Скульптор матвей манизер. он памятник себе воздвиг на новодевичьем кладбище

Абстрактные 70-е

В 70-е поиски нового продолжились. Герхард Рихтер начал эксперименты с воздействием цвета на зрителя, обратившись к традициям абстракционистов. Был создан цикл картин под общим названием «Серое». Это были полотна с различными оттенками серого цвета, ставшего для художника любимым.

В цикле картин «Цвета» эксперименты продолжились: к серому цвету как основе Рихтер стал примешивать цветную палитру. В итоге им было получено свыше 4000 тонов, которые легли в основу серии полотен «Абстрактная живопись». В 1972-м Герхард стал триумфатором Венецианской биеннале, а спустя год прошла первая выставка в США.

От храма к Храмовым

Наконец речь зашла и о новом проекте, предлагаемом Дмитрием и Марией Храмовыми. Интересный во всех отношениях проект не предполагает кардинальных изменений на площади и строительства грандиозных сооружений. Именно идея Храмовых стала основанием для обсуждения переноса памятника. Дмитрий Храмов согласился вкратце описать проект возможной реконструкции и высказал свое мнение по поводу переноса памятника в сквер:

«Наше предложение по переносу памятника Куйбышеву с площади в прилегающий к ней сквер является не самоцелью, связанной с какими-то политическими и идеологическими предпосылками. Этот шаг – один из этапов предлагаемой нами реконструкции и благоустройства центральной площади города.

Современное состояние площади не отвечает функции ее как резервуара культурных событий и места ежедневного времяпрепровождения и отдыха горожан. Сравнивая ее с европейскими площадями, которые насыщены активной повседневной жизнью, грустно видеть нашу площадь в образе плаца, ведь у нее большой потенциал общественного пространства. Активизацию этого потенциала мы предлагаем осуществить путем реконструкции четырех скверов с четким их функциональным назначением и планировочно-пространственным раскрытием их в город, созданием пятого сквера по оси ул. Рабочей на ул. Галактионовской и созданием рекреационного пространства с интерактивными свето-музыкальными фонтанами вдоль всего главного фасада театра. Используя новые технологии, ППУ трубы, изоляция стыков которых повышает прочность трубопровода, фонтан предлагается перекрыть решеткой в уровне мощения площади, скрытые чаша и конструкции фонтана не будут мешать обычным мероприятиям на площади, тогда как объемно-пространственное решение самих струй может быть срежиссировано в зависимости от событий на площади.

Такая пространственная доминанта гораздо сильнее композиционно будет «держать» весь ансамбль площади, соответствуя как классицистическому симметричному построению ее относительно фасада театра, так и модернистскому мощному движению пространства от ул. Красноармейской к ул. Вилоновской. Существующий памятник Куйбышеву, созданный скульптором для восприятия вблизи и снизу проходящими колоннами демонстрантов, не выполняет необходимой композиционной роли пространственной доминанты площади. Для сохранения исторической памяти и связи поколений памятник предлагается сохранить, перенеся его в прилегающий к театру Мемориальный сквер, создав ему соответствующее пространство для восприятия, выгодно подчеркнув его как произведение искусства в замыслах скульптора. Мы знаем, что по поводу переноса существует множество полярных мнений общественности. Выявив их, можно пойти на компромисс и вписать памятник в концепцию реконструкции, но наше предложение по переносу, своего рода реабилитация его, на наш взгляд, более честное и чистое решение».

В беседе с Дмитрием Храмовым мы обсудили плюсы и минусы существующего ансамбля площади и в частности расположенного на нем памятника Куйбышеву. Художественные качества памятника работы известного советского скульптора Матвея Манизера мы не обсуждали. Несомненным является то, что памятник является историческим и художественным наследием Самары, и вопрос его ликвидации даже не может быть рассмотрен. Как заметил Дмитрий Храмов, критике можно подвергнуть любое произведение. Объективной критики заслуживает и работа архитекторов Каценеленбогена и Троцкого, как перегруженное массивными декоративными элементами здание театра, так и расположение памятника Куйбышеву и его восприятие с различных точек площади.

«Не им убирать то, что не они создавали», — отметил Ваган Каркарьян в комментарии «Самарской газете». Приблизительно это же мы обсудили и с Дмитрием. Возможно, ленинградские архитекторы допустили ошибки при проектировании площади Куйбышева, однако исправлять их ошибки спустя более чем 70 лет нелогично.

«Сюрреализм»

Следующим к вопросу переустройства главной площади города обратился самарский архитектор Леонид Кудеров. К счастью, информации о том, что реализация этого проекта обсуждалась или планируется к обсуждению, нет (будем надеяться, и не будет). Проект предполагал активное включение площади в структуру городского центра, что, с одной стороны, хорошо. Однако это планировалось сделать за счет размещения на площади подземного городского музея (Музея истории храма), в зоне двух скверов расположить на различных уровнях объекты культурно-рекреационного значения и ресторан, а «фоном» театру послужило бы высотное здание на улице Галактионовской, на верхних этажах которого располагается гостиничный комплекс. Воистину, нет предела человеческой фантазии…

Биография и творчество Герхарда Рихтера

Будущий художник появился на свет 8 февраля 1932 года в Дрездене. Глава семьи Герхарда Рихтера, учитель по образованию, в силу причин состоял в национал-социалистической партии. Трудно сказать, что молодой отец разделял взгляды Третьего Рейха, но, судя по всему, мужчина чувствовал вину за происходившее по вине его народа во время Второй Мировой войны и внушил это неприязненное чувство подрастающему сынишке. Позднее тема нацизма и войны будет прослеживаться в полотнах Герхарда Рихтера. А пока он просто подрастал на радость родителям Хильдегарде и Хорсту. В 1936 родители Герхарда Рихтера подарили мальчику сестричку Гизелу.

Герхард Рихтер в юности

Перебравшись на остров Райхенау, подальше от восточногерманских страстей, родители Герхарда Рихтера посвятили себя всестороннему образованию сына и дочери: отец обучал мальчика точным наукам, а мама погружала ребят в волшебным мир литературы. Задатки творческой одаренности Герхарда чувствовались уже в школьные годы. А после получения аттестата парень освоил специальность художника рекламы и декораций и устроился подмастерьем к художнику-оформителю.

Герхард Рихтер в молодости

Счастья поступить в Дрезденскую академию художеств с первого раза Рихтеру не представилось. Его работы сочли чрезмерно «буржуазными».

Мало-помалу начинающий художник начал осознавать, что его картины не смогут быть понятыми в нынешней политической обстановке. Ему попросту не давали возможностей для профессионального роста и самореализации.

В 1957, уже будучи женатым, Герхард Рихтер попросил политического убежища по другую сторону «стены» и переехал с женой в Дюссельдорф. Здесь для перспективного дарования открылись новые перспективы: он совершенствовался в живописи и фотографии, много путешествовал в поисках вдохновения, заводил интереснейшие знакомства, общался с коллегами, набираясь опыта.

Герхард Рихтер

К тому периоду относится его активность в сфере проб разных видов художественных техник: от откровенного поп-арта и абстракционизма до экспрессионизма и экспериментов с цветом.

Кадр из фильма о Герхарде Рихтере

Здесь особенно стоит обратить внимание читателя на целый проект под названием «Серое» состоящий из нескольких полотен, который возымел небывалый успех в среде истинных ценителей искусства

Цикл работ «Серое»

Позже появились серии видов на облака, горы, город, монохромные пейзажи и знаменитые «48 портретов» интеллектуалов.

Ретроспектива «48 портретов»

Переехав в Кельн, Герхард Рихтер подарил местному собору роскошный пиксельный витраж из мозаики.

Мозаичный витраж в Кельнском Соборе

Тогда же Рихтером были написаны наиболее известные работы «Чтение», «Бетти», «Мориц».

«Чтение»

Примечания

  1. ↑ Манизер Матвей Генрихович // Большая советская энциклопедия:
  2. Matvey Manizer // Manizer, Matvey (англ.) // Grove Art Online
  3. art-100.ru. Дата обращения: 18 марта 2019. Архивировано из оригинала 4 мая 2020 года.
  4. Манизер Матвей Генрихович // Ломоносов — Манизер. — М. : Большая российская энциклопедия, 2011. — С. 757. — (Большая российская энциклопедия :  / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 18). — ISBN 978-5-85270-351-4.
  5. М. Золотоносов. Можно ли из ЦПКиО сделать парк тоталитарного периода? Город’812 Online Архивная копия от 12 марта 2011 на Wayback Machine; фото отливки в Москве Архивная копия от 6 января 2017 на Wayback Machine; ещё фото отливки в Москве Архивная копия от 21 мая 2013 на Wayback Machine; фото из альбома «И это тоже Харьков…» Архивная копия от 29 октября 2013 на Wayback Machine
  6. Манизер, М. Г. Скульптор о своей работе. — Москва, Ленинград, 1940.
  7. Манизер Матвей Генрихович — статья из Большой советской энциклопедии. 

Связь с Родиной

В творческом наследии этого художника Дрезден занимает особое, почетное место. Еще в 2006 году Герхард завещал свой архив государственным музеям Саксонии. В дополнение к двум залам в «Галерее новых мастеров», полностью отведенным под работы Рихтера, архив располагает полным собранием книг, каталогов, статей и рецензий, а также неопубликованных материалов художника. Это уникальное хранилище имеет право совместно с другими музеями организовывать выставки работ немецкого мастера.

Сегодня Герхард Рихтер — это… понятие. Искусствоведы дружно поклоняются его картинам, ценители искусства готовы платить за его работы миллионы, а молодые художники завидуют и его богатству, и тому перфекционизму, с которым он подходит к своему делу.

Герхард Рихтер

Родился в 1932 году в Дрездене. В возрасте 29 лет сумел эмигрировать в Западную Германию, успев, правда, отучиться в дрезденской Высшей школе изобразительного искусства («Hochschule für Bildende Künste Dresden»)

После эмиграции он начал экспериментировать в духе поп-арта с рекламными объявлениями и дорожными знаками, итог этих творческих поисков он и его соратники по творчеству называли «капиталистический реализм». Затем Г. Рихтер начал работать на стыке живописи и фотографии.

По данным справочника «Artindex 2014» Герхард Рихтер обладает рекордом в области личных прижизненных выставок — 1 256 экспозиций по всему миру. Нынешняя ретроспектива в Швейцарии в городе Риен (Riehen bei Basel) была организована известным швейцарским куратором Гансом Ульрихом Обристом (Hans Ulrich Obrist).

Фрагмент картины Г. Рихтера «Череп и свеча» размещен на обложке альбома «Daydream Nation» рок-группы «Sonic Youth». Художник отказался взимать с музыкантов деньги за использование его работы. Оригинал полотна находится в рабочей студии «Sonic Youth» в Нью-Йорке.

В рассказе американского писателя Дона Делилло «Looking for Meinhof» описывается встреча двух незнакомцев в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке «МОМА» у картины Г. Рихтера «October 18, 1977». Полотном Герхарда Рихтера обладает один из героев фильма «Список контактов» («Deception», 2008 г.).

В 2011-2012 годах была организована его обширная, но довольно мрачная ретроспектива под названием «Gerhard Richter: Panorama» в лондонском музее «Tate Modern».

Затем эта экспозиция была показана в берлинской «Новой Национальной галерее» («Neue Nationalgalerie») и в парижском «Центре Жоржа Помпиду» («Centre Georges Pompidou»). Нынешняя выставка в Швейцарии носит куда более светлый характер.

«Атлас»

Под таким названием выставляются работы особенной выставки Рихтера. «Атлас» — это географическое собрание отображений земли для ориентации, которое между строк подразумевает ориентацию в многолетнем творчестве художника.

На выставке представлены эскизы, фотографии, газетные вырезки и рисунки, послужившие Герхарду источниками вдохновения, основой для его работ. «Я вижу 100000 ландшафтов, фотографирую лишь один из них, а рисую только несколько из ста сфотографированных», — так описывает Рихтер свою работу с обширным материалом и ограниченные возможности искусства.

Свои хранившиеся в многочисленных ящиках фотографии Рихтер впервые решил выставить в 1972 году в Голландии. С тех пор каждый последующий «Атлас» комплектуется и выставляется по-новому, в измененной форме. Выставка включает в себя более 700 мотивов, разбитых по темам и картинам и подготовленных к выставке собственноручно автором.

«Атлас» действительно помогает сориентироваться в творчестве мастера, а многим — понять, за что же специалисты так ценят его работы. По расположенным рядом друг с другом фотографиям легко проследить ход мысли художника-перфекциониста в его вечных поисках совершенства. Видя, как долго, как интенсивно он готовится, какую немалую работу проделывает для создания картины, поневоле проникаешься глубоким уважением к его творчеству.

Янсон-Манизер Елена Александровна (1890–1971)

Родилась в Петербурге. В 1922-1925 годах училась на скульптурном факультете Высшего художественно-технического института у М.Г. Манизера, за которого в 1926 году вышла замуж. в отличие от мужа – монументалиста была великолепным мастером миниатюрной скульптуры и декоративных рельефов. Удивительно точно умела передавать движение. Основными темами её творчества были спорт и балет.

Под влиянием супруги в 30-е годы Матвей Манизер создал несколько фигур спортсменов которые затем были растиражированы и украшали парки культуры и отдыха, стадионы и другие общественные места

В московском метро кроме 20 фигур на станции Площадь революции Манизер создал композицию «Партизаны» (станция Партизанская) и «Белорусские партизаны» на станции «Белорусская».

Работы Матвея Манизера в московском метро

Работы Матвея Манизера в московском метро

Его жена участвовала в оформлении станции метро «Динамо», создала 24 сюжета круглых фарфоровых рельефов, посвященных разным видам физкультуры и спорта. Создала 16 барельефов на тему многонационального СССР и рельефный портрет И. В. Сталина в окружении знамен на станцию метро «Добрынинская» (1949).

В 40-е-50-е годы 20 века Матвей Манизер был одним из авторитетнейших советских скульпторов. Об этом свидетельствует тот факт, что в марте 1953 года именно ему доверили снять посмертную маску И.В. Сталина Еще при жизни вождя в 1951 году Матвей Генрихович Манизер получил участок под постройку собственного дома неподалеку от станции метро «Аэропорт» на улице 8 марта.

Согласитесь иметь собственный двухэтажный особняк, в нескольких километрах от центра Москвы в советские времена было более чем престижно.

Скончался академик Манизер в 1966 году в возрасте семидесяти пяти лет, оставив богатейшее творческое наследие. Был похоронен на шестом участке Новодевичьего кладбища. В 1971 году рядом с ним упокоилась и супруга. По завещанию художника, на могиле был установлен памятник его собственной работы.

Совсем молодые и удивительно красивые мужчина и женщина напоминают античных героев. Их нагота не кажется неуместной на кладбище, а выглядит как воплощение вечной жизни и любви. Наверное, они хотели, чтобы люди запомнили их молодыми и красивыми. На мой взгляд, мастеру это удалось, ведь он был действительно мастером.

На этом пока все. До новых встреч мои уважаемые читатели и подписчики.

Читайте на канале :

definition — Манизер_Матвей_Генрихович

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Манизер, Матвей Генрихович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Матве́й Ге́нрихович Ма́низер (5 марта — 27 декабря ) — скульптор, народный художник СССР (), действительный член Академии художеств СССР (), вице-президент Академии художеств СССР (—), лауреат трёх Сталинских премий (), (), (). М. Г. Манизер создал ряд произведений, ставших классикой соцреализма. Член ВКП(б) c 1941 года.

Автор посмертной маски Сталина.

Биография

В — учился в Центральном училище технического рисования Штиглица, в — — в Рисовальной школе Общества передвижных выставок, в — — в Академии художеств. С  — на преподавательской работе.

С  — член Ассоциации художников революционной России.

Памятник Шевченко в Харькове () Манизера. Считается лучшим в мире памятником поэту

В — — председатель правления Ленинградского отделения Союза художников РСФСР.

Создал ряд памятников монументальной скульптуры, в том числе В. Володарскому на пр. Обуховской Обороны, «Жертвам 9 января 1905 года» на кладбище памяти жертв 9 января (бывшем Преображенском православном), Д. И. Менделееву во дворе Технологического института на Московском проспекте, памятник В. И. Ленину в Петрозаводске (арх. Ильин Л. А.), барельеф Пушкина на месте его дуэли, барельеф «Рабочий» на здании Петровского пассажа в Москве и другие.

Барельеф «Рабочий» на стене Петровского пассажа

С жил в Москве.

В 40-е годы скульптором была выполнена статуя А. С. Пушкина для нового здания вокзала в городе Пушкин (станция Детское село).

Большие монументальные работы Манизер осуществил для Московского метрополитена. Наиболее известна станция «Площадь Революции» (1939), где в низких углах арочных проходов размещены большие фигуры с атрибутами различных родов деятельности — пограничник с собакой, птичница с курицей, молодой рабочий с шестеренкой и т. д.

Умер М. Г. Манизер в 1966 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Надгробный памятник М. Г. Манизеру на Новодевичьем кладбище.

Во время Великой Отечественной войны передал присуждённую ему Сталинсккую премию в Фонд обороны:

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1941) — за памятник В. И. Ленину в Ульяновске
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за скульптуру «Зоя Космодемьянская»
  • Сталинская премия второй степени (1950) — за памятник академику И. П. Павлову в Рязани

Семья

Отец — Генрих Матвеевич Манизер (1847-1925), российский художник

Брат — Манизер Генрих Генрихович, (1889-1917) , российский этнограф и языковед. Основные труды по этнографии и языкам индейцев Юж. Америки, собрал богатые этнографические коллекции.

Жена — Янсон-Манизер Елена Александровна (1890–1971), советский художник и скульптор.

Сын — Гуго, российский художник.

В честь скульптора назван завод художественного литья «Монументскульптура» (Санкт-Петербург, Растанный проезд, 1)

В 1965 году на киностудии «Центрнаучфильм» был создан фильм-портрет «Призвание скульптора» о Манизере (режиссёр Томберг, Владимир Эрнестович).

Манизер Матвей Генрихович. Биография и творчество художника на Artonline.ru

Семья

Отец — Генрих Матвеевич Манизер (1847-1925), российский художник

Брат — Манизер Генрих Генрихович, (1889-1917) , российский этнограф и языковед. Основные труды по этнографии и языкам индейцев Юж. Америки, собрал богатые этнографические коллекции.

Жена — Янсон-Манизер Елена Александровна (1890–1971), советский художник и скульптор.

Сын — Гуго, российский художник.

В честь скульптора назван завод художественного литья «Монументскульптура» (Санкт-Петербург, Растанный проезд, 1)

В 1965 году на киностудии «Центрнаучфильм» был создан фильм-портрет «Призвание скульптора» о Манизере (режиссёр Томберг, Владимир Эрнестович).

Манизер Матвей Генрихович. Биография и творчество художника на Artonline.ru

Куйбышев Валериан Владимирович

(1888-1935), революционер, советский политический и партийный деятель. Учился в Омском кадетском корпусе, Санкт-Петербургской военной академии и на юридическом факультете Томского университета. С 1906 по 1917 год за революционную работу арестовывался и сбегал как минимум 7 раз, пока окончательно не был освобожден во время Февральской революции. Руководил обороной Астрахани против войск Колчака. Являлся руководителем осуществления плана ГОЭЛРО, председателем Госплана СССР, одним из советников Иосифа Сталина по вопросам экономики. Был трижды женат. В 1935 году обвинен в троцкизме. Вскоре после этого скончался от закупорки тромбом сердечной артерии. Похоронен в Кремлевской стене.

Работа

  • Памятник В. Володарскому ru , проспект Обуховской Обороны ru , Ленинград. Произведение 1925 года, посвященное памяти советского политика В. Володарского .
  • Памятник жертвам 9 января 1905 года ru , Фрунзенский район , Санкт-Петербург. Работа 1932 года, посвященная памяти погибших в резне в Кровавое воскресенье 1905 года .
  • Памятник Василию Чапаеву , Самара . Многофигурная конно-скульптурная композиция 1932 года, посвященная памяти полководца Красной Армии Василия Чапаева .
  • Памятник Ленину ru , Минск , 1933 год.
  • 80 бронз советских граждан для Московского метро » Площадь Революции » , 1938 г.
  • Памятник Тарасу Шевченко ru , Харьков , Украина . Многофигурная скульптурная композиция 1935 года, посвященная памяти украинского поэта и гуманиста Тараса Шевченко .
  • Памятник Валериану Куйбышеву в Самаре, 1938 г.
  • Памятник на могиле Тараса Шевченко ru , Киев , Украина , 1938 год.
  • Памятник Ленину в Ульяновске , 1941 год, за что Манизер был удостоен Сталинской премии второй степени .
  • Бронзовые скульптуры Героев Советского Союза Матвея Кузьмина и Зои Космодемьянской на станции московского метро » Партизанская » , 1943 год, за что Манизер был удостоен Сталинской премии I степени.
  • Памятник метростроителям на станции Московского метро Электрозаводская , 1944 г.
  • Бюст Александра Покрышкина ru в Новосибирске . Произведение 1949 года, посвященное памяти дважды Героя Советского Союза Александра Покрышкина .
  • Памятник Ивану Павлову в Рязани , 1950 год, за что Манизер был удостоен Сталинской премии второй степени.
  • Памятник Ленину у стадиона в Лужниках . Вариант его ульяновского памятника Ленину 1940 года, построенного для Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе , установленного возле Центрального стадиона имени Ленина в 1960 году.
  • Памятник Илье Репину ru , Болотная площадь , Москва. Работа 1958 года, посвященная художнику Илье Репину .
  • Памятник героям, Джакарта . Работа 1963 года, посвященная памяти тех, кто боролся за независимость Индонезии .
  • Памятник Василию Чапаеву ru , Ленинград. Версия его работы 1932 года, сделанная в 1933 году и установленная в 1968 году.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: