Мэри вигман

Теория и методики

В Германии, где танец не был изолирован, в межвоенный период в соответствии с сильной академической традицией тело конденсирует все формы, производящие музыку, и музыку, производящую жесты. Мэри Вигман была ученицей хореографа Рудольфа Лабана в 1914 году во время семинаров в Монте-Верита, авангардном сообществе, близком к дадаистам . Техника, которую она вырабатывает, основана на дыхании, работе над туловищем и тазом, чередовании напряжения и расслабления. Она специализируется на соло, но также занимается коллективным творчеством и коллективной импровизацией. Она отличается использованием пространства и ритмом, который она придает своей хореографии.

Однако она сводит оркестр к ударным или танцует без музыки, прежде всего стремясь к трагическому выражению чувств. «Работа должна быть результатом органического процесса». Его хореография будет сопровождаться только музыкой, кроме ударных, после войны ( Глюк и Карл Орф ).

Маленькая танцовщица

Лени родилась в рабочем районе, но ее отец со временем стал владельцем фирмы. Так что детство и юность девушки прошли в достатке. В семье старались дать детям (у нее был брат, погибший на Восточном фронте) хорошее и разностороннее образование. Сама девочка с раннего детства любила рисовать, что не вызывало протеста у родителей. А вот чтобы она стала актрисой, отец никак допустить не желал, хотя он сам прекрасно пел и танцевал. По настоянию отца она хоть неохотно, но обучалась игре на пианино, в 12 лет она добилась у него разрешения на занятия плаванием. Причем участвовала в соревнованиях и завоевывала призы. Помимо этого, Лени занималась гимнастикой, каталась на коньках и роликах. Окончив лицей, она тайком от отца стала брать уроки в танцевальной школе. От греха подальше отец Лени Рифеншталь отправил дочь в пансион, но и там она продолжала заниматься танцами. Она брала уроки у известной в прошлом русской балерины Евгении Эдуардовой и немецкой танцовщицы Мари Вигман, участвовала в театральных постановках и сольных танцевальных выступлениях, имела большой успех у публики. Середина 1920-х годов считается Золотым веком немецкого кино. И нет ничего удивительного в том, что молодая Лени Рифеншталь с головой погрузилась в новый для себя мир кинематографа.


Самая привлекательная. История любви актрисы Ариадны Шенгелая
Подробнее

Мэри Вигман

Женское движение —

Деятели феминизма

Немецкую танцовщицу и хореографа Мэри Вигман (1886-1973) называли «величайшей артисткой Германии» [Karl Toepfer. Empire of Ecstasy: Nudity in German Body Culture 1910-1935. Berkeley, 1997. P. 107]. Она создала свой собственный стиль – экспрессивный танец – не похожий ни на балет, ни на нео-греческий лиричный танец Айседоры Дункан, ни на популярную среди танцоров начала ХХ века восточную экзотику. Детство Мари Вигмáнн (Marie Wiegmann – именно так писалось имя, которое она получила при рождении) прошло в Германии эпохи Вильгельма II. Ее родители, преуспевающие владельцы магазинов колониальных товаров, дали ей имя, которое напоминало о дальнем родстве семейства с английской аристократией. (С началом концертной деятельности, она превратила это имя в сценический псевдоним, слегка изменив написание — Mary Wigman.) Германия ее детства была процветающей капиталистической страной с консервативным, патриархальным и в высокой степени милитаризованным обществом, с жестким разделением ролей между полами. Сферой деятельности женщин считались «Kinder, Kirche, Küche» (дети, церковь, кухня), мужчин – все остальное, но в особенности военная служба. Всеобщая воинская повинность означала, что все мужчины подолгу служили в армии. Даже мужская мода находилась под военным влиянием: пиджаки были до неудобства тесными, как армейские мундиры; школьники и студенты носили форменную одежду.

От женщины из «приличного общества» – или, как сказали бы сейчас, среднего класса — требовалось соблюдение норм, прежде всего, в том, как быть женой и матерью. Но перемены были не за горами. В 1900 году, когда Вигман исполнилось 14 лет, в Ганновере, где она жила, открылась первая средняя школа для девочек, а университеты начали принимать женщин. Экономический бум привел к тому, что женщин все чаще нанимали на работу, и они получали независимость – прежде всего, финансовую. Мэри хотела учиться медицине, но ее родители боялись, что она станет «синим чулком». Вместо этого ей было разрешено изучать языки в Англии. Но примириться с уготованной ею ролью жены и домохозяйки она не могла и разорвала две помолвки. Наконец она услышала о том, что швейцарский композитор и преподаватель музыки Эмиль Жак-Далькроз открывает школу недалеко от Дрездена. В ней должен был преподаваться новый предмет – ритмическая гимнастика – нечто среднее между свободным танцем и подготовкой к игре на музыкальном инструменте. Выпускники школы получали диплом преподавателей музыки и ритмики.

Вигман впервые увидела выступление учеников Далькроза в Амстердаме, а потом побывала на концерте других танцовщиц – знаменитых сестер Визенталь из Вены. Легкость и «греческая» непосредственность их танца поразили ее. Несмотря на то, что ей было уже 23 года – возраст, в котором редко начинали учиться танцам, — Вигман поступила в школу Далькроза в Хеллерау. Для этого ей пришлось порвать с семьей; примирение состоялось позже. Вигман писала, что ее всегда разрывали два непримиримых стремления – к «человеческому, женскому», с одной стороны, и к «одиночеству и танцу», с другой [Gabriele Fritsch-Vivié. Mary Wigman. Reinbek bei Hamburg, 1999. P. 51]. Слова эти были парафразой из Ницше и выдавали влияние ницшеанства на танцовщицу. Это он, философ-отшельник, противопоставил всему «человеческому, слишком человеческому» — миру обычных людей — своего Сверхчеловека, танцующего на заснеженных горных вершинах.

Ницше звал к «переоценке ценностей», к отвержению условностей и ломке традиций. Женщины, для которых мир патриархальных ценностей давно стал тесен, нашли в нем союзника. Одна из современниц Мэри Вигман, участница немецкого социал-демократического движения Лили Браун видела в освобождении женщин «героический ницшеанский акт само-создания», который должен был привести к «высвобождению творческой энергии женщин во всех сферах жизни» [Steven E. Ascheim. The Nietzsche Legacy in Germany, 1890-1990. Berkeley, 1992. С. 88-89]. А одна из самых известных в Германии феминисток-ницшеанок, Хелен Штёкер, пошла еще дальше, критикуя лицемерную аскетическую мораль в вопросах пола и призывая к ее реформе. Наиболее радикальные феминисты стремились освободить любовь от пут буржуазного брака. Вместо того, чтобы обуздывать чувства и ограничивать любовь условностями и «приличиями», общество, по их мнению, должно узаконить свободные любовные союзы и помогать в воспитании рожденных в свободном браке детей. В 1905 году при поддержке известных представителей интеллигенции, в том числе мужчин, немецкими феминистками была основана Лига защиты матерей.

Читайте:
  • Марта Грэхем
  • Анна Альчук
  • Амелия Блумер
  • Кристева, Юлия
  • Гольдман, Эмма

Успех, распространение экспрессионистского стиля

В 1919 году Вигман дала свой первый сольный концерт в профессиональной среде в Берлине, Ганновере и Бремене. Эти концерты не были хорошо встречены публикой, но она продолжала выступать. Позже в том же году она получила высокую оценку публики в Гамбурге, Цюрихе и Дрездене, и ее имя стало известно. К середине 1920-х ее имя стало ассоциироваться в Германии с «Ausdruckstanz», что переводится как экспрессионистский танец.

В 1920-21 годах Вигман открыла собственную танцевальную школу, которая стала известна как «Центральная школа Дрездена» или просто «Мэри Вигман-Шуле», центр нового экспрессионистского танца . Эта школа стала центром немецкого современного танца. Возникло соперничество и соперничество между ее новой школой и старыми танцевальными школами Дрездена, особенно с танцевальной школой Палукки .

Мэри Вигман, танцевальная студия, Западный Берлин, 1959 г.

Среди ее учеников и сотрудников были Ивонн Георги , Ханя Хольм , Харальд Кройцберг , Грет Палукка , Маргарет Валльманн и Инге Вайс . Мэри Вигман также была мастером для иностранных студентов. Среди них была Пола Ниренска из Варшавы, которая основала первую школу современного танца в Вашингтоне, а также Мета Видмар, который в 1930 году основал первую школу современного танца в Словении. необходима цитата Мета также сформировала танцевальную труппу, которая гастролировала по миру с 1923 года.

Мэри Вигман гастролировала по Соединенным Штатам в 1930 году со своей труппой танцоров, а также в 1931 и 1933 годах. В 1931 году ее ученики основали школу в Нью-Йорке. Ее хореография вдохновила коммунистические танцевальные труппы в 1930-х годах в Нью-Йорке Ее работу в Соединенных Штатах приписывают ее протеже Хане Холм , а затем ученикам Хани Алвину Николаису и Джоанн Вудбери.. Другая ученица и протеже Вигмана, Маргрет Дитц, преподавала в Америке с 1953 по 1972 год. В то время ее стиль характеризовался критиками как «напряженный, интроспективный и мрачный», но всегда был элемент «сияния, обнаруживаемого даже в ее самых мрачных композициях». Другие школы Дрездена были основаны в других регионах Германии, а Ханя Хольм даже открыла одну в Соединенных Штатах. Ее стиль передвижения и тренировок использовался даже в немецких государственных школах. В начале 1930-х годов правительство Германии официально удостоило ее награды за свои заслуги.

биография

Его родители — производители велосипедов и поощряют его открывать для себя искусство, которое его привлекает. Сначала она училась в Хеллерау у Эмиля Жак-Далькроза, но чувствовала свой метод как смирительную рубашку, сдерживающую вдохновение. Затем она уехала работать в школу движения в Асконе с Рудольфом Лабаном и группой Монте Верита до 1919 года.

Мэри Вигман, слева (Берлин, 1959).

Затем она начала карьеру танцовщицы, хореографа и педагога. В 1919 году она создала соло, такие как экстатические танцы, венгерские танцы, а несколько месяцев спустя — « Танцы ночи» . В 1920 году она открыла школу в Дрездене, где обучали технике произвольного танца, и основала там компанию. Среди его первых учеников были Ханя Хольм, Харальд Кройцберг и Грет Палукка . Гастроли его компании проходят успешно, особенно в США. Ханя Хольм покинула Дрезден, чтобы открыть школу в Нью-Йорке в 1931 году.

Рудольф Лабан и Мэри Вигман оказываются приглашенными Йозефом Геббельсом для участия в организации летних Олимпийских игр 1936 года в Берлине. Рудольф Лабан строит хореографию с массой тысячи исполнителей из тридцати городов. Мэри Вигман решает представить свой танец смерти . Министру Геббельсу эта работа не нравится. Его экспрессионизм и его превознесение личности кажутся нацистскими сановниками подозрительными. Его школа в Дрездене находится под наблюдением. Но остается в Германии, поселяется в Лейпциге . Она возобновила преподавание там и продолжила использовать в своем искусстве жестокий экспрессионизм .

В 1950 году она переехала в Западный Берлин, преподавала там и продолжала творить, иногда выступая на сцене. Она вышла на пенсию в 1968 году и умерла через пять лет. Похоронена на кладбище Восточного Эссена .

Повороты судьбы

Для Лени все началось с просмотра фильма «Гора судьбы» 1924 года. Она встретилась с режиссером картины Арнольдом Франком, который проявил к девушке большой интерес. Специально для нее Франк написал сценарий фильма «Священная гора». Премьера картины и кинематографический дебют Лени Рифеншталь состоялись в декабре 1926 г. Свой первый фильм в качестве режиссера Рифеншталь сняла в 1932 г. Помимо режиссуры, написания сценария и исполнения главной роли, Лени отвечала и за производство картины. Лента была восторженно встречена на Венецианском фестивале. Восхищались не только режиссурой, но и игрой актрисы.

Статья по теме

Создатели живых картинок. Как братья Люмьер придумали кинематограф

За свою долгую жизнь Лени Рифеншталь покоряла не одну лишь публику. На ее счету множество мужчин, с которыми она довольно быстро расставалась. Последней любовью Лени стал кинооператор Хорст Кеттнер. Их отношения начались, когда ей было уже за 70, а ему — немного за 30. Но, несмотря на почти сорокалетнюю разницу в возрасте, их отношения оказались самыми длительными и прочными.

Лени могла бы стать звездой Голливуда. Еще в начале ее успешной работы в кино Лени получила выгодное предложение от американской кинокомпании, обещавшей ей работу в США за баснословный гонорар. Она отказалась, а вместо этого пошла на встречу с Гитлером, о которой просила еще весной 1932 года. Событие это роковым образом повлияло на всю последующую жизнь Рифеншталь. А фюрер понял, что Рифеншталь именно тот человек, чей талант можно использовать в интересах Третьего рейха. Сама Лени Рифеншталь об этом говорила: «У меня к его идеям не было даже никакого уважения, это меня и потом, позже, не интересовало. Я лишь замечала, что люди тогда были действительно исполнены восторга, все были на подъеме, и я тоже поддалась этому порыву».

Рифеншталь и Гитлер, 1934 г. Фото: Commons.wikimedia.org/ German Federal Archives

«Мы видели только хорошие вещи»

Вскоре Гитлер предложил Лени снять фильм о съезде НСДАП в 1934 году. Такая картина под названием «Триумф воли» вышла на экраны уже в следующем году. Съемочная группа фильма состояла из почти 200 человек. Съемки велись с нескольких точек — с лестниц пожарных машин, флагштоков, дирижаблей. Для придания динамичности съемкам Рифеншталь заставила всех операторов ездить на роликах. Руководство гитлеровской Германии объявило фильм «Триумф воли» удачным образцом национал-социалистской пропаганды и официально придало ему пропагандистский статус.

Еще одним из значимых фильмов Лени Рифеншталь стал фильм о летних Олимпийских играх 1936 г. в Берлине «Олимпия». На съемках картины применяли много новых приемов. Например, камеру для подводной съемки и операторский кран. Спустя 10 лет голливудское жюри назвало фильм одним из 10 лучших в XX веке.

Лени Рифеншталь и оператор Вальтер Френц на съемках фильма «Олимпия», август 1936 г. Фото: Commons.wikimedia.org/ German Federal Archives

Развитие экспрессионистского танца, начало карьеры

После ухода из школы Лавана она уехала в горы Швейцарии, чтобы развивать свой экспрессионистский стиль. Она назвала свой новый танцевальный стиль «Новый немецкий танец», используя слово «новый», чтобы выразить разрыв с традиционным классическим балетом. Она хотела, чтобы ее танец был выражением человеческих желаний, страстей и вдохновений. Ее глубоко интересовали отношения между людьми и космосом, и она хотела дать жизнь отдельным силам, окружающим людей. Она хотела создать технику, которая не нуждалась в кодификации, а, скорее, возникла из визуальных интерпретаций желаний человека. По ее мнению, любое движение можно рассматривать как танец, если оно выражает истинное чувство. Ее техника и хореография часто состояли из «скольжения, подпрыгивания, вибрации, падения / падения и напряжения».

В 1918 году у нее случился нервный срыв. Два года спустя, в 1920 году, ей предложили пост балетмейстера в Дрезденской государственной опере , но, поселившись в отеле в Дрездене и начав преподавать уроки танцев в ожидании назначения, она узнала, что должность была присуждена кому-то другому.

Нацизм в сосуществовании с работами Вигмана

В период падения Веймарской республики вклад Вигмана в современный танец существовал в рамках нацизма и отказа от структурированного танца (балета) в пользу «более свободных» движений. Марион Кант пишет в книге «Танец — это расовый вопрос: танцевальная политика Рейхского министерства народного просвещения и пропаганды», что стиль танца Вигмана стал средством пропаганды нацистской идеологии. Описывая нацистское восприятие искусства, записи Министерства пропаганды в Федеральных архивах «воплощают идеологию, которой стал подчиняться танец», как Ausdruckstanz, или новый немецкий танец, возникший как широко признанная форма искусства из-за убеждений нацистских лидеров, что танец принесет пользу движению. Документ 4 в работе Канта содержит письмо Фрица Бёме к Geobbels, в котором говорится, что «немецкий художественный танец… нельзя игнорировать как вид искусства» и что он должен «функционировать… как конструктивная и формирующая сила, как хранитель. расовых ценностей и как щит от потока запутанных иностранных поз, чуждых немецкому характеру и немецкой позиции »(72, 197-8). Поэтому современные танцевальные стили Вигман и ее коллег считались средством, с помощью которого немецкий народ мог быть защищен от внешнего влияния и очищен. В записке советника министров фон Кёделла в рейхсское министерство народного просвещения и пропаганды школа Вигмана также признана одной из «четырех образцовых школ немецкого художественного танца» (200). В конечном итоге эти записи показывают, как работа Вигмана вписывается в нарратив нацизма и как падение Веймарской республики позволило Вигману добиться успеха, уступив место признанию «свободного танца» нацистской пропагандой.

Работа Вигмана, а также работы других аналогичных авторов в Германии также способствовали тому, что танец стал воротами для построения фашистского сообщества. Сьюзан Мэннинг пишет в «Modern Dance in the Third Reich, Redux», что «современные танцоры смешали и смешали свой идеал Tanzgemeinschaft (« танцевальное сообщество ») с фашистским идеалом Volksgemeinschaft (« сообщество »)» (5) . Таким образом, немецкая танцевальная среда косвенно поддерживала зарождающиеся нацистские общины. Мэннинг цитирует другую работу Канта «Смерть и девушка: Мэри Вигман в Веймарской республике», в которой Кант исследует многие произведения Вигмана в первые годы подъема нацизма в Германии. Здесь Вигман, казалось, выразил поддержку «консервативным и правым националистам … которые сокрушат Республику», что, по утверждению Мэннинга, сыграло важную роль в «внедрении волкишской мысли в основное русло веймарской политики» (7). Таким образом, современный танец стал отличительной чертой объединения Германии, а искусство Вигмана возглавило создание фольклорных общин посредством танца. Является ли вклад Вигман в нацизм и его рост преднамеренным или непреднамеренным, является предметом споров, поскольку Мэннинг признает, что «Мэри Вигман могла … противостоять нацистской культурной политике, не осознавая, что ее собственная вера … укрепила позицию нацистов» (14). . Тем не менее, несмотря на личное отношение Вигман к нацистской партии, ее работа, несомненно, сосуществовала и даже соответствовала нацистским идеалам свободы, общности и идентичности арийцев.

Под нацизмом

«Мэри Вигман-Шуле» существовала с 1920 по 1942 год. Однако, когда началась Вторая мировая война, нацисты в Германии считали ее левой, а ее танцы — дегенеративными. Нацисты закрыли ее школу, но разрешили ей преподавать в Лейпциге во время войны. «Мэри Вигман-Шуле» продолжала действовать при нацистском правлении во время Второй мировой войны, после чего она подчинялась правилам правительства и увольняла всех еврейских танцоров из своих школ в Германии.

В период падения Веймарской республики вклад Вигмана в современный танец существовал в рамках нацизма и отказа от структурированного танца (балета) в пользу «более свободных» движений. Марион Кант пишет в книге «Танец — это расовый вопрос: танцевальная политика Рейхского министерства народного просвещения и пропаганды», что танцевальный стиль Вигмана стал средством пропаганды нацистской идеологии. Описывая нацистское восприятие искусства, записи Министерства пропаганды в Федеральных архивах «воплощают идеологию, которой стал подчиняться танец», поскольку Ausdruckstanz или новый немецкий танец возник как широко признанная форма искусства благодаря нацистским лидерам » убеждения, что танец принесет пользу движению. Документ 4 в работе Канта содержит письмо Фрица Бёме.Геббельсу, в котором говорится, что «немецкий артистический танец… нельзя игнорировать как вид искусства» и он должен «функционировать… как созидательная и формирующая сила, как хранитель расовых ценностей и как щит от наводнения. о путанице иностранных поз, чуждых немецкому характеру и немецкой позиции »(72, 197-8). Таким образом, стили современного танца Вигман и ее коллег считались средством защиты и очищения немецкого народа от внешнего влияния. В записке советника министров фон Кёделла в Рейхсское министерство народного просвещения и пропаганды школа Вигмана также признана одной из «четырех образцовых школ немецкого художественного танца» (200). В конечном итоге эти записи показывают, как работа Вигмана вписывается в нарратив нацизма и как падение Веймарской республики способствовало успеху Вигмана.уступая признанию «вольного танца» нацистской пропагандой.

Работа Вигмана также способствовала тому, что танец стал воротами для построения фашистского сообщества. Сьюзан Мэннинг пишет в «Modern Dance in the Third Reich, Redux», что «современные танцоры смешали и смешали свой идеал Tanzgemeinschaft (« танцевальное сообщество ») с фашистским идеалом Volksgemeinschaft (« сообщество »)» (5) . Таким образом, немецкая танцевальная среда косвенно поддерживала подающие надежды нацистские общины. Мэннинг цитирует другую работу Канта «Смерть и девушка: Мэри Вигман в Веймарской республике», в которой Кант исследует многие произведения Вигмана в первые годы подъема нацизма в Германии. Здесь Вигман, казалось, выразил поддержку «консервативным и правым националистам … которые разрушат Республику», что, по утверждению Мэннинга, сыграло важную роль в «внедрении волкишской мысли в мейнстрим веймарской политики» (7). Таким образом, современный танец стал визитной карточкой объединения Германии, а искусство Вигмана возглавило создание фольклорных общин посредством танца. Является ли вклад Вигмана в нацизм и его рост преднамеренным или непреднамеренным, является предметом споров, поскольку Мэннинг признает, что «Мэри Вигман могла … выступать против нацистской культурной политики,не осознавая, что ее собственная вера… укрепила нацистские позиции »(14). Тем не менее, несмотря на личное отношение Вигман к нацистской партии, ее работы, несомненно, сосуществовали и даже соответствовали нацистским идеалам арийской свободы, общности и идентичности.

Ссылки

  1. Райнер Мецгер (2007), Берлин в двадцатые годы: искусство и культура 1918-33 , Лондон, стр. 160.
  2. ↑ Mead, VH (1996). «Больше, чем просто движение — ритмика Далкроза». Журнал музыкальных педагогов , 82 (4), 38–41.
  3. ^ Кирстейн, Линкольн (1977). «Современный классический танец». Танец (Ред. В мягкой обложке). Нью-Йорк: горизонты танцев. ISBN 0-87127-019-6.
  4. Факты о Мэри Вигман. (2010). http://biography.yourdictionary.com/mary-wigman
  5. Факты о Мэри Вигман. (2010). http://biography.yourdictionary.com/mary-wigman .
  6. Факты о Мэри Вигман. (2010). http://biography.yourdictionary.com/mary-wigman
  7. Мэри Вигман. Немецкий танцор-экспрессионист и хореограф. https://www.con Contemporary-dance.org/mary-wigman.html
  8. Ньюхолл, Мэри Энн Сантос (2009). Мэри Вигман . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. ISBN . стр. 26. 
  9. Newhall (2009), стр. 28.
  10. Факты о Мэри Вигман. (2010). http://biography.yourdictionary.com/mary-wigman
  11. ^ Проф. доктор Карл Топфер, профессор доктор Питер Райхель, доктор Габриэле Постувка, Франк-Мануэль Петер , доктор Ивонн Хардт, доктор Томас Купш, Кэтлин Бюргельт, Мюриэль Фавр, Хайде Лазарус (2003) Выбор документы о школе Вигмана в Дрездене с 1924 по 1937 год. Архивировано 2 апреля 2015 года в Wayback Machine , Deutsches Tanzarchiv Köln , SK Stiftung Kultur (Фонд культуры SK)
  12. Джон Martain, «Рабочие лиги в группе Танцев», The New York Times , 24 декабря 1934.
  13. Факты о Мэри Вигман. (2010). http://biography.yourdictionary.com/mary-wigman
  14. Факты о Мэри Вигман. (2010). http://biography.yourdictionary.com/mary-wigman
  15. Карина, Лилиан; Кант, Марион (30.06.2003). Танцоры Гитлера . Книги Бергана. DOI10,2307 / j.ctt1x76fgm . ISBN 978-1-78238-958-3.
  16. Мэннинг, Сьюзан (2017-02-06). Коваль, Ребекка Дж; Зигмунд, Джеральд; Мартин, Рэнди (ред.). «Современный танец в Третьем рейхе, Redux» . Оксфордские справочники в Интернете . DOI10.1093 / oxfordhb / 9780199928187.013.36 .
  17. Partsch-Bergsohn, Иса (1994). Современный танец в Германии и США: перекрестные течения и влияния . Chur: Harwood Acad. Publ. п. 122. ISBN .
  18. Факты о Мэри Вигман. (2010). http://biography.yourdictionary.com/mary-wigman
  19. Newhall (2009), стр. 22.
  20. Левин, Габи (8 марта 2016 г.) «Немецкий хореограф, который слишком близко танцевал с нацистами» , haaretz.com; получено 22 февраля 2017 года.
  21. Newhall (2009), стр. 115-116.
  22. Грау, Андре; Джордан, Стефани (1 июня 2002 г.). Танцы Европы: перспективы театра, танца и культурной идентичности . Рутледж. п. 107. ISBN 978-1-134-69653-6. Проверено 26 июля 2015 года .
  23. Факты о Мэри Вигман. (2010). http://biography.yourdictionary.com/mary-wigman
  24. Мэри Вигман. Немецкий танцор-экспрессионист и хореограф. https://www.con Contemporary-dance.org/mary-wigman.html
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: