История московского художественного академического театра. справка

Москвин и Мейерхольд: у истоков МХАТа

Первыми актёрами новорождённого театра стали участники Московского филармонического общества, где преподавал сам Немирович-Данченко. В их числе были, например, Иван Москвин, Ольга Книппер (жена Антона Чехова), Маргарита Савицкая и сам Всеволод Мейерхольд! К ним присоединились также участники любительских спектаклей, которые ставил Станиславский: Мария Андреева, Мария Лилина (жена Станиславского), Василий Лужский, Георгий Бурджалов. А первый спектакль, который в октябре 1898 года увидел свет на сцене МХАТа, был поставлен по трагедии Алексея Толстого «Фёдор Иоаннович». Главного героя сыграл Иван Москвин.


Художественный театр, 1899 год. (pinterest.com)

Раскол из-за творческих разногласий: повторение прошлого

Яркие и успешные постановки на сцене МХАТ продолжали чередоваться с проходными спектаклями. Штат театра оказался чрезмерно раздуты. Это не способствовал здоровым отношениям в самом разношерстном коллективе.

С трудом уживались на одной сцене работавшие еще со Станиславским ветераны со старой театральной позицией и пришедшая в МХАТ молодежь. В 1987 году накал страстей привел к расколу труппы, но произошел он не только из-за конфликта творческих поколений, а по многим причинам. Среди них:

  • нарастание всех видов внутренних проблем, включая административные;
  • отсутствие единой творческой программы;
  • частые компромиссы при выборе репертуара, на которые было вынуждено идти руководство театра.

Это и многое другое привело и образованию двух самостоятельных коллективов. Некоторое время в Москве существовало два МХАТа им. М. Горького. Один возглавляла Татьяна Доронина. Обосновалась труппа в здании на Тверском бульваре. Другим руководил Олег Ефремов.

Ефремовские последователи остались в историческом здании театра. Они давали спектакли в Камергерском переулке. Начиная с 1989 г. это новое творческое образование стало официально носить имя А. П. Чехова.

«Онегин»

Театр на Таганке

«Предвижу всё: вас оскорбит…» — с этого предупреждения консервативному зрителю когда-то начинался на «Таганке» спектакль «Евгений Онегин» в постановке Юрия Любимова. И он был хулиганским, живым, прекрасным и очень пушкинским по духу.

Мюзикл «Онегин», поставленный сейчас на объединенной «Таганке», едва ли может кого-то оскорбить. Разве что вызвать недоумение. Режиссер Алексей Франдетти, как говорится, «приехал в Тулу со своим самоваром»: взял сочинение двух малоизвестных канадских авторов, рассчитанное на тех, кто не изучал пушкинский роман в школе. Музыка Веды Хилле написана в стиле инди-рок с вкраплениями цитат из Чайковского, а прозаическое либретто Амиэля Глэдстоуна переведено с английского стихами и дополнено строфами из оригинала.

Просто приходил Сережка_4


Актеры Павел Левкин в роли Онегина (справа) и Иван Коряковский в роли Ленского во время пресс-показа мюзикла «Онегин» в постановке режиссера Алексея Франдетти в театре на Таганке

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

И жизнь, и слезы, и любовь: российские зрители не забывают Николая Губенко

К 80-летию со дня рождения народного артиста РСФСР

Это театр в театре: бродячая труппа, перемещаясь на большом автофургоне, разыгрывает в эклектичных костюмах лав-стори про Онегина (исполняющий его Павел Левкин — бесспорно, главная звезда шоу), Ленского и сестер Лариных. При этом зрителей обещают… повеселить. Чем же, интересно?

Вероятно, театр рассчитывает таким образом — через суррогат и эрзац — приобщить молодежь к классике. Цель благородная, правда, едва ли осуществимая.

Еще один дом для МХТ

Хабенский не отвергает творческие эксперименты, и в МХТ еще не раз напомнит о себе кино. Из числа кинорежиссеров здесь хотят видеть Жору Крыжовникова и Юрия Быкова. Но случится это не раньше, чем через два года.

Кроме того, в МХТ с нетерпением ждут появления в этих стенах классика отечественной сцены — режиссера Анатолия Васильева. Мэтр давно ничего не ставил в Москве. Сейчас идет обсуждение пьес, которые он мог бы выбрать.

Заслужено артистом: зачем в МХТ и МХАТе меняют руководителей

Что предстоит изменить в художественных театрах Константину Хабенскому и Владимиру Кехману

А ближайшая премьера в театре — 27 и 28 ноября на основной сцене. Это будет «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» по Венедикту Ерофееву. Режиссер — Уланбек Баялиев, в главных ролях — Дмитрий Назаров и Игорь Верник.

Но, чтобы всё не было так сахарно, перца добавил артист и ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий

Он попросил Константина Хабенского обратить внимание на недостроенный филиал МХТ, который пытался создать еще Табаков: шесть лет назад Олег Павлович заложил камень в основание здания рядом с метро «Коломенская». Но руководство, пришедшее на смену мэтру, отказалось от этого филиала

— Я знаю, что вы в курсе ситуации, Константин Юрьевич, — сказал Игорь Золотовицкий. — Здание стоит, и ничего с ним не происходит. Оно выстрадано Олегом Павловичем. Мы очень хотим, чтобы филиал вернули МХТ.

Предложение коллеги коллектив воспринял на ура.

— Я не очень привык говорить о том, чего еще нет, — ответил худрук. — Сцен пока у нас три. Но работа над вопросом, затронутым вами, идет.

Персоналии[править]

Руководство театраправить

  • Стеклов Владимир — художественный руководитель
  • Ахметшин Рустем — генеральный директор
  • Банковский Руслан — директор театра
  • Домнич Дмитрий — продюсер

Создатели спектаклейправить

  • Стеклов Владимир
  • Гаркалин Валерий
  • Банковский Руслан
  • Мохов Александр
  • Шайдаков Сергей
  • Ожогин Алексей
  • Иванов Максим
  • Кутасов Сергей

Артисты театраправить

Представлены артисты, которые сотрудничали или сотрудничают с театром.

  • Стеклов Владимир
  • Гаркалин Валерий
  • Банковский Руслан
  • Мохов Александр
  • Стержаков Владимир
  • Чернов Юрий
  • Шейнин Алексей
  • Анохина Ольга
  • Татарова Людмила
  • Гришаева Нонна
  • Галкин Борис
  • Проклова Елена
  • Долинский Владимир
  • Хохлова Ольга
  • Фомин Дмитрий
  • Светлова Инга
  • Павлик Михаил
  • Шония Ник
  • Клаус Светлана
  • Веснина Владислава
  • Науменко Яна
  • Рожков Денис
  • Мазуров Дмитрий
  • Диланян Артур
  • Тарасова Виктория
  • Долинская Полина
  • Незговорова Ольга
  • Мейеров Никита
  • Баранчеев Пётр
  • Николаев Иван
  • Довлатова Алла
  • Аноприков Александр
  • Лачина Ирина
  • Рапопорт Александр
  • Мохова Ирина
  • Василенко Евгений
  • Смирнов Александр
  • Васильева Полина
  • Тополь Дмитрий
  • Павлов Алексей
  • Хижняк Мария
  • Кременецкая Мария
  • Левочкин Евгений
  • Ковалевская Юлия
  • Введенская Кристина
  • Смирнов Евгений
  • Саватеева Алина
  • Тайгер Александр
  • Дзюник Леонид
  • Груненков Артем
  • Степин Сергей

Легендарная «Чайка»

После основания театр ожидало ещё одно испытание: постановка «Чайки» Чехова, которую собирались представить публике 17 декабря 1898 года. Проблемы было две: за два года до этого «Чайка» полностью провалилась в Александринском театре в Санкт-Петербурге, к тому же, пока Чехов был в Ялте, обострилась его болезнь, туберкулез. Неудача могла бы ускорить кончину писателя. Станиславский поначалу вообще считал, что пьеса не предназначена для сцены. Но Немирович-Данченко воспринял эту пьесу как своеобразный Рубикон, который должен был решить, существовать дальше театру или нет. В итоге спектакль имел оглушительный успех. И, кстати, именно при постановке «Чайки» Станиславский придумал знаменитый приём, ставший для МХАТа фирменным, — игру с долгой паузой.


Сцена из спектакля «Чайка», 1898 год. (pinterest.com)

Кроме «Чайки» на сцене МХАТа были поставлены ещё несколько произведений Чехова: «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» и «Иванов». Станиславский и Немирович-Данченко убедили Горького попробовать себя в драматургии, после чего поставили его пьесы «На дне» и «Мещане». Обращались и к зарубежной драматургии, например, к произведениям Генрика Ибсена. Немного позже вернулись к классике: Пушкину, Гоголю, Толстому, Мольеру.

Театральный раскол

Новой вехой в развитии театра стало назначение на пост главного режиссёра театра Олега Ефремова в 1970 году. Именно он привлёк к работе одних из самых выдающихся актёров того времени: Андрея Попова, Евгения Евстигнеева, Иннокентия Смоктуновского. Правда, труппа всё разрасталась, многие актёры подолгу сидели без дела. Постепенно в театре водворилось «двоецарствие»: труппа разделилась на две части, каждая со своим составом актёров и режиссёром.

В конце концов в 1987 году театр разделился надвое. Одна часть труппы, под руководством Олега Ефремова (с 2000 года под управлением Олега Табакова) получила название МХАТ (позже — МХТ) имени Чехова и расположилась в историческом здании МХТ на Камергерском переулке. Другая часть, под предводительством Татьяны Дорониной, сохранила старое название: МХАТ имени Горького. Так и получилось, что в Москве сегодня существует одновременно два МХАТа.

Описание МХАТ имени Горького

МХАТ им. М. Горького расположен по адресу: Москва, Тверской бульвар, д. 22. Это здание было возведено в 1973 году по проекту архитектора В. С. Кубасова и занимает почти целый квартал. Оно представляет собой величественное сооружение с темным фасадом с облицовкой коричнево-красным туфом.

По главному фасаду театра пущены длинные горизонтальные полосы — своеобразная имитация в камне складками спадающего вниз театрального занавеса. Главный вход подчеркивают поддерживающие фонари, сплошная белая полоса балконов, металлические кронштейны, барельефы с изображением четырех муз. Эти и другие элементы вносят ритм и динамику во всю композицию. Входы отодвинуты вглубь здания, к ним с улицы ведет широкая лестница. Общая стилистика фасада здания схожа с прообразами петербургского и в чем-то скандинавского модерна.

Зрительный зал театра рассчитан на посадку 1345 человек. Архитекторы создали яркое художественно-образное решение для театра, в котором присутствует ощущение стилистического единства цвета, формы и пластики. Здесь все выдержано в тонах, характерных для старого здания МХАТ. Интерьер, отделанный деревом, бронзой и камнем, отлично передает атмосферу торжественности. Применение натуральных материалов дало выразительное, но сдержанное решение. Деревом облицованы стены фойе, зрительный зал, колонны и даже лифтовые двери.

Мебель темно-зеленого оттенка гармонирует с облицовкой и островками зелени, выделенными подсветкой. В убранстве театра использован прием перетекающих пространств, здесь различные виды освещения изобретательно скрывают асимметричность внутренней организации, используются для акцентирования переходов из одного помещения в другое.

Эпоха Олега Табакова

На переломе тысячелетий, после трагической для всего театрального мира смерти Ефремова, которая произошла после продолжительной болезни в 2000 г., возглавил взращенный актером коллектив знаменитый и любимый публикой Олег Табаков. Слово «академический» исчезло из названия театра в 2004 г.

  • Сегодняшний МХТ им. Чехова – один из самых почитаемых критиками и любимых зрителями московских театров.
  • Огромную роль в этом новом становлении сыграл именно Олег Павлович Табаков, и это была одна из самых значимых ролей в его жизни.
  • Табакову удалось кардинально обновить и разнообразить репертуар. С успехом пошел целый ряд классических спектаклей. Стали появляться постановки по современной отечественной и зарубежной драматургии.
  • Великий актер, проявивший себя и талантливым руководителем, сплотил коллектив, который по-прежнему оставался несколько разношерстным.

Обновляя репертуар, О. Табаков в значительной степени сделал упор на классическую драматургию. На сцене театра пошел «Король лир» и «Гамлет», «Крейцерова соната» и поставленный А. Шапиро к 100-летию пьесы «Вишневый сад». В «золотой копилке» МХТ появились спектакли по произведениям Брехта, Моэма, Островского, Платонова.

  • К созданию нового репертуара МХТ приложили руку лучшие режиссерские кадры. В постановках участвовали С. Женовач, Ю. Бутусов, М. Брусникина, Е. Писарев, В. Рыжаков, М. Карбаускис.
  • Свою интерпретацию Булгакова предложил К. Серебренников в «Зойкиной квартире». С успехом пошли спектакли А. Шапиро.
  • Известный своими неординарными работами К. Богомолов создал настоящий «вудиальный театр», поставив на сцене МХТ по фильмам Вуди Аллена «350 Сентрал-парк Вест» и «Мужья и жены».

Олег Табаков привлек в труппу многие таланты страны — О. Яковлеву, А. Леонтьева, А. Покровскую, В. Хлевинского, В. Краснова, М. Голуб, С. Сосновского, К. Хабенского, М. Пореченкова, А. Белого, М. Трухина. Их имена на афишах являются гарантией неослабевающего зрительского интереса и неизменных сегодняшних аншлагов.

Вернулся и прежний спрос на билеты, купить которые сегодня для публики становится делом театральной чести! Хорошей традицией МХТ стало проведение различных фестивалей и юбилейных вечеров, и на них билеты расходятся очень быстро!

Становление театра: вехи истории МХТ

На сцене театра знаменитая чеховская «Чайка» была поставлена в конце 1898 г. Спектакль имел оглушительный успех. Тонкая, на редкость человечная драматургия Чехова оказалась «созвучной» тем принципам, которые исповедовал Станиславский.

  • В процессе работы над вышедшими одна за другой чеховскими пьесами «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Три сестры» сформировался коллектив актеров новой формации.
  • На подмостках театра играли такие великие мастера как О. Книппер, В. Качалов, И. Москвин, М. Савицкая.
  • Они стремились к максимальной достоверности и точности передачи внутреннего мира героев Чехова.

Конечно, не только чеховские произведения ложились в основу очередных премьер, которыми театр неизменно радовал зрителя. Спектакли «На дне» и «Мещане» по М. Горькому, «Синяя птица» по Метерлинку, «Горе от ума» по Грибоедову, шекспировский «Гамлет» стали программными для МХТ.

  • Труппа не только радовала, но и удивляла зрителей. Режиссеры предлагали совершенно новое прочтение русской классики.
  • По-иному со сцены зазвучали произведения Островского и даже Достоевского.
  • Оригинальной оказалась интерпретация современной зарубежной драмы Ибсена, Гауптмана.
  • «Дни Турбиных» (1926 г.), «Бронепоезд 14-69» (1927 г.) – об этих созданных под руководством Станиславского спектаклях говорила вся театральная Москва.

На сцене ставились современные произведения Булгакова, Катаева, Иванова. С аншлагами шли пьесы Мольера и Бомарше. В 1920 г. театр был возведен в ранг академического, а в 1932 г. получил новое название — МХАТ им М. Горького.

Упадок театра

В советские годы ведущим актёром труппы МХАТа был Василий Качалов, тот самый, собаке которого посвятил стихотворение Сергей Есенин. Правда, случилось так, что в 1919 году часть труппы во главе с актёром отправилась на гастроли по провинциальным городам, но из-за Гражданской войны смогла вернуться лишь в 1922. В этом же году начались триумфальные гастроли МХАТа по Европе и США. Некоторые актёры не захотели возвращаться в страну и остались в Америке. А Станиславский был разочарован, осознав, что больше не может найти подходящих для драмы людей. И в 1932 году в своём письме Немировичу-Данченко он заявил, что их театр больше не может называться Художественным, так как потерял свою идейную сторону.

МХТ – истоки: как все начиналось несколько веков назад

Сегодня уже не имеет значения, была ли состоявшаяся в июне 1897 г. в московском ресторане «Славянский базар» встреча К. Станиславского и В. Немировича-Данченко случайной или запланированной. Именно она положила начало МХАТу, театру, который вот уже второе столетие является гордостью российского искусства.

  • Первым спектаклем нового театра, а изначально он назывался Московским художественно-общедоступным, стала трагедия А. Толстого «Царь Федор Иоаннович».
  • К российской и зарубежной классике театр неоднократно обращался в последующие годы. Однако ключевую роль в становлении самобытного коллектива сыграло творчество А. П. Чехова.
  • Изображение чайки стало символом МХАТа, который он пронес через все годы своего существования, через века, через миллениум.

Вероятно, называя свой театр именем великого русского классика, Олег Ефремов именно это хотел подчеркнуть. На это же была направлена и его программа развития коллектива после распада МХАТа.

Всё началось со свидания

Московский художественный академический театр начался, как ни удивительно, со свидания! Пожалуй, самое знаменитое первое свидание в театральном мире произошло 22 июня 1897 года. Именно тогда в ресторане «Славянский базар» встретились именитый режиссёр Константин Сергеевич Станиславский и драматург Владимир Иванович Немирович-Данченко. На свидании, как принято, они признавались в любви, но не друг к другу, а к театру. Длилось свидание почти 18 часов! За это время Станиславский и Немирович-Данченко успели договориться о создании нового театра, определить его основные принципы (всё как у берлинской «Свободной сцены» и парижского «Свободного театра»: ансамблевость, подчинение всех составляющих спектакля единому замыслу, достоверность в создании антуража), а также продумать репертуар и состав труппы.


Немирович-Данченко и Станиславский. (pinterest.com)

Современность[править]

Владимир Стеклов — художественный руководитель МСХТ

В 2017 году по предложению Руслана Банковского художественным руководителем театра становится Владимир Стеклов. В этом же году как режиссер, Владимир Стеклов выпускает спектакль по мотивам пьесы А. Рейно-Фуртона «Страсти по-французски».

В 2017 году спектаклем «Страсти по-французски» был открыт Фестиваль в Республике Казахстан.

В июле 2018 года спектаклем «Анна Каренина» были открыты «Театральные встречи» в рамках Международного Фестиваля Искусств «Славянский Базар» в Витебске, Республика Беларусь.

В октябре 2018 года спектаклем «Анна Каренина» МСХТ открыл XXXIV Международный театральный фестиваль «Липецкие театральные встречи» в городе Липецк.

Театр принимает участие в различных акциях, фестивалях, форумах, например, «Ночь театров». Сотрудничает с ОО «Офицеры России», ФБУ «ЦОК ВКС».

Театр регулярно ездит на гастроли как по России, так и за границу. Например, в 2016—2020 годах театр был в Азербайджане, Казахстане, Латвии, Эстонии, Литве, Германии, Беларуси, США, Хабаровске, Южно-Сахалинске, Новосибирске, Барнауле, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане, Ростове-на-Дону, Абакане, Красноярске, Кирове, Владикавказе, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Надыме, Уренгое.

В настоящее время идет поиск помещения в городе Москва для возможности постоянного функционирования театра.

Московский Художественный театр имени А. П. Чехова: созданный гениями, любимый публикой

Свою современную историю Московский Художественный театр имени А. П. Чехова ведет с момента распада МХАТ им. Горького – легендарного столичного коллектива. Произошло это в 1987 году, когда, увы, случился один из самых громких скандалов в театральном мире. Произошел он фактически из-за разногласий при разработке творческой программы развития площадки.

  • Родились две независимые друг от друга, но равно талантливые труппы, корни творчества которых уходят в глубокое прошлое.
  • Один коллектив единомышленников возглавила легендарная Татьяна Доронина, второй – не менее легендарный Олег Ефремов.
  • Ефремовский театр назвали МХТ им. Чехова. Билеты на его спектакли пользовались и продолжают пользоваться неизменным спросом.

Разделение театра

Период пересторойки в стране коснулся и театра, в 1987 году он разделился на два театра: МХАТ под руководством Т. В. Дорониной, оставивший в своем названии имя М. Горького, и МХАТ под руководством О. Н. Ефремова, получивший имя А. П. Чехова. Символику МХАТ, парящую чайку, сохранили оба театра.

Однако именно доронинский МХАТ им. Горького считается правопреемником театра, основаного великим Станиславским. Худрук и труппа актеров считают своей главной задачей придерживаться традиций, сложившихся в советскую эпоху. После раздела свой путь они определяют как «возвращение к Станиславскому».

В разные годы советского периода театр удостаивался самых высоких наград со стороны правительства. МХАТу принадлежат орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени, орден Октябрьской Революции.

В настоящее время художественным руководителем и по совместительству директором МХАТ им. М. Горького является Народная артистка СССР Татьяна Васильевна Доронина.

Источники[править]

  1. «Липецкие театральные встречи» закончатся постановкой Бобровского. Мост ТВ. 10.10.2018 года..
  2. Новая Эпоха, 17.10.2019 Спектакль «Анна Каренина» вновь на бакинской сцене..
  3. СпутникАзербайджан. 05.03.2020 Известные российские актеры театра и кино представили бакинским зрителям популярное произведение Федора Достоевского..
  4. БакуСити. 05.03.2020 Звезды российского театра и кино представили бакинцам премьеру спектакля «РаскольникOFF»..
  5. OtyrarTV. Пьеса «Страсти по-французски» была принята шымкентцами на ура 20.12.2017.
  6. Спектакль «Мальчишник» в Актобе.Газета Диапазон. 18.12.2018 г..
  7. Актобе Таймс. 21.12.2018. На «Мальчишнике» мужчины признались в своих грехах..
  8. Стеклов, Долинский и другие российские звезды МСХТ привезут в Таллинн «Семейку Фани» 03.01.2019..
  9. Комсомольская правда, 07.12.2019 «Что за фигня, у меня другие планы»: директор ДК отменил спектакль «Анна Каренина», устроив вместо него дискотеку..
  10. Телеканал Катунь24, 23.10.2019 Московский современный художественный театр покажет «Анну Каренину» в Барнауле..
  11. Вести Алтай, 27.11.19 Московский Современный Художественный Театр покажет в Барнауле спектакль «Анна Каренина»..
  12. РИА Биробиджан, 13.12.2019 Любовь и трагедия: спектакль «Анна Каренина» МСХТ представили биробиджанскому зрителю..
  13. РепабликАбакан. «Мальчишник», как это было. 04.03.2020..
  14. Пульс Хакасии. 14.03.2020 Московский Современный Художественный Театр представит жителям Хакасии детективную комедию..
  15. Спектакль «Анна Каренина», 20.11.2017. ИК «Город», г. Киров.
  16. ТВ Кубань24, Краснодар 14.11.2019, «Мальчишник»..
  17. Алексанр Мохов в программе «Хорошее утро», 28.04.2020, телеканала «Кубань24» ВГТРК.
  18. Труд.ру 28.02.2020 Елена Проклова: Каждому в жизни выпадает свой остров..
  19. Ольга Хохлова в программе «Хорошее утро», 06.05.2020, телеканала «Кубань24» ВГТРК.
  20. Ольга Хохлова и Митя Фомин в программе «Арт-Интервью» телеканала «Кубань24» ВГТРК.
  21. Михаил Павлик в программе «Хорошее Утро», 22.05.2020, «Кубань24» ВГТРК.
  22. Иван Николаев в программе «Хорошее утро», 14.05.2020, телеканала «Кубань24» ВГТРК.
  23. Анна Каренина. afisha.ru (2016)..
  24. Cтрасти по-французски. afisha.ru (2017)..
  25. Провинциальные анекдоты. afisha.ru (2017)..
  26. Семейка Фани. afisha.ru (2018)..
  27. Семейка Фани. Комедия 27.06.2018 года. Группа Экспресс..
  28. Ольга Хохлова о спектакле МСХТ «Семейка Фани», 21.02.2018.
  29. Лала Алиева-Клычкова в программе «Хорошее утро», 30.04.2020, телеканала «Кубань24» ВГТРК.
  30. Мальчишник. afisha.ru (2018)..
  31. Премьера спектакля «Пантера» в постановке заслуженного артиста России Александра Мохова, ААР 21.02.2019..
  32. РаскольникOFF. afisha.ru (2020)..
  33. Спектакль «РаскольникOFF», русская классика в Германии! AFISHA.DE (27/04/2020)..

Театр для всех

Но между знаменитым свиданием и первой постановкой прошёл целый год! Чем же занимались все это время Станиславский, Немирович-Данченко и их актёры? Неужели просто репетировали? Конечно, нет. Как оказалось, открыть театр было не так-то легко. Отцы-основатели считали, что театр должен быть в первую очередь «общедоступным», чтобы любой житель Москвы мог позволить себе билет. Для этого были нужны государственные субсидии, в которых Московская городская Дума отказала.

Пришлось обращаться к частным пайщикам, из-за чего цены на билеты, конечно, возросли (кстати, активное участие в жизни театра принимал меценат Савва Мамонтов). Поэтому Художественно-общедоступным театр так и не стал, а в 1901 году получил то имя, под которым многие его и знают: МХТ, Московский художественный театр. Определение «академический» театр получил в 1919 году, а посвящение Горькому — в 1932.

Театральный кризис, творческий застой и возрождение

Все годы МХАТ жил одной жизнью со всей страной, и происходящие в ней события не могли не отразиться на его судьбе

Пристальное партийное внимание к репертуару, общая напряженная обстановка 30-х годов привели к постановке откровенно слабых, «проходных» пьес

  • Это было время застоя, кризиса и разочарований. Билеты на спектакли перестали «отрывать с руками». Аншлаговых постановок уже не перестали ждать и зрители и труппа.
  • Ситуация усугублялась возникшими между Станиславским и Немировичем-Данченко разногласиями, которые фактически привели к их разрыву. Увы, ситуации суждено было повториться через несколько десятилетий.

После смерти Немировича-Данченко в 1943 г. для театра наступил нелегкий период коллективного руководства. Он совпал с уходом ряда ведущих актеров и сменой творческих поколений. Результатом откровенной конъюнктурщины и отсутствия продуманной репертуарной политики стала не только потеря театром зрителя, но и потеря собственного творческого «лица».

Затяжной кризис продолжался до 1970 г. Положить ему конец удалось лишь с назначением на должность художественного руководителя МХАТа Олега Ефремова. Он начал с существенного обновления труппы и репертуара. В театр вновь пошли, а билеты на новые постановки спрашивать начинали за несколько кварталов до здания.

  • В МХАТ пришли И. Смоктуновский, Т. Доронина, А. Калягин, О. Табаков, Е. Евстигнеев и многие другие выдающиеся актеры.
  • Их появление в труппе сравнивали с глотком свежего воздуха.
  • На подмостках вновь закипела жизнь, появились новые творческие идеи.

Постановка Ефремовым в 1973 г. пьесы Заградника «Соло для часов с боем» стала культовым событием столичной театральной жизни. Зрителей, желающих увидеть блистательную игру Яншина, Андровской, Грибова, не мог вместить не слишком большой зал.

  • Своего рода экзаменом на верность традициям МХАТа стало обращение О. Ефремова к чеховскому наследию.
  • Были переосмыслены «Чайка», «Иванов», «Дядя Ваня».
  • Новое прочтение порою вызывало споры в мире театралов и театральных критиков, но равнодушных не было.

С труппой театра в этот период сотрудничали многие известные режиссеры. Среди них — Розовский, Додин и другие. Искрометный «Тартюф» в постановке Эфроса с блистательным Калягиным в роли Оргона занял достойное место в «золотой» копилке мхатовских шедевров и всего театрального мира России.

ОТКРЫТЫЕ СЦЕНЫ

Архитектор театра Владимир Кубасов во время экскурсии

Во время реконструкции мы много общались с архитектором театра Владимиром Кубасовым. Он проводил для нас экскурсии: рассказывал о том, какой смысл вкладывал в организацию пространств, как вручную создавал рельефную отделку стен. Он сам продумал технику нанесения штукатурок и рисунок, подобрал натуральные камни и разработал все столярные изделия для интерьера

Кубасов уделил внимание каждой маленькой детали: проработал даже крючки, на которых будут висеть номерки в гардеробе, и то, каким шрифтом будут написаны на них цифры

Когда мы только начинали проект, я обратилась к нему за советом: надо было решить, как лучше поступить в одном вопросе. Он ответил: «Тамара, тридцать лет назад я сделал свою работу, сейчас — ваше время». Тем самым дал разрешение на наши интервенции.

Исторически в театре две сцены — большая и малая. Остальное пространство — это огромное фойе, которое мы разделили на зоны. Продумав новую систему навигации внутри театра, мы предложили посетителям новые маршруты и сценарии: на этих сценах проходят лекции, мастер-классы, презентации, репетиции, танцы и занятия йогой.

Фойе после реконструкции, книжный магазин. Фото: Макс Авдеев

Изменения коснулись и большого зрительного зала. С момента основания в нём не делали ремонт: кресла устарели, а ковролин истёрся. Мы воссоздали исторические театральные кресла — сделали их идентичными, как и задумывал архитектор. Для этого мы обмерили оригинальные кресла, повторили шпон, подобрали лак и ткань, проработали дизайн латунных номерков. Также мы заменили покрытие пола в зале — новый ворсовый ковролин превратил зал в уютный и современный.

1 / 2

Большой зал театра после реконструкции. Фото: Макс Авдеев

2 / 2

Большой зал театра до реконструкции. Фото: Евгений Чесноков

Мы бережно отнеслись к аутентичной мебели: сохранили и частично обновили её. В театре остались исторические мягкие зоны — диваны и пуфики. В кафе и книжном магазине — мебель новая, но выполненная в эстетике с дизайн-кодом МХАТа.

Мы прорабатывали всё вручную — от больших до самых мелких деталей. Нам повезло, что театральный архив полностью сохранился, и у нас под рукой были все рабочие чертежи с деталями — от фасада до дверных ручек. Это сильно помогло в работе.

Спектакли для взрослых

МХАТ имени Горького М. предлагает своим зрителям следующие постановки:

  • «Банкрот».
  • «Рождество в доме Купьелло».
  • «Три сестры».
  • «Зойкина квартира».
  • «Заложники любви, или Халам-бунду».
  • «Школа злословия».
  • «Высотка».
  • «Годы странствий».
  • «Ромео и Джульетта».
  • «Медведь».
  • «На дне».
  • «Униженные и оскорблённые».
  • «Васса Железнова».
  • «Жорж Данден, или Сон одураченного мужа».
  • «Отчаянные влюблённые».
  • «Как боги».
  • «Шоколадный солдатик».
  • «Грибной царь».
  • «Монах и бесёнок».
  • «Старая актриса на роль жены Достоевского».
  • «Красавец-мужчина».
  • «Паутина».
  • «Прощание в июне».
  • «Без вины виноватые».
  • «Босоногий в Афинах».
  • «Так и будет».
  • «Любовь взаймы».
  • «Женитьба Белугина».
  • «Уличный охотник».
  • «Не всё коту Масленица».
  • «Вишнёвый сад».
  • «Не хочу, чтобы ты выходила замуж за принца».
  • «Деньги для Марии».
  • «Такая любовь».
  • «Дама-невидимка»
  • «Пространство для любви».
  • «Русский водевиль».
  • «Комедианты господина».
  • «Мастер и Маргарита».
  • «Полоумный Журден».
  • «Дикарка».
  • «Незримый друг».
  • «Тёркин – жив и будет».
  • «Западня для королевы».
  • «Дорогая Памела».
  • «Лес».
  • «Контрольный выстрел».
  • «Тайна двери отеля «Ригал»».
  • «Костюмер».
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: