Зороастризм

Связь с другими религиями

Считается, что многие принципы современных авраамических религий, а также северного буддизма могли быть заимствованы из зороастризма.

В Исламе основатель зороастризма Заратуштра почитается как пророк, а сами зороастрийцы иногда рассматриваются как «люди Писания» (зимми), хотя в Коране среди «людей Книги» они (в отличие от христиан, иудеев и манихеев ) не упоминаются.

Христианская идея противопоставления светлого бога дьяволу тоже имеет сходство с зороастрийским дуализмом.
В христианских Евангелиях упомянут эпизод «поклонения волхвов» (скорее всего, религиозных мудрецов и астрономов). Высказываются мнения о том, что эти волхвы могли быть зороастрийцами.

Кроме того, в зороастризме, как и в иудаизме, христианстве и исламе, отсутствует идея цикличности — время идет по прямой от сотворения мира до окончательной победы над Анхра-Майнью, никаких повторяющихся мировых периодов нет.

Литература[править | править код]

  • Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988.
  • Kulke, Eckehard: The Parsees in India: a minority as agent of social change. München: Weltforum-Verlag (= Studien zur Entwicklung und Politik 3), ISBN 3-8039-00700-0
  • Ervad Sheriarji Dadabhai Bharucha: A Brief sketch of the Zoroastrian Religion and Customs
  • Dastur Khurshed S. Dabu: A Handbook on Information on Zoroastrianism
  • Dastur Khurshed S. Dabu: Zarathustra an his Teachings A Manual for Young Students
  • Jivanji Jamshedji Modi: The Religious System of the Parsis
  • R. P. Masani: The religion of the good life Zoroastrianism
  • P. P. Balsara: Highlights of Parsi History
  • Maneckji Nusservanji Dhalla: History of Zoroastrianism; dritte Auflage 1994, 525 p, K. R. Cama, Oriental Institute, Bombay
  • Dr. Ervad Dr. Ramiyar Parvez Karanjia: Zoroastrian Religion & Ancient Iranian Art
  • Adil F. Rangoonwalla: Five Niyaeshes, 2004, 341 p.
  • Aspandyar Sohrab Gotla: Guide to Zarthostrian Historical Places in Iran
  • J. C. Tavadia: The Zoroastrian Religion in the Avesta, 1999
  • S. J. Bulsara: The Laws of the Ancient Persians as found in the «Matikan E Hazar Datastan» or «The Digest of a Thousand Points of Law», 1999
  • M. N. Dhalla: Zoroastrian Civilization 2000
  • Marazban J. Giara: Global Directory of Zoroastrian Fire Temples, 2. Auflage, 2002, 240 p, 1
  • D. F. Karaka: History of The Parsis including their manners, customs, religion and present position, 350 p, illus.
  • Piloo Nanavatty: The Gathas of Zarathushtra, 1999, 73 p, (illus.)
  • Roshan Rivetna: The Legacy of Zarathushtra, 96 p, (illus.)
  • Dr. Sir Jivanji J. Modi: The Religious Ceremonies and Customs of The Parsees, 550 Seiten
  • Mani Kamerkar, Soonu Dhunjisha: From the Iranian Plateau to the Shores of Gujarat, 2002, 220 p
  • I.J.S. Taraporewala: The Religion of Zarathushtra, 357 p
  • Jivanji Jamshedji Modi: A Few Events in The Early History of the Parsis and Their Dates, 2004, 114 p
  • Dr. Irach J. S.Taraporewala: Zoroastrian Daily Prayers, 250 p
  • Adil F.Rangoonwalla: Zoroastrian Etiquette, 2003, 56 p
  • Rustom C Chothia: Zoroastrian Religion Most Frequently Asked Questions, 2002, 44 p

Митраизм

Митраистские барельефы, вырезанные на скалах и камнях, можно найти во многих странах западных провинций Римской империи – от Германии до Британии. Персидский культ Митры, начиная с I века н. э. через римских солдат стал проникать в Южную Европу и очень быстро завоевал там популярность. Митреумы вплоть до IV века оставались центрами религиозной жизни Рима.

Митра – воплощение образа солнечного бога и символ плодородия, но он также был гарантом закона и порядка. Митра покровительствовал тем, кто ведет праведный образ жизни, но был суров к законопреступникам и лжецам. Культ Митры был весьма популярен среди низов, так как провозглашал равенство и прельщал загробной жизнью.

Митраизм и внешне, и по содержанию обнаруживал заметные сходства с распространявшимся в тот период на территории Римской империи христианством.

Места вероисповедания обоих культов находились преимущественно в пещерах, там выстраивались алтари, на заднем плане которых высекались изображения спасителей человечества – Митры и Иисуса. Обе религии практиковали омовение, а также причастие хлебом и вином.

Менее гибкий митраизм не выдержал в итоге конкуренции с христианством и уступил. Однако влияние культа Митры все еще дает о себе знать. Например, в основе корриды лежит одно из деяний Митры – принесения в жертву священного быка.

Отношение христианства к древним религиям

Древние религии, безусловно, представляют исторический и научный интерес. Их изучают с точки зрении психологии человека, религиозного мышления. Однако с точки зрения христианства все старинные верования относятся лишь к смертным теням (Лук. 1, 79), мучительным поискам Бога. Религии древности были отравлены человеческими заблуждениями об устройстве мира, несмотря на тягу к Истине и добру. Знание о древних религиях помогает оценить и лучше понять учение Христа, в котором нет места человеческим страстям и порокам, коими в полной мере обладали «боги» древности.

  • Язычество и язычники
  • Монотеизм

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Древняя египетская религия

В основе Древней египетской религии лежит множество верований. Эта религия пронизывала жизнь египтян. Боги отвечали за все аспекты жизни: возникновение город, законов, ремесел, искусства. Богов было не менее 700. Такое многобожие называют «политеизмом». Каждый египетский храм был посвящен какому-то богу. В разных областях Египта был свой культ божества. Однако существовали боги, которым поклонялись повсеместно:

  • Гор;
  • Ра;
  • Исида;
  • Осирис.

Бог солнца — Ра в Древнем Египте был самым почитаемым. Египетские фараоны объявляли себя его сыновьями. Самой почитаемой богиней считалась Исида. Она была богиней плодородия, ветра, воды и мореплавания, символом супружеской верности.

  • Богиней неба считалась богиня Нут.
  • Богом природы — Осирис.
  • Богом пустыни — Сет.

Некоторые боги изображались с телом человека, но головой животного, так как некоторых зверей и птиц египтяне обожествляли. Богиня Сехмет представала в образе женщины с головой льва. Тот (бог мудрости) в образе человека с головой птицы ибис. У египтян были богиня-кошка Бастет, бог Себек в виде крокодила. Анубис — бог в образе человека с головой шакала, провожал души умерших в подземной царство, на суд к богу Осирису, который считался богом плодородия. Смену земледельческих сезонов связывали с бесконечным умиранием Осириса и следующим за ним возрождением.

Египтяне поклонялись даже растениям — папирусу, лотосу и финиковой пальме. Они верили, что для сохранения бессмертия тело человека надо должным образом подготовить — забальзамировать, после чего поместить в саркофаг. Саркофаг помещали в гробницу, туда же клали Книгу мертвых, которая призвана была помочь умершему в потустороннем мире.

Иерархия

Чины

  1. Мобедан мобед (мобед задэ)
  2. Сар-мобед или пехл. «бозорг дастур» (мобед задэ)
  3. Дастур (мобед задэ)
  4. Мобед (мобед задэ)
  5. Хирбад (мобед задэ)
  6. Мобедъяр

Термин «мобед» в широком смысле используется для обозначения чинов (1-5), т.е. наследственных зороастрийских священников. Помимо регулярных чинов в иерархии есть звание Рату — защитника зороастрийской веры. Рату стоит на ступень выше мобедан мобеда, и является непогрешимым в вопросах веры.

Священные огни

В зороастрийских храмах, называемых по персидски «аташкадэ» (букв. дом огня), горит неугасимый огонь, служители храма круглосуточно следят, чтобы он не погас. Есть храмы, в которых огонь не гас на протяжении многих столетий. Семья мобедов, которым принадлежит священный огонь, полностью несёт все расходы по содержанию огня и его защите и материально не зависит от помощи бехдинов. Решение об учреждении нового огня принимается только в случае наличия необходимых средств. Священные огни делятся на 3 ранга:

Файл:Yazd fire temple.jpg

Зороастрийский храм

  1. Шах Аташ Варахрам (Бахрам) — Огонь высшего ранга. Огни высшего ранга учреждаются в честь монархических династий, великих побед, в качестве высшего огня страны или народа. Для учреждения огня необходимо собрать и очистить 16 огней разных видов, которые объединяются в один во время ритуала освящения. Служить у огня высшего ранга могут только высшие священники, дастуры;
  2. Аташ Адриан (Адаран) — Огонь второго ранга, учреждаемый в населённых пунктах с населением не менее 1000 человек в которых проживает не менее 10 семей зороастрийцев. Для учреждения огня необходимо собрать и очистить 4 огня из семей заратуштрийцев разных сословий: священника, воина, крестьянина, ремесленника. У огня Адриан могут совершаться различные ритуалы: нозуди, гавахгиран, сэдрэ пуши, службы в джашны и гаханбары и т.д. Службу у огня Адриан могут вести только мобеды.
  3. Аташ Дадгах — Огонь третьего ранга должен поддерживаться в местных общинах (села, большой семьи), располагающих отдельным помещением, которое является религиозным судом. На среднеперсидском это помещение называется дарде мехр (букв. суд язата Митры). Митра является воплощением справедливости. Зороастрийский священнослужитель, стоя лицом перед огнём дадгах разрешает местные споры и проблемы. В случае, если в общине отсутствует мобед служить огню может хирбад. Огонь дадгах открыт для публичного доступа, помещение, где находится огонь служит местом собрания общины.

Мобеды являются стражами священных огней и обязаны защищать их всеми доступными способами, в том числе и с оружием в руках. Вероятно этим объясняется тот факт, что после исламского завоевания зороастризм быстро пришёл в упадок. Многие мобеды были убиты, защищая огни.

Основные догмы религии зороастризма

 

Религия зороастризм является одним из первых верований, в центре которого лежит противостояние добра и зла. Добро, по мнению адептов зороастризма, отождествляет верховный бог Ахурамазда, а зло — бог Анхра-Манью, причем оба эти божества — братья близнецы, сыновья бога времени. Несмотря на то, что оба бога обладают практически равной силой, добро в конце должно победить и Ахурамазда будет единым богом в мире. Помощниками верховного бога зороастризма являются бог Митра (божество верности, справедливости, света и судья в загробном мире), богиня Анагита (богиня воды и плодородия) и духи фраваши — ангелы хранители, охраняющие от злых духов всех добрых людей.
 
Главная цель каждого адепта зороастризма заключается в том, чтобы держать свою душу в чистоте и приумножать добро на земле, так как от этого зависит исход битвы добра со злом. Одним из самых главных постулатов зороастризма является очищение души верующего, и чтобы достичь очищения, адепты верования должны делать добро, заниматься по мере возможности благотворительностью, приумножать свой достаток, безвозмездно участвовать в проведении общественно-полезных работ, не загрязнять землю и воду, не скидывать в воду и не хоронить в земле трупы, содержать в чистоте собственное тело и разводить священных животных Ахурамазды — собак

Большее внимание в зороастризме отводится не культам и молитвам, а именно стремлениям и поступкам человека: добрые мысли, добрые слова и добрые дела — главное оружие человека против злых сил.  
 

Манихейство

Религиозно-философское и эзотерическое учение – манихейство – зародилось в III веке н. э. на Ближнем Востоке и к XI веку распространилось на территориях от Северной Африки до Китая. Манихейство иногда называют синкретической религией, так как в ней можно обнаружить черты зороастризма, неоплатонизма, христианства и буддизма.

Родоначальником манихейства считают выходца из персидского княжеского рода Сураика (214-277), прозванного Мани. Проповедник ставил себя в один ряд с Иисусом и Буддой. В частности, на параллели с Христом указывает его следующее высказывание: «после того как я уйду из мира и отправлюсь в дом моих людей, соберу я всех избранных, которые уверовали в меня, в том месте; возьму я каждого к себе».

В основе манихейского учения лежит дуализм – противопоставление Света и Тьмы, Добра и Зла. Однако в своей картине мира Мани исходил из равноправного взаимодействия противоположных начал. Тем самым он освобождал от ответственности бога за существование в мире зла.

Современные исследователи называют манихейство «эзотеризмом без верхушки» из-за отказа признавать существование Единицы – полного Абсолюта. Манихеи делали акцент на законе космического равновесия, в котором окончательная победа Добра или Зла означала бы коллапс Вселенной.

Сегодня манихейство является синонимом «мировой ереси», так как это учение долгое время успешно проникало во многие религии и культурные контексты. Следы манихейства можно также обнаружить в обрядах славянского язычества и структуре масонских лож.

Авестийский язык — язык мудрецов

Авеста — главный труд Заратустры — это сборник гимнов и поучений основанной им религии. Она написана языком, родственным персидскому, но больше не встречающимся нигде. Поэтому этот язык был назван авестийским.
Многие из частей сохранились лишь во фрагментах. Важными частями является Ясна — текст зороастрийского богослужения, Яшты — гимны, написанные Заратустрой и посвящённые Ахуре-Мазде, верховному богу света и другим светлым богам, и Видэвдад — правила, которые должен соблюдать каждый зороастриец в быту. Основная мысль, заложенная в тексте Авесты, — придерживаться истины, которая есть Ахура-Мазда, добрый бог, и отвергать пути злого бога Ахримана и его демонов.
Помимо верховного божества, пророк выделил семь божественных существ, которые олицетворяли наиболее важные качества для человека. Этих существ он называл Амэша-Спэнта («бессмертные святые»). Каждое из них также было связано с каким-то земным предметом или материей: человеком, животными, огнём, металлами, водой, землёй и растениями. Эти стихии почитались древними иранцами ещё до зороастризма и фигурировали в их языческих обрядах. Заратустра придал новый смысл священным для индоиранцев группам вещей, связав их с абстрактными понятиями.
Все обряды зороастрийцев в реальной или символической форме включали взаимодействие с этими материями. Особо почитаемым был огонь — все молитвы и священнодействия совершались перед пламенем. Также считалось, что человеческая душа — это тоже особый вид огня. В эпоху расцвета в Иране было три основных храма огня, один из которых до сих пор сохранился в городе Йезд. Также каждая семья молилась дома перед пламенем.

Современное зороастрийское богослужение у огня. (govzalla.com)

Каждый зороастриец боялся оскверниться. Всё, что олицетворяло гниль, болезнь и смерть, считалось скверной. Особо нечистыми субстанциями признавались трупы и кровь, поэтому у персов сложился особый способ погребения — дахма («башня молчания»). Тела умерших помещались на высокие сооружения на съедение падальщикам, дабы не затронуть ни одной священной стихии.
Помимо пренебрежения к трупам, зороастрийцы удивляли соседей поощрением кровосмесительных браков (Заратустра якобы говорил, что брат с сестрой легче найдут общий язык, а значит составят крепкий союз), строгим отношением к чистоте тела, а также значительным (по меркам Античности) равенством между мужчиной и женщиной (греки и римляне, например, дивились, что персы пируют вместе с жёнами).
Мир, по представлениям зороастрийцев, проживает три эпохи. В первую — эпоху Творения — Благой Дух Ахура-Мазда создал материальную жизнь, более совершенную, чем жизнь духа. Но его злой двойник Ахриман исполнился зависти и атаковал творение, испортив все его составляющие (отравив огонь дымом, сделав воду солёной, а человека — смертным).
После этого начинается второй период — Смешение, — во время которого Ахриман и его дэвы (злые духи, демоны) беспокоят мир нападениями. Неживые творения они разрушают и портят, а человека ввергают в грехи. Добрые духи стараются противостоять этому. Задача же человека — почитать семь добрых божеств и придерживаться трёх принципов: благие мысли, благие слова, благие поступки. Наконец, через какое-то время настанет третья эпоха — Разделение. Грешные души и Ахриман исчезнут, а материальный мир опять будет всецело во власти Ахура-Мазды, и там вместе с ним будут пребывать праведные души.
Итак, Заратустра, одним из первых создал религиозную систему, в основе которой лежит борьба добра и зла, которая так или иначе приведёт к концу мира. Человек в этой системе имеет выбор, который влияет на расстановку сил в этой борьбе.

Истоки зороастризма (маздаизм, митраизм, бон)

Маздаизм

Маздаизм связан с древнеиранскими культами до реформы Заратуштры.

Синкретизм религиозно-мифологической системы и служители культа у кочевников Горного Алтая скифской эпохи.
Дашковский П.К. (г.Барнаул)

Митраизм

Митраизм — западное (традиционное) направление маздаизма
и одна из древнейших религий человечества.
Митраизм был суровой религией, культом победоносного Бога,
требовавшего от своих последователей духовной мощи и мужества в жизненной борьбе.

Митра – договор, согласие ; Бог солнца;
космический и людской закон, состояние мира, дружбы, симпатии;
хранитель клятвы, помогающий тем, кто держит слово и жестоко наказывающий лжецов.
“Быстрых лошадей даёт Митра, обладающий широкими пастбищами для скота, тем кто не лжив к договору.”
Митра упорядочивает и организует жизнь на Земле, гарантирует устойчивость и согласие между людьми,
охраняет страну от раздора и несчастья, если в ней чтут договор,
и разрушает страны и наказывает врагов, если они не чтут договор, нарушают его и тем служат лжи.
Митра бог верности и истины. Митра сопровождает солнце, величайшее из всех огней
(огонь – очиститель был связан с Митрой), в его ежедневном движении по небу
и следит за теми, кто хранит верность договору и кто его нару-шает.

Митра входил в тройку верховных божеств древних ариев –
Ахура–Мазда (Хормазд), Митра, Апам–Напат,
поддерживающих истинный порядок в мире.

Хормазд моделирует космические элементы Вселенной, а Митра ведает социальной организацией людей,
т.е. устройством “человеческой” вселенной.
Митра — правая рука верховного творца всего сущего и посредник между Небом и Землей
.

Митраизм был широко распространён в Римской империи и соперничал
с христианством.
А многие ритуалы и принципы Митраизма вошли позже в христианский культ
(например обряды крещения , причастия и многие другие).
Почитался Митра также в Армении, в Средней Азии, среди эфиопов, в Кушанской империи,
где поддерживался царём Михиракулой, боровшимся с буддизмом.

Религия Бон (тибетский митраизм)

От эфталитов Митраизм попал в Тибет, где стал государственной религией, пока не был вытеснен буддизмом.
Причём, имя Митры даже попало в буддизм, в образе Будды будущего – “Майтрейи”.

Тибетский Митраизм носил название ‘Бон”.
“Бонцы”, как монголы и арии, почитали двуединных “Всеблагого Бога” и “Великую Мать Земли”,
боролись с обманом и ложью, и поклонялись Митре в образе “Божества – жреца Белого Света.”

Тибетская традиция БОН в России

Этические принципы учения Зороастра

Основным моментом в учении зороастризма является Вселенский закон гармонии, а также — личная ответственность человека за совершаемые им в жизни действия и поступки. И, как награда, — традиционные Рай как место бесконечного сияния и света или Ад — с его ужасными муками, карой и саморазрушением.

Между адом и раем существует Мост Чинвад, который словно мерило праведности, превращается под ногами осознанного человека в широкую и удобную дорогу и, соответственно, под ногами грешника становится острым лезвием, с которого несчастный низвергается в пропасти Ада.

Зороастризм и Ницше

Для многих идеи зороастризма, как, впрочем, и сама фигура пророка Зороастра, связана с известной работой Ницше «Так говорил Заратустра», книге для всех и ни для кого. Однако, стоит развеять миф об этой связи, так как образ, выведенный Ницше в своем труде, не имеет с Заратустрой, как считают специалисты, ничего общего и даже напротив: образ Заратустры, созданный Ницше, является, в какой-то мере, антиподом пророка.

Интересно, как исторические деятели и известные писатели, пытаясь порою представить свои собственные идеи сврхчеловеческими, привязывали к ним те или иные учения древних мыслителей. По-видимому, это позволяло первым попытаться придать своим идеям особую значимость, не слишком беспокоясь об истинной сути священных посланий человечеству.

Ницше представлял гуманиста Заратуштру человеком мрачным, холодным и тотально одиноким, а его учение — как религию экзистенциализма. Некоторые историки считают такую интерпретацию Ницше гуманистической философии Заратустры и попытку превратить ее в идею превосходства одних людей над другими — плодом его больного воображения.

Абсолютная ценность человеческой жизни, провозглашенная писателем, не отрицает ее значения и в учении Заратустры, но акценты, я бы отметила, здесь явно смещены не в гуманистическую сторону… В результате жизнь в судьбе писателя расставила свои акценты, наградив его многолетней болезнью и смертью в 56-летнем возрасте. Это ли не подтверждение общечеловеческих ценностей, на которые посягнул человек, также получивший для чего-то Божественный дар… Вопрос — для чего именно этот дар был ему дан?..

Общие сведения о зороастризме[править | править код]

Зороастризм является одной из древнейших пророческих религий, возможно первой из них. Дата и место жизни пророка Заратуштры точно не установлены. Различные исследователи датируют жизнь Заратуштры в период от начала 2 тысячелетия до н. э. до 6 века до н. э. Современные зороастрийцы ведут летосчисление по календарю «фасли» от года принятия царём Виштаспой зороастризма от самого Заратуштры. Зороастрийцы считают, что это событие произошло в 1768 году до н. э. «Первая вера» — традиционный эпитет Мазда Ясны.

Воображаемый портрет Заратуштры. Изображение 18 века

Зороастризм возник в среде арийских племён, видимо, до завоевания ими иранского плоскогорья. Наиболее вероятным местом возникновения зороастризма является Северо-Восточный Иран и часть Афганистана, однако есть научные теории о возникновении зороастризма в Западном Иране, Средней Азии, на Южном Урале.

Проповедь пророка носила ярко выраженный этический характер, осуждала несправедливое насилие, восхваляла мир между людьми, честность и созидательный труд. Критике подвергались современные пророку ценности и практика кавиев — традиционных вождей арийских племён, совмещавших жреческие и политические функции. Заратуштра говорил о фундаментальной, онтологической оппозиции добра и зла, по этой причине зороастризм называют первой дуалистической религией, послужившей основой развитию позднейших дуалистических учений и дуалистических элеменов других религий. Все явления мира представляются в зороастризме в виде борьбы двух изначальных сил — добра и зла, бога Ахура Мазды (Ормазда) и злого демона Анхра-Майнью (Аримана). Ормазд Мазда в Конце Времён побеждает Аримана. Зороастрийцы не считают Аримана божеством, поэтому зороастризм иногда называют асимметричным дуализмом и даже монотеизмом.

Основной священный канон — «Авеста», написана на авестийском языке индоарийской группы. Cамим Заратуштрой была составлена её древнейшая часть, известная под названием Гаты. В III веке н. э. были добавлены комментарии (Зенд), и в полном виде канонический сборник называется Зенд-Авестой.

Анджоман Магов Ирана (Anjoman-e Moghan Iran), наиболее авторитетная организация в структуре зороастрийской иерархии, утверждает, что зороастризм является универсальной прозелитической религией. Людям, которые пришли к зороастризму самостоятельно, при соблюдении некоторых условий, не может быть отказано в его принятии. Однако среди части парсов Индии существуют течения, не признающие возможность обращения в зороастризм. В отличие от ислама и христианства зороастрийцы не ведут активной миссионерской деятельности.

Название[править]

Одно из самых ранних из сохранившихся изображений пророка Заратуштры

Эта религия имеет несколько названий:

  • зороастризм — по имени ее легендарного основателя — пророка Зороастры или Заратуштры;
  • маздаизм — от имени Ахурамазды — главного божества, олицетворяющего мир, добро, истину, жизнь, и божества, борется с Анхра-Майнью — обладателем тьмы, зла, лжи и смерти;
  • магизм — жрецы ее являются выходцами из племени магов;
  • религия Авесты — от названия сборника священных книг;
  • огнепоклонничество — в связи с особым культовым почитанием огня;
  • митраизм — от бога-спасителя Митры;
  • парсизм — современная форма зороастризма, последователи которого сейчас живут в Мумбаи (Индия).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: