Разнообразие сатирических приемов в литературе

В видеоиграх

Создатели мультсериала «Южный парк», Трэй Паркер и Мэтт Стоун, часто подвергались критике за сатиру на многие табуированные темы в сериале, но авторы заявили, что с юмором относятся к подобной критике

Одной из сатирических игр можно считать американскую флэш-игру «Bushgame», появившуюся в ходе президентской избирательной кампании в США в 2008 году. Она изображала выборы президента США с реальными кандидатами в президенты — Джоном Маккейном, Бараком Обамой и другими. Игра являлась сатирой на способы борьбы за поддержку избирателей, таких как взаимное обливание грязью своих оппонентов. Она вызвала противоречивые отзывы.

Какие бывают 4 типа сатиры?

Есть три основных типа сатиры, каждый из которых выполняет свою роль.

  • Горатян. Горатовская сатира комична и предлагает легкий социальный комментарий. …
  • Ювенальский. Ювенальная сатира скорее мрачная, чем комедийная. …
  • Менипповый. Менипповая сатира подвергает моральному суждению определенное убеждение, такое как гомофобия или расизм.

Комедия — это сатира? Сатира это форма комедии это предназначено в первую очередь для того, чтобы высмеять конкретные слабости или недостатки людей или институтов, в основном в попытке привлечь внимание и, в некоторых случаях, спровоцировать изменения. Комедия – это широкий жанр в литературе, театре и искусстве

Как написать сатирический тон?

Сатира — жанр литературы, в котором писатель использует иронию и критику, а также стремление увидеть реформу или изменение пороков общества. Чтобы быть сатирическим в ТОН, писатель должен хотеть увидеть реформу, и он или она использует иронию и критику в написанном произведении.. Горацианская сатира легкая и юмористическая.

Как выглядит сатира? сатира, художественная форма, главным образом литературно-драматическая, в которой человеческие или индивидуальные пороки, глупости, злоупотребления или недостатки подвергаются порицанию с помощью насмешек, высмеивания, пародии, иронии, пародии, карикатуры или других методов, иногда с намерением вдохновить на социальные реформы. Сатира — многогранный термин.

Примеры сатиры в литературе

Найти образцы сатирического изображения можно как у русских, так и у зарубежных писателей

Помимо книг, уже названных в нашей статье, обратите внимание на следующие произведения:

  1. «Похвала глупости» Э.Роттердамского;
  2. «Гулливер» Дж.Свифта;
  3. «Кандид, или Оптимизм» Ф.Вольтера;
  4. «Тартюф» Ж. -Б.Мольера;
  5. «Колыбель для кошки» К.Воннегута;
  6. «99 франков» Ф.Бегбедера.

В отечественной литературе стоит выделить следующие примеры:

  1. «Недоросль», «Бригадир» Д.Фонвизина;
  2. повести из цикла «Миргород» Н.В.Гоголя;
  3. «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М.Достоевского;
  4. «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина;
  5. «Клоп» и «Баня» В.Маяковского,
  6. «Роковые яйца» и «Собачье сердце» М.А.Булгакова;
  7. «Школа дураков» С.Соколова.

Список можно продолжать бесконечно.

Что такое юмор?

Понятие «юмор» имеет два значения:

  • Чувство юмора – понимание комического, способность различать и демонстрировать смешную сторону какого-либо явления или события.
  • Юмор, как разновидность комического в литературе, предполагает изображение героев в смешном виде. Это вид комичного, построенный в виде незлой шутки.

Разница между юмором и сатирой заключается в мягкости и снисходительности критики.

В юморе насмешка веселая, необидная. В ней отсутствует какая-либо злоба или ехидство. Под маской комического можно заметить серьезное отношение к объекту смеха. Юмор называют «изяществом ума, которое несет добро и отражает творческие способности интеллекта».

Способы выражения в тексте

Выразить иронию в текстах помогают лингвистические и стилистические средства (постоянные эпитеты, архаизмы, сказовые формы повествования). Часто используются морфологические и синтаксические средства. Например, выразить иронию помогают синонимы и паронимы к словам, уменьшительно-ласкательные суффиксы — «голубчик», «работнички».

Художественные произведения, где представлено межличностное общение автора и публики, дополнены ремарками, кавычками, цитациями, курсивом. Выражать иронию могут и метафоры — выражения, передаваемые в переносном значении на основе сходства с каким-либо соотношением предметов, явлений. Распространены следующие типы выражения иронии:

  • аллегория — иносказание, которое передает под маской поверхностного содержания глубокий смысл;
  • эзопов язык — вынужденное иносказание, художественная речь, богатая ироничными намеками;
  • аллюзия — употребление слова, цитаты или фразы в качестве намека на общеизвестный факт (хорошо там, где мы есть);
  • притча — назидательный рассказ в иносказательной форме;
  • цитация — смешение признаков косвенной и прямой речи;
  • перифраз — непрямое описание объекта путем выделения его определенного качества (ночное солнце — луна, голубая планета — Земля).

Отличие от сарказма

Ирония — это тонкая, скрытая насмешка в литературе, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой. Сарказм — тоже насмешка, однако между этими понятиями есть разница. Цель сарказма — обидеть, унизить, причинить человеку боль. Он несет негатив и злость, подчеркивает превосходство над окружающими. С язвительным сарказмом следует быть осторожным при написании текстов или эссе. Лучше использовать легкую иронию и добрый юмор. Они конструктивны и мотивируют на успех.

Примеры из литературных источников:

  • ирония — «А может, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?!» («12 Стульев», И. Ильф и Е. Петров);
  • ирония — «О! Пролетарий умственного труда! Работник метлы!» («12 Стульев», И. Ильф и Е. Петров);
  • сарказм — «Все мы сделаны из одного теста, причем довольно низкого качества» (Марк Твен);
  • сарказм — «Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим» (В.И. Ленин).

Вечная шутка

Чтобы узнать больше о самой прекрасной сатире из когда-либо созданных, посетите наши страницы, посвященные Дороти Паркер, Х.Л. Менкену и Оскару Уайльду. Хотите сами сочинить сатиру? Узнайте об инструментах медиума в наших статьях об иронии, пародии и сарказме.

Как известно, сатира -беспощадное осмеяние, критика человеческих пороков и общественных порядков. А нужна ли сатира обществу и каждому человеку? Я думаю, что современному обществу и человеку сатира не нужна, так как в обществе все равно вечными будут социальное расслоение, давление государства над личностью, а у каждого из нас всё равно останутся такие качества, как жадность, высокомерие, отсутствие собственного достоинства. Чтобы убедиться в этом, обратимся к творчеству великого писателя-сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Таким образом, мы убедились в том, что сатира не нужна современному обществу и каждому из нас.

Сатира сегодня нам безусловно нужна. Сатира — это проявление комического в искусстве, представляющее обличение явлений при помощи различных комических средств. Сатира — один из главных аспектов при написании басни. Сатира обычно бывает смешной, но её целью не является главным образом юмор, в действительности сатира — это нападение на какое-либо явление. Сходными с сатирой приёмами являются ирония, сарказм, пародийность. Впрочем, ирония и сарказм порою одобряют некоторые явления, в то время как сатира лишь атакует. Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь. Сатира будет нужна нам пока наше общество застряло в трясине пороков.

Пока идеального общества не существует, сатира всегда нужна: она показывает народу и властям все недостатки, с которыми надо бы бороться. Поговорите о недостатках современного общества, приведите примеры сатирических произведений.

я считаю что сатира сегодня нужна. Она нужна для каких-то аргументов, высказываний. сатира бывает иногда обидной для любого человека. Главное, не перебарщивать с высказываниями. можно сделать вывод, что сатира бывает нужна для людей, чтобы они знали свои положительные и отрицательные стороны.

Я считаю, что сатира сегодня нам безусловно нужна. Ведь сатира это один из главных аспектов при написании басни. Сатира обычно бывает смешной, но образ юмора не является главной целью. На самом деле сатира- это нападение на какое-либо явление. С сатирой похожими приёмами являются сарказм, ирония, пародия. В основном юмор в сатире используются для этого, чтобы разбавить прямую картинку. Иначе сатира будет выглядеть по-другому как проповедь. Я считаю пока мы и наше общество застряли в трясине пророков сатира будет на нужна. Сатира — унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.

Сатира сегодня нам безусловно нужна. Сатира — это проявление комического в искусстве, представляющее обличение явлений при помощи различных комических средств. Сатира — один из главных аспектов при написании басни. Сатира обычно бывает смешной, но её целью не является главным образом юмор, в действительности сатира — это нападение на какое-либо явление. Сходными с сатирой приёмами являются ирония, сарказм, пародийность. Впрочем, ирония и сарказм порою одобряют некоторые явления, в то время как сатира лишь атакует. Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь. Сатира будет нужна нам пока наше общество застряло в трясине пороков.

Но кто бы мог подумать, что философские очерки М. Задорнова или едкие юморески М. Жванецкого – отростки могучего древа, уходящего корнями в архаическую античность?

Сатиру считают одной из древнейших форм искусства. Каково значение и происхождение термина, что такое сатира в литературе – попробуем разобраться вместе.

Сатирические приемы и их особенности

У истоков литературного жанра стояли древнеримский писатель Апулей, древнегреческие творцы Аристофан, Эзоп. Они начали использовать особые языковые средства, которые сейчас называют приёмами сатиры.

Сарказм

Это язвительная насмешка, вид сатирического изобличения. В его основе лежит усиление контраста того, что предполагается, имеет скрытый смысл и того, что выражается, демонстрируется.

Сарказм – наивысшая степень иронии. Он отличается особой остротой высказывания, которое вызывает раздражение, крайнее недовольство происходящими событиями.

Например, субъекту, который оказал «медвежью услугу», то есть сделал что-то бесполезное, могут сказать: «Спасибо за помощь!». Слова благодарности содержат сарказм, негативный комментарий к происходящему.

Гипербола

Слово греческого происхождения означает «чрезмерность, избыток». В литературе гиперболой называют чрезмерное преувеличение чего-либо для создания выразительного образа. К данному средству авторы прибегают тогда, когда хотят усилить эмоциональное воздействие на читателя.

В русской литературе гиперболу использовали Н.В.Гоголь, М.Е Салтыков-Щедрин, А.П.Чехов, др. Она присутствует в обычной речи. Например, когда говорят: «Повторяю в сотый раз» — имеют в виду многократное повторение чего-либо, но явно не 100 раз. Здесь явное преувеличение.

Гротеск

Это художественный приём, построенный на контрасте простого/сложного, комического/трагического. Конфликт противоположностей рождает в воображении читателя (зрителя) интересные формы.

Гротеск как средство художественной выразительности позволяет автору создать нечто несообразное общепринятым представлениям, абстракцию, граничащую с абсурдом. Если читатель (зритель) сможет понять это, он разгадает замысел творца.

В литературе этот приём используется, чтобы пробудить воображение читателя. Особого мастерства в гротескном изображении действительности достиг М.Е.Салтыков-Щедрин в сказках, «Истории одного города».

Аллегория

Это способ передачи понятия на основе конкретного образа, иносказание. Автор использует не прямое наименование, а намёк, систему скрытых представлений. Аллегория – это слово (фраза), использованное в переносном смысле для обозначения каких-либо общепринятых явлений, понятий. Например, смерть – фигура с косой, Фемида – правосудие. Они имеют символическое значение, которое позволяет автору выразить свою позицию, а читателю/зрителю представить её.

Аллюзия

Это намёк. В литературе этим словом называют приём, указывающий на какой-либо общеизвестный факт, явление, событие. Писатели и обычные люди используют фразы, содержащие имена собственные или лексемы, связанные с историческими, мифологическими, др. знаниями. Например, очень сильного человека могут назвать Гераклом, ассоциируя его с древнегреческим героем. Это аллюзия.

Эзопов язык

Данный фразеологизм в литературе обозначает иносказание. Связан он с именем древнегреческого баснописца Эзопа, который использовал особую форму высказывания, обличающего пороки общества и человека. Этот приём характерен для басен и притч.

В русской литературе к нему прибегали прозаики (М.Булгаков, М.Зощенко, др.). Писатели-сатирики пользуются им, когда не могут (по цензурным соображениям) высказать свою точку зрения открыто.

Что такое сатира?

Сатира считается острой формой комического. Слово латинского происхождения называло «блюдо, полное разных фруктов». Философы Древнего Рима именовали им стихи.

Со временем значение слова изменилось. Оно соединилось со смыслом греческого глагола satyros – «высмеивать». А в эпоху Средневековья было заимствовано французским языком, в котором приобрело значение «всякая всячина», «поэтическая смесь».

Сейчас данным словом называют несколько понятий:

  • жёсткая критика общественных и человеческих пороков;

  • литературный жанр, в котором используются приёмы комического;

  • «злой» смех, направленный на высмеивание недостатков действительности.

Литературоведческие справочники формулируют определение сатиры как острое проявление комического, которое служит обличению пороков людей, общества, государства.

Сатира в литературе

Сатира была частью литературы с момента ее существования. Самые старые тексты, доступные современному читателю, начиная с «Эпоса о Гильгамеше» примерно 2100 г. до н.э., содержат сатирические отрывки. Другие примеры включают:

  • Аристофан и Плавт высмеивали древнегреческую культуру и римскую политику в своих пьесах, а Катулл смешивал порочную сатиру со своей любовной поэзией.
  • Комедии Шекспира высмеивали политику и философию того времени, вплоть до королевской семьи, покровительствовавшей его творчеству. Мальволио в пьесе Шекспира Двенадцатая ночьнапример, высмеивает как пуританский этос, который рос в лондонском шекспировском лондоне, так и класс подвижных соискателей покровительства, членом которого был сам Шекспир.
  • Джонатан Свифт написал острую сатиру на Европу 17 века в Путешествия Гулливера и Скромное предложение.
  • Марк Твен сначала использовал свою точку зрения в Жизнь на Миссисипи, затем невинные точки зрения Тома Сойера и Гекльберри Финна, чтобы бросить сатирический взгляд на расширяющуюся, яркую и глубоко лицемерную Америку 19 века.
  • Романы Чарльза Диккенса часто являются «серьезной сатирой», одновременно забавной и искренне направленной против институтов викторианской Британии.
  • Многие романы Чака Паланика, такие как Удушение и Бойцовский клуб- это злобные сатиры на жизнь современного среднего класса.
  • Дуглас Адамс и Терри Пратчетт использовали образы научной фантастики и фэнтези соответственно, чтобы высмеять современную жизнь во всех ее аспектах.

Сатира в кино и на телевидении

И кино, и телевидение изобилуют экспертной сатирой. Комедии всех видов всегда были популярны среди кино- и телеаудитории, и сатира, в частности, может казаться более реальной и непосредственной при просмотре на экране.

  • Классические фильмы, такие как Доктор Стрейнджлав и современные работы, такие как Birdman и Убирайся все они обращаются к современным проблемам — ядерной войне 1950-х, культуре знаменитостей и расизму в 2010-х — с мрачно-сатирической точки зрения.
  • В соответствии с названием телесериал Чарли Брукера Черное зеркало — мрачный взгляд на сатиру, превращающий сатирические рассказы о современной зависимости от технологий в рассказы о научно-фантастической антиутопии и откровенном ужасе.
  • На прошлой неделе сегодня вечером с Джоном Оливером — это в первую очередь политическая сатира, но в сухом остроумии Оливера также есть нелепости большого бизнеса и поп-культуры.
  • Южный парк — сатира на выжженную землю, в которой дети из плотной бумаги дико высмеивают практически все мыслимые темы.

Литературное значение

Кот прислуживает мыши — древнеегипетский остракон, ок. 1295—1070 года до н. э. Бруклинский музей

В своём историческом происхождении именно в древнеримской литературе «сатира» есть произведение поэтическое, лирическое стихотворение более или менее значительного объёма, в котором мы находим более или менее отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств отдельных типических лиц или более или менее обширной группы лиц и явлений. От сатиры по определённо личному содержанию нападений и обличений в произведении следует отличать памфлет и пасквиль; последний характеризуется более всего моральной нечистотой побуждений автора в его нападении и обличениях против того или другого лица, тогда как памфлет — иногда только публицистическое выступление, но может быть и художественной сатирой против определённого лица, стоящей на всей высоте ответственного свободного слова. В связи с этим моральным и общественным содержанием сатиры находится и художественная её ценность в зависимости от соответствия между её лирическим подъёмом и высотою идеала сатирика, с одной стороны, и между значительностью обличаемого явления — с другой.

Жанры сатиры

Как мы выяснили, сатира может проникать в любой литературный жанр, украшая собой и классическую трагедию, и страницы реалистического романа.

Однако есть ряд разновидностей словесного творчества, которые невозможно представить без сатирической начинки.

Наиболее известные жанры сатиры:

  1. собственно сатира;
  2. сатирический роман;
  3. басня (что это такое?);
  4. эпиграмма;
  5. памфлет;
  6. пасквиль.

Изначально жанр сатиры принадлежал лирической поэзии, позже появились его эпические образцы:

  1. В сатирических произведениях Ювенала, Горация, Марциала, Вергилия критикуются не только людские нравы, но и конкретные политики, распутство и безрассудство тиранов.
  2. В произведениях Н. Буало сохраняются черты личной сатиры, адресованной конкретным лицам. Также критикуется суетная жизнь в столице, поклонение ложным ценностям: богатству, славе, внешней красоте.
  3. В сатирических произведениях Кантемира, положивших начало русской истории жанра, высмеиваются щеголи, невежды и подражатели, порочащие свои семьи и весь народ.

Сатирический роман возник в эпоху распада Римской империи. Его классический образец – «Сатирикон» Петрония. Можно назвать сатирическим великий роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», а также книгу С. Бранта «Корабль дураков».

В России жанр представлен романом М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы».

Басни также известны человеку с античности. Самые знаменитые баснописцы (Эзоп, Лафонтен, Мольер, Крылов), безусловно, были сатириками.

Эпиграмма – это малый сатирический жанр, который высмеивает отдельные черты характера или неблаговидные поступки. В русской лирике эпиграмму можно обнаружить в творчестве Жуковского, Пушкина, Языкова, Лермонтова, Баратынского, Батюшкова.

В жанре памфлета работали, прежде всего, публицисты. Он прочно обосновался в журнальной литературе и стал любимой формой самовыражения в эпоху Просвещения.

А вот пасквиль – не тот жанр, упражняться в котором стоит каждому. Так называется письменная клевета, созданная автором с неблаговидными намерениями. Обычно с помощью пасквилей сводят личные счёты с кем-либо, поэтому сим презренным именем называют сочинение дурного вкуса, созданное без разбора средств в сугубо личных целях.

Новейшее время

В XX веке ирония приобретает форму авторской отстраненности от повествуемого. Это достигается за счет введения фигуры рассказчика и прослеживается в новеллах Т. Манна, романе Бёлля «Групповой портрет с дамой». Такой прием позволяет читателю получить истинное суждение о ходе событий. В настоящее время широкое распространение получили иронические детективы и поэзия. Они связаны с юмором, сатирой и хорошим настроением.

С лета 2021 года в Рунете в моде постирония. Ее описывают как «шутку настолько несмешную, что становится смешно». Использование подобного вида не всегда уместно. Им обозначают картинки мемы, плохой юмор, попытки в шуточной манере обсуждать серьезные дела.

Происхождение сатиров

К сожалению, сатиры – это чуть ли не единственные существа, о происхождении которых официальная мифология ничего не говорит. До 8 века до н.э. эти существа нигде не упоминаются. Зато потом появляются сразу в нескольких поэмах и источниках. Но нам удалось найти несколько легенд, которые рассказывают о происхождении сатиров.

  1. Согласно первой версии – это существа мужского пола, которые рождались у некоторых второстепенных богов. Можно сказать, что это те же нимфы, только мужского пола, и в отличие от своих сестер, они должны были составлять свиту богов-мужчин. Однако из-за своей незаурядной внешности, они нашли пристанище только в свите Диониса.
  2. Согласно второй версии, сатиры – это обычные смертные, которые превращались в этих существ из-за поклонения Дионису. Судя по всему, люди проходили некие обряды, в результате которых они и превращались в духов, покровителей природы.
  3. Согласно третьей версии, сатиры – это обычные люди, которые превращались в этих существ из-за того, что пренебрегали гигиеной и подолгу не мылись.
  4. Есть и четвертая версия, самая реалистичная. За сатиров принимали горных жителей, которые одевались в меха животных, за счет чего их и принимали за сатиров (мы более подробно распишем это в конце нашей статьи).

Значение слова «сатирик»

Юмор представляет собой веселые добродушные шутки и анекдоты, которые могут поднять настроение в компании друзей или коллег. Его нельзя путать с сатирой, которая стала сегодня отдельным жанром литературы, театра и песни.

Сатирик – это автор сатирических художественных произведений. Это человек, который представляет данное направление в литературе, живописи, скульптуре и других направлениях искусства. Такие люди не всегда находят признание в массах, однако многие отечественные и зарубежные авторы стали известны именно благодаря своим комическим произведениям.

В разговорной речи сатирик – это человек, которые описывает любое событие или действие со злой стороны. Он не упускает использование язвительной насмешки над каким-либо поступком или пороком своего товарища.

Сатира онлайн

Интернет любит сатиру. На самом деле Интернет настолько любит сатиру, что безжалостно высмеивает себя. Некоторые из самых важных произведений современной сатиры появляются в Интернете.

  • Возникающий жанр ужасов «creepypasta» часто опирается на поп-культуру и уникальные качества цифрового носителя для достижения и сатирического, и пугающего эффекта, как в «Suicidemouse» и «BEN Drowned».
  • Сериал YouTube Эпические рэп-баталии истории высмеивает как его исторические предметы, так и неудачи исторического образования, показывая, что упрощенные, часто предвзятые нарративы социальных исследований не более, чем треки диссонанса из списка C.
  • Такие аккаунты в Twitter, как @ dasharez0ne и @dril, высмеивают саму онлайн-культуру, превращая трюки и странности цифрового дискурса в злые изюминки.

Сатиры, чьи имена сохранила мифология

Как мы уже сказали ранее, люди чтили сатиров, но не как отдельных духов или божеств, а в целом, как существ. Однако мифология все же сумела сохранить достаточно имен. В основном они упоминаются в легендах о Дионие и его индийском походе, но лучше мы вкратце расскажем вам о каждом из них.

  • Астрей – участник индийского похода Диониса.
  • Гемон – участник индийского похода Диониса.
  • Гипсикер (Хюпсикер) – участник индийского похода.
  • Киссос – друг юности Диониса, впоследствии ставший плющом.
  • Кордак – слуга Диониса, изобрёл вид пляски, названный его именем.
  • Ламис – участник индийского похода Диониса.
  • Леней – прославился тем, что вызвал на состязание самого Диониса, а впоследствии участвовал с ним в индийском походе, а также сражался с Туреем
  • Ленобий – участник индийского похода Диониса.
  • Лик– участник индийского похода Диониса
  • Ликон. Сатир, участник индийского похода Диониса
  • Марон – возничий Диониса и участник индийского похода. Состязался в пляске в играх по Стафилу.
  • Марсий – стал сатиром из-за того, что дерзко вызвал Аполлона на состязание в игре на музыкальных инструментах.
  • Напей (Напайос) – участник индийского похода Диониса.
  • Орест – участник индийского похода Диониса.
  • Пемений (Поймений) – участник индийского похода Диониса.
  • Петрей (Петрайос) – участник индийского похода Диониса.
  • Пилаэй – участник индийского похода Диониса. Убит Тектафом  .
  • Проном – участник индийского похода Диониса. Сын Гермеса и Ифтимы.
  • Сикинид (Сикинн) – изобрёл вид пляски сикиниды, названный его именем. Был критянином либо варваром и отождествляется с Сикином.
  • Силен – друг и наставник Диониса (либо же просто вид старого сатира).
  • Скиртос («прыгун») – участник индийского похода Диониса.
  • Ферей – участник индийского похода Диониса.
  • Фереспонд – участник индийского похода Диониса. Сын Гермеса и Ифтимы, вестник Диониса.

Вот такая вот история, на сегодня, дорогие читатели. Как видите, история сатиров достаточно противоречива. С одной стороны – это важные духи, хранители леса и его обитателей. С другой стороны – это пьяницы и развратники, которые только этими беспутствами и занимались. Но на то она и мифология, чтобы помнить ошибки прошлого и извлекать из них уроки. На этом мы заканчиваем нашу статью, надеемся, что она вам понравилась. Не забывайте делиться ею с друзьями и знакомыми. Мы же прощаемся с вами, всем удачи и до новых встреч.

Определение сатиры — что это такое

Сатира – это приём в искусстве, с помощью которого высмеивают недостатки человека и мира в целом.

Существует несколько значений термина:

  1. Сатира — это сам по себе тип отношений к действительности, критикующий пороки общества.
  2. Сатира в литературе – это жанр небольшого объёма, направленный на высмеивание конкретного, отдельно взятого недостатка. Оно относится к комическим жанрам, к которым также принадлежат юмор, ирония и сарказм.
  3. Литературный приём отрицания через смех, применимый в рамках любого рода и жанра литературы.

Первое и второе определение понять просто, а о третьем необходимо сказать следующее: если сравнивать художественное произведение с кулинарным шедевром, то:

сатира может подаваться не только как основное блюдо, но и как приправа.

К примеру, древнеримский автор Ювенал «подавал к столу» сатиру как основное блюдо – язвительные поэтические зарисовки о пороках современников. В XVI-XVII веках эту традицию переняли «неоклассики» (например, Н. Буало).

Когда же сатира подаётся в виде приправы (в своём третьем значении), она может проникнуть и в лирическое, и в эпическое, и в драматическое произведение: например, в думу Рылеева, пьесу Островского или рассказ Чехова.

Сатира сегодня. Как её применить?

Современная сатира построена уже немного не на том, о чем писали раннее известные авторы. Разумеется, основные ее каноны сбережены. Но высмеиваемые события меняются. Однако общим остается тот факт, что сатира всегда касалась самых что ни есть приземленных вещей — реальной жизни, событий, которые актуальны и которые люди с легкостью могли бы понимать.

Одним словом, сатира — это незаменимый источник смеха, который в любом случае помогает справляться с наболевшими проблемами. Иной раз посмеяться над своими ошибками — значит закрепить мысль, что больше эта ошибка не повторится

Важно воспринимать такие неудачи как возможность получения опыта, а не как самое страшное событие, выхода из которого никогда не будет. Всего вам доброго!

  • Какой комплект учебников отражает требования новой школы в сочетании с классическими наработками

      

  • В каком классе учат таблицу умножения школа россии

      

  • Песнь о вещем олеге план 7 класс кратко

      

  • Развернутый план ответа на уроке

      

  • Для чего нужен фундамент кратко

Понятие

Итак, давайте разберемся, что же понимается под этим термином. Большая советская энциклопедия дает следующее определение: «Сатира — это особый способ проявления комического в литературе и других искусствах, суть которого — в жестоком высмеивании недостатков или других явлений, которые автор считает недостойными».


То, насколько это проявление, главным образом определяется моральными устоями и занимаемой автором позицией. Существует множество средств выражения сатиры. Это ирония, пародия, сарказм, гротеск, аллегория, гипербола и другие литературные инструменты.

Если говорить о сатире в других искусствах, она также имеет свои формы: в театре и литературе — это комедия, в публицистике — памфлеты и фельетоны, в живописи — карикатуры и шаржи. Сатира, по сути, есть везде.

Среди классиков, которые творили свои шедевры, используя такой вид комического, можно назвать Вольтера, Лукиана, Д. Дидро, М. Сервантеса, Дж. Бокаччо, Дж. Оруэлла, Дж. Свифта, Ф. Рабле, Мольера, К. Чапека, Ф. Гойя, О. Домье, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя и многих других.

Примеры

Самый простой пример сатиры, которую можно предложить детям – дразнилки. Они обидные, задевают за живое, несут цель высмеять тот или иной порок, и искоренить:

  • «Плакса-вакса-гуталин, на носу горячий блин. На щеке помада, так тебе и надо!». Так дразнят детей, которые могут долго обливаться слезами из-за пустяка.
  • «Толстая бочка родила сыночка, не успела пятого, родила десятого». Жестокая дразнилка, высмеивающая полноту.
  • «Ябеда-корябеда, зелёный огурец. По полу валяется, никто его не ест!». Для жадин и ябед существуют похожие дразнилки. Жадность и ябедничество не любят в любом коллективе.

С примером юмора дети дошкольного и младшего школьного возраста могут познакомиться, посмотрев юмористический киножурнал «Ералаш». Многие детские стихи написаны с юмором. Стих «Ссора» Н. Красильникова:

Сатира в художественных произведениях

Более близко дети знакомятся с сатирой в средних и старших классах школы. Примеры сатирического встречаются в лирических, драматических, эпических текстах.

  • Н. Гоголь сатирически изображает чиновничество в произведениях «Мертвые души», «Ревизор».
  • В сказках-баснях М. Салтыкова-Щедрина «Карась идеалист», Орел-меценат», «Премудрый пескарь» подняты темы народа и самодержавия, народа и буржуазной обывательской интеллигенции. Автор является известным сатириком. Почти все его произведения носят сатирический характер.
  • Древнерусская сказочная повесть «Шемякин суд» рассказывает о неправедном судье Шемяке. Он оправдал бедняка, увидев на слушании в его руках камень в тряпке, и решив, что это взятка. Судья присудил бедняку лошадь, чей хвост он случайно оторвал. Пусть-де будет кобыла у него, пока хвост не отрастит. Позже Шемяка узнал, что бедняк держал в руках камень, и обрадовался, что тот его не убил.

Сатира в России

Разумеется, этот жанр распространен по всему миру, как и было ранее, когда цивилизация только начинала своё развитие. На сегодня можно назвать тысячи авторов, использовавших и продолжающих использовать такой вид комичного в своих творениях.

В России сатира — это особенный инструмент, который очень широко использовался известными авторами — их произведения сегодня читают по всему миру. Мы все пользуемся этим инструментом в повседневной жизни, как сознательно, так и неосознанно.

Русская сатира сегодня представлена множеством произведений. Среди них можно назвать шедевры И. Альфа и Е. Петрова «Золотой телёнок», «Двенадцать стульев», книги величайшего М. Булгакова «Собачье сердце», «Записки юного врача«, «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Записки на манжетах» и другие. Также достойны внимания такие произведения, как «Горе от ума» А. Грибоедова, «Ревизор» Н. Гоголя, «Про Федота-стрельца, удалого молодца» и «Любовь к трём апельсинам» Л. Филатова, «Голубая книга» М. Зощенко, «Похождения бравого солдата Швейка» Я. Гашека и многие-многие другие. Список просто бесконечен, его не уместить на одной странице.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: