Генрик ибсен (1828-1906). биография в датах и фактах

Краткая биография

Генрик Ибсен

— норвежский драматург, публицист, один из основателей национального норвежского театра, а также европейской новой драмы — появился на свет в Южной Норвегии, небольшом городке Скиен, расположенном на берегу Христиании, 20 марта 1828 г. Был потомком знатной и состоятельной семьи датского происхождения.

Когда Генрику было 8 лет, его отец, занимавшийся коммерцией, обанкротился, и столкновение с лишениями и человеческой жестокостью наложило огромный отпечаток на дальнейшую биографию, в том числе творческую. В школьные годы он писал прекрасные сочинения, имел склонность к живописи, однако вынужден был сделать выбор в пользу профессии, гарантировавшей более стабильные и весомые доходы.

Пятнадцатилетним подростком Генрик Ибсен покидает родной Скиен, приезжает в небольшой городок Гримштадт, устраивается к аптекарю учеником. Все 5 лет, которые работал в аптеке, он мечтал получить высшее образование. Жизнь в этом заштатном городке, где вольнодумство и увлеченность революционными идеями настроили против него общественность, вконец опротивела ему, и он уехал в Христианию.

К этому периоду жизни относится написание первых стихов и драмы «Катилина» (1850), не имевших успеха. Не принесли известности и несколько поэм и драматическая сатира, которую Ибсен напечатал в еженедельнике, основанном им же самим вместе с приятелями. Его новый знакомый, Ола-Булем, основатель народного театра в Бергене, пригласил его туда работать режиссером и директором. Бергенский период биографии был отмечен написанием пьес, основанных на скандинавском фольклоре. Поставленная на сцене местного театра пьеса «Пир в Сульгхауге» (1856) прославила Генрика Ибсена на всю страну.

В 1857 г. состоялся его переезд в Христианию, где он тоже работал директором театра вплоть до 1862 г. В 1858 г. драматург удачно женится, его семейная жизнь всегда была очень благополучной. Выхлопотав себе в 1864 г. писательскую пенсию, разочаровавшись в националистических идеях, стремясь найти новые художественные формы взамен ограничивающих его прежних схем и шаблонов, Генрик Ибсен уезжает за границу: сначала в Рим, затем в Триест, Дрезден, Мюнхен — всего за пределами родной Норвегии писатель провел четверть века. Европейскую славу ему принесли драматическая поэма «Бранд» (1866) и философско-символическая драма «Пер Гюнт» (1867).

Пьесы «Столпы общества» (1877), «Кукольный дом» («Нора», 1879), «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882) делают Генрика Ибсена драматургом мирового уровня. Все эти произведения роднит остросоциальное отображение действительности. Однако уже в середине 80-ых социальный накал становится менее выраженным, сочинения становятся все более символичными и психологичными. Пьесы Ибсена победоносно шагали по сценам театров в самых разных уголках земного шара. В 1897 г. в Германии был создан странствующий театр, в котором играли только его произведения. Затяжное тяжелое заболевание подорвало его силы, 23 мая 1906 г. драматург скончался в Христиании.

Вклад

Генрик Иоганн Ибсен – знаменитый норвежский драматург 19 века. Будучи включенным в социальную и политическую жизнь своей страны, он выступал против культурного засилья Дании и стремился реорганизовать театр. Создавая пьесы на основе норвежских легенд, писатель доказывал, что национальная литература богата и стоит внимания мирового читателя. Ибсен фактически возрождал литературный язык Норвегии.

Литературоведы называют писателя одним из создателей «новой драмы», аналитических и психологических произведений, в которых поднимаются актуальные проблемы. Ибсен стал любим не только европейскими, но и российскими читателями. Его пьесы ставились и в императорской России, и на советской сцене.

Глубокий психологизм произведений, продуманный сюжет и злободневность затрагиваемых проблем сделали Генрика Ибсена великим драматургом, оказавшим влияние на мировую литературу.

Творчество Ибсена

В 1850 году выходят первые произволения Генрика Ибсена: стихи и драма из древнеримской истории «Катилина». В драме были отражены мотивы революционных событий 1848 года в Европе. Однако драма не завоевала популярности у читателей.

Позже, когда Ибсен становится директором Норвежского театра он пишет такие работы как:

  • «Фру Ингер из Эстрота»
  • «Пир в Сульхауге»
  • «Улаф Лилиенкранс»
  • «Воители в Хельгеланде»

Пьеса «Пир в Сульхауге», написанная в 1956 году, принесла писателю большую известность.

Написанные в 1857 и 1858 году «Бранд» и «Пер Гюнт» демонстрируют противоречия как в самом писателе, так и в его современниках. Главный герой священник Бранд борется за человеческую свободу, а Пер Гюнт находится в поисках личного счастья, но так и не может его найти.

Замечание 2

В России знаменитый норвежский писатель прославился в первую очередь пьесой «Кукольный дом» 1879 года. Главной темой этого произведения стала тема положения женщины в обществе. Современники Ибсена посчитали это произведение гимном феминизму, хотя главной в пьесе является не только эта тема, но и тема свободы человека в общем.

В то же время эту работу не воспринимают как социальную. Сюжет пьесы основан на реальных событиях. Действие пьесы происходят в доме Хельмера, который обвиняет свою жену Нору в расточительстве. На самом деле Нора заняла деньги на лечение своего мужа и теперь выплачивала этот дог, но мужа она не желала ставить в известность относительно этих обстоятельств.

К Хельмеру приходит Крогстад, у которого Нора заняла те самые деньги. Он грозится рассказать ее мужу о долге, если Нора не уговорит своего мужа оставить его у себя на должности, но Хельмер взял уже фру Линне на его должность.

Крогсад оставляет письмо о долге для мужа Норы. Увидев это письмо Хельмер приходит в бешенство, он называет Нору лживой лицемеркой. Вскоре приходит второе письмо где Крогстад прощает долг Норе. Хельмер очень этому рад и предлагает жене вернутся к нормальной жизни, однако она отказывается и уходит из дома. Она не желает более быть марионеткой в руках своего мужа и хочет в первую очередь узнать, что на самом деле означает быть свободным человеком.

В 1881 году вышла пьеса «Привидения». Она затрагивает темы наследственности, религии, идеализма. Однако в этой пьесе видно сильное влияние натурализма.

Пьеса «Враг народа» 1882 года опять поднимет важные социальные проблемы. Главный герой по имени Стокман требует закрыть источник, на котором держится курортный город. Источник загрязнен сточными водами. За то, что он борется за правду его, выгоняют из города.

В 1884 году вышла драма «Дикая утка». На написание этой работы Ибсена вдохновило творчество импрессионистов и Шекспира. Главный герой пьесы Грегерс является идеалистом. Он противопоставлен доктору, продвигающему гуманистические идеи. Доктор дает совет Грегерсу не рассказывать о всем, что происходит в его семье, однако главный герой не следует совету доктора, рассказывает тайны своего семейства, в результате чего его сестра кончает жизнь самоубийством.

Позднее творчество драматурга характеризуется более серьезным подтекстом. Его поздние работы полны тонкого психологизма. Главной темой в этот период является тема «сильного человека». Например, этой теме посвящены такие пьесы Ибсена как «Строитель Сольнес» вышедшая из-под пера драматурга в 1892 году и «Йун Габриель Боркман» 1896 года.

Наиболее известной работой позднего периода творчества Ибсена является работа «Строитель Сольнес». В этом герое мы видим отражение самого драматурга. Так же, как и Ибсен, Сольсен разрывается между своим призванием и тягой к комфортной жизни. В этой работе писатель поднимает тему пути творца.

Удачливый строитель Хальвар Сольнес, кажущийся на первый взгляд успешным, на самом деле несчастный и неуверенный в себе человек. Ибсен подвергает сомнению идею о том, что благополучие и стабильность могут сделать человека счастливым. Счастье Сольнеса заключено в его творчестве.

Замечание 3

Имя Генрика Ибсена неразрывно связано с «новой драмой» — направлением, которое характеризуется радикальным обновлением канонов драматургии.

Пьесы Ибсена были популярны при его жизни и остаются популярными сегодня. По произволениям Ибсена было снято множество фильмов, особенно на родине писателя, в Норвегии.

Биография

  • В 1848 году Европу потрясли революционные события в нескольких странах, которые позже получили название «Весна народов». Ибсен откликается на происходящее стихотворениями на политическую тематику. Этот год считается началом творческой деятельности писателя.
  • 1849 год – окончание начавшихся революций. Ибсен в это время готовится поступать в медицинскую академию и в перерыве между занятиями пишет свою первую пьесу – драму «Катилина». Опубликована она была под псевдонимом. Критики же встретили эту пьесу достаточно холодно. Увлеченное занятие писательством или недостаточно хорошая подготовка не позволили Генрику поступить в медицинскую академию.
  • В этом же году 28 апреля 1850 года писатель перебирается в Христианию, так тогда назывался город Осло, где начинает готовиться к поступлению в университет. Именно там в сентябре того же года состоялась первая постановка пьесы, и это была не «Катилина». Национально-романтическое произведение «Богатырский курган» отвечало потребностям и стремлениям норвежской молодежи середины 19 века. Однако театр в Христиании ставил в основном произведения датских драматургов, и зритель не откликался на ибсеновские сюжеты.
  • Генрик начинает писать много общественно-политических статей и очерков, а в 1951 году принимает участие в издании оппозиционного листка Manden».
  • Вскоре писатель становится штатным драматургом и режиссёром театра в богатом городе Бергене, где стремились развивать и поддерживать национальный норвежское искусство. Он был обязан писать не менее одной пьесы в год, которую ставили бы на сцене этого театра. С 1852 года драматурга назначают руководителем театра в Бергене. Начался период расцвета художественного мастерства Ибсена, время его увлечения норвежским и скандинавским фольклором.
  • В 1853 году пьеса «Ночь на Иванов день», которая была создана годом ранее, ставится в Бергене. Произведению, которое так и осталось неопубликованным, было суждено с треском провалиться. Действие, происходящее в современной зрителю Норвегии, было переполнено фантастикой, вымыслом и иронией, и публика не поняла такой постановки.
  • Ибсен очень переживал за свой провал и через год 1954 выходит пьеса в прозе «Фру Ингер из Эстрота». Трагический сюжет рассказывает о борьбе Норвегии против Дании в 16 веке. И хотя, в отличие от предыдущей пьесы, эта работа была более понятной с интересным закрученным сюжетом и интригами, она также провалилась.
  • В период с 1855 по 1856 годы Генрик Ибсен создает «Пир в Сульхауге». За основу сюжета были взяты народные баллады средневековья, прозаические диалоги гармонично сменялись балладными напевами. Успешная постановка вывела Ибсена в ряды известных драматургов Норвегии. В 1856 году состоялась постановка еще одной «средневековой» пьесы писателя «Улаф Лилиенкранс».
  • Ибсен оставался в Бергене в качестве руководителя театра вплоть до 1957 г. Он успел срежиссировать ещё одну свою работу «Воители в Хельгеланде». После этого писатель покидает Берген и возвращается в Христианию, где становится режиссером и руководителем недавно появившегося в городе Национального норвежского театра. Заняв руководящий пост, Ибсен, создавая работы на основе национального фольклора, старается бороться с тенденцией театра ставить датские пьесы с датскими актерами и на датском языке.
  • В 1862 году он пишет сатирическую пьесу «Комедия любви» о норвежских мещанах, которая была разгромлена критиками. В этом же году Ибсен покидает пост руководителя театра, однако стоит сказать, что его деятельность не осталась бесплодной. Через год театр пришел к решению ставить пьесы только на норвежском языке.
  • Материальное положение писателя оставляло желать лучшего. В 1864 году он высказывает идею о едином норвежском народе в исторической драме «Борьба за престол». Однако разочарование в окружающей действительности, жесткая реакция критиков на его работы и желание увидеть иное, побуждают его отправиться за границу. В этом же 1864, спустя полтора года ожиданий, Ибсен получает писательскую стипендию от норвежского парламента и со своей женой и маленьким сыном уезжает в Рим.
  • В 1865 году из-под пера Ибсена выходит пятиактная драма в стихах «Бранд», повествующая о священнике-идеалисте.

Одна из старейших фотографий Ибсена ок. 1863/64, примерно в то время, когда он начал писать «Бранд»

Через два года появляется пьеса «Пер Гюнт», где главный герой – молодой человек, не стремящийся поступать добропорядочно, в отличие от героя «Бранда». Эти две пьесы закрепили славу норвежца. Он становится в один ряд с известными драматургами своего времени.

Генрик Ибсен (крайний слева) с друзьями в Риме, ок. 1867 г.

Христиания и пьесы

В 1850 году Ибсен Генрик переезжает в Христианию (г. Осло) и желает учиться в университете, но его сильно захватывает столичная политическая жизнь. Он начинает преподавать в воскресной школе рабочих, принимает участие в протестных демонстрациях, сотрудничает с рабочей газетой, студенческим изданием и участвует в создании журнала «Андхримнер». Все это время писатель не прерывает свою работу над пьесами «Богатырский курган» (1850 г.), «Норма или Любовь политика» (1951 г.), «Иванова ночь» (1852 г.).

В это же время Генрик Юхан знакомится с известным норвежским драматургом и нобелевским лауреатом Бьернстьерне Бьернсоном. У них появляются общие интересы на почве возрождения национального самосознания. В 1852 году его приглашают на должность худрука Национального театра Норвегии в Бергене. На этом посту Ибсен пробыл до 1857 года (после его сменил Б. Бьернсон). Такой поворот стал необыкновенной удачей для драматурга, которая заключалась не столько в том, что его великолепные пьесы сразу же готовились к постановкам, сколько в изучении на практике театральной «кухни» изнутри. Это помогло развить мастерство драматурга и раскрыть много разных профессиональных секретов.

Запись в изгнании

Ибсен покинул Норвегию в 1862 году, в конце концов обосновавшись в Италии в течение времени. Там он написал «Бренд» — трагедию из пяти человек о священнослужителе, чья лихорадочная преданность своей вере стоила ему его семьи и, в конечном счете, его жизни в 1865 году. Пьеса сделала его знаменитым в Скандинавии. Два года спустя Ибсен создал одно из своих шедевров, Peer Gynt. Современная версия греческого эпоса прошлого, стихотворная игра следует за заглавным персонажем в квесте.

В 1868 году Ибсен переехал в Германию. Во время своего пребывания там он увидел свою социальную драму «Столпы общества», впервые показанную в Мюнхене.Спектакль помог ему начать карьеру, и вскоре за ним последовала одна из его самых знаменитых работ — «Кукольный дом». Эта пьеса 1879 года заговорила по всей Европе, исследуя борьбу Норы с традиционными ролями жены и матери и ее собственную потребность в самоисследовании. Ибсен снова поставил под сомнение общепринятые социальные практики того времени, удивив свою аудиторию и вызвав дебаты. Примерно в это же время он вернулся в Рим.

Его следующая работа, «Призраки 1881 года», вызвала еще больше споров, затрагивая такие темы, как инцест и венерические заболевания. Возмущение было настолько сильным, что спектакль не показывался широко до двух лет спустя. Его следующая работа, «Враг народа», показала, что один человек находится в конфликте со своей общиной. Некоторые критики говорят, что это был Ибсен ответ на обратную реакцию, которую он получил для Призраков. Ибсен написал «Даму с моря» (1888), а затем вскоре отправился обратно в Норвегию, где он проведет остаток своих лет. Одна из его самых знаменитых работ — «Гедда Габлер». Вместе с Хеддой Габлер (1890) Ибсен создал одного из самых известных персонажей театра. Хедда, дочь генерала, является новобрачной, которая пришла ненавидеть своего ученого мужа, но все же она разрушает прежнюю любовь, которая стоит на пути ее мужа в учебе. Персонажа иногда называли Гамлетом женского пола после знаменитой трагической фигуры Шекспира.

История жизни Генрика Ибсена

В последнем произведении писателя, холоду искусства противопоставляется человеческая доброта. Искусство, здесь, — тюрьма, от которой человек не может и не хочет бежать. 

Одна из главных тем в творчестве Ибсена, — человек, преследующий свои цели и не обращающий при этом внимания на людей, окружающих его. В психологических анализах, автор показывает негативные силы), называет их «демонами» и «троллями»), таящиеся в сознании этих людей. Последние драмы писателя объединяет то, что духовный портрет человека в них очень сложен. За это Ибсена иногда называют «театральным Фрейдом».

Фрейд и многие другие психологи, использовали героев норвежского писателя, для обоснования своих теорий. Так, известно описание Фрейдом Ребекки, — героини произведения «Росмесхолм». Влияние таких людей, как Зигмунд Фрейд, привело к возникновению еще большего интереса к творчеству Хенрика Ибсена. 

Постепенно, с течением времени, Ибсен был признан не только в Скандинавии, но и во всей Европе. Благодаря «Столпам общества», его творчество принимают в Германии, а «Кукольный дом» открывает для него всю Европу. 

Этому успеху предшествовала долгая и кропотливая работа. Еще с 1850-х, Ибсен в течение 11 лет был занят сценической работой. Это позволило хорошо знать, самые последние веяния в театральном искусстве. Он работал над сценариями новых пьес, что и предопределило его судьбу как писателя-драматурга. В те годы, он познакомился с двумя писателями, оказавшими значительное влияние на все его творчество: французом Ю. Скрайбом и немцем Ф. Хеббелем.

Скрайб показал Ибсену, как должен строиться сюжет театральной пьесы. Творчество Хеббеля, помогло норвежскому писателю понять, каким образом в драме можно использовать как современные черты общества, так и традиции театрального древнегреческого искусства. Шесть лет, проведенных Хенриком Ибсеном в театре Бергена (1851-57) и пять — в театре Кристиании (с 1857г) не были легки. Однако они позволили драматургу приобрести необходимый театральный опыт. 

В 1859г Ибсен вместе с другим норвежским писателем Бьёрстерне Бьернсоном, основал «Норвежскую Компанию» — деятельность которой была посвящена норвежскому искусству и культуре. В понимании Ибсена, норвежскому театру должна была отводиться значительная роль, в формировании самобытной норвежской культуры. Этим он и занимался — собирал материалы средневековой истории Норвегии, чтобы впоследствии показать их в своих исторических драмах. Среди таких произведений можно отметить произведения «Бранд» и «Пер Гюнт». 

Для Ибсена было очень нелегко вернуться домой. Годы, потраченные на борьбу за то, чтобы его признало общество, заставили потратить норвежского драматурга много сил. Он чувствовал себя бездомным даже в своей родной стране. Однажды, он сказал о том, что жалеет о той фантастической жизни, которую прожил. 

Личная жизнь

Генрик Ибсен никогда не слыл сердцеедом, был скромен и робок в общении с женщинами. Приехав в Гримстат, юноша познакомился с горничной Софи Биркедален, которая работала у аптекаря. Между ними завязались отношения, и в 1846 году Софи родила мальчика, которого назвала Ханс Якоб Хенриксен. Некоторое время Ибсен помогал материально возлюбленной, но после переезда в Христианию связь между ними оборвалась, и писатель больше никогда не видел сына.

В столице Ибсен познакомился с Сюзанной Торесен, дочерью священника. В январе 1856 года влюбленные обручились, а поженились они только летом 1858 года.

Жена — Сюзанна Торесен

Через год после свадьбы 23 декабря 1859 года на свет появился их единственный ребенок, Сигурд Ибсен. Он впоследствии он станет журналистом и политическим деятелем.

Сын — Сигурд Ибсен

Генрик Ибсен: книги и особенности его литературы

Его труды вообще можно трактовать чрезвычайно многообразно из-за подспудного релятивизма Ибсена Генрика в симбиозе с «железной» и несколько тенденциозной логикой сюжетного развития. В мире он признан как драматург реалистического направления, однако символисты отнесли его творчество к своему направлению и сделали его основоположником эстетического течения. Ибсен даже получил название «Фрейд в драматургии». Писателя также отличает исполинская сила, которая и позволила ему сочетать в своем репертуаре самые разнообразные и даже полярные темы, средства художественного выражения, идеи и проблематику.

Биография

Генрик Юхан появился на свет в 1828 году в провинциальном норвежском городке Шиене в богатой семье. Но почти через десять лет его отец обанкротился, и положение их семьи резко переменилось. Оказавшись в социальных низах, мальчик получил тяжелейшую психологическую травму. Все это потом отразится на его дальнейшем творчестве.

Он начал работать с 15 лет, чтобы хоть как-то прокормить себя. В 1843 году Ибсен уехал в городишко Гримстад, где нашел работу ученика-аптекаря. Зарплата была мизерной, поэтому юноша искал разные пути заработков и самореализации. Тогда Ибсен Генрик пробует писать стихи, сатирические эпиграммы и рисует карикатуры на буржуа Гримстада. И он не ошибся – к 1847 году он становится очень популярным в среде прогрессивно и радикально настроенной молодежи городка.

А потом, впечатлившись революцией, охватившей всю Западную Европу в 1848 году, Ибсент вносит в свое поэтическое творчество политическую лирику и вдохновляется на написание пьесы «Катилина» (1849 г.), которую насквозь пропитывает тираноборческими мотивами. Эта пьеса не имела никакого успеха, но зато укрепила его в желании заниматься литературой, искусством и политикой.

Назад в Норвегию

В 1891 году Ибсен вернулся в Норвегию как литературный герой. Возможно, он ушел как расстроенный артист, но вернулся как всемирно известный драматург. Большую часть своей жизниИбсен жил почти скрытным существованием. Но он, казалось, процветал в центре внимания в последующие годы, становясь своего рода туристической достопримечательностью в Кристиании. Он также наслаждался событиями, проведенными в его честь в 1898 году в ознаменование его семидесятилетия.

Его более поздние работы, кажется, имеют более саморефлексивное качество со зрелыми ведущими героями, оглядывающимися назад и живущими с последствиями своих предыдущих жизненный выбор. И каждая драма, кажется, заканчивается темной нотой. Первой пьесой, написанной после его возвращения в Норвегию, был «Мастер-строитель». Титульный персонаж встречает женщину из своего прошлого, которая призывает его выполнить обещание. В «Когда мы мертвы просыпаемся», написанном в 1899 году, старый скульптор сталкивается с одной из своих бывших моделей и пытается вернуть утраченную творческую искру. Это оказалось его последней игрой.

Освальд

И вот приезжает из Франции их сын – бедный художник Освальд, внешне похожий на своего отца и также большой любитель выпить что-нибудь погорячее. Однажды мать увидела, как Освальд пристает к служанке. С первого взгляда ей показалось, что это был ее покойный муж, который также когда-то приставал к служанке. Она сильно испугалась и вскрикнула…

Вскоре открывается еще одна страшная тайна – Освальд болен тяжелой психологической болезнью. На глазах матери он сходит с ума и таким образом расплачивается за грехи отца. Как автор, Ибсен был уверен, что в жизни существует такой закон. Если кара не постигает человека при жизни, то за это расплачиваются его дети и внуки.

Литература

В 1850 году молодой человек поехал в Христианию (так до 1924 года называли Осло), чтобы поступить в университет, но место учебы заняла околополитическая деятельность: преподавание в воскресной школе рабочего объединения, демонстрации протеста, сотрудничество с рабочей газетой и студенческим журналом.

Писатель Генрик Ибсен

За три года написаны три пьесы, и тогда же состоялось знакомство с Бьёрнстьерне Бьёрнсоном – драматургом, театральным и общественным деятелем. С ним Ибсен быстро сошелся, так как оба верили в необходимость национального самосознания норвежцев.

В 1852 году удача повернулась лицом к молодому драматургу – Ибсена пригласили в Берген, в первый Норвежский национальный театр, где тот и прослужил художественным руководителем до 1857 года. Свежие пьесы Ибсена сразу обретали сценическое воплощение, а еще появилась возможность изучить театральную кухню, что однозначно позволило вырасти драматургическому мастерству.

Постановка пьесы Генрика Ибсена «Привидения»

С 1857 по 1862 годы Ибсен руководил Норвежским театром в Христиании и боролся с Христианийским театром, в котором спектакли ставились на датском, а актеры были сплошь датчане. Ну и, конечно, не прекращал творить, при написании пьес беря за основу норвежские саги. В 1863 году, когда Генрик Ибсен уже оставил пост руководителя, два театра слились в один, и спектакли теперь шли только на норвежском.

Генрик Ибсен за работой

Бурная деятельность драматурга имела под собой желание жить в достатке, обладая должным социальным уровнем, в том числе — общественным признанием. Тут, несомненно, сказалось тяжелое детство. Полтора года Ибсен добивался писательской стипендии от стортинга (парламент Норвегии).

Наконец получив желаемое в 1864 году, с помощью друзей Ибсен с семьей покинул родину и обосновался в Италии. Там за два года создал две пьесы, «Бранд» и «Пер Гюнт», вложив в них всю душу, весь накопленный опыт, как жизненный, так и литературный.

Музыка Эдварда Грига к пьесе Генрика Ибсена «Пер Гюнт»

«Пера Гюнта» датчане и норвежцы восприняли отрицательно. Ганс Христиан Андерсен отзывался о пьесе как о худшем произведении, какое когда-либо читал. Спасла ситуацию Сольвейг. А еще – Эдвард Григ, написавший музыку к спектаклю «Пер Гюнт» по просьбе драматурга.

Дальнейшее творчество Ибсена попало из сетей норвежских саг в русло реализма. О социальных проблемах говорят шедевры драматургии «Кукольный дом», «Привидения», «Дикая утка», «Строитель Сольнес» и другие пьесы.

Постановка пьесы Генрика Ибсена «Кукольный дом»

Например, в основу драмы «Кукольный дом» легли реальные события. Основная тема произведения – «женский вопрос», но затрагивается не только положение женщин в обществе. Речь идет и о свободе личности в целом. А прототипом главной героини стала Лаура Килер – писательница, дружившая с Ибсеном, который, собственно, и посоветовал юной 19-летней девице заниматься литературой.

В библиографии Генрика Ибсена читатель не найдет ни романов, ни рассказов – только поэмы, стихи и пьесы. Не оставил драматург и дневники. Зато пьесы вошли в «золотой фонд» мировой драматургии. Книги с произведениями Ибсена издаются на разных языках, а его афоризмы давно ушли в народ.

Интересные факты[ | ]

  • Сын Генрика Ибсена Сигурд Ибсен был известным политическим деятелем и журналистом (1859 — 1930), внук Танкред Ибсен (1893 — 1978) режиссером.
  • В честь Генрика Ибсена назван кратер на Меркурии.
  • С 1986 года в Норвегии вручается национальная Премия Ибсена за вклад в драматургию, а с 2008 года — Международная премия Ибсена.
  • В городе Шиен действует Театр Ибсена.
  • Генрик Ибсен был очень молчаливым человеком. Отказываясь из-за этого от частых приглашений на званые обеды, он говорил:
  • Лечащий врач Ибсена, доктор Эдвард Булл, рассказывал, что семья Ибсена собралась у постели писателя перед его смертью. Видимо, чтобы успокоить родственников, сиделка заметила, что Ибсен сегодня выглядит немного лучше. При этом Ибсен, привстав, сказал ясно и чётко: «Напротив!» — и умер.
  • Один из черновых вариантов вступления (написан 16 марта 1892 г.) к пьесе Ибсена «Строитель Сольнес», более известный как «В этом доме они тихо жили вдвоём…» в переводе Анны Ахматовой, послужил текстом одноимённой песни украинской мелодик-хардкор группы Date Rape.

Сюжет

Действие первое.

На средства фру Элене Алвинг должен открыться приют в память о её муже. По этому поводу из города приезжает пастор Мандерс, немолодой, но достаточно наивный и мыслящий социальными штампами человек. В это же время в родном доме оказывается и сын супругов Алвинг Освальд, который какое-то время жил в Париже и пробовал себя на художественном поприще. Мандерс готовится к выступлению на открытии приюта, но перед этим он решает назидать Элене. Тогда женщина откровенно рассказывает о причинах, побудивших её к открытию приюта — капитан Алвинг отнюдь не был примерным семьянином и благодетелем округи, а лишь пьяницей и развратником. Служащая в доме Регина Энгстран на самом деле его внебрачная дочь. В приют фру Алвинг решила вложить все деньги капитана, чтобы наследство, полученное её сыном, состояло лишь из накопленных ей за жизнь сбережений. Неожиданно пастор и вдова слышат, как Освальд пытается обнять служанку, тогда Элене в голову неожиданно приходят воспоминания о том, что как её муж обнимал горничную — мать Регины. Это для неё словнопривидения прошлого.

Действие второе.

Фру Алвинг подробно рассказывает пастору историю о своём муже и горничной. Мандерс в ужасе от двух вещей — от того, что обвенчал столяра Энгстрана с «падшей женщиной», и от того, что горничная получила отступное. Тогда вдова обвиняет пастора в том, что тот содействовал тому, что она была вынуждена жить с «падшим мужчиной». Оказывается, что через год после свадьбы Элене покинула мужа и пришла к пастору со словами «Вот я, возьми меня!» Пастор смущенно замечает, что никогда не относился к фру Алвинг кроме как к жене другого мужчины. Женщина ставит это под сомнение, но тему не продолжает. Элене размышляет о том, что возможно её сына стоило бы женить на Регине, но эта мысль приводит пастора в ужас. Появляется столяр Энгстран, которого Мандерс пытается отчитывать за произошедшее. Но тот заявляет, что все деньги были истрачены сугубо на воспитание дочери его жены. Мандерс утешается этим и уходит провести молебен в приюте. Тем временем приходит Освальд. Он рассказывает матери о своём заболевании. По мнению доктора, который его обследовал в Париже, это следствие распутного образа жизни его отца. Это как гром среди ясного неба для вдовы. Внезапно Освальд говорит, что желает поехать с Региной в Париж. Фру Алвинг вынуждена согласиться с этим. Неожиданно загорается приют.

Действие третье.

Мандерс и Энгстран собираются уезжать. Столяр убеждает пастора, что деньги, находившиеся в фонде для приюта, можно использовать для заведения для моряков. Тем временем фру Алвинг остаётся с Освальдом и Региной. Сперва речь заходит о болезни юноши, а затем вдова открывает им обоим тайну происхождения Регины. Девушка решает покинуть дом Алвингов, мотивируя это тем, что не хочет быть сиделкой при больном, и тем, что её не воспитали здесь как дочь благородного человека. Мать и сын остаются одни. Наступает утро, и у Освальда внезапно возникает приступ…

Постановки и экранизации пьес

Драмы Ибсена пользуются популярностью в театрах. Многие из них были поставлены в начале XX века К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко на сцене Художественного театра, а роль Стокмана считалась одной из лучших в репертуаре Станиславского. В настоящее время в России пьесы Ибсена можно увидеть в Ленкоме («Пер Гюнт», режиссёр Марк Захаров), Театре им. Вахтангова («Пер Гюнт», режиссёр Юрий Бутусов), театре Школа драматического искусства («Пер Гюнт», режиссёры Ольга Бондарева и Евгений Поляков).

Фильмы по произведениям Г. Ибсена регулярно снимаются на его родине. Среди них можно назвать такие, как: «Дикая утка» (1963 и 1970), «Кукольный дом» (1973, 2009), «Фру Ингер из Эстрота» (1975), «Женщина с моря» (1979), «Враг народа» (2004), «Пер Гюнт» (2008), «Гедда Габлер» (2016). За пределами Норвегии были экранизированы «Терье Виген» (Швеция, 1917), «Кукольный дом» (Франция/Великобритания, 1973), «Гедда Габлер» (1993).

На основе пьесы «Привидения» было сделано несколько постановок:

Первая постановка осуществлена скандинавской труппой в Чикаго в 1882 году. В Дании первое представление пьесы состоялось лишь в 1903 году. Сценографом берлинской постановки 1906 года выступил Эдвард Мунк.

В России пьеса была долгое время запрещена (ввиду критического освещения роли церкви) и в итоге поставлена только 7 января 1904 года в Санкт-Петербурге в театре Неметти. 24 октября того же года состоялось представление «Привидений» в драматическом театре Веры Фёдоровны Комиссаржевской. Во Художественном театре премьера состоялась 31 марта 1905 года под руководством К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. В Малом театре пьеса была поставлена в 1909 году. Переведена пьеса на русский язык Анной и Петром Ганзенами.

В 1915 г. на экраны вышли первые киноверсии «Привидений»: в США пьесу экранизировала компания Д. У. Гриффита, а в России — Владимир Гардин. В итальянской киноверсии 1918 года главные роли исполнили Эрмете Цаккони и его жена.

В декабре 2016 года в Москве состоялась премьера иммерсивного шоу «Вернувшиеся», в основу которого положена пьеса Ибсена. Режиссёрами стали участники американской театральной компании Jorney Lab Виктор Карина и Мия Занетти и Мигель, хореограф-постановщик и наставник шоу «Танцы» на ТНТ. В 2022 году пьесу «Привидения» поставил в петебрургском театре БДТ режиссёр Роман Мархолиа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: