Иконы святых
Святые — наши большие помощники и заступники перед Господом. Они прожили свою жизнь так, что сподобились наибольшего, что доступно человеку — вечной жизни с Богом. По своему дерзновению они могут помогать нам в наших бедах и напастях, если мы пытаемся вести христианскую жизнь и каяться в своих грехах. Иконы любимых святых можно размещать как в домашних иконостасах, так и молиться перед ними в храмах.
- Икона преподобному Амвросию Оптинскому – об укреплении в вере
- Икона святой Великомученице Анастасии Узорешительнице – помощница в родах и покровительница заключенных
- Икона Александра Невского
- Икона святой мученице царице Александре
- Икона святого апостола Андрея Первозванного
- Икона святого Александра Свирского – об укреплении в вере
- Икона святых Бориса и Глеба
- Икона святого Василия Великого – о новом жилье, начале своего дела
- Икона святой Варвары
- Икона святой Виктории Кордубской
- Икона князя Владимира
- Икона святой Галины
- Икона Даниила Московского
- Икона святого мученика Евгения Севастийского
- Икона святой Екатерины
- Икона святой Елены
- Икона святого Илии Муромца
- Икона святого мученика Иоанна Воина – покровитель военнослужащих
- Икона святителя Иоанна Златоуста – помогает в обучении и даре слова
- Икона святой мученицы Ирины
- Икона святого Кирилла
- Икона Блаженной Ксении Петербургской – о любых житейских нуждах
- Икона святого Николая Чудотворца
- Икона святого Луки Крымского – помощь в медицинском лечении
- Икона святой Марины
- Икона святой Марты
- Икона святой Матроны Московской – помощь в любых житейских делах
- Икона святой Людмилы
- Икона святой Наталии
- Икона святого Пантелеймона Целителя – в болезнях
- Икона святого Предтечи Иоанна Крестителя Господня – об укреплении в вере
- Икона Иоанну Кронштадскому
- Икона Киприана и Иустинии
- Икона святой великомученицы Ирины Македонской – о даре слова и помощи в проповедовании Христа
- Икона святого Николая Угодника – в нужде и бедах
- Икона святой Параскевы Пятницы
- Икона Петра и Павла
- Икона святых Петра и Февронии Муромских – о счастье в браке
- Икона святого Романа Сладкопевца
- Икона преподобного Серафима Саровского
- Икона святого преподобного Сергия Радонежского – помогает в учебе и воспитании детей
- Икона святого Симеона Верхотурского
- Икона София, Вера, Надежда, Любовь
- Икона святителя Спиридона Тримифунтского Чудотворца – помощь в семейных вопросах
- Икона святого Стилиана Пафлагонского
- Икона святой великомученицы Татьяны – покровительница студентов и учащихся
- Икона святого Трифона
- Икона святой Фотинии
- Икона святой мученицы Юлии Карфагенской
Святые апостолы
Апостолы (по-гречески — посланники) — ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии посланные Самим Господом Иисусом Христом во все концы земли, распространившие веру по миру. Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.
Традиционно святых апостолов изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг головы; одежды апостолов — хитон и гиматий.
На иконах первоверховпого апостола Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19).
Первоверховный апостол Петр
Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских вратах. Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн — среди гор на острове Патмос, где он, согласно Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.
Евангелист Матфей
Евангелист Марк
Евангелист Лука
Евангелист Иоанн
Как правильно помолиться перед иконой
Большинство людей придерживаются мнения о том, что не важно, какому святому молиться, главное, что вера идет от чистого сердца. Ведь молитвенные слова человек возносит не иконе, а тому, кто на ней изображен
Существуют определенные правила, связанные с молебным процессом:
Ведь молитвенные слова человек возносит не иконе, а тому, кто на ней изображен. Существуют определенные правила, связанные с молебным процессом:
- Для привлечения Божьего благословения необходимо встать перед святыней. Нужно стоять максимально ровно.
- После молитвы нужно поцеловать образ. Таким образом человек выражает почтение Богу.
- Затем необходимо обязательно три раза перекреститься. Возможно поставить свечи – по желанию.
Когда вы просите у Господа помощи, мысли должны быть светлыми. Простите всех людей, которые вас обидели.
Эта информация должна была помочь вам узнать о самых известных православных иконах, подсказать к какому святому и с какой просьбой нужно обращаться для избавления от проблем.
Молитвы вам помогут обрести покой, счастье и здоровье. Благодарите святых за свою жизнь и тогда оберете душевное умиротворение, будете успешными.
«Спас Златая риза»
Из-за золотого оклада, который, к большому сожалению, ныне утрачен, икона и получила свое роскошное и неповторимое название. Писался «Спас» непосредственно для Руси византийским мастером в X столетии, на что указывают некоторые технические особенности.
Искусствоведы по позе Иисуса и манере исполнения выделяют этот шедевр в ряду других произведений. В русской земле «Спас Золотая риза» начинает свою историю в Софийском соборе Новгорода.
В 1700 году «Спас» был переписан и одежды Иисуса расписали золотым цветом, чтобы отвечать названию. Этот удивительный лик сына Божьего сохранился и его можно увидеть, посетив Успенский собор Кремля.
Блаженные (юродивые)
Юродивые Христа ради, принимая на себя личину безумия, терпя поношения от окружающих, обличали людские пороки, вразумляли власть имущих, утешали страждущих. Среди них Василий Блаженный (2 авг.), Ксения Петербургская (6 февраля) и другие святые.
Внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, но позволяющее невзирая на лица обличать грешников и призывать ко спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние, — вот основные черты подвига юродства.
Блаженные на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали свой подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами на плечах.
Обязательный элемент иконографии святых юродивых — нимб.
Василий Блаженный
Святые благоверные
Святые благоверные — это цари и князья, которые употребляли полученное от Бога величие и богатство для дел милосердия, просвещения, сохранения народных святынь. Среди них — Александр Невский (12 сентября и 6 декабря) и Димитрий Донской (1 июня).
Александр Невский
Основной богословский смысл всей иконографии святых — победа над грехом, а следовательно, и над вечной смертью, спасение и вхождение в Царство Небесное. По словам св. Иоанна Дамаскина, «святые и при жизни были исполнены Святого Духа, когда же скончались, благодать Святого Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах, и с фигурами, и со святыми иконами их — не по существу, но по благодати и действию».
Святые праведные
Будучи семейными людьми и живя в миру, святые праведные удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни.
Праотцы — первые праведники в человеческой истории.
Это ветхозаветные патриархи (праотцы Адам, Ной, Авраам и др.), а также праведные Иоаким и Анна (22 сентября) — родители Божией Матери (которым Церковь усвоила еще высокий титул Богоотец), праведные Захария и Елизавета (8 июля) — родители св. Иоанна Предтечи, и обручник Богородицы — праведный Иосиф. Праотцы прообразовательно участвуют в истории спасения человечества, являясь по плоти предками Иисуса Христа, а в плане духовном — они пример соединения праведности жизни с предвидением грядущего освобождения от вечной смерти. На иконах патриархи изображаются со свитками, содержащими тексты из Священного Писания; праотец Ной иногда изображается с ковчегом в руках.
К лику святых праведных относится и великий русский святой — праведный Иоанн, Кронштадтский Чудотворец (2 января), который был священником — представителем белого (женатого) духовенства.
Иоанн Кронштадтский
Фигуры святых изображаются как в полный рост, так и по пояс. Фоном часто служит панорама города, где жил святой, обители или церкви.
Когда появились первые иконы
Ответ на этот вопрос не имеет однозначного ответа. Существует предание, согласно которому первые три иконописных изображения Богородицы были созданы апостолом Лукой, который владел искусством живописца.
В первые три века существования христианства последователи Иисуса Христа были гонимы римскими властями. Поэтому собрания общин проходили тайно, в катакобмах, на стенах которых до сего дня сохранились аллегорические изображения.
После IV века, когда преследования прекратились, иконопись широко 1распространилась, особенно в восточной части Римской империи, а в X веке пришла на Русь.
Для чего нужны иконы
Официально догмат (истина, не подлежащая сомнению) о почитании икон был установлен в 787 г., на 2-м Никейском соборе. До этого времени использование изображений уже давно применялось в церквях. Первые изображения Господа Иисуса Христа, святых и Матери Божией известны со II в.
Согласно церковному преданию, первым иконописцем был один из евангелистов, а именно — св. Лука.
Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
Известные отцы Церкви — Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин — поощряли живописцев к тому, чтобы они изображали подвиги мучеников за веру. Но не все было так однозначно. Например, Евсевий Кесарийский считал, что человек не в состоянии отобразить божественную природу Христа.
Кто изображается на освященных образах:
- Троица (в виде ангелов);
- Господь Иисус Христос в своем человеческом воплощении;
- Богородица;
- Ангелы и другие небесные силы;
- Праведники, мученики, преподобные и т.п.
Церковные иконы имеют вполне определенное назначение. Это вовсе не украшение, не напоминание о вечных муках для грешников. Глядя на них, верующие должны вспоминать о первообразах, взращивать в своих душах чувство любви к Творцу, святым.
Иконы Пресвятой Богородицы
Пресвятая Богородица — великая наша небесная заступница. Ни одна другая религия мира не имеет такой Небесной Покровительницы, какая есть у православных. “Честнейшая херувим и славнейшая серафим” — так поет тропарь о Богородице. Эти слова означают, что в Небесной иерархии Пречистая Дева стоит ближе ко Христу, чем ангельские силы.
Всеобщая любовь православных христиан к Божьей Матери вызвана огромным количеством чудес, подаваемых в ответ на искренние молитвы.
Выбирая икону, перед которой вы будете молится к Богородице, нужно помнить, что помощь исходит не именно от образа, а от самой Матери Божьей. Поэтому и “специализация” икон, каждая из которых помогает в тех или иных определенных нуждах, весьма условна — вы можете обращаться к Деве Марии с любой своей нуждой или печалью перед любым ее ликом. К примеру, имея дома образ “Неупиваемая Чаша”, перед которым принято просить избавления от пьянства, можно помолиться перед этой иконой и о здравии родных и близких.
- Благовещение Пресвятой Богородицы
- «Андрониковская»
- «Ахтырская»
- «Благодатное небо» – прославляет Богородицу
- «Боголюбская»
- «Взыскание погибших» – дает помощь всем, кто погибает духовно и телесно
- «Взыграние младенца»
- «Вифлеемская»
- «Влахернская»
- «Владимирская»
- «Валаамская»
- «Воспитание»
- «В скорбех и печалех Утешение»
- «Всецарица»
- «Всех скорбящих Радость» – помогает в унынии
- «Геронтисса» – покровительница пожилых людей
- «Грузинская»
- «Державная»
- Донская икона Божией Матери
- «Достойно есть» («Милующая»)
- «Древо Пресвятой Богородицы»
- «Живоносный Источник»
- «Жировицкая»
- «Знамение»
- «Иверская»
- «Игоревская»
- «Иерусалимская»
- «Избавительница от бед»
- Казанская икона Божией Матери
- «Калужская»
- «Кипрская»
- «Касперовская»
- «Ключ разумения»
- «Козельщанская»
- «Коневская»
- «Корсунская»
- «Леушинская»
- «Млекопитательница» – помогает кормящим матерям и беременным
- «Милостивая»
Большинство икон Пресвятой Богородицы известны и в народе, и в церковной среде, как чудотворные. Это значит, что по молитвам перед такими образами происходили явные чудеса, свидетелями которых становилось множество людей. Например, неоднократно описываются необъяснимые мгновенные исцеления, которые никак не могли бы произойти естественным физиологическим путем. Для православного христианина такие чудесам служат во укрепление веры и в память о том, что Матерь Божия — наша великая заступница и помощница, если мы искренне и всем сердцем. принимаем Христову веру.
- «Неопалимая Купина» – защищает от пожаров
- «Непроходимая Дверь» – защищает дом
- «Нерушимая стена»
- «Неувядаемый цвет»
- «Неупиваемая чаша» – помогает в борьбе с пьянством
- «Нечаянная Радость»
- «Одигитрия-Смоленская»
- «О Тебе радуется»
- «Оранта»
- «Отрада и утешение»
- «Отчаянных единая надежда»
- «Остробрамская»
- «Пещанская»
- «Пименовская»
- «Победительная»
- «Покрова Пресвятой Богородицы»
- «Почаевская»
- «Праворучица»
- «Прибавление ума» – молятся о вразумлении
- «Премудрость Божия София»
- «Помощница в родах»
- «Призри на смирение»
- «Пряжевская»
- «Путивльская»
- «Радость всех ангелов»
- Икона Рождества Пресвятой Богородицы
- Акафист и молитва иконе Божией матери «Свенско-Печерская»
- «Свенская» («Печерская»)
- «Скорбящая о младенцах»
- «Скоропослушница»
- «Сладкое лобзание»
- «Слово плоть бысть»
- «Спорительница хлебов» – об урожае и достатке
- «Споручница грешных»
- «Старорусская»
- «Страстная» – помогает в тяжких скорбях
- «Табынская»
- «Тихвинская»
- «Толгская»
- «Трех радостей»
- «Трилетствующая»
- «Троеручица»
- «Умиление»
- «Умягчение злых сердец» («Семистрельная») – молятся о прекращении вражды
- «Урюпинская»
- Икона Успения Пресвятой Богородицы
- «Утоли моя печали» – в любых скорбях
- Икона Феодоровской Божией Матери – перед ней молятся во время беременности
- «Цареградская»
- «Целительница»
- «Четырехчастная»
- «Ченстоховская»
- «Черниговская Гефсиманская»
- «Чимеевская»
- «Экономисса» («Домостроительница»)
- «Ярославская»
О том, как писались иконы
Православной традиции известны сотни вариантов изображений Богородицы. Откуда же иконописцы, жившие задолго после земной жизни Христа, могли узнать, как она выглядит? Об этом писали церковные историки.
Внешний вид Пречистой полностью отражал ее духовную чистоту: говорила она с осмотрительностью, голосом ровным и приятным, ей были чужды гнев и возмущение. В очах ее светилось смирение, сердце помышляло лишь о Боге, стремилось к Нему днем и ночью. Среднего роста, с темными глазами, лицо слегка вытянутое, продолговатый нос и цветущие губы, длинные пальцы рук. Но главное, что отмечают все авторы — Мария была воистину живым вместилищем Духа Святого, Божественным чертогом, градом Божиим.
Иконы Богородицы призваны, прежде всего, не отразить портретное сходство, но описать в красках ее роль в богословии христианства, высокую миссию в деле спасения людей от вечного проклятия. И уж тем более они не предназначены для исполнения тех или иных желаний людских. Об этом следует помнить, приобретая очередную святыню.
Пречистая Дева Мария, в основном, пишется в одинаковых одеждах:
- омофор — широкая четырехугольная накидка, закрывающая плечи и голову, их носили замужние женщины в Иудее, обычно пурпурного цвета;
- туника — удлиненное платье с длинным рукавом, синего цвета.
Мафорий украшается тремя звездами, они символизируют приснодевство Марии: до рождества, после рождества и во время рождения Христа. Поручи, как у духовенства, обозначают служение Христу.
Иконы Божией Матери наиболее почитаемые в Православии, их названия, краткую историю, описание композиции и богословское значение вы найдете ниже.
Святые равноапостольные
Равноапостольные — это святые, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу стран и народов. Таковы, например, цари Константин и Елена (3 июня), креститель Руси князь Владимир (28 июля) и великая княгиня Ольга (24 июля).
Креститель Руси князь Владимир
Изображения святых равноапостольных имеют, в основном, ту же иконографическую символику; отличия могут быть в изображениях одежды, которая характерна для своего времени и народа. Часто в иконографии равноапостольных святых появляется изображение креста — символа крещения и спасения от вечной смерти.
Великая княгиня Ольга
Основные типы икон
Существует множество классификаций икон по различным критериям. Так, в зависимости от места пребывания, иконы бывают домовые, дорожные и храмовые, то есть церковные иконы. С точки зрения сюжета иконы делятся на:
- иконы Святой Троицы («Троица» Андрея Рублёва);
- Господские, то есть изображающие Иисуса Христа («Добрый Пастырь»);
- Богородичные («Казанская икона Божьей Матери»);
- образы святых и ангелов («Икона преподобного Серафима Саровского»);
- житийные, то есть изображающие эпизоды из житий святых (икона «Святые Косма и Дамиан, с житием»);
- иконы праздников («Крещение Господне»).
Православные иконы святых и их символика
Икона глубоко символична, многие особенности и детали изображения несут духовный, богословский смысл. Знание этих символов поможет глубже понять иконы и их значение. Например, святость праведника и Божественная слава Иисуса Христа на иконах передаются с помощью нимба – сияния вокруг головы.
Большие глаза у святого символизируют духовное созерцание Божественных тайн. Тонкие губы означают аскетизм, высокий лоб – глубокомыслие и мудрость, удлинённые пальцы – чистоту дел и благородство души. Молитва на иконе передаётся воздетыми руками святого, а его смирение – склонённой фигурой.
Понять православные иконы и их значение поможет и знание символичности различных цветов. Например, золотой цвет на иконе означает Божественную благодать, радость или же самого Бога. Белым цветом обозначается Божественный свет, чистоту, святость. Божьи угодники часто изображаются в белых одеждах, а ангелы и праведные души на иконах светятся белым светом. Вечность духовного мира в иконах передают с помощью небесной синевы. Также синий традиционно считается цветом Богоматери.
Образы Богоматери
Не менее почитаемыми и любимыми на Руси, кроме Спаса, были и образы его матери – БогородицыДевы Марии. Согласно преданию, первое изображение Богоматери было написано ещё при её жизни апостолом-евангелистом Луко́́й, который впоследствии стал считаться покровителем всех художников. К этому прижизненному изображению возводили все появившиеся богородичные изводы.
Любимый тип богородичной иконы на Руси. Дева Мария на ней изображена до пояса, с младенцем-Христом на руках. Особенностью этого извода является проявление реальных человеческих чувств между персонажами – Иисус нежно прижимается своей щекой к материнской щеке. Именно к такому иконографическому типу относится шедевр иконописи – Богоматерь Владимирская – икона, созданная в Византии, и в XII веке перевезённая на Русь.
Она считается чудотворной иконой (ей приписывают неоднократные чудесные спасения русской земли во время различных войн), национальной русской святыней, покровительницей Руси. Возможно, такой знаменитой её делает то мастерство, с которым византийский художник изобразил внутренний мир Марии, которая, предвидя трагическую судьбу своего Сына, переживая за него, готова на великую жертву во имя Мира и человечества. Всё это отражается во взгляде огромных печальных глаз Богородицы на этой иконе.
Богоматерь Одигитрия или Путеводительница
Это тоже поясное изображение Богородицы с младенцем-Христом на руках. Однако здесь нет соприкосновения щеками матери и дитя. Христос строго смотрит на молящихся, сжимая в одной руке свиток, а пальцы другой руки, сложив в благословляющем жесте.
Слово «знамение» в русском языке обозначало «знак», «предначертание». Также поясное изображение Девы Марии, на груди которой помещается круг – медальон, в котором вписано погрудное изображение младенца-христа.
Изображение Богородицы в полный рост с поднятыми к небу руками в неустанном молении Богу о земле и людях. Именно такое изображение украшает конху апсиды .
Если же в центре такой фигуры помещён круг-медальон с погрудным изображением младенца-Христа, как на иконе Богоматерь Знамение, то такой извод будет называться Великая Панагея (Всесвятая).
Традиционно цвета одежды Богоматери на иконах с её изображением, пишутся так же, как и одежды Христа, только в зеркальном отражении: хитон – синим, а гиматий – пурпурным.
Икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша»
Икона Божьей Матери. Богородица утешает, молится за всех, кто оступился, призывает прикоснуться к неиссякаемому роднику духовной радости. Назначение этой святой мощи трудно переоценить.
Неупиваемая чаша поможет всем, кто обратится к ней с верой. Она возвещает, что небесная помощь и милосердие предначертано всем просящим. Она поможет исцелить от пьянства, наркомании, тем, кто увлечен азартными играми.
Известно много случаев исцеления от пьянства и других пагубных привычек. Есть свидетельства, что реликвия помогала решить жилищные вопросы, облегчить заключение сделок покупки и продажи квартир и домов.
Родители, отпускающие детей во взрослую жизнь, обязаны просить о помощи, произнося перед святыней молебны каждый день.
Иконографический канон
Вместе с принятием , из , на Русь пришла и живописная традиция, согласно которой, все изображаемые образы и сюжеты рассматривались как отражения Мира Горнего — Небесного. То есть, эта живопись не воспринималась как собственно искусство, а являлась объектом религиозного поклонения.
Об иконографическом каноне и вообще о языке иконописи можно посмотреть на моём youtube-канале
Любимым видом живописи в Древней Руси стала и́конопись, которая получила гораздо большее развитие не на родине, а на русской земле, став своеобразным символом русской культуры и древнерусского искусства.
Слово «ико́на» переводится с греческого языка (напомним, что это был язык, на котором говорили в Византии) как «о́браз», поэтому на Руси иконы называли ещё образа́́ми.
Икона – это картина религиозного содержания, написанная на досках, натуральными (темперными или минеральными) красками, с соблюдением иконографического канона. Образа́ми украшались интерьеры церквей, и они были непременным атрибутом русского средневекового жилища, от царских палат, до самых бедных изб и хижин. Ими освящали культовые и гражданские постройки, благословляли на новые дела и на брачные союзы, дарили близким людям по особым случаям, их брали с собой на войну бойцы, с ними провожали в последний путь и т.д.
Таким образом, вся жизнь русского человека проходила с иконами, которые становились неотъемлемой частью его мышления. К иконам относились, как к священным предметам, их нельзя было, как картину, повесить на стену. Образа́ ставились на специальную полку в «красном» (переднем, лучшем) углу дома, и в случае опасности – пожара, землетрясения, нападения врагов, их старались спасти в первую очередь. Когда изображение темнело от времени, или «изнашивалось», икону бережно «поновляли».
Глядя на икону, русский человек редко задумывался о её художественных достоинствах, потому что видел в ней не картину, а святыню, не изображение какого-либо святого, а его самого, к которому обращался непосредственно во время молитв.
Причём иконографический канон строго регламентировал что, кого и каким образом можно было изображать. Cоздавались даже специальные книги — «про́риси» или «по́длинники». Они могли быть «лицевыми» — где показывалось, как надо писать лики святых или сюжет из их жизни, и «толковыми» — поясняющими, «толковавшими», каких правил следует при этом придерживаться.
Характерными особенностями иконописных изображений становятся спокойный и серьёзный взгляд увеличенных глаз, высокий выпуклый лоб, окружённый сияющим золотым нимбом, статичность позы, декоративность и условность одежды, с многочисленными складками, создающей иллюзию бесплотности, бестелесности фигуры.
Здесь мы остановимся подробнее на самых распространённых образах и сюжетах в иконописи.
Иконопись
Иногда люди, имеющие сугубо светское художественное образование, выражают желание писать иконы. Конечно, наличие навыков в живописи и определенный опыт в этом деле будут большим подспорьем для будущего иконописца. Но этим вовсе не ограничиваются требования, предъявляемые к иконописцу
Согласно решению, принятому поместным собором Русской Православной Церкви 1551 года, иконописец должен быть «смиренным, кротким, благоговейным, непразднословным, несмехотворцем, несварливым, независтливым, не пьяницей, не грабителем, не убийцей, особенно же хранить душевную чистоту и телесную со всякими предосторожностями, …, жить в посте, и в молитве, и воздержании со смиренномудрием, и с превеликим старанием писать образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Богоматери, и святых пророков, и апостолов, и священномучеников, и святых мучениц, и преподобных жен и святителей, и преподобных отцов по образу и по подобию по существу смотря на образ древних живописцев, и подражать добрым образцам». Как видно из этого определения, требования к иконописцу весьма высоки
Поэтому труд иконописца всегда сугубо чтился в православном мире.
В идеале современный иконописец и желающие стать таковыми должны стремиться к этим требованиям. Но наша жизнь очень далека от идеала и на данный момент к иконописцам не предъявляют столь высоких требований, как это было в 16 веке. Но, тем не менее, иконописец должен быть человеком благочестивой жизни, действительным, а не номинальным членом Церкви, старательно соблюдающим все установления Святой Православной Церкви. Такие же требования могут быть предъявлены человеку, хотящему вышивать иконы. Необходимо помнить, что написание иконы – это не просто написание какого-то пейзажа или портрета, а изображение Самого Господа, Его Пречистой Матери и святых угодников. А это требует огромной отдачи не только телесных, но в первую очередь, духовных сил. Поэтому вопрос написания икон тем или иным человеком обязательно должен быть поставлен на рассмотрение его духовника, т.к. об уровне духовного развития человека может знать только он. Таким образом, получение благословения духовника на написание икон становится обязательным требованием для будущего иконописца.
Фото: http://www.sestry.ru
Подводя итог, хочется вспомнить о тех людях, благодаря которым сегодня им имеем возможность почитать эти священные образа и молиться перед ними. Это святые отцы VII Вселенского Собора, восстановившие иконопочитание и провозгласившие Торжество Православия. Из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. Именно его мы празднуем каждый год в первое воскресение Великого поста. И пусть бушуют вокруг нас океаны страстей, пусть восстают в мире лжехристы и лжепророки, призывающие отказаться от святых икон, пусть сотрясают воздух своей ересью сектантские проповедники, безрезультатно ища оправдания себе в Священном Писании. Мы же, прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора и торжествуя о Святой Православной Вере, ответим всем восстающим против святых икон словами прп. Иоанна Дамаскина: «Прочь ты, завистливый диавол! Ты завидуешь, что мы видим образ Владыки нашего и чрез него освящаемся; завидуешь, что видим спасительные Его страдания, удивляемся Его совершенствию, созерцаем чудеса Его, познаем и славим силу Его Божества; ты завидуешь чести святых, которой они удостоены от Бога; не хочешь, чтобы мы смотрели на изображения славы их и делались ревнителями их мужества и веры; не терпишь телесной и душевной пользы, происходящей от веры нашей к ним. Но мы не слушаем тебя, человеконенавистный демон! Внемлите, народы, племена, языки, мужи, жены, отроки, старцы, юноши и младенцы, святый род христианский! Если кто возвестит вам не то, что святая Православная Церковь прияла от апостолов, отцов и соборов и что до сего времени сохранила, не слушайте, не принимайте совета от змия».
История обретения иконы
Иконография праздника начала складываться примерно в X столетии. В ее основу лег сюжет торжества праведников на Страшном Суде из откровения Иоанна Богослова, о котором мы уже говорили выше. Это значит, что концептуальным центром большинства образов этого типа был Агнец, которому и поклонялись праведники.
На более поздних православных иконах образ Агнца исчез. Его заменил персонализированный образ Иисуса Христа, более понятный простым смертным. Его обычно заключали в двойную сферу, а иногда – и окружали ангелами. Во всяком случае, так выглядело большинство образов, написанных в Средние века афонскими иноками.
Помимо этого, на многих православных иконах, созданных до XVII столетия, можно было увидеть олицетворенную Святую Троицу: Бога Саваофа в образе старца, привычный облик Иисуса Христа и Святого Духа (обычно его изображали как Голубя, луч или светящуюся сферу). Такое решение можно наблюдать и на современных старообрядческих иконах, не признаваемых РПЦ.
На более поздних православных образах Святую Троицу начали изображать в образе трех ангелов (как у Андрея Рублева). Популяризировался и образ Богородицы: его начали писать на подобных иконах, причем иногда по 2-3 раза.
Заслуживает внимания наша родная иконография, относящаяся к Собору всех святых, в земле Русской просиявших. Она существенно отличается от традиций, пришедших к нам из Греции и Западной Европы.
Этот церковный праздник возник примерно в середине XVI столетия. Его значение было огромно: многочисленные русские святые не меньше нуждались в почитании, нежели праведники из Византии, Греции и Египта, которых восхваляли на общий День Всех Святых.
Церковный праздник для русских святых был учрежден, вскорости появилась и посвященная ему служба. Но почему-то о нем забыли на долгие века и вспомнили лишь в начале XX века, при императоре Николае II – последнем российском монархе, известном глубокой набожностью.
А возродили Собор всех святых, в земле Русской просиявших, в самое смутное время – в 1918 году, сразу после революции. В то время оскверняли церкви, жгли иконы и расстреливали священников – и новый церковный праздник? На самом деле, он был просто необходим, чтобы великая страна окончательно не погрязла в безбожии и помнила свое славное прошлое.
Первая икона Собора всех святых, в земле Русской просиявших, появилась в непростое время, в 1933 году, когда вера среди простого люда была крайне слаба – она была заменена государственной идеологией. Именно тогда Ковровский епископ Афанасий и задумал создать икону, которая бы изображала русских святых, объединенных в лоне РПЦ.
А воплотила этот грандиозный замысел в жизнь Мария Николаевна Соколова, впоследствии тайно принявшая постриг под именем Иулиания. Из-под ее кисти вышел шедевр православного творчества, не имевший аналогов по масштабности композиции и мастерству исполнения.
Икона Собора всех святых, в земле Русской просиявших, впечатлила не только епископа Афанасия, но и других православных. За свою жизнь Иулиания создала несколько копий своего шедевра по заказам разных приходов и обителей, в том числе – и Троице-Сергиевой Лавры.
Написанные позже Соборные иконы русских святых, по сути, являются изводами шедевра Марии Соколовой. Иконописцы изменяли некоторые детали, но общая концепция оставалась прежней.
Позднее появились и другие иконы этого типа. Например, известны соборные образы местночтимых святых: Смоленских, Тверских, Святогорских, Самарских, Радонежских, Алма-атинских и так далее. Есть даже иконы, привязанные ко времени канонизации, например, Собор святых, канонизированных в 2000 году.