Научные достижения
В рамках своего продвижения эмпирических методов и своих антиаристотелевских и антикартезианских взглядов он был ответственен за ряд научных «первых»:
- В 1629 году он объяснил паргелию кристаллами льда.
- В 1631 году Гассенди стал первым человеком, наблюдавшим прохождение планеты по Солнцу, наблюдая прохождение Меркурия , предсказанное Кеплером . В декабре того же года он наблюдал за прохождением Венеры , но это событие произошло, когда в Париже была ночь.
- Использование камеры-обскуры для измерения видимого диаметра Луны.
- Сбрасывание камня с мачты корабля (в Демоту ) сохраняет горизонтальный импульс, устраняя возражение против вращения Земли .
- Измерение скорости звука (с точностью около 25%), показывающее, что она не зависит от высоты тона.
- Удовлетворительная интерпретация эксперимента Паскаля Пюи-де-Дом с барометром в конце 1640-х годов; это предполагает, что созданный вакуум возможен.
- Он утверждал и защищал (в «Syntagma philosophiae Epicuri», 1649 г., см. « Философские сочинения» ниже) представление о том, что материя состоит из атомов, вслед за Эпикуром.
В дополнение к этому он работал над определением долготы по лунным затмениям и над улучшением таблиц Рудольфина . Он обратился к вопросу о свободном падении в De motu (1642 г.) и De ratione qua gravia solutionntia accelerantur (1646 г.).
Пьер Гассенди
22 января 1592 г. – 24 октября 1655 г.
Французский философ-материалист, математик и астроном Пьер Гассенди родился в Шантерсье, Прованс. Благодаря выдающимся способностям он уже в 16 лет был учителем риторики в г. Дин во Франции. Здесь же он принял духовный сан и стал аббатом. Профессор теологии в Дине (с 1613), философии в Эксе (с 1616). Свой курс философии он строил таким образом, что сначала излагал учение Аристотеля, а потом показывал его ошибочность. Открытия Коперника и сочинения Джордано Бруно окончательно убедили Гассенди в непригодности аристотелевской физики и астрономии. Критике аристотелевской системы Гассенди посвятил своё сочинение «Exercitationes paradoxicae adversus Aristoteleos» (Гренобль, 1627); от окончания этого сочинения он должен был отказаться, поскольку нападать на Аристотеля и защищать Коперника было в то время небезопасно. В частности, в постановлении Парижского парламента от 4 сентября 1624 г., вызванном попыткой организовать в Парижском университете публичный диспут о корпускулярной теории, запрещалось под страхом смертной казни «утверждать и преподавать положения, направленные против древних и признанных авторов и устраивать диспуты без одобрения докторов теологического факультета». Еще до издания своей книги Гассенди оставил кафедру и жил то в Дине, где был каноником кафедрального собора, то в Париже, откуда совершил поездку в Бельгию и Голландию. В 1645 г. стал профессором математики в Королевском колледже в Париже.
Пропагандируя атомистику и этику Эпикура, Гассенди возражал против теории врождённых идей и всей метафизики Р. Декарта с позиций материалистического сенсуализма. Философская система Гассенди состоит из логики (устанавливающей признаки истины и пути, ведущие к её познанию), физики и этики (учения о счастье). По учению Гассенди, всё существующее состоит из атомов и пустоты и находится в пространстве, как бесконечной возможности наполнения, и времени; время и пространство никем не сотворены и не могут быть уничтожены, в отличие от атомов, которые, по Гассенди, созданы богом. Число атомов и их форм конечно и постоянно (поэтому количество материи постоянно), но число форм меньше числа атомов. Различие атомов (кроме формы) заключается в различии их главного свойства – веса или прирождённого внутреннего стремления к движению. Атомы непрерывно движутся в пустоте и сталкиваются друг с другом. Тела состоят не из первичных атомов, а из их соединений, которые Гассенди называл «молекулами» (от слова moles – «масса»). Группируясь, атомы образуют все тела вселенной и являются, следовательно, причиной не только качеств тел, но и их движения; ими обусловливаются все силы природы. Так как атомы не рождаются и не исчезают, то и количество живой силы в природе остается неизменным. Когда тело в покое, сила не исчезает, а только пребывает связанной, а когда оно приходит в движение, сила не рождается, а только освобождается. Действия на расстоянии не существует, и если одно тело притягивает другое, не соприкасаясь с ним, то это можно объяснить так, что от первого исходят потоки атомов, которые соприкасаются с атомами второго. Согласно Гассенди, не только материальные тела, но и «невесомые флюиды», в частности теплота, свет, также состоят из атомов. Душа, по мнению Гассенди, состоит из особых атомов, рассредоточенных по всему телу. Основой познания служат показания органов чувств (ощущения).
Философия Гассенди, в частности его атомистическое учение, в некоторых отношениях представляла собой попытку примирить материалистические представления о веществе и пространстве с религией. Гассенди искал компромисс между допущением вечности пространства и атомов и существованием бога, который их сотворил. Атомное учение Гассенди было в общем благожелательно принято естествоиспытателями XVII в. Многие из них, в том числе, в том числе Р. Бойль, И. Ньютон, Р. Гук, основываясь на построениях Гассенди, излагали в своих трудах корпускулярные учения.
Просмотры
По словам Габриэля Даниэля , Гассенди был немного пирронианцем в вопросах науки; но это было неплохо. Он писал против магического анимизма Роберта Фладда и судебной астрологии . Он стал недоволен перипатетической системой, ортодоксальным подходом к натурфилософии , основанным на трудах Аристотеля . Гассенди разделял эмпирические тенденции эпохи. Он внес свой вклад в возражения против аристотелевской философии, но подождал, чтобы опубликовать свои собственные мысли.
Остаются некоторые разногласия относительно того, в какой степени Гассенди был приверженцем так называемого libertinage érudit , ученого свободомыслия , характерного для парижского кружка « Тетрада» , к которому он принадлежал вместе с Габриэлем Ноде и двумя другими ( Эли Диодати и Франсуа де ла Мот Ле Вайе ). Гассенди, по крайней мере, принадлежал к фидеистскому крылу скептиков, утверждая, что отсутствие определенного знания предполагает место для веры.
В своем споре с Декартом он, по-видимому, считал, что свидетельство чувств остается единственным убедительным свидетельством; тем не менее он утверждает, что естественно, исходя из его математической подготовки, что доказательства разума абсолютно удовлетворительны.
Ссылки
- Комментарий семнадцатого по девятнадцатый век
- Бужерель, Жозеф (1737). Vie de Pierre Gassendi (на французском языке). Париж: Imprimerie de Jacques Vincent.
- Иоганн Готлиб Буле , Geschichte der neuern Philosophie , (1802) iii. 1, 87-222
- Жан Филибер Дамирон , Воспоминания об истории философии XVII века (1864 г.)
- Фейербах, Людвиг (1833 г.). Geschichte der neuern Philosophie фон Бэкона фон Верулама бис Бенедикта Спинозы . Ансбах: К. Брюгель. стр. 127–150 . Проверено 5 февраля 2012 г. .
- Фиске, Оноре (1864 г.). Папская Франция: Metropole d’Aix: Digne , 1re partie: Digne et Riez (Париж: Étienne Repos 1864).
- К. Гюттлер , «Gassend oder Gassendi?» в Archiv für Geschichte d. Филос. Икс. (1897), стр. 238–242.
- FX Kiefl , P. Gassendis Erkenninistheorie and seine Stellung zum Materialismus (1893) и «Скептицизм Гассенди» в Philos. Ярб. ви. (1893)
- Генрих Риттер , Geschichte der Philosophie , (1851) X. 543-571
- Пьер-Феликс Тома , Философия Гассенди (Париж, 1889 г.)
- Комментарий двадцатого и двадцать первого веков
- Альберти Антонина (1988). Сенсация и реальность. Эпикуро и Гассенди , Флоренция, Лео Ольски. ISBN 88-222-3608-4
- Оливье Блох (1971). Философия Гассенди. Номинализм, материализм и метафизика , Ла Хэй, Мартинус Нийхофф, ISBN 90-247-5035-0
- Джордж Сидни Бретт (1908). Философия Гассенди , Лондон, Макмиллан
- Барри Бранделл (1987). Пьер Гассенди. От аристотелизма к новой натуральной философии , Дордрехт, Спрингер
- Франц Даксекер (2004). Физик и астроном Кристоф Шайнер: биография, письма, работы , Инсбрук, публикации Инсбрукского университета 246, ISBN 3-901249-69-9
- Сол Фишер (2005). Философия и наука Пьера Гассенди , Лейден/Бостон, Брилл. ISBN 978-90-04-11996-3
- Линн Сумида Джой (1987). Гассенди-атомщик: защитник истории в эпоху науки , Кембридж, Великобритания / Нью-Йорк, издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-52239-0
- Антония Лолордо (2007). Пьер Гассенди и рождение ранней современной философии , Кембридж, Великобритания / Нью-Йорк, издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-86613-2
- Марко Мессери (1985). Causa e spiegazione. Физика Пьера Гассенди , Милан, Франко Анджели. ISBN 88-204-4045-8
- Маргарет Дж. Ослер (1994). Божественная воля и механическая философия: Гассенди и Декарт о случайностях и необходимости в сотворенном мире , Кембридж, Великобритания / Нью-Йорк, издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-46104-9
- Рольф В. Пастер (1991). Britische Gassendi-Rezeption am Beispiel John Lockes , Frommann-Holzboog. ISBN 3-7728-1362-3
- Лиза Т. Сарасон (1996). Этика Гассенди: свобода в механистической вселенной. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета.
- Райнер Тэк (1974). Untersuchungen zum Philosophie- und Wissenschaftsbegriff bei Pierre Gassendi: (1592–1655) , Meisenheim (am Glan), Hain. ISBN 3-445-01103-6
- Пьер Гассенди (1654 г.). Жизнь Коперника (1473–1543). Человек, который не изменил мир , с примечаниями Оливера Тиля, XulonPress, 2002, ISBN 1-59160-193-2
- Третичные источники
Эта статья включает текст из публикации, находящейся сейчас в общественном достоянии : Chisholm, Hugh, ed. (1911). « Гассенди, Пьер ». Британская энциклопедия . Том. 11 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 503–504.