История
В своём раннем творчестве Глинка многократно обращался к камерной инструментальной музыке, создавая квартеты, трио, сонаты, секстеты. «Большой секстет» — наиболее значительное из камерных произведений композитора — написан им в Италии, в загородном доме близ озера Комо, где Глинка гостил у друзей. Сам он вспоминал в своих «Записках»: «Рано поутру всякий делал что хотел; я после краткой прогулки продолжал свой Секстет, которого писал уже Finale».
Известно, что секстет писался для дочери лечащего врача Глинки, синьоры де Филиппи, которая была прекрасной пианисткой и с которой Глинка совместно музицировал. Однако, поскольку начались сплетни, Глинка был вынужден прекратить посещения и посвятить секстет не ей, а её подруге Софии Медичи.
Публикация произведения состоялась в 1833 году в Милане. Его издал Дж. Рикорди под названием «Gran Sestetto originale per pianoforte, due violini, viola, violoncello e contrabasso composto у dedicato a M-lla Sofia Medici de’Marchesi di Marignano da M. Glinka» («Большой секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса, написанный и посвящённый г-же Софии Медичи из маркизов ди Мариньяно М. Глинкой»).
Ароматический секстет
Ароматический секстет имидазола, как и в пирроле, образован 6 л электронами.
Ароматический секстет имидазола, как и в пирроле, образован 6 электронами.
Ароматический секстет здесь образуется при переходе неподеленной пары электронов гетероатома на молекулярную орбиталь соединения. Однако такой переход энергетически менее выгоден, чем в предыдущих случаях, и дает меньшую стабилизацию соединения, так как при этом должен образоваться частичный положительный заряд на гетероатоме и я-электронная избыточность соединения. Поэтому степень ароматичности рассматриваемых соединений зависит от природы гетероатома: чем меньше его сродство к электрону, тем она выше. Во всех случаях, однако, в пятичлен-ных гетероциклах имеется сильное нарушение выравненное связей, причем порядок связей 2 — 3 и 4 — 5 значительно больше, чем в бензоле. Являясь электроноизбыточными, эти соединения значительно легче бензола вступают в реакции с электрофильными реагентами.
Ароматический секстет здесь образуется при переходе неподеленной пары электронов гетероатома на молекулярную орбиталь соединения. Однако такой переход энергетически менее выгоден, чем в предыдущих случаях, и дает меньшую стабилизацию соединения, так как при этом должен образоваться частичный положительный заряд на гетероатоме и л-электронная избыточность соединения. Поэтому степень ароматичности рассматриваемых соединений зависит от природы гетероатома: чем меньше его сродство к электрону, тем она выше. Во всех случаях, однако, в пятичлен-ных гетероциклах имеется сильное нарушение выравненное связей, причем порядок связей 2 — 3 и-4 — 5 значительно больше, чем в бензоле. Являясь электроноизбыточными, эти соединения значительно легче бензола вступают в реакции с электрофильными реагентами.
Ароматический секстет имидазола, как и в пирроле, образован бтс-электронами.
Ароматический секстет пиридина формируется взаимным перекрыванием пяти р-электронов атомов углерода и одного р-электрона атома азота.
Образование ароматического секстета, вовлекающего свободную ( неподеленную) пару электронов гетероатома, имеет следствием, с одной стороны, сумму ароматических свойств гетероцикла, с другой стороны, потерю нуклеофильных свойств гетероатомом.
Создание ароматического секстета ir — электронов достижимо также в соединениях с семициклической двойной связью, таких, как ( VII), при условии, что возможна поляризация в направлении, указанном формулой VII а.
Создание ароматического секстета u — электронов достижимо также в соединениях с семициклической двойной связью, таких, как ( VII), при условии, что возможна поляризация в направлении, указанном формулой Vila.
Чтобы приобрести ароматический секстет, циклопентадиен должен к своим четырем л-электронам получить еще два. Это достигается элиминированием протона, что и объясняет кислые свойства данного углеводорода.
Важная роль ароматического секстета отражается в обеих теориях, но возможно особенно ясна в методе МО, в котором два электрона необходимы для заполнения орбиты р0, а другие четыре — для заполнения двух вырожденных орбит р 1 и p i. Шесть электронов заполняют замкнутую оболочку в том же смысле, в котором это понятие употребляется в атомах.
Важная роль ароматического секстета отражается в обеих теориях, но возможно особенно ясна в методе МО, в котором два электрона необходимы для заполнения орбиты р0, а другие четыре — для заполнения двух вырожденных орбит ф
Из-за наличия ароматического секстета свойства пиридинового ядра во многом сходны со свойствами бензола. Для пиридина, как и для бензола, характерны реакции электрофильного замещения. Он подвергается галоидирова-нию, нитрованию, сульфированию.
Из-за наличия ароматического секстета свойства пиридинового ядра во многом сходны со свойствами бензола. Для пиридина, как и для бензола, характерны реакции электрофильного замещения. Он подвергается галогенирова-нию, нитрованию, сульфированию.
Из-за наличия ароматического секстета свойства пиридинового ядра во многом сходны со свойствами бензола.
Литература
- Глинка М. И. Записки. — М.: Музыка, 1988. — 222 с.
- Келдыш Ю. В. История русской музыки. — М.: Гос. музыкальное изд-во, 1947. — 472 с.
- Левашёва О. Е. Михаил Иванович Глинка: Монография : в 2 кн. — М.: Музыка, 1987. — Т. 1. — 381 с.
- Левашёва О. Е. М. И. Глинка // История русской музыки. — М.: Музыка, 1988. — Т. 5. — С. 185—283.
- Музалевский В. И. Русское фортепьянное искусство: XVIII — первая половина XIX века. — М.: Музгиз, 1961. — 358 с.
- Раабен Л. Н. Инструментальный ансамбль в русской музыке. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. — 476 с.
- Успенский В. В. Глинка. — Л.: Молодая гвардия, 1950. — 268 с.
Общая характеристика
По характеристике Ю. В. Келдыша, «Большой секстет» представляет собой «крупную и эффектную композицию концертного плана». В этом раннем произведении уже ощущается оригинальность Глинки как композитора, однако чувствуется в нём и итальянское влияние, в том числе вокального стиля bel canto. Первая часть — яркое, энергичное сонатное аллегро — основана на темах увертюрного и оперно-ариозного типа. В последующем Andante звучат томные баркарольные интонации. И, наконец, финальное рондо, бурное и ликующее, достигает драматической страстности. Во всех трёх частях особой красочностью и разработанностью отличается партия фортепиано, рассчитанная на исполнителя-виртуоза. Этим секстет отчасти напоминает фортепианный концерт: пианисту отводится ведущая роль, струнным — аккомпанирующая.
В целом музыка секстета светлая, жизнерадостная, романтически приподнятая. О. Е. Левашёва видит в этом произведении своего рода «музыкальный пейзаж», в котором отражён образ Италии и южной природы — праздничный и пронизанный ощущением радости жизни. М. А. Балакирев называл это произведение Глинки «лучшим из всех секстетов».