, на ее обороте — сцена Прославления Креста с двумя ангелами. Икона была создана для деревянной церкви Святого Образа. Оттуда ее перевезли в Успенский собор Московского Кремля, а затем передали в 1930 году в Третьяковскую галерею.
Владимирская икона Божией Матери. Начало XII века. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимирский образ Божией Матери — самая ранняя православная икона, которая сохранилась до наших дней. По преданию, ее написал сам евангелист Лука — один из апостолов. Она попала из Иерусалима в Константинополь еще в V веке, а в 1130 году ее подарили киевскому князю Мстиславу Владимировичу, сыну Владимира Мономаха. В XII веке образ хранился в главном храме Владимира, откуда и произошло его название. В 1395 году икону перевезли в Москву, чтобы уберечь от нашествия монголов.
Чтобы после осмотра экспозиции выйти из музея, вернитесь в зал №40, оттуда вы сможете попасть в вестибюль. Если останется время, можете сразу отправиться в Инженерный корпус, который находится рядом с главным зданием, по адресу Лаврушинский переулок, 12. В нем проходят временные выставки российских и зарубежных художников, лекции об искусстве, музейные конференции и круглые столы. А увидеть коллекцию современного русского искусства можно в другом филиале галереи — Новой Третьяковке на Крымском Валу.
Третьяковка в начале XX века
Еще в 1890-е годы, незадолго до своей смерти Третьяков приобрел у антикваров несколько икон, однако в галерее они впервые были выставлены только в 1903 году. Спустя два года, согласно решению Совета попечителей один из залов Третьяковки был полностью отведен для портретов художников-демократов, среди которых были В. Перов, И. Крамской, И. Прянишников, И. Репин и другие.
В 1913 году, после назначения на пост попечителя Третьяковской галереи И. Грабаря, изменилась концепция формирования экспозиции, теперь все картины были развешены в историко-хронологическом порядке. В это де время в городской управе Москвы активно обсуждался вопрос о том, стоит ли оставить галерею на прежнем месте, или лучше перенести картины в новое здание. В результате было принято решение исполнить волю основателя и оставить коллекцию там, где ее разместили изначально.
Третьяковская галерея сегодня
В настоящее время коллекция Государственной Третьяковской галереи включает в себя свыше 170 тысяч экспонатов, которые позволяют проследить развитие русского художественного искусства практически от его зарождения до нынешних дней.
Древнерусское искусство (залы №№ 56-62)
В течение нескольких столетий на Руси все изобразительное искусство было посвящено и подчинено религии. Самой популярной формой искусства были иконы, которые, так же как и само христианство пришли из Византии. Поэтому в залах, посвященных этому периоду можно увидеть собрание икон всех основных школ иконописи. Интересно, что здесь представлены как работы известных иконописцев, например, Андрея Рублева и Феофана Грека, так и иконы неизвестных авторов.
Среди экспонатов двусторонняя икона «Спас Нерукотворный», изображения Святого Георгия и Устюжского Благовещения. Самые старые иконы коллекции, привезенные из Великого Новгорода, датируются 1130-1140 годами.
Помимо икон, в залах с древнерусскими экспонатами можно увидеть мозаику «Димитрий Солунский» и фреску с изображением Святого Николая из Михаило-Архангельской церкви в Киеве.
Портретная живопись и академические произведения (залы №№ 1-15)
К XVIII светская живопись и скульптура заменила иконопись. Особое распространение получили портреты и скульптурные изображения. В этих залах размещены несколько десятков скульптур и портретов, с которых на современных посетителей бесстрастно взирают царские и императорские особы, вельможи, герои античности,
Среди представленных здесь работ есть картины не только русских художников, но и иностранцев, работавших в России.
Художники-реалисты и передвижники (залы №№ 16-31 и 35-37)
Ко второй половине XIX века в живописцы все больше вдохновляются идеями реализма, начинают отражать в картинах социальные проблемы. Некоторые из них, не согласные с политикой академии художеств создают свое собственное общество передвижников и работают в различных направлениях, что называется «на злобу дня»
Параллельно развивается пейзажная живопись, причем изображают мастера не только деревенские, но и городские пейзажи. При этом многие художники показывают в своих работах сельскую жизнь и закат дворянства, продолжают совершенствовать искусство портретной живописи.
Среди других направлений, которые получают широкое распространение в этот период, можно отметить изображение природы (И. Шишкин), исторические и былинные сюжеты (В. Васнецов), сцены баталий (В. Верещагин) и ряд других.
Михаил Врубель и Николай Рерих (залы №№ 32 -34)
В центре экспозиции представлены живопись, графика и скульптуры М. Врубеля
Особе внимание привлекают витражи, которые он создавал для украшения особняков зажиточных москвичей. Гости могут увидеть такие работы мастера как «Демон», «Испания», «Пророк», «Пан», «Царевна-Лебедь» и другие
Под самым большим витражом расположена сцена с роялем, где проходят музыкальные концерты.
Два смежных зала посвящены творчеству Николая Рериха, основной темой творчества которого были Киевская Русь и восточные цивилизации.
Живопись и скульптура рубежа XIX – XX веков (залы №№ 38-48)
В этой части экспозиции представлены яркие образцы русского искусства Серебряного века. В работах художников эпохи уже заметно влияние модернизма и декаданса, появляются новые способы выражения. В частности, в работах многих художников цвет перестает передавать реальность, а служит лишь определенным символом. Образы этого периода более противоречивы, чем у передвижников, усложнены и лишь косвенно отображают современность.
Графика и сокровищница (залы № 49-55)
В разделе графического искусства представлены несколько десятков гравюр, рисунков и акварелей знаменитых художников разных эпох и направлений. Так, среди работ можно увидеть эскизы к картинам Малевича, Шагала, Кандинского, испанские картины Сурикова, наброски и гуаши ряда художников объединения «Мир искусства».
Зал № 55 представляет собой настоящую галерею сокровищ. Здесь за стеклами витрин выставлены иконы в серебряных окладах, покровы дня икон Божьей Матери, расшитые жемчугом, различные ювелирные изделия.
Зачастую посетители Третьяковки пропускают эти разделы и совершенно напрасно, так как представленным здесь экспонатам тоже есть о чем поведать любителям русского искусства и истории.
Интересные факты
1. Становление галереи, как коллекции купца Третьякова, началось с покупки западноевропейской живописи, а не произведений русских художников.
2. Мало кто знает, что младший брат Павла, Сергей, тоже поучаствовал в создании галереи.
3. Эмблема знаменитого музея – фасад здания. Он был выполнен по эскизу Васнецова.
4. В музее можно встретить картину «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». В 1913 году она подверглась «нападению» — человек, чью личность так и не смогли установить нанес несколько ударов острым ножом по полотну.
5. За все время существования Третьяковской галереи она закрывалась несколько раз – из – за краж и на время военных действий.
6. В 1999 году Галерее была подарена Чудотворная Икона Божьей Матери, которая, по преданию, смогла изавить Москву от нападения хана Махмет – Гирея.
7. Идея создания частной галереи огромного масштаба пришла купцу в голову после посещения известного петербургского Эрмитажа.
8. Картина, с которой все началось – «Стычка с финляндскими контрабандистами».
9. В 1891 году произошла первая кража из Третьяковки, в результате которой пропали 4 картины, 2 из которых удалось вернуть.
10. На знаменитой картине «Утро в сосновом бору» медведи нарисованы рукой друого художника. Однако, Шишкин стер скипидаром фамилию Савицкого, оставив всю работу за собой.
Знаменитые картины
По состоянию на 2020 год собрание музея насчитывало уже более 190 тысяч произведений искусства. Предпочтения у людей разные. У всех свои любимые авторы, жанры, стили. В Третьяковке каждый обязательно найдёт что-то на свой вкус. Приведём здесь лишь несколько примеров наиболее известных картин. Они могут нравиться или не нравиться, но их знают все. Итак:
«Девочка с персиками», Серов«Боярыня Морозова» Суриков«Охотники на привале», Перов«Княжна Тараканова», Флавицкий«Неравный брак» Пукирев«Неизвестная», Крамской«Радуга», Айвазовский«Грачи прилетели», Саврасов«Иван Грозный убивает своего сына», РепинУтро стрелецкой казни», Суриков«Апофеоз войны», Верещагин«Богатыри», Васнецов«Утро в сосновом лесу», Шишкин
Главное здание: Лаврушинский переулок, д. 10
Здание Третьяковки
Первоначально коллекцию картин Павел Третьяков разместил в нескольких залах своего особняка. Однако после покупки в 1859 году этюдов и 140 работ Туркестанской серии В. Верещагина в особняке перестало хватать места. Остро встал вопрос о постройке отдельного здания.
В результате в 1874 году под руководством архитектора А. Каминского было закончено строительство двухэтажного здания, которое примыкало к особняку Третьяковых. Для большего удобства в здании был сделан отдельный вход для посетителей, а художественная коллекция была размещена в двух просторных залах. Впоследствии здание галереи несколько раз достраивалось.
После смерти основателя галереи весь особняк был реконструирован и оборудован под экспозиции, а в 1902-04 годах весь комплекс построек объединили, создав единый фасад, напоминающий древнерусский терем. Проектировал фасад В. Васнецов, а строительство возглавлял В. Башкиров.
Филиалы
Адреса, контакты и режим работы музеев, являющихся филиалами Третьяковской галереи
Новая Третьяковка
Адрес: Крымский вал, д. 10
Единый справочный телефон: +7 (495) 957-07-27
Режим работы:
День недели |
Часы работы |
Понедельник |
закрыто |
Вторник |
10:00 – 17:00 |
Среда |
10:00 – 17:00 |
Четверг |
10:00 – 20:00 |
Пятница |
10:00 – 20:00 |
Суббота |
10:00 – 20:00 |
Воскресенье |
10:00 – 17:00 |
На карте:
Инженерный корпус
Адрес: Лаврушинский переулок, д. 12
Единый справочный телефон: +7 (495) 957-07-27
Режим работы:
День недели |
Часы работы |
Понедельник |
закрыто |
Вторник |
10:00 – 18:00 |
Среда |
10:00 – 18:00 |
Четверг |
10:00 – 21:00 |
Пятница |
10:00 – 21:00 |
Суббота |
10:00 – 21:00 |
Воскресенье |
10:00 – 18:00 |
На карте:
Музей-мастерская А. Голубкиной
Адрес: Большой Лёвшинский пееулок, д. 12, стр. 1
Касса: +7 (495) 637-56-82
Режим работы:
День недели |
Часы работы |
Понедельник |
закрыто |
Вторник |
закрыто |
Среда |
10:00 – 16:00 |
Четверг |
10:00 – 16:00 |
Пятница |
10:00 – 16:00 |
Суббота |
10:00 – 16:00 |
Воскресенье |
10:00 – 16:00 |
На карте:
Музей-квартира А.М. Васнецова
Адрес: Фурманный переулок, д. 6 (кв. 21-22)
Телефоны:
Режим работы:
День недели |
Часы работы |
Понедельник |
закрыто |
Вторник |
закрыто |
Среда |
10:00 – 17:00 |
Четверг |
10:00 – 17:00 |
Пятница |
10:00 – 17:00 |
Суббота |
10:00 – 17:00 |
Воскресенье |
10:00 – 17:00 |
На карте:
Дом-музей А.М. Васнецова
Адрес: переулок Васнецова, д. 13, стр. 1
Телефон: +7 (495) 681-13-29
Режим работы:
День недели |
Часы работы |
Понедельник |
закрыто |
Вторник |
закрыто |
Среда |
10:00 – 17:00 |
Четверг |
10:00 – 17:00 |
Пятница |
10:00 – 17:00 |
Суббота |
10:00 – 17:00 |
Воскресенье |
10:00 – 17:00 |
На карте:
Новости
15.02.2023
В ГЛАВНОЙ РОЛИ — ВАСИЛИЙ БОЧКАРЁВ
В гостях у Юлиана Макарова на телеканале «Россия-Культура» — народный артист России Василий Бочкарев. Тема разговора — премьера спектакля «Собачье сердце» в Малом театре к юбилею артиста. Эфир от 14 февраля 2023 года.
14.02.2023
ВВОД В СПЕКТАКЛЬ
14 февраля в спектакле «Молодость Людовика XIV» А.Дюма-отца роль Мольера первый раз сыграет артист Кирилл Шварценберг. Желаем успеха!
14.02.2023
ВВОД В СПЕКТАКЛЬ
14 февраля в спектакле «Молодость Людовика XIV» А.Дюма-отца роль Марии Манчини первый раз сыграет артистка Мари Марк. Желаем успеха!
14.02.2023
МАЛЫЙ ТЕАТР ГОТОВИТСЯ К ЮБИЛЕЮ ОСТРОВСКОГО
«Дом Островского», как издавна называют Малый театр, подготовил обширную программу мероприятий к 200-летию великого русского драматурга, которое будет широко отмечаться в этом году. Татьяна Филиппова, «Культура», 14 февраля 2023 года
13.02.2023
В ТРЕТЬЯКОВКЕ ПРЕЗЕНТОВАЛИ ФИЛЬМ О МАРИИ УТРОБИНОЙ
Дорогие друзья!
10 февраля в Третьяковской галерее прошел показ фильм Дениса Бродского «Кусочек света художника Марии Утробиной». Фильм презентовали Денис Бродский и Мария Утробина. Фоторепортаж Евгения Люлюкина.
13.02.2023
«ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ». НА ПУТИ К ПРЕМЬЕРЕ
Дорогие друзья!
Мы уже сообщали вам, что в Малом театре начались репетиции спектакля «Летят журавли» В.Розова. Премьера намечена на май 2023 года. Ставит спектакль народный артист России Андрей Житинкин в традиционном для себя тандеме с художником Андреем Шаровым. Макет нового спектакля был представлен руководству театра и утвержден. Фоторепортаж Николая Антипова.
13.02.2023
ПОЗДРАВЛЯЕМ С НОВОЙ РОЛЬЮ!
11 февраля (сцена в Когалыме) роль Шаафа в спектакле «Месяц в деревне» И.С.Тургенева первый раз сыграл артист Станислав Сошников. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!
09.02.2023
СЕРДЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
Одним из важнейших событий нынешнего театрального сезона становится юбилей Александра Островского в апреле 2023 года. Пьесы драматурга популярны во многих театрах, но более всего в Доме Островского, как называют Малый театр под руководством народного артиста СССР Юрия Соломина. А к 200-летнему юбилею Островского режиссёр Владимир Бейлис подготовил премьеру – поставил одну из самых загадочных, ярких пьес классика – «Горячее сердце»!
08.02.2023
«КОГДА ГОВОРЯТ, ЧТО МЫ В МАЛОМ ТЕАТРЕ — ТРАДИЦИОНАЛИСТЫ, СЧИТАЮ ЭТО КОМПЛИМЕНТОМ»
Малый театр представил спектакль «Собачье сердце» по повести Булгакова. Его посвятили 80-летию народного артиста России Василия Бочкарева. Собеседник «Культуры» — режиссер постановки, заслуженный артист России Алексей Дубровский, заместитель худрука «Дома Островского», как издавна называют Малый.
07.02.2023
«В ПРЕДДВЕРИИ ЮБИЛЕЯ ОСТРОВСКОГО»
7 февраля в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция «В преддверии юбилея Островского». Спикерами выступили заместитель художественного руководителя по творческим вопросам Алексей Владимирович Дубровский, заместитель художественного руководителя по специальными детским театральным проектам Александра Юрьевна Соломина и начальник Музейно-информационного центра Татьяна Юрьевна Крупенникова.
07.02.2023
«ТЕАТР ДОЛЖЕН ВОСПИТЫВАТЬ»
Режиссер Владимир Бейлис — о классике, цензуре и студентах
Александра Ерошенко, «Вечерняя Москва», 6 февраля 2023 года
Схема залов и экспозиции
1 этаж:
- Залы 35, 36, 37: Скульптура и живопись 2-ой половины 19 века (И. Левитан — 37-й, В. Поленов — 35-й зал);
- Залы 38-48: Скульптура и живопись конца 19 -начала 20 века (38-й зал — И. Грабарь, А. Рябушкин, Ф. Малявин; 39-й — М. Нестеров; 40-й — П. Трубецкой, А. Голубкина; 41-42 — В. Серов; 43 — К. Коровин; 44 — З. Серебрякова; 45 — В. Борисов-Мусатов);
- Залы 49-54: Графическая живопись с 18 до начала 20 века (Экспозиция сменная. 2 раза в год выставляются произведения из фонда галереи);
- Зал 55: Сокровищница (Предметы искусства из драгоценных металлов и минералов — ювелирные изделия, шитьё, книги, иконы и проч.);
- Залы 56-62: Древнерусское искусство (56 зал — Домонгольский период, 57 — Ростово-суздальская школа, 58 — Искусство древнего Новгорода и Пскова, 59 — Феофан Грек, 60 — Иконопись Средних веков, 62 зал — Симон Ушаков).
2-й этаж:
- Залы 1-7: Скульптура и живопись 18 века (1 зал — И. Никитин; 2-й — И. Мартос, Ф. Шубин, А. Лосенко; 3-й — А. Антропов, 4-й — Ф. Рокотов, 5-й — Д. Левицкий, 6-й — Ф. Алексеев, 7-й — В. Боровиковский);
- Залы 8-15: Скульптура и живопись 2-й половины 19 века (8-й — Кипренский, Щедрин; 9-й — К. Брюллов; 10,12 — А. Иванов; 13-й В. Тропинин, 14-й — А. Венецианов; 15-й — П. Федотов);
- Залы 16-31: Скульптура и живопись 2-ой половины 19 века (16-й — К. Флавицкий, В. Пукирев; 17-й — В. Перов; 18-й — Ф. Васильев, А. Саврасов; 19-й — И. Айвазовский; 20-й — А. Крамской; 21 — А. Куинджи; 25 — И. Шишкин; 27-й — В. Верещагин; 28-й — В. Суриков; 29-30 — И. Репин; 31 — Н. Ге);
- Залы 32-34: М. Врубель.
Экспозиции и залы Третьяковской галереи
Всего в здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке открыто 62 выставочных зала. Залы с первого по седьмой отведены искусству живописи и скульптуры XVIII века. Тут представлены работы Никитина, Левицкого, Боровиковского, Мартоса и др. Среди полотен доминируют портреты, однако также встречаются пейзажи и сюжеты древнегреческих мифов. В этих семи залах находятся самые старые картины.
Экспонаты залов с восьмого по пятнадцатый датируются первой половиной XIX века. Здесь размещён известный портрет Александра Сергеевича Пушкина, написанный в 1827 году представителем романтизма Орестом Адамовичем Кипренским. Картина была заказана другом Пушкина, поэтом и издателем бароном Дельвигом. На картине по пояс изображён Александр Сергеевич, слегка повернувший голову в левую сторону и скрестивший на груди руки.
Кроме полотен Кипренского, в 8—15 залах вывешены и картины Брюллова. Например, здесь есть «Всадница», написанная Карлом Павловичем в 1832 году в Италии в манере конного портрета. На картине художник изобразил двух приёмных дочерей своей знакомой, графини Юлии Самойловой. Итальянские критики и любители высоко оценили полотно, когда оно выставлялось в картинной галерее l’Accademia di Belle Arti di Brera.
С 16 по 31 и с 35 по 37 залы изобилуют произведениями искусства второй половины XIX столетия. Тут посетителям доступны для осмотра картины Репина, Крамского, Сурикова, Васнецова и других. Например, здесь можно увидеть «Неизвестную» Ивана Крамского, часто ошибочно именуемую «Незнакомкой». Модно одетая девушка изображается в коляске, за которой просматривается петербургский Невский проспект.
В этом же разделе Третьяковской галереи представлен эскиз Репина к полотну «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», которое хранится в Государственном Русском музее в центре Северной столицы. Первый завершённый эскиз, выполненный маслом, оказался в Третьяковке ещё при основателе музея. Павел Михайлович купил полотно у Дмитрия Ивановича Яворницкого, которому картину подарил сам Репин.
Известная саврасовская картина «Грачи прилетели», созданная в 1870-х годах, также хранится в Третьяковке. Холст демонстрировался на выставке МОЛХ. С этого пейзажа была написана самим художником копия для жены Александра II, которая экспонировалась в Вене, однако сейчас местоположение этого списка неизвестно. Помимо оригинала, в галерее находится и вариант картины, написанный Алексеем Кондратьевичем в 1894 году.
Залы 32—34 называются Врубелевскими, так как в них экспонируются картины только Михаила Врубеля. К самым знаменитым его полотнам относятся «Принцесса Греза», «Демон Сидящий» и «Царевна-Лебедь», вместе с которой к сказочному циклу относится и размещённая тут же картина «Пан». На ней изображается герой мифов Древней Греции Пан на фоне русского пейзажа. Врубелевскими залами завершается экспозиция на втором этаже.
В залах 38—48 первого этажа демонстрируются экспонаты, датируемые рубежом двух столетий: XIX и XX веков. Тут посетители могут ближе познакомиться с творчеством Левитана, Кустодиева, Коровина, с картиной «Девочка с персиками» Валентина Александровича Серова и работами первой русской женщины-скульптора Анны Семёновны Голубкиной, дом-мастерская которой относится к музейному комплексу Третьяковской галереи.
Залы с 49 по 54 заполнены графическими работами XVIII—XX веков. Экспонаты часто, примерно дважды в год, меняются, в том числе за счёт произведений искусства из коллекций других музеев. Очень отличаются экспонаты и следующего зала, именуемого Сокровищницей. Тут демонстрируются изделия с драгоценными камнями, золотые и серебряные украшения, переплёты книг, богослужебные предметы и ризы разных исторических периодов.