Литературная деятельность
Альфред Мирек автор двенадцати книг, в числе которых учебно-методические пособия по музыке, истории инструментоведения. Одним из главных его трудов считается первая в мире энциклопедия по язычковым инструментам «Гармоника. Прошлое и настоящее».
На протяжении многих лет Адольф Мирек работал в библиотеках и архивах в разных городах страны. Именно благодаря этому он смог создать общественно-политические, исторические произведения. Так, Мирек является автором популярных книг «Тюремный реквием» и «Записки заключенного». В них он рассказывает о своем пребывании в «Крестах», «Бутырке», в тюрьме на Лубянке.
Широкую известность автору принесла книга «Красный мираж. Палачи великой России». Альфред Мирек написал ее незадолго до смерти. Надо сказать, что в последние годы он занимал антикоммунистическую позицию. В книге «Палачи великой России» Альфред Мирек описывает процесс становления советской власти. Основной задачей автор ставит рассмотрение и анализ периода зарождения и становления большевизма в нравственном, правозащитном, экономическом и политическом аспектах. Мирек много говорит о выдающихся людях той эпохи: Троцком, Ленине, Свердлове, Дзержинском, Фрунзе, Горьком, Маяковском и пр.
Эта книга написана в свободной, живой манере, с юмором, присущим автору. Благодаря этому текст легко воспринимается читателем любого возраста. В фокусе внимания анализ биографий людей, живших в советскую эпоху, процессов, протекавших в период становления большевизма, механизмов формирования социалистического сознания, укрепления и развития репрессивной системы, его целей, задач, роли, внедрения новой экономической модели. Мирек рассказывает о судьбах ученых (и известных, и забытых), деятелей искусства и культуры, дипломатов, военачальников.
Военная реформа
Согласно многим англосаксонским источникам, Альфред Великий разделил территорию страны на округа, в которых от каждых пяти хозяйств (гайд) выставлялся один солдат. Воина снабжали всем необходимым сами жители. Определенное число солдат давали и города.
Альфред Великий реформировал действовавшую ранее систему, сохранив для свободных граждан обязанность нести службу, но предоставив им некоторые послабления. Так, каждый солдат мог часть срока находиться в своем хозяйстве. Кроме этого, одни воины несли гарнизонную службу в селениях и городах, а другие находились в действующей армии. Через определенное время они менялись местами. Таким образом, солдаты не находились долго вдали от дома. Кроме этого, каждому земледельцу необходимо было участвовать в содержании укреплений и мостов.
Альфред отказался от народного ополчения. Вместо него, он стал формировать особое воинское сословие. Представители англосаксонской знати и солдаты королевской дружины освобождались от работ на земле. Дружинники становились средними и мелкими землевладельцами, на которых работали крестьяне.
Большая заслуга Альфреда состоит в том, что он начал восстанавливать старые и строить новые крепости, способные отражать атаки небольших отрядов неприятеля.
5. Теория познания
Не делая глубокого различия между проблемами метафизики и гносеологии, Фуллье не разграничивает и психологии от теории познания. Противоположение субъекта и объекта, составляющее исходный пункт сознательной жизни, вырастает на почве волевых импульсов: субъект и объект — волевое отношение; субъект — воление, не удовлетворяющееся представлением объектов, но стремящееся их модифицировать для собственных целей. Воля первичнее интеллекта: надо говорить не «Я думаю, таким образом я есть», а «Я хочу, таким образом я есть»
В ощущениях есть известные свойства, которые по мере роста и развития чувственной и импульсивной деятельности человека постепенно обращают на себя внимание, как коренные особенности его психической организации. Таковы, прежде всего, интенсивность и экстенсивность ощущений
В вопросе о происхождении пространства Фуллье близко придерживается точки зрения нативизма. Фуллье полагает, что отвлечённое понятие пространства вырабатывается постепенно опытным путём, но смутное чувство объёмности уже имеется в ощущениях. Третье измерение он считает первичным. Психологи, признающие основными лишь два измерения, «Смешивают процесс анализа идей с процессом, совершающимся в природе; плоскость им кажется более легко объяснимой, чем три измерения, между тем как в действительности она сама есть абстракция от первоначально объемного восприятия». Идея времени, по Фуллье, не есть нечто первичное для интеллекта, а скорее производное, зависящее от влечений и аффектов: «Время закрылось бы перед существом, которое не желало бы ничего, не тяготело бы ни к чему; время не есть форма представления, но форма влечения».
Генезис идей субстанциональности и причинности Фуллье ставит в связь с активным осязанием и чувством усилия. Подвергая исследованию вопрос об эволюции законов познания, Фуллье находит, что их необходимый характер необъясним из эволюции индивидуума — никакой личный опыт не мог бы породить ассоциационных связей, отличающихся логической необходимостью. Чтобы живое существо сохранялось и развивалось, нужно, чтобы природа была действительно понятна и познаваема, а также чтобы живое существо реагировало разумным образом. В противном случае не было бы приспособления к условиям жизни и не было бы предвидения. Таким образом, без коренной функции интеллекта — отождествления и различения, опирающегося на законы тождества и противоречия — познаваемость природы, приспособление к ней, предвидение явлений были бы немыслимы. Отсутствие противоречия есть также конституциональная форма мысли и воли. Для Фуллье законы тождества и противоречия — коренные функции воли («Willenskategorien»). Противоречие исключено из самой воли; закон тождества можно сформулировать так: «Я хочу то, что я хочу». С законами мышления Фуллье ставит в тесную связь закон достаточного основания и закон причинности, как специальные случаи применения принципа рациональности мира.
Первые годы после коронации
Королем Альфред Великий стал после смерти Этельреда, своего старшего брата. Произошло это в 871 году.
В Англии Альфред Великий считался самым образованным человеком среди современников. Но в начале его правления это сыграло с ним злую шутку. Дело в том, что народное доверие Альфред Великий смог завоевать благодаря своей храбрости. Став королем, он, однако, быстро его потерял. Альфред не считался с опытом и знаниями витенагемота (народного собрания). Он стремился к неограниченной власти, придумывал разные нововведения, негативно воспринимавшиеся старейшинами.
Высокомерие короля Альфреда Великого, по словам современников, было таким, что он даже не удостаивал приема просителей, не выслушивал жалобщиков, не проявлял снисхождения к слабым, считая их «ничем». Такое поведение своего правителя англосаксы воспринимали как покушение на их свободы и права.
Новый арест
Несмотря на высокую оценку научной работы, ученая степень Миреку присуждена не была, т. к. он был арестован по сфабрикованному делу. Его обвиняли в продаже коллекции гармоник Ленинградскому театру по якобы высокой цене. В результате Мирек был приговорен к году заключения в тюрьме «Кресты».
В конце 1986 г., однако, Прокуратура РСФСР своим постановлением дело прекратила в связи с отсутствием состава преступления. Ущерб, причиненный Миреку, был компенсирован, а виновные в его незаконном аресте понесли строгое наказание. В 1987 г. состоялось, наконец, присуждение ученой степени за докторскую диссертацию.
Последние годы
В начале последнего десятилетия IX в. на Англию вновь напали викинги. Их целью были плодородные земли на юге королевства. Однако Альфред и его сын Эдуард смогли не только отбить атаки неприятеля, но и полностью очистить Ла-Манш от разбойников.
Последние годы король посвятил разработке планов союза христианских держав по борьбе с язычниками-норманнами. Скончался он в Уинчестере, по разным данным, в 899 г. или 901 г.
В 1969 году вышел фильм «Альфред Великий». Режиссер Клайв Доннер постарался максимально полно рассказать о судьбе этого человека, перед которым стояла задача объединить Англию и дать отпор разбойникам викингам.
Работает
- История философии, 1875. Переведено на японский язык в 1886 году Накаэ Тёмин ( Rigaku no enkakushi理学 沿革 史).
- Современная идея закона в Германии, Англии и Франции, Librairie Hachette, 1878 г.
- Современные социальные науки, Париж, Librairie Hachette ,1885 г., 2- е изд. ( 1- е изд. 1880 г.) (4-е изд., 1904 г.)
- Свобода и детерминизм, 2- е изд., Полностью переработано и значительно улучшено, Париж, Феликс Алкан, сб. « Библиотека современной философии », 1884 г. ( издание 1890 г.)
- Философия Платона
-
- — Bordin Приз от Французской академии в 1871 году
- « Существование и развитие воли », Philosophical Review of France and the Foreigner, vol. 33,1892 г., стр. 577-600
- Заметка о Ницше и Ланге : «вечное возвращение»
- Ницше и аморализм , Феликс Алькан, сб. » Библиотека современной философии «, издание 2 (1902 г.) на википедии ; изд. 3 (1913 г.); изд. 4 (1920)
- Социальная собственность и демократия, 1884 г.
-
Будущее метафизики, основанной на опыте, Феликс Алкан, колл. « Библиотека современной философии », Париж, 1889 г.
- Нравственность, искусство и религия по М. Гюйо, Париж, Феликс Алькан, колл. « Библиотека современной философии », 1889 г.
- Эволюция идей-сил, Париж, Феликс Алькан, сб. « Библиотека современной философии », 1890 г.
- Социализм и реформистская социология
- Гуманитарные и либертарианцы с социологической и моральной точки зрения, опубликовано Огюстэном Гийо, Париж, Ф. Алькан, « Bibliothèque de Philosophie Contemporaine », 1914 г.
- Декарт — Великие французские писатели, Librairie Hachette et Cie 1893
- Политическая и социальная демократия во Франции, Феликс Алькан, сб. « Библиотека современной философии », 1910 г.
- Психология ведущих идей, Феликс Алкан, колл. « Библиотека современной философии », 1893 г.
- Канта « Морализм и современный имморализм», 1905 г.
- Темперамент и характер в зависимости от индивидуума, пола и расы, Феликс Алкан, колл. « Библиотека современной философии », 1895 г.
- Идеалистическое движение и реакция на позитивную науку, 1896 г.
- Позитивистское движение и социологическая концепция мира, Феликс Алкан, колл. « Библиотека современной философии », 1896 г.
- Психология французов, Париж, Феликс Алькан, колл. « Библиотека современной философии », 1898 г.
- Критика современных моральных систем: эволюционная мораль, позитивная мораль, независимая мораль, кантианская и неокантианская мораль, пессимистическая мораль, спиритуалистическая мораль, эстетическая и мистическая мораль, теологическая мораль, Париж, Феликс Алкан, колл. « Библиотека современной философии », 1899 г.
- Идея социальной справедливости в современных школах Revue des Deux Mondes, 4-й период, том 152, с.47-75,1899.
- Современная идея права
- Психологический очерк европейских народов
- Франция с моральной точки зрения
- Эскиз интерпретации мира
- Классические исследования и демократия, 1898 г.
- Моральная и гражданская концепция образования, 1902 г.
- Социологические элементы морали, Феликс Алкан, сб. « Библиотека современной философии », 1905 г.
Жизнь
Фуйе родился в Ла-Пуэз , штат Мэн и Луара . Он провел несколько небольших лекций по философии, а с 1864 года был профессором философии в лицеях Дуэ , Монпелье и Бордо последовательно. В 1867 и 1868 годах он был коронован Академией моральных наук за свою работу о Платоне и Сократе . В 1872 году он был избран мастером конференций в Ecole Normale и стал доктором философии в знак признания двух его трактатов: Platonis Hippias Minor sine Socratica contra liberum arbitrium argumentsa и La Liberté et le déterminisme .
Напряжение следующих трех лет непрерывной работы подорвало его здоровье и зрение, и он был вынужден уйти в отставку с должности профессора. В эти годы он опубликовал работы о Платоне и Сократе и историю философии (1875 г.); но после выхода на пенсию он развил свою философскую позицию, спекулятивный эклектизм, посредством которого он пытался примирить метафизический идеализм с натуралистической и механической точкой зрения науки.
В «Эволюционизме идей-сил » (1890 г.), «Психологии идей-сил » (1893 г.) и «Мораль идей-сил » (1907 г.) разрабатывается его учение об идеях-силах или о разуме как действующей причине через тенденцию идей реализовать себя в соответствующем движении. Этическое и социологическое развитие этой теории следует за ее физической и психологической трактовкой, особенно важным является рассмотрение антиномии свободы.
Жена Фуйе, Огюстен Фуйе , которая по предыдущему браку была матерью поэта и философа Жана-Мари Гюйо , более известна под псевдонимом «G Bruno» как автор книг для детей, в том числе учебный роман и школьный учебник Le Tour de la France par deux enfants (1877 г.).
Фуйе занял поместье Les Colombières в Ментоне , которое позже было реконструировано Фердинандом Баком . Он умер 16 января 1912 года в Лионе .
3. Социология
В социологии Фуллье — умеренный органицист. Общество, согласно Фуллье, есть психологический «договорный организм», не существующий независимо от индивидов. В процессе эволюции чувство общественной солидарности прогрессирует вместе с сознанием индивидов, в связи с чем возрастает зависимость развития общества от идеологических факторов, а также сознательной воли его членов. Высшая стадия эволюции понимается Фуллье как полное единство социального и индивидуального в условиях развитых форм договорных отношений. По Фуллье, есть три рода организмов:
- Организмы, у которых сознание смутно и рассеяно, например, суставчатые черви.
- Организмы, у которых сознание ясно и централизовано, как у высших позвоночных.
- Организмы, у которых сознание ясно и рассеяно — человеческие общества.
4. Этика
Этика Фуллье представляет собой попытку примирить крайности оптимизма и пессимизма на почве эволюционизма «идей-сил». Идея нравственного долга, связанного с абсолютно трансцендентной санкцией (например, с кантовскими постулатами — Бог, свобода воли и бессмертие), устраняется Фуллье из этики. Сближая практический эгоизм с теоретическим эгоизмом и материализмом, Фуллье полагает, полагает, что первый логически связан с уверенностью в том, что окружающие человека вещи суть мертвые машины или по крайней мере продукты мертвой материи, с которыми он может обходиться совершенно произвольно, но окружающие нас люди не машины и не продукты косной материи, и, следовательно, было бы бессмысленно обращаться с ними, как с орудиями в наших руках. Логическм подходящим образом действия для того, кто отвергает догматизм материалистический, пантеистический и спиритуалистический, является воздержание от насилия одного человека над волей другого, поскольку воля другого не посягает на волю этого человека. Система Фуллье — не только эклектическое объединение совершенно несовместимых воззрений, но она лишена органичности и глубины. Тем не менее, сочинения Фуллье изобилуют интересными и ценными мыслями.
Философия «ключевых идей»
В течение трех эссе: «Эволюция идей-сил» (1890), «Психология идей-сил» (1893) и «Мораль идей-сил» (1907), Фуйе разработал концепцию «идей-сил». в то есть ума как действенной причины склонности идей реализовываться посредством сознательных действий. Этические и социологические расширения этой теории, в частности, попытка разрешить антиномию свободы, выходят за рамки физических и психологических аспектов.
Философский проект Фуйе изначально представлен как попытка примирить позитивизм и идеализм . От позитивизма он сохраняет концепцию науки как привилегированного способа познания. Но поскольку духовные проявления человека недоступны для научной абстракции, Фуйе возвращает от идеализма позицию, согласно которой существует специфически философское знание, априорное и интроспективное, которое представляет собой единственный путь доступа к явлениям мира. знание которого непосредственно открывает нам часть самой реальности мира.
Совесть находится в Fouillee определили набор «ключевых идей». Это понятие подчеркивает активную природу ума, которая не может быть сведена к его биологическим проявлениям и не может рассматриваться отдельно от физического окружения. Его желание выйти за рамки позитивистского биологизма не приводит Fouillée к реальной приверженности к идеализму: ключевая идея не для него принципа трансцендентного, ни даже «трансцендентный» (в смысле кантовского), а естественное явление, психический и физический. характеристики — это только аспекты (внутренние и внешние). Основная идея, как психологический принцип, является внутренней по отношению к субъекту, но ее внешние проявления вполне могут стать предметом научного исследования. Его изучение с психологической точки зрения позволяет нам лучше понять глубинную природу внешних явлений.
Создание флота
Перемирие, которое было заключено с данами, на некоторое время избавило Уэссекс от набегов. Однако остальная территория страны оказалась без помощи правителя и вскоре была завоевана викингами. Альфред Великий использовал перемирие для строительства кораблей.
К 875 году был создан большой флот, силами которого датчанам было нанесено несколько поражений. Как говорится в англосаксонской хронике, Альфред Великий разбил флот Уббы (короля данов) и захватил знамя, на котором был изображен ворон бога Одина, призывающего воинов к победному походу.
Строительство кораблей было продолжено. В результате Альфред Великий создал флот, надежно защищавший королевство от викингов даже в эпоху правления Эдуарда Старшего, его сына.
Психология
Фуллье известен как исследователь народной психологии благодаря многим работам о душевном своеобразии европейских народов, в особенности французов.
В психологии Фуллье развивает точку зрения, называемую им «эволюционизмом идей-сил». Провозглашая тождество идей с теми движениями, которые они порождают, Фуллье полагает, что он избежал спиритуалистического дуализма; признавая психическое изначальным в эволюции, а механическое — производным, абстракцией от психического, он надеется избегнуть следствий теории автоматизма. Такими путями в его системе якобы примиряются свобода и детерминизм.
Согласно Фуллье, можно установить известную биомеханическую теорию чувствований, исходя из мысли Спенсера, по которой удовольствие, вообще говоря, связано с повышением жизнедеятельности, а страдание — с понижением её. Жизнедеятельность зависит от двух факторов — питания (накопления) и работы (траты); отсюда возможны четыре случая, если рассматривать отношение энергии затраченной к накопленной:
- Излишек накопления и недостаток траты (не в меру откормленный, но бездеятельный ребенок) — в итоге отрицательное страдание (неудовлетворенность).
- Увеличение траты вслед за соответствующим приростом питания (удовольствие детей при движении и игре) — в итоге положительное удовольствие.
- Приращение траты при недостаточном восстановлении (чрезмерно быстрый бег) — положительное страдание.
- Отсутствие траты, следующее за истощением — отрицательное удовольствие или покой.
Подобный же биомеханический схематизм Фуллье применяет и к вопросам характерологии.
Король Англии
Повествование начнем с легендарного правителя Уэссекса Альфреда Великого.
Родился этот человек в 9 веке, в эпоху Средневековья. Его детство прошло в королевском поместье Ванатинг (в настоящее время Вантедж, Оксфордшир). Альфред Великий был младшим сыном Этельвульфа (короля Уэссекса) от первого брака с Осбургой.
Еще в раннем детстве будущий правитель познакомился с трудами древних писателей, изучил несколько иностранных языков. По настоянию отца в 853 году Альфред посетил Рим, где встретился с папой Лев IV. Следующая поездка в Рим состоялась в 855 г. Тогда Альфреда сопровождал его отец.
В детстве будущий король был слаб здоровьем, но обладал крутым характером. С самых ранних лет он отправлялся на охоту, закалял себя упражнениями, стараясь не отставать от братьев. К 20 годам его считали мужественным и опытным воином.
2. Философия
В своей эклектичной метафизике Фуллье пытался объединить различные философские направления при помощи «метода примирения» («méthode de conciliation»). Этот метод заключается в стремлении получить единое целое путём обработки самых разнородных и на первый взгляд совершенно непримиримых между собой воззрений. Английский эволюционизм, французский позитивизм, немецкий волюнтаризм и даже платоновский идеализм объединяются им в своеобразное целое — имманентный монизм. Метафизика Фуллье является панпсихизмом, но не в виде монадологии (так как Фуллье не предполагает в основе мирового процесса никакой множественности непротяжённых и вневременных сущностей), а в виде гилозоизма (то есть одухотворения материи, где психические свойства являются как бы непосредственными атрибутами материи). Уменьшая грани между метафизикой и теорией познания, Фуллье называет свою систему «метафизикой, основанной на опыте».
По Фуллье, душевное состояние есть истинная сущность вещесть, движущая сила свободных и в то же время закономерных событий, подлинный фактор развития, ядром которого являются воля, стремление. Основными факторами мирового процесса Фуллье признаёт особые духовно-волевые состояния, «идеи-силы» (idees-forces), реализующиеся через понимание и признание их массами. Признавая огромное значение за эволюционизмом Спенсера, он в то же время осуждает в нём материалистическую непоследовательность мысли, утверждая, что сознание является не чем-то производным из предсознательных элементов, а первичным, не выводимым ни из какой комбинации частиц материи. Провозглашая за позитивистами безусловную закономерность всех явлений, Фуллье в то же время осуждает одностороннее механическое истолкование всех мировых процессов, считая, что механизм мирового процесса с психической стороны связан с теологией. Представляя мировой процесс как эволюцию множественности психических индивидуальностей, Фуллье особенно подчёркивает в духовном развитии роль воли.
Идеи Фуллье являются динамическими факторами, определяющим образом влияющие как на естественные события, так и на ход исторического и культурного развития. В 1867 и 1868 гг. его труды о Платоне и Сократе были премированы академией наук.
Педагогическая деятельность
В 1945 г. Альфред Мирек начинает самостоятельно учиться играть на аккордеоне. Освоив игру, он дает сольные концерты, работает концертмейстером, сопровождает постановки в театре им. Чернышевского в Борисоглебске.
Осенью 1946 г. Мирек возвращается в Москву. Здесь он поступает в педагогической училище, которое успешно заканчивает через 4 года. Еще будучи студентом, в 1947 г. Альфред работает педагогом музыкальной школы и руководителем оркестра аккордеонистов. В 1967 году Мирек окончил столичный Институт культуры. Здесь он учился на факультете баяна-аккордеона, занимаясь одновременно преподавательской работой по классу аккордеона и баяна.